Отдых  ->  Хобби  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Вышивка крестом, изготовление панно «Сирень»

История возникновения вышивки

Искусство вышивания возникло с первым стежком, сделанным руками первобытного человека при шитье одежды из шкур животных. Материалом для вышивки в разное время служили жилы животных, натуральные или окрашенные нити льна, хлопка, конопли, шёлка, шерсти, волосы, тонкая золотая и серебряная проволока, а также бусы, бисер, драгоценные камни, жемчуг, ракушки, монетки.

Переход от каменного и костяного шила к костяной, а потом к бронзовой и стальной игле способствовал возникновению новых способов вышивания. Наиболее древними вышивками считаются изделия, найденные в Китае, которые были выполнены мастерицами в веках до н. э. Вышивки представляли собой шёлковые ткани, украшенные узорами из золотых и серебряных нитей, волос, и шёлка - сырца.

В нашей стране вышивка тоже имеет древнюю историю. Ею украшали одежду, обувь, конскую сбрую, жилище, предметы быта.

Русские женщины прекрасно владели искусством вышивки и отражали в своих работах старинные обычаи и обряды. Особенно хорошо развивалась техника вышивания крестом, так как он даже в языческой Руси считался оберегом. Наши предки верили, что вышитые ими изделия защищают самого человека и его дом от нечистой силы, сглаза и порчи.

В дохристианской Руси вышивкой украшали занавеси, покрывала, полотенца, скатерти, простыни, а также рубахи, сарафаны, головные уборы. На Алтае при раскопках Пазырыкских курганов были обнаружены тканые, вышитые и украшенные аппликациями ковры, сёдла, чепраки, одежда и обувь знатных скифов. Учёные относят эти изделия к векам до н. э.

С конца века, с принятием христианства, вышивка на Руси приобрела новое значение. И с этого времени поверье о защитной силе вышитых крестом вещей только укрепилось.

Одна из первых школ вышивания была открыта сестрой Владимира Мономаха великой княжной Анной-Янкой в Киеве, в ею же основанном женском монастыре во имя св. ап. Андрея Первозванного. Девушек там обучали грамоте, пению, мастерству вышивания шёлком, золотыми и серебряными нитями. На протяжении многих столетий руками русских мастериц было создано немало пышных растительных орнаментов и узоров.

Девушки из знатных семей считали вышивку развлечением, способом занять себя. Они могли участвовать в светской беседе с гостями или приглашённым женихом, не прекращая работы над вышивкой. Для крестьянских девушек вышивание было необходимым занятием. Девочка, едва взяв иглу в руки, уже начинала готовить себе приданое: постельное и нижнее бельё, полотенца, скатерти, подзоры, праздничную и будничную одежду. Заблаговременно готовились и вышитые подарки, предназначенные родственникам жениха. Перед свадьбой приданое выставляли на всеобщее обозрение, чтобы родственники жениха могли по достоинству оценить мастерство юной невесты.

Среди наиболее часто используемых рукодельницами техник и швов можно назвать счётную гладь, крест, козлик, косичку, мережку. В вышитых узорах и рисунках часто встречались женские фигуры, цветущие деревья, змеи, птицы, кони и даже лягушки. На одежде вышивка обычно вилась по подолу, краю рукавов, вороту, вдоль разрезов и швов.

С конца века вышивание стало профессией. В России появились первые мастерские вышивального искусства.

Для русской вышивки характерны мотивы геометрического и растительного орнаментов, подчёркивающих край одежды. На полотенцах и подзорах вышивались изображения фантастических растений, птиц и зверей. Среди русских вышивок широко известны владимирский верхошов, мстерская белая гладь, крестецко-валдайская строчка, калужская цветная перевить, орловские списы и бранки, нижегородские гипюры и многие другие техники.

Мы не устаём восхищаться прекрасными вышивками, в которых слились воедино самобытность и мастерство, неповторимость и разнообразие узоров. Многие из этих произведений декоративно-прикладного искусства хранятся в музеях. Современные мастера многому научились, черпая из сокровищницы народного наследия. Они принесли в искусство вышивания свои навыки и секреты, новые узоры.

Вещи, украшенные вышивкой, всегда считались ценным подарком на Руси и имели особую значимость. Нарядную рубашку невеста дарила жениху. Отцу, брату или дяде можно было преподнести вышитую ладанку или кисет для табака. Сестре или подруге барышня из образованного сословия могла подарить сделанную собственными руками закладку в книгу, обложку для дневника или альбома или носовой платочек с нежным узором. Будущему крестнику женщина вышивала нарядную крестильную сорочку, которую тот хранил всю жизнь.

Мастерица вкладывала душу в своё изделие, она готовила подарок для конкретного человека, думала о нём в процессе работы, и вещь со временем наполнялась особой положительной энергетикой. Поэтому человек, получавший в подарок вышитый предмет, испытывал глубокую благодарность к дарителю. Нередко с виду безделица, подаренная любимой, хранилась как оберег, талисман.

В последние годы искусство вышивания вновь стало популярным. На стенах квартир и коттеджей можно увидеть прекрасные вышитые картины – пейзажи, натюрморты, портреты. Праздничный стол во многих семьях до сих пор принято накрывать вышитой скатертью, а кухонные полотенца и занавески с мережками создают уют и праздничное настроение в доме.

