Культура  ->  Изобразительные искусства  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

О творчестве художника-пушкиниста Виктора Васильевича Березина

Рисовать Пушкина – и великая радость, и наслаждение, несмотря на то, что это порой происходит мучительно и болезненно.

Я не знаю, что со мной было бы, если бы у меня не было Пушкина.

Строки из дневника В. Березина

“Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная», – писал Пушкин. Если мы держим в памяти образ великого человека, созданный хорошим художником, как это оживляет и углубляет “самую занимательную науку”! Но и художник увлечен той же наукой: он следует за мыслями великого человека с кистью в руке, улавливая и исследуя его живой образ.

Я очень люблю творчество А. С. Пушкина, многие его стихи знаю наизусть.

Знакома я и с портретами великого поэта.

Мы с первого дня начинаем жить в окружении пушкинских портретов, с первых дней своих знаем его неповторимый облик.

В Третьяковской галерее я долго не могла отойти от портрета А. С. Пушкина, написанного его современником О. Кипренским.

На светлом желто-зеленом фоне рисуется изображение поэта, одетого в строгий сюртук с перекинутым через плечо клетчатым красно-зеленым шотландским пледом (некоторые исследователи называют его плащом).

Изящная фигура написана в фас, лицо поэта обращено слегка направо, в ту сторону, где в глубине, за креслом, стоит бронзовая статуэтка Гения с кифарой в руках. В лице поэта О. Кипренский мягко передает его характерные "арапские" черты, густые каштановые волосы свободно вьются на голове, не спускаясь на высокий лоб и не выбиваясь беспорядочно.

Незадолго до 14 декабря 1825 года К. Рылеев в письме к А. С Пушкину писал: "На тебя устремлены глаза России; тебя любят, тебе верят, тебе подражают. Будь Поэт и Гражданин!" Орест Кипренский и увидел великого русского поэта глазами лучших людей России.

Что видел за пределами рамы поэт? Так он мог глядеть на ненавистную ему "светскую чернь", на своего противника Дантеса, хладнокровно поднявшего пистолет.

Сам поэт высоко ценил свой портрет, написанный О. Кипренским, ощущая, что именно здесь он запечатлен в своей "высшей типичности", как поэт серьезной и трагической музы. Потрясенный работой художника, А. С. Пушкин на другой день вручил О. Кипренскому листок со стихами.

Любимец моды легкокрылой,

Хоть не британец, не француз,

Ты вновь создал, волшебник милый,

Меня, питомца чистых муз.

И я смеюся над могилой,

Ушед навек от смертных уз.

Существуют и другие прижизненные портреты А. С. Пушкина, наиболее известным из которых является портрет В. Тропинина. Сам Пушкин невысоко ценил свою внешность:

Зачем твой дивный карандаш

Рисует мой арапский профиль?. –

Обращается он в стихах к английскому художнику Джорджу Дау (автор почти 300 портретов генералов 1812 года для Военной галереи Зимнего дворца, Дау исполнил с натуры портрет Пушкина, до нас не дошедший).

И все-таки был художник, сопровождавший Пушкина в его скитаниях, разделявший с ним его “блуждающую судьбу”, - всюду, где ни оказывался поэт, художник внимательно всматривался в меняющиеся черты пушкинского облика и спешил закрепить их на бумаге. Этот художник – сам Пушкин.

Рисовали поэта и его современники, и после его смерти художники пытались воспроизвести его облик.

И я испытываю особую гордость за то, что среди признанных художников, обратившихся в своём творчестве к образу великого поэта, был и мой земляк, художник Виктор васильевич Березин.

Березин Виктор Васильевич родился 15 ноября 1934 года на Волге. В городе Чкаловске. Тогда это был маленький тихий, живописный рабочий посёлок. Детство было трудное. В семье было семеро детей. Будущий художник был третьим в семье. Окончена начальная школа в военные годы. Художник Сергей Михайлович Каманин сыграл большую роль в судьбе художника. Его советы, тёплое отцовское отношение к мальчишке сдклало своё доброе дело. В 1951 году Березин В. В. Поступает в Горьковское художественное училище, оттуда был призван в армию с третьего курса.

После трёх лет службы в армии продолжает учёбу в училище, и в 1960 году после его окончания направляется на работу учителем черчения и рисования в Тумботинскую среднюю школу №1. Он учил ребятишек и учился сам. Художник много работал, писал портреты поэтов: Есенина, Кольцова, Марины Цветаевой и многих других, пытается работать над образом

А. С. Пушкина

Данный ему от природы талант набирал силу, креп. Его работам, представленным на выставках в Павлове и Нижнем Новгороде, давали высокую оценку. Постепенно художник увлекается пушкинской тематикой. Она становится главной в его творчестве, он погружается в творчество поэта, его жизнь, окружение, его время.

