Выявление отношения подростков к организации досуга в центрах дополнительного образования г. Лангепас
Досуг – это возможность человека заниматься в свободное время различной деятельностью по своему выбору. Досуговая деятельность осуществляется как дома, так и в специальных учреждениях, задача которых создавать необходимые условия для досуга. Важная роль в организации досуговой деятельности детей и подростков в нашем городе отводится центрам дополнительного образования. Центры дополнительного образования - общественные организации, объединяющие детей и подростков в целях удовлетворения их интересов, потребностей в общении, в повышении своего культурного уровня, в творческой деятельности. Эти потребности реализуются через коллективные виды деятельности: кружки художественной самодеятельности, художественные и технические творчества, клубы по интересам.
Цель дополнительного образования – создание оптимальных условий для развития мотивации личности к познанию и творчеству, для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей, реализации дополнительных образовательных услуг в интересах личности, общества и государства.
В нашем городе созданы уникальные условия для получения дополнительного образования детей. Работают 6 муниципальных учреждений дополнительного образования детей:
► Детская музыкальная школа (ДМШ),
► Детская художественная школа (ДХШ),
► Детско-юношеская спортивная школа (ДЮСШ),
► Центр дополнительного образования для детей «Радуга»,
► Центр дополнительного образования для детей «Патриот».
► Детско-юношеский центр «Фортуна»
Количество учащихся, охваченных дополнительным образованием в образовательных учреждениях города.
(по данным Управления образования г. Лангепас)
Деятельность учреждений дополнительного образования детей
Перечень направленностей дополнительных образовательных программ, реализуемых в учреждениях дополнительного образования г. Лангепаса в 2004 -2005 учебном году
► художественно-исполнительская
► декоративно-прикладная
► военно-патриотическая
► научно - техническая
► физкультурно-спортивная
► спортивно-техническая
► туристско-краеведческая
► эколого-биологическая
► культурологическая
► социально – педагогическая
Развитая структура городской системы дополнительного образования предполагает охват широкой массы детей и подростков в организации досуга. Но ситуация на сегодняшний день такова, что доля участия подростков (12 – 16 лет) в работе данных центров мала, а именно, составляет 38 % от общего числа учащихся этого возраста.
Таким образом, цель нашей статьи – выявить и проанализировать причины, по которым значительная часть подростков (12 – 16 лет) не посещает центры дополнительного образования г. Лангепас.
Задачи:
1) Выявить взаимозависимость возраста подростков и посещаемости ими центров дополнительного образования (ЦДО);
2) определить причины, по которым подростки не занимаются в ЦДО;
3) дать рекомендации администрациям центров дополнительного образования по планированию деятельности подростков 12 – 16 лет.
Объект – подростки в возрасте 12 – 16 лет.
Предмет статьи:
• Отношение подростков к видам досуговой деятельности, осуществляемой в центрах дополнительного образования ;
• Посещаемость центров дополнительного образования:
• Отношение респондентов к причинам, влияющим на посещаемость центров дополнительного образования.
Данное исследование является социальным заказом от Управления образования г. Лангепас.
Основная часть.
В ходе работы было проведено социологическое исследование, состоящее из следующих этапов:
1) подготовительный, где была составлена программа исследования и разработан инструментарий данного исследования;
2) сбор данных, в ходе которого был проведен социологический опрос и анкетирование учащихся 12-16 лет;
3) статистическая обработка собранной информации;
4) анализ результатов исследования.
В результате анкетирования были выявлены следующие моменты:
1) возраст участника опроса;
2) взаимозависимость возраста подростков и посещаемости ими ЦДО;
3) причины, влияющие на непосещаемость ЦДО.
При проведении опроса мы учитывали следующие факторы:
• разновозрастность респондентов;
• охват учащихся разных школ города.
Как утверждает статистика, для получения достоверной информации по интересующему вас вопросу достаточно провести выборочное обследование, ограничившись опросом небольшой части населения. А чтобы по ее результатам можно было с достаточной уверенностью судить о свойствах всей генеральной совокупности обследуемых эта выборка должна быть репрезентативной (представительной).
