Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Цвета и звуки в рассказе А. И. Куприна “Суламифь”

Александр Иванович Куприн – талантливый писатель начала XX века.

Наиболее известны такие его произведения как “Поединок”, где раскрывается тема кризиса России, всех сфер русской жизни, через кризис армии, “Олеся” – повесть, в которой воплотилась мечта писателя о прекрасном человеке, о вольной, здоровой жизни, о слиянии с природой, “ Гранатовый браслет” – рассказ, в котором проявилось мастерство Куприна в изображении мира человеческих чувств.

Что такое любовь? На протяжении веков ответ на этот вопрос искали и продолжают искать философы, художники, писатели, поэты, обычные люди. Во все времена не переставали прославлять это великое и вечное чувство. Ж. -Б. Мольер писал:

В душе померк бы день, и тьма настала вновь,

Когда бы на земле изгнали мы любовь.

Лишь тот блаженство знал, кто страстно сердце нежил,

А кто не знал любви, тот все равно,

Что не жил

Куприн же так говорил о любви: это чувство, ”которое до сих пор еще не нашло себе истолкователя’’.

Своеобразным гимном любви, молодости, красоты является его рассказ “Суламифь”- произведение, которое позволяет увидеть яркого, несколько неожиданного Куприна. Обращаясь к древневосточной легенде, автор рисует яркий и живописный мир, полный радости и веселья, жизни, любви и красоты. В рассказе переплетаются три плана повествования: легендарно-исторический, философский и интимно-личный.

Интимно-любовный план повествования соединяет временную конкретику и вечность. С одной стороны, это семь дней и ночей любви Соломона и Суламифи, на протяжении которых происходит развитие чувства и трагический финал любви. С другой – “нежная и пламенная, преданная и прекрасная любовь, которая одна дороже богатства, славы и мудрости, которая дороже самой жизни, потому что даже жизнью она не дорожит и не боится смерти”,- то, что дает жизнь человечеству, то, что не подвластно времени. Как же удается писателю воссоздать яркий, красочный, поэтичный, поражающий воображение мир? Автор искусно сочетает звуковую и цветовую деталь* при описании царя Соломона, Суламифи, встречи главных героев, развитии их чувств.

_*Деталь художественная – одно из средств создания художественного образа, которое помогает представить изображаемую автором картину, ВI-II главах Куприн использует такие краски: “золотые пластины”, ” золотые цепи”, “золотые петли”, “золотые гвозди”, “златокованые чаши и блюда”, “красное дерево”, “слоновая кость и красные бараньи кожи”, “белоснежные кони”, “голубые шерстяные материи”, “пурпур, багряница и виссон, шитый золотом”.

Во II главе: “золотые, звенящие запястья”, “золотые обручи”, “ золотые локотники”, “золотое шитье”, “огненно-красный цвет”, “огненные волосы”, ”белизна”, “пурпуровая тирская ткань”, “черные рабы”, “волосы черны иссиня”, “черная борода”, “черные лучи вокруг черных звезд”, “алая лента”, “самый темный агат”, “кроваво-красный астериск”, “ красное игристое вино”, “лучи жемчужного цвета”, “черные брильянты”, “черные пантеры”.

Цветопись в IV главе: “серебряно-зеленые листы олив”, “зелень можжевельника”, “зеленое золото”, “пламень зари”, “голубое платье”, “рыжие волосы”, “темно-рыжие волосы”, “алый мак”, “золотой пурпур”, “красные сухие ягоды”, “краснеет”, “серебряный град”, “золотое блюдо”, “черная”, “белые двойни-ягнята”, “половинки граната”, “губы твои алы”, “уши и шея становятся у нее пурпуровыми”, “золотое сияние”, “зеленая трава”, “губы ее рдеют”, “блестящие зубы”, “зелень”.

Данный цветовой ряд можно продолжить, но совершенно очевидно, что в рассказе постоянны цвета синий, голубой, серебряный, красный, золотой, черный, зеленый, белый, розовый. Куприн использует глубокие, насыщенные, яркие и контрастные краски. Создаваемый писателем мир красочен, солнечен, весел: он радует глаз.

При описании царствования Соломона используются красный, пурпурный, золотой, серебряный, черный цвета. Это не случайно. Символика данных цветов такова: красный цвет олицетворяет право, силу, мужество, храбрость; пурпурный – достоинство, власть, величие, высокорожденность; золотой – уважение, великолепие, верховенство, богатство; серебряный – мудрость, черный – смерть, траур (традиционно), но и постоянство, мир, покой, скромность.

Используя цветопись в портрете: ”Волосы его волнисты, черны иссиня”, “Седина сверкала в его черной бороде”, “Ресницы его черные лучи вокруг черных звезд”, “Глаза же у царя были темны, как самый темный агат”, “Бледно было его лицо, губы – точно яркая лента”, в описании одеяния царя: “На царе был надет красный хитон, а на голове простой узкий венец из шестидесяти бериллов, оправленных в золото”, _предмет или характер в неповторимой индивидуальности. “На указательном пальце левой руки носил Соломон гемму из кроваво-красного астерикса, извергавшего из себя шесть лучей жемчужного цвета”, - автор стремится передать ощущение мощи и величия героя. В час раздумий у виноградника на Соломоне был надет”белый плащ, скрепленный на правом плече и на левом боку двумя аграфами из зеленого золота” После смерти возлюбленной царь “надел пурпуровый хитон, вышитый золотыми скарабеями”. Во всем – величие, достоинство, мужество, мудрость.

