Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Выявление «тайной силы» в некоторых сказах П. П. Бажова

Павел Петрович Бажов (1879-1950) – замечательный уральский сказочник, который написал знаменитую книгу «Малахитовая шкатулка»,(1924-1951) один из самых интересных и своеобразных писателей нашей страны. Он работал в жанре сказов.

«Сказ – жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды; для него характерно сочетание точных зарисовок народного быта и нравов, обличение произвола «хозяев жизни» со сказачно-фантастическим миром фольклорных персонажей” (словарь литературоведческих терминов). В русской литературе существует еще одна разновидность этого жанра: в ней особо подчеркивается ум, работоспособность и талант русского человека. Такие сказы создавал П. П. Бажов.

Изучая его сказы на уроках литературы и культуры Урала, мы говорим, в основном, о главных героях: Даниле-мастере, Степане, Таюшке, Катерине, деде Коковане, Лукерье, о заводских мастерах, поселковых парнишках и многих других.

Кроме главных героев, в сказах П. П. Бажова, изображена еще одна сила. Она существует только в представлениях героев «Малахитовой шкатулки», оказывает существенное влияние на их поведение и судьбы. Герои сказов и сам повествователь называет ее «тайной силой».

Что это за «тайная сила»? Она воплощена в зооморфных персонажах. Поэтому моя тема исследования называется “Тайная сила в сказах П. П. Бажова”.

Тайная сила в уральских сказах

У Бажова во многих сказах в роли сказателя выступает дедушко Слышко, который многими чертами своими, жизнью, особенностями своей речи напоминает того самого Василия Хмелинина, которого Павел Бажов слушал подростком еще до революции на Думной горе близ города Полевского.

Герои сказов – горнорабочие Урала, которым присуща не только любовь к труду, но и крылатая творческая выдумка, и веселая «живинка в деле», что «впереди мастерства бежит и человека за собой тянет». Наряду с этими героями действуют и мифологические: Великий Полоз, Малахитница, Серебряное копытце, чудесные лебеди, дедко Филин, Лисичка-сваха, а также волшебные предметы: каменные губы, рудяные денежки – сугубо горняцкий вариант мотива серебряного блюдечка с золотым яблочком, - стеклянная пуговка, малахитовая шкатулка с украшениями, предназначенная определенному лицу, самодействующая старательная лопатка.

Происхождение довоенных сказов

Из двадцати пяти довоенных сказов «Малахитовой шкатулки» только четыре не содержат в себе фантастических образов: «Марков камень», «Тяжелая витушка», «Демидовские кафтаны» и «Надпись на камне». О сказе «Марков камень» дед Слышко говорит: «Тайности тут нету. Побывальщину эту мне покойный дедушко сказывал». Довоенные сказы Бажова происхождением своим связаны с фольклорными «тайными сказами», отражавшими настроения протеста крепостных людей. В сказах старателей и искателей самоцветов действовали одни фантастические персонажи, у шахтеров – другие. Старательными по преимуществу являются образы Полоза-хозяина золотых месторождений, его дочери-Змеевки, Огневушки-Поскакушки, козлика Серебряное копытце, бабки Синюшки, кошек с изумрудными глазами. Шахтерские образы – хозяйка Медной горы и ее помощницы – волшебные ящерицы. В тех и других сказах участвовали девка Азовка, земляная кошка с огненными ушами. Старатели и шахтеры жили в одном селении, нередко переходили из одной категории работников в другую, поэтому переплетение образов из разных сказов, изменение характера их естественно. Сам Бажов, в девке Азовке видел слияние “кладоискательского” образа хранительницы древних кладов с горняцким, в котором отражалось желание объяснить происхождение драгоценных ископаемых.

Близость “тайной силы” к человеку

«Тайные силы» в сказах близки человеку. Это выражается и в способности их принять человеческий облик. Змей Полоз явился перед детьми Левонтия в обличии «не понашенски одето» мужчины с зелеными глазами, которые «светят, как у кошки, а смотрят по-хорошему, ласково». Бабка Синюшка – старушонка с огромными синими молодыми глазами, причем достойным людям она является как необыкновенно красивая девушка. Человеческое в представителях тайной силы весьма знаменательно: человеческое в мыслях и чувствах, и, прежде всего в оценке явлений общественной жизни, в сочувствии и помощи людям труда, в неприязни к врагам трудового народа. Таким образом, фантастические персонажи, как и положительные герои – люди, которые являются выразителями естественного в человеке, не изуродованном социальным гнетом.

