Культура  ->  Изобразительные искусства  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Отблеск времени: творческий портрет художника В. А. Зотеева

Природа так богата, прекрасна и интересна, что хочется эту красоту отобразить на листе, на фотографии, на камне и т. д. Но нужно учиться раскрывать свою душу для красоты, учиться смотреть в мир и видеть в нем неповторимое и удивительное – для этого и нужны уроки искусства. Оно учит мечтать и претворять в жизнь свою мечту. Не каждый, кто смотрит, умеет видеть красоту. Художником в душе может быть каждый. Красота окружающего мира во все времена изумляла и вдохновляла человека на творчество.

В школьном музее «Память» представлен материал об алтайских ветеранах Великой Отечественной войны, среди которых меня заинтересовал художник-пейзажист Виктор Александрович Зотеев. Я увидела его картины в Выставочном зале союза художников, но не могла представить себе, что человек, прошедший войну, может писать такие прекрасные «живые» картины. Виктор Александрович сумел проникнуть в тайну искусства живописи и научился останавливать мимолётную красоту природы, чтобы дарить её людям.

Несмотря на плодотворный творческий путь, о нём мало печатается в прессе, нет серьёзного библиографического сборника, посвящённого его жизни и творчеству. Есть только небольшая статья искусствоведа ГХМАК Н. Царёвой «Основные даты жизни и творчества» в каталоге «Виктор Зотеев. По просторам Родины».

Исходя из вышесказанного, считаю, что тема моего исследования «Отблеск времени. Творческий портрет художника В. А. Зотеева» актуальна и на данный момент недостаточно изучена.

Цель исследования: изучение, обобщение и систематизация сведений о жизни и творчестве В. А. Зотеева.

Исходя из цели, поставлены следующие задачи:

1. Изучить литературу о жизни и творчестве художника.

2. Изучить семейные архивные документы.

3. Получить достоверную информацию.

4. Привлечь внимание общественности к столь значительной для нашего края личности.

Объект исследования: биография алтайского художника В. А. Зотеева.

Предмет исследования: этапы жизненного и творческого пути В. А. Зотеева.

Источники информации: архивные документы (фотографии, альбом, газета) музея «Память» МОУ «О(с)ОШ №6», семейный архив (документы, фотографии), беседы с Лидией Александровной, женой В. А. Зотеева.

В ходе исследования были применены следующие методы исследования:

▪ теоретические: изучение и анализ библиографической литературы и архивных, личных документов;

▪ эмпирические: беседа.

Структура исследования. Работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Ожидаемые результаты. Обобщить сведения о жизни и творчестве В. А. Зотеева с целью ознакомления с ними одноклассников и использования полученного материала учащимися школы в качестве учебного пособия на внеклассных мероприятиях.

Этапы жизненного пути Виктора Александровича Зотеева

Детство

Виктор Александрович Зотеев родился 25 сентября 1924 года в г. Кушва Свердловской области.

И дед, и отец, и братья отца всю жизнь были связаны с горным делом. Отец, Зотеев Александр Николаевич, работал на Кушвенском металлургическом заводе в мартеновском цехе.

г. Кушва. Мартеновский цех. Место работы отца. Этюд. 1951

Мама его, Зотеева Пелагея Васильевна, занималась воспитанием детей.

Семья Зотеевых была многодетной и очень дружной. Виктор – третий ребёнк в семье. Кроме него, в семье было ещё трое детей: Анатолий, Евгений и Людмила.

Виктор рос любознательным ребёнком, с детства любил читать, но ещё больше рисовать. Первый в своей жизни портрет он нарисовал, когда ему было шесть лет. Однажды к Зотеевым пришёл дедушка Урусов. Виктор изобразил гостя. Все были удивлены сходству портрета с оригиналом. С тех пор все стали называть его «художником».

Первый учитель Виктора – Эристарх Вознесенский.

На дальнейшее формирование художника большое влияние оказала мама, которая обладала хорошим вкусом и являлась искусной рукодельницей.

Пелагея Васильевна с детьми

С детства братья были привязаны к природе, они много времени проводили в тайге, любили охотиться. Когда Виктор ходил на реку Туру, то часто брал с собой краски и кисти – его завораживала красота природы. Это общение с горной уральской природой и сформировало будущего художника-пейзажиста.

В. А. Зотеев очень любил свою малую родину, которой посвятил первые работы.

г. Кушва. Улица моего детства. Этюд. 1954

Военные годы

В 1941 году Виктор окончил среднюю школу в г. Кушва. В 1941-1942 годах работал на военном заводе, изготовлял снаряды.

В сентябре 1942 года Виктор пришёл в военкомат, его отправили в военное училище в Камышлово. В 1943 году призван на Западный фронт, был связистом 250 дивизии 922 пехотного полка.

Первый бой в Великую Отечественную войну у Виктора Александровича был на Орловско-Курской дуге. Вспоминая первый бой, ветеран (во время одной из встреч с учениками нашей школы) сказал: «Я думал, что жизнь окончена. Высоко в небе летали на фанерных самолетах девушки, они сбрасывали руками бомбы, самая легкая из которых была весом 50 кг. Пролетая над окопами, «ночные ведьмы» заглушали мотор, кричали: «Привет, мальчишки!» и сбрасывали бомбы на занятую фашистами территорию. Было очень страшно». 1

По окончании войны художник напишет картину «Ночь перед боем».

