Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Цветовые прилагательные в произведениях И. С. Тургенева

Среди писателей- классиков, мастеров художественного слова, одно из первых мест принадлежит И. С. Тургеневу. Значение Тургенева как первоклассного писателя-реалиста, с большой художественной силой отразившего в творчестве «переломную» эпоху в истории русского общества XIX века, давно получило всеобщее признание. В чём же проявилось художественное мастерство Тургенева как автора «Записок охотника»?

25 произведений, из которых состоят теперь «Записки охотника», разнообразны по содержанию и по художественным особенностям, но в них с такой ясностью проявляются и общие черты, что вполне позволительно говорить о «Записках охотника» как о чём-то внутренне едином и художественно-законченном.

Когда читатель обращается к рассказам «Записок охотника», у него создаётся впечатление, что он входит в своеобразный мир русской деревни. Прежде всего, наблюдательного читателя поражает близость тематики, общность содержания, взятого из обыденной жизни. В рассказах нет загадочных, «фатальных» героев, необычайных событий, которые читатель привык видеть у романистов 30-х годов, нет величественных или грозных явлений природы.

Особенно лиричны описания природы. Известно, что И. С. Тургенев был непревзойдённым мастером пейзажа: мало кто из русских писателей любил родную природу такой глубокой и нежной любовью и проявлял по отношению к ней такую проникновенную наблюдательность.

Тургенев был отличный мастер по употреблению прилагательных, а именно, цветовых прилагательных. В рассказах «Записки.

охотника» цветовые прилагательные играют большую роль для описания кого-либо или чего-либо. Чаще всего у Тургенева встречаются красный, чёрный, зелёный, синий и их оттенки. Например:

Красный: красным кушаком - « На нём был синий армяк, подпоясанный красным кушаком». (Бурмистр).

Красным хвостом – «Один бойкий петух с чёрной грудью, похожий на атласный жилет, и красным хвостом, закручённым на самый гребень». (Бурмистр).

С красным носом – « Этот, по словам Аркадия Павлыча, государственный человек был роста небольшого, плечист, сед и плотен с красным носом, маленькими голубыми глазами». (Бурмистр).

Красноватых листьев – «Всюду рябело в глазах от резкого металлического сверкания молодых, красноватых листьев на деревцах». (Касьян с красивой мечи).

Красноватое отражение – «Картина была чудесная: около огней дрожало и как будто замирало, упираясь в темноту, круглое красноватое отражение»(Бежин луг).

Красный цвет встречается в сборнике рассказов 12 раз, а золотой один раз, например: золотые чашечки - « Всюду пестрели голубые гроздья журавлиного гороху, золотые чашечки куриной слепоты, наполовину лиловые, наполовину жёлтые цветы Ивана - да – Марьи». (Касьян с красивой мечи).

Чёрный: чёрная – «Въезжая в эти выселки, мы не встретили ни одной живой души; даже куриц не было видно на улице, даже собак; только одна, чёрная, с куцым хвостом, торопливо выскочила при нас из совершенно высохшего корыта». (Касьян с красивой мечи).

Чёрными волосами – «Вообразите себе карлика лет пятидесяти с маленьким, смуглым и сморщенным лицом, острым носиком, карими, едва заметными глазками и курчавыми, густыми чёрными волосами». (Касьян с красивой мечи).

Чёрная головка – «Его чёрная, ничем не прикрытая головка так и мелькала в кустах». (Касьян с красивой мечи).

С черным хлебом – «Тот же Федя принёс мне молока с чёрным хлебом». (Хорь и Калиныч).

Чёрной неблагодарности – «Думаю, авось опомнится; не хочется, знаете ли, верить злу, чёрной неблагодарности в человеке». (Ермолай и мельничиха).

Чёрный цвет в рассказах упоминается 10 раз по сравнению с алым цветом, так как алый цвет встречается один раз, например: алый свет – «Алый свет вечерней зари медленно скользит по корням и стволам деревьев». (Ермолай и мельничиха).

