Культура  ->  Музыка  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

В мире колыбельных песен

Песня матери – главная песня в мире; начало всех человеческих песен.

В старые добрые времена люди уже знали, что младенческий возраст – самый подходящий для закладывания в маленького человека нравственных основ, что вопрос – как любить детей – вечен для педагогики. Свою любовь к ребёнку мать передаёт прежде всего через колыбельную песню. И не только любовь. Российский учёный, доктор биологических наук В. Леутин (Новосибирский ГПУ) утверждает, что существует взаимосвязь между слушаньем колыбельных песен в детстве и интеллектуальным потенциалом человека в зрелом возрасте. От того, какие песни пела ребёнку мать и пела ли она их вообще, во многом зависит характер человека, его душевное здоровье ( в том числе степень его психологической устойчивости) на протяжении всей его настоящей и будущей жизни. Кроме того, в колыбельных песнях зашифрованы уникальные знания о мире, которые пробуждаются в генетической памяти ребёнка. Дети, у которых генетическая память не разбужена, медленно развиваются и гораздо труднее адаптируются в жизни и в обществе. Авторство данного открытия (о связи мелодии и содержания колыбельных песен с генетической памятью ребёнка) принадлежит доктору филологических наук И. Карабулатовой (г. Тюмень). По наблюдению учёного, именно через колыбельные песни идёт передача нравственных идеалов от одного поколения к другому.

«Как хороши колыбельные песни!» - восклицает известный писатель Л. Н. Успенский и замечает, что они, колыбельные, «шире этого поэтико – музыкального определения». 9

Исполняя колыбельную песню с особой искренностью и задушевностью, мать психологически как бы кодирует сознание и подсознание своего ребёнка. Посредством этих песен происходит интенсивное опосредованное обучение ребёнка всему тому, что его окружает. Учёные считают, что дети, засыпавшие под колыбельные песни, став взрослыми, более успешны и устойчивы в жизни, чем те, кто колыбельных не слышал.

Выдающийся знаток отечественной и мировой культуры Д. С. Лихачёв утверждает: «Каждый человек обязан знать, среди какой красоты и каких нравственных ценностей он живёт. Он не должен быть самоуверен и нагл в отвержении культуры прошлого без разбора и «суда». Каждый обязан принимать посильное участие в сохранении культуры»7

А что знаем мы, школьники, об этом удивительном жанре русского фольклора? Чем же так хороши колыбельные песни? Поиск ответа на этот вопрос заставил меня начать творческо – поисковую работу под названием «В мире колыбельных песен»( С любовью к детям).

В процессе работы я познакомилась с удивительной книгой В. Головина «Русская колыбельная песня в фольклоре и литературе». Автор обращает внимание читателя на художественное своеобразие колыбельных, на их построение и типы песен по содержанию. Своей находкой я поделилась с одноклассниками, и мы решили открыть мир колыбельных песен своим младшим товарищам и родителям. Вместе собирали те колыбельные песни, которые нам пели наши мамы и бабушки, изучали различные сборники песен для детей. Всё это легло в основу моей работы и послужило материалом для создания продукта проекта: «Посиделки. «Баю – баюшки – баю».

Сколько ласковых слов находит мать, баюкая своё дитя. Сколько нежности в её пении, обращённом к ребёночку!

Малыш ещё не знает языка, не понимает слов, но, слушая колыбельную песню, он успокаивается, затихает, засыпает. Его убаюкивают мягкие, спокойные, тёплые интонации голоса матери, ласковое обращение, монотонность пения.

Колыбельная несёт в себе народную мудрость, красоту. Она – частица фольклора. Слово «фольклор» в переводе с английского означает «народное знание», «народная мудрость» (folk – народ; lore – знание). Можно сказать, что народная педагогика, вобравшая в себя обычаи, традиции, искусство народа, берёт начала в колыбельной песне.

