Культура  ->  Музыка  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Иван Васильевич Ершов в Ораниенбауме

Музыкальные традиции Ораниенбаума

Театральная жизнь в нашем городе существовала со дня его основания. Еще во времена Меншикова в его усадьбе устраивались гуляния и «маскерады», где бывал даже сам Петр I. Но в полном смысле слова театр появился в Ораниенбауме, когда им владел великий князь Петр Федорович, будущий Петр III. Страстью великого князя была музыка и, в частности, итальянская опера и балет. Надо отметить, что Петр Федорович и сам очень неплохо играл на скрипке. Именно опера и балет составили славу Ораниенбаумского театра, соперничавшего с императорским.

Здесь существовало два типа зданий для представлений: оперные дома, традиционно разделенные на зрительный зал и сцену, со сложными механизмами и декорацией, и большие залы и дворцы, где устраивались праздники, маскарады, концерты. В концертах нередко участвовал сам великий князь.

По свидетельству наставника и библиотекаря Петра Федоровича Я. Штелина, под такой зал в 1746 году был приспособлен большой каменный амбар, стоявший к югу от Большого дворца. В следующем году под театр приспособили Нижние палаты у Ковша, а в 1750 году выстроили временный деревянный летний дворец с залом 400 квадратных метров и два флигеля. 25 июня 1750 года здесь дали представление в присутствии императрицы Елизаветы и двора. В 1752 году на горе возводится так называемый Новый дворец, или Каменное зало, где проходили концерты, в которых наряду с профессиональными музыкантами участвовал Петр Федорович.

В 1752 году начинается возведение Картинного дома - своеобразного культурного центра. Идея его создания принадлежала, по-видимому, тому же Штелину. В центре здания – двухцветный зал, по бокам – библиотека, кунсткамера и картинная галерея. С восточной стороны к зданию примыкал оперный зал. Такое совмещение различных культурных учреждений в одном здании было первым в России. Строительство закончили в 1755 году. Автором проекта, возможно, был А. Ринальди. Первой постановкой в новом оперном зале стала опера Ф. Арайя «Пленник любви». Декорации к спектаклю изготовил художник Д. Валериани. В спектаклях и концертах участвовали итальянские и русские исполнители.

В том же году в Ораниенбауме была организована балетная школа – одна из первых в России. К этому времени у великого князя сформировалась собственная труппа, в составе которой находились певчий Петр Семенович, певица Иоанна Элеонора Брегман, Софья Иттерштадт, ораниенбаумская уроженка Феврония Афанасьева и другие.

Большой музыкальный праздник был дан в Ораниенбауме 17 июля 1757 года оперой Арайя «Белларафонт». А вечером феерический спектакль в честь Петра Федоровича дала его жена великая княгиня Екатерина Алексеевна, будущая Екатерина II. В нем участвовал и будущий композитор Максим Созонтович Березовский, принятый в труппу Петра Федоровича в июне того же года.

По мере роста балетной труппы и числа зрителей возникла необходимость строительства нового театра. Его начали строить в 1759 году на взгорке, по другую сторону дороги от старого оперного дома. Росписи в новом театре выполнили художники Валериани и Терезикатти. 1 сентября 1759 года здесь был показан первый спектакль – опера Ф. Арайя «Александр в Индии». В этом представлении в качестве артиста выступал и М. Березовский.

Став императором, Петр III часто приезжал в Ораниенбаум. В такие дни здесь устраивались концерты, фейерверки. С переворотом 29 июня 1762 года театральная жизнь в Ораниенбауме замирает. В 1824 году театр был разобран, увезен в Петербург и собран на Чернышевской площади – ныне площадь Ломоносова – где вскоре сгорел.

Театральная жизнь в Ораниенбауме продолжается в девятнадцатом веке.

Император Александр I посещает Ораниенбаум и в летнее время живет здесь по несколько дней, устраивая праздники с музыкой и фейерверками. Позже хозяином Ораниенбаума становится брат императора Александра I Михаил. Его жена Елена Павловна была покровительницей музыкантов, меценаткой и т. д. В честь них названы улицы нашего города Александровская, Михайловская, Еленинская.

