Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Вегетативный код в лирике Б. Пастернака

Б. Л. Пастернак – поэт XX века, творчество которого исследовали многие критики и литературоведы. Устойчивый исследовательский интерес к поэзии Б. Пастернака сохраняется на протяжении нескольких десятилетий. Вышло достаточно много монографий, статей, посвященных различным аспектам его творчества. Марина Цветаева писала: «Борис – первый поэт эпохи. Это знаю я и ещё несколько человек. Остальным придётся подождать его смерти». Цветаева оказалась права. «Чем больше времени отделяет нас от Б. Пастернака (годы его жизни – 1890 – 1960), тем больше нам открывается масштаб его таланта».

Как отметил В. Альфонсов: «Он нарушил обычное соотношение двух смыслов в метафоре и заставил жить самостоятельной жизнью переносное значение, возвысив его, над прямым. Метафоризм поэтического мира не обязательно предполагает у него преимущественно любовь к метафоре как к тропу, ведь метафора у Б. Пастернака часто сближена с метонимией. «Скоропись духа» имеет и другой подчерк – стихи позднего Б. Пастернака порой подчеркнуто, не метафоричны, образ прямо повторяет действительность, но за конкретным все равно стоит символическое, обобщенное».

А. Н. Островской писал: «Ранние стихи Пастернака и его прозаические наброски — хроника стремительного развития: от страшной вычурности и детской наивности — к вполне трезвым самонаблюдениям, от звукового хаоса — к гармонии и смыслу».

«Начало поэтического творчества Б. Л. Пастернака связано с влиянием символизма. Первым публичным выступлением в литературном кругу стал его доклад «Символизм и бессмертие», прочитанный на заседании «Кружка для исследования проблем эстетической культуры и символизма в искусстве». Именно тогда, в Б. Пастернаке стали чувствоваться черты символиста».

Поэтический мир Б. Л. Пастернака - это целая вселенная. Как верно сказала о великом поэте его современница А. А. Ахматова, «вся земля была его наследством, а он её со всеми разделил». Вот масштаб пастернаковской вселенной - весь окружающий мир, неотделимой частью которого становится не только цветы, растения, но и гениальные стихотворения. Для всего поэтического творчества Б. Л. Пастернака характерно одухотворение природы. Она постоянно очеловечивается.

О природе в поэзии Б. Пастернака точно подмечает А. Ахматова: «Природа всю жизнь была его единственной полноправной музой, его тайной собеседницей, его Невестой и Возлюбленной, его Женой и Вдовой». Более того — природу он постоянно противопоставляет истории. Пейзаж у Пастернака немыслим без преображающей, одухотворяющей роли человека; то, что происходит в нем без людского участия,— таинственно и страшно. Главная тема лирики Б. Пастернака – тема природы. Марина Цветаева о Пастернаке писала: «Его грудь заполнена природой до предела. Кажется, уже с первым своим вздохом он вздохнул, втянул её всю и вдруг захлебнулся ею и всю последующую жизнь с каждым новым стихом (дыханием) выдыхает её, но никогда не выдохнет».

Также А. Ахматова пишет: «Мир природы – сада, парка, леса и населяющих их деревьев, кустов, трав, проходит через все творчество Б. Л. Пастернака, а благоговейное и восхищенное отношение к голосам и разговорам рощ, ветвей, листьев говорит о его слиянии с жизнью природы, о глубоком понимании и переживании своего единства с Богом и миром».

Классификация растений у Пастернака

Растения формируют вегетативный код у Б. Пастернака. Многие стихотворения пронизаны образами цветов, деревьев и это нельзя не заметить. В создании растительных образов поэт опирается на «Приверженность к цветочной символике в поэзии начала ХХ века, как символистской, так и постсимволистской, приобрела характер тенденции».

М. Н. Эпштейн отмечает в своей книге «Природа мир, тайник Вселенной», что для лирики Б Пастернака характерны такие растения: липа, сосна, роза, сирень, репейник, левкой, фиалка, черемуха, мята и другие. В стихотворении «Во всем мне хочется дойти» Б. Пастернак пишет:

Я б разбивал стихи как сад.

