Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Творчество А. А. Башкевича – поэта, художника, музыканта.

Родина начинается с порога родного дома, с узнавания мест, где ты живешь, с памяти об отцах и дедах.

На Печорской земле каждое село отличается своеобразием, бытовыми и трудовыми традициями, а, следовательно, может быть источником для знакомства и изучения традиционной культуры, своей истории, истории людей, проживающих в данной местности.

Каждая деревня – это своеобразный памятник, страничка истории нашего края и в целом – нашей Родины.

Особое место в развитии и становлении культуры в Печорском крае занимает одно из древнейших поселений на Псковской земле – деревня Изборск.

История Изборска – это история непрерывной борьбы изборян с внешними врагами на протяжении ряда веков, пытавшихся захватить город, его земли и покорить жителей. Близость к юго-западным внешним границам, во многом предопределило значение Изборска как крайнего форпоста древней Руси на западной границе государства.

На протяжении многих веков на территории Изборска создавалась самобытная культура, народные традиции, которые и поныне живут в преданиях, легендах, старинных песнях, рассказах стариков.

Славится Изборская земля и своими людьми. Один из них – Алексей Алексеевич Башкевич.

Нас заинтересовала его жизнь и судьба, как патриота своей «малой Родины», который всю свою жизнь посвятил отражению в своем искусстве любви к родному краю, к Изборску.

Это удивительный человек – учитель труда и рисования, поэт и краевед, художник и музыкант, автор многих песен об Изборске, самородок, если прибегнуть к более точному названию.

Началась исследовательская работа, определилась ее тема «Пройду тропинкой узкою». Жизнь и творчество А. А. Башкевича – поэта, музыканта, художника, учителя.

Практическая новизна работы заключается в том, что удалось найти неопубликованные произведения поэта и музыканта, впервые собраны воспоминания родственников, друзей и близких, систематизированы и обработаны имеющиеся на сегодняшний день данные, сделан библиографический обзор, состоялись встречи с изборянами и родственниками А. А. Башкевича, которые рассказали об этом удивительном человеке.

Практическая ценность работы определяется тем, что собранные материалы помогут дополнить экспозицию школьного этнографического музея «Изборские родники», собрать материалы, иллюстрирующие значимость человека в развитии и истории своего края.

Материалы исследования были представлены на заседании краеведческого кружка, научно-исследовательской конференции школы, на выставке в Изборском Доме Культуры, сельской библиотеке, музее-заповеднике «Изборск».

Перспектива данной работы в том, что эта тема еще глубоко не раскрывалась и очень мало освещалась в публикациях.

Основные публикации о творчестве А. А. Башкевича были сделаны В. Д. Розовой и Н. Н. Овчинниковой.

Известно, что о нем писали и в 20-30 г. , к сожалению, мы знакомы с этими публикациями только из газетных вырезок, которые хранились в его альбоме. Небольшие упоминания о творчестве А. А. Башкевича были и в газетных статьях. Надеемся, что, продолжая работу по данной теме, мы сумеем найти точные выходные данные этих публикаций.

Все это позволило собрать интересный материал об этом человеке.

Жизненный путь и судьба А. А. Башкевича

Наверное, у всех замечательных людей есть в характере такая черта, как скромность, желание остаться в тени, не выкрикивать свое громкое имя, не смотреть на всех свысока. И порой не замечаешь этих людей, которые окружают тебя, потому что они такие же, как и ты, но только немножечко по-другому смотрят на окружающий тебя мир.

Алексей Александрович Башкевич родился 15 апреля 1907 года в Изборске, в многодетной семье, где был вторым ребенком и окончил шесть классов церковно-приходской школы.

Из архивных источников музея-заповедника «Изборск» мы выяснили, что данная школа находилась по улице Веровская, д. 9. Эта школа считалась соборной (при Никольском Соборе) и была открыта 4 ноября 1884 г.

