Справки  ->  Карты  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Вклад в науку Н. Н. Баранского

• Изучить начало научного пути Николая Николаевича Баранского во время его пребывания в селе Чистюнька.

• Выяснить, в чем ценность его исследований для села Чистюнька.

• Изучить образ жизни старожилов и переселенцев в Степном Алтае в начале XX века.

Задачи:

• Научиться работать с литературой, архивными документами.

• Изучить биографию Н. Н. Баранского, узнать, как он пришел в науку, так как прежде чем рассматривать научные труды человека, его взгляды на различные вещи, нужно познакомиться с ним, узнать какой это был человек, как складывалась его жизнь.

• Выяснить, как начинался его революционный путь, так как это напрямую связано с тем, почему и как в те годы он попал именно в Чистюньку.

• Изучить положение переселенцев в селе Чистюнька и их взаимоотношения со старожилами в начале XX века

Все началось с того, что я случайно попала в с. Чистюнька. Около местной школы я увидела памятный знак, который привлек мое внимание. Подойдя поближе, я прочитала, что это памятный знак Н. Н. Баранскому. Почему именно в Чистюньке? На этот момент я знала, что Н. Н. Баранский великий географ, имя которого я нередко встречала в учебнике по экономической и социальной географии мира.

В районном архиве, к сожалению, никаких сведений по Н. Н. Баранскому не оказалось. В центральной районной библиотеке, кроме кратких энциклопедических сведений, о Н. Н. Баранском ничего не было.

В районном краеведческом музее хранятся материалы научно-методической конференции, которая проходила в с. Чистюнька в августе 1981 года, по поводу 100-летия со дня рождения Н. Н. Баранского. Краевая библиотека имени В. Я. Шишкова располагает некоторой литературой, посвященной Н. Н. Баранскому. Кроме того, в ЦХАФ АК (Центр хранения архивного фонда Алтайского края) имеется ряд рукописей Н. Н. Баранского по поводу его пребывания в Чистюньке.

В селе Чистюнька живет Лилия Михайловна Степанищева, которая является родственницей человека, у которого жил Н. Н. Баранский во время пребывания в Чистюньке.

Доктор географических наук, профессор Алтайского государственного университета Виктор Семенович Ревякин предоставил материалы, посвященные 125-летию со дня рождения Н. Н. Баранского. Так же он сказал: «По сути, Н. Н. Баранский организовал географию в России. После М. В. Ломоносова, возглавившего в далекие годы географический департамент, деятельность Н. Н. Баранского явилась своеобразным продолжением идей великого русича. Ни до, ни после Н. Н. Баранского личности, подобной ему, не было и нет».

Также изучением деятельности Н. Н. Баранского занимался Алексей Дмитриевич Сергеев, бывший ученый секретарь Алтайского филиала Русского географического общества, о чем свидетельствует его статья «Н. Н. Баранский на Алтае».

Наиболее полные сведения о семье и жизни самого Николая Николаевича содержатся в книге З. Г. Фрейкина «Николай Николаевич Баранский. Замечательные географы и путешественники». Автор рассказывает о том, что Н. Н. Баранский создал советскую школу экономической географии, разработал принципы этой науки с позиций марксистского-ленинского учения. Также он доказывает, что благодаря Николаю Николаевичу география заняла достойное место в системе наук, превратилась в важный инструмент социалистического строительства. Кроме того он говорит, что жизнь Н. Н. Баранского – большевика, ученого, педагога – пример рыцарского служения революции и науке.

Биография Н. Н. Баранского

Взаимоотношения в семье Баранских

Николай Николаевич Баранский родился в Томске 27 июля 1881 г. Его отец был учителем гимназии, затем училища. Преподавал он русский язык и литературу, а по совместительству и географию. Мать – О. С. Соколова, занималась воспитанием детей, которых было в семье пятеро. Николай был четвертым ребенком.

Отец происходил из духовного сословия. После окончания филологического факультета Петербургского университета он уехал работать учителем в Могилев. Там женился и затем с семьей переехал в Томск. Он был человеком просвещенным, с передовыми взглядами. Достаточно хорошо знал работы Белинского, Герцена, Добролюбова. Много времени отец отдавал народному просвещению. Николай Николаевич говорил, что отец с детских лет имел на него большое влияние. Вел с мальчиком беседы как с равным, рассказывал о содержании газет, о внешней политики царского правительства и о западноевропейских дипломатах конца XIX века.

