Hi-Tech  ->  Интерфейс  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

«Цветовое табло» как многофункциональное дидактическое средство

«Цветовое табло» как многофункциональное дидактическое средство

«Развитие навыков должно предшествовать развитию ума»

Аристотель

Именно этот афоризм мы взяли эпиграфом нашего практико-ориентированного проекта, который называется «Цветовое табло как многофункциональное дидактическое средство». Проект сориентирован на развитие методических умений участников проекта, на повышение качества усвоения знаний, в частности, на отработку учебных навыков учащихся начальной школы на уроках, где формируются базовые умения и навыки грамотного письма, счета, служащие в дальнейшем основой для изучения любых дисциплин научно-теоретического характера.

Никто не сомневается в том, что тренировочные упражнения, необходимы для доведения элементарных умений до уровня навыка, причем существует следующая закономерность: важна не столько длительность, сколько частота. Просто тренировка приводит к отрицательным результатам: устное повторение вызывает скуку, письменное повторение неэкономично по времени.

А ведь в каждом предмете есть свои «таблицы умножения», которые необходимо знать наизусть. Знать наизусть – значит часто повторять стереотипные действия; это значит тренировки -повторения, причем в таком количестве, чтобы создались прочные нервные связи, позволяющие довести до автоматизма умения дифференцировать по категориям слова, определять выбор действия и т. п.

Как предупредить забывание пройденного, как включить детей в активную деятельность? Как объективно оценить их на одном уроке?

Урок перегружен многочисленными фронтальными формами. Доминирование фронтальных форм и методов работы над индивидуальными и коллективными – трудно преодолеваемый недостаток. Урок действительно удобен для работы в системе «класс-учитель». К этому готова методика обучения с её развитым фронтальным опросом, едиными и одинаковыми заданиями, едиными требованиями к ЗУН. Индивидуализации и дифференциация на уроке, как педагогические принципы, реализуются слабо. Учителю трудно, а порой и невозможно делать урок на основе идей личностно-ориентированного обучения. Причина не только в традиции и обученности педагогов определенной методике, а в том, что учителю невероятно трудно распределять внимание между массой познавательных задач и их решением каждым в отдельности учеником. На помощь ему еще не пришел компьютер, нет лаборантов и технологов, не разработаны доступные технологии обучения в разноуровневых классах, И пока всего этого нет на уроках, мы и впредь будем иметь дело «с театром одного актера», где груз организации и управления процессом детского познания тянет на себе учитель.

Каждый учитель и студент-выпускник педагогического учебного заведения помнит, какое внимание уделяли прочности знаний Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, А. Дистерверг и другие деятели педагогической науки.

«Оттренировывание до автоматизма умения решать шаблонные задачи, соответствующие максимальному уровню планируемых результатов обучения, – задача каждого учителя» – это слова Зайцева В. М. , кандидата педагогических наук, автора инновационной технологии «Совершенствование общеучебных умений и навыков в начальной школе».

Бич современной школы – непрочные и недейственные знания. Школы, говоря словами Ушинского, «много сыплют в детей и редко справляются, осталось ли что- нибудь из насыпанного в них?».

Как сделать знания прочными, действенными? Иного пути, чем многократное повторение, нет. Это мнение и педагогов-новаторов - Шаталова В. Ф. , Лысенковой С. Н. , уделявших большое внимание формированию прочного навыка, осознанному усвоению знаний.

«Углубление в знания, совершенствование навыка требует гораздо более сложного построения, чем знакомство со знанием» – с этими словами Амонашвили Ш. А. вы встретитесь в книге «Как живете, дети?»

Подчеркивая значение повторения для прочного усвоения знаний, К. Д. Ушинский говорил: «Лучшие из дидактов, кажется, только и делают, что повторяют, но между тем быстро идут вперед, таким образом, повторяя беспрестанно старое и при каждом повторении прибавляя немного нового, дитя прочно усваивает громадное количество фактов».

«Осознанные знания – это прежде всего опора на прошлый навык относительно тех знаний, которые являются таблицей умножения для данного предмета» – пишет в своем исследовании Гузеев В. В.

Если учитель задает вопрос, то создается видимость работы всех. Но можно ли утверждать, что ученики думают над этим вопросом? Как заставить всех работать и как увидеть эту работу?

Поиск ответа на этот вопрос и привел нас к хорошо забытому старому - использованию сигнальных карточек и цветового табло.

Работа с помощью цифрового табло служит средством рефлексии – определения уровня своего «знания - незнания», средством педагогизации деятельности учащихся.

Дает возможность активизировать учащихся и «поиграть» – ведь сам процесс выбора цвета и желание быстрее справиться с заданием – условие игрового характера.

Является способом объективной оценки учащихся и подготовки их к тестированию.

Проект задуман, апробирован в период практики «Пробные уроки». База исследования - 3-4 классы школы №1 города Сибай Республики Башкортостан.

