Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Цвет и свет в лирике Фета

Притягательность русской лирики

Русская поэзия 19 века обладает особой притягательностью. Читающая Россия открывает для себя дарования Фета, чье творчество отличается непосредственностью и оригинальностью. Сложные задачи психологического и философского характера, как отмечает автор данной работы, диктовали поэту необходимость искать новые изобразительные средства. Автор работы отмечает, что Фет должен был помочь читателю увидеть «поле души человеческой». Передает он его при помощи цвета и света. Целью данной работы является анализ цветосветовой гаммы в лирике Афа насия Афанасиевича Фета.

В работе дается анализ почти 200 стихотворений, в которых более 150 упоминаний и названий 17 и оттенков. Также автором работы дается интересная статистика использованных цветов. Каждый цвет в лирике Фета имеет свое значение, об этом автор работы также сообщает. Особое внимание в работе уделяется характеристике освещения предметов в лирике Фета. Дается анализ словообразования на основе цветовой гаммы.

Поэзия всегда была интересна читателям. Наиболее интересным поэтом 19 века является А. А. Фет и личность, и судьба, и творческая биография данного поэта необычны и полны загадок. Не которые из них до сих пор не разгаданы. Чистая поэзия, тонкий лиризм и жизненный практицизм , жизнь поэта пол ная драматизма и противоречий, часто неожиданная в своем движении и переходах – все эти парадоксы переполняются в одном человеке, вызывая к нему неоднозначное отношение.

Притягательность русско й лирики

Вторая половина XIX столетия - замечательный период в истории нашей отечественной поэзии. В эти годы заявил о себе крупное созвездие поэтов, внёсших в самобытный, богатейший вклад в русскую классику. Это время недаром называют эпох ой прозы, великими достижениями в становлении жанра романа. Однако в обзоре литературы за 1842 год В. Г. Белинский подвёл невесёлый итог: «. Прошлый год был не богат стихами, а будущий - это можно сказать смело - будет ещё беднее. Лермонтова уже нет, а другого Лермонтова не предвидится. Хоть сов сем не пиши стихов. »

Но даже при отсутствии внеш него яркого выражения поэзия и в 40-е годы подспудно само определялась, набирала силу, пыталась согласоваться с новой, грандиозной по ломке и свершениям эпохой. Именно в эти годы из будничных наблюдений, прозаических интонаций складывалось своеобразие поэтического мира Н. А. Некрасова, А. А. Фета, Я. Полонского, А. Майкова.

В 50-е годы развернулись поэтические индивидуальности, оригинальные и часто неожиданные. Читающая Россия открыла для себя дарования А. А. Фета, Н. Огарёва, Н. Добролюбова и Н. Михайлова. Такое одновременн ое сложное существование разных имён и направлений в поэзии говорит о необычайной широте содержательного диапазона литературы II-ой половины XIX века.

Из всех названных поэтов больше заинтересовало меня своей непосредственностью, оригинальностью, иногда даже трагичностью лирика Афанасия Фета. Читатель, только что знакомящийся с его творчеством, впервые раскрывающий его томик, сразу же вступает в беседу с ним самим. Услышав искреннейший голос, голос самого сердца, читатель оценит непосредственность Фета, естественность лирики. Но Фет ставил задачу ещё его лирических мотивов. Потом, когда читатель начнёт по- настоящему вчитываться в стихи, перед ним предстанет некая миниатюрная энциклопедия чувств и мыслей. Он оценит Фета как сильного поэтического аналитика. Сложные задачи психологического и философского характера диктовали поэту необходимость искать новые, невиданные доселе изобразительные средства.

«А мне всё тут непонятно. Я не понимаю связи между любовью и снегом», - жаловался на Фета один из критиков. А межу тем уловления связи между «любовью и снегом» было новшеством, равным и для прозы, и для поэзии.

Фет - поэт природы в очень широком смысле. В более широком, чем просто лирик - пейзажист. Сама природа в его лирике социально обусловлена. И не только потому, что Фет отгораживался, уходя в природу, от жизни во всей её полноте. Он вообразил в русской лирике более чем кто-либо свободно е отношение природе.

Поэзия Фета органично входила в свою эпоху, рождалась ею и связывалась многими нитями с искусством того времени.