Главным принципом отца в жизни было свободомыслие. Это поддерживалось в семье, во взаимоотношениях между членами семьи, где каждый был свободен в выражении своих чувств, мыслей и в поведении. Отец требовал только одно: сочетать свободу с добропорядочностью и нравственными началами.

Старшие сестры Н. Н. Баранского – Любовь и Надежда –в соответствии с духом времени рано восприняли революционные идеи и готовились служить народу. Они состояли в социал-демократической партии. Обе сестры были знакомы с В. И. Лениным и Н. К. Крупской. Надя Баранская была одной из тех, кто переписывал и распространял написанный В. И. Лениным в тюрьме молоком между строк книги проект программы русских социал-демократов.

Начало революционного пути Н. Н. Баранского

Приобщение Николая Николаевича к революции, к особым взглядам на нее началось в семье Баранских. Сестры знакомили брата с марксистской литературой, а также с работами Г. В. Плеханова, В. И. Ленина. В разговоре с сыном отец Н. Н. Баранского говорил, что В. И. Ленин – единственный дельный человек, знающий, что он хочет и что нужно делать, опираясь на рабочий класс (ранее известный как В. И. Ульянов. Псевдоним Ленин впервые использовал в январе 1901 г. , когда подписывал письмо Г. В. Плеханову. Позднее В. И. Ленин стал главой Российского государства).

Во время учебы в гимназии, Н. Н. Баранский заводил знакомства с революционно настроенными студентами, со ссыльными поселенцами, либеральной интеллигенцией.

В 1899 г. Баранский Н. Н. оканчивает гимназию с золотой медалью и похвальным аттестатом. В том же году он поступает на юридический факультет Томского университета. Здесь он также занимался отлично и вел большую революционную работу, как среди студентов, так и среди рабочих Томска.

С 1888 г. Томск был первым в Сибири университетским городом. Он привлекал к себе молодежь, которую не принимали в Петербургский и Московский университеты, а также ссыльных, отбывших сибирские тюрьмы. Среди революционно и либерально настроенных людей были также эсеры, кадеты, анархисты, эсдеки правых взглядов, ставшие позднее меньшевиками. Под влиянием старших сестер и заведенных через них знакомств, Н. Н. Баранский определился как эсдек, сторонник «Искры». Это без колебаний привело его в ряды большевиков.

Деятельность Н. Н. Баранского в селе Чистюнька Барнаульского уезда Томской губернии

Причина приезда в Чистюньку

В марте 1901 г. Николай Николаевич стал одним из организаторов забастовки студентов и руководителем городской демонстрации. За это Н. Н. Баранского исключили из университета.

В это время заметную роль в судьбе Николая Николаевича сыграл М. Н. Соболев (Соболев Михаил Николаевич – профессор кафедры политической экономии Томского университета. Автор работ по экономике Сибири, учебника «Коммерческая география России»). Он устроил бунтовщика в «Общество любителей исследований Алтая». Баранский Н. Н. должен был провести монографическое описание какого-либо села с упором на вопросы переселения. Таким селом оказалось с. Чистюнька Барнаульского уезда Т омской губернии.

Перед тем, как поехать в Чистюньку Николай Николаевич некоторое время находился в г. Барнауле. Там он готовился к работе под руководством Д. И. Зверева (Зверев Дмитрий Иванович (1862-1954) – ученый-статистик, исследователь Алтая. Один из активистов создания «Общества любителей исследования Алтая», а позднее председатель Общества), который заведовал кабинетской статистикой.

У Н. Н. Баранского был большой интерес не только к современному положению новоселов в алтайской деревне, но и революционный интерес. Он хотел разобраться в аграрном строе России и узнать, есть ли материал для революции в деревне. Все это было главными задачами его исследования.

Он знал город, а теперь, как говорил он сам, хотел не по-книжному, а лично познакомиться с жизнью крестьян.