Мы все представляем Пушкина по-своему, извлекая его образ из сказок, стихов, поэм, романов, написанных самим Пушкиным. Но представляем мы больше внутреннюю его сторону. Художник В. В. Березин смог нам показать его внешний облик, передавая через него так же и характер поэта. Всё свою жизнь он посвятил написанию портретов Пушкина и работе над его образом. Он старался не пропустить ничего из того, что издавалось о Пушкине: радио- и телевизионные передачи, произведения других художников – ко всему этому он относился теперь ревностно, с пристрастием.

Первая персональная выставка его картин, посвященная 185-летию со дня рождения Пушкина, открылась в Тумботинской средней школе №1 в 1984 году. Она называлась «Пушкин и осень». На ней было представлено 25 работ художника. На вопросы посетителей выставки, учеников, учителей Виктор Васильевич отвечал: « Источник моих работ – это сам Пушкин, его поэзия».

«Меня давно волновала загадка эпохи, которая дала миру декабристов, целую плеяду блестящих, талантливых, а порой гениальных людей русской литературы и искусства. Волшебная поэзия Пушкина, его трагическая судьба,чарующие краски осени – это и многое другое – привело мкня как художника и человека к работе над образом поэта»

В основном Виктор Васильевич писал картины дома, много времени отдавал выходам с этюдником на природу. Любимым месяцем у него был сентябрь с его прохладной погодой, со всеми цветами радуги, с его любимыми облаками, окскими далями. Наша земля вдохновила его на многие уникальные работы. С 1975 года Виктор Васильевич всю свою жизнь подчиняет творческому поиску образа поэта. Его дневниковые записи – это разговор художника с его временем, способ понять себя как художника – своеобразная философская лирика. В эти дни художник вставал очень рано и приступал к своему любимому делу – творил, мыслил, рисовал. Много работал восковыми карандашами , что дало ему возможность в своей манере изобразить природу, портреты его любимых поэтов.

Виктор Васильевич очень много читает и делает выпискив большие толстые тетради обо всём, что его заинтересовывает в жизни А. С. Пушкина. Здесь его собственные мысли, вызванные прочитанным, и его наблюдения, замечания. Тут же – карандашные рисунки, в основном портреты Пушкина.

Я прочитала дневниковые записи художника и была поражена той напряжённой душевной работой, той отдачей выбранной теме.

Ради творчества он оставляет школу и переходит на работу в пожарную охрану. Теперь больше времени можно уделять творчеству.

По его карандашным рисункам мы видим, что к своему образу Пушкина он пришел не сразу. На его картинах Пушкин предстаёт как человек, гордый и одинокий, может быть, никем не понятый.

Читая дневники Виктора Васильевича, видишь, как идёт художник к такому своему пониманию образа поэта. Так однажды он записывает: «С этой странички начинается, пожалуй, и мой Пушкин».

Один из заголовков в его дневнике сразу бросается в глаза: «За что я люблю Пушкина». « Я люблю его за мужество, за ненависть ко всякой власти и унижению, за высокое чувство собственного достоинства, за сыновнюю любовь к Родине и свободе. Люблю за то, что он не был, что называется обывателем, «порядочным» человеком. Для него нет ряда - гений неповторим Я люблю его за то, что он любил и ненавидел, смеялся и грустил, боролся и страдал.

Я люблю его за то, что он высоко ценил мужскую дружбу и свято относился к любимой женщине Я люблю его за музыку этих строк:

«Роняет лес багряный свой убор»,

За то, что он – творец»

Конечно, если бы Виктор Васильевич Березин не вёл последние семь – восемь лет дневники, никто бы так и не знал, что творилось у художника в душе, каковы были его мысли.

В трудные минуты Виктор Васильевич повторял: «У меня есть свой Пушкин».

Эта фраза служила как бы девизом к его творческой жизни, ведь он создавал свой особенный образ поэта.

«Художнику нужно мыслить в материале, т. е. с карандашом т кистью в руках. Такое мышление плодотворно» писал в своём дневнике от 19 мая

1978 г. Виктор Васильевич. «Знаю только одно; искать и работать, работать и искать. Я на правильном пути, под ногами моя тропинка».

По словам В. П. Лукина, «наряду с неординарностью творчества

В. В. Березина восхищение и удивление вызывает его художническая судьба, его стоическая преданность раз и навсегда установленным для себя идеалам, жизнестойкостью его таланта»

Виктор Васильевич говорил: «Удивительный отдел человеческого мозга – память. Она, как и сама жизнь, бывает деловой, суетной и скучной, а бывает одухотворенной и поэтичной. Без последней не может быть художника».

Действительно, память часто возвращала художника к истокам, к годам детства и юности. Но там было и такое, о чём вспоминать не хотелось.

Виктор Васильевич всю жизнь верил в судьбу, в предопределение свыше. В этом убеждаешься, читая дневниковые записи.

«Не правы люди, изрекающие самодовольные громкие слова вроде этих: «Всё зависит от самого себя» или «Твоя судьба в твоих руках». У Вселенной свои законы, которым подчинены в одинаковой степени и муравьи, и люди».