При чтении описания внешности Суламифи возникает ощущение радости, чистоты, свежести. Рисуя портрет героини, автор использует огненный, белый, голубой, “пенно-розовый” цвета. “И когда наступало утро, и тело Суламифи казалось пенно-розовым” – в этом описании девушки содержится перекличка с мифом об Афродите, греческой богине любви и красоты. Ассоциация с Афродитой возникает и в эпизоде купания любимой Соломона в бассейне (гл. VII):” Она вышла из бассейна свежая, холодная и благоухающая, покрытая дрожащими каплями воды. Рабыни надели на нее короткую белую тунику из тончайшего египетского льна и хитон из драгоценного саргосского виссона, такого блестящего золотого цвета, что одежда казалась сотканной из солнечных лучей”, сандалии на ней красные, темно-огненные кудри перевиты нитями “крупного черного жемчуга”. Когда царь видит девушку впервые, на Суламифи легкое голубое платье, “ Рыжие волосы ее горят на солнце”, в темно-рыжие волосы “она воткнула два цветка алого мака”, невинно и трогательно обвивает ее шею “самодельное ожерелье из каких-то красных сухих ягод”. Глазами царя читатель видит девушку: “ зубы твои – как белые двойни-ягнята Щеки твои – точно половинки граната”, “губы твои алы”. Именно цвет необыкновенно дополняет, усиливает восприятие образа Суламифи, поскольку огненный - цвет жизни, тепла, света, энергии; белый - символ чистоты, невинности, радости, добра. И важно, конечно же, то, что образ девушки благодаря художественному - скрытому сравнению с богиней Афродитой, вечно юной, прекраснейшей из богинь, воспринимается читателем символом любви.

Описания любви Соломона и Суламифи сопровождаются также определенной цветовой гаммой. Постоянен красный цвет – цвет любви, серебряный цвет важен потому, что означает чистоту, невинность, непорочность, радость. Символом тепла, жизни, света, деятельности и энергии является образ огня, возникающий в портретных зарисовках Суламифи с ее “ огненными кудрями” и “рыжими волосами”. Не случаен, конечно, зеленый цвет, который символизирует свободу, радость, ликование, надежду, здоровье. ”Цветущий виноградник”, “темные кипарисы”, “раскидистые кедры”, “за темной зеленью можжевельника”, ”виноградная лоза”, ”серебряно-зеленые ветви олив”. Белый, голубой, розовый цвета наполняются метафорическим смыслом: нежна и прекрасна, чиста и возвышенна любовь героев.

Таким образом, символика цвета углубляет содержание легенды, согласуется с ее пафосом, с создаваемой в ней моделью мира, с эмоциональным строем образов героев, с авторской ориентацией на ветхозаветную и древневосточную традиции. Радость жизни, наслаждение, веселье – эти чувства подчеркнуты в повествовании многочисленными звуковыми образами: ”Милый женский голос, ясный и чистый, как это росистое утро, поет где-то невдалеке за деревьями. Простой и нежный мотив льется, льется себе, как звонкий ручей в горах, повторяя все те же пять- шесть нот”; “Она смеется так звонко и музыкально, точно серебряный град падает на золотое блюдо”; “сладостная музыка”, “любил слушать рев диких зверей”, “Резкий медный звук вдруг пронесся над Иерусалимом. Он долго заунывно дрожал и колебался в воздухе”, “Птицы громко перекликаются среди деревьев” – все создает впечатление красочности мира, окружающего героев легенды.

Ключевыми словами легенды, помогающими раскрыть смысл рассказа, стали слова веселие и радость: ”светел и радостен”, “веселие сердца”, “радостный испуг”, “воскликнул радостно”, “стон счастья”, “глаза его сияют счастьем”, “сердце мое растет от радости”, “Никогда не было и не будет женщины счастливее меня”. Автор создает мир яркий, полный радости и веселья, жизни, любви и красоты. Заслуга Куприна в том, что он показывает силу любви, яркость и непосредственность ее проявлений так, как не изображал ее никто в литературе конца XIX и начала XX. Он описывает и прославляет светлое и радостное, высокое чувство без страданий и темных инстинктов, и немалую роль в этом играет использование цветописи и звуковой детали.

Символика цвета:

Красный- право, сила, мужество, храбрость.

Пурпурный – достоинство, величие, власть.

Золотой – величие, уважение, великолепие, верховенство, богатство.

Черный – смерть, траур, постоянство, мир, покой, скромность.

Зеленый – свобода, радость, ликование, здоровье, надежда.

Серебряный – мудрость, чистота, невинность, непорочность, радость.

Огненный – тепло, жизнь, свет, энергия.

Белый – чистота, невинность, радость, добро.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)