Дом  ->  Мода и красота  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Творческий проект по созданию стилизованных костюмов «Оленья тропа»

Прикладное творчество народов Севера мы изучаем пятый год. За это время мы освоили различные виды деятельности. Нас поражают своей необыкновенной красотой колоритная вышивка долган, действительно никто так не вышивает бисером, как долганы. Удивляет виртуозная меховая мозаика ненцев. А так же никого не могут, оставить равнодушными изделия из оленьего меха и замши с аппликацией из цветного сукна, предметы из бересты, дерева, резьба по кости. Всеми этими видами ремесла прекрасно владеют и современные мастера. Народные традиции живут и развиваются и в наши дни. Проблема заключается в том, что носителями данной культуры являются люди старшего поколения. И мне представителю более молодого поколения, хотелось бы внести свою лепту в дело возрождения, сохранения, развития народных ремесел и промыслов, воспитания любви и уважения к культуре, традициям народов Таймыра. У северных мастериц высшим мерилом мастерства всегда считалось умение создавать красивую и удобную одежду. В своей работе, через создание стилизованной одежды, на основе местных национальных традициях, мы хотели показать насколько уникально творчество народов Севера, что оно требует пристального изучения и бережного отношения и уважения. Изучая специальную литературу, общаясь с коренными жителями Таймыра, посещая выставки декоративно-прикладного творчества народов Севера, общаясь с людьми, работающими по данному направлению, изучая отношения к региональной культуре людей, живущих рядом с нами, мы хотели показать, насколько интересен процесс создания национальной одежды. Одежда коренных народов Таймыра поражает своеобразием отделки, отличается высоким художественным вкусом, поражает техникой исполнения и многообразием художественных приемов. Поэтому у нас возникло желание создать одежду основанную, на местных национальных традициях, с использованием современных материалов.

Творчество коренных, малочисленных народов Таймыра

Одежда малочисленных народностей Таймыра – это искусство, рожденное жизнью, как песня женщины мастерицы, воспевающей свою любовь к семье, к родной природе. Прикладное творчество народов Севера, прежде всего, заключается в умении создавать искусно орнаментированную одежду

Долганское искусство орнаментирования одежды формировалось в семьях, где каждая мастерица вносила что-то в художественное творчество и передавала это видение молодым мастерицам. Никого не могут оставить равнодушными комплекты расшитой бисером женской одежды «Огуруолак ардай» и мужской «Бечаа», очень своеобразны, отличаются высоким художественным вкусом.

Малица – эта меховая мужская одежда традиционная почти для всего оленного населения Сибири. Изобрели ее ненцы, но благодаря универсальности – она была заимствована соседними народностями, а также русскими старожилами, путешественниками. Ее часто называют индивидуальным чумом, микрожилищом. Вариантов малицы множество. Все зависит от региона, времени года, профессии и возраста хозяина. Основные ее элементы сохранились по сей день. Ныне малица – глухая, без каких-либо застежек и разрезов, одежда широкого покроя. Шьют ее из шкурок оленя осеннего или летнего забоя мехом внутрь. Обязательный элемент капюшон, в два слоя мехом наружу. Край капюшона оторочен пушистым мехом песца или собаки. Характерны и рукавицы из камуса- тоже мехом наружу. Их пришивают к рукавам тыльной стороной, а разрез на запястье – чтобы высвободить кисть руки. Ягушка – так называют ненцы меховую женскую одежду. Главное крой. У ягушки он распашной. Полы, заходят одна на другую. Застежкой служат завязки из ровдуги: три пары потайных и одна наружная.

Прежде чем надеть такую одежду, ее накидывают на плечи, полы соединяют изнутри завязками, а затем через широкую пройму просовывают руки в рукава. Если женщина долго находится на морозе или отправляется в дальний путь на нартах, ягушку перехватывают по талии тканным из шерсти или простых ниток поясом с большой круглой металлической пряжкой. Рукавицы, как и у малицы, пришивают к рукавам с тыльной стороны.

Меховая женская одежда ненцев декоративна. Мастерицы украшают ее неповторимыми орнаментами. Самыми нарядными считаются ягушки из белого оленьего меха с широкой темной пандой ( нижняя часть ягушки, которая пришивается в виде оборки) сшитой из короткошерстного летного меха. Так же оторочены обе полы. Вместо с тем, четко соблюдены пропорции, что придает ягушке элегантность, а хозяйку ее делает стройной.

Края ворота женской одежды оторочены мехом песца или собаки. Это не только для красоты, но и для удобства – мех теплый мягкий, не колит лицо.

