Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Великой Отечественной войны в литературе. (По произведениям современных авторов)

Что бы я хотел видеть в прозе о войне?

Правду! Всю жестокую, но необходимую,

Правду, для того, чтобы человечество, узнав её,

Было благоразумней.

В. Астафьев

Всё дальше мы от дней Великой Отечественной. Но вопросы войны и мира по-прежнему остаются нерешёнными, а военная тема в литературе воспринимается как глубоко современная. Такие писатели, как В. Астафьев, М. Глушко, изображая военную пору, пишут не только о войне, но и о жизни. Это проявляется прежде всего в стремлении осмыслить проблемы: как удавалось человеку выдержать мучительные нравственные испытания на душевную прочность, какой ценой далась победа, какова подлинная правда о войне. В традициях русской классики война предстаёт как нечто противоестественное, противное самой природе человека. С другой стороны, через трагическое обнаруживается до конца, чего стоит человек, что он может. Именно так воспринимается война в романе М. В. Глушко «Мадонна с пайковым хлебом», в книге В. П. Астафьева «Прокляты и убиты».

Путь к истине труден, и нет ему конца. Вехами на этом пути становятся для человека его поступки, диктуемые желанием сделать единственно правильный выбор. Подумать только, как сразу, в один день разломилась жизнь на две части – на «до» и «после», «как сдвинулось всё и передвинулись масштабы горя и радости, как из сегодняшнего дня хорошо видна вся жизнь «до», в которой всё можно было исправитьА войну и смерть исправить нельзя»,- так думает героиня романа М. Глушко «Мадонна с пайковым хлебом», оказавшись одна в водовороте событий. Из беспомощной, не приспособленной к жизни девочки она превращается в женщину, которая «всё может делать сама». «Когда меняется жизнь, меняется и человек, иначе ему не выстоять»,- замечает автор. Вначале Нина не испугалась войны, даже подумала, что , наконец-то, и ей выпадет роль в истории. Её лучшая подруга Маруся ответила на это: «Дурочка, чему ты радуешься?» Только позже Нина поймёт смысл этих слов. Что она, девочка, могла знать о войне? Дочь генерала, никогда и ни в чём не знавшая нужды, по дороге в Ташкент сталкивается с суровой действительностью. «Неужели это не сон – забитые вокзалы, плачущие женщины, пустые базары, и я куда-то едуЗачем? Зачем?»,- думает с отчаянием Нина. Что было бы с ней, женщиной, ждущей ребёнка, если бы на пути не встречались добрые люди. Сначала это Лев Михайлович и незнакомый капитан, потом «товарищ отца по гражданской войне» Рябинин, семья Ваниных и Евгения Ивановна. Многое из того, что приходится Нине увидеть и пережить в военную пору, заставляет её понять главное: добрых людей гораздо больше.

В окружающем её мире по-прежнему царит хаос. События на фронтах вызывали самоотверженный отклик у людей, работающих в тылу. И , когда произошло сражение под Москвой, радикально изменившие ход войны, у людей появились новые надежды.

А Нина “вспомнила про Москву, торжественный голос Левитана – ведь это рождение её сына совпало с таким событием, не может быть, чтобы это было просто так, случайным совпадением, наверно, в этом особый смысл и ему уготовано большое будущее и ей предстоит пронести его через все невзгоды, чтобы сохранить для этого будущего” Теперь Нина, вспоминая тревожные осенние ночи в Москве, бомбёжке по ночам, своё будущее связывала с судьбой крохотного человека, только что родившегося на свет. Юная героиня упрямо и самоотверженно выполняет свой материнский долг. Родные мужа не приняли Нину в свою семью, она осталась одна в чужом городе. Неизвестно, выжили бы она с сыном, если бы не встретилась на их пути Евгения Ивановна

Во второй части романа Евгения Ивановна незаметно вырастает в центральную фигуру, она остаётся в памяти как бы главнее, крупнее всех других образов. Обладал огромной жительской мудростью, эта женщина умела пригреть и одинокую нищенку Ипполитовну, живущую по-соседству, и совершенно незнакомую женщину с младенцем – Нину и Витюшку. Евгения Ивановна могла быть доброй и сердитой, почти злой, однако юная Нина с первых дней жизни под одной крышей сердцем чувствовала: ”Какая разница, что говорит эта женщина? Важно, что она делает” Заботу со стороны чужих людей о себе и о сыне Нина ощущала постоянно и не понимала, чем она заслужила это. «Говорят, чтобы судить о человеке, надо на одну чашу весов положить его добрые дела, а на другую недобрые», - думает героиня. Ей кажется, что она ничего доброго никому не сделала; с тех пор, как началась война, доброе делали ей и в Москве, и в Ташкенте, и в Аксае, и здесь. На самом деле и Нина, не замечая того, помогала Евгении Ивановне. Она разделила с ней одиночество, тоску по близким, помогла не ожесточиться. Рядом с Евгенией Ивановной Нина кажется слабой и беззащитной, по сути, они родственные характеры. Ведь не зря в мечтах о будущем Нина «видела себя, и Витюшку, и Евгению Ивановну».