Из трудных ситуаций Виктору Березину помогали выплывать друзья. Те, что были всегда и днём, и ночью рядом – протяни только руку. Художник был с детства страстным книгочеем.

Заметки Березина о природе, о счастливых минутах, проведённых с нею наедине, пронизаны таким лиризмом, что сами собой превращаются в стихи, в элегии, в новеллы, не переставая оставаться дневниковыми записями.

«Идут последние дни июля. Завтра август. Начинается моё любимое время, когда, как говорил Пушкин, «я оживаю вновь». Признаки этого времени уже очевидны. Зелень лесов, лугов стала цветной, появляются жёлтые листья. Небо разнообразно по рисунку и цвету. Всё в природе стало яснее, чётче. Вечера тревожнее. Ночи темнее.

Птицы собираются стаями. Эти стаи интересно смотрятся в беспокойном августовском небе. Лето переживает зрелый период. Близка осень. Давно не слышно соловья, не слышно жаворонка на восходе солнца. В садах наливаются плоды, а с лугов плывёт аромат скошенных трав. Мир прекрасен и удивителен».

Записей, связанных с впечатлениями от окружающей природы, о её состояниях, о фазах перехода от одного времени года к другому, много.

Художник не раз ощущал себя одиноким на краю пропасти.

«Я совсем запутался. И не понимаю окружающую меня жизнь. Какая тоска! Я совсем потерял вкус к жизни. Сейчас записал эти мысли и думаю: «Зачем я всё это делаю? Зачем пишу? Не знаю. Как жить дальше?»

Дневник Виктора Васильевича Березина, словно зеркало, отражает всё движение его души.

На картинах Виктора Березина мы видим Пушкина на балу, на прогулках, за письменным столом, в окружении друзей

Пушкин Виктора Березина всегда разный. Просветлённый. Задумчивый, грустный. С затаенной горечью в складках у рта. С затаенной в глазах тоской. Нет Пушкина равнодушного, безразличного.

– Главное в моих работах, – говорил Виктор Березин, – это поэт и его характер.

Перед смертью Виктор Васильевич сказал своей жене такие слова: «Маша, тебе никогда не будет стыдно за мои работы». Он знал себе цену. Он знал, что он богат. Он хотел одного – единственного – возможности более или менее спокойно писать, рисовать, творить. О славе, об успехе, о материальном благополучии он даже и не помышлял, не думал. Он хотел лишь воплотить свои грёзы, видения и зримые образы, и чтоб этому никто не мешал.

И самой большой мечтой его было жить в такой глухомани, чтобы ни души не было на сто вёрст вокруг, а были рядом лишь лес да река, краски да кисти, да книги ещё. Ну и чтобы был кусок хлеба с молоком.

Как немного надо было человеку!

В. В. Березин оставил около 50 картин и несколько сотен рисунков, посвященных поэту. А еще – дневники, которые свидетельствуют о большой, вдумчивой работе художника.

Виктор Васильевич умер 7 января 1985 года от тяжёлой болезни, прожив всего 53 дня после своего 50-летия. Сильнейшие боли он заглушал не наркотиками, а тем, что становился к мольберту и работал, работал. Смотрю на последнюю работу художника «Пушкин со свечой» и понимаю, откуда такая боль на портрете. Это страстное желание жить и работать, работать! Мария Ивановна Березина, жена художника, сделала после его смерти всё возможное, чтобы его имя стало известным в мире пушкинистов, любителей живописи, а его картинами любовались тысячи людей. Выставки работ В. В. Березина состоялись в Павлове, Нижнем Новгороде, Чкаловске, в Киеве, Ленинграде, Москве и других городах состоялись прежде всего благодаря её стараниям.

Начинала она с небольших зальчиков, фойе кинотеатров, а потом были приглашения в различные Пушкинские музеи. Имя В. В. Березина узнали поклонники А. С. Пушкина, он был зачислен в сонм художников- пушкинистов.

Работы нашего земляка хранятся во многих Пушкинских музеях – в Болдине, Тригорском, в Москве, Санкт-Петербурге, в Нижегородской гимназии имени А. С. Пушкина. Есть уголок творчества художника Виктора Васильевича Березина и в кабинете литературы нашей школы, и в библиотеке пос. Тумботино, носящей имя художника.

«Рисовать Пушкина – великая радость и наслаждение, несмотря на то, что это порой происходит мучительно и болезненноОн открыл мне глаза и сердце на многие явления жизни», – писал художник в своём дневнике.

А мы принимаем Пушкина таким, каким изобразил его художник.

Всю свою недолгую жизнь мечтал он «бродить по лугам, полям, перелескам, думать, мечтать и рисовать!» Его Пушкин часто изображён на фоне природы, очень похожей на природу моего родного края.

Я же горжусь тем, что и я живу в посёлке Тумботино, хожу по тем же «лугам, полям, перелескам», вдохновлявших художника на создание замечательных картин.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)