Справки  ->  Поиск людей  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Виндижевы - старинная кабардинская фамилия.

В определенный момент своей жизни каждый человек задает себе вопрос - кто я, откуда мои корни, чем жили и дышали мои предки. Осознание принадлежности к большому сообществу людей, которые являются родными по крови, придает силы и уверенность в том, что ты тоже живешь не зря. Твои победы и достижения будут предметом гордости для следующих поколений, и это тоже налагает особую ответственность за собственные поступки. Смысл, заложенный в понятие родословия очень многогранно. Толковый словарь русского языка Д. Н. Ушакова дает этому понятию такое определение: «Преемство поколений или систематический перечень поколений одного рода, устанавливающий происхождение и степени родства, генеалогия». Близкое к родословию понятие «генеалогия» (от греч. genealogia - родословная) в том же словаре определяется как «родословная, история рода», а также как «вспомогательная историческая дисциплина, изучающая родословные». Итак, мы определились, что оба интересующих нас понятия: «родословие» и «генеалогия» - близки по сути. Необходимо отметить, что родословие соблюдалось нашими предками не просто так, оно было исторически обосновано. Для начала вспомним главные книги человечества – Коран и Библию. Они рассказывают о происхождении и родстве всех многочисленных народов, населяющих Землю. По традиции наш род ведется от предка мужского пола, и новые ветви в родословной начинаются также по мужской линии. Если просмотреть архивы, то мы увидим, что крайне редко, говоря о мужчинах, употребляли имена жен и вообще писали какие-либо сведения о них. Эта патриархальная традиция досталась нам в наследство от далеких предков, когда роль женщины в семье и в обществе считалась менее значимой, чем роль добытчика, главы семьи.

Приятно осознавать, что уважительное отношение к институту семьи, к непреходящим семейным ценностям в наши дни формируется даже на уровне федеральных государственных программ. 2008 год был объявлен в России годом семьи. Будем надеяться, что в ближайшее время усилия властей и общества объединятся вокруг важнейших вопросов укрепления авторитета и поддержки института семьи, а также базовых семейных ценностей, в том числе и родословия.

Тамги - знаки, выполнявшие самые разнообразные функции: от элементарного знака собственности, наносимого на тело животного, до фамильного герба.

Поколенная роспись

1. Яхья – 1710 г.

2. Тлостан – 1784 г.

3. Даут – 1813 г.

4. Мазан – 1861 г.

5. Асламурза

6. Чарим

7. Бэлла

Виндижевы - старинная кабардинская фамилия. Корни ее уходят вглубь веков вплоть до 12 века. Достоверно известно имя, семья и место жительства основоположника нашего рода. Иногда, по незнанию, говорят, что это чеченская фамилия (там тоже живут однофамильцы - братья). На этот счет существует предание. Давным-давно, когда еще существовала кровная месть, у одного из Виндижевых произошла ссора с представителем очень многочисленной и влиятельной фамилии. Так как этот инцидент ничем больше как кровью нельзя было отмыть, старейшина рода принял решение уходить из Кабарды в Чечню, чтобы предотвратить кровопролитие и сохранить род. Спустя годы Виндижевы вернулись на родную землю, но немногие из них решили остаться в Чечне. От них и пошла чеченская ветвь Виндижевых.

Слово «Вындыжь» ни на каком другом языке не имеет значения, кроме как на кабардинском. Дословно это слово означает «грач» (эта птица имеет иссиня - черную окраску и живет в высокогорье, на пастбищах). Хотя и по этому поводу мнения расходятся, поскольку большинство представителей рода черноглазые, черноволосые, густобровые, с не очень светлой кожей, то считается, что именно особенности внешности легли в основу фамилии. В старину почти все кабардинские фамилии означали особенности представителей рода или в основе лежало имя основателя рода.

Чем именно занимались Виндижевы в те стародавние времена, мы точно не знаем, но достоверно известно, что среди них были искусные кузнецы. Сведения об этом отражены в исследованиях историков, архивах и воспоминаниях старших представителей рода. Причем Виндижевы не только производили какие - то предметы, но и успешно их продавали, что говорит об их природной смекалке. Приведем в пример эпизод из истории, где говорится о «виндижевской кольчуге» (сведения из архива).

