Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Цвет и свет в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Цель: выявить функционально-стилистическую направленность языковых средств, обозначающих цвет и свет в романе.

Задачи:

1) отобрать языковые средства, называющие цвет и свет в романе;

2) классифицировать отобранный материал;

3) определить особенности функционирования данных языковых единиц в тексте.

Методы исследования:

1) семантико-стилистический анализ языковых единиц;

2) контекстуальный анализ лексических единиц.

Актуальность выбранной темы: Роман «Преступление и наказание» уже достаточно разносторонне исследован. Есть работы, посвященные образу Петербурга, «двойникам» Раскольникова, детям на страницах романа. Однако исследований цвето- и светообозначений практически нет. Поэтому в данном докладе будут анализироваться языковые средства, называющие цвет и свет.

Роль цвето- и светообозначений в жизни человечества

Природа наделила людей уникальной способностью видеть окружающий мир в ярких красках. Человеческий глаз может различать до нескольких тысяч цветов и оттенков. В древности этот дар люди воспринимали как чудо, сотворенное всевышними божествами. Северные народы с восхищением наблюдали за переливами полярного сияния, а те, что жили южнее, преклонялись после дождя перед семицветной радугой.

Но в неведении люди жили недолго. В 1676 году известный ученый Исаак Ньютон пропустил через трехгранную призму обычный солнечный свет. Оказалось, что в кажущейся бесцветности этого света заключена вся гамма красок от красной до фиолетовой. Получается, что «цвет есть свет, в том или другом отношении ограниченный тьмою».

Свет можно определять разными понятиями. Но в первую очередь, это физическое явление, «лучистая энергия, делающая окружающий мир видимым». Свет могут излучать как естественные, так и искусственные источники.

Цвет определяется как «один из видов красочного радужного свечения». ² Все цвета можно разделить на ахроматические и хроматические. Ахроматические (или бесцветные) – это белый, черный и серый цвета. Они отличаются друг от друга только по светлоте. Хроматические цвета – цвета солнечного спектра и все их оттенки.

Ощущение цвета не что иное, как чисто психологическое явление. Как такового, цвета не существует, есть только световые волны различной длины, а цвет – всего лишь результат деятельности глаз и мозга.

На протяжении всего развития человечества каждая эпоха характеризовалась своей символической картиной мира, особую символику имели и цвето-и светообозначения. Например, у жителей Азии цвета указывали на стороны света, в Греции краски обозначали темпераменты: красный – сангвиник, желтый – холерик, белый – флегматик, черный – меланхолик. В различных религиозных течениях символика также была неодинакова: в христианстве белый цвет – символ чистоты и непорочности, а у буддистов он считается траурным. А вот источники света: Солнце, Луна, Звезды – всегда являлись для людей небесными божествами.

Роль цвето- и светообозначений в литературе

Языковые средства, обозначающие цвет и свет, доступны не только разуму, но и чувству. Они располагают очень большими изобразительными возможностями. «Цвета действуют на душу, могут возбуждать мысли, которые нас успокаивают или волнуют, печалят или радуют». Именно благодаря этим свойствам многие поэты и писатели обращались в своем творчестве к цвету и свету.

Каждый автор по-своему подходит к выбору цветовой гаммы и освещения: все слова в его произведении имеют свое определенное место и смысл. Часто писатели и поэты используют в творчестве цвето- и светообозначения для изображения пейзажных зарисовок, портретов героев. Но нередко цвет и свет принимают символическое значение. Одним из ярких примеров этого является известный роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

Анализ цвето-и светообозначений в романе «Преступление и наказание»

Роман «Преступление и наказание» - детище великого писателя-психолога. Поэтому употребление и намеренное повторение цветов не случайно. Автор мастерски использует возможности цвета как символа для раскрытия душевного состояния героев, для лучшего эмоционального восприятия романа в целом.

Анализируя текст, можно сказать, что все произведение создано на одном жёлтом фоне. И действительно, жёлтый и его оттенки встречаются в романе чаще других. Этот цвет используется при описании петербургских углов: «мебель вся очень старая и из жёлтого дерева<>, две-три грошовый картины в жёлтых рамках<>» (с. 43), «грязные жёлтые обои» (с. 163), «жёлтый диван» (с. 297), «желтоватые, обшмыганные и истасканные обои» (с. 334), «казенная мебель из жёлтого отполированного дерева» (с. 350), «уныло и грязно смотрели ярко-жёлтые деревянные домики» (с. 522). Есть и предметы, окружающие героев: «истрепанная и пожелтелая меховая кацавейка» (с. 43) Алены Ивановны, «два жёлтых кусочка сахару» (с. 64), «жёлтый стакан, наполненный жёлтой водой» (с. 136), «перстень с жёлтым камнем» (с. 390). Вообще, жёлтый цвет – ближайший к свету, он несет ясность, теплое и приятное впечатление. Но если его загрязнить, он будет отдавать чем-то неприятным. Так происходит в романе. Жёлтый здесь «вносит беспокойство, колет, возбуждает человека, проявляя заложенное в характере этого цвета насилие, действуя нагло и назойливо».