Всей дрожью жилок.

Цвели бы липы в них подряд,

Гуськом в затылок.

В стихи б я внес дыханье роз,

Дыханье мяты,

Луга, осоку, сенокос,

Грозы раскаты.

Все стихотворение проникнуто поистине пастернаковским чувством природы: «Поэт не только очеловечивает ее, но и сам растворяется в окружающем мире». Пастернак дает говорить самой жизни, а вовсе не описывает ее. Для Б. Пастернака растения являются не только самостоятельными образами, но и играют роль «штрихов к пейзажу». Их мимолетное упоминание придает достоверность и живость общей картине:

Под нею – сучья, бурелом,

Над нею – тучи,

В лесном овраге, за углом –

Ключи и кручи.

Нагроможденьем пней, колод

Лежит валежник.

В воде и холоде болот

Цветет подснежник.

Ирпень – это память о людях и лете,

О воле, о бегстве из-под кабалы,

О хвое на зное, о сером левкое

И смене безветрия, вёдра и мглы.

Кроме того, эти растения не просто органично вплетаются в пейзаж, но и выполняют временную функцию, точно указывают на время происходивших событий. Являясь фоном для действия, эти растения становятся фрагментами самой окружающей действительности, фрагментами, на которых делает акцент сам поэт.

В стихотворениях Пастернака наиболее частотными из природных образов являются растения и цветы. Их упоминание можно встретить почти на каждой странице сборников Б. Пастернака. В его стихотворениях все растёт: цветы, люди, мысли, и на этом фоне он сам постепенно растет. Не только он сам, но и окружающие.

Часто встречающиеся растения - роза, фиалка, ромашка и др.. Но наряду с общеизвестными цветами встречается очень много необычных и даже экзотических. Все растения можно разделить на четыре группы: культурные растения, лесные растения, сорняки, экзотические растения (то есть мало встречающиеся в поэзии). Именно непохожесть пастернаковского мира на мир других поэтов позволяет выделить для анализа группу растений не характерных для других писателей- символистов таких как: лавр, табак, настурции и др. Именно эти растения рассматриваются в работе.

Культурные растения

К культурным растениям отнесены следующие: лавр, настурции, табак, хризантемы, герань, фиалка.

Лавр – это растение, которое не случайно Пастернак вводит в контекст стихотворений. Несмотря на то, что у других поэтов лавр встречается не очень часто и не несет семантической значимости, для Пастернака он символичен:

Тот жжённый на огне газеты,

Смрад лавра и китайских сой.

Лавр - это «символ триумфа, победы», но поэт наделяет это растение иными функциями. «Смрад это неприятный запах». Растения не только растут, цветут, но и пахнут. У каждого свой запах. Само растение лавр имеет неприятный специфический аромат. Запах жженого листа лавра пропитывает одежду, комнату, мысли. Словосочетание «смрад лавра» означает в контексте данного фрагмента последствие победы, триумфа. В год написания этого стихотворения Б. Пастернак пишет произведения, которые и сделали его известным поэтом. Это был как бы триумф молодого Пастернака.

Что был нудней, чем рифмы эти,

И, стоя в воздухе верстой

«Рифмы во время написания некоторых стихотворений у Пастернака не шли, так как в это время отец, мать и сёстры Пастернака уезжают в Германию для длительного лечения отца». Поэт чувствует расставание с любимыми людьми:

Как бы бурчал: «Что, бишь, постой,

Имел я нынче съесть в предмете.

«Он хотел их задержать, пока не сделает все дела в СССР, но те его не стали ждать (Состояние отца ухудшилось и они уехали без него. )» . Запах связан с эмоциональной сферой. Он, ассоциируется с положительными переживаниями, может вызвать прилив радости; отвратительный запах или запах, связанный с неприятными воспоминаниями - отвращение. В индивидуальной системе запах вписан в устойчивый контекст и связан с воспоминаниями и ощущениями. Лавр имеет специфический запах, т. е. неприятный, но для лирического героя запах лавра - это положительные эмоции, которые потом становятся для него невыносимыми.