Чистюнька в людях и событиях начала XX века

Село находится в 80 верстах от Барнаула по тракту на Змеиногорск. Тогда оно принадлежало Алтайскому округу и входило в состав Томской губернии Барнаульского уезда. В селе было 500 дворов, волость и церковь. Также при Н. Н. Баранском в Чистюньке впервые появился врачебный пункт – доктор и фельдшерица. Этот пункт должен был обслуживать до десятка волостей. Баранский Н. Н. говорил, что за месяц совместной жизни с доктором в одном доме он ни разу не мог с ним повидаться, так как ему постоянно приходилось ездить на вскрытие «мертвых тел», с одного вскрытия вернется, а другое его уже дожидается. Проспит часа 3-4 и снова уезжает. Фельдшерица занималась оспопрививанием. К этому и свелась вся их медицина.

Н. Н. Баранский поселился у богатого мужика Ивана Андреевича Хабарова. Снимал он все четыре комнаты второго этажа недавно срубленного дома, за содержание платил 12 рублей в месяц. Чай и сахар покупал отдельно. Как только приехал, попросил сварить ему курицу, она обошлась ему всего в 20 копеек. Это говорит о том, что цены в отдаленных поселениях были гораздо ниже, чем в городе. Известно, что дом И. А. Хабарова стоял недалеко от нынешнего здания сельской больницы, ближе к Алею. В 30-е годы он был разобран, из нижнего этажа построена аптека.

Сейчас это небольшое село, глава администрации которого Л. А. Некрасова. На территории Чистюньского сельсовета расположены и действуют СПК «Чистюнька», профессиональное училище № 5, средняя школа, детский сад, культурно-досуговый центр, больница, отделение связи, сберкасса, аптечный пункт, ветеринарная служба, два крестьянских хозяйства и шесть индивидуальных предприятий. В селе проживает 1640 человек. В Чистюньской средней школе в 2007 году обучалось 150 учеников. Большая часть выпускников поступает в высшие учебные заведения, остальные в средние специальные. Педагогический штат, хотя и за счет учителей, приезжающих из районного центра с. Топчихи, укомплектован полностью. Культурно-досуговый центр села сегодня переживает не самые худшие времена: он перебрался в новое здание, сделан хороший ремонт, в помещениях тепло, светло, уютно. Конечно же в селе существуют и проблемы. Это крайне низкие доходы селян, безработица (в селе 102 официально зарегистрированных безработных), плохое состояние дорог.

По словам Н. Н. Баранского, Иван Андреевич был богатырь лет 40, с окладистой черной бородой, грамотный, непьющий, богобоязненный, высоконравственный мужик. Жил с женой Марьей Дмитриевной, дочкой Аниской лет 15, отцом Андреем Ивановичем и матерью полукалмыцкого происхождения. Остальные дети Ивана Андреевича и Марьи Дмитриевны умерли от оспы и прочих детских болезней, ведь там не было ни врача, ни какой-либо медицинской помощи.

Старик Андрей Иванович олицетворял алтайскую старину. Как и у большинства старожилов, богатство их составилось от почтовой гоньбы. Был целый табун лошадей, но точное их количество никто не знал. С наступлением осени, когда всех лошадей загнали, оказалось 115. А пашни было всего 12 десятин и тех для их семьи было много, так что в амбаре скопилось хлеба свыше 10 тысяч пудов. Когда Николай Николаевич и сын Андрея Ивановича советовали старику хлеб продать, а деньги в банк положить, он отвечал: «А кто их у меня видеть будет в банке-то. А хлеб в амбаре каждый видеть может. Продам хлеб, и богатства моего не видно будет».

Андрей Иванович все свободное время или бродни свои чинил или ходил по двору и гвоздики перебирал: железо по старине ценилось на вес золота. Дочку, сестру Ивана Андреевича, он выдал за кабатчика.

Время от времени Н. Н. Баранский ездил с мужиками то на покос летом, то в лес зимой, а по вечерам частенько играл с парнями в городки, бывал и на свадьбах, так что видел их жизнь с разных сторон.

В «Эпопее Чистюньки» Николай Николаевич описывает один интересный случай, произошедший в Чистюньке. «Крестьянский начальник Войнилович стал торговать скотом. При прогоне его через Барнаульскую волость пропало несколько голов скота. Он шлет предписание волостному старшине, чтобы тот разыскал его скот. На что старшина ему ответил: «За верхового в день 3 рубля, за пешего 1 рубль. Согласны?»