Все эти, а также многие другие вещи могут послужить прекрасными подарками по случаю разных праздников и юбилеев. Чтобы украсить вещь вышивкой, нужно совсем немного: знание основных навыков её выполнения, материалы и инструменты, а главное – хорошее настроение и искреннее желание.

Ножницы

Подготавливая ножницы к работе, вам надо обратить внимание на их состояние: лезвия должны быть хорошо заточены, а кольца плотно сомкнуты. Желательно иметь несколько ножниц разных размеров.

Для раскроя ткани понадобятся большие ножницы, для обработки края изделия и разрезания мотков мулине – средних размеров, а для обрезания ниток непосредственно при работе над вышивкой нужны маленькие ножницы с загнутыми концами. Пригодятся ещё и маленькие маникюрные ножницы, длина лезвий которых не превышает 6 – 10 см. они нужны для устранения брака, допущенного при вышивании, а именно для подрезания и выдёргивания нитей при распарывании неудачно выполненных швов. Можно использовать ножницы Gamma, у которых кончики легко разрезают ткань, не заминая краёв, а режущие поверхности сходятся идеально.

Ножницы, предназначенные для вышивания, не должны использоваться вами для других домашних дел, чтобы они всегда оставались острыми. Надо помнить, что быстрее всего ножницы могут затупиться, если резать ими бумагу.

Напёрсток

Наперсток служит для защиты среднего пальца правой руки от уколов иглой и помогает делать чёткие проколы при вышивании на плотной ткани. Он может быть металлическим или пластмассовым.

Обычный напёрсток представляет собой металлический колпачок, на верхушке которого выполнены специальные углубления, не позволяющие игле соскальзывать при проталкивании её через ткань.

Напёрсток может показаться вам лишним приспособлением, но, как только вы приобретёте определённую скорость вышивания, поймёте, что он надёжно предохраняет от уколов средний палец правой руки. Если вы используете при вышивании пяльцы, напёрсток может и не потребоваться, кроме случаев работы с плотной тканью. Зато он будет вам просто необходим при обработке краёв готового изделия.

Кроме обычно, так называемого глухого напёрстка, существуют напёрстки – кольца и сквозные напёрстки. Если вы не хотите расставаться с длинными ногтями, можно приобрести специальный напёрсток с прорезью для ногтя.

Покупая напёрсток, подбирайте его строго по размеру вашего пальца, чтобы он сидел плотно и не соскальзывал во время работы.

В последнее время в продаже появились импортные напёрстки с намагниченной верхней частью. С их помощью очень легко подхватывать иглу в процессе вышивания.

Известно, что туго натянутая ткань значительно облегчает работу над вышивкой. Вы можете натягивать её в руке при помощи указательного пальца, но это требует большого опыта и не очень удобно в работе.

Большинство рукодельниц вышивают, используют пяльцы – приспособление, в котором ткань находится в расправленном состоянии, что предохраняет вышивку от стягивания.

Имя автора этого гениального изобретения затерялось в веках. Пяльцы были известны ещё в Древней Греции и широко использовались нашими мастерицами во времена языческой Руси. Интересно, что внешний вид круглых пялец за многие века совсем не изменился.

Надо знать, что эти приспособления могут быть круглыми и прямоугольными, деревянными и пластмассовыми.

Круглые пяльцы состоят из двух обручей с небольшой разницей в диаметре. Наружный их диаметр колеблется от 12. 5 до 25см. Меньший обруч покрывают тканью, а больший надевают сверху таким образом, чтобы ткань хорошо натянулась. Некоторые пяльцы оснащены специальным винтом, с помощью которого можно сильнее натягивать и закреплять ткань.

Прямоугольные пяльцы представляют собой две продольные и две поперечные планки толщиной 4 – 5см. На каждой планке в обоих краях сделаны отверстия: два круглых сверху и два продолговатых сбоку. В продолговатые свободно входят продольные линейки, которые тоже снабжены несколькими круглыми отверстиями.

В конструкцию прямоугольных пялец входят также две небольшие планки с круглым сечением и четыре заостренных колышка, которые плотно входят в отверстия линеек и планок. К планкам вы должны прибить полоски плотной ткани шириной не менее 10 см и пришить к ним противоположные стороны ткани – основы, предназначенной для вышивки.

При сборке пялец вы должны помнить, что ткань следует натягивать постепенно и равномерно. Конечно, вам может показаться сложной настройка прямоугольных пялец, но они просто незаменимы при вышивании значительных по размеру картин. Большинство прямоугольных пялец имеют ещё и удобную подставку. Если вы купите именно такие пяльцы, ваши руки будут свободными, и процесс вышивания заметно ускорится.

То же самое произойдёт, если вы приобретёте напольные пяльцы, которые позволяют менять угол наклона вышиваемого изделия. В этом случае обе руки тоже будут свободны для работы над вышивкой. Вы быстро научитесь работать, задействуя обе руки и не делая лишних движений. При этом ваша правая рука должна находится сверху вышивки, а левая – под ней. Правая рука вводит иглу сверху, левая – выводит снизу. Опытные вышивальщицы умудряются совершать подобные манипуляции на пяльцах без подставок и держателей.