Можно заметить ещё одну интересную деталь. В начале романа слово «жёлтый» соседствует со словом «желчный»: «Проснулся он (Раскольников) желчный, раздражительный, злой и с ненавистью посмотрел на свою каморку. Это была крошечная клетушка<>, имевшая самый жалкий вид со своими жёлтенькими<> обоями» (с. 63); когда Родион окончил читать письмо от матери, «тяжёлая, желчная, злая улыбка змеилась по его губам. <>Наконец ему стало душно и тесно в этой жёлтой каморке<>»(с. 75). В данных примерах создается и усиливается атмосфера нездоровья, болезненности, надрыва. Раскольников чувствует угнетение, подавленность. Кажется, что желтизна давит на него, пытается задушить, замучить.

Также жёлтый употребляется автором для описания внешности героев: «Это был человек <> с отекшим от постоянного пьянства жёлтым <>лицом» (Мармеладов) (с. 48), «<>дикая энергия заблистала вдруг в его воспаленных глазах и в <>исхудалом бледно-жёлтом лице» (Раскольников) (с. 183), «женщина с жёлтым, продолговатым, испитым лицом» (с. 196), «пухлое, круглое<>лицо его было цвета больного, темно-жёлтого (Порфирий Петрович) (с. 271), «бледно-жёлтое иссохшее лицо» (с. 450) Катерины Ивановны перед смертью. Такие жёлтые болезненные лица характерны исключительно для жителей Петербурга, который давит на них своими каменными стенами и тяжёлым небом. И это подтверждается в эпизоде встречи Сонечки с незнакомым барином, цвет лица которого «<.>был свежий, не петербургский» (с. 266).

Ещё одним из наиболее часто употребляемых цветов является красный. Им густо окрашена сцена убийства старухи процентщицы. Но здесь обилие красного мы видим за счет частого повторения слова «кровь»: «Кровь хлынула, как из опрокинутого стакана» (с. 111), «<.>стараясь не замараться текущею кровию<.> (с. 111), «крови натекла уже целая лужа» (с. 112), «<.>снурок был крепок, к тому же он намок в крови» (с. 112). Таким образом, создается ужасающая кроваво-красная картина. Известно, что этот цвет вызывает волнение, беспокойство, усиливает нервное напряжение. Поэтому силы возвращаются к Раскольникову только после первого удара топором, когда потекла кровь.

Но есть в этом эпизоде и непосредственное цветообозначение: «<.> укладка, обитая красным сафьяном» (с. 112), <.> шубка, крытая красным гарнитуром» (с. 112). Здесь, наоборот, цвет связан с кровью. Раскольников рассуждает, вытирая запачканные кровью руки: «Красное, ну а на красном кровь неприметнее» (с. 112).

Также Достоевский использует красный цвет при описании внешности своих героев, причем здесь можно встретить несколько оттенков: «<.> крошечные, как щелочки, но одушевленные красноватые глазки» (Мармеладов) (с. 48), « <.> разодетая багрово-красная дама» (с. 128), «женщина <.> с испитым лицом и красноватыми, впавшими глазами» (с. 196), «один <.> без сюртука <.> с красным, воспаленным лицом» (с. 516). Этот цвет, наряду с жёлтым, является характерным для жителей Петербурга.

Интересно, что имя Родион в переводе с греческого означает «розовый». Это цвет чувственности, нежности, хрупкости. Довольно необычное имя для убийцы. Но на самом деле, Раскольников очень искренен и добр. Он любит мать и сестру, помогает Катерине Ивановне. Да и старуху убивает, чтобы раздать ее деньги бедным, чтобы потом совершить «тысячу добрых дел» (с. 100). Это убеждает нас в чуткости, сострадании и доброте героя.