Проект был предложен и обсужден на предварительной защите курсовых работ перед комиссией в составе преподавателей педагогики, методики русского языка, математики и иностранных языков.

I этап - ориентировочный

Для реализации проекта на этапе ориентирования были проанализированы достоинства и недостатки урока как формы организации учебной деятельности, выявлены отсутствие обратной связи с учащимися; невозможность при фронтальной работе видеть каждого ученика; трудности объективного оценивания, трудоемкость работы по изготовлению наглядности, которая помогает оживить процесс повторения.

На этом этапе был проанализирован личный опыт учителей начальных классов и студентов-практикантов с точки зрения эффективного диагностирования во время организации фронтальной устной работы, объективности оценивания уровня усвоения знаний, с точки зрения формирования самооценки и возможности создания условий для рефлексии.

Были изучены основные положения технологии Зайцева В. В. , Шаталова В. Ф. , Лысенковой С. Н. , труды Ш. А. Амонашвили, В. А. Сухомлинского.

II этап - аналитический

Этот этап был посвящен определению возможностей использования цветового табло как многофункционального средства; способствующего преодолению некоторых недостатков при организации фронтальной работы с учащимися начальных классов.

Цветовое табло представляет собой таблицу с четырьмя цветными кружками (красного, зеленого, желтого, синего цветов), расположенными вертикально, и расположенными рядом с ними приспособлением для карточек (кармашки), а также комплект карточек с цветными кружками для каждого ученика.

Для работы с табло необходима подборка заданий, содержание которых определяется содержанием учебного материала, задачами урока.

III этап - реализация

Технология использования

В специальные кармашки на цветовом табло кладут карточки с условными обозначениями категорий, например:

Имя существительное

Имя прилагательное

Наречие

Учитель называет слово или показывает записи. Задача учащихся - определить категорию, сопоставить с цветом на табло и показать соответствующий цвет.

Работа с цветовым табло была использована для определения уровня сформированности умений:

* на уроках русского языка - дифференцировать слова по категориям рода, числа, падежа, склонения, спряжения, по частям речи и т. д.

* на уроках математики - для определения уровня умений ориентироваться в выборе действий при решении задач, нахождению неизвестных, для закрепления названных компонентов действий, сравнения дробей, определения соотношений мер (длины, веса, площади) и т. д.

Для работы были задействованы учащиеся трех классов средней общеобразовательной школы: №1 г. Сибай Республики Башкортостан: в двух проводился эксперимент, третий - контрольный класс.

IV этап - оценивание

На этапе оценивания проекта были проанализированы динамика качества сформированности некоторых умений учащихся, проанализированы мнение экспертной группы (учителей начальных классов), определены возможности данного дидактического средства.

По мнению педагогов, данное средство цветовое табло не является лишь средством активизации познавательной деятельности. Преимущество цветового табло в том, что, используя его фронтально, видим результаты индивидуальных усилий.

Какая форма проверки знаний придет через сто лет – вопрос века. Сотни педагогов - новаторов, тысячи творческих учителей ищут новые формы проверки знаний. Но единого, достойного средства пока нет Секрет неудач прост. Считается, что на смену старому должно прийти новое. Но ведь новое есть хорошо забытое старое. Цветовое табло не ново в педагогике. И поэтому данное средство превосходит остальные хотя бы потому, что активизирует класс, создает возможность для диагностики, дифференциации, педагогизации учебного процесса.

Использование цветового табло на уроках - своего рода игра. предназначенная для развития и самореализации детей. В данном случае игра, выполняет ряд функций:

* эмоциональную – меняет эмоциональное состояние, как правило, в сторону его улучшения, повышения настроения, воодушевляет, пробуждает интерес. Это и удовольствие, и чувство гордости по поводу правильного ответа, и активность.

* диагностическую – ребенок сам проверяет свои знания, оценивает их, выявляя пробелы.

* релаксационную – снимает или уменьшает физическое и интеллектуальное напряжение, вызванное нагрузкой на нервную систему в процессе урока.

Все это и позволило назвать простое учебное средство «цветовое табло» многофункциональным.

С его помощью можно организовать работу, которая в трудах ГузееваВ. В. , одного из популяризаторов интерактивного обучения, имеет название деятельность с переменным направлением информационных потоков – тренинг-минимум, включающий различные виды контроля:

• Параллельного

• Пошагового

• С комментированием

• С постоцениванием

Такой тренинг предназначен для оттренировывания до автоматизма, умения решать шаблонные задачи, соответствующие минимальному уровню планируемых результатов обучения.

Этот прием - возможность превратить фронтальную работу с классом в работу дифференцированного характера, с постоянным диагностированием уровня усвоения того или иного учебного материала.

Помимо этого, использование цветового табло позволяет учителю создавать на уроке ситуацию соответствующую заповедям Амонашвили Ш. А. :

«Внушайте каждому веру в свои силы. Вместе переживайте радость познания, а неудачи делайте стартом для новой работы»

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)