Главный фантастический образ – Хозяйка Медной горы

И с этой точки зрения наиболее примечателен лучший, ярчайший из фантастических образов Бажова – Хозяйка Медной горы, Малахитница. Она действует в сказах: «Медной горы Хозяйка», «Приказчиков подошвы», «Сочневы камешки», «Горный мастер», «Хрупкая веточка», «Таюткино зеркальце» и - не столь очевидно - в «Травяной западенке». Хозяйка является покровительницей творческого труда, мастерства, искусства. Ей ведомы все тайны прекрасного. Перед людьми она обычно выступает в образе сказочно красивой женщины. «Девица красоты неописанной, а брови у нее сошлись и глаза как уголья», - такой видит хозяйку Медной горы приказчик Северьян. Данило-мастер «по красоте да по платью малахитовому сразу ее признал». Увидел Малахитницу Андрюха – и «осталбенел парень – красота какая!» Автор напоминает читателю портрет Тани из сказа «Малахитовая шкатулка» чтобы заметить: Таня «точь-в-точь такая же», как Малахитница. Хозяйка очень живая, подвижная женщина - “уж такое крутое колесо на месте не посидит”, «артуть девка». Могущество Малахитницы сказочно велико. «Легонько эдак рукой помахала» - шахта обвалилась. «Повела рукой, и приказчик по самую маковку зеленью зарос» -окаменел. «Сама» – многозначительно называет дед Слышко из уважения к ней. Хозяйка горы – существо все знающее, по крайней мере, в пределах ее владений. Более того, она проникает в мысли и чувства людей, в их намерения. Только подумал о ней Степан – «глядит, а Хозяйка тут перед ним». С ней всегда может посоветоваться Таня: стоит девушке посмотреть на волшебную стеклянную пуговку, и она видит живую Малахитницу. Ей свойственны все лучшие человеческие чувства. «Любит над человеком мудровать»- говорил о ней дед Слышко. Она всегда справыедлива. Нагрубила ей Катя, но, когда испытана сила любви девушки к Даниле, «Хозяйка улыбнулась светленько и говорит: «твоя взяла, Катерина. Бери своего мастера. За удалость да твердость твою вот тебе подарок» А когда Катя поклонилась: «Прости на худом слове», - сколько горечи и грусти в ответе Хозяйки «Ладно, что каменной сделается. »

Но Хозяйка горы не каменная. Она женщина и умеет ценить душевное тепло и сердечную ласку. Женское в хозяйке почувствовал и Степан. При встрече с ней он “испужался, конечно, но виду не оказывает. Крепится. Хоть она и тайная сила, а всеж таки девка. Ну, а он парень, - ему, и стыдно перед девкой обробеть». Через радости и печали человека, через счастье человеческое и горе проводит ее Бажов. Образ Хозяйки Медной горы глубоко человечен и бесконечно обоятелен. Таня – связующее звено между людьми и Хозяйкой горы, выражающее родство Малахитницы с людьми. Бажов говорил, что «Хозяйка горы стала олицетворением мощи, богатства и красоты недр, которые раскрываются только перед лучшими представителями трудящихся». В сказах «Малахитовой шкатулки Хозяйка прекрасна и величественна. » В ореоле ее красоты и величия предстают те ее черты, которые присущи лучшим людям труда.

Роль “тайной силы” в сказах

Писатель отмечает также, что функции фантастических персонажей в представлениях кладоискателей были очень упрощены и сводились к тому, чтобы не допустить человека к богатству. Изменения характера образов Полоза, Огневушки, бабки Синюшки, превращение их в помощников людей писатель объясняет бытованием сказов в горняцкой среде.

Фантастические образы в сказах Бажова во многом новы и необычны. Опираясь при создании этих образов на фольклорные мотивы, представления, писатель освободил их полностью не только от враждебного отношения к положительным героям, но и снял с них элемент устрашающего.

Сюжетная роль представителей тайной силы в сказах весьма велика. Особенно активна в своем вмешательстве в человеческие дела Хозяйка Медной горы. Это она превратила в «пустую породу» приказчика Северьяна, безжалостно надсмеялась над хозяйским “нюхалкой-наушником” Ванькой Сочнем, искалечила «заграничную барыньку» и подхалима Ераску Поспешая, помогла рухнуть «косому зайцу» Турчанинову. И она же надежная помощница протестующих, борющихся и всех, у кого в душе есть святое зерно таланта. В качестве волшебной помощницы героев и вдохновительницы их выступает Хозяйка в сказочном цикле «Каменный цветок», «Горный мастер» и «Хрупкая веточка».

Тут же роль волшебных пособничков выполняют Великий Полоз, Огневушка-Поскакушка, Земляная кошка, козлик Серебряное копытце, Ермаковы лебеди; от своих коллег в традиционной волшебной сказке они принципиально отличаются до конца последовательной, четкой и ясной классовой природой, классовой определенностью и направленностью действий. Наконец с помощью образов тайной силы выражена устремленность повествователя в будущее. Примером может служить хотя бы образ девки Азовки в сказе «Дорогое имячко»: она, по словам деда Слышко, ждет не дождется, когда же на конец появится продолжатель дела Омельяна Иваныча. С его приходом старый Слышко связывает свою надежду на того, он твердо верит в это: «Помяни мое слово, отнимут!»

Сам факт присутствия фантастических образов в сказах естественен они отражают народные представления того времени, к которому относятся действие сказов. Такова их существенная художественная функция.

Читаешь сказы и удивляешься: как будто про наши места написано! Так, например в сказе «Золотой волос» читаем: « На заплесках озера золото и появилось. Где речек старых и следа нет, золото есть. И все, слышь-ко, чешуйкой да ниточкой, а жужелкой либо крупным самородком вовсе нет. Откуда ему тут, золоту, быть? Вот и сказывают, что из золотой косы Полозовой дочки натянуло”. Известно, что на территории нашего поселка до середины XX века старатели мыли золото у малого пруда, а еще один сторожил обнаружил золотоносную жилу в своем огороде.

Читая сказ «Хрустальный лак» невольно думаешь, что и это про нас Бажов рассказал. По истории ремесел в поселке известно, что жили когда-то здесь братья Деевы, изготавливали тайно (в бане!) подносы железные, расписывали их и покрывали лаком. Прочные были изделия. Но секрет лака братья ни кому не передали. С тех пор в поселке подносов никто не делал. Вот так я открываю для себя удивительного писателя П. П. Бажова.

«Уральские сказы», как называл их автор, были радостным открытием для всех читателей. В этих сказах фантастическое сливалось с реальным, в них происходили необыкновенные события, как и в сказке: добро побеждало зло, вся нечисть отступала перед мужеством и чистой совестью рабочих людей.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)