В специализированных отделах и магазинах появились в продаже пяльцы, выполняющие функцию художественной рамы. Их наружный обруч выполнен из современного эластичного материала. Такие пяльцы необходимо подбирать под размер будущего изделия. Форма рам может быть любой: круглой, овальной, квадратной, шестигранной и т. д.

Вы должны знать ещё об одном виде пялец, который появился сравнительно недавно. Эти пяльцы называются « Q – shap » и представляют собой прижимные рамки. Пользоваться ими совсем не сложно. Они состоят из прямоугольной рамы и специальных цилиндрических зажимов, с помощью которых натягивается ткань.

Подобные прижимные рамки для вышивания изделий разных размеров можно изготовить самостоятельно из пластиковых трубок, половинки которых будут плотно прижимать ткань сверху.

При вышивании с помощью пялец может возникнуть деформация ткани – основы. Чтобы этого не случилось, вы должны после завершения ежедневной работы над вышивкой вынимать её из пялец. При работе с тонкой тканью типа батиста следует быть особенно внимательными, чтобы при натягивании ткани в пяльцах не порвать и не деформировать её.

Маленькие хитрости:

если вышивка делается на узком или очень маленьком кусочке ткани, к краям ткани – основы можно подшить вспомогательную ткань, чтобы изделие было удобно заправлять в пяльцы;

если ткань в круглых пяльцах натянута слабо, внутреннее кольцо можно обернуть вспомогательной тканью и снова заправить ткань – основу.

Иглы, распарыватель и другие приспособления

Для работы над вышивкой вам необходимо приобрести набор швейных и штопальных игл. При их подборе всегда следует учитывать вид ткани – основы. Так, для вышивания на тонких тканях нужны тонкие иглы с круглым ушком, на льняных и более плотных тканях – толстые длинные иглы с длинным ушком. Все вышивальные иглы должны быть хорошо отшлифованными, но не всегда острыми. Для вышивания крестом на специальной основе следует использовать иглы с тупыми концами и длинным ушком. Острая игла может повредить нить ткани – основы или нить мулине в готовом крестике. Тупая игла бережно раздвинет волокна ткани и протянет нить так, как требуется. Длинное ушко нужно для того, чтобы вставлять в иглу нить в несколько сложений. Хорошо зарекомендовали себя вышивальные иглы Gamma.

Опытные вышивальщицы рекомендуют для работы крестом использовать гобеленовые иглы. Особенно хорошо подойдут иглы длиной до 3 см с номерами 22, 24, 26 и 28.

Для вышивания узора на ткани, закреплённой в напольной или настольной раме, очень удобны двусторонние иглы с двумя концами. Одна рука может находиться с изнаночной стороны вышивки, другая – с лицевой. Не надо перемещать руку с одной стороны вышивки на другую, поэтому рука меньше устаёт и экономится время.

Для хранения игл в продаже имеются специальные контейнеры. Очень удобен контейнер с магнитным держателем. В нём иглы надёжно защищены от повреждений и поломок.

Маленькие хитрости:

чтобы процесс вышивания был не очень утомительным, вы можете вдеть нити нужного оттенка сразу в несколько игл;

ржавые иглы можно зачистить, многократно вкалывая их в мешочек, туго набитый сухими опилками;

сломанные иглы выбрасывайте сразу, а оставшиеся в работе постоянно пересчитывайте, чтобы случайно не уколоться потерявшейся иглой.

При распарывании неправильно выполненных швов часто используют маникюрные ножницы. Но для выполнения этой работы существует небольшой острый предмет, похожий на маленький нож, который называется распарывателем. С его помощью нить можно легко приподнять над тканью и обрезать.

Нитковдевателем называется петелька из тончайшей проволоки, закреплённая на небольшой ручке. Нить мулине вдевают в петельку и вместе с ней протаскивают через ушко иглы.

Кроме перечисленных инструментов и приспособлений, вам понадобятся: планка с отверстиями для удобства размещения нитей, лупа и сантиметровая лента для правильной разметки отреза ткани.

Чтобы сделать планку для мулине своими руками, отрежьте от листа плотного картона полосу шириной 7. 5 и длиной 10 см. в нижней части картона пробейте отверстия с помощью дырокола. Затем нарежьте нити мулине длиной 30. 5 или 51 см, пропустите их через отверстия с верхней стороны планки и подпишите номера цветов. Это простое приспособление поможет вам быстро найти нить нужного оттенка, то есть значительно ускорить процесс работы. В готовые наборы для вышивания крестом планка, как правило, входит.

Счётные схемы

Вы подготовили необходимые инструменты, продумали, какой должна быть вышивка, которую планируете создать. Теперь вы должны выбрать подходящий рисунок. Вернее, это не рисунок, а счётная схема для вышивания какого – либо узора крестом. На ней все цвета отмечены условными значками, которые расшифрованы в приложении к схеме. Иногда готовые схемы представляют собой цветные рисунки, состоящие из маленьких квадратиков, цвет которых точно соответствует цвету ниток и обозначен номером.