Вскоре, тот же Войнилович затеял устроить в Чистюньке маслодельный завод. Один такой завод питерского купца Сарычева там уже был. Как-то в страду Войнилович среди дня заехал в село, собрал экстренный сход, на который собрались одни солдатки, старики и инвалиды – остальные были в поле на работе – и этот сход под его давлением постановил «носить молоко Войниловичу по 45 копеек за ведро (на 5 копеек дешевле, чем Сарычеву), а кто будет носить Сарычеву, то с того первый раз 1 рубль штрафу, 2-ой раз – 3 рубля, а в третий раз – в темную». Когда мужики с поля вернулись и им об этом рассказали, они страшно возмутились и постановили Войниловичу молоко совсем не носить, ни капли.

Через пару недель приказчик Войниловичу донес, что молоко почти все мужики носят Сарычеву. Войнилович приказал в воскресенье на тройке прямо в съезжую избу, стоявшую посредине большой площади, по одну сторону которой стояла церковь, по другую – кабак. Таким образом, на площади этой сосредоточивалось решительно все особо важное и нужное». Н. Н. Баранский, узнав об этом, поспешил на съезжую, чтобы поговорить с Войниловичем. Но с ним шептались трое стариков с седыми бородами. Войнилович им сердито отвечал: «Что за чушь вы мне говорите. Я приехал по важному делу, сход собираю, а вы меня уезжать просите. Что еще за глупости?». Тогда старики ему уже громче настойчиво сказали: «Барин, уезжай, пока не поздно, от греха подальше. Мужики больно злые. Лошади уже поданы, у крыльца стоят». Тут барин в лице изменился, быстро свои бумажки в портфель собрал и выскользнул в заднюю дверь.

Баранский Н. Н. подошел к старикам, и они ему рассказали о своих разговорах с мужиками: «Ведь за одного чиновника придется десяти, а то и двадцати на каторгу идти. Мы это уже видывали. Кому это нужно? Вот мы и решили дело миром покончить». Этот случай говорит о великой житейской мудрости стариков, о непререкаемом авторитете старшего поколения среди населения.

Аграрный строй России в начале XX века

К началу века в России в крестьянской среде шло имущественное расслоение. В деревне появились люди, главным источником богатства которых была эксплуатация наемного труда, торговля, ростовщичество. Именно их, а не всех зажиточных хозяев называли кулаками. К началу XX века кулаки составляли 2 – 3% зажиточных крестьян. Главным мерилом зажиточности было наличие определенного количества скота – более четырех лошадей, столько же коров. На другом полюсе деревни – безлошадные хозяйства (примерно 25%). Крайним проявлением бедности было отсутствие коровы – таких хозяйств насчитывалось до 10%. Крестьянам очень не хватало земли, многие из них были вынуждены арендовать землю у помещиков. За землю расплачивались деньгами или работой в пользу помещика (отработки). Крестьяне продолжали платить государству деньги за свое освобождение от крепостной зависимости. Они оставались самой бесправной категорией населения. Сохранялись сословные суды и телесные наказания. Деревенская жизнь находилась под контролем земских начальников.

Свыше 80% населения России проживало в сельской местности. Сельские жители страны придерживались традиционного уклада жизни, вековых правил и норм поведения, хотя и в деревню проникали городские веяния. В то же время многие народы России практически не были затронуты влиянием цивилизации. Их жизнь, быт, культура и верования находились на уровне родоплеменных отношений.

В начале века в России происходило оскудение центра. В губерниях Центральной России преобладали полусередняцкие и бедняцкие хозяйства. Товарной продукции они не производили. Поля обрабатывали старыми способами – сохой и деревянной бороной. Нехватка скота и денег не позволяла вносить достаточного количества удобрений. Урожайность была низкой, крестьяне если и продавали хлеб на рынке, то в ущерб собственному питанию. Катастрофическим следствием был массовый голод в неурожайные годы. Крестьяне были убеждены, что положение сможет измениться лишь тогда, когда они получат в свое распоряжение часть помещичьей земли, которая использовалась крайне неэффективно.