Принципиальное отличие ягушки от малицы связано с характером занятий женщины, на которой в основном домашнее хозяйство. Если ей надо выйти на улицу, наряд можно накинуть на плечи. Если отправляется за дровами, закрепит завязками. Наглухо затягивают одежду, собираясь в далекую дорогу. Если, например, в пути надо срочно покормить грудного ребенка, в ягушке сделать это легко. А вовремя остановок на ночлег, она используется как одеяло.

Обычно ненецкие женщины шьют две ягушки. Одна повседневная, другая – праздничная. Носят ее около трех лет. Зимняя выношенная до ровдуги, одежда переходит в летнюю.

Подбирая мех для будущего изделия, мастерица никогда не ошибется в сочетании оттенков цвета. Здесь требуется и эстетическое чутье, выработанное веками, и строгий утилитарный расчет.

То же самое можно сказать об орнаментах. Удивительно искусно выполненные, геометрически выверенные, композиционно обоснованные, они предают ягушке неповторимый облик. Что же касается сочетания цветов, то даже маленькая северянка, не задумываясь, скажет: к зеленому цвету подходит красный, к синему- желтый.

Даже сегодня настоящая парка, ягушка, кухлянка или унты по-прежнему пользуются большим спросом у северян. Они практичны, и красивы. Понятно ведь шьют их от начало до конца в ручную. По сей день, хорошая мастерица старается не пользоваться химикатами-дубителями, а держится за те древние способы выделки, которые применяли ее предки. Они проверены веками на практике: самая мягкая и эластичная шкура – та, которую выделали вручную традиционным способом; не перетираются и не гниют жильные нитки.

Несколько советов из опыта северных мастериц

Вот несколько советов из многолетнего опыта северных мастериц по изготовлению одежды.

Прежде чем браться за иглу, нужно знать мягкость меха, длину ворса, его цвет, эластичность кожи. Это азбука шитья. С нее мы и начнем. Самый лучший материал для работы – оленья шкура. Верхнюю и нижнюю часть одежды шьют из шкур месячного оленя, выростка ( четырех пятимесячного теленка), «телячьей постели» (шестимесячного теленка). Они имеют очень густую и плотную шерсть, лучше всего защищают от мороза и сильного ветра. Можно использовать для этих целей и шкуры взрослого оленя, снятые в конце лета.

Из оленьих шкур, полученных зимой, лучше всего шить спальные мешки, повседневную одежду, коврики, подстилки. Из этих шкур можно выделывать замшу-ровдугу.

Старайтесь мех использовать рационально. Если из центральной части шкуры лучше всего кроить верхнюю и нижнюю одежду, то из камуса шьют обувь и рукавицы. Из так называемой щетки (копытный мех) выходят очень прочные подошвы, а из шкурок, снятых с ушей, - мягкая детская обувь. И никогда не выкидывайте обрезки – они годятся на игрушки и украшения.

Можно шить одежду также из шкур морских животных. Правда, они хуже сохраняют тепло, ее носят осенью или весной. Лучше шкура нерпы: у нее рыхлая, мягкая кожа, удобная для шитья, красивый короткий ворс.

Из грубой толстой кожи моржа и лахтака целесообразнее шить обувь, вырезать подошвы. Из нее получаются хорошие чааты (арканы для ловли оленей) и ремни, необходимые охотнику.

Бережно относитесь к отделочным материалам. Оторочку краев шубы, шапки, ковриков разумнее всего делать из пушистого меха. Коренные северянки выбирают для этой цели шкурки собаки, песца, росомахи, выдры, лисицы. Для аппликаций незаменимый материал ровдуга и мандарка (выделенная особым способом кожа нерпы). Из них получаются изящные декоративные ремешки. Для меховой мозаики лучше брать камус с низким ворсом и разными оттенками.

Традиционная система измерения

Несколько слов – о традиционной системе измерения. Прежде, когда под рукой у мастерицы не было измерительных приборов, меркой служила собственная ладонь. Она была на все случаи жизни. Удивительно, но этот способ безошибочен, и, видимо, ладонь соответствует фигуре человека, благодаря чему можно соблюсти не только нужный размер, но и необходимые соотношение декоративных полос, оторочек и вставок. У ненок до сих пор существует семь единиц измерения. Самая большая по длине – пядь, самая короткая – фаланга указательного пальца

Специальных выкроек для изготовления шуб, шапок, обуви ненцы не имеют. Каждая женщина знает, сколько пядей, фаланг пальцев нужно положить при раскрое спинки, полочки, меховой орнаментальной полосы. Чтобы измерить длину шубы от плечевого шва до нижней – широкой каймы следует уложить пять пядей и одну фалангу указательного пальца. Ширина декоративной полосы, которой заканчивается рукав, равна трем фалангам указательного пальца. Длина подошвы для меховых сапог точно соответствует одной пяди и двум фалангам указательного пальца. Насколько точно это измерение – каждый может проверить.