В ситуациях, подобных нашей обычно ограничиваются обследованием 5-10% всей изучаемой совокупности ( Математика. 9 класс: Под редакцией Г. В. Дорофеева – М. : Дрофа, 2000 – стр. 301). Кроме того, осуществляется случайный отбор учащихся, обеспечивая одинаковую вероятность попадания в выборку любого объекта генеральной совокупности.
Таким образом, количество опрошенных составило 212 человек, что составляет около 7 % от общего количества учащихся 6 – 11 классов г. Лангепас ( всего 3179 учащихся 6 – 11 классов в городе).
В ходе опроса были получены следующие результаты:
38 % опрошенных посещают какой-либо ЦДО и 62 % - не посещают ни один из указанных ЦДО.
Представлены результаты опроса респондентов по возрастам.
Возраст (лет. ) Кол-во человек (%), посещающих ЦДО. Кол-во человек (%), не посещающих ЦДО.
12 47 53
13 42 58
14 51 49
15 30 70
16 18 82
Возраст( лет)
12 13 14 15 16
ДМШ 8 % 6% 5% 6% 0%
ДХШ 11% 6% 18% 9% 0%
ДЮСШ 22% 11% 16% 6% 14%
«Радуга» 3% 8% 0% 3% 2%
«Патриот» 0% 8% 5% 3% 0%
«Фортуна» 3% 3% 7% 3% 2%
( - наиболее посещаемые ЦДО. ( - менее посещаемые ЦДО.
Данные, представленные в таблице 1, показывают, что процентное соотношение учащихся, посещающих и не посещающих ЦДО, в возрасте с 12 до 14 лет приблизительно одинаковое(50% на 50%). Тогда как в возрасте 15 – 16 лет четко прослеживается тенденция к резкому сокращению посещаемости учащимися этого возраста ЦДО.
Также, результаты проведенного опроса (таблица 2) указывают на то, что наиболее востребованными ЦДО являются:
– в возрасте 12 – 13 лет – «ДЮСШ»;
– в возрасте 14 – 15 лет – «ДХШ»;
– в возрасте 16 лет – «ДЮСШ».
Наименее востребованы следующие учреждения:
– в возрасте 12 – «Патриот»;
– в возрасте 13 лет – «Фортуна»;
– в возрасте 14 лет – «Радуга»;
– в возрасте 15 лет - «Патриот», «Радуга», «Фортуна»;
– в возрасте 16 лет – «ДМШ», «ДХШ», «Патриот»
(невостребованность ДМШ и ДХШ объясняется тем, что к этому возрасту учащиеся, как правило, заканчивают обучение в данных ЦДО).
Процентное соотношение причин, влияющих на посещаемость ЦДО
(по данным анкетирования)
Причины, влияющие на Возраст (лет).
посещаемость ЦДО
12 13 14 15 16
Не хватает времени. 6% 11% 10% 30% 32%
Не владею информацией о 0% 3% 4% 9% 16%
работе данных ЦДО
Нет желания 3% 6% 12% 13% 12%
Предпочитаю другие способы13% 6% 7% 9% 18%
проведения свободного времени.
Свой вариант. 31% 32% 16% 9% 4%
Таким образом, основными причинами того, что учащиеся не занимаются в ЦДО, являются: среди учащихся 12-14 лет – занятость данных учащихся в кружках и секциях на базе общеобразовательных учреждений, ЦК «Нефтяник» (свой вариант); среди учащихся 15 лет – нехватка времени; среди учащихся 16 лет - нехватка времени,
- другие способы организации досуга.
Данный факт явился основанием для проведения дополнительного исследования.
Цель дополнительного исследования:
• выявить и проанализировать способы организации досуга, предпочитаемые подростками в возрасте 16 лет.
В ходе дополнительного исследования было проведено анкетирование среди учащихся 10 - 11 классов школ города в возрасте 16 лет.
Предметом дополнительного исследования стало мнение учащихся 10 – 11 классов разных школ города в возрасте 16 лет о способах проведения досуга. Было опрошено 125 учащихся, что составляет около 15 % от учащихся 10 - 11 классов школ города (всего 790 учащихся 10 – 11 классов в городе) - это позволяет судить о том, что выборка репрезентативна.