Вы можете изменять цветовую гамму оттенков в процессе работы над вышивкой, но делается это лишь при условии, что выбранный вами рисунок не очень сложен. Если же в схеме не менее 40 оттенков, вам не удастся перевести её в другую цветовую палитру, иначе желаемый результат не будет достигнут.

Маленькие хитрости:

сделайте ксерокопию схемы, чтобы не переживать за её сохранность, так как процесс вышивания может быть длительным;

при работе старайтесь отмечать в счётной схеме те участки, которые вы уже заполнили вышивкой, чтобы не запутаться в счёте.

В настоящее время практически любой рисунок с помощью компьютера можно превратить в схему для вышивания.

Существует множество готовых счётных схем, разработанных на компьютере.

Выбор ткани и нитей

Настало время определиться с выбором ткани для вышивки и подобрать нити согласно цветовой гамме счётной схемы узора, орнамента или сюжетного рисунка. Если вы собираетесь украсить вышивкой уже готовое изделие или раскроенное платье, блузку, сарафан, полотно для скатерти или полотенца, то должны внимательно рассмотреть ткань, предварительно ознакомившись с некоторыми рекомендациями.

Если вы хотите украсить вышивкой полотенце, скатерть или салфетку, то приобрести ткань нужного цвета, размера и фактуры можно в специализированном магазине. Для этих изделий подойдут любые хлопчатобумажные, льняные и штапельные ткани. Наиболее популярно льняное или суровое полотно, так как переплетения его нитей хорошо видны, а серый и белый цвета – самый лучший фон для любой вышивки.

Не забывайте, что вышивать крестом удобнее на прочной ткани, которая имеет одинаковую толщину долевой и изнаночной нитей. Лучше всего структура ткани видна при полотняном переплетении. На ней вышивка крестом возможна без помощи канвы.

Если ткань тонкая и гладкая, она не годится для счёта при вышивки крестом. В этом случае вам необходимо приобрести канву, которая будет играть роль трафарета. Её вам следует закрепить на том участке, где вы планируете сделать вышивку крестом. Когда закончите работу, нити канвы можно будет без труда удалить.

В последнее время в продаже имеется несколько видов канвы, которые предлагают иностранные фирмы – производители. Современная канва оптимальна при вышивке любого узора, картины или орнамента. В зависимости от вида желаемого изделия вы можете подобрать специальную ткань с широким квадратным переплетением нитей, которые можно использовать не только как канву, но и как основу для вышивки.

Среди исконно русских тканей с квадратным переплетением нитей можно назвать несколько. Так, для скатертей, салфеток, дорожек и занавесок, кроме уже упомянутого льна и сурового полотна, применяли редину. Для изготовления панно или коврика вы, как и древние мастерицы, можете использовать рогожку, мешковину, холст, бортовку, шерсть или драп.

Можете приобрести современную ткань для вышивания « Aida », изготовленную из 100 % - ного хлопка, или « Aida Gamma », не уступающую по качеству зарубежным образцам, но более доступную по цене, произведённую в России. Она очень удобна для вышивания крестом, так как имеет квадратное переплетение: 4 нити в утке и 4 нити в основе, места ввода иглы хорошо видны.

Для основы несложной вышивки на небольших изделиях идеально подходит ткань « Aida » № 11 или « Gamma » К – 03 ( в 10 см – 43 клетки ), К – 05 ( в 10 см – 41 клетка ). Из неё вы можете создать красивые скатерти, обложки для книг, салфетки.

Существует ещё несколько видов тканей с равномерным переплетением. « Davosa », « Dublin » и « Sulta » пользуются наибольшим спросом у мастериц.

Изделия из хлопкового полотна « Davosa », состоящего из многократно скрученных нитей, обладают особой прочностью и долговечностью. Из этой ткани получатся прекрасные вышитые косметички, сумочки, кошельки, небольшие салфетки, скатерти с каймой и обложки для книг.

Если вы хотите создать диванную подушку, небольшой коврик или вышитый крестом гобелен, вам просто необходимо приобрести специальную жёсткую канву « Stramin », представляющую собой прочное полотно с особым типом плетения нитей.

Ткани – основы для вышивания бывают самых разных цветов и оттенков: чёрного, белого, красного, бежевого, голубого и других. При выборе ткани не забывайте, что основа должна гармонировать с цветовой гаммой всей вышивки.

Внешний вид вышитого изделия будет зависеть от выбора не только ткани – основы, но и нитей – скрученных натуральных ( льняных, конопляных, хлопчатобумажных, шерстяных, шёлковых ), синтетических и смешанных волокон.

Запомните, что для вышивания крестом лучше всего тонкие шерстяные и хлопчатобумажные нити, в том числе и традиционное мулине. При выборе нитей следует соблюдать одно условие: их толщина обязательно должна соответствовать толщине ткани – основы.

При изготовлении вышитых крестом изделий чаще всего используется хлопчатобумажное мулине. В магазинах вы найдёте большой выбор нитей отечественных и зарубежных производителей.