В 60е годы девятнадцатого века правление железной дороги выстроило рядом со станцией Ораниенбаум деревянный летний театр – на этом месте сейчас сквер. Этот театр считался одним из лучших в пригородах столицы.

В театре выступала любительская труппа, но часто бывали и столичные актеры. В разное время сюда приезжали К. Варламов, М. Глебова, В. Самойлов, В. Давыдов, Г. Федотова. Выступали оперные певцы Д. М. Леонова, Ф. И. Стравинский, Ф. Шаляпин,М. Ф. Тартанов, И. А. Аргивский, А. М. Давыдов, П. З. Андреев, И. В. Ершов, Н. и М. Фигнер, Л. В. Собинов, А. Вяльцева, М. И. Долина – Горленко.

12 июня 1908 года пожар уничтожил театр. В огне погибла большая музыкальная библиотека. В 1909 году в Ораниенбауме на дамбе Сидоровского канала на месте нынешней метеостанции был выстроен новый театр – сад вместо сгоревшего. Он был уничтожен в марте 1921 года во время Кронштадтского мятежа.

В начале XX столетия в нашем городе жили внуки Елены Павловны – последние владельцы Ораниенбаума Мекклебург – Стрелицкие, активные продолжатели музыкальных традиций.

В это время появляются первые кинотеатры в нашем городе: «Шик» на Кронштадтской улице и «Кристалл – Палас» на Дворцовом проспекте.

После октябрьского переворота под театр пытались приспособить здание Манежа. Представления давались приезжими актерами на сценах летнего кинотеатра, выстроенного в Нижнем парке, в кинотеатре, в домах культуры. Такова краткая история богатой театральной жизни нашего города.

ПУТЬ В ИСКУССТВО

Иван Ершов родился 21. 11. 1867 года на хуторе Малый Несветай около Новочеркасска. Его мать была батрачкой у местного барина и мальчика прижила от него. Детство сопровождалось голодом, побоями с отборной бранью и мать иначе как «выродок» сына не называла. Удивительно, что Иван Васильевич до конца дней обожал и жалел свою матушку, ласково с ней обращался.

В 1883 году он поступил в железнодорожное училище в Ельце и получил диплом машиниста. Работая на железной дороге он участвовал в выступлениях хора. Там он и обратил на себя внимание профессионалов, в частности пианистки И. Б. Панш. Ему посоветовали учиться, чтобы стать оперным певцом. Но страшно было пожертвовать верным заработком машиниста ради дерзкой и туманной мечты стать певцом. Сначала необходимо было убедиться в том, что он обладает необходимыми данными. И Ершов едет в Москву, чтобы узнать мнение специалиста о своем голосе. И обращается к Александровой-Кочетовой (это подтверждают все биографии Ершова). А. Д. Александрова-Кочетова одно время отдыхала в нашем городе летом – т. е. была знаменитой дачницей Ораниенбаума. Поэтому хочется сказать о ней подробнее.

АЛЕКСАНДРА ДОРМИДОНТОВНА АЛЕКСАНДРОВА-КОЧЕТОВА Александра (1833-1902) – ЗНАМЕНИТАЯ ДАЧНИЦА ОРАНИЕНБАУМА. ПЕРВОЕ ПРОСЛУШИВАНИЕ ЕРШОВА.

Имя Александры Дормидонтовны Александровой-Кочетовой придворной певицы великой княгини Елены Павловны почти забыто.

Фамилия Александрова является сценическим псевдонимом певицы. Кочетова это ее фамилия по мужу. А в девичестве была Соколовой.

Она родилась в 1833 году в С-Петербурге. Отец ее служил священником при русском посольстве в Берлине. Поэтому детство и юность ее прошли в Германии. Она прекрасно знала русскую духовную музыку и могла исполнить первую партию в церковном хоре. Занималась пением у Тешнера