Данные, полученные при анкетировании, представлены.
Способы проведения досуга Частота, Относительная частота, (%)
(кол-во человек)
Посещение музеев, выставок 8 6. 5
Посещение библиотек, чтение книг 27 22
Компьютерные игры 46 37
Игровые автоматы 6 5
Активный отдых на природе (походы, лыжные 53 42
прогулки и т. д. )
Посещение ледового дворца 37 30
Тусовки в компании друзей 80 64
Свой вариант 22 18
По результатам, представленным в таблице 4, мы видим, что самыми распространенными способами организации досуга среди учащихся 16 лет (10 – 11 классы) являются: - тусовки в компании друзей,
- активный отдых на природе (походы, лыжные прогулки и т. д. ).
Наименее распространены:
- посещение музеев, выставок.
В результате проведенного анкетирования также было выявлено, что 5% учащихся 16 лет проводят свое свободное время за игровыми автоматами. Тогда как в Постановлении правительства РФ от 15. 07. 2002 г. о «Лицензировании деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений» указано, что несовершеннолетние не имеют права посещать данные заведения, в том числе и играть на игровых автоматах.
Анализируя полученные результаты, мы установили, что:
1) 62 % опрошенных не посещают ни один из указанных ЦДО. Из них основная доля (70% и 82%) – учащиеся в возрасте 15 – 16 лет.
2) Наиболее востребованными ЦДО являются:
– в возрасте 12 – 13 лет – «ДЮСШ»;
– в возрасте 14 – 15 лет – «ДХШ»;
– в возрасте 16 лет – «ДЮСШ».
Наименее востребованы следующие учреждения:
– в возрасте 12 лет – «Патриот»;
– в возрасте 13 лет – «Фортуна»;
– в возрасте 14 лет – «Радуга»;
– в возрасте 15 лет - «Патриот», «Радуга», «Фортуна»;
– в возрасте 16 лет – «ДМШ», «ДХШ», «Патриот»
(невостребованность ДМШ и ДХШ объясняется тем, что к этому возрасту учащиеся, как правило, заканчивают обучение в данных ЦДО).
3) Основными причинами того, что учащиеся не занимаются в ЦДО, являются: среди учащихся 12-14 лет – занятость данных учащихся в кружках и секциях на базе общеобразовательных учреждений, ЦК «Нефтяник» (свой вариант); среди учащихся 15-16 лет – нехватка времени,
- другие способы организации досуга.
3) Самыми распространенными способами организации досуга среди учащихся 16 лет (10 – 11 классы) являются;
- «тусовки» в компании друзей.
Проведя данное социологическое исследование, мы сделали следующие выводы:
1. Основная доля (62%) подростков в возрасте 12-16 лет не занимается в центрах дополнительного образования, что само по себе является тревожным фактором.
2. Для подростков в возрасте 12-16 лет наименее востребованными являются такие центры дополнительного образования, как «Патриот», «Радуга», «Фортуна».
3. Нехватка времени для учащихся 15-16 лет является основной причиной того, что они не занимаются в центрах дополнительного образования.
4. Учащиеся 16 лет также среди причин, влияющих на посещаемость ими центров дополнительного образования, выделяют такие способы организации своего досуга, как общение с друзьями («тусовки»).
5. 5% учащихся 16 лет проводят свое свободное время за игровыми автоматами, что является противозаконным для несовершеннолетних (Постановление правительства РФ от 15. 07. 2002 г. ).
6. Во избежание того, чтобы общение подростков происходило в подъездах или на улицах, т. е. для более организованного проведения досуга подростков данного возраста администрациям центров дополнительного образования рекомендуем:
- учитывать при планировании своей работы все вышеуказанные факты;
- провести анкетирование среди подростков с целью выяснения предпочитаемых ими видов деятельности для того, чтобы расширить возможности привлечения подростков в ЦДО.
Считаем, что результаты проведенного исследования могут быть адресованы управлению образования г. Лангепас, а также администрациям центров дополнительного образования нашего города.
Результаты проведенного исследования выявили круг вопросов, требующих дальнейшей работы по данной теме.
Комментарии