«Виндижевская кольчуга» (сведения из архива). Рассказ.

Как - то возвращаясь с горных пастбищ, Адаша Муртазов увидел неподалеку горящее поле. Подъехав к краю поля, он услышал чей-то тревожный крик. Адаша оглянулся вокруг, пытаясь понять, кто взывает о помощи, но никого не увидел. Тут крик повторился и он был такой отчаянный, что Адаша пришпорив коня, не раздумывая, ринулся сквозь стену огня. В этом бушующем огне и темной гари не был виден даже край черкески. Приглядевшись к густым зарослям травы, он увидел маленькую змейку, которая там пряталась. Быстро подцепив змейку, палкой и перекинув ее на загривок своего коня, Адаша выскочил из огня. Положив змейку на землю, он немного отдышался. Вдруг откуда ни возмись, из кустов выползла огромная змея. Адаша подумал, что это, наверное, мама змеёныша и на всякий случай выхватил пистолет. Но, не обращая на него никакого внимания, змея бросилась к своему детенышу. Удивленный Адаша стоял, наблюдая за ними. Когда эта грозная змея двинулась к нему, он подумал, что ему конец, но как настоящий горец решил, что будет стоять за себя до последнего. Однако змея подползла и, посмотрев на Адашу, склонила голову, изображая благодарность, и поманила его за собой. Пораженный увиденным, Адаша даже не сдвинулся с места. Но змея, увидев, что он не идет за ним, вернулась и опять поманила его за собой. Адаша решил пойти за ней. Так и шли они – две змеи впереди, он сзади, пока не дошли до большого холма. Там змея заползла в какую-то дыру. Стреножив своего коня, Адаша пошел за ней. В темноте он увидел какой-то предмет с металлическим блеском. Зацепив его, он вытащил его наружу. Это оказалась кольчуга. Очистив его от пыли, Адаша присмотрелся к нему. Кольчуга была искусной работы, легкая и прочная. Как большой знаток военного обмундирования, он узнал почерк «виндижевских» мастеров. Многим горцам спасали они жизнь в стычках с многочисленными врагами. Там он расстался со змеями и двинулся обратно в путь.

Домой он ехал размышляя о своем удивительном приключении (кому расскажи не поверят!) и змеином подарке -«виндижевской» кольчуге, которая весьма ценилась в то время. Стемнело. Адаша оглянулся вокруг в поисках ночлега. Он почти доехал до вотчины князя Анзорова и решил остановиться там. У Анзоровых вовсю играли свадьбу. Сын Анзорова, встретивший Адашу, заметил усталость путника и предложил сразу пройти в кунацкую подальше от свадебного шума. Слуга Анзоровых принес еду и напитки. После ужина потушив лампаду, слуга пожелал доброй ночи и собрался выходить из комнаты, но тут в темноте увидел металлический блеск. Слуга рассказал сыну Анзорова о каком-то странном предмете в котомке гостя. Глубокой ночью, когда Адаша крепко спал, сын Анзорова пробрался в комнату и увидел, что это «виндижевская» кольчуга восхитительной работы. Быстро сообразив, сын Анзорова забрал кольчугу себе, а на ее место положил старую. Проснувшись рано утром, Адаша заметил подмену. В ярости он выкинул старую кольчугу, вскочил на коня и помчался домой.

На третий день только добрался до дома Адаша, уставший голодный и бледный. Заметив это, старший брат спросил, в чем дело. Тут Адаша рассказал про свою удивительную находку и как ее потерял. Старший брат заверил Адашу, что кольчуга не пропадет.

Через месяц братья поехали к Анзоровым. Узнав ,что хозяина нет дома, они направились в лес, где по словам слуги он охотился. Сын Анзорова, увидев братьев испугался. Но увидев дружелюбные лица братьев, успокоился и предложил поохотиться вместе. Вежливо отказавшись, брат Адаши лишь попросил одолжить ему на время охоты серебряный шлем Анзорова. Забрав шлем, братья удалились. Согласно задуманному братьями плана, Адаша в шлеме поехал к Анзоровым. Вышедшей навстречу хозяйке дома, они сказали, что хозяин попросил привезти ему свою кольчугу, которую он обычно одевает с серерянным шлемом.