Мулине производства Петербургского прядильно – ниточного комбината им. С. М. Кирова имеет несколько существенных недостатков, среди которых в первую очередь следует назвать разнотон в окраске нитей одного артикула, но в разных партиях. Кроме того, нити махрятся и часто путаются при работе над вышивкой, а мулине красного цвета иногда линяет.

Положительными качествами этих нитей считаются прочность, ровная фактура и обозначения на этикетках номеров, что значительно облегчает подбор мулине по цвету.

Нити марки « Gamma » отечественного производства также доступны всем. Они заслужили хорошую репутацию среди рукодельниц благодаря своей стойкой и яркой окраске и ровной, гладкой фактуре. Мулине этой фирмы прочнее, что очень важно при работе с острыми иглами, и не запутывается в процессе вышивания.

Как и зарубежные фирмы – производители мулине, « Gamma » выпускает карту цветов своих нитей. 4аждому цвету или оттенку соответствует определённый номер. Подобной маркировкой мулине по цветам очень удобно пользоваться при подборе нитей при вышивке.

Иногда для вышивки используют синтетические или выдернутые из ткани или цветной тесьмы нити. Чтобы нить во время работы не путалась и не махрилась, её длина должна превышать 50 см. подбирать нити по цвету желательно при дневном освещении, так как электрический свет искажает их цвет.

Приобретая нити отечественных производителей, вы не должны забывать о проверки прочности их окраски. Для этого опустите нить в горячую воду, слегка намыльте её и пропустите через сложенную вдвое белую ткань. Если на ткани будет виден цветной след, опустите в воду все нити, намыльте их и оставьте на 15 минут. Затем прополощите в нескольких водах, причём при последнем полоскании не забудьте добавить 2 % - ный уксус ( 1 столовая ложка на 1 стакан воды ). Можно прокипятить нити в уксусном растворе в течении 5 минут.

Большой популярностью у вышивальщиц разных стран пользуется мулине таких марок, как DMC ( Франция ), Madeira ( Германия ), Anchor ( Англия ), Ariadna ( Польша ). Нити этих фирм обладают высоким качеством и широкой палитрой цветов и оттенков.

Мулине производства всех названных фирм имеет гарантированное качество окраски. Нити не выгорают на солнце, не махрятся и не скручиваются. Кроме того, цветовая гамма мулине достаточно широка и позволяет без труда подобрать любой оттенок того или иного цвета.

При подготовке нитей к работе вы должны знать, что стандартную пасму мулине составляют 7 – метровая нить в 6 сложений. Вы сами выбираете количество нитей для каждой конкретной вышивки ( в 1, 2, 3 и 4 сложения ). При оптимальной длине нити в 40 – 50 см крестики будут получаться аккуратными и ровными.

Выберите и отделите из своего запаса нитей те, которые понадобятся вам в работе над изделием. Каждый оттенок нити положите в отдельный конвертик или пакетик, на котором укажите их номер и соответствующий каждому оттенку символ.

Основы техники вышивки крестом

Простой крест

Это самый простой из всех известных счётных швов, поэтому именно с него начинается освоение техники вышивания крестом. Простой крест состоит из двух стежков, перекинутых один через другой крест – накрест. Вначале вы должны протянуть нить из нижнего левого угла в верхний правый угол, а затем из нижнего правого угла в верхний левый.

Удлинённый крест

Удлинённый крест хорошо подходит для быстрого заполнения фона. Этот крест можно класть как через 1 – 2, так и через 2 – 4 нити ткани – основы.

Удлинённый крест с обратным стежком

Этот простой, но эффективный крест выполнить очень легко. Вначале вышейте удлинённый крестик через 4 нити основы в высоту и 2 – в ширину, а затем посередине крестика выполните горизонтальный стежок через 2 нити основы.

Болгарский крест

Этот красивый шов часто называют двойным, так как он состоит из двух частей: простого и прямого креста. Вначале сделайте стежок из нижнего левого угла наискосок вверх и направо. Затем выполните стежок из нижнего правого угла наискосок вверх и влево. После этого вышейте вертикальный стежок снизу вверх и горизонтальный слева направо.

Более всего болгарский крест подойдёт для художественной вышивки. Используя его, вы можете вышить панно или картину.

Звёздочка

Звёздочка состоит из трёх крестов, вышитых один на другом: прямого, простого и маленького удлинённого крестика. Вначале сделайте два стежка прямого креста, вытяните иглу наискосок справа – снизу, выполнив диагональный стежок, равный длине перекладин прямого крестика. Выполните ещё один такой же стежок наискосок справа – сверху влево – вниз. После этого приступайте к вышиванию маленького внутреннего креста. Для этого выведите иглу внизу между вертикальным и первым диагональным стежками и введите её вверху между вертикальным и диагональным стежками. Для выполнения второго стежка внутреннего крестика выведите иглу внизу между вертикальным и вторым диагональным стежками и введите вверху между вертикальным и вторым горизонтальным стежками.

Закрепление и замена нити

Когда нить в игле заканчивается, её необходимо закрепить. Далее следуют несколько рекомендаций, как просто и надёжно вы можете закрепить нить на ткани – основе в процессе вышивания и заменить её в середине работы.