Так как семья Алексея Александровича жила крайне бедно, то он не смог продолжить дальнейшее обучение и вскоре отец обучил его столярному мастерству, а в редкие свободные минуты он рисует и сочиняет стихи.

В 1931 году Алексей Александрович женится на деревенской певунье Марии Ивановне Хорлуновой, вместе с которой посещает церковный хор и участвует в спектаклях, которые ставили для односельчан члены культурно-просветительского общества.

Вскоре в семье Башкевич один за другим родились два сына – Валентин и Алексей, для которых Алексей Александрович всегда был примером для подражания. Он привил им трудолюбие, научил рисовать. Валентин Алексеевич унаследовал от отца любовь к рисованию и многие его картины по мастерству невозможно отличить от работ Алексея Александровича.

Болезнь не позволила Алексею Александровичу участвовать в Великой Отечественной войне, где погибли два его брата Нил и Александр.

После войны сестра и два других брата уехали в Таллинн, где обзавелись семьями, а Алексей Александрович остался в родном поселке, поступив работать учителем по труду в детский дом, а после его расформирования в 1959, работает в школе – учителем труда и рисования до 1971 года.

Шли годы, молодая семья вставала на ноги, выросли сыновья, вернулись из армии и стали помощниками родителям. Алексей Александрович весь свой богатый опыт, все свои умения передает детям. По вечерам он вместе с сыновьями спешит в «культурку» (как называли тогда сельский клуб) на репетиции оркестра русских народных инструментов (который был создан при культурно-просветительском обществе в 1929 году), принимает участие в концертах, играет на танцах.

Вскоре женятся сыновья и берут в жены воспитательниц детского дома, появляются первые внуки, но по-прежнему Алексей Александрович находит время и писать стихи о родном крае, и воспевать неповторимую красоту Изборска с помощью холста и красок.

Фаина Семеновна Башкевич, невестка Алексея Александровича, вспоминает о нем как о веселом, уважительным по отношению к жене и детям человеке, очень добрым по натуре: «Алексей Александрович был редким человеком. За 15 лет не слышала от него ни одного плохого слова. Всех жалел. Очень любил и ухаживал за своей больной женой, которая во время войны поставила его на ноги, вернула к жизни».

Ирина Александровна Башкевич, заслуженный учитель, вспоминает: «Легче сказать, чем этот человек не увлекался. Он был хорошим плотником, сам построил дом, делал мебель, великолепно выпиливал различные вещи и выжигал картины, делал значки об Изборске (около 100). Сам делал и ремонтировал музыкальные инструменты. Одна мандолина, сделанная его руками хранится в Псковском музее. Это был художник, поэт и писатель (у него было много рассказов и очерков об Изборске, например, «Трагедия на Городищенском озере). А сколько стихов? Очень много (можно узнать в нашем Изборском музее, там находится его альбом). Писал и музыку к своим стихам «Словенские ключи», «Далекая юность», «Погибшим музыкантам». В одном из журналов, вернее «Сельская молодежь» его назвали самородком. И это верно сказано. Выставки его работ неоднократно были устроены в Печорах, Изборске, его линогравюры и стихи часто печатали в газете «Печорская правда». Ему все нравилось, он любил жизнь»

Алексея Александровича любили и уважали соседи, племянники из Эстонии и просто жители Изборска за его силу воли и духа этого замечательного изборянина, душой прикипевшего к своей родной земле.

28 августа 1982 года Алексея Александровича Башкевича не стало.

Его дело сегодня продолжают внуки и правнуки Алексея Александровича. Все они прекрасно рисуют, а внучки Валентина Валентиновна Бородавка и Татьяна Алексеевна Скобелева имеют прекрасный музыкальный слух, и, многие годы участвовали в художественной самодеятельности, пели в хоре и играли в оркестре народных инструментов, имеющем звание народного.

Скобелева Татьяна Алексеевна, до сих пор продолжает дело Алексея Александровича, она прекрасно рисует и выжигает картины с видами Изборска , а правнучка – Скобелева Юлия ученица 11 класса Изборского лицея, занимается в школьном оркестре народных инструментов и играет на домре.