Так хитростью братья вернули себе «виндижевскую» кольчугу. С тех пор эта кольчуга хранилась у Муртазовых.

Также очень широко были известны ножницы для стрижки овец. Вот цитата из книги «Крестьянские промыслы в Кабарде и Балкарии».

«Во второй половине XІX - XX вв. в Кабарде и Балкарии насчитывалось до 40 кузнецов, изготавливающих ножницы. Но наиболее известными среди них были Виндижевы (Асхад и Гиса из Сармакова, Бекмурза и Мухаиб из Кызбуруна ІІ). Ножницы для стрижки овец были известны в Кабарде и Балкарии как «Вындыжь лэныстэ» («Виндижевские ножницы»). Их производство было настолько значительным, что они обеспечивали всю Кабарду и Балкарию и даже частично Карачай и Кубанскую область. Мастера других сел, которые от случая к случаю делали ножницы, вынуждены были прекратить их изготовление, так как население предпочитало «Виндижевские» ножницы. Виндижевы работали на заказ, для скупщиков и для рынка. Заказчики из Кубанской области Карачая, а также скупщики, иногда заказывали этим мастерам сразу 30 - 50 и более ножниц. » Оригинальные ножницы хранятся во многих семьях Виндижевых до сих пор - как раритеты и как память о предках - умельцах. Также эти ножницы представлены в Государственном музее КБР.

Спокойство, размеренность и рассудительность отличает мужчин Виндижевых в мирное время. Но в неспокойные времена, в войну они не остались в стороне. Многие из них сложили головы на поле битвы. Многие прошли через всю войну до самого Берлина и вернулись домой победителями. Хочется рассказать о некоторых из них.

Виндижев Хасан Чаримович - (в честь Чарима назвали отца Бэллы) - родился 8 августа 1917 года. В 8 лет закончил медресе. После 7 класса сельской школы поступил в Ленинскую школу. Затем начал работать учителем в школе. В 1940 году призван в армию. Там же встретил войну, которую прошел с первого дня и закончил на вершине рейхстага, где, по его словам, он совершил обеденный намаз и где увековечил на стенах свою фамилию. Имеет множество наград и орденов, среди которых Орден Красного Знамени, Орден «За взятие Берлина» и т. д. В мирное время занимал различные руководящие должности в сфере образования. Удостоен Орденом Ленина, заслуженный учитель РСФСР и КБАССР.

Виндижев Хажмуса Нухович 1923 года рождения, участник Великой Отечественной войны, прошел всю войну с первого дня до победного салюта. Имеются многочисленные награды и медали за освобождение городов Европы, дошел до Берлина. Имел боевое ранение. После войны 40 лет проработал в дорожно-хозяйственной службе Зольского района, ветеран войны и труда.

Виндижев Коля Алиханович прошел всю войну до Берлина. Учавствовал в битве на Курской дуге, где получил ранение. За освобождение Кенигсберга получил медаль «За отвагу». Имел семнадцать «Почетных грамот Верховного Главнокомандующего», медали «За оборону Кавказа», «За взятие Берлина», «За освобождение Варшавы» и т. д. «Орден Отечественной войны» 2-й степени. До войны, в 1939 году за 1-ое место в соревновании звеньевых, Коля Алиханович удостоился Почетной грамоты и памятным подарком, который вручали в Москве на ВДНХ.

В послевоенное время не только мужчины рода Виндижевых отличились хорошей работой на благо родного села и республики.

Виндижева Хуарча руководила передовым звеном, за что удостоена Почетной грамоты ЦК ВЛКСМ, была депутатом Верховного Совета КБАССР, затем была руководителем птицеводческой фабрики, вела активную общественную жизнь.

Боевую славу наших предков продолжил Виндижев Ризуан Хажмусович, 1965 года рождения, который проходил службу в составе ограниченного континента Советских войск в Афганистане в 1983 – 1985 годах. Прошел все ступени службы от рядового до командира взвода. За успешное выполнение поставленных боевых задач награжден медалями «За боевые заслуги », «Жукова». В настоящее время работает заместителем главы Администрации Зольского района.