Метод без узелка применяется для закрепления любого количества нитей. Выполняя самый первый стежок, конец нити оставьте на лицевой стороне, а потом закройте его последующими стежками. Точно также вы можете закрепить конец нити и на изнаночной стороне.

На этот способ похожа закрепка без узелка с узелком. При использовании данного метода закрепления нити можно не бояться, что шов когда – либо распуститься. Завяжите на конце нити узелок, а после того, как нить будет прикрыта несколькими стежками, срежьте его. Конец нити вы можете закрепить на лицевой стороне, так и на изнаночной.

Чтобы заменить нить в середине работы, вы можете её конец вывести на изнанку, вставить новую нить в новую иглу и вывести её из следующей точки. Старую нить следует закрепить и продолжить вышивать новой.

Бывает, что в процессе вышивания необходимо перенести нить в другое место. Например, вам требуется вышить две детали рисунка одного цвета, расположенные на расстоянии, не превышающем 4 – 5 крестиков. Протяните нить с изнаночной или лицевой стороны.

Если вы переносите нить с лицевой стороны, достаточно будет прикрыть её последующими стежками. Изнанка в таком случае будет выглядеть идеально.

Закончив работу, выведите иглу с нитью на изнаночную сторону ткани и протяните её через 3 или 4 соединительных стежка.

Игла при этом должна проходить только через стежки, не задевая нитей ткани.

Оформление готового изделия

Выбор орнамента для обрамления и украшения каймы.

Любая вещь, украшенная вышивкой, всегда индивидуальна и неповторима. Если вы выбрали в качестве вышиваемого изделия скатерть, полотенце, комплект постельного белья, салфетки, вы должны знать, что подобным вещам нарядный, праздничный, завершённый вид придаёт вышитый орнамент. На скатерти выполните однотонную или двуцветную кайму с орнаментальным узором, а на салфетках можете вышить таким же узором один или два противолежащих уголка. Край полотенца вышейте с одной или двух сторон. Кроме полосы орнамента, на нём сделайте несколько рядов мережки, а к самому краю пришейте кружева, связанные крючком из хлопчатобумажных нитей.

Для обрамления вышитого натюрморта, портрета или пейзажа, можете использовать орнаментальные композиции, гармонирующие с этим рисунком по цветовой гамме или стилю.

В настоящее время орнаменты широко используются в рождественских и пасхальных мотивах.

При украшении одежды вышивкой мало кто помнит значение символов – оберегов из древнеславянских орнаментов, но все знают, что вышивка придаёт любому предмету одежды изысканную красоту и неповторимость.

Если вы решили украсить модную вышитую орнаментальную подушку, то лучшим узором станет орнаментальная композиция, причём вышивкой принято полностью покрывать всю лицевую поверхность наволочки.

Выбрав сумку, сшитую своими руками и украшенную вышивкой, вы также сможете использовать орнаментальную композицию. Особенно эффектно будет выглядеть широкая кайма, расположенная в нижней части сумки.

При выборе орнамента учтите, что для любителей строгих форм более всего подойдут геометрические композиции, а для романтиков – растительные.

А теперь несколько слов о том, как работать со счётными схемами, предназначенными для вышивания орнамента. Дело в том, что на схемах изображён лишь фрагмент композиции, так как рисунок периодически повторяется.

Перед началом работы вы должны сделать на ткани – основе разметку там, где предполагаете вышить орнамент. Для этого специальным мелком, маркером или простым карандашом по линейке нанесите на ткань прямые линии, соответствующие ширине выбранного вами рисунка. Можно расчертить ткань на квадраты, как на счётной схеме, чтобы удобнее было ориентироваться в схеме вышивки.

Кроме ширины орнамента, обозначьте на ткани место соединения фрагментов схемы, чтобы после завершения первого фрагмента вы плавно переходили к следующему. Правильно обозначить место узора на ткани вы можете также с помощью обмётки его границ цветными нитями.

Опытные вышивальщицы советуют обметать весь контур орнамента, разметив середину узора, и обозначить угол рисунка, прометав диагональ из угла к центру. Намётку не выдёргивайте до завершения процесса вышивания. Предварительная планировка вышивки значительно облегчит вам работу.

Особенно внимательно надо отнестись к выполнению угловых участков композиции. В счётных схемах орнаментов часто предлагаются именно угловые фрагменты рисунка, потому что из орнамента в виде полосы сделать узор на угол самостоятельно достаточно сложно. Для этого нужно снять несколько ксерокопий с выбранной счётной схемой, после чего взять два одинаковых фрагмента и сложить их таким образом, чтобы обратная сторона одного рисунка легла на лицевую сторону другого, а полосы орнамента при этом были бы перпендикулярны друг к другу.

Совместив наружные углы орнаментов на схемах, карандашом нужно провести диагональ от внешнего угла к внутреннему и аккуратно разрезать бумагу по этой линии. Приложив друг к другу две половинки рисунка, вы получите идеальный угловой фрагмент для вашей композиции.

При размещении орнамента не забывайте о будущей обработки края изделия. Размер свободной от вышивки ткани должен быть не менее 55 см, чтобы вы легко и надёжно смогли закрепить вышивку в пяльцах или раме.