Ночь перед боем. 1985-1995

В семье Зотеевых, кроме Виктора, ещё воевал Евгений. Однажды братья случайно встретились на фронте.

В 1944 году в Польше Виктор Александрович получил контузию от взорвавшейся рядом бомбы, потерял память, даже не помнил, как его зовут. Целый месяц был помощником на кухне, не пошел в госпиталь, потому что не хотел отставать от своего взвода.

Воевал в Белоруссии, Польше, Кенигсберге, Берлине, награждён орденом Славы III степени (1944) и 2 орденами Красной Звезды (1945), медалями: «За взятие Кенигсберга» (1945), «За взятие Берлина» (1945), «За победу над Германией» (1945).

Награды В. А. Зотеева

Война глубоко вошла в память и сердце фронтовика. Спустя сорок лет В. А. Зотеев обратился в своём творчестве к теме войны.

День Победы. 1980

12 июля на Орловско-Курской дуге. 1984 Штурмовой мостик через реку Сож. 1984

Художник много рассказывал о Великой Отечественной войне. Его воспоминания о войне – редкий образец писательского таланта живописца – опубликованы в журнале «Барнаул литературный» (Приложение).

Образование

В 1946 году Виктора Александровича демобилизовали из армии, вернулся в г. Кушва. Чтобы поправить свое здоровье, он стал заниматься лыжами, ходить на охоту, рыбалку.

С 1948 по 1952 годы учился в Нижнетагильском художественно-промышленном училище на живописно-педагогическом отделении.

Талант и трудолюбие – отличительные качества бывшего воина заставляют обратить на себя внимание членов педагогического коллектива, и молодого художника после окончания первого курса перевели сразу на третий.

Судьба сводит В. Зотеева с замечательным художником-педагогом, человеком глубоко и искренне любящим природу Урала, тонким пейзажистом Олегом Эдгардовичем Бернгардом.

Во время учебы юный художник писал много этюдов.

Виктор Александрович был признан лучшим шахматистом в училище, ребята считали за честь сыграть с ним. Шахматы стали увлечением всей его жизни.

Трудовая деятельность. Творчество

В 1952-1967 годах Виктор Александрович жил в г. Миассе Челябинской области, работал учителем черчения и рисования в средней школе и школе рабочей молодежи. Работал творчески, одновременно вел изостудию для взрослых и детей при клубе автозавода.

Уже в эти годы пейзаж становится главным жанром в творчестве художника, а метод внимательного, вдумчивого исследования природы – основным.

Он постоянно совершал с учениками экскурсии на природу, где они писали этюды.

Летом 1953 года В. А. Зотеев организовывает экспедицию на пленэр, в которую входило сорок учеников, и отправляется по всему Ильменскому хребту, где находился Минералогический заповедник.

На каменный пояс. Эскиз. 1953

Картина не была закончена, а десятки этюдов, привезённых из поездки, переросли в пейзажи («Река Чусовая», «Город Златоуст», «Река Серебряная»).

В 1953 году в городе Миассе В. А. Зотеев провёл свою первую персональную выставку, где были представлены лучшие его работы. В эти же годы он неоднократно организовывал выставки лучших работ своих учеников.

Выставка работ учеников. Миасс. 1956 побывал на Алтае, писал Мультинские озёра, поднимался за новыми впечатлениями к вершинам Северо-Чуйского хребта, наслаждался непогодой и буйством красок знаменитого Телецкого озера. Фотография из семейного архива

В этом походе участвовала и жена Виктора Александровича, Лидия Александровна, с которой они поженились в 1956 году. Она тоже художница, они вместе учились в художественно-промышленном училище. Зотеевы отправились к Белухе. Виктор Александрович планировал провести на этюдах две-три недели, а задержался на Алтае на три месяца, целую неделю художники писали только виды Белухи и её окрестностей. В результате творческой поездки в Горный Алтай Виктор Александрович написал картины «Белуха вечером», «В горах Алтая», «Мультинские шумы» и другие.

г. Белуха вечером. 1959

В 1960 году отправился в путешествие на Приполярный и Полярный Урал. По этюдам написал картины «Гора Сабля. Приполярный Урал», «Приполярная тундра», «Женщина Коми», «Бакенщик с реки Печоры Пыстин А. М. ».

Женщина Коми. 1960

В 1961 году В. А. Зотеев едет маршрутным рабочим в экспедицию геологов в Якутию на шесть месяцев, где собирает материал к серии картин «В краю алмазов», «Запоздалый маршрут», «Река Чара».

Запоздалый маршрут. 1965

В 1962 году вместе с группой художников отправляется на Кольский полуостров, Хибины и Белое море, позже пишет по этюдам картины «Рыбаки на озере Имандра», «Ущелье Рамзая», «Соловецкий монастырь» и другие.