Зелёный: в зелёной чаще – «Как говорится, наткнулась на нас, и стояла неподвижно в зелёной чаще орешника». (Касьян с красивой мечи).

Зелёные листья – «На иных листья, но уже мёртвые, вяло свешивались с неподвижных веток». (Касьян с красивой мечи).

Зелёными обоями – «На стенах оклеенных зелёными обоями с розовыми разводами, висели три огромных картины». (Контора).

Под зелёным кустом – «На охоте он отличался неутомимостью и чутьё имел порядочное; но если случайно догонял подраненного зайца, то уж и съедал его с наслаждением всего, до последней косточки, где- нибудь в прохладной тени, под зелёным кустом, в почтительном отдалении от Ермолая, ругавшегося на всех известных и неизвестных диалектах». (Ермолай и мельничиха).

Зелёным вином – «Даже, бывало, в праздничные дни, дни всеобщего жалования и угощения хлебом-солью, гречишными пирогами и зелёным вином». (Малиновая вода).

Цветовое прилагательное зеленый встречается в тексте 11 раз, прилагательное серебристый один раз, например: серебристой влаги – «Дубовые кусты разрослись по скатам оврага; около родника зеленеет короткая, бархатная травка; солнечные лучи почти никогда не касаются его холодной, серебристой влаги». (Малиновая вода).

Синий: синий сюртук – «Носил он просторный синий сюртук с длинными рукавами». (Однодворец Овсянников).

Третий – синий – «В Питере три дома на Фонтанке: один красный с одной трубой, другой - жёлтый с двумя трубами, а третий – синий без труб, и три сына» (Однодворец Овсянников).

В синеватом армяке – «Кучер, молодой краснощёкий парень, остриженный в скобку, в синеватом армяке и низкой бараньей шапке, подпоясанный ремнём, почтительно сидел с ним рядом». (Однодворец Овсянников).

Тёмно – синие волны – «Река катила тёмно-синие волны, воздух густел, облегченный ночной волной». (Ермолай и мельничиха).

В синем сарафане – «Я увидел маленькую крестьянскую девочку, лет восьми, в синем сарафанчике, с клетчатым платком на голове». (Касьян с красивой мечи).

В рассказах «Записки охотника» прилагательное синий встретилось 11 раз, а цветовое прилагательное тускло- багровый один раз. Например: солнце не тускло – багровое - «Солнце – не огнистое, не раскаленное, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей». (Бежин луг).

В рассказах «Записки охотника» встретились и следующие прилагательные и их оттенки: серый, лиловый, голубой, жёлтый, белый, розовый.

Серый: сероватого домика – «У крайнего угла улицы заметил я на воротах сероватого домика приклеенный большой лист бумаги». (Лебедянь).

Лиловый: лиловая туча – «Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса». (Бирюк).

Голубой: в голубых лентах – «В голубых лентах, бывало, за столом сидят и кушают». ( Малиновая вода).

Жёлтый: с жёлтой каёмкой – «На нём была пёстрая ситцевая рубаха с жёлтой каёмкой». (Бежин луг).

Белый: белой рукой – «Наливал своей полной и белой рукой два стакана вина вошедшим приятелям». (Певцы).

Розовый: с розовыми разводами – «На стенах, оклеенных зелёными обоями с розовыми разводами, висели три огромные картины». (Контора).

Подводя итог по проделанной работе, можно сделать следующий вывод: в прочитанных мною текстах часто используются цветовые прилагательные. Выяснилось, что с их помощью автор описывает какой-либо предмет, указывает цвет одежды. Кроме того, Тургенев использует цветовые прилагательные, для того чтобы читатель, знакомясь с рассказом, понял, о чём говорится в данном тексте. В ходе исследования я поняла, что Иван Сергеевич не мог обходиться без цветовых прилагательных, он использовал их, для того чтобы читатель мог представить, как именно выглядит тот или иной предмет или элемент одежды. Цветовые прилагательные украшают текст, делают его более ярким и красочным.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)