Представители рода сегодня

Виндижев Николай Лолевич - доктор технических наук, профессор, преподаватель КБГСХА. Родился в 1939 году. После школы окончил Самарский сельскохозяйственный институт, затем проходил аспирантуру в Краснодарском НИИ масличных растений. Имеет множество научных и учебно - методических работ. Живет и работает в Нальчике.

Виндижев Муаед Хасанбиевич. Начальник ФБУ СИЗО-1 УФСИН России по Кабардино - Балкарской Республике, полковник внутренней службы. Образование – высшее юридическое. Родился 09 июня 1956 года, в с. Кызбурун - 2, Баксанского района, КБАССР. С 1974 года по 1976 года служил в Вооруженных силах. В феврале 1977 года связал свою жизнь со службой в органах внутренних дел и уголовно - исполнительной системы. Прошел путь от старшего контролера СИЗО-1 ОИТУ МВД КБАССР до начальника колонии. С декабря 1995 года по апрель 2006 год являлся руководителем колонии - поселения № 5. В апреле 2006 года назначен начальником отдела тылового обеспечения, затем начальником оперативного отдела УФСИН России по КБР. С апреля 2007 года возглавляет Следственный изолятор №1 УФСИН России по КБР. Награжден ведомственными медалями и наградами.

Виндижев Замир Николаевич - кандидат технических наук, преподаватель.

Виндижева Любовь Хусеновна - заслуженный журналист КБР. Отдала журналистике более 30 лет, большую часть из которых проработала главным редактором районной газеты «Зольские вести.

Виндижева Мария Колевна. Свою трудовую деятельность Виндижева Мария начала после успешного окончания филологического факультета русско - кабардинского отделения КБГУ учителем русского языка и литературы с 1978года.

С 1995 года Мария Колевна перешла на работу в Гостелерадиокомпанию КБР редактором. С 2007 года стала ведущей программы ГУ «ВТК Кабардино-Балкария».

В студенческие годы активно участвовала в литературном кружке знаменитого критика КБР, доктора филологических наук, профессора Мусарби Сокурова и проявила свой талант.

В 1970 году от кружка - Виндижева была направлена на республиканский конкурс «Молодые голоса», где заняла первое место.

В 2002 году за лучшую журналистскую работу было присвоено звание лауреата премии Администрации г. Нальчика.

В 2003 году за большой вклад в развитие культуры КБР и в связи с 300-летием Российской печати была награждена Почетной Грамотой Министерством культуры КБР.

В 2009 году за развитие родного языка и приобщения детей к материальной и духовной культуре народа была награждена Почетной Грамотой Министерством образования и науки КБР.

В 2006 году Ассамблеей народов России и национальным Артийским Комитетом за большой вклад в укреплении дружбы народов Кавказа была награждена золотой медалью и Дипломом.

В издательском центре «Эль - Фа» вышел сборник песен «Дорога детства», где собрано 56 наиболее полюбившихся детских песен. Министерство образования и науки КБР одобрило и рекомендовало его как учебное пособие для уроков пения в общеобразовательных и дошкольных учреждениях КБР.

В 2009 году в книге «Антология кабардинской поэзии» включены стихи Виндижевой М. К. в переводе на балкарский язык поэтом С. С. Гуртуевым.

В июне 2010 года в издательском центре «Эль - Фа» вышел сборник стихов «Жизнь моя - песнь моя». Стихи поэта - песенника Виндижевой М. К. печатаются в журналах «Эльбрус», «Литературная Кабардино - Балкария», «Нур», перспектива и др. На стихи Виндижевой М. К. написаны свыше 160 песен композиторами КБР - А. Дауровым, З. Жириковым, Б. Кабардоковым, З. Зарамышевой и другими композиторами. Песни, которые стали любимыми в народе в репертуаре ведущих артистов КБР.

В Золотом фонде Гостелерадиокомпании КБР хранятся свыше 100 музыкальных произведений на стихи Виндижевой М. К. Стихи поэта - песенника М. Виндижевой - это повествование не только о любви и дружбе - это поэтическая картинка детской Доброты и красоты родной земли.