Изборское культурно-просветительное общество в 20-30-е годы XX века

Начало XX века – особая эпоха в истории России, начало XX века – особая эпоха и в культурной жизни Изборска.

В Изборском историко-архитектурном и природно-ландшафтном музее-заповеднике «Изборск» хранятся документы, которые рассказывают нам о зарождении культурно-просветительного общества в Изборске в конце 19 – начале 20 века.

Из доклада председателя Культурно-просветительного общества Александра Ивановича Макаровского: «28-го октября 1917 года под председательством гражданина Сергея Гавриловича Щербакова состоялось собрание, поставившее своей целью открыть в пригороде Изборск отделение Печорского культурно-просветительного общества «для принятия всех мер к поднятию данной местности в культурно-просветительном отношении».

В 1920 году по сепаратному договору Изборская волость вошла в состав буржуазной Эстонии. Хроника того времени сообщает: «Русское население в Изборской волости перешло на положение национального меньшинства. Такое политическое положение русского населения заставляет его работать с исключительной энергией над сохранением своей самобытной культуры»

4 июля 1920 года Правлением Общества было разработано две программы деятельности: большая и малая.

Для осуществления широкой программы деятельности намечены были следующие отделы: Драматический, Музыкально-Певческий, Отдел книги, Спортивный, Археологический, Отдел школьного и внешкольного образования с читальней и библиотекой.

Но правление Общества при внедрении данной программы опиралась в своей деятельности на малую «реальную» программу.

В 1930 г. культурно-просветительное общество Изборска при читальном зале издает рукописную стенгазету «Фонарь», которая выходила силами действовавшего при обществе кружка молодежи, на страницах которой пробовали перо не только самодеятельные прозаики и поэты, но и художники.

В 20-30-е годы XX столетия Алексей Александрович вместе со своей женой Марией Ивановной Башкевич являются активными членами правления «Русского культурно-просветительного общества» и участниками драматического и певческого отдела, а позднее и музыкального. Алексей Александрович и Мария Ивановна участвуют в постановках таких спектаклей как «Цыгане» по А. С. Пушкину (1924 г. ), «Каширская старина» (1931 г. ) и другие.

В альбоме Алексея Александровича Башкевича, который хранится в фондах музея-заповедника «Изборск», мы нашли вырезку из газеты Русский Вестник (к сожалению, нам не удалось выяснить год издания данной газеты), статью В. Никифорова-Волгина «Избяные поэты и писатели. О чем пишут деревенские авторы», где упоминается о «молодом поэте А. Башкевиче из Вана Изборска» , который «сопровождает свое стихотворение следующей припиской: «От деревенского автора-самоучки. За ошибки простите, плохо знаю грамматику». Вот это стихотворение, очень светлое и задушевное:

Народ к заутрени идет

Все торжествует, все живет,

Крот из норы своей полез,

Христос Воскрес, Христос Воскрес!

Кричат грачи, поет скворец

Дождались, праздник, наконец

Шумит зелено-темный лес

Христос Воскрес, Христос Воскрес!

Глядит цветок из-под куста,

Вот так и просится в уста

Кричит на весь дремучий лес:

Христос Воскрес, Христос Воскрес!

Так же в фондах музея-заповедника мы нашли архив стенгазеты «Фонарь», где Алексей Александрович сам своей рукой пишет первые стихи и подписывает их витиеватой буквой «Х». Всего в музее-заповеднике хранится 20 стихотворений, написанных рукой автора и датированных 1934,1935 и 1945 годами

А. А. Башкевич – самодеятельный поэт и певец родного края

У каждого художника или поэта, влюбленного в родные края, обязательно есть свои любимые образы. У Алексея Александровича Башкевича – это древняя крепость и неповторимая природа Изборска.