Через колыбельную у ребёнка формируется потребность в художественном слове, музыке. Слушая колыбельные песни, малыш начинает различать отдельные слова. Это помогает ему овладеть речью, получать первые представления об окружающем мире: о животных, о птицах, о различных предметах. В некоторых колыбельных есть различные нравоучения. А сколько в них добра, нежности и любви! А это так важно для малыша – чувствовать себя любимым, защищённым. Ребёнок слышит колыбельную, и в нём рождается ответное чувство привязанности и любви к родным и близким людям.

Название «колыбельная песня» произошло от слов «колыбель», «колебать» (качать). Иногда колыбельные называли «байками», от древнерусского глагола «байкать» (баюкать, качать, усыплять) или «баять» (говорить, сказывать, шептать). В народе дорожили колыбельным мастерством. Мать обучала дочерей, играющих с куклами, правильно «байкать». В крестьянских семьях девочки с 6-7 лет уже присматривали за младшими братьями и сёстрами, а иногда нанимались няньками в другие семьи.

В содержании песен отражается уклад жизни. Взрослый выражал свои тревоги о ребёнке, каждодневные заботы о том, чем накормить, как одеть малыша. Часть в колыбельных звучало пожелания счастья, благополучия, богатства, удачи:

Будешь в золоте ходить,

Чисто серебро носить.

Колыбельная поэзия отличается обилием уменьшительно-ласкательных слов:

Люли, люли, люли, Он в окошечко глядит.

Все давно уснули. Под окошком петушок

Один Лёнечка не спит, Громко песенку поёт.

Ласковость колыбельных песен часто усиливается обилием мягких согласных:

Ай люли, люли, люли,

Прилетели к вам гули.

Большую роль в них играют и звукоподражания:

Ворота-то скрип, скрип,

А Коленька спит, спит.

Часто встречаются в колыбельных повторения звуков и слов. Это создаёт плавность звучания, монотонность, что способствует засыпанию ребёнка.

Слову над колыбелью в старину придавали значения заклинания. О связи колыбельных песен с заговорами свидетельствуют общие и близкие пожелания сна и роста:

Спи по ночам,

Расти по часам!

Подобно заговору звучат слова колыбельной:

Ты спи, усни,

Угомон тебя возьми!

Эти персонажи представлялись в колыбельных живыми существами

Ходит Сон по лавочке Уж ты, Сон – дрема,

В красненькой рубашечке, Поди к сыну в голова!

Постепенно, особенно с приятием христианства, заговорно-заклинательные образы превращались в чисто художественные.

Иногда колыбельные песни отражали исторические события. В песнях звучала и тревога матери за сына, которому предстоят воинские подвиги. Был обычай и пугать детей именем врага.

Баю-бай, баю-бай! Просит: Васеньку отдай.

К нам приехал Мамай. А мы Васю не дадим,

К нам приехал Мамай, Пригодится нам самим.

Колыбельные песни строились как рассказ о животных, как бытовая зарисовка, что сближало их со сказочками, или как монолог-обращение к ребёнку и другим персонажам (Сну, Дрёме, животным) с просьбой помочь укачать малыша.

Иногда в колыбельных содержались оба типа повествования: рассказ и обращение одновременно:

Люли, люли, люли, Громко песенку поёт,

Все давно уснули. Лёне спать не даёт.

Один Лёнечка не спит, Ах ты, Лёнечка, усни,

Он в окошечко глядит. Крепкий сон к тебе приди.

Под окошком петушок

Громко песенку поёт.

По типу содержания все колыбельные условно можно разделить на четыре группы.

К первой группе можно отнести песни, которые содержат обращение к ребёнку с пожеланиями сна, благополучия в жизни, счастья, достатка, с обещанием подарков, гостинцев, вкусной еды.

Баю, баю, баиньки, Будет бабушка встречать,

Скатаем Насте валенки, Настю кашкой угощать,

Полушубочек сошьём, Даст ей тёпленький блинок

Настю к бабушке пошлём. И румяный пирожок.

Иногда мать вспоминала о своей жизни, о девичестве и начинала мечтать о приданом для своей дочери, хотя та ещё лежит в своей колыбели.