Виндижева Мадзера Кадировна - кандидат химических наук, доцент кафедры неорганической и физической химии КБГУ. Родилась 20 апреля 1973 года в с. Сармаково, Зольского района КБАССР. Окончила Сармаковскую среднюю школу №2 с золотой медалью. В 1991 году поступила на химическое отделение химико-биологического факультета КБГУ. В 1996 году окончила химический факультет КБГУ с отличием.

В 2000 году успешно защитила кандидатскую диссертацию в Институте высокотемпературной электрохимии Уро РАН, г. Екатеринбург.

Имеет стаж работы вузовского работника от ассистента до доцента. Является руководителем и участником выполнения различных инновационных проектов. Активный участник научно-исследовательской работы и общественной жизни кафедры и факультета.

На протяжении всего этого периода является руководителем студентов, бакалавров и магистрантов при выполнении курсовых, квалификационных работ и магистерских диссертаций.

С 2009 года возглавляет профбюро химического факультета КБГУ. Имеет более 70 научных и учебно-методических работ.

Область научных интересов: высокотемпературная электрохимия ионных расплавов; электрохимический синтез перспективных наноматериалов функционального назначения на основе редкоземельных металлов и др.

Мои близкие люди – прадед и прабабушка Виндижевы Асламурза и Кабза. Асламурза Мазанович во время войны был тружеником тыла. Всю жизнь проработал в родном колхозе.

Мой дедушка - Виндижев Хамидбий Асламурзович родился в 1941 г. Закончил Ростовскую Художественную Академию. Служил в Морском Флоте. Работал в системе потребкооперации.

Мой папа - Виндижев Чарим Хамидбиевич родился в 1966 году. Закончил Всероссийскую Сельскохозяйственную Академию им. Тимирязева в Москве. Созданное им винодельческое предприятие имеет множество золотых медалей и дипломов, полученных на Международных конкурсах в Москве, Сочи. А в этом году на выставке »Продэкспо - 2010» за высокое качество выпускаемой продукции предприятие удостоено высшей награды - Гран-при. Как руководитель и как меценат Чарим Хамидбиевич тоже неоднократно награжден разными медалями и дипломами. В частности, медалью и дипломом «За большой вклад в сохранение национальной самобытности и укреплении единства России», золотой медалью с присвоением Почетного звания «Лауреат конкурса «Лица года - 2008».

Представители рода Виндижевых в настоящее время живут не только в России, но и за рубежом в Сирии, Франции, США, Германии. В 19 веке, в числе многих покинувших свою Родину черкесов, некоторым нашим предкам пришлось уехать в Турцию.

По – разному, сложились их судьбы. Но, несмотря на то, что их разбросало по миру, зов родной земли и предков привел их домой. Они стараются почаще, приезжать на Родину, видеть своих родственников. Любовь к своей далекой Родине подчеркивается ими тем, что они сохранили свой язык. Эти люди, родившиеся на чужой земле, свободно и чисто разговаривают на кабардинском языке. Испытываешь большое уважение и трепет к этим людям за это, ведь кабардинский язык им в Америке или в Германии нигде не нужен. И когда сталкиваешься с тем, что у нас в Кабардино-Балкарии дети не знают своего родного языка встает вопрос: действительно ли мы любим и уважаем свой язык и традиции.

Мустафа - живет в США в Нью - Джерси. Имеет двух сыновей и дочь. Самым своим большим достижением в жизни он считает, что смог всем своим детям дать университетское образование. Старший сын Мухадин работает в Генеральном конструкторском бюро НАСА инженером - механиком (работа является секретной). Сын Муазин работает полицейским в Нью - Йорке. Дочь Мыхьэ работает в фармацевтической компании биологом, испытывает новые лекарства. Также она работает в мэрии родного города и является одним из шести заместителей. Эта должность является выборной и она очень гордится тем, что работает третий срок подряд. Субхьи – живет в Страсбурге. Единственная дочь работает в фармацевтической сфере.

Творческое отношение к любому делу, острый ум и смекалку передали нам в наследство наши далекие предки, которые одинаково умело, обращались и с молотом и наковальней, и с кинжалом и автоматом в неспокойные времена. Верой и правдой они служили и служат родному Отечеству и государству. И я – Виндижева Бэлла Чаримовна – постараюсь быть достойной своих предков и продолжать их добрые традиции.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)