Таким образом, растение, вероятно, помогает лирическому герою смягчить расставание с любимыми людьми и как лекарство действует на него. Именно запах лавра влияет на подсознание человека.

НАСТУРЦИИ

Растение настурция несет в стихотворении функцию подруги лирического героя:

И рвутся оборки настурций, и буря,

Баллоном раздув полотно панталон.

«В это время у Пастернака выходит сборник «Близнец в тучах». Сборник не привлёк к себе особого внимания. Это привело к тому, что Пастернак продолжительное время не писал стихотворений» - отмечает Д. Быков. Так и в стихотворении он не знает что делать, ведь «буря в символике обозначает смятение».

В стихотворении «Марбург» через эти цветы Пастернак обозначает ужас и страх. «В жизни Пастернак уезжает на Урал, в Марбург» Для него эта поездка «была не лёгкой. Именно там он знакомится с Фанни Збарской» – писал Д. Быков.

По лестнице чёрной легко босиком

Свершить замечательнейшую экскурсию

Пастернак поэтически перекладывает разговор с Фанни, при котором он признался ей в любви.

Лишь ужасом белым оплавится дом

До ужасом чёрным – трава и настурции.

По внешнему виду цветы настурции «очень красивы, имеют приятный запах», но в данном фрагменте стихотворения Б. Пастернак в контексте употребляется с травой, с присутствием чёрного цвета. Тем самым аромат цветка превращается в смрад. Пастернак через эти цветы показывает свои чувства к Фанни. Но никогда ничего не проходит гладко. Как свидетельствуют факты биографии, она была замужем, и их отношениям «мешал» муж Фанни:

Вбегает и видит, как тополь, зажмурясь,

Нашествием снега слепит небосклон.

Символика черного цвета означает «в некоторых культурах цвет смерти и траура». Муж Фанни подслушал разговор Б. Пастернака и Ф. Збарской, который признавался в любви ей и они поссорились.

Следовательно, поэт через настурции раскрывает свои чувства к окружающим его людям, но надо заметить, что не каждому человеку Б. Пастернак доверяет через свои стихотворения.

Рассмотрим ещё одно из растений – табак, который имеет специфический запах, действующий на организм человека и его мысли:

Обыкновенно напомадится,

Табак, цыганщина и гости.

Как лямка, тяжкая нескладица,

И дети бедные в коросте.

Пастернак табак связывает с цыганами и гостями для того, чтобы показать всю тяготу лямки, которую несет не лирический герой, а дети. Дети, которых оставили без крова, без еды.

Чтоб разрыдаться, мне

По край, чтоб из редакций

Тянуло табачком

И падал жар ничком.

Как отмечает русский поэт XX в. О. Э. Мандельштам: «Стихи Пастернака почитать - горло прочистить, дыханье укрепить, обновить легкие: такие стихи должны быть целебны». Поэту хочется плакать, ведь у него жар. В медицине «жар - это поднятие температуры». И ничто ему не поможет кроме запаха табака. В народной медицине «табак использовали против насморка, его нюхали для того что бы нос «прочистить». Он действует как жаропонижающее средство. С помощью запаха табака лирический герой не только выздоравливает, но и очищает свои мысли от плохих намерений.

Кроме того в одном из стихотворений табак - символ неряшливости:

С табаком в чайных чашках

Весь в окурках буфет.

Стол в конфетных бумажках.

Наступает рассвет.

Табак в чашках, окурки обозначают, что в помещении давно не проводили уборку. Чашка используется не по назначению, то есть как пепельница. Показывается пренебрежение лирического героя к данному предмету. Одновременно там находились дети (конфетные бумажки) и взрослые (окурки от сигарет). Вместе на первый взгляд эти предметы полное сопоставление друг другу. «Символика рассвета связывалась с радостью, весельем». Так и герои стихотворения рады рассвету, то есть наступлению нового дня.