Н. А. Некрасов, хотя и не равняя, но, сравнивая Фета с Пушкиным, писал: «Смело можем сказать, что человек, понимающий поэзию и охотно открывающий душу свою её ощущениям, ни в одном русском авторе, после Пушкина, не почерпнёт столько поэтического наслаждения, сколько доставит ему г. Фет».

Фет открывает и выявляет богатство человеческой чувственности, того, что существует помимо ума и умом не контролируется.

Также одной из особенностей поэзии Фета является его любовь к мигу. Поэт очень дорожит мигом. Давно его назвали поэтом мгновенья.

В своих строках Фет очень ярко описывает пейзаж средней полосы России. И одного этого было бы достаточно, чтобы имя его запечатлелось в истории нашей более грандиозную: за полем в прямом смысле слова читатель должен был увидеть поле души человеческой. Ради этого Фет растирал краски на своей палитре, ради этого присматривался и прислушивался и приникал к деревьям и травам, к кустам и рекам. В гармоническом сочетании он даёт и природу и воспринимающего её человека.

Цвет и свет - наиболее яркие признаки поэзии Фета. Благодаря его способности перед ать читателю всё в цвете и свете, каждое его стихотворение становится находкой, пусть малой, частной, но находкой, и её ценность - в соответствии данному переживанию, именно этому чувству в его неповторимости.

Цель данной работы - анализ цветосветовой гаммы в лирике Афанасия Афанасиевича Фета

Слово о лирике А. А. Фета

Цвет и свет в лирике А. А. Фет а.

Трудно найти человека, который не любил бы поэзию. Тончайшие движения души, блеск мысли, родной близ кий мир, добро и зло, высочайшая нравственность - об этом лучшие стихотворные строки замечательных русских поэтов.

Открытием для меня стало имя Афанасия Афанасьевича Фета, поэта середины XIX века.

Фет - «певчая птица», по словам Н. А. Некрасова.

«Он захватывает вечные мировые вопросы так глубоко и с такой шириной, что на человеческом языке не хватает слов, которыми можно было бы выразить поэтическую мысль, и остаются только звуки, намёки и ускользающие образы», - писал критик Цертелев.

Меня в лирике Фета привлекла цветовая гамма, которой поэт раскрасил мир - природу, человека.

Фетовские краски образуют многоцветную, щедрую на сочные тона и нежные оттенки «радугу». Поэт использует цветовые сочетания всегда очень в меру, лаконично, но тем создаёт ощущение неповторимости образа.

В критической литературе данная тема подробно не рассматривается. Поэтому цель моей работы - анализ цветосветовой картины мира в лирик е А. А. Фета.

Мною прочитано почти 200 стихотворений, в которых я обнаружила более 150 упоминаний и названий 17 цветов и оттенков.

Интересная статистика использованного цвета: белый - 38 золотой -23 чёрный- 13 зелёный - 11 красный, пурпурный, багровый - 15 серый-10 прозрачный и серебряный - по 9,

Цвета в лирике А. А. Фета. а также синий, жёлтый, розовый, пёстрый, яркий и светлый

Но зарница уж теплится яр ко Голубым и жёлтым огнём.

(«Вечер»)

И, забывая век свой бурный , По пёстрой отмели бежит.

(«Прибой») Золотые переливы Струй дрожащего стекла!

(«Пва»)

Что придаёт данный цвет предмету, ощущению; какие чувства он вызывает у читателя? За что полюбил поэт цвет белый, казалось бы, нейтральный?

Вот «побелевшие яблони сад а» (стих «Цветы») - традиционный эпитет, но в нём скрыто движение, весенний процесс расцвета природы.

Как много белого цвета видит поэт в окружающей природе:

Где храм оставленный подъял свой купол белый И по колоннам вверх кудрявый плющ бежит

(Греция)

Кряхтит и крестится, схватившись за кольцо, И хлопья белые летят ему в лицо.

(Вот утро севера - сонливое, скупое. ) Чудная картина, Как ты мне родна: Белая равнина , Полная луна.

(Чудная картина) То будто бы белый мой город, Мой город знакомый, родной.