После смерти отца приехала в С-Петербург и начала брать уроки фортепиано у А. Рубинштейна. Он оценил по достоинству грамотность, музыкальность и красивый, сильный голос (лирико-драматическое сопрано) молодой ученицы. А. Рубинштей познакомился с ней еще в Германии и теперь он ввел Александру Дормидонтовну во дворец княгини Елены Павловны. С 1853 года она выступает только в дворцовых концертах и спектаклях, как придворная певица ее высочества. Приезжала Александрова-Кочотова и в Ораниенбаум, в котором Елена Павловна была хозяйкой. Уютный приморский город понравился певице. Она жила здесь летние месяцы. В этот период она не только поет, но и сама сочиняет популярные романсы: «Она моя», «Ночь тепла», «Ты помнишь ли», «Уж ночь ложится на поля», «Давным-давно» и другие. Здесь в Ораниенбауме в 1864 году у не родился сын Николай Кочетов. В это же время она продолжала свои музыкальные занятия по вокалу у Ф. Ронкони и Л. Лаблаша, по фортепиано у А. Рубинштейна и Т. Лешетицкого. Эти уроки формировали музыкальный вкус певицы.

В 1865 году она поступает в Московский Большой театр где дебютировала в партии Антониды в опере М. И. Глинки «Жизнь за царя». Эта партия считается лучшей и любимой в творчестве артистки. Свыше ста раз исполнила ее Александрова-Кочетова и всегда неизменно показывала большую подвижность голоса, отточенную колоратуру и редкое чувство стиля.

В 1866 года Александра Дормидонтовна вела активную педагогическую деятельность в Московской консерватории. Одновременно преподавала в Московском театральном училище. Своим ученикам она отдавала много сил и внимания, нередко помагала им материально, устраивала показательные концерты своего класса, П. И. Чайковский отзывался об одном из этих концертов так: «Мы слышали многочисленных учеников госпожи Александровой, которых можно поздравить с тем, что их таланты попали в хорошие, опытные руки».

Положительные особенности Александровой-Кочетовой как педагога еще и в том, что ее ученики долго сохраняли свой голос и его подвижность, справляясь с самыми трудными партиями.

У нее учились А. Абрамов, Е. Кадмина, Е. Муравьева, З. Кочетова, А. Книппер, П. Хохлов, А. Святловская. Наиболее талантливым своим ученикам , например, Кадминой она поручала исполнение романсов П. И. Чайковского. Композитор согласился на постановку своей оперы «Евгений Онегин» в Большом театре лишь при условии, что в ней будет петь ученик Александровой-Кочетовой П. Хохлов. На премьере оперы «Черевички» выступала А. Святловская.

Искусство Александровой-Кочетовой высоко ценили А. Чехов, И. Альтани. Она была дружна с А. Даргомыжским, А. и Н. Рубинштейнами, А. Серовым и П. Чайковским. Часто выступала в ансамбле с А. Рубинштейном, который посвятил ей 6 романсов. П. Чайковский посвятил ей романс «И больно и сладко».

Умерла Александра Дормидонтовна в Москве в 1902 году.

Дочь ее Зоя Кочетова была как и ее мать оперной певицей с феноминальным голосом (легко брала ля третьей октавы), но рано оставила сцену.

Сын – Николай Кочетов стал композитором и дирижером.

Внук –Вадим Николаевич Кочетов тоже музыкант, советский композитор.

Александра Дормидонтовна прослушала Ершова, нашла его голос весьма хорошим с задатками оперного тенора. И посоветовала держать экзамены в Пербургской консерваторию.

В ПЕТЕРБУРГЕ

Однако как ни важно было суждение Александровой-Кочетовой, но денег на обучение у Ершова не было. И вот Елецкие купцы решили послать Ершова учиться в Петербург. Чудо, но в те далекие времена подобные истории случались куда чаще, чем сейчас.

В 1888 году юноша приехал в столицу и предстал перед А. Рубинштейном и С. Габелем. Певец так вспоминает этот день: «Рубинштейн обернулся ко мне и бросил на меня свой изумительный взор Ой, меня так и тряхнуло. «Ну так что же, вы с паровоза и хотите на оперную сцену? Хорошее дело». Смерил меня. – «Ну, дайте себя послушать».

Видно было, что голосом оба мастера довольны и после маленького совещания ему сообщили: «Мы знаем, что у вас нет средств. Вы будете приняты, вам дадут бесплатный обед и 15 руб. стипендии».

После окончания консерватории он попал в Мариинский театр в 1895 году. Так начался долгий славный путь Ивана Ершова, солиста прославленного Императорского театра.