А в стихотворении «Баллада» табак ассоциируется с толпой, то есть, с чем - то множественным:

В саду - табак, на тротуаре-

Толпа, в толпе – гуденье пчёл,

Разрывы туч, обрывки арий,

Недвижный Днепр, ночной Подол.

Немногие люди выращивают в саду табак, так как это растение не употребляют в пищу. «Символика толпы обозначает смятение». Толпа с пчелами в контексте образуют одно целое, дополняя друг друга. Словосочетания «разрывы туч», «обрывки арий» обозначают незаконченное действие.

Было поздно, когда я вернулся домой.

Вот окно, и табак, и рояль. Всё в порядке.

Пять прямых параллелей короче прямой,

Доказательство – записи в нотной тетрадке.

Лирический герой постоянно прячется от окружающего мира за сигаретой, скрывается от реальности за пеленой «Курение является способом подавления внутреннего напряжения, позволяющим потянуть время перед принятием решения».

Как кочегар, на бак

Поднявшись, отдыхает, -

Так по ночам табак

В грядах благоухает.

Табак сравнивается с человеком, то есть кочегаром. Между ними прослеживается ряд сходств. Так, например кочегар отдыхает ночью от работы, а табак также «отдыхает» и распространяет вокруг себя аромат.

В стихотворениях Б. Пастернака больше встречается не само растение, а его запах, аромат. Он - дурманит и обволакивает. Также табак сравнивает с человеком, что даёт этому растению свойства живого организма.

ХРИЗАНТЕМЫ

Не менее значимым в творчестве Пастернака являлись хризантемы. «Это символ долголетия, счастья, благосостояния». Цветок имеет очень приятный запах.

Хорошо хризантеме

Стыть на стуже в цвету.

Но назад уже время-

В духоту, в тесноту.

Лирический герой сочувствует хризантеме, стоящей на морозе. « Имперский солнечный цветок хризантему связывают с долголетием и радостью. Хризантемы - символ даосского совершенства, осеннего спокойствия и изобилия. Возможно потому, что хризантема продолжает цвести зимой». Ведь он находится в душном пространстве. Он хочет поменяться местами с ней.

Кроме того, хризантема в одном из стихотворений является покровителем:

На погостной траве

Начинают хозяйничать

Звёзды.

Небо дремлет,

Зарывшись

В серебряный лес хризантем.

Хризантемы выступают в роли защитника. «Лес-это место, где растут деревья и кустарники». Но хризантема это не дерево и даже не кустарник. «Хризантемы - это однолетние, многолетние растения». Поэтому «лес хризантем» обозначает большое их количество. С хризантемой Б. Пастернак чувствует себя спокойным. Он доверяет ей, как своей подруге.

Особое внимание нужно уделить герани, которое является комнатным растением. Б. Пастернак говорил «я не люблю цветы в вазах (комнатные), я люблю их в природе», но она также часто встречается в стихотворениях.

Снег идёт, снег идёт.

К белым звёздочкам в буране

Тянутся цветы герани

За оконный переплёт.

«Цветы герани некоторых сортов очень похожи на снежинки». Герань тянется к белым звёздочкам, потому что хочет быть похожей на них: оторваться от стебля и летать по миру так- же, как и снежинки.

В стихотворении « В. Д. Авдееву»:

Когда в своих воспоминаньях

Я к Чистополю подойду,

Я вспомню городок в геранях

И домик с лодками в саду.

Для лирического героя герань - это воспоминание, память о том, что было в его жизни. «Я всегда любил нашу глушь, мелкие города и сельские местности больше столиц, и мил моему сердцу Чистополь, и зимы в нем, и жители, и дома, как я увидел их зимой 1941 года, когда приехал к эвакуированной семье»- говорил Пастернак. У Пастернака дружба с В. Д. Авдеевым прослеживается и в его стихотворении - об этом говорится в биографии.

Безумный, жадный от бессонниц,

Как пересохшая гортань,

Зрачок приник к земле оконниц,

В порыве изломав герань.

