Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Цветообозначения в языке поэзии

Изучение цветообозначений в современной поэзии интересно как в смысле выявления тематических групп особенностей их функционального использования, так и в смысле определений стилистических индивидуальностей того или иного поэта.

В данной статье рассматривается система цвета в творчестве поэтов И. Бродского и А. Вознесенского.

Наша задача состоит в том, чтобы выявить значение и частотность употребления цветонаименований в стихах современных поэтов.

Группа красного цвета

Группа названий красного цвета представлена следующими цветообозначениями: красный, алый, румяный, багровый (багряный), малиновый, вишневый, пунцовый, коралловый, пурпурный и др.

Самым распространенным является прилагательное «красный», как стилистически нейтральное и наиболее многозначное слово. Прилагательное «красный» является абстрактным обозначением красного цвета. В поэтической практике оно используется для обозначения многих оттенков цветов – от розового до темно-красного с коричневым или синеватым оттенком, вишневого и бордо.

В поэтическом языке прилагательное «красный» используется для определения цвета различных предметов, тканей, камней:

Невыплаканная флейта в красный легла футляр.

А. Вознесенский «Похороны Кирсанова».

Там, где гуляют грандиозно коллеги в музыке лугов, как красные аккордеоны с клавиатурами хвостов.

А. Вознесенский «Бой петухов».

Пасть негра–банкира была разинута, как галоша на красной подкладке.

А. Вознесенский «Языки».

Ставя босую ногу на красный мрамор, тело делает шаг в будущее – одеться.

И. Бродский «Римские элегии».

Шорох старой бумаги, красного крепдешина.

И. Бродский «Римские элегии».

Цветообозначение «красный» употребляется не только в форме прилагательного, но и в форме причастия и глагола. Поэты используют его для обозначения цвета частей человеческого тела:

Ну, и кто из нас краснел?

Забыли, как краснеть!

А. Вознесенский «Нам как аппендицит».

на пальцы дуя покрасневшие,

А. Вознесенский «Уже подснежники».

И образ мой второй, как человек, бежит от красноватых век,

И. Бродский «Новые стансы к Августе».

Красный цвет служит и для обозначения природных явлений. Вот, например, описание заката:

Вечерами кубы парившие наполняются голубым, как просвечивающие курильщики тянут красный, тревожный дым.

А. Вознесенский «Сан-Франциско – Коломенское».

Прилагательное «красный» очень объемно, неточно и недостаточно выразительно для поэтической речи, поэтому художники слова, особенно поэты, охотнее употребляют слова, обозначающие более точные и более экспрессивные оттенки красного – алый, багровый и т. п. 1 Прилагательное «алый» обозначает чистый и яркий оттенок красного цвета.

«Алым» обозначают поэты животных: замерла белка, алая, как заглавная буквица

Ипатьевской летописи.

А. Вознесенский «Осеннее вступление».

Данное прилагательное используется в сравнениях:

В полумраке собора алым языком извивался кардинал.

А. Вознесенский «Языки».

Алым называют цвет растений и других предметов:

Насекомые ползают, в алой жужжа в ботве,

И. Бродский «Колыбельная Трескового Мыса»

И. Бродский «Осенний крик ястреба».

Прилагательное «багровый» и «багряный» также используются в описаниях заката, огня, цвета осенней листвы и т. д. , для передачи настроения, используя богатые эмоционально-экспрессивные возможности слова:

Багровый лес незримому курлы

Беззвучно внемлет порами леса;

И. Бродский «двадцать сонетов к Марии Стюарт».

«Багровый» употребляется и в краткой форме:

И берёзы багрово висят кистями,

Будто раки трагическими клешнями.

А. Вознесенский «Испытание болотохода».

Данное цветообозначение выступает в форме страдательного причастия, например, в сравнительных оборотах:

Узнаю этот лист, в придорожную грязь

Падающий, как обагрённый князь.

И. Бродский «Часть речи».

В форме глагола это цветообозначение встречается в необычных сочетаниях.

Багровеет известка

Трёхэтажных домов,

И. Бродский «Литовский ноктюрн: Томасу Венцлова».

Объяснением такому сочетанию слов является всё тот же цвет заката, окрашивающий дома.

Прилагательное «розовый» довольно часто используется для обозначения румяного, покрасневшего от мороза или смущения лица, для описания растений.

А прутья верб,

Вонзая розоватый мыс

В болото, где снята охрана,

И. Бродский «Новые стансы к Августе».

Кроме уже рассмотренных цветообозначений, группа красного цвета включает в себя наименования «пунцовый», «рубиновый», «червонный», «вишнёвый», «малиновый», «огненный», «пурпурный», «кровавый».

«Пунцовый» встречается в описании солнца и других предметов. Чаще всего этот цвет использует в своих стихотворениях И. Бродский:

Большая золотая буква М,

Украсившая дверь, по сути дела,

Лишь прописная по сравнению с той,

Огромной и пунцовой от натуги.

И. Бродский «Post Aetatem Nostram».

У А. Вознесенского этот цвет используется для придания обычным предметам большей выразительности:

Из-под подфарника пунцового брандстпойтово хлестала жижа.

