Творчество Муса Джалиля в тюрьме Моабит
Сын свободной страны,
Для свободы рождён,
Сердцем, полным огня,
Любит Родину он.
(«Соловей и родник», июль 1942 г. )
Свобода? Что это такое? В моём понимании – это независимость.
Каждый человек рождается свободным, но на каждом этапе своей жизни он становится «рабом» вещей, предрассудков и даже людей. Человек может обладать свободой выбора, слова, печати. Он имеет право выражать свои мысли и быть услышанным. Некоторые под свободой «выражать свои мысли» подразумевают обличение действующей власти. Такое встречалось и встречается в неспокойные времена нашей страны: эпоха царей, революций, становление молодой Советской России, перестройка и современные «междоусобные политические распри ». Но ни у кого у таких «свободолюбцев» нет представления о Свободе с большой буквы. Свободолюбие, трепетное отношение к ней я увидела в стихотворениях Мусы Джалиля.
Я познакомилась с творчеством известного оренбургского поэта и писателя, Героя Советского Союза Мусы Джалиля (Залилова) 2 года назад. Я читала не только его стихи, но и воспоминания жены, друзей. Меня удивили и поразили некоторые факты из жизни поэта. Свою литературную карьеру он начал в 10 – летнем возрасте, а печататься – в 13 лет!
Я бы счастьем считал эту гибель в бою,
Славу смерти геройской я в песне пою.
Друг – рабочий, винтовку возьми – и в поход!
Жизнь отдай, если надо, за волю свою.
( « Счастье», октябрь 1919 г. )
Мне тоже было 13 лет, когда я попробовала сочинять, но по сравнению с его стихотворением, где он призывает к борьбе, в моих - не хватает такой серьёзности. В те годы рано взрослели. Все мысли его были о свободе народа, о воле, о борьбе за эту волю. Уже в таком юном возрасте его интересовали такие «взрослые» проблемы. Если сравнить современных подростков, то понимание жизни и цена свободы для большинства приходит намного позже.
На протяжении всей жизни он написал много произведений: поэзия, проза, сценарии, песни. На меня наибольшее впечатление произвели стихотворения, написанные в застенках. В плену поэт не мог свободно встречаться с друзьями и единомышленниками, выражать свои мысли, писать. Я бы сказала, что стихи Мусы Джалиля тоже попали в плен. Для поэта, который не имеет возможности писать и быть услышанным, это – духовная смерть. Но Джалиль не сдавался и продолжал бороться своими стихами, вселяя в других людей надежду на скорое освобождение.
В кандалы уж заковал палач
Руки, пишущие эти строки.
( «К смерти», октябрь (?) 1943 г. )
Поэт попал в плен летом 1942 года, и в стихотворениях тех последних лет жизни чаще всего звучат слова: «Родина», «свобода», «рабство», «трусость», «смерть», «освобождение», «любовь», «будущее».
Прости меня, твоего рядового,
Самую малую часть твою.
Прости за то, что я не умер
Смертью солдата в жарком бою.
Кто посмеет сказать, что я тебя предал?
Кто хоть в чём – нибудь бросит упрёк?
Волхов – свидетель: я не струсил,
Пылинку жизни моей не сберёг.
(« Прости, Родина!», июль 1942 г. )
Я тоже не считаю, что смерть – доказательство преданности, если есть надежда на будущее освобождение и возможность поддержать ее у других. Он мне напоминает Данко, отдавшего сердце своему народу.
Из воспоминаний друзей я узнала, что Джалиль писал стихи не в «душном кабинете», а пообщавшись с окружающими людьми, гуляя в лесу. Это вдохновляло его. Но я не нашла в его стихотворениях описания различных пейзажей, картин природы, восхищения её красотами. В каждом из них был какой – то смысл, намёк, сравнение с человеком, его душой, поступками. Изобилие олицетворений – его стиль.
«Льды идут
С рыхлеющими льдами
Ночь течёт подобием волны.
Но светлеют ночи.
