Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Цвет как образ в произведении Грина

Предмет изучения: Цветовая символика в феерии А. Грина «Алые паруса».

Цель статьи: Рассмотреть создание образа с помощью цветовой символики в «Алых парусах» А. С. Грина и обосновать особенности восприятия мира писателем.

Задачи:

1. Изучить и проанализировать доступные источники информации по этой теме.

2. Определить особенности художественного мира Грина в «Алых парусах».

3. Систематизировать художественные приёмы Грина в создании образа с помощью цветовой символики.

Обоснование: Символика цвета является основным художественным приёмом у многих писателей, поэтов, таких как, Есенин, Заболоцкий, Бунин и др. Поэтому глубокое проникновение в художественный мир произведения невозможно без понимания цветовой символики в создании образа. Данная работа помогает получить такой опыт.

Гипотеза: Романтическое восприятие мира А. Грином будет понятным и близким, а знакомство с «Алыми парусами» станет школой творческого ассоциативного чтения, если рассмотреть символику цвета, как одну из особенностей художественного стиля писателя.

Методы исследования: Метод изучения литературы, наблюдения, систематизации, аналогии, обобщения.

Актуальность

Паустовский писал: «Если бы Грин умер, оставив нам только свою поэму в прозе «Алые паруса», то и этого было бы довольно, чтобы поставить его в ряд замечательных писателей, тревожащих человеческое сердце призывом к совершенству».

В книге «Золотая роза» писатель рассказывает, какое огромное впечатление произвели на него произведения Грина: «Я читал, стоя в тени киевского каштана пока не прочел до конца эту причудливую, как сон, необычайную книгу.

Внезапно я ощутил тоску по блеску ветра, по солоноватому запаху морской воды, ‹› розовому дыму облаков, стремительно взлетающему в синеву небосвода».

Об очаровании поэзии прозы Грина пишут многие читатели. Стихи поэта, его рассказы вызывают легкое головокружение, как запах раздавленных цветов и свежие, печальные ветры».

И в то же время мы узнаём, что Грин, человек с тяжёлой, мучительной судьбой, провёл почти всю жизнь в ночлежных домах, в грошовом и непосильном труде, в нищете и недоедании.

Возникает вопрос: как этот избитый невзгодами человек пронёс через мучительное существование великий дар мощного и чистого воображения, веру в человека и застенчивую улыбку? Какая жизнь привлекла Грина, как писателя? В чём сила и волшебство поэмы в прозе «Алые паруса»?

Основная теоретическая часть

Александр Грин - «Рыцарь светлой мечты»

Ещё будучи мальчиком А. С. Грин мечтал о море.

Конечно, это родилось не само по себе. Первой книгой Александра, прочитанной еще пятилетним мальчиком, было «Путешествие Гулливера в страну лилипутов» Дж. Свифта с цветными картинками, а дальше пошли многочисленные приключенческие романы, со страниц которых вставал какой-то иной мир – яркий, красочный, свободный. Всё это сделало своё дело, и мальчик стал мечтать об этом необыкновенном мире. А тут еще в Вятке появились моряки – ученики одесских мореходных классов, - и толчок был дан. Значительно позже, в романе «Дорога никуда», явно вспоминая о своей молодости, Грин писал: «Каждый день полон случайностей.

Они не изменяют основного направления нашей жизни. Но стоит произойти такой случайности, которая трогает основное человека – будь то инстинкт или сознательное начало, - как начинают происходить важные изменения жизни или остается глубокий след, который непременно даст о себе знать впоследствии вот вам примеры В село приезжает моряк. Оживают мечты о путешествиях у какого-нибудь мечтателя. Ему дан толчок, и он уходит бродить по свету».

Таким мечтателем оказался и Александр.

Ему мерещились лазурные берега, благоухающие тропические леса, привольная, роскошная жизнь моряка. «Вид чёрной морской ленты, - писал он позже, вспоминая свою юность, - повергал меня в трепет, в восторженную зависть к этим существам тропических странВсе встречаемые мной моряки и, в особенности,- матросы, в их странной, волнующей отблесками неведомого одежде, - были герои, гении, люди из волшебного круга морей».

Прохоров, исследователь творчества А. Грина, пишет:

«Когда вам придётся быть в Крыму, спуститесь к берегу моря, подойдите к воде так, чтобы волны чуть-чуть касались ваших ног, и вглядитесь в горизонт, безгранично и спокойно расстилающийся перед вами.