(Воздушный город)

Уснуло озеро; безмолвен чёрный лес; Русалка белая небрежно выплывает

(Уснуло озеро; безмолвен чёрный лес) Белое в портрете героинь и героев лирики подчёркивает тонкость, изящество, и нежность лирических персонажей:

Что за головка у ней, за белые плечи и руки! Что за янтарный отлив на роскошных изв ивах волос! (Право, от полноты души я благодарен соседу)

Белую, полную ручку легко распознают соседи, Скажут: она у него в комнате тайно была. (Лозы мои за окном разрослись живописно и даже)

Левая навзничь упала, и белые формы на тёмной Зелени трав благовонных во всей полноте рисовались

(Влажное ложе покинувши, Фет златокудрый направил)

Я ждал, - она пойдёт с колчаном и стрелами Молочной белизной мелькая меж древами.

(Диана)

Весь был разодран хитон, о круглённые бёдра белели, Будто бы мрамор, приявший изгибы от рук

Праксителя

(Влажное ложе покинувши, Ф ет златокудрый направил)

Тяжкое что-то над шеею белою Плавает, давит меня!

(Зеркало в зеркало, с трепетным лепетом)

Иногда рядом с белым появляется что-то более яркое, приковывающее внимание читателя:

Ярко блестящая пряжка над белою полною грудью

Девы хариты младой - ризывя зала концы.

(Сон и Позифая)

Изваян полночью, - иль туч и вихрей дальних На белых берегах и полыньях зеркальных.

(На пажитях немых люблю в мороз трескучий)

Белый цвет в некоторых стихах придает особый оттенок, придающий предмету вид драгоценности:

Приподнятая грудь, жемчужный ряд зубов, И огненный зрачок, и бархатная бровь.

(К красавцу)

До луны жемчужной пеной мещут И алмазной пылью водомёты.

(Фантазия)

Совсем иное настроение возникает, когда поэт вместо белого использует близкое ему прилагательное «бледный»: нечто болезненное, несчастное, сочувственное. Движение бледненькой ручки И роб ко опущенный взгляд.

(Деревня)

Всё бледней становилась она, Сердце билось больней и больней. ( На заре ты её не буди

Прощенье смолкающих пташек, И месяца бледный восход.

(Деревня)

И кудри пышные, беспечностью завиты, И бледное чело, и нежные ланиты

(К красавцу)

По контрасту со скромным белым цветом рассмотрим использованные Фетом от тёплого, розового до горячего багряного оттенки.

Окрашенное розовым предстаёт нежным. Любовным чувством не только по отношению к человеку.

Больше прекрасного, чем в нескольких стах фолиантах, Знаю, что сладкую жизнь пью с этих розовых губ

(«Скучно мне вечно болтать о том, что высоко, прекрасно. »)

Влажное ложе покинувши, Феб златокудрый направил

Белых коней, Фастонову гиб ель, за розовый

(«Влажное ложе покинувши, Феб златокудрый поправил. »)

Зачем ты сидел меж нами у с тола?

Тут в розовом венке и Лиди я была.

(«Питомец радости, покорный наслажденью. »)

Высоко на розовом небе Над тёмной уснувшей землёй

(«Воздушный город»)

Красным оказываются совершенно неожиданные предметы

На той черте, уже безвредный, Не докатясь до красных скал

(Прибой)

Краснеет липа в высоте, Сквозя, березник чуть желтеет

(«Ещё весны душистой нега»)

Прилагательное «алый» в стречается в сочетании с устаревшими словами и существительными с уменьшительно-ласкательными суффиксами:

Клубятся тучи, млея в блеске алом, Хотят в росе понежится поля

(«Степь вечером»)

Щёчки редеют алым жаром , Собель инеем покрыт

(«Щёчки редеют алым жаром»)

Стихия природы, кипящие страсти охватывают читателя, встречающего «огненный зрачок» красавца:

Приподнятая грудь, жемчужный ряд зубов, И огненный зрачок, и бархатная бровь

(«К красавцу») завороженного «молнией багровой»: Направляет шаткий бег, И под молнией багровой

(«Геро и Леандр») и «пурпурной полосой огня» :

Пурпурной полосой огня Прозрачный озарён закат

(«Жди ясного на завтра дня. » ) восхищённого «пурпурным в иноградом»:

И крови не вкусившему тигрёнку Даёт лизать пурпурный виноград («Золотой век») и «багряным маком»:

Так плещей на багряном ма ке Крылом лазурным мотылёк («У камина »)

Роль света в стихотворениях А. А. Фета

Особое внимание уделено характеристике освещения предметов в лирике А. Фета. Здесь выбор значительно меньше, чем цветовая гамма.