Соловецкий монастырь. 1984

В 1964 году весной работал на Кавказе, на творческой даче в Горячем Ключе, писал этюды Чёрного моря. Летом вместе с женой отправился на побережье Баренцева моря, на Кольский полуостров в с. Теберка, где пополнил свой этюдный багаж, позже напишет работы «Порт Лодейное», «Водопад на реке Териберке», «Птичий базар».

Баренцево море. Порт Лодейное. 1964

В 1966 году Виктор Александрович с группой художников снова едет на Приполярный Урал.

Художник вспоминал об этой поездке так: «Друзья-художники ранее видели мои этюды и картины Приполярного Урала, и мне не составило большого труда уговорить их побывать на Приполярном Урале –

Вагин Женя из Тагила, Толя Дудин и его друг Костя из Златоуста, Володя Мелентьев из Пензы, с которым мы путешествовали в 60-е годы, из Миасса Петя Симонов, учившийся со мной в Тагиле, и я. Всего шесть человек. Почему такая довольно большая компания. Дело в том, что переход от реки Печоры до Сабли довольно трудный, и мы решили лететь туда на вертолёте, а это дорого, двоим не по средствам – в одну сторону 400 рублей от г. Печоры.

Приехали в аэропорт г. Печора. Закупили шесть мешков сухарей и других необходимых продуктов Летим над тундрой, заросшей хвойной тайгой. Среди деревьев сверкают зеркала болотистых озёр. Впереди показались Уральские горы, испещрённые пятнами снежников среди тёмно-синих вершин. Вертолёт приземлился у самого озера и ледника, так как лётчики с трудом нашли довольно ровную площадку. Выгрузились, попрощались с лётчиками. Они пообещали прилететь через месяц.

Перетащили груз на место стоянки километрах в трёх. Поставили две палатки. Развели костёр – вот и готов наш небольшой лагерь для жилья напротив горы Сабля, которая синела невдалеке. У её крутого подножия сверкает ледник Гофмана – самый большой ледник на Урале

Началась наша дружная походная жизнь. Мотивы настолько интересные, что работаем почти не отходя от палаток»14

По этюдам этой поездки написал картины «Ледник Гофмана. Приполярный Урал», «Первые буровые на Приполярном Урале».

Ледник Гофмана. Приполярный Урал. 1985 Первые буровые на Приполярном Урале. 1970

С 1963 по 1967 годы неоднократно сплавлялся по рекам Башкирии. Написал картины «Река Сим», «Река Белая», «Поля Башкирии», «Река Инзер».

Река Сим. 1968

«Где бы ни бывал в те годы художник, он всегда возвращался на родину, на Урал, край, который любил всем сердцем, где был его дом, где жила его семья, где были у него ученики, где всегда ждали его новых работ.

Может быть, художник никогда бы и не покинул Урал, если бы не страшная трагедия – пожар, случившийся в 1964 году в его квартире-мастерской и уничтоживший практически все его картины. Чудом уцелели спасённые соседями небольшие этюды. Оставаться на пепелище у художника не было сил, и он решился ехать.

Красота Алтая, его шумные горные реки, прозрачные озёра, кедрачи, альпийские цветущие луга с первой встречи с ними оставались в памяти художника и, выбирая новое место жительства, В. А. Зотеев-художник выбрал Алтай. »6

В 1967 году Виктор Александрович Зотеев с семьей переехал в Барнаул.

С 1967 года по 1980 год Виктор Александрович работал художником-оформителем в Художественном фонде. Оформительская работа поглощала все силы, поэтому трудно было совмещать её с творческой.

Начиная с 70-х годов, начал выезжать на сезонные поездки по Алтаю. С этого времени Алтай становится главной темой его творчества.

В период работы оформителем написал такие картины, как «Старый аил у Белого Бома», «Верхнее Мультинское озеро», «Полярный Урал», «Таганай. Южный Урал», «Прохладный мартовский вечер», «Осенние сумерки», «Дождь» и другие.

Озеро Мультинское верхнее. 2001

Наряду с пейзажами, привезенными из творческих поездок, натюрмортами и портретами красной нитью в творчестве художника проходит тема городского пейзажа. В своих работах, посвященных видам Барнаула, Зотеев с особым трепетом и теплотой отображает и архитектурные памятники города.

Улица Горская. Барнаул. 1970-е гг.

В 1973-1979 годах работал на Салаире, в Колывани и других районах Алтайского края. Написал картины «Салаирский кряж», «Пасека в Колывани», «Улаганское ущелье» и другие.

Улаганское ущелье. 1976

В 1975 году Виктор Александрович получает на двоих с художником А. Потаповым мастерскую. Появляется возможность полностью отдаться творчеству.

В 1980 году был принят в Союз художников СССР.

Виктор Александрович Зотеев – художник-экстремал. Жажда странствий влечёт его в труднодоступные места. Дважды, летом и осенью 1981 и 1982 гг. , художник побывал на Колыме, 5 месяцев он собирал натурный материал, путешествуя по суровому, но красивейшему краю России, в последующие годы создаёт пейзажный цикл Колымской серии.