«Жизнь сложна, и всего в ней намешано,- замечает автор,- чтобы хоть что-то понять в ней, нужно страдать, в этом её печаль, но в этом и её мудрость». Нина уже твёрдо знала, что должна вернуться в Москву, чтобы «связать родственные концы и идти дальше предначертанной ей дорогой. Иначе до самых последних дней будет мучить её мысль, что прожила не свою жизнь, а ту, которую устроили для неё люди».

Какая удивительная и какая обыкновенная для тех давних лет история! Сколько раз могли погибнуть маленькая мадонна и её вечно голодный младенец, но ведь не погибли, остались жить, спаслись людской добротой и отзывчивостью, навсегда запомнив, что свои могут поступать как чужие, кому ты в тягость, а чужие - принять как свою, поделиться последним, что у них есть.

Современная литература – литература мужественная, она не страшится правды, какой бы беспощадной ни была эта правда. Проза о войне отмечается крайней напряжённостью повествования, где речь идёт о жизни и смерти, где герой предстаёт на последнем рубеже. Сохранить в себе человека он может, лишь разделив общую для всех судьбу. Вот так к решению темы «человек на войне» подходит в своём романе «Прокляты и убиты» Виктор Петрович Астафьев. В его произведении есть всё: и мародёрство, и демагогия, раскулаченные и герои одновременно, цинизм и отвага, и струна страха, которая дрожит в каждом человеке на войне. Но есть в романе и то, что объединяет людей: «Сам по себе он уже ничего не значит, себе не принадлежит – есть дела и вещи важней и выше его махонькой персоны».

Кульминационным событием первой части романа «Прокляты и убиты» является расстрел братьев Снегирёвых, потрясший всех новобранцев до глубины души. Наивные ребята ушли из части и несколько дней гостили у своей матери, а затем вернулись назад и принесли своим сослуживцам множество продуктов. Всё бы закончилось хорошо, но за эти несколько дней весть об их отсутствии дошла до высших инстанций, и события приняли другой характер. Ребята предстали перед военным трибуналом, судившим их по всей строгости закона. Их приговорили к расстрелу. До последнего момента ни один человек, присутствующей при этом ужасающем действии, не верил в реальность происходящего. Но лейтенант-экзекутор «резко скомандовал: «Пли» И был ещё краткий миг, когда в строю батальона и по-за строем увидели, как Еремей решительно заступил своего брата, приняв в грудь почти всю разящую силу залпа». Роман Астафьева не только поминовение погибших, но и суд над теми, кто сорил солдатской жизнью, как ненужным песком, а если и нужным, то только для того, чтобы забросать им овраги и речки, крысиные норы в глине правого берега и всё пространство за ними, которое называется Велико - Криницкий плацдарм. Он не находится на направлении главного удара, он не решает судьбы войны, он «отвлекающий плацдарм», то есть место, где должны лечь безвестные русские мужики. Жестокая правда о войне: не хватает машин, снарядов, горючего, продуктов Единственное, что не жалели, так это людей. Это ли не предательство своих детей теми, кто послал их на бессмысленную смерть недрогнувшей рукой? Не бывает войны без жертв, ничем нельзя оправдать миллионы смертей. Но ещё тяжелее видеть бессмысленную гибель молодых ребят, полных сил и решимости сражаться с врагами до последней капли крови и отдавших жизнь по какой-то нелепой и жестокой случайности

Романы Глушко и Астафьева роднит то, что они описывают столкновение добра и зла, пробуждают у читателя веру в торжество справедливости. Мне кажется, что объединяет эти произведения и тема «человек и война». Важно знать, как даже среди жестокости и крови можно остаться человеком. Не хватает доброты и милосердия в каждом из нас, много злобы и бессердечия в нынешнем поколении, поэтому мы должны знать, что жестокостью и злом мир и счастье построить невозможно.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)