Лирического героя поэт сравнивает с частью человека - с гортанью. Герой при движении ломает цветок, то есть герань. «Сломанный цветок символизирует разочарование». В любом случае человек огорчится, если кто - то сломает цветок. Как пишет Д. Трессидер «Цветок - лаконичный символ природы, беспредельности ее совершенства, эмблема круговращения - рождения, жизни, смерти и возрождения».

Таким образом, с помощью герани Б. Пастернак в основном раскрывает характеры людей. Этот цветок для него очень ценен - он способствует вспомнить ему о своей прожитой жизни.

Для анализа взято ещё одно из растений – фиалка, имеющая очень приятный запах.

Из рук не выпускал защелки,

Ты вырывалась,

И чуб касался чудной челки

И губы фиалок.

Фиалка сорвана. Лирический герой подарил своей девушке этот цветок. «Он является символом смирения».

А в комнате пахнет, как ночью

Болотной фиалкой. Бока

Опущенной шторы морочат

Доверье ночного цветка.

В год написания этого стихотворения Пастернак уходит из семьи (в 1931 году) Фиалка ассоциируется с его женой - Зинаидой Нейгауз. Болотный запах, то есть не приятный в символике обозначает «ложь, недоверие». « Болотная фиалка» необычное словосочетание в литературе. Может показаться намеренное принижение этого цветка, но и вид этой фиалки очень сильно отличается от других видов: корневищем, соцветием, жилкованием листьев. «Опущенные шторы» выполняют роль занавеса, обозначающего в символике «скрытность, тайну, секрет», тем самым Пастернак прячется от людских слухов:

И грусть одиноких мелодий

Как участь бульварных семян,

Как спущенной шторы бесплодье

Вводящее фиалку в обман.

Для лирического героя это мука: он понимает, что не может обманывать всю жизнь свою любимую.

Фиалка может являться переходом из мира растений к миру людей.

В экскурсию эту с свечою идут,

Чтоб видели очи фиалок и крокусов,

Как сомкнуты веки бредущего. Тут

Вся соль - в освещенье безокого фокуса

Лирический герой приписывает этому цветку свойства живого организма, то есть дает ему одно из пяти чувств - зрение. То, что было, спрятано, приоткрылось: фиалки это женщины, а крокусы это мужчины и лирический герой идет к людям, открывая новый мир, освещая им путь. В более частном смысле свеча краткостью своего существования символизирует одинокую трепетную человеческую душу. Так Пастернак говорил «Полоса тоскливого страха нашла на меня, как когда-тоЯ не сделал ничего того, что мог сделать Переносить, откладывая их, неисполненные желания из возраста в возраст, значит перекрашивать их и извращать их природу». Соль раньше наделяли защитными свойствами от обмана. Фокус это иллюзионный обман.

Таким образом, фиалка ассоциируется с символом смирения, а также с девушкой.

Лесные растения

Из лесных растений, исследуемых в работе, взяты чертополох и папоротник.

ЧЕРТОПОЛОХ

Самым частотным растением по упоминанию является чертополох, который тоже имеет свой запах. Он может быть представлен по-разному.

В традиционной символике, чертополох – «символ страха, печали и зла». Пастернака наделяет это растение дополнительными функциями:

Не чувствую красот

В Крыму и на Ривьере,

Люблю речной осот,

Чертополоху верю.

Лирический герой считает растение чертополох своим другом. И, как свидетельствуют факты биографии, в этот период жизни Б. Пастернак не всем верил на слово.

Дом загорелся. В суматохе

Метнулись к выходу два пленника,

И вот они в чертополохе

Бегут задами по гуменнику.

Чертополох выступает в роли укрытия для пленников, то есть разведчиков, которых поймали.

Так же чертополох может ассоциироваться со смертью:

Город вымер и словно оглох.

Облетевшим листом и кладбищенским чертополохом

Дышит ночь. Ни души

Словосочетание «город вымер» обозначает, что все спят. «Сон-это как бы временная смерть». И никто ни почует ничего, кроме ночи.

Хотя зарёй чертополох,

Стараясь выгнать тень подлиньше,

Растягивал с трудом таким же

Её часы, как только мог.

Чертополох выступает в роли помощника, который продлевал жизнь настолько насколько мог. Но этого не достаточно.