«Тайга и тундра, реки и озера, сопки и море в своей первозданной, чарующей красоте предстают на картинах художника пред зрительским взором. И зрителя завораживает "Белое безмолвие" заснеженных сопок, хрустальная чистота "Озера танцующих хариусов", колышущиеся от легкого ветерка цветочные поляны, сбрасывающие с себя одеяла тумана - "Туман рассеивается". 6

Цветы Колымы. 1981 Гольцы Колымы. 1983

Колымская ГЭС строится. 1983

В мастерской Немало походил и поездил по стране Виктор Александрович. Кажется, что он никогда не расставался с этюдником. Последние годы жизни он продолжал встречаться с учащимися школ, бродить по окрестностям города, писать этюды в мастерской.

16 октября 2008 года Виктор Александрович Зотеев ушёл из жизни.

Всю свою жизнь Виктор Александрович работал творчески. Он, бесспорно, является признанным мастером лирического пейзажа. В этом жанре художник написал такие картины, как «Ледоход на большой реке», «Тёплый апрель», «Барнаулка пробуждается», «Снег выпал в сентябре», «Ранний снег. Борзовая заимка», «Осенние сумерки. Рябинка», «Над Обью», «Зима в Подмосковье», «Осень в Колыме», «Пасека в Колывани» и многие другие. «Его живописные полотна полны особой задушевности и теплоты». 14 В своих картинах Виктор Александрович реалистично передаёт состояние природы, свежесть зелени, тепло летнего солнца. Например, в картине «Хлеб созрел» художник сумел точно изобразить просторы алтайских полей с золотистой пшеницей.

Хлеб созрел. 1989

Наравне с лирическими пейзажами в его творчестве есть и эпические монументальные картины, такие как «Старый кедр», «Улаганское ущелье», «Гора Сабля. Приполярный Урал», «Соловецкий монастырь», «Ледник Гофмана. Приполярный Урал», «Старый аил у Белого Бома» и другие.

Старый аил у Белого Бома. 1996

Многие работы Виктор Александрович посвятил городу Барнаулу и его окрестностям («Барнаул в 1970 году», «Улица Горская», «Архив», «Улица Ползунова», «Улица Димитрова», «Драматический театр», «Площадь Демидова», «Речной вокзал строится», «Гостиница Алтай», «Памятник борцам революции» и другие). Картины привлекают зрителя узнаваемостью мотива, безупречным сходством с натурой.

В городских пейзажах В. А. Зотеева чувствуется особенная любовь к городу, к его улицам, архитектурным зданиям.

Памятник борцам революции. 1980

В изобразительном искусстве художника присутствует и натюрморт («Букет сирени», «В мастерской художника», «Натюрморт с цветущим маральником», «Художники на Таганае», «Грибы» и другие).

Грибы. 1965

Анималистический жанр занимает своё место в творчестве Виктора Александровича. С большой любовью он изобразил своего верного друга, западносибирскую лайку по кличке Кучум.

Кучум обиделся. 1980

Признание В. А. Зотеева

Выставки

Виктор Александрович Зотеев постоянно принимал участие в выставках.

Первая его значительная выставка – «Всероссийская художественная выставка самодеятельных художников» – проходила в г. Москве в 1965 году. На ней была представлена картина «Гора Сабля. Приполярный Урал».

Гора Сабля. Приполярный Урал. 1964

Отзывы об этой выставке опубликованы в журнале «Огонёк» в номере 34 за 1965 год. В статье «Чтобы жизнь украшали» известный художник Н. Н. Жуков с восхищением пишет о Викторе Александровиче: «Вот как В. Зотеев, учитель из-под Челябинска: влюблён человек в живопись! Как отпуск, отправляется В. Зотеев в путешествие, захватив верный свой этюдник. Исколесил, пожалуй, весь Урал – от южных отрогов до скалистых берегов Ледовитого. В Приполярном Урале встретилась художнику вот эта угрюмая, криво изогнутая, отточенная добела снегами и льдом «Гора Сабля». 7

С 1968 года В. А. Зотеев становится постоянным участником ежегодных краевых художественных выставок.

С 1975 года участвует в зональных выставках, которые проходят каждый четвёртый год. Эти выставки были в Томске, Кемерово, Барнауле и Красноярске.

В 1980 году на Республиканской художественной выставке «Советская Россия» в городе Москве была представлена картина «Кошара колхоза Кызыл-Мааны».

Кошара колхоза Кызыл-Мааны. 1979

В 1983 году Виктор Александрович принимает участие во Всероссийской художественной выставке «Нивы Алтая», в этом же году организует первую персональную выставку в Алтайском краевом музее изобразительных и прикладных искусств, которая называлась «Дорогами Родины».

Вечер в Затоне. 1980

В 1985 году к 60-летию со дня рождения была организована персональная выставка в Выставочном зале.

Из семейного архива. Каталог выставки. 1985

Искусствовед Н. Царева в газете «Алтайская правда» так пишет об этой выставке: «Настоящая юбилейная выставка – первая большая, ретроспективная персональная выставка художника, подводящая итог тридцатилетней творческой деятельности. На ней Виктор Александрович предстаёт зрелым сложившимся мастером, продолжателем традиций русской реалистической пейзажной школы. »30

В 1994 году участвует в выставке «Искусство Алтая. Живопись, графика, скульптура», организованной Государственным художественным музеем Алтайского края.