Близким к красному и жёлтому цветам является оранжевый. Но в романе он встречается под другими именами: шляпа Раскольникова «<.> была высокая, вся изношенная, совсем рыжая, вся в дырах и пятнах» (с. 41), « <.> смешная соломенная круглая шляпа Сонечки с ярким огненного цвета пером» (с. 210). Оранжевый – самый броский, самый заметный цвет. (Вспомните жилеты спасателей). И не случайно с его помощью Достоевский описывает внешность Сони и Родиона. Они не такие, как все, они выделяются из пьяной, равнодушно хохочущей толпы. Эти герои способны сострадать, понимать чужую боль. Ведь недаром оранжевый цвет называют пламенем любви и милосердия.

Синий и голубой цвета являются символами Сонечки Мармеладовой. Уже в портрете встречается голубой цвет: «Соня <.> лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами» (с. 210). В ее комнате среди пыли и грязи, отвратительных жёлтых обоев и уродливых углов есть одно живое, яркое пятно – «синенькая скатерть» (с. 334), за которое цепляется сознание, как за спасение.

Созерцание моря и неба навеяло человечеству мысли о чем-то далеком и нематериальном. Поэтому синий цвет стал символом мечтательности, духовности, размышлений. Синий и голубой цвета подчеркивают духовность Сонечки, глубину, сложность и чистоту ее души. Достоевский бесконечно любит свою героиню и посылает для спасения Родиона. Перед убийством Раскольникову грезится, что он в жаркой пустыне, где пьет чистую голубую воду из родника. Здесь для него вода – единственное спасение. В реальности Раскольников жаждет чистой жизни, и спасительными станут «замечательные голубые глаза» Сони.

В романе есть еще один герой, у которого тоже голубые глаза – Свидригайлов: «глаза были как-то слишком голубые, а взгляд их как-то слишком тяжел и неподвижен» (с. 480). Но здесь цвет совершенно другой, другая авторская оценка. Кажется, на Свидригайлова надета маска, скрывающая его низменные инстинкты, цинизм и пошлость. Эта портретная деталь указывает на двойственность, противоречивость натуры героя. Свидригайлов может проявлять сочувствие и доброту, об этом и говорит цвет его глаз, но в то же время он жесток и непорядочен, живет под девизом «мне все дозволено». Получается, что у одного цветообозначения могут быть разные значения.

Одним из наиболее значимых цветов в романе является зелёный. На мрачном фоне он отличается своей свежестью и чистотой. В христианстве это цвет возрождения, символ надежды и справедливости, символ Богородицы. Зелёный цвет Раскольников видел еще в детстве: зелёным был купол церкви, о которой мы узнаем из его сна. В то «серенькое время» среди пьяных безжалостных людей купол был единственной надеждой на преображение. Да и теперь Родион находит успокоение и засыпает только в саду: «Зелень и свежесть понравились <.> его усталым глазам<.>. Тут не было ни духоты, ни вони, ни распивочных» (с. 88). После столь серьезного поступка ради своих близких Сонечка прячет голову в большой зелёный драдедамовый платок. Она словно хочет скрыться от давящей на нее жизни, найти под ним покой и утешение. В этом же платке Соня появится в конце романа в Сибири, где живет на каторге Родион. Вспомним эпизод, когда пожилая купчиха и ее дочь приняли Раскольникова за нищего и дали ему деньги. Дочь держала в руках зелёный зонтик. Возможно, и зелень деревьев, и платок, и зонтик возвращают нас к зелёному куполу. Ведь получается, что эти детали как бы находятся над героями. И герои оказываются под надежной защитой святого зеленого покрова.

Чёрный цвет в романе соседствует с темнотой. Это не случайно. Вообще-то, чёрный – это даже не цвет, это полное отсутствие света, тьма, небытие. Поэтому ни один предмет не может абсолютно чёрным. То, что мы называем черным, является лишь вариантом слишком темного.

Чёрным был сон Раскольникова накануне убийства: «Где-то <.> на самом краю неба чернеется лесок<.>. Возле кабака дорога всегда пыльная, и пыль на ней всегда такая чёрная» (с. 89). Темнота сопровождает сцены встреч Раскольникова и старухи процентщицы: «Лестница была тёмная и узкая, «чёрная»<.>, «тёмная прихожая», «сверкавшие из темноты глазки» (с. 42). Таким образом, создается атмосфера чего-то зловещего, непознанного. Кажется, что должно случиться нечто ужасное и непоправимое. Так оно и будет. Да и сам Раскольников очень странный, непонятный окружающим. Об этом говорят его «прекрасные тёмные глаза» (с. 40).