Поэзия Алексея Александровича Башкевича удивительно земная, она покоряет и захватывает своей поэтической речью. Стихи Алексея Александровича по-человечески просты и душевны. Им написано более 100 стихов, некоторые из них знакомы только друзьям и близким.

В статье Н. Н. Овчинниковой «Ну как нам не спеть о родной стороне», посвященной самодеятельным поэтам-изборянам В. В. Воронкову и А. А. Башкевичу, мы читаем: «Его поэзия – удивительная гармония и мысли, и образа. Теплом и светом наполнены картины изборской природы, не случайно многие из них положены на музыку. Природа в произведениях А. А. Башкевича неотделима от человека, от его настроения, его земных радостей и тревог.

В своих стихах Алексей Александрович воспевать свою землю, свою природу, своих предков. Недаром, упоминание в поэтической речи, знакомых каждому изборянину топонимов и микротопонимов, согревает сердца, позволяет почувствовать гордость за своего земляка и свой край, более внимательно взглянуть не только на окружающий мир, но и заглянуть в свой собственный, сопоставить свои размышления и замечания с авторскими.

Красив, живописен Изборск мой родной

Своими седыми холмами.

Ты – Родина мне и горжусь я тобой,

Любуясь твоими стенами.

А. Башкевич. «Изборск мой родной»

Изборск поэта – это древний город, занимающий в истории России место не менее важное, чем древний Киев, Псков, Москва. Так городом-воином Изборск предстаёт в гражданской поэзии Алексея Александровича Башкевича.

Когда на тебя надвигалась гроза,

И полчища двинулись тучей,

Ты смело смотрел этой смерти в глаза,

Разил её силой могучей.

А. Башкевич. «Изборск мой родной»

Но не только старинные крепостные стены видит самобытный поэт на своей земле. Человек, земляк, предок – вот на чём концентрируется его поэтическое внимание.

И как не любить нам седой старины,

Где спят наши предки славяне!

Пусть вечная память погибшим в бою,

И вечный им будет покой,

Кто жизнь отдавал не жалея свою

За Русь, за Изборск свой родной!

А. Башкевич. «Изборск мой родной»

В его поэзии мы очень чётко просматриваем связь времён и поколений.

Погибло здесь много в суровые дни

Наших героев изборских.

И теперь ещё раны нам ясно видны

В стенах твоих древних кремлёвских

А. Башкевич. «Изборск мой родной»

Алексей Александрович влюблен в изборские холмы, березовые рощи, тихую гладь озера, в звонкие песни ключей, и он рисует их нежными акварельными красками. Когда читаешь его пейзажные стихи, в которых мягко и задушевно выражено чувство Родины, то ощущаешь биение сердца поэта, страстно влюбленного в красоту родной земли, в чистоту и свежесть родников. Вот звучит одно из его стихотворений «Мой сад»:

Каждый год в эту пору весною

Весь цветами покроется сад

И в окошко с прохладой ночною

Долетит его аромат.

И немного устав от работы,

Я пришел в этот сад отдохнуть.

Сразу все позабылись заботы

Задышала свободнее грудь.

А ручей здесь шумит и играет

К своим струям меня он зовет.

Соловей в эту ночь не смолкает

«Гимн Весны» все поет и поет.

Говоря, непосредственно, о творчестве поэта необходимо отметить, что Алексей Александрович увидел свою маленькую Родину – Изборск через ее отражение в голубых озерах и реках, в ветряном посвисте над ивами. Женский стан подружек-березок, резные листья дубов и кленов, величие сказочного города на Журавлиной горе – все это вплелось в узорную ткань повествования о родной земле, о родном народе. Тема Родины в его стихах представлена в обилии поэтических примет и очертаний.

Собирая материал об этом замечательном человеке, мы нашли несколько стихотворений, которые не были напечатаны в периодической литературе. Эти стихотворения записаны в его рукописном альбоме это: «У могилы», «Помолись», «Над могилой брата», «Первый май», «Терновый венок», «Прожитое».

«Их забыть нельзя» - история создания одной песни.