На смерть, на тишину кладбищ,

Ушла она

С одной стороны Пастернак в большинстве своих стихотворений обозначал чертополох как предвестника смерти, а с другой как эликсир продления жизни. Также лирический герой считал его своим другом, который мог его защитить.

ПАПОРОТНИК

Еще одно растение, взятое для анализа, - папоротник.

В нем папоротник и малина,

Шмелиный бас и баритон,

Весь лес опутан паутиной

И хмелем густо оплетен.

Пчела – «символ воскрешения». Словосочетание «опутан паутиной» обозначает незначительную (прозрачную) преграду, которая от прикосновенья может измениться. «Паутина, символ хрупкости, мимолетности человеческой жизни». Хмельной запах исходит от опавших и гниющих листьев. «Опавшие осенние листья» - древняя метафора смертности всего живого.

Я уже пережил это, Я предал.

Я это знаю. Я отведал.

Зоркое лето. Безоблачный зной.

Жаркие папоротники. Ни звука.

Пастернак рассказывает о следующей своей измене жене. «На этот раз он спасся во многом благодаря знакомству, а потом и браку с Евгенией Владимировной Лурье — первой женщиной, отношения с которой, несмотря на всю свою сложность и уход Пастернака из семьи в 1931 году, были опытом взаимности и гармонии». Папоротник является ядовитым растением. Измена как яд проникает медленно и не заметно.

Муха не сядет. И зверь не сигнет.

Птица не порхнет - палящее лето.

Лист не шелохнет - и пальмы стеной.

Папоротники и пальмы, и это дерево.

Поэт сравнивает Евгению Лурье с деревом - запретным плодом:

Это и пальмы стеною, и «Ну-ка

Что там, была, не была, подойду -ка »

Синие линии пиний. Ни звука.

Папоротники и пальмы стеной.

Лирическому герою противостоит преграда, которую он пытается «сломать». У поэта это получается.

Таким образом, папоротник для Пастернака, является преградой в запретной любви: он хочет удержать поэта в семье.

Сорняки

РОМАШКА

Ромашка – растение, которое можно исследовать двояко: она относится как к культурным растениям (декоративная ромашка выращивается в саду), так и к сорным (растет на полях и лугах).

Пастернак в своих стихотворениях описывает ромашку, растущую в траве, на лугу.

В траве меж диких бальзаминов,

Ромашек и лесных купав,

Лежим мы руки, запрокинув,

И к небу головы, задрав.

В 1941 г началась Великая Отечественная война, и лирический герой вспоминает о счастливой жизни в том мире. В том мире, где беззаботно цвели цветы: бальзамины, ромашки. Ромашка является символом счастья, мимолетного восторга.

Из под дубовых куп

Трясет ромашкой белокурой,

Расправляя дуб,

Зеленую мускулатуру.

Лирический герой чувствует себя как дуб привязанный корнями к земле. Он не может ничего кроме как шелестеть листьями на ветру. Его крона расположена до земли, так что она достаёт до ромашки- маленького цветка по сравнению с этим деревом. Поэт сравнивает себя с дубом; «последние годы своей жизни он не может ни куда вырваться и остаётся дома». Между тем стихи этого года — можно сказать, предсмертные, трагические.

Разбитую клячу ведут на махан

И ноздри с коротким дыханьем,

Заслушались мокрой ромашки и мха,

А то и конины в духане.

Словосочетание «Короткое дыхание» обозначает близкую смерть. Ромашка и мох , как живые существа пытаются задержать лошадь. Пастернак сравнивает себя с лошадью: ей осталось жить мало; поэт предчувствует свой конец.

Это ведь может со всяким случится!

Этим ведь в песне тешатся все.

Это ведь значит - пепел сиреневый,

Роскошь крошеной ромашки в росе.

«Пепел сиреневый» обозначает следствие огня, то есть давно прошедшей любви. Остался только пепел. В символике «роса является эмблемой недолговечности, мимолётности». Роса (вода) и огонь гармонично сливаются. Ромашка это своего рода воспоминание «погасшей» любви лирического героя.