Противоположным чёрному является белый цвет. Это символ чистоты, невинности, святости. Не зря у Сонечки всегда бледное лицо, а сама она «хорошенькая блондинка» (с. 210). Абсолютно белым является сон Свидригайлова о девочке-утопленнице: «светлый день;<.> светлая прохладная лестница; букеты белых и нежных нарцизов; покрытые белыми атласными пеленами столы; гроб, обитый белым гроденаплем и обшитый белым густым рюшем; девочка в белом тюлевом платье<.> c выточенными из мрамора руками, <.>с волосами светлой блондинки <.>и с улыбкой на бледных губах» (с. 518-519). Здесь обилие белого подчеркивает невинность девочки, «ее ангельски чистую душу» (с. 519), над которой нагло надругался Свидригайлов. Нарциссы тоже не случайны. Это цветы скорби и печали. Их ярко-зелёные стебли – символ свободолюбивого человека. Такой была девочка, не захотевшая жить с позором и стыдом.

Серый – промежуточный цвет между чёрным и белым. Этот цвет реже всех встречается в романе. Но, тем не менее, он имеет свой смысл. Достоевский решил оставить широко известную символику серого. Вспомните выражения «серая масса», « серая мышка», «серость». Всё это однообразие, невзрачность, банальность. Раскольников живет в «сереньком времени» (с. 89) в окружении всего будничного и обыденного: «серая, сложенная вдвое повестка из конторы» (с. 124), серые лошади, «<.> человек, закутанный в серое солдатское пальто» (с. 523). Недаром он не хочет надевать серый костюм, который купил Разумихин. Родион не может стать частью безликой толпы. Он и теорию придумал, чтобы проверить «необыкновенный» он человек или нет.

Свет, так же, как и цвет, имеет свою символику в романе. Самым часто употребляемым светообозначением является солнце. Но на протяжении всего романа мы ни разу не увидим полного солнечного диска. Мы знаем точное время: седьмой час, восемь, девять. На самом деле, это очень условно. Действие романа развивается в напряженное, зловещее время – время заката: «Комната была в эту минуту ярко освещена заходящим солнцем» (с. 43).

«<.> он тихо смотрел на яркий закат яркого, красного солнца» (с. 94). «Было часов восемь, солнце заходило» (с. 183). «<.>машинально смотрел он на последний розовый отблеск заката<.>» (с. 196). «Он бродил без цели. Солнце заходило» (с. 442). Заходящее солнце – характерная черта мрачного Петербурга. Оно гнетет Раскольникова, наводит на него тоску, толкает на необдуманные поступки. Сам Родион осознает это, но не может выбраться: «Вот с этакими-то глупейшими, чисто физическими немощами, зависящими от какого-нибудь заката солнца, и удержись сделать глупость» (с. 442). А вот дневное яркое солнце слепит Раскольникова, наводит на него лихорадочное ощущение.

Образ заходящего солнца связан у Достоевского с «золотым веком» - так он называл свою любимую картину Клода Лоррена «Пейзаж с Акисом и Галатеей». «Золотой век» представлялся как прекрасное будущее человечества. В черновике романа есть пейзажная зарисовка, описывающая эту картину. Но в окончательный вариант она не вошла, зато она возникает в душе героя.

И только в эпилоге появляется солнце: «С дальнего другого берега чуть слышно доносилась песня. Там, в облитой солнцем необозримой степи, чуть приметными точками чернелись кочевые юрты. Там была свобода<.>» (с. 473). Солнце у Достоевского – символ воскресения героя, новой, лучшей жизни. Не случайно в последнем разговоре с Раскольниковым Порфирий Петрович говорит ему: «Станьте солнцем, вас все и увидят. Солнцу прежде всего надо быть солнцем» (с. 473). И воскрешение приходит вместе с обновлением души и любовью Сони.

Луна появляется на страницах романа всего лишь один раз – во сне Раскольникова, когда он снова убивает старуху: «Полная луна светлела все ярче и ярче <.>» (с. 296). «<.> грустно и таинственно проходил сквозь стекла лунный свет. <.> вся комната была ярко залита лунным светом. <.>огромный, круглый, медно-красный месяц глядел прямо в окно» (с. 297). Лунный свет создает таинственную обстановку, и Раскольникову кажется, что месяц загадывает ему загадку. А разгадка в том, что герой, способный убить, оказывается неспособен это перенести. Раскольников переступил лишь одной ногой, он не разрушил систему собственных ценностей, а только нарушил ее. Здесь лунный свет подскажет Родиону, что все, что он совершил, он совершил лишь над собой, над своими душой и телом. И действительно, Раскольников признается Соне: «Я себя убил, а не старушонку!» (с. 435).