А тари, тари, тари, Останутся грошики-

Да куплю Марьке янтари. Куплю Марьке ложки.

Останутся деньги- Останутся полушки-

Куплю Марьке серьги. Куплю Марьке подушки.

Останутся пятаки-

Куплю Марьке башмаки.

Во вторую группу входят песни, в которых фигурируют образы животных и птиц. Особенно часто встречается обращение к коту, гулям, галкам, грачам, собачкам и петушку. Кот – излюбленный персонаж колыбельных. К коту обращаются с просьбой покачать ребёнка, сулят за это подарки и угощения.

Ах ты, котенька – коток, Дам кусочек пирога,

Котя серенький хвосток! Полну крынку творога,

Приди, котик, ночевать, Платок аленький свяжу,

Мою Сонечку качать. Тебе на шейку повяжу;

Я тебе, коту, коту, Шубку бархатну куплю,

За работу заплачу: всю на беличьем меху.

Часто в колыбельных укачать ребёнка помогает голубь. В народной поэзии эта птица – символ нежности, кротости. Воспевание голубей успокаивает. С ними связывается нежная любовь и заботливость:

Люли, люли, люленьки, Сели возле люленьки.

Прилетели гуленьки. Стали люленьку качать,

Прилетели гуленьки, Стали Веру усыплять

Третью группу составляют колыбельные с мифологическими образами Сна, Дрёмы, Угомона. Эти персонажи свидетельствуют о древности происхождения жанра колыбельных. Сон, Дрёма, Угомон призываются, чтобы успокоить ребёнка, усыпить его. Эти песни напоминают сказочники:

Уж как Сон ходил по лавке, На подушечку легла.

Дрёма по полу брела. На подушечку легла,

Дрёма по полу брела, В кроватку к Маше забрела.

К ней в кроватку забрела, Машеньку ручкой обняла.

Уменьшительно – ласкательные слова, различные варианты начал и окончаний мелодических фраз как бы завораживают, успокаивают, придают колыбельной умиротворенный характер.

К четвёртой группе относятся колыбельные, в которых содержится мотив устрашения, запугивания непослушного. Мать пугает малыша серым волчком, Бабаем, букой, стариком.

Баю, баюшки-баю, И утащит во лесок

Не ложися на краю. Под ракитовый кусток!

Придёт серенький волчок Баю, баюшки – баю,

И ухватит за бочок, Под ракитовый кусток!

В настоящее время народные колыбельные почти забыты. Многие из нас выросли без них. Очень жаль! Ведь забывая народные обычаи, песни, невосполнимо много теряет и каждый человек в отдельности, и весь народ.

Колыбельные песни – целый пласт народного искусства. Их задача не только успокаивать и усыплять малыша, но и воспитывать.

Колыбельные помогают матери и малышу установить духовный контакт. Чувствуя рядом маму, её тепло, её заботу о себе, слыша ласковый, тихий голос, ребёнок чувствует, что он желанен. Из колыбельных малыш получает первые знания об окружающем мире, слушая их, учится говорить.

Через колыбельные песни мать передаёт малышу своё отношение к жизни, свои переживания. Так ребёнок получает первые нравственные уроки, первые представления о человеческих чувствах и поступках. Он учится доброте, честности, учится любить и сопереживать.

Вместе с колыбельной песней ребёнок приобщается к прекрасному миру народной поэзии и народной музыки. Все впечатления, полученные нами в детстве, остаются незабываемыми на всю жизнь.

Посиделки «Баю – баюшки – баю»

(Выходят ведущие: мальчик и девочка.

Поочерёдно исполняют материал пролога)

Сегодня у нас необычный день!

Сегодня необычный праздник.

Необычного много.

Несколько классов вместе сидят.

Классная комната в горницу превратилась.

Как много кругом интересного и как красиво!

Такого мы с вами ещё не видали:

Слыханное ли дело – на посиделки попали.

В давние времена в каждом селе были свои посиделки.