Деревня вражеским вертепом

Царила надо всей равниною

Луга желтели курослепом,

Ромашками и пастью львиною.

Курослеп, ромашка, львиная пасть - цветы, имеющие жёлтую окраску. «Желтый цвет связывается с солнцем, поэтому обозначает просветление, свет, власть». Эти цветы предвещают великую победу.

Следовательно, ромашка это воспоминания о счастливой жизни, юношеской любви, одновременно это растение пытается остановить не избегаемое (смерть).

Наряду с ромашкой, к сорнякам, рассматриваемым в данной работе, относятся репей и крапива.

Репей встречается в стихотворениях 8 раз, и является самым частотным по упоминанию среди сорных растений.

Не умиляйся, - не подтянем.

Сгинь без вести, вернись без сил,

И по репьям и по плутаньям

Поймем кого ты посетил.

У лирического героя присутствует обида на себя. Репей - символ «опустошения души человеческой». В этот период у Пастернака стихотворения не получались. «Пастернак опустошен и пишет черт знает, какую ерунду»- сказал Тынянов Пастернаку. Поэт с ним был согласен: «пишу «черт знает как»».

Лес навис в свинцовых пасмах,

Сед и пасмурен репейник,

Он в слезах, а ты прекрасна,

Вся как день, как нетерпенье.

Лирический герой девушке противопоставляет репейник для того, чтобы показать красоту героини. «Плачущий репейник» обозначает душевное очищение через слёзы, то есть капли воды.

Все взбиралось всхрапнуть.

И карабкались крабы,

И к центру

Тяжелевшего солнца

Клонились головки репья.

И мурлыкало море,

В версте от Тендра,

Серый кряж броненосца

Оранжевым крапом

Рябя.

В природе кажется умиротворение. Состояние природы является обманчивым. В символике краб обозначает «обман». Крабы находятся в движении. В природе солнце садится. В символике «закат является переходом души через смерть к возрождению».

Все ждали в ужасе казни,

Имевшей вот- вот наступить.

Перед ненастьем в природе тишина, но люди не вспомнили об этом.

В дни съезда шесть женщин топтали луга.

Лениво паслись облака в отдаленьи.

Смеркалось, и сумерек хитрый маневр

Сводил с полутьмою зажженный репейник.

В символике число шесть «число союза и равновесия». Сумерки с полутьмою вместе «борются» против солнечного луча, оставшегося на мгновение на репейнике. Этот луч является единственным источником света. С таким чувством подошел к 1930 году Пастернак — искренне полагая, «что кончена и его собственная литературная судьба».

Весь мартиролог не исчислен

В моем одиноком житьи,

Но я, как репейник, бессмыслен

В степи, как журавль у бадьи.

Лирический герой стал чувствовать себя одиноким, его ни кто не понимает.

Таким образом, репейник ассоциируется для поэта как непонимание других людей, душевное очищение, преддверие несчастий.

КРАПИВА

Еще одно растение в данной группе - крапива, которое является символом «очищения от злых духов».

Гроза близка. У сада пахнет

Из усыхающего рта

Крапивой, кровлей, тленьем, страхом.

Встает в колонны рёв скота.

На кустах растут разрывы

Облетелых туч. У сада

Полон рот сырой крапивы:

Это запах гроз и кладов.

Засуха продолжается долго. Все ждут воды «Сад - образ идеального мира, космического порядка и гармонии - потерянный и вновь обретенный рай». «Сырая крапива обозначает», что недавно прошел дождь. В воздухе чувствуется запах свежести. «Через грозу происходит очищение земли». Крапива сравнивается с грозой.

Вот луч, покатясь с паутины, залег

В крапиве, но кажется, это ненадолго,

И миг не далек, как его уголек

В кустах разожжется и выдует радугу.

Прошел дождь. Солнце выглянуло, луч упал на кусты крапивы, но он там не задержится- будет дождь. «В христианских традициях радуга считается знаком примирения Бога с жизнью на земле». «В этот период жизни Пастернак очищал душу от грехов: ходил в церковь, молился».