А. Вознесенский «В непогоду».

Слово «огненный» называют довольно разные оттенки цвета – от ярко-красного до оранжевого:

Это имя раньше женщина носила.

И ей кто-то вместо лозунга «люблю» расстелил четыре тыщи апельсинов, словно огненный булыжник на полу.

А. Вознесенский «Вечные мальчишки».

Мы рассмотрели группу цветообозначений, включающую в себя прилагательные со значением красного цвета, а также образованные от них глаголы, причастия, наречия и имена существительные. Одни цветообозначения используются в большей степени, другие – в меньшей.

Красный цвет в поэзии выполняет различные функции. Он указывает на признак предмета, служит цели создания художественного образа, выступает как компонент пейзажа.

Группа белого цвета

Группа названий белого цвета – самая обширная. Эта группа представлена в основном обозначением белого цвета и отличается практически неограниченной сочетаемостью. Оно называет цвет снега, цвет различных предметов быта, продуктов питания, тканей, камней, цветов, используется при описании внешности человека.

Соседней крыши белый скат

Лишь белый снег летит с ночных небес.

Сейчас лежит под покрывалом белым.

И. Бродский «Большая элегия Джону Донну».

Иногда прилагательное «белый» определяется повтором:

Дочь твоя, белым-бела, мне в лицо моё смятенное шепчет первые слова.

А. Вознесенский «Две песни».

В этом случае повтор слов усиливает значение чистоты и яркости белого цвета.

«Белый» служит для обозначения цвета птиц, растений:

Только треугольная чайка замерла в центре неба, белая и тяжело дышащая,

А. Вознесенский «Общий пляж №2».

А когда через столетие пройду, будто шейки гимназисток обезглавленных, вздрогнут белые кувшинки на пруду.

А. Вознесенский «Старая фотография».

Белый цвет используется при описании фона, обстановки:

они на фоне белом, не обладая телом, незримы.

И. Бродский «Бабочка».

Белый на белом, как мечта казимира, летним вечером я

И. Бродский «Римские элегии».

Прилагательное «белый» образует глагольные формы:

Усадьба в сумраке белела, смущая душу, словно часть незагорелая у тела.

А. Вознесенский «Повесть».

Над силосной башней натертый крылом грача не отбелишь воздух колючим снегом.

И. Бродский «Часть речи».

«Белый» используется для описания человеческого тела в форме глагольных форм и сложных слов:

Хлопочи же, струя, над белоснежной, дряблой мышцей, играй куделью седых подпалин.

И. Бродский «Римские элегии».

У И. Бродского чаще, чем у других поэтов белый цвет применяется для обозначения человеческого тела.

С этим цветообозначением встречаются характерные для поэтической речи приемы – метафора и сравнение:

Мрамор белокур, как наизнанку вывернутый уголь,

Поодаль, как уступка белизне, клубятся, сбившись в тучу олимпийцы.

И. Бродский «На выставке Карла Вейлинка».

Только вздрагивал, как белая кувшинка, гимназический стоячий воротник.

А. Вознесенский «Старая фотография».

Таким образом, цветообозначение «белый» в современной поэзии выступает в качестве логического определения, художественного эпитета, служит средством создания художественного образа и для передачи настроения.

Группа синего цвета

Группа наименований синего цвета также занимает большое место в современной поэтической цветописи. Представлена она прилагательными «синий», «голубой», «бирюзовый».

Наиболее стилистически нейтральным цветообозначением этой группы является прилагательное «синий».

В поэтической летописи, как и вообще в современном русском языке «синий» употребляется при описании цвета водных источников, в описании некоторых природных явлений, для характеристики человеческой внешности и т. д. : только одни моря невозмутимо синеют.

И. Бродский «Fin-de-siecle».

Невероятно синий горизонт.

И. Бродский «Post Aetatem Nostram».

на Венеру надели синенький халатик в горошек

А. Вознесенский «Забастовка стриптиза».

Вообще в современном русском языке прилагательное «синий» занимает очень крепкую позицию. Оно допускает в группе синего цвета наравне с собой только прилагательное «голубой», но, будучи стилистически нейтральным, «синий» имеет более широкие возможности.

Во многом употребление прилагательных «синий» и «голубой» совпадает.

Прилагательное «голубой» является цветообозначением с широкой, почти неограниченной сочетаемостью. Слово «голубой» называет оттенки синего цвета, большинство словарей определяет значение этого слова как «светло-синий». «Голубой» называет довольно интенсивные, яркие оттенки светло-синего, его часто сравнивают с цветом неба.

Он парит в голубом океане, сомкнувши клюв,

И. Бродский «Осенний крик ястреба».

В системе цветообозначений современного русского языка прилагательное «голубой» занимает особое место. По отношению к прилагательному «синий» оно находится как бы в подчиненном положении: голубой – оттенок синего цвета, светло-синий.

Вместе с тем оно называет оттенки, которые можно назвать синими, то есть как цветообозначения они могут в ряде случаев совпадать. Используя пример Н. Б. Бахилиной, можно сказать: «Если представить себе линию разнообразных оттенков, которые обозначает слово синий слева направо от светлых к темным, с ярким интенсивно синим посередине, то левая половина этой линии будет также линией употребления прилагательного «голубой».