Обработка края вышивки

Определив границы выбранного рисунка на ткани, вы должны позаботиться о краях изделия. В процессе вышивания края ткани могут осыпаться, а размеры вышивки - измениться. Поэтому края отреза ткани вы должны предварительно обработать. Для этого существует несколько способов черновой обработки края. Можете обметать края ткани зигзагом на швейной машинке. Некоторые предпочитают аккуратно промазать ткань по краю клеем ПВА. В этом случае после обработки дайте ткани хорошо высохнуть, прежде чем приступите к размещению рисунка и вышиванию. По окончании работы полоску ткани с клеем аккуратно срежьте острыми ножницами.

Проще всего закрепить края ткани – основы скотчем. Возьмите широкую ленту и обклейте край ткани с двух сторон, сгибая её пополам. При использовании узкой ленты скотча подклеивайте её с изнаночной стороны вровень с краем ткани. После завершения вышивки вы легко снимете скотч с ткани.

Может быть, вам самым простым способом покажется подгибка края ткани ( 3 см ) и закрепление её примёточным швом. Если рисунок вышивки на изделии небольшого размера, обработать край ткани таким образом действительно будет проще и быстрее.

Отделка и обрамление работы должны полностью соответствовать внешнему виду изделия. Некоторые вышитые изделия не нуждаются в обрамлении, и вы можете отделать их по краю бахромой, прошвой, узкой тесьмой или декоративным шнуром. Тонким вышивкам типа салфеток или платков эффектный вид придаст окантовка изящной кружевной каймой.

Помните, что тесьма или шнур не должны быть слишком яркими или блестящими, чтобы сама вышитая работа не потеряла свой привлекательности. А правильно выполненное обрамление работы подчеркнёт ваше мастерство и хороший вкус.

Вышитые изделия, которые постоянно будут использоваться, должны быть хорошего качества. Поэтому их обязательно нужно тщательно и аккуратно подрубить по краю. Подрубку вы можете сделать самой простой или украсить край вышивки декоративной подрубкой с пико, фестонами или ажурной каймой.

Чтобы обработать край ткани простым рубчиком, загните ткань по прямой. Первый сгиб сделайте на 2 мм во всю ширину шва. Затем загните второй раз ткань по краю так, как было предусмотрено перед началом работы. Край ткани окажется скрытым. Пришейте рубец следующим образом.

Для выполнения стежка захватите одну нить ткани под рубцом и пропустите иглу немного наискосок, на две нити выше загиба рубца. Промежуток между стежками тоже должен быть в две нити. Следите, чтобы стежки были чёткими, ровными и образовывали прямую линию.

Оригинально и просто вы можете отделать края вышивки скрученным рубцом. Начните обработку с того, что как можно туже закрутите край ткани. Затем выведите нить с изнаночной стороны на лицевую, пропустите 9 нитей ткани – основы и сделайте 9 стежков рядом, вступая через каждую нить. Затем снова пропустите 9 нитей и всё повторите. Стежки должны быть тугими и ровными. Этот шов должен образовать с изнанки жгутик, похожий на круглый шнурок, нашитый на край ткани.

Отделка края станет более эффектной при украшении линии рубца простой вышивки. Вы можете при работе над подрубкой ткани выполнить ряд простых крестиков на одинаковом расстоянии друг от друга вдоль всей линии рубца.

Обрамление вышивки

Выбрав в качестве изделия вышитое панно, пейзаж, натюрморт или сюжетную сцену, позаботьтесь о раме. Учтите, что форма рамки должна повторять форму вышивки: прямоугольная картина – в прямоугольном багете, овальная композиция - в овальной раме.

Не забывайте о размере свободного края вышивки, который надо учесть при расчёте границ выбранного для вышивки рисунка.

Кроме того, вам следует правильно выбрать цвет рамы для вышиваемого изделия, учитывая особенности цветовой гаммы вышивки. Чтобы не ошибиться в выборе цвета рамы, определите, какой оттенок преобладает в вашем изделии.

Мы уже говорили о пяльцах, которые после завершения работы над вышивкой могут служить для неё рамой. Такие пяльцы – рамки называются flexi и представляют собой два эластичных кольца или прямоугольника, между которыми закрепляется и натягивается ткань. На месте винта в этих пяльцах находится петелька, за которую можно сразу повесить вышитую картину на стену.

Если вы воспользовались такими пяльцами – рамкой, не забудьте после завершения работы над вышивкой вынуть её из пялец, отутюжить и только потом снова поместите во flexi.

Вы можете поместить свою вышивку в раму с использованием цветного картона – паспарту. В этом случае для овальной вышивки может быть подобрана прямоугольная рама большого размера.

Из цветного картона вырежьте прямоугольник по размеру рамки, а в его середине сначала наметьте, а затем аккуратно прорежьте отверстие по форме и размеру вышитого рисунка. При этом вы должны учесть влияние цвета паспарту на внешний вид подарка, чтобы не затмить краски вышитой картины.

Оформление вышивки металлической или деревянной рамкой не так просто, как кажется на первый взгляд. Если у вас возникнут какие – либо затруднения, вы можете обратиться в фирму, специализирующуюся на услугах подобного рода. Не забывайте, что неаккуратно выполненное обрамление может испортить всё впечатление от вышитой вещи.