Будто всем, что видит глаз,

До крапивы подзаборной,

Перед тем за миг пилась

Сладость радуги нагорной.

Таким образом, крапива является предвестником дождя, символом очищения души.

Весь мир поэзии Б. Пастернака связан с растениями. В его стихотворениях все растёт: цветы, люди, мысли, и на этом фоне он сам постепенно возвышается. Не только он, но и окружающие. Одна из своеобразнейших черт пастернаковского видения природы - стремление определить через нее сущность поэзии и вдохновения. Михаил Эпштейн писал: «Ни у кого природа не одушевлена так, как у Пастернака; причем у нее душа озорницы, проказницы, движения которой суматошны и порывисты»

Стихотворения Б. Пастернака разделены на циклы, в которых функционируют растения на протяжении всего творчества:

  • «Начальная пора» растения упоминаются - 1 раз
  • «Поверх барьеров» упоминаются - 47 раз.
  • «Сестра моя - жизнь» - 70 раз
  • «Темы и вариации» - 67 раз
  • « Второе рождение» 28 раз.
  • « На ранних поездах» растения упоминаются 29 раз
  • «Когда разгуляется» растения упоминаются 63 раза.

Также растения присутствовали и в жизни поэта. Дмитрий Петровский говорил: «Растения это — шифр, адресованный тому, кто понимает самого Б. Пастернака».

Одно чудесное совпадение литературы и жизни — на похоронах Пастернака многим запомнилась плачущая Ивинская. «Я никогда не видела такой красоты, хотя она была вся красная от слез и не вытирала их, потому что руки у нее были заняты цветами. Эта рыдающая красавица с цветами в руках — лучший образ пастернаковского отношения к миру природы, и здесь, как во всех главных коллизиях его биографии, поработал Главный Художник »,— Говорила Марья Розанова.

Таким образом, растения у Пастернака представляют собой некую цепь, состоящую из звеньев. Они взаимосвязаны между собой и для поэта имели большое значение, являясь неотъемлемой частью его внутреннего мира.

В результате удалось выявить, что каждое из растений играло в творчестве Б. Пастернака свою определённую роль:

Культурные растения

Лавр - эта та нить, которая связывала Б. Пастернака с его родными. Это растение, помогало поэту смягчить расставание с любимыми людьми и как лекарство действовало на него. Именно запах лавра влиял на подсознание человека.

Через Настурции – поэт раскрывает свои чувства к окружающим его людям.

Растение Табак и его запах лечит душу, благодаря тому, что табак дурманит мысли поэта и обволакивает его жизнь. Табак приобретает свойства присущие живым организмам.

Фиалка ассоциируется с символом смирения, а также ассоциируется с девушкой.

Хризантемы – несмотря на свой хрупкий, на первый взгляд, вид оберегают Б. Пастернака, выступая в роли покровителя.

Через Герань - поэт пытается узнать не только людей, но и их характеры. Он напоминает Б. Пастернаку о его жизни.

Лесные растения

Чертополох - у Пастернака выступает в роли предвестника смерти, однако также чертополох для поэта- эликсир для продолжения долгой жизни. Он считал его другом, защищавшим его.

Папоротник для Пастернака, является преградой в запретной любви он, хочет удержать поэта в семье.

Сорняки

Ромашка это воспоминания о счастливой жизни, юношеской любви, одновременно это растение пытается остановить не избегаемое (смерть).

Репейник ассоциируется для поэта как непонимание других людей, душевное очищение, преддверием несчастий.

Крапива является предвестником дождя, символом очищения души.

Таким образом, растения обнаруживают себя в поэтическом мире Бориса Пастернака достаточно явно. Некоторые исследователи уже обращали внимание на отдельные растительные образы в творчестве поэта, указывали на их значимость. Рассмотрение образов растений в творчестве представляет большой интерес.

Растения у поэта представляют собой некую цепь, состоящую из звеньев. Они взаимосвязаны между собой и имеют большое значение для дешифрования поэтической картины мира в поэзии Б. Пастернака.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)