И с ночами
Очищается лицо страны. »
(«Ледоход», 1923 г. )
Наблюдая за полётом птиц, наслаждаясь их пением, восходом солнца, цветами, деревьями, он в своих стихах постоянно обращается к ним. Чувствуется, что он тоскует, стремится на свободу. Кажется, что даже воздух за колючей проволокой намного чище, свежее, бодрее!
Лес, лес, смотри между тобой и мной
Кольцом железные ограды.
Но тело лишь в плену, а разум мой,
Мой дух не ведает преграды.
( «Лес», июль 1942 г. )
Думаю, что они для него являются символом будущего, свободы, надежды на скорую победу. Он сравнивает себя, свое творчество с
3 вековым дубом, чтобы все его литературное наследие, мысли, вера остались будущим поколениям. Ему было всего 38 лет, когда его убили фашисты, но жизнь его останется в веках.
Стоит жить, чтоб в землю врезать
След поглубже, позаметней,
Чтоб твоё осталось дело,
Словно дуб тысячелетний.
(«Дуб», 10 декабря 1943 г. )
Мне очень понравилось стихотворении «Волки», в котором даже такое хищное животное перебороло голод и не тронуло раненого солдата. Две последние строчки являются самыми сильными. Я думаю , что он не хочет сравнивать фашистов с какими- то животными, а показывает, что даже голодный волк благороднее и человечнее, чем они.
Что там волки ! Ужасней и злей-
Стая хищных двуногих зверей.
(«Волки», март 1943 г. )
Он тяжело переживал свой плен, укорял себя за то, что не погиб в бою. Его свободной душе было тесно в этой темнице. И лишь в своих мечтах, снах, стихах поэт отстранялся от действительности : холода, голода, грязи. Его душа оказывалась там – за колючей проволокой, в кругу родных и друзей. Стихи были для него островком свободы.
Мечта, мечта! Как сладостно с тобой!
Ко мне приходишь ты сквозь камни.
Чтоб делал я в темнице без тебя?
Хоть ты со мной! Ты так нужна мне!
( «Мечта», ноябрь 1943 г. )
Муса Джалиль не терял чувства юмора даже в нечеловеческих условиях, которые ломали дух многих людей. Эти стихи поднимали настроение его товарищам, вселяли надежду на близкую победу, на встречу с любимыми: «Звонок» (декабрь 1942 г. ), «Простуженная любовь» (март 1943г. ), «Влюблённый и корова» (май 1943 г. ), «Беда» (сентябрь 1943 г. ), «Блоха»(1943 г. ) и т. д. Они очень легко читаются.
«Пленённые стихи» объединены в одну книгу под названием «Моабитские тетради». Интересна судьба этих произведений. Поэт писал их на различных клочках бумаги, полях газет, а несколько стихотворений, которые он посвятил сокамернику Андре, были написаны между строк в молитвеннике! Предчувствуя смерть, Муса Джалиль передавал самодельные блокноты знакомым и малознакомым людям. Он хотел, чтобы его поэтические послания в дальнейшем стали свидетелями
4 свободы духа не только поэта, но и всех узников фашистских лагерей. Большинство стихотворений дошли до нас благодаря бельгийцу Андре Тиммермансу, который через несколько лет после войны принёс их в советское посольство. Он говорил, что не знал об их ценности для нашего народа, а просто выполнил обещание, данное товарищу по камере , мужеством которого он восхищался.
Эти произведения ещё раз доказывают то, что большинство людей остались верными патриотами своей Родины. Муса Джалиль верил в то, что если он умрёт, то его стихи останутся. Поэт мечтал о свободе не столько для себя, а в большей степени для своих стихотворений, чтобы они вырвались из плена и донесли его слова:
Враги надели на него оковы,
Но не сумели волю в нём сломить.
Пусть в заточенье он, поэта слово
Никто не в силах заковать, убить
Свободной песней пленного поэта
Спеши моя крылатая домой.
Коль сам погибну на чужбине где – то,
То будет песня жить в стране родной!
( «Пташка», август 1942 г. )
Комментарии