Изысканную оправу для вышитого изделия можно сделать своими руками. Возможно, у вас найдётся подходящая по размеру рама из – под фотографии или надоевшей картины, которую легко задекорировать ракушками, маленькими камешками или бусинками и т. д. Главное, чтобы эти мелкие детали соответствовали стилю изделия. Например, ракушки и речные камешки станут эффектным обрамлением вышитого пейзажа с водоёмом, а шляпки желудей – дополнением к созданному вами лесному пейзажу.

Вы можете также украсить раму птичкой, бабочкой, сердечком или другой миленькой вещицей, выполненной из папье – маше или солёного теста.

Перед помещением в раму вышивку необходимо выстирать, погладить, слегка подкрахмалить ( используйте крахмал из баллончика или протрите с изнаночной стороны ватным тампоном, смоченным в слабом растворе крахмала ), разгладить горячим утюгом. Высушив своё изделие, приклейте его на подготовленный картон.

Маленькие хитрости:

приклеивать вышивку на картон ни в коем случае нельзя канцелярским клеем или клеем ПВА: ими можно безнадёжно испортить вышивку. Делать это рекомендуется специальным клеем « Gutermann », который позволяет при необходимости без труда позволяет отделить вышивку от твёрдой основы, постирать и вернуть в рамку;

края вышивки вы можете обрезать прихватить нитью с обратной стороны картона. После этого вставьте вышивку в рамку. Если вам не понравиться, что стекло слишком плотно прижимается к картине, расплющивая вышитый рисунок, можете по краям работы между стеклом и вышивкой положить полоски картона, которые будут предохранять узор от деформации. С обратной стороны рамы вставьте ещё один лист картона, который прикроет нити крепления вышивки;

Любой мастерице немного жаль расставаться с вышивкой, даже если она предназначена в подарок близкому человеку. В таком случае сфотографируйте готовую работу и поместите снимок в специальный альбом, в котором можно будет собрать целую коллекцию фотоснимков ваших работ.

Уход за вышивкой

Если вы выбрали в качестве изделия большую и сложную вышивку, она будет находиться в работе долгое время. Как бы бережно вы не относились к изделию, в результате вышивка всё равно испачкается. Её надо обязательно постирать, чтобы освежить краски мулине и расправить вышитые крестики.

Во время стирки особое внимание уделяйте состоянию вашего изделия на предмет линьки. Если вы увидите, что мулине какого – либо цвета неожиданно начало окрашивать воду и соседние участки вышивки, начинайте сразу полоскать изделие, меняя воду до тех пор, пока цветные подтёки не исчезнут.

Для закрепления цвета нитей и ткани используйте старинный способ полоскания в тёплой воде с добавлением уксусной эссенции ( 1 столовая ложка на 5 л воды ); готовое изделие замочите на 30 минут в солёной воде ( 1 чайная ложка на 1 л воды ), а затем прополощите в воде с добавлением уксуса в той же пропорции. Это предотвратит линьку, закрепит окраску нитей и вернёт им первоначальный блеск.

Перед стиркой внимательно посмотрите, не растянулась ли готовая работа. Если вышивка перекосилась, вам придётся после стирки заняться восстановлением её формы. Стирайте вышивку средствами, не содержащими хлора. Порошок при малейших сомнениях в качестве нитей лучше не использовать.

Иногда на вышивку капают капли чая или кофе. В этом случае вы можете применить щадящее отбеливание, используя средства для цветного белья типа « Vanish ».

Стирать готовое изделие нужно очень бережно. Опустите вышивку лицевой стороной вниз в широкий тазик с водой и моющим средством так, чтобы вышивка осталась расправленной. После т этого осторожно поводите изделие из стороны в сторону и оставьте примерно на 30 минут. Затем тщательно прополощите изделие в проточной воде до полного исчезновения пены. Если моющее средство не удалить полностью, на вышивке могут остаться пятна. Стирать готовое изделие можно в специальном мешочке, купленном в хозяйственном магазине или сшитом самостоятельно из неплотной ткани.

Помните, что выстиранное вышитое изделие нельзя выкручивать. После стирки разложите его на чистом полотенце, накройте другим полотенцем и осторожно отожмите, чтобы удалить воду. Не оставляйте надолго вышивку во влажных полотенцах. Кроме того, нельзя пересушивать ткань. Когда вышивка станет слегка влажной, займитесь её глаженьем.

Готовое изделие прогладьте через влажную ткань с изнаночной стороны, чтобы стежки вшивки легли ровно. Участки ткани, свободные от вышивки, можете дополнительно отутюжить с лицевой стороны. Чтобы узор остался рельефным, при глаженье подложите под изделие мягкую ткань. Выберите температурный режим утюга, учитывая состав ткани – основы и нитей, но во избежание непредвиденных осложнений ориентируйтесь на меньшую температуру.

После лёгкой глажки повесьте изделие до окончательного высыхания. В дальнейшем вы можете прогладить его ещё раз, предварительно увлажнив и поместив лицевой стороной вниз на мягкую ткань.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)