О творчестве Виктора Александровича Н. Царёва, сотрудник музея, пишет в газете «Алтайская правда»: «Путь к признанию для Зотеева не был простым Он работал учителем в школе, лесорубом в тайге, инструктором туризма, оформителем в художественном фонде. Но куда бы ни забрасывала его судьба, он всегда оставался художником. Исходил и изъездил всю страну, написал тысячи этюдов, множество картин, постоянно участвовал в выставках в сельских школах и детских домах, центральных выставочных залах нашей страны и за рубежом. Лучшие из его картин хранятся в собрании нашего музея. Вот одна из них – «Пасека в Колывани». 29 Пасека в Колывани. 1976

В 1996 году была открыта в Государственном художественном музее Алтайского края выставка работ Виктора Александровича «Наедине с природой», посвящённая 70-летнему юбилею художника.

Александр Ушков в газете «Алтайская правда» показал значение творчества художника: «В мастерской на мольберте уже несколько лет стоит картина – горные кедры. Уже, по крайней мере, третий вариант. Зовут кедры своей красотой, стойкостью, мужеством, невероятной жаждой выжить на скалах, на почти недоступной высоте, на ветру Похоже на судьбу самого художника. Он постоянно кидался в манящие неведомые дали. Каждый поход – испытание. Зачем? Познать природу во всём её разнообразии и показать людям, чтобы знали, любили Родину. »26

Кедр. 1996

В период с 1985 по 2000 годы проводилось пять персональных выставок в БГПУ.

21 марта 2001 года в стенах Краевой библиотеки им. В. И. Шишкова состоялось открытие очередной персональной выставки художника под названием «С этюдником по Алтаю».

В 2000 году Виктор Александрович награждён медалью им. Г. И. Гуркина за лучшее произведение изобразительного искусства Петровской Академии наук и искусств.

В 2003 году состоялась в Государственном художественном музее Алтайского края персональная художественная выставка Виктора Александровича «Планета Колыма». В экспозиции было представлено 74 полотна, большинство из которых зрители видели впервые. Заглавной картиной выставки стало полотно с одноимённым названием «Планета Колыма».

Планета Колыма. 2003

В книге отзывов ГХМАК имеется более 15 отзывов об этой выставке художника. Вот один из написанных: «Дорогой Виктор Александрович! Поздравляю Вас с замечательной выставкой, раскрывающей своеобразную красоту Колымского края. В Ваших работах гармонично и тонко сочетаются все отменные качества пейзажа: его истинная красота и радость, которая, как заметил поэт Николай Заболоцкий «Открыта не для каждого и даже ни каждому художнику видна». Вам же она видна во всей её чарующей силе. Вы философски осмысливаете и раскрываете красоту Земли, передаёте это видение зрителю, способствуя формированию и совершенствованию его гуманистических и нравственных качеств, духа патриотизма». 5

В 2004 году к 80-летнему юбилею художника была организована в Выставочном зале союза художников персональная выставка «По просторам Родины». Экспозиция включала 200 работ, написанных художником в разные годы.

Из семейного архива. Искусствовед ГХМАК Л. Г. Красноцветова в каталоге к Каталог выставки. 2004 выставке выразила своё отношение к творчеству Виктора Александровича: «Один из самых проникновенных поэтов в алтайском пейзаже – В. А. Зотеев. Его художественное видение отличает высокая одухотворённость и живописная свобода в интерпретации образа природы. Он не подчиняет натуру своей собственной живописно-пластической системе, а внимательно вглядываясь, вслушиваясь в природу, бережно извлекает из натуры её выразительные возможности. Очевидно, поэтому так глубоко содержательны его полотна, так неповторимы их композиционные решения, так органична их пленэрная трактовка. В них живёт одно из лучших качеств русского пейзажа – духовная сокровенность образа»6

В газете «Свободный курс» опубликован отзыв об этой выставке: «У Зотеева очень проникновенный пейзаж. Так может писать человек, который был на грани жизни и смерти. И теперь чувствует всё остро, глубоко, как никто другой», – говорит библиотекарь, искусствовед школы №63 Татьяна Еньшина. »15

В 2004 году телекомпания «Алтай» выпустила фильм о фронтовике Зотееве «Живу и помню», режиссёром которого была Татьяна Кузьминична Горбунова.

Произведения художника находятся в музеях, галереях и частных собраниях в России и странах ближнего и дальнего зарубежья. Крупная коллекция живописных работ В. А. Зотеева находится в собрании Государственного художественного музея Алтайского края.

Общественная деятельность

Коллеги художника называли Виктора Александровича просветителем и пропагандистом изобразительного искусства на Алтае. Он устраивал выставки в школах отдалённых районов Алтайского края: в Смоленском, Алтайском, Павловском, Краснощёковском, Тогульском, Троицком и многих других.