В 20-е годы молодежь Изборска жила мечтой о создании Великорусского струнного оркестра. Уже в то время кто-то из молодежи приобрел балалайку, появилось три мандолины и три гитары. Любители-музыканты вечерами собирались в крестьянских домах, играли, пели, танцевали. Летом выходили на площадку у крепостной стены Изборска и на берегу Городищенского озера звучала русская народная песня.

В отчете председателя культурно-просветительного общества А. И. Макаровского сообщается: « Опираясь на бескорыстную работу изборской молодежи при содействии жившего в то время в Изборске Анатолия Сергеевича Полибина, бывшего участника, музыканта великорусского оркестра в г. Пскове, правление культурно-просветительного общества зарегистрировало организовавшийся музыкальный отдел 28 февраля 1929 года».

В архиве Изборского Дома Культуры на аудиокассете сохранилась запись с голосом Алексея Александровича Башкевича, где он вспоминает, как зарождался Великорусский оркестр на территории Изборской волости:

«Оркестр зарождался в Старом Изборске, примерно, в середине 20-х годах. В первый раз, как я помню, в клубе выступили три музыканта – гитара, балалайка, мандолина. Музыканты играли вальс «Березка». Может с этого я и заразился, что пришел в этот оркестр и привел своих друзей. Нас несколько человек пришло, так уже в составе играли – три гитары, балалайка и три мандолины. Выступали, играли на танцах. В то время нам никто не помогал. Деньги на приобретение инструментов зарабатывали на танцах сами, так постепенно покупали инструменты (были очень дорогие), выписывали партитуры, сами изготовляли себе пюпитры. С 1928 года оркестр рос и разрастался, появилась возможность создать оркестр народных инструментов. Первоначально нас в оркестре было всего 13 человек и руководил нами Полибин (местный), а затем Василий Петрович Минин (местный), он много вложил труда, чтоб оркестр рос, набирал хорошие песни»

Это он привел в оркестр сыновей, и передал им любовь к музыке, а также свое умение и мастерство игры на балалайке.

Из воспоминаний сына, Алексея Александровича, Валентина Алексеевича: « В оркестр меня и брата привел отец. Нам нравилось с братом слушать, как играет отец дома на домре и гитаре и, однажды, мы решили попробовать сами сыграть, и у нас получилось. Отец писал для оркестра музыку и стихи. Эти песни до сих пор поют и любят все Изборяне от мала до велика. »

Вместе с отцом Валентин Алексеевич и Алексей Алексеевич принимали участие в составе оркестра в зональных смотрах в Ленинграде, и дважды имели звания Лауреатов.

К трем своим стихотворениям «Далекая юность», «Словенские ключи», «Их забыть нельзя» Алексей Александрович написал музыку, а песни эти стали визитной карточкой Изборска. До сих пор эти песни поют в каждом доме, они звучат в исполнении Изборского хора и оркестра русских народных инструментов, которому Алексей Александрович посвятил всю свою жизнь.

Песня «Их забыть нельзя», посвященная двенадцати изборянам-музыкантам, погибшим и не вернувшимся с Великой Отечественной Войны, звучала со сцены псковских и ленинградских концертных залов и по праву называется песней-балладой.

Война близко коснулась Алексея Александровича, – ушли и не вернулись с войны два его брата – Нил и Александр. Болезнь не позволила ему участвовать в Великой Отечественной Войне.

Из воспоминаний Алексея Александровича: «Вот я держу в руках фотографию, где на снимке оркестр довоенной поры. Здесь все мои товарищи, которые сидели рядом со мной и не вернулись на первую сыгровку – Власов Александр, Щербаков Иван и Сергей, Брысин Иван, Городской Алексей, Зызин Николай, Кокорев Владимир и Александр, Минин Павел, Полторанов Петр, Полуянов Александр и мой брат Башкевич Александр»

Отгремели последние залпы, неприветливо, обгоревшим встретил поселок тех, кто, закинув за спину солдатский вещь мешок, вернулся в родные края, но оркестр не распался. После Победы он начал вторую жизнь. Возвратились с войны музыканты Александр Дмитриевич Власов, Сергей Михайлович Кирюшонков, Николай Николаевич Моряков, Сергей Александрович Минушкин и другие, а места погибших отцов заняли сыновья и внуки.