Дневной свет характеризуется как яркий, белый:

И яркий белый свет начнёт в глазах мелькать И ложных признаков заблещут вереницы. («Не спится. Дай зажгу свечу. К чему читать?. »)

На пажитях немых люблю в мороз трескучий При свете солнечном я снега блеск колючий («На пажитях немых люблю в мороз трескучий. »)

Ночной свет - это, прежде все го звёздный и лунный:

Тонкие змейки серебра блещут на влаге уснувшей.

Звёздное небо во мгле дальнего облака ждёт. («Долго ещё прогорит Веслера скромная лампа. »)

Друг мой! В сиянье ночно м Как мне печаль превозмочь?

(«Тихая звёздная ночь. »)

Тихая, звёздная ночь, Трепетно светит луна; Сладки уста кра соты В тихую, звёздную ночь.

(«Тихая звёздная ночь. »)

Правда, ночь при свете лунном Холодна, тиха, ясна

(«Знаю я, что ты малютка. »)

Бриллианты в свете лунном, Бриллианты в небесах

(«Знаю я, что ты малютка. »)

Постой! Здесь хорошо! Зубчато й и широкой Каймою тень легла от сосен в лунный свет («Постой! Здесь хорошо! Зубчатой и широ кой. »)

Лунный свет сверкает ярк о, Осыпая мрамор плит

(«Венеция ночью»)

Лунному свету мешают рас сыпаться по зем! сам ж

Светом осыпанный весь, ч ёрен, дрожит на т» («Любо мне в комнате ночью стоять у окошка в потёмках. »)

Неоднократно встречаетс я выражение «яркие искры»

И летит, свиваясь в коль ца, В ярких искрах длинный змей

(«Змей»)

Я в моих тебя вижу все сн ах С той же яркою искрой в глазах

(«Я в моих тебя вижу все снах. »)

Прилагательное «яркий» употреблён поэтом даже в сочетании с названием предме та, который не может быть таковым:

Между ветвями - и вниз её з олочёные стрелы Ярким стремятся дождём, иль одинокий л ист* («Любо мне в комнате ночью стоять у окошка в потёмках. »)

И знай - низойдут их ярки е лучи Ко мне трепетом, и песней

(«Ты расточительна на милые слова. »)

Пурпурной полосой огня Прозрачный озарён закат.

(«Жди ясного на завтра дня. » )

Скользит туман прозрачны й над рекой, Как твой покров, свиваясь и белея

(«Последний звук умолк в ле су глухом. »)

Тускнеют угли. В полумра ке Прозрачный вьётся огонёк. («У камин а»)

И над громадой ночью, бледн а и вдохновенна, Как ясновидящая шла.

(«Ответ Тургеневу»)

Как призрак дня, ты, бледн ое светило, Восходишь над землёй.

(«Растут, растут причудлив ые тени. »)

Бледен лик твой, бледен, д ева! Средь упругих волн напева

(«Геро и Леандр»)

Молода и черноока, С бледной смуглостью ланит

(«Цыганке»)

До бледнеющих туманов Пролегает путь родной

(«Тёплый ветер тихо веет. ») это придаёт существительному особую эмоциональность.

Вообще у А. Фета радуга красок расширяется за счёт акти вного использования «нецветных» прилагательных, рису ющих, однако, яркую картину природы. Это эпитеты «светл ый», «прозрачный», «бледный»:

Встают предо мною, вста ют За рамой две светлых головки («Шарм анщик»)

И носятся светлые звуки И льнут к моему изголовью

(«Какие-то носятся звуки. »)

Светлые кудри чела упада ли на грудь, осеняя Мёртвую силу лица и глубоко-смертел ьную язву.