Летом – на завалинке.

Зимой и в непогоду – в горнице.

Образа Вышитые рушники Горящие свечи

Собрались девочки, мамы, совсем ещё молодые,

Бабушки наши

Да молодцы удалые.

Учительница во главе стола сидит,

С надеждой, с любовью на нас глядит.

Отец Владимир на праздник пришёл,

И отец Тихон вниманием пожаловал.

И хорошо, и правильно!

Кто же, кроме них,

Научит молодых

Уму-разуму?!

Посмотрите: мамы и бабушки на лавках сидят,

С интересом на нас глядят:

Что из нашего праздника получится?

Чему дети сегодня научатся?

А мы порадуем их сегодня песнями,

Необычными песнями, колыбельными.

Чья песня лучше исполнится,

Та им и запомнится.

Приветствуем всех наших гостей:

- Добрый день вам и поклон,

Гости дорогие: школьные учителя,

Батюшки и все наши родные.

Будет всем вам здесь приятно

Побывать в гостях у нас,

Колыбельные попеть,

Друг на друга поглядеть.

Себя показать,

От других не отстать.

Пирогов отведать вкусных

И чайку напиться всласть.

Все мы рады вам сердечно

А где же, спрашиваете, пироги?

Ведь изба красна не углами, а пирогами!

Будут вам и пироги!

А пока посидим рядком

Да поговорим ладком.

Серьёзный разговор у нас сегодня будет.

О песнях О необыкновенных

О колыбельных

Пусть колыбельные на наших посиделках

Звучат, исполняются,

А будущие мамы и папы

Детей нянчить научаются.

Никто из наших исполнителей

Стесненьем не мается,

Всякий, как может, так и постарается.

Основная часть посиделок

Колыбельные песни нашего народа удивительно хороши! Они вызывают благоговение перед мудрым опытом воспитания младенцев, опытом наших предков. Изучение колыбельных песен, несомненно, как и изучение культурного наследия народа, поможет каждому из нас стать настоящим Человеком и в будущем достойным Родителем. Ведь «наследуя слово от предков наших, мы наследуем не только мысли и чувства, но наследуем самые эти мысли и чувства» (К. Д. Ушинский).

Колыбельные песни – это сокровище, которое нельзя узнать. К сожалению, многие молодые родители сами выросли без этих песен, поэтому и не поют их своим детям. А ведь слушая колыбельные, слушая хорошо построенную, живую, красивую речь, малыш с пелёнок воспитывает красоту русского языка, учится говорить и петь.

Колыбельные песни имеют большое значение для психического развития ребёнка. Слушая их, младенец чувствует себя защищённым от бед и уверенным, что его любят. И очень важны колыбельные песни для нравственного роста малыша. С ними он учится любить родных и близких, любить всё живое вокруг и Родину.

Хочется призвать всех к изучению колыбельных песен. Изучайте и пойте их малышам дома, и на прогулке. Представьте как в ответ на вашу любовь малыш в 9-10 месяцев, улыбаясь, сам начнёт что-то подпевать вам в ответ.

Неповторимые минуты! Они оставляют самые тёплые воспоминания о самых дорогих и близких людях

Детство проходит быстро. Мы взрослеем. Какое это счастье открывать каждый день что-то новое, как открыли мы для себя колыбельные песни.

Большое удовлетворение мы испытываем оттого, что собранные нами колыбельные песни сделают духовно богаче каждого из наших друзей. Мы уже познакомили с ними ребят из детского сада и младших классов нашей школы. Ими могут воспользоваться родители, воспитатели, учителя.

Пусть над всеми младенцами всегда звучат колыбельные песни! Пусть крепнет любовь между молодыми родителями и малышами. Может быть, тогда не будет в нашей стране сирот при живых родителях.

Мне кажется, что мы потрудились не напрасно. Мы стали ласковее и добрее, мы породнились духовно.

Ай лю-ли,

Лю-ли, лю-лю,

Я к вам ко всем

С любовию.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)