Кроме этого, сотрудничал с такими образовательными учреждениями города Барнаула, как школа № 25, 38, 53, 56, 63, 73, 74. Виктор Александрович ежегодно проводил там выставки и встречи с учащимися. Художник неоднократно приглашал ребят к себе в мастерскую.

Библиотекарь МОУ СОШ №63 Татьяна Сергеевна Еньшина так вспоминала о сотрудничестве с Виктором Александровичем: «Я лишь по репродукциям проводила беседы с учениками об изобразительном искусстве. А В. Зотеев, каким-то образом узнав об этом, предложил свои работы. Вывесили их в актовом зале школы. Затем началось ещё более удивительное. Виктор Александрович организовал у нас уже групповые выставки, потом персональные – Филонова, Белышева, Борунова, бийчанина Малышева. Экскурсоводами стали наши старшеклассники, учил их тоже В. Зотеев. Вот думаю: как же он не жалел своего времени? Между прочим, Союз художников СССР наградил грамотами наших экскурсоводов – такая честь! Словом, была большая и увлекательная работа. Спустя время Виктор Александрович открыл у нас вторую выставку. Пусть ребята смотрят, осмысливаются, задумываются. Я восхищена чистосердечием этого человека!»14

Наряду с большой общественной работой, он в течение 20 лет руководил клубом «Художник» при БГПУ, где ежегодно устраивал не только свои персональные выставки, но и выставки работ своих учеников и коллег-художников.

Материалы о художнике в музее «Память» МОУ «О(с)ОШ №6»

В музее «Память» МОУ «О(с)ОШ №6» хранится альбом «И я прошёл по той войне». Ребята школьного отряда «Милосердие» в 2005 году встречались с Виктором Александровичем, он им рассказывал о событиях Великой Отечественной войны, показывал свои картины. Ребятам отряда очень понравилась встреча с фронтовиком, они решили оставить воспоминания о ней и оформили материал, посвящённый Виктору Александровичу, в альбоме «И я прошёл по той войне».

В мае 2010 года учащиеся 10 «А» оформили газету, посвящённую Виктору Александровичу, ветерану Великой Отечественной войны

Изучив библиографическую литературу и архивные документы, проанализировав полученную информацию из бесед с Л. А. Зотеевой, пришла к следующим выводам:

1. Виктор Александрович Зотеев – скромная, талантливая, яркая, увлечённая личность.

2. Художник хорошо знал и искренне был влюблен в родной край, в его каждую тропку и травинку. Он стремился увидеть и передать красоту разных уголков России.

3. Главная тема творчества – пейзаж Алтая.

4. Виктор Александрович являлся просветителем и пропагандистом изобразительного искусства на Алтае.

5. В течение 20 лет руководил клубом «Художник» при БГПУ.

6. Произведения художника находятся в музеях, галереях и частных собраниях в России и странах ближнего и дальнего зарубежья (зарубежная художественная выставка "Встреча с Алтаем" в Японии г. Саппоро). Крупная коллекция живописных работ В. А. Зотеева находится в собрании Государственного художественного музея Алтайского края, Государственного музея истории литературы, искусства и культуры Алтая, галереи «Кармин».

7. Творчество В. А. Зотеева заслуживает внимания для изучения общественности.

Фрагменты жизни: военные воспоминания

Переправа.

Ненастной поздней осенью 1944 года наше наступление остановилось в Белоруссии на реке Друть. Рубеж обороны нашей 250-ой дивизии 35-го ударного стрелкового корпуса находился между городами Жлобин и Рогачев.

Плохая оказалась у нас зимовка: в мерзлой земле выкопали плохенькие землянки и заняли оборону. Всю первую половину ноября бились на небольшом плацдарме на реке Сож в 17 километрах севернее Гомеля, отбив у немцев деревню Новоселки и продвинувшись на 2 километра в глубину немецкой обороны и 4 километра по фронту. Переправлялись на лодках и штурмовому мостику для пехоты. Мой участок телефонной связи был от опушки леса и до переправы, связь постоянно прерывалась от разрывов мин и снарядов. Переправа усиленно обстреливалась. Западный берег весь полыхал от огня, оттуда доносился несмолкаемый грохот.

Мне было страшно даже смотреть в ту сторону, думал о том, как там люди ухитряются уцелеть. Через несколько дней и я попал на эту горящую малую землю. Участок связи мне достался от наблюдательного пункта дивизии до контрольного пункта, который находился под обрывом берега неподалеку от переправы. Связь постоянно рвалась, а провода всех подразделений: пехоты, артиллерии и авиации были протянуты по брустверу траншеи, которая шла от передовой и до переправы. Сплошным потоком с места боя по ней возвращались раненные солдаты, многие даже не были перевязаны, низ траншеи был скользким от крови. Мне пришлось тянуть свой провод, не взирая на частые разрывы мин и снарядов вокруг, по открытому полю. По траншее шел встречный поток солдат. Я спросил одного раненного в руку солдата: «Как там дела?» Он ответил: «Плохо, браток, много наших полегло». Бой уже шел на западной стороне бугра, сообщая о себе трескотнёй автоматов, грохотом орудий и разрывами снарядов.