Вот как вспоминает об этом времени Алексей Александрович: «Из старого состава после войны осталось человек шесть. Которые пришли сразу стали объединяться, собираться и искать свои старые инструменты. Нашли всякие трепаные и битые. Мы кое-как их склеили и стали репетировать. С этими инструментами поехали в Москву.

Я помню, как состоялась первая репетиция. Собралось нас человек шесть, пришли в клуб, выгнали воробьев, застеклили окна собрали инструменты, которые были и заиграли.

После, мы день за днем стали собираться, и вот нас собралось уже 17 человек»

В мирную колею входила жизнь после войны. На полях появились первые борозды, заколосилась рожь и в первый же праздник урожая, в поселке вновь зазвучали балалайки и домры.

Самое широкое призвание пришло творческому коллективу в послевоенные годы. На третий год после освобождения Псковщины, Изборский самодеятельный оркестр был приглашен в Москву.

Весной 1947 года оркестр выступает на районном смотре художественной самодеятельности, а затем на областном фестивале, где занимает первое место среди коллективов.

В 1948 году оркестру предоставлено право участвовать во Всероссийском смотре художественной самодеятельности в г. Москве от Псковской области. Изборский оркестр принял участие в заключительном концерте в Большом театре СССР, где играли представители из 6-ти областей под руководством Дмитрия Петровича Осипова. Все участники были награждены почетными грамотами и значками. В подарок оркестр получил новые инструменты и костюмы. Второе место – таков был результат выступления. Первенство уступили лишь москвичам.

Из воспоминаний Алексея Александровича Башкевича: «Возможно, этот успех, который мы имели в Москве, заняв второе место и побывав первый раз в столице, как-то ощутимее стала гибель наших товарищей – 12-ти музыкантов. Ведь они могли бы быть с нами и наш оркестр играл бы в два раза сильнее. Так после приезда из Москвы, я написал стих. Не тот, что в песне поется, но примерно такой, чтоб напомнить музыкантам о своих товарищах я читал это стихотворение.

А потом позже, когда нам пришлось ехать в Ленинград (где мы тоже имели большой успех), к нам подошли организаторы фестиваля и попросили, чтобы мы написали что-нибудь свое.

Вот я и подумал, что же написать? И решил, что лучше темы не найдешь, чем о 12-ти погибших оркестрантов»

Из воспоминаний Павлина Петровича Голубева, оркестранта и друга Алексея Александровича:

«Алексей Александрович написал эту песню и принес ноты на репетицию. Когда он сыграл, нам всем очень понравилось. Мы попросили Верещагина оркестровать и начали разучивать, а потом эту песню стали включать в каждое наше выступление, в каждый концерт.

Это как бы является памятью все время нам и напоминает о войне, о наших погибших товарищах, это стало считаться как бы гимном нашего оркестра»

Из воспоминаний Алексея Александровича: «В моей песне, в припеве, есть такие слова:

Прощай, край родимый, наш псковский

Быть, может, в бою мы падем.

Но струнный оркестр наш Изборский

На память тебе сбережем.

Этим я хочу сказать, что хотя и погибли наши товарищи, но они завещали нам, что б оркестр у нас был, существовал и после их смерти. У меня погибли два брата. Александр вместе со мной играл на домре. Но на смену моему брату пришло два моих сына и внучка. Оркестр будет жить, он не умрет!»

И сегодня, в стенах Изборского лицея звучит детский оркестр народных инструментов. Новое поколение оркестрантов играет песню-балладу А. А. Башкевича «Их забыть нельзя», посвященную уже не только 12-ти музыкантам, погибшим в годы Великой Отечественной Войны, но и как память всем музыкантам, которые ушли из жизни, но до самого последнего дня играли для своих односельчан, воспевая красоту и мощь родного края.