Молния, как и предыдущие источники света, появляется в романе в переломный момент. Опять царит мрачная атмосфера: «<.>вечер был душный. Со всех сторон надвинулись страшные тучи.<.>молния сверкала поминутно» (с. 511). Именно в этот момент Свидригайлов решает отдать деньги Соне и своей молодой невесте. Как молния, вспыхнула в нем доброта перед самоубийством. Он захотел искупить свои грехи, спастись любовью Дунечки. Но она отвергла Свидригайлова, и тот окончательно потерял смысл жизни. Страшный дождь и молния предупреждают нас о том, что этой ночью случится что-то нехорошее. Свидригайлов промучается в кошмаре, а наутро, как молния, сверкнет пуля в его правый висок.

Свеча – самый часто употребляемый искусственный источник света в романе. Свеча – религиозный символ, она освещает любой путь, любой переход человека – и физический, и нефизический. Свеча – это свет во тьме. Озарение. Живительная сила. Надежда. В тексте мы встречаем лишь огарки свечей, но и их достаточно, чтобы разомкнулись души героев: «На краю стола стоял догоравший сальный огарок в железном подсвечнике» (с. 60). «Один только огарок освещал всю сцену» (с. 209). «На столе догорала свеча <.>» (с. 516). Огарок свечи. С ним Достоевский переживал страдания на каторге, читал в остроге Евангелие. С ним приходил к новой вере. И с огарком начинал писать роман «Преступление и наказание» в Германии.

Я думаю, что свеча – символ самого Достоевского. И не случайно в романе свеча освещает самую напряженную по эмоциональности сцену – сцену чтения Евангелия: «Огарок уже давно погасал в кривом подсвечнике, тускло освещая в этой нищенской комнате убийцу и блудницу, странно сошедшихся за чтением вечной книги» (с. 346). Здесь пламя свечи – пламя веры, которым загорится и засветится душа Раскольникова. Верующая, любящая Сонечка зажжет в Родионе, как свечу, возрождение, новую жизнь. Душа его, как воск, смиренно растает и примет страдание, обретая счастье.

При свете фонаря в романе сталкиваются сон и явь. Сон Раскольникова о лошади и смерть Мармеладова. Только здесь истязатель и жертва меняются местами. Во сне молодые пьяные люди убивают загнанную лошаденку. В действительности испитый и измученный Мармеладов гибнет под копытами сытых молодых лошадей. И смерть его не менее страшна, чем смерть лошади: «Вся грудь была исковеркана,<.> истерзана; несколько ребер с правой стороны изломано. С левой стороны, на самом сердце, было зловещее<.>пятно, жестокий удар копытом» (с. 209). И в реальности никто не помог Мармеладову, кроме Раскольникова. В сцене нет естественного света, лишь тусклый фонарь, а значит, нет естественных человеческих чувств: доброты, сострадания и жалости.

Еще один источник, освещающий героев в напряженный момент, - лампа. Она светит при последнем разговоре Раскольникова и Разумихина: «<.>они стояли возле лампы. <.>Разумихин всю жизнь помнил эту минуту» (с. 332). Ему казалось, что от света горят глаза у Родиона, и их взгляд проницает в его душу и сознание. И вот именно лампа проливает свет на тайну Раскольникова: «<.>что-то ужасное, безобразное и вдруг понятное с обеих сторон» (с. 332). Здесь свет приоткрывает душу Родиона, и после этого герой идет с исповедью к Соне.

Таким образом, мы видим, что свет появляется в романе в самые напряженные, переломные для героев моменты. Цвето- и светообозначения, умело использованные Достоевским, способствуют зрительному восприятию романа, несут в себе эмоциональную нагрузку. С помощью цвета и света автор раскрывает нам свое отношение к героям. Цвет и свет у Достоевского – предметная конкретность, которая в созданной атмосфере приобретает значение символа. Эти символы и помогают глубже понять образы героев и смысл всего произведения.

И все же, несмотря на мрачную и темную картину человеческого бытия, нарисованную в «Преступлении и наказании», мы видим белый просвет во мраке, который дает надежду на лучшее. И потому со светлым чувством закрываем мы эту книгу.

На основе проделанной работы были выполнены схемы, отражающие частоту употребления цветовых и световых обозначений в романе.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)