В этой работе вашему вниманию мы представляем два комплекта стилизованной одежды.

Комплект одежды «Оленья тропа»

Комплект состоит из куртки и сумки. Куртка напоминает современное пончо. Перед и спинка имеют одинаковую ширину, поэтому конструируется одна деталь. Перед отличается от спинки большей глубиной горловины. Если спереди не делать застежку, то пончо превращается в ненецкую глухую малицу. Орнаменты расположены по конструктивным линиям. Для украшения использованы два вида орнамента Ты сэхэры – оленья тропа и Варк*ядма – след медведя. Сумка прямоугольной формы, закругленная снизу, для украшения использованы те же орнаменты. Сумка перетянута кожаным ремешком. Для пошива комплекта использованы следующие материалы: современный драп светлых тонов, орнамент выполнен из «выщипанной» кожи. Материалы подобраны по принципу контрастности. Орнамент на драп приклеивается клеем «Мастер», а затем прикрепляется мелкими стежками в ручную.

Детали кроя.

Ты сэхэры – оленья тропа

1. полочка и спинка куртки, Варк*ядма – след медведя.

по 1 детали со сгибом.

2. сумка – 2 детали

3. капюшон – 2 детали

- Мядико – подобно чума

- Теня*салик – локоть лисицы

Комплект одежды «Северная мозаика»

Комплект состоит из платья, обуви и декоративной сумочки. Юбка платья расклешенная, из четырех клиньев, на каждом клине вышит овальный рисунок, ниже орнамент hарбанняк – бордюрный бисерный узор. Бисерный узор соединяется в круг, напоминая долганскую розетку, прямой бисерный узор проходит по подолу юбки. Линия талии платья завышена. Рукава расклешенные, доходят до середины плечевого сустава. С кокеткой рукава соединяются при помощи цепочки из бисера, можно использовать цепочку «в крестик». Бисерный орнамент на рукаве и кокетке тот же, что и на юбке. По низу изделия, по низу рукавов, кокетка и воротник отделены белым песцовым мехом. Покрой декоративной сумки очень простой. На сумке вышит тот же бисерный узор, напоминающий долганскую розетку, по верхнему краю прямой бисерный узор и отделка белым мехом. Сумка прихвачена кожаной полоской. Для комплекта использовано красное сукно, вышивка бисером в местных национальных традициях, бисер подобран по принципу контрастности. К этому комплекту предлагается обувь то же из красного сукна. Большая часть обуви отделена песцовым мехом. По верхней части обуви, проходит прямой бисерный узор и тонкая полоска отделочного меха.

Детали кроя:

1- кокетка, задняя часть – 2 детали;

2- кокетка передняя часть – 1 деталь со сгибом;

3- верхняя часть спинки– 2 детали;

4- верхняя часть полочки

5- клин юбки – 4 детали;

6- рукава- 2 детали;

7- сумка – 2 детали;

8- верхняя часть обуви – 2 детали;

9- нижняя часть обуви

- Вышивка бисером в «прикреп»

- Схема плетения цепочки «в крестик» двумя нитками

Бордюрный бисерный узор – hарбанняк»;

Тогорнок«– т. е. круглый

Расчет стоимости материалов для изготовления комплекта «Оленья тропа»

№ п/пНаименование материалаКоличествоСтоимость ( в руб. )
1Драп светлых тонов2 м400
3Клей «Мастер»115
7Игла швейная13
8Нитки швейные белые, коричневые230

итого 448

Расчет стоимости материалов для изготовления комплекта «Оленья тропа»

№ п/пНаименование материалаКоличествоСтоимость ( в руб. )
1Драп красный2 м240
3Бисер6х25150
7Игла швейная, бисерная26
8Нитки швейные белые, красные230

итого 326

Комплекты одежды, предлагаемые нами, каждый оригинален по- своему. Комплекты изготовлены из современных материалов, и в тоже время использованы традиционные орнаменты и технические приемы работы: меховая мозаика, аппликация, вышивка.

Уникальность данных работ в том, что каждый комплект имеет практическое применение. Комплект «Северная мозаика» может, послужит как сценический костюм для педагогов организаторов, а также для хореографических коллективов.

А комплект «Оленья тропа» можно даже носит в повседневной жизни. Если анализировать тенденции современной моды, мы обнаружим именно данные приемы отделки и формы кроя сегодня популярны. Широко применяется в верхней одежде стриженый мех и комбинируется с различными материалами. Еще одно популярное направление украшение одежды: аппликация из кожи. Комплекты одежды, предлагаемые нами современны, и в тоже время прообразом для создания послужило народное искусство малочисленных народностей Таймыра.

Мы думаем именно такие, творческие проекты будут способствовать сохранению, развитию прикладного творчества народов Таймыра и воспитанию любви к истории и культуре родного края.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)