И художник, и учитель.

Богатство и красота природы Изборска воспеты не только в поэзии, но и запечатлены на картинах самодеятельных художников. В этих картинах раскрыта красота души человеческой, простор и неповторимость родного края. Таким самодеятельным художником-самоучкой является и Алексей Александрович Башкевич.

Им написано около сорока картин с пейзажами родного края. На его картинах – уголки родного Изборска: пейзажи деревенских улиц, крепость, Городищенское озеро, речка Смолка, древнее Городище. Очарованный красотой родных мест Алексей Александрович рисует уголки Изборска и зимой и летом, при дневном, вечернем и ночном освещении. Соперничая с природой, он использует всю палитру красок, чтобы передать эту красоту. И глядя на его пейзажи, начинаешь глубже понимать прелесть родной природы. Его картины выставлялись в музее Изборска, выставочном зале Пскова, Печорах. Картины Алексея Александровича призывают человека любить Родину, ее природу, родной край, бережно относится к памятникам истории и культуры.

В конце шестидесятых годов Алексей Александрович был отправлен в Псков на курсы по повышению квалификации, где познакомился с художником Васильевым Валентином, который показал, как изготовлять клише для линогравюр. Так Алексей Александрович увлекся изготовлением линогравюр. Он сам изготовил станок и вырезал на линолеуме картины с пейзажами родного Изборска.

И сегодня его линогравюры украшают стенды в школе, в библиотеке, клубе, частных домах.

Учитель-самоучка, он прививал своим ученикам любовь к музыке, рисованию, родному краю.

После того как в 1959 году детский дом был расформирован, Алексей Александрович стал работать в Изборской школе учителем труда и рисования, где и проработал до 1971 года. Ежегодно в Пскове проходили выставки детского творчества, в которых ученики Алексея Александровича принимали активное участие и всегда занимали высокие места.

Антонине Александровне Морозовой (биологу нашей школы) довелось работать рядом с Алексеем Александровичем. Она вспоминает:

« Алексей Александрович – человек, безгранично влюбленный в свой родной Изборск. И эту любовь он выражал в своих рисунках, линогравюрах, стихах, музыке. На его уроках рисовали все, даже те, кто не отличался особыми способностями. У него не было педагогического образования, но он был учителем с большой буквы, добрый и внимательный к коллегам. До сих пор школа хранит память о нем. И сегодня каждый 1-й класс начинает знакомство со школой с линогравюр Алексея Александровича – это традиция школы».

До сих пор многие из его учеников помнят своего учителя, гордятся им и благодарны ему за все, чему он их научил.

Изученный материал показал, что Алексей Александрович Башкевич не только человек удивительной и интересной судьбы, но и настоящий патриот своей Родины, знающий, любящий и воспевающий свой родной край. Всю свою жизнь он посвятил служению родной земле, родному краю и, ее людям. Его творчество это подтверждает.

Он любил природу, свой край, воспевая красоту и богатство Изборска в стихах и пенях, живописных произведениях.

До последних дней своей жизни Алексей Александрович не знал покоя: рисовал, сочинял стихи, писал музыку, заботился о родных и близких.

У него всегда было много друзей, его любили соседи, родные и близкие. Его дело и сегодня продолжается в его внуках и правнуках.

Его песни и стихи звучат, для всех, кто их любит и знает, радуя нас своей мелодичностью и красотой.

Его картины радуют и изборян, и гостей нашего поселка.

Данное исследование дало нам возможность расширить и углубить наши знания об этом удивительном человеке, жившем на древней Изборской земле, ставшем легендой для многих молодых поколений.

Данный материал имеет большое воспитательное значение для молодого поколения и его можно использовать на уроках краеведения, проведения внеклассных мероприятий, экскурсий, факультативов и, несомненно, он пополнит архив школьного музея.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)