Среди великих мастеров русского оперного театра Иван Васильевич Ершов занимает одно из самых почетных мест. Он со дня поступления в Мариинский театр гастролировал только в Москве и Киеве, и то несколько раз. Вся его творческая жизнь на сцене с 1895 по 1929 год прошла в Петербурге. Отсюда такое несоответствие гигантского таланта певца и малой популярности его имени. Его известность уступала известности Шаляпина, Собинова, Фигнера, которые часто гастролировали и завоевали мировую известность.

Но слухи о Ершове всеже дошли до Европы. В 1901 году Ершов получил приглашение от Козимы Вагнер (вдовы композитора) приехать в Германию. Но он не приехал и встретился с Козимой лишь в следующем году в Париже. После выступления Ершова с дирижерами-гастролерами в Петербурге он получал приглашения петь в Германии, где в то время не было равного ему вагнеровского тенора. Для опер Вагнера нужны особо мощные, просто громовые голоса. Большим событием была постановка опер Вагнера в Мариинском театре «Кольцо нибелунга», «Тристан и Изольда», «Тангейзер» где Ершов с огромным успехом исполнял заглавные партии. Он обладал буйным, неудержимым темпераментом и был очень восторжен.

Но больше всего прославился Ершов в характерных партиях из опер русских композиторов. Он пел Сусанина, Садко, Берендея, Кащея, Гришку Кутерьму. По всеобщему признанию роль Гришки Кутерьмы из «Сказания о невидимом граде Китеже» была шедевром и вершиной творческой карьеры артиста. С равной полнотой он выступал как тенор драматический и как тенор характерный.

Самым любимым внемузыкальным занятием Ершова были живопись и скульптура, которым он предавался со всей страстью.

И. Е. Репин, сделавший несколько его портретов, и Кустодиев, лепивший его не раз, искренне восхищались его талантом живописца. В артистической уборной Ершова до сих пор сохранился его поясной автопортрет, писанный гримом на стене, Он всегда сам гримировался.

На своем жизненном пути он встречался со многими известными людьми. В большой дружбе был с Глазуновым, Римским-Корсоковым, Гнесиным, много лет работал с Направником. Партнерами его были Шаляпин, Собинов, Фигнер Н. , Фигнер М. , Михайлова, Долина-Горленко. Мария Ивановна Долина-Горленко была замужем за ротмистром Горленко, который служил в Ораниенбауме. И певица проводила здесь лето, охотно выступая в летнем Ораниенбаумском театре.

28 ноября 1943 года в Ташкенте умер Иван Васильевич Ершов – знаменитый певец-тенор, замечательный педагог – создатель оперной студии консерватории, профессор, нар. артист СССР. Третий год уже шла Великая Отечественная война. Ленинградская консерватория была эвакуирована в Ташкент, вместе со всеми уехал и Ершов. Он тяжело переживал необходимость покинуть Ленинград, но сознавал, что из-за старости и болезни не может помочь его обороне. Сохраняя до последних дней ясность сознания, артист жадно изучал события на фронте твердо веря в победу. Уже на склоне лет Иван Ершов вырастил целую плеяду замечательных певцов. Среди них Т. Лаврова, И. Иванов, С. Преображенская и многие другие.

Из Ташкента Ершов продолжал следить за работой своих воспитанников, оставшихся в осажденном Ленинграде и радовался их успехам. Слушал по радио музыкальные передачи из блокадного города. Солисткой концертной бригады Управления Балтийского флота по обслуживания воинов фронта в то время работала ученица Ершова Софья Петровна Преображенская. Она не раз выезжала с концертами на Ораниенбаумский плацдарм и в Кронштадт. Посещал эти концерты и наш земляк летчик Георгий Костылев и хранил фотографии певицы. Бойцы с радостью ждали певцов.

До Ершова доходили сообщения по радио о постановке 15 марта 1943 года «Пиковой дамы» Чайковского в блокадном театре и о сольном концерте С. Преображенской в октябре 1943 года. Иван Васильевич не дожил до победы. Прах его перевезен в 1956 году в Ленинград и захоронен в Александро-Невской Лавре. Это было посмертное возвращение в город, с которым была связана вся его жизнь.

Существует мнение нашего краеведа Ю. Н. Калинина, что в нашем Ораниенбаумском театре пел и Ершов. И мы будем благодарны всем, кто поможет нам узнать об этом подробнее.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)