Нам не удалось переправить танки. Вместо них пехоте помогали «летающие танки» – штурмовики, которые с басовитым рёвом, низко проносясь над нашими головами, расстреливали контратакующих фашистов. Огромную поддержку оказывали с восточного берега катюши, которые устроили настоящий ад на немецких позициях.

Я бегу по связи, чтобы соединить очередной прорыв, укрываюсь в песчаной норе у Васи, который дежурил на участке от обрыва и до переправы. Как хорошо в этой норе, почти тихо. Мины и снаряды уже рвутся в реке и на восточном берегу, к их свисту и вою мы уже привыкли. Немцы бьют по переправе шрапнелью, которая разрывается в воздухе, поражая осколками переправляющихся солдат. Осколки снарядов бьют песчаный береговой обрыв, но в нору не попадают, лишь сырой песок сыплется за шиворот. Телефонную трубку все время от уха не отрываешь. Если тихо – опять нет связи, надо бежать на линии. И так изо дня в день почти две недели. Немцы без конца контратакуют, стараясь сбросить наши полки в Сож. Мы же крепко уцепились за берег, стараемся расширить эту полоску земли. Народу положили множество и с нашей стороны, и с немецкой.

Однажды утром, после тревожной ночи, после нескольких попыток контратаковать наши позиции, вдруг неожиданно наступила тишина. Немцы отступили. Мы вышли из окопов, идём – впереди трупы наших и немецких солдат. Особенно много было побито фашистов. На этот раз они, не считаясь с потерями, бросили последние резервы, чтобы сбить нашу оборону. Перед нашими глазами страшный лик войны – безжизненный лунный пейзаж. Помню, что в начале боев в двухстах метрах от нашей передовой росла огромная развесистая груша. От этого дерева остался укороченный ствол и один короткий толстый сук, на котором висели ноги фашистского офицера. А в стороне вот этого дерева лежала другая половина тела с широко раскрытым от ужаса и боли ртом, с золотым зубом в зияющей яме рта.

Позднее солдаты узнали, что наш плацдарм был ложным манёвром для отвлечения главных немецких сил. Основное же наступление было в районе Гомеля. Немцы отступали, откатываясь от Белоруссии на запад. Лишь на нашем направлении они закрепились, на реке Друть. Ни с нашей стороны, ни с противоположной попытки наступлению не предпринимались, так были обескровлены войска.

Выпал снег, наступила зима. Стало очень холодно и неуютно в сырых землянках. Все время нам хотелось есть и спать. Вялые, тощие, в основном лежим в землянках. Заболели педикулёзом – обовшивели. Утром встаём, выходим из землянок, вместо зарядки снимаем с себя гимнастерки, нижние рубахи и вытряхиваем беспощадных паразитов на снег. Тело горит от многочисленных укусов. Плохие мы стали солдаты, никудышные. Таких солдат надо подальше от передовой, а то еще немцев заразим этой гадостью, хотя и у них своих вшей хватало.

Укротитель.

Весь батальон связи отправили в тыл на отдых. Расположились мы в деревне, уцелевшей от боёв. Прожарили обмундирование, намылись в бане. Сменили бельё, поужинали, настелили на полу в хате содомы. Красота, как в раю! Ночью крепко заснули.

Вдруг я просыпаюсь от разорвавшегося рядом снаряда. Слышу ржание лошадей, как они в испуге бьются о стены сарая. Надеваю шапку, сапоги на босу ногу и выскакиваю во двор. Одна молодая пегая лошадь сумела вырваться из сарая и испуганно металась по двору.

Я решил ее поймать, чтобы она не разбилась об изгородь и не сеяла панику среди остальных лошадей, оставшихся в сарае. Бегу за ней, догоняю уже у изгороди. А она, испугавшись меня во всем белом, вероятно, приняв меня за приведение, брыкнув, бьёт меня с огромной силой задними копытами, как говорится, под дых. Я высоко взлетел в воздух и даже успел подумать, почему звёзды мелькают внизу, рухнул лицом в снег. Моя шапка улетела в одну сторону, а сапоги в другую. Очнулся, пытался встать, но не сумел. На четвереньках дополз до хаты, открыл её, меня обдало теплом, и я опять потерял сознание. Дверь раскрыта, ребята, от холода замерзнув, проснулись, бросились ко мне: «Что случилось?» Я им прошептал: «Лошади» Одни солдаты стали успокаивать лошадей, другие – занесли меня в хату, положив на солому, прикрыли шинелью: «Спи».

Утром приходит старшина, ребята выходят на зарядку. Я лежу чуть живой, какая теперь для меня зарядка. Старшина, посмотрев место ушиба, покачал головой и говорит: «Лежи». Ребята нашли во дворе мою шапку и спрашивают: «А где твои сапоги?» Я махнул слабой рукой в сторону двора. Мои стоптанные солдатские сапоги нашли далеко за забором. Солдаты гуляют, на улице слышна гармошка, веселые разговоры. А незадачливый укротитель лошадей лежит и не может пошевелить ни рукой и ни ногой.