Прилагательное «синий» часто используется при описании неба, раннего утра:

Раз впереди красивая корова, то утро будет синим, как Аврора.

А. Вознесенский «Летающий мужик».

Темно-синее утро в заиндевевшей раме

И. Бродский «Часть речи».

В описании человеческой внешности прилагательные «синий» и «голубой» употребляются для обозначения цвета бледно-синих, просвечивающих сквозь кожу кровеносных сосудов: голубые жилки – синие жилки (также как голубые глаза – синие глаза). Однако, есть такие сочетания с «синим», где прилагательное «голубой» недопустимо – имеется в виду древнее использование прилагательного «синий» для названия цвета лица, тела бледного, озябшего, больного или умершего человека. Здесь сочетание «голубое лицо» (руки, губы) как правило, невозможно.

В поэзии А. Вознесенского мы встречаем довольно необычное сочетание слов:

Ты кричишь, что я твой изувер, и, от ненависти хорошея, изгибаешь, как дерзкая зверь, иолубой позвоночник и шею.

А. Вознесенский «Художник и модель».

«Голубым» здесь обозначен цвет просвечивающих кровеносных сосудов.

Наиболее часто в описании внешности человека прилагательные «синий» и «голубой» употребляются по отношению цвета глаз человека (ярко-голубых, темных серо-голубых, синевато-серых):

Синий взгляд как пробка вылетит из-под век, и легкие вдохнут как шар летательный.

А. Вознесенский «Донор дыхания».

И она бровями си ними косила.

А. Вознесенский «Вечные мальчишки».

И, хотя твой мозг перекручен, как рог барана, ничего не каплет из голубого глаза.

На ночь глядя, синий зрачок полощет свой хрусталик слезой, доводя его до сверканья.

И. Бродский «Часть речи».

Из всех слов, анализируемых в пределах данной группы цветообозначений, прилагательные «голубой» и «синий» наиболее часто используются как лингвистическая основа для метафор и сравнений.

У современных потов встречаются различные, порой необычные сравнения:

Я все ноченьки без крали синим пламенем сгораю.

А. Вознесенский «Украли».

Данные цветообозначения участвуют в создании метафор:

Твой Новый Год по темно-синей волне средь моря городского пПлывет в тоске необъяснимой.

И. Бродский «Рождественский романс».

Но синему – ничего не надо, синее всегда готово отличить владельца от товаров, брошенных вперемешку.

(т. е. время от жизни).

И. Бродский «Римские элегии».

Голубой цвет создает настроение радости, это чистый, нежный цвет, порой окутанный ореолом святости.

О данных прилагательных образуются и глагольные формы:

жандарм синеет в зелени, усат,

И. Бродский, «Двадцать сонетов к Марии Стюарт».

Они, пожалуй, не летают сами,

Но понимают небо просинить.

А. Вознесенский «Летающий мужик».

К группе синего цвета следует отнести цветообознечание «лиловый», называющий цвет сирени или фиалки, фиолетовый. «Лиловый» довольно часто используется современными поэтами. Оно называет цвет времени суток, года. «Лиловый» - это также цвет штампов, чернил и других предметов.

Библиотечный штамп лиловый.

А. Вознесенский «Скупщик краденного».

У, лебезёнок школьника, словно промокашка с лиловой кляксой и наоборотным отпечатком цифр.

А. Вознесенский «Языки».

у бюрократа он был проштемпелеван лиловыми чернилами, будто мясо на рынке.

А. Вознесенский «Язык».

Персидская миниатюра

III век. Эмали лиловой.

А. Вознесенский «Обстановочка».

Ультрамарин – это яркая синяя краска, чаще всего употребляется для описания неба:

птица плывет в зенит, в ультрамарин.

И. Бродский «Осенний крик ястреба».

Итак, группа названий синего цвета включает в себя следующие прилагательные: синий, голубой, бирюзовый, лиловый, аметистовый, лазурный.

Наиболее употребительными являются «синий» и «голубой», причем «синий» стилистически нейтральнее, а «голубой» несет в себе эмоционально-экспрессивный заряд.

Прилагательные этой группы называют очень широкую гамму оттенков.

Цветообзначения этой группы выступают в контексте, как художественные эпитеты служат для создания художественного образа, являются лингвинистическим материалом для построения метафор и сравнений. Поэты используют прилагательные этой группы и для романтизации художественного образа.

Таким образом, цветовая палитра составляет следующие цветообозначения: красный, белый, синий, желтый, зеленый и др. Наиболее абстрактными и стилистическими являются красный, белый, синий. В данной работе мы остановились именно на этих прилагательных.

Исследуя использование цветообозначения в языке современной поэзии, мы пришли к выводу, что частотность употребления различных «цветовых» прилагательных у разных авторов неодинакова. А. Вознесенский использует чаще всего красный, белый, синий. У И. Бродского наблюдаем те же цвета, но красный встречается реже.

Таки образом, цвет позволяет выявить стилистическое назначение данной категории слов, помогает глубже понять замысел автора.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)