И если вы очень захотите, - вы увидите, как в далёкой дымке скользит по поверхности моря стройный красавец - корабль с алыми парусами; вы услышите тихую, спокойную музыку, доносящуюся с корабля, звонкие слова морской команды; увидите матросов, бесстрашно карабкающихся по вантам, капитана, стоящего на мостике и разглядывающего берег.

Что это за корабль, куда он спешит, каким капитаном направляется его бег?»

Эти образы, безусловно, навеяны произведениями А. Грина. И читатель невольно испытывает радость при виде этой чарующей картины.

Говорить о жизни Грина трудно. Она не была счастливой. Непонимание «преследовало его с детства. Так бывает с незаурядными натурами: не все их поступки, или, как говорят, «фантазии», легко объяснить.

Полуголодное, босяцкое существование, скитание по ночлежкам, изредка случайная поденная работа.

Но, несмотря на тяготы жизни, Александру Гриневскому снилось море, огромные серо-стальные пароходы, пёстрые китайские джонки и изумрудно-зелёные тропические берега: слабогрудый вятский подросток мечтал о приключениях, как у Майна Рида.

Один раз улыбнулось ему моряцкое счастье – матросом на пароходе сходил он в Египет. И казалось бы, должен человек понять, что жизнь устроена совсем не так, как рассказано в прочитанных им книгах, но нет: только прибыл пароход в Александрию, как молодой моряк отправился через весь город - посмотреть африканскую пустыню Сахару и львов. «Одолев несколько пыльных, широких, жарких, как пекло улиц, я выбрался к канаве с мутной водой. Через неё не было видно мостика. За ней тянулись плантации и огороды. Я видел дороги, колодцы, пальмы, но пустыни тут не было».

Это был единственный случай «ознакомления» Гриневского с африканской экзотикой. А, вернувшись в Одессу, он понял, что карьера моряка не удалась.

Так разбилась мечта романтически настроенного юноши. Моряком он не стал, тропические страны оказались недоступными, а труд матроса - тяжёлым и изнурительным.

Через двадцать лет он опишет в «Алых парусах», как Артур Грэй «покинул дом и проник в золотые ворота моря», как, задыхаясь, пил водку, а на купанье с замирающим сердцем прыгал в воду головой вниз с двухсаженной высоты.

«Считалось, что петлей якорной цепи его сшибало с ног, ударяя о палубу, что непридержанный у кнека канат вырывался из рук, сдирая кожу, что ветер бил его по лицу мокрым углом паруса с вшитым в него железным кольцом, и, короче сказать, вся работа являлась пыткой, требующей особого внимания, но, как ни тяжело он дышал, с трудом разгибая спину, улыбка презрения не оставляла его лица. Он молча сносил насмешки, издевательства, и неизбежную брань до тех пор, пока не стал в новой сфере «своим», но с этого времени неизменно отвечал боксом на всякое оскорбление».

Властью своего создателя и в отличие от него Артур Грэй стал, кем хотел,-

«дьявольским» моряком и по сходству с ним не потерял главного – «своей странной летящей души». Грэй любит «всё», то есть жизнь. Этому его научил писатель, который долго получал от жизни одни колотушки.

И ещё одно собственное свойство подарит писатель любимому герою - владение речью, «краткой и точной, как удар чайки в струю за трепетным серебром рыб».

Недолгий и очень прозаический опыт морской жизни Саши Гриневского воплотился в страницах, где, как в извечной романтике моря, заблещут «опасность, риск, власть природы, свет далёкой страны, чудесная неизвестность».

Прозревая, юноша насыщал воображение картинами живой действительности, но он и не думал, ему и в голову не приходило думать о писательстве.

Когда-то ещё «летящая душа», впитав опыт жизни, даст Александру Гриневскому мастерство художника, и всплывут среди литерающему лицу и, запыхавшись, сказала:

- Совершенно такой.

Счастье сидело в ней пушистым котёнком».

На корабль доставили легендарное фамильное вино с потерявшей теперь свою загадочность надписью. «Грей поднялся вверх, дал знак оркестру и, сняв фуражку, первый зачерпнул гранёным стаканом, в песне золотых труб, святое вино. »

Кончается повесть «Алые паруса», как мы все знаем, словом счастье, в порыве к которому человек своими руками способен совершать чудеса.