Вернулся старшина с фельдшером, тот тоже по званию старшина. Огромный рыжий детина спрашивает: «Где тут у вас контуженный?» Да вот я, лежу в соломе. Не понравился он мне сразу, этот «коновал». Контуженными у нас называли солдат, которые что-нибудь сморозили по глупости. Подходит он ко мне: «Ну, показывай брюхо». Поднял рубашку: «Ого!» И ущипнул меня своими толстыми пальцами. Я заорал. «Ну, значит, жив, не помрешь, вот какой голос подал», – были его слова. И еще раз меня обидев, не оказав врачебной помощи, он отправился допивать самогонку: «Ну, лежи, оживай, а то позарился на кобылу, хотя в деревне женщин полно».

Надо же мне было проснуться от шального снаряда, а я был зверь поспать. Несколькими днями раньше при том наступлении мы заняли деревню, немцы ее не спалили, и дома стояли целехонькими. Все отделение связистов устроилось в одной хате. Проснулся я от страшного холода, рядом со мной никого нет. Нет и стены справа, а над головой висят доски потолка. Смотрю, все мои друзья сидят по углам. Я стал ругаться, почему меня не разбудили? А мне в ответ: «Ты что, такой грохот был, что и мертвый бы проснулся, мы и не думали, что ты дрыхнешь». Оказалось, что немцы специально оставили деревню целой, предполагая, что к ночи в каждый дом набьются солдаты. И тогда – тяжелыми снарядами вдребезги разбить эту заранее обреченную деревушку. Прошла неделя нашего отдыха, пора отправляться на передовую, а незадачливый укротитель лошадей все валялся на соломе.

Восточная Пруссия. 1945 год.

Наши войска с боями двигались на север. Один за другим остаются города с непривычными для нас названиями: Вердмит, Мельзак. Среди заснеженных полей встречались небольшие немецкие хутора с домами в два этажа, похожие на крепости, окружённые добротными хозяйственными постройками.

Штаб дивизии остановился в одном из таких хуторов. Солдаты кинулись в подвал, сплошь заставленного соленьями и прочими припасами, в поисках бутылей со шнапсом. Меня шнапс интересовал мало, и поэтому я занялся разглядыванием незнакомых чужеземных хором. Кругом позолоченная лепка: на потолке, на стенах, вокруг окон и дверей, картины в ярких позолоченных рамах. На полу кучи бумаг из домашнего, впопыхах брошенного архива. Альбомы, письма, книги. Роюсь в этом богатстве в надежде найти лист чистой бумаги для писем. А если повезет, то и альбом с картинами или ещё лучше – чистый для набросков в свободное время.

В комнату заходит Балабохин, увидев меня, начинает соображать, чем бы занять бездельничающего солдата. И пришла же ему под офицерскую шапку мысль, которую он выразил в приказе: «Зотеев, там сарай, сходи туда и посмотри, нет ли там спрятавшихся фашистов». «Есть, товарищ капитан, будет исполнено», – говорю. Отправился я к стоящему невдалеке каменному сараю. Поднимаюсь по крутой лестнице, автомат наготове. Оглядываюсь – темно, но вижу, что зашевелился кто-то в куче сена. Я кричу: «Хенде хох!» Вместо ожидаемого фашиста поднимается старик лет восьмидесяти, с послушно вздернутыми руками. Одет он был, несмотря на февральский холод, в легкий серый заношенный пиджачок. Дрожит от холода и страха, косится на мой автомат. Хоть старика и жалко, а приказ выполнять надо. Показываю на люк: «Слезай».

Идём по двору. Стоит группа офицеров, среди них начальник дивизии связи – энергичный боевой офицер. В сторонке стоял Балабохин. Подвожу к нему старичка и докладываю: «Фашистов нет, есть только один старик». Мой комроты с пеной у рта как закричит на этого замершего до синевы испуганного немецкого деда. Гонит его со двора на улицу, где холодный ветер и снежная позёмка. Старичок уныло поплелся к воротам. Старика мне стало жалко. Я, забыв, что он не понимает по-русски, кричу ему: «Дедушка, подожди!» Дело в том, что, когда я рылся в бумагах, то мне мешала большая меховая доха, я ее отбросил в сторону. Бросился я в дом, схватил эту доху и решил догнать старика. Но на пути к нему меня перехватил Балабохин: «Кому ее тащишь? Ах ты, предатель, изменник, фашистов жалеешь!» Выхватывает у меня эту доху, топчет ее ногами и кричит: «Бери автомат и стреляй». Я возмутился: «Старика-то, за что? Я с детьми, стариками и женщинами не воюю». Балабохин хватает за кобуру трясущимися от ярости руками, достает пистолет: «Да я тебя, предателя, сейчас пристрелю!» Что мне оставалось делать? Взвожу на боевой затвор автомат и направляю его в брюхо Балабохину. Двадцатилетнему солдату было легче умереть самому, чем идти и убить старого немца. Группа офицеров, стоявшая невдалеке, с интересом наблюдала эту сцену и, увидев, что дело принимает нежелательный оборот, встревожилась. Начальник дивизии, непосредственный командир Балабохина, крикнул с гневом: «Прекрати, солдат прав!» И нажил я с тех пор в лице своего командира роты лютого врага.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)