Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Вклад писателя Николай Гоголь

Гоголь - наш современник.

На русскую действительность

Смотрел он сверху вниз;

<<Нужна ли осмотрительность,

Когда такая жизнь?.>> -

Сказал бы тихо он.

Василий Трубицын <<Смех Гоголя>> Николая Васильевича Гоголя можно считать нашим современником. Особенно в наши дни, когда в основном всё покупается и продаётся, когда низка духовно-нравственная культура, когда образовались границы между близкими и дружественными народами и ещё сильна межнациональная рознь.

Нельзя забывать о вкладе писателя в развитие и укрепление дружбы между народами. <<Своим творчеством Гоголь возвёл поистине золотой мост, который соединяет культуры двух братских народов.>> - пишет Олесь Гончар. А мы, вместо того чтобы наслаждаться красотой этого моста, разрушаем его. Но разве можно разрушить то, что создал Гоголь? Его творения бессмертны.

И среди них <<Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем>>. Сатирически здесь изображает Гоголь <<пошлость пошлого человека>>, бессмысленную, пустую, мелочную жизнь <<существователей>> города - помещиков и чиновников.

Автор рассказывает о соседях - друзьях - Иване Ивановиче и Иване Никифоровиче, - об их ссоре, о том, как бывшие друзья превратились в непримиримых врагов. Возникает многолетняя судебная тяжба, на которую оба тратят все свои силы и средства.

Гоголь считает, что всё это нелепо, бессмысленно. Это вызывает у писателя чувство тоски, скорби. Поэтому заканчивает он свою повесть картиной осени с <<грустно- сырой погодой, грязью и туманом>>, со слезливым без просвету небом и словами: <<Скучно на этом свете, господа!>> Сатирически изображает автор образы Ивана Ивановича и Ивана Никифоровича, используя различные литературные приёмы, среди которых описание принадлежащих им вещей, внешнего вида, черт характера: <<Прекрасный человек Иван Иванович. Какой у него дом в Миргороде!. Славная бекеша у Ивана Ивановича! Отличнейшая! А какие смушки.>> Читаешь произведение Гоголя и думаешь, а не сегодня ли он это написал. Ведь мы тоже ценим человека не по личным качествам, а по имущественному положению. И герои его всегда рядом с нами: живут по соседству, гуляют в парке или случайно встречаются в дороге. Кстати дорога - один из любимейших образов Николая Васильевича. О ней он с восторгом пишет: <<Какое странное, и манящее, и несущее, и чудесное в слове дорога! И как чудна она сама, эта дорога.>> Но. на этих дорогах происходят такие чудеса, от которых душат слёзы, перехватывает горло. Разве не <<чудо>> оказаться в имении Плюшкина, поближе познакомиться с <<хозяином>>, у которого 1000 душ мужчин, да столько же женщин, да тысячи две-три детей и подростков. И живут они у этого богатейшего помещика в <<особенно ветхих>> избах из тёмных и старых брёвен, <<многие крыши сквозят как решето>>. Нищетой и голодом, горем безысходным и <<оброщенностью>> веет от деревни. Крестьяне пьянствуют с горя. Крепостник-помещик разоряет их по праву, существующему в феодальной России. Все это знают, все видят страшное положение крестьян, и никто не вмешивается. Защиты им ждать неоткуда. Ничего отрадного, ничего, дающего надежду на лучшее, нет: голод, болезни, пьянство, нищета, смерть и изнуряющий труд без конца.

Безнадёжное положение крестьян сказывается в огромном проценте умерших и бежавших - одних мужчин двадцать процентов.

Такой безотрадной картины разорённой, гибнущей огромной деревни не было в русской литературе со времён восемнадцатого века. А ведь Плюшкин как раз оттуда. Ему идёт сегодня седьмой десяток. Он родился и характер его сложился в царствование Екатерины II. Он был молод в одно время с Митрофанушкой Простаковым и может помнить народное восстание под предводительством Пугачёва. Новые веяния не коснулись его. Он живёт по дедовским традициям как в хозяйстве, так и в отношении с людьми.

Архаическое явление, обломок 18 века, <<прореха на человечестве>>- сколько эпитетов для характеристики одного героя! Даже сама фамилия отражает образ Плюшкина, этого пошлого, ничтожного, мелочного человека. Это предел морального падения. Всё человеческое умерло в нём. Это в полном смысле слова мёртвая душа.

У Плюшкина непривлекательная и внешность: перед Чичиковым предстала странная фигура: не то мужик, не то баба, в <<неопределённом платье, похожем очень на женский капот, таком рваном, засаленном и заношенном, что <<если бы Чичиков встретил его, так принаряженного, где-нибудь у церковных дверей, то, вероятно, дал бы ему медный грош>>. Но у этого нищего кладовые, амбары, сушильни полны всякого добра. Однако всё гниёт, портится, превращается в труху, так как алчная скупость вытравила у него всякое понимание действительной ценности вещей, затмила практический ум.

В далёком прошлом Плюшкин был образцовым хозяином, к нему приезжали соседи <<слушать и учиться хозяйству и мудрой скупости>>. Но именно эта чрезмерная скупость, античеловеческие методы наживы, жестокость, эгоизм, мораль хищника привели его к падению. У него даже отцовские чувства умерли. Вещи для него дороже людей, в которых он видит только мошенников и воров.

Читаешь Гоголя и думаешь, неужели и наше время может породить Плюшкиных. Если так, то во весь голос надо кричать: <<Русь, куда ж несёшься ты?>> Но, я думаю, в наше время автор <<Мёртвых душ>> позаботился бы о том, чтобы Чичиков посетил колхоз имени Фрунзе Белгородского района. Там бы он встретил замечательного нашего земляка дважды Героя Социалистического труда В. Я. Горина. Он настоящий хозяйственник, организатор от Бога. Безошибочно оценивает разные ситуации, знает тайны человеческой души, умеет направить на путь истинный. Не растерялся Василий Яковлевич в трудный период перестройки. Колхоз не только сохранил, но преумножил богатства свои.

Интересно, понравился бы Чичикову наш руководитель колхоза? Хотя он мог бы проехать и мимо. Ведь сплошь и рядом живут Маниловы. Коробочки, Ноздрёвы, Собакевичи. Только пиджаки у них разного цвета. Он, в первую очередь посетил бы их. А до села Бессоновки вряд ли <<доехало бы колесо>>.

Мне нравится Гоголь за его умение смотреть далеко и видеть многое. К его голосу стоит прислушаться в наши дни, когда мы решаем проблемы высокой сложности и от решения которых зависит судьба народа, общества, каждого из нас.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)