Художественные приёмы воплощения авторской идеи

Романтические ассоциации вторгались в жизнь писателя, мир излюбленной образности, преображая обыденное человека, в ком навсегда сохранился юноша. И он утвердит за своим героем это право живописного фантазирования и непосредственность навечно: Детское живёт в человеке до седых волос».

Писатель опирается в своем творчестве на систему традиций высокой русской классики. В прозе Грина создаётся модель мира, выстроенная на романтическом двоемирии: обыденная действительность мира, сохраняющего социальное неравенство, и «непроявленная реальность» внутреннего мира человека, психологического микрокосма, мира сознания и подсознательного, активное противостояние цивилизации и природы, как мира добра, творчества, гармонии и неосуществимости человеческой мечты.

В художественном мире Грина действует романтический герой, усилием воли и души, создающий чудо полёта над землей, чудо алых парусов, бега по волнам и т. п. , герой-путешественник в поисках тайн бытия, его загадок и др. , романтическая героиня, как воплощение таинственности бытия и как произведение искусства. Сущность особенности этого сурового и доброго романтического мира Гринландии определяются авторским отношением к изображаемому, воплощаемым нередко через позицию повествования, молодого человека или даже подростка, его сознание и поведение: беспощадный анализ человека соединяется с юношеской романтикой, на своих сияющих парусах, преодолевающей трагизм бытия, несовершенство мироздания и самого человека.

Романтизм Грина естественно вписывается в современную литературу, общая закономерность которой состоит в обогащении действительности художественными началами.

Критика встретила «Алые паруса« по-разному. В маленькой заметке в « Красной Газете» говорилось: «Милая сказка, глубокая и лазурная, как море,- специально для отдыха души. Грин любит музыку, маскарад, экзотику, всё необычайное и непохожее на действительность, но в свои произведения он обязательно вносит душу, жизнь».

А в «Литературном еженедельнике» статья была озаглавлена не без иронии «Щучье веленье»: «Вот меняется на свете, - этого закона не желает признать А. Грин и потому, оставаясь верным себе, пишет всё те же паточные феерии, как писал когда-то в «Огоньке».

И чего же больше ждать от автора, который пишет: «Каждый изгиб, каждая выпуклость этого лица, конечно, нашли бы место во множестве женских обликов, но их совокупность-стиль был совершенно оригинален, оригинально мил, на этом мы остановимся. Остальные неподвластно словам, кроме слова «очарование».

Совсем по-другому приняли «Алые паруса» настоящие литераторы. Так, например, Ашукин писал в журнале «Россия»:

«Новая книга Грина на титульном листе названа повестью, но на титуле стоит другой подзаголовок: «Феерия». Мы не знаем, есть ли в этом различии подзаголовков воля автора или (что теперь очень часто) типографическая ошибка; ошибка в данном случае счастливая. Сказочное волшебство феерии сливается с четкостью жизненных образов повести, делает «Алые паруса» книгой, волнующей читателя своеобразным, гриновским романтизмом».

Основной смысл гриновских романов скрывается в том, как видят окружающий мир герои, неизменно умеющие находить в повседневной жизни прекрасное. Писатель не раз подчеркивал духовное родство со своими героями. «Я – это мои книги» - говорил А. Грин. В этом, наверно, и лежит ответ на вопрос: как, Александр Грин, этот избитый жизнью человек, сохранил романтическое восприятие мира. Очень хорошо сказала В. Кетлинская: «А. Грин - писатель солнечный, и, несмотря на трудную судьбу, счастливый, потому что через все его произведения, победно проходит глубокая и светлая вера в человека, в добрые начала человеческой души, вера в любовь, в дружбу, верность и осуществимость мечты. И каждый прочитавший его становится чем-то богаче и чище».

Символом счастья в повести становится самый пленительный образ – образ алых парусов. Обратим внимание, как Грин раскрывает значение этого цвета: «Это совершенно чистый, как алая утренняя струя, благородного веселья и царственности цвет являлся именно тем гордым цветом, какой разыскивал Грэй».

Автор убеждает читателя, что если труд будет одухотворён мечтой, он станет творчеством. Говорящая символика цвета перерастает в метафору ХХ века – «алые паруса». Сила метафоры, - в способности ломать привычный способ восприятия мира.

Изумление совершенством – вот чего добивается Грин-романтик. Этому помогает контрастность образов, цветовая символика, оригинальность, чёткость, лаконичность фразы – характерные черты стиля писателя.

Поэтому его творчество, обращенное к Человеку и его духовной сущности, живёт и сейчас, не тускнея от времени.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)