(«Влажное ложе покинувши, Феб златокудрый направил. »)

Листья полны светлых на секомых, Всё растёт и рвётся вон из меры

(«Фантазия»)

И, проникая стекло, нарису ет квадраты лучами По полу, комнату всю дымом прозрачным поя («Любо мне в комнате ночью стоять у око шка в потёмках. »)

Что за ночь! Прозрачный в оздух скован; Над землёй клубится аромат

(«Что за ночь! Прозрачный во здух скован. »)

Уснули рыбаки у сонных ого ньков; Ветрило бледное не шевельнёт ни сладкой («Уснуло озеро; безмолвен чёрный лес. »)

В этом же ряду стоит и при лагательное «серебристый», «серебряный»:

Сквозь серебряные слёз ы Ярче нега их огня

(«Полно спать: тебе две розы. »)

Но помнишь ли? - весной гре мела песнь лесная И кликая соловей серебряные сны

(«О друг, не мучь меня жесток им приговором!. »)

Какая ночь! Как воздух ч ист, Как серебристый дремлет лист

(«Какая ночь! Как воздух чис т»)

И с приливом серебристым, С лучом, просящимся во тьму

(«Равель»)

Он бросился - и с влаги во змущённой И исчез сребристый лик.

(«Забудь меня, безумец иступленный. »)

И женской прихоти, и сере бристых грёз, Невысказанных мук и непонятных слёз.

(«Муза»)

Прижался заяц серебристый («Лес»)

Они не только отмечают ос обенность белого цвета, но акцентируют внимание на дра гоценном сиянии предмета.

Словообразование на основе цветовой гаммы

В стихотворениях А. А. Фета встречаются сложные прилагательные, созданные на осн ове цветовой гаммы:

Со степи зелено-серой Подымается туман

(«Первая борозда»)

В последний раз зелено- медный Сверкает средиземный вал

(«Прибой»)

Вчера я шёл в ночи и помню очертанье

Багряно-золотистых туч

(«Ответ Тургеневу»)

Чешет косу, моет шею

Чернобровая вдова

(«Змей»)

Взирать на сонный Рим, на вечный славы град, На желтоводный Тибр, на группы колон над («Диана»)

Влажное ложе покинувши, Фе б златокудрый направил

Быстрых коней, Фастонову г ибель, за розовый

(«Влажное ложе покинувши, Феб златокудрый направил. »)

(Трижды его обежавши, лоза о кружала кистями), - Юношу он на траве увидал: белоснежные члены

(«Влажное ложе покинувши, Феб златокудрый направил. »)

С тем же бледно-прозрач ным лицом, С тем же розовым белым венцом

(«Я в моих тебя вижу всё снах. »)

Красноглазый кролик Любит его

(«Я люблю многое, близкое се рдцу. »)

Я знал её малюткою кудр явой, Голубоглазой девочкой, она

(«Я знал её малюткою кудряв ой. »)

Страшный вал белоголов ый С ревом прыгает на берег

(«Геро и Леандр»)

И хотя некоторые из них тра диционны

Я знал её малюткою кудр явой, Голубоглазой девочкой, она

(«Я знал её малюткою кудряв ой. »)

Чешет косу, моет шею Чернобровая вдова («Змей») Красноглазый кролик Любит его

(«Я люблю многое, близкое сер дцу. ») другие сложные прилагательные у Фета становятся оригинальными эпитетами.

Характерное состояние геро я лирики Фета - это состояние эстетической восторженно сти. Восторженная привязанность к природе уводит геро я в мир красоты. Такой же властью над ним обладает и женс кая красота. Для него созерцание лица любимой женщины с родни бесконечному любованию природой. Поэзия Фета выражает жизнь чело веческой души. Поэзию Фета отличают мужественность, разнообразие ритмо в и звуков. В этом же ряду и его цветовая радуга.

Уже отмечена близость лири ки Фета и Пушкина. Однако в прочитанных 40 стихотворения х А. С. Пушкина нам встретилось только 8 упоминаний цвета.

Седой туман, валы Серебристые облака Златые времена

Тёмный сад Светлые ручьи Лазурные равнины

Багряный убор Море синее

Янтарный блеск Л ее. чернеет Ель. зеленеет

Лето красное Багровый цвет Зелёная сем ья

Как же писал великий поэт, что это (редкое название цвет а) кажется невероятным при колоссальной эмоционально й нагрузки его лирики!

Стихотворения А. А. Фета, те м не менее, открыли нам удивительный мир света и красок.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)