На более чем 20 млн крестьянских хозяйств приходилось 130 тысяч помещичьих имений. Для нормального существования семьи из 6 человек в черноземной полосе требовалось 10,5 десятины. В действительности на одно крестьянское хозяйство приходилось около 7 десятин. Оскудение центра дополнялось аграрным перенаселением – историки говорят о 20 млн «лишних ртов», не находивших применения в деревне.

Ситуацию осложняло сохранение общины. В начале XX века 4/5 надельной крестьянской земли находилось в общинном пользовании. Община производила регулярный передел земли между своими членами, зорко следя, чтобы земли всем досталось поровну. Население России между тем ежегодно увеличивалось на 2,5 млн человек, в основном за счет крестьянства. При очередном переделе в каждом крестьянском хозяйстве земли оставалось все меньше и меньше.

Недостатки общинного землевладения становились все более очевидными: община, спасавшая слабых, тормозила деятельность крепких, хозяйственных крестьян; она стремилась к относительному равенству, но препятствовала повышению общего благосостояния деревни.

Положение переселенцев в селе Чистюнька и близлежащих поселениях

В истории устройства переселенцев в Алтайском округе выделяются два периода: 1865-1905 гг. и 1906-1917 гг. До 1906 г. переселение в округ было стихийным народным движением. Его не могли остановить никакие препятствия и запрещения, хотя в начале 1890-х гг. Главное управление Алтайского горного округа пыталось временно остановить приток переселенцев, чтобы сохранить запас земель для предстоящего землеустройства крестьян-старожилов.

23 мая 1896 г. вышел закон о поземельном устройстве крестьян сибирских губерний. Предполагалось, что на одну мужскую душу будет выделяться надел казенной земли площадью 15 десятин (16,39 га). Земля закреплялась «за обществами и селениями» на праве бессрочного пользования. Одновременно с крестьянами-старожилами закон 1896 года предусматривал наделить землей население Сибирского казачьего войска. Душевая норма для казаков была установлена в 30 десятин (32,78 га) и 10 десятин в запас.

С 1897 года в пределах Западной Сибири вступила в строй железная дорога, участок которой прошел по северной части Алтайского округа. Дорога значительно ускорила заселение южных районов Томской губернии, куда устремился основной поток переселенцев. За десять с небольшим лет, прошедших с постройки Сибирской железной дороги, переселенцев набралось там уже около миллиона.

Землеустройство на казенных землях в губерниях началось в 1898 г. , а на землях Кабинета с 1899 г. Законом от 31 мая 1899 г. царь повелел «произвести поземельное устройство водворившихся в Алтайском округе, на землях Кабинета нашего, крестьян и инородцев, с передачею отведенных им земель в собственность казны за установленное законом вознаграждение».

В это время переселенческий вопрос очень обострился. За приемный договор надо было платить значительные деньги, поэтому большое количество переселенцев оставалось непричисленными, ведь у большинства таких денег не откуда было взять, а остальные до поры до времени просто «воздерживались». По существовавшим тогда законам их должны были по этапу отправлять обратно на родину. В 1897 г. по отношению к непричисленным переселенцам состоялось определение, по которому, тех, кто имел дом и пашню, причисляли к старожильскому обществу даром, т. е. без приемного договора. Наличие дома и пашни удостоверялось волостным писарем.

С непричисленными была повсюду большая неразбериха. По началу было такое, что старожилы сами выезжали на тракт и зазывали шедших по нему к себе для работы на страде. При этом они выбирали семьи с хорошим рабочим составом. Если те соглашались, их привозили, хорошо кормили, но работать заставляли на всю. В дальнейшем продавали им избушки, старые бани, позволяли распахивать землю, которой у них было по 100 десятин и более на душу. Но затем в ряде деревень получилось так, что новоселы с достатком распахивали по 50 – 100 десятин, и скоро все целики оказывались выпаханными. Тогда отношение к новоселам со стороны старожилов резко менялось. На Алтае бывали и такие случаи, когда старожилы толпой с дубинками и вилами разоряли избушки непричисленных новоселов и среди зимы выгоняли их с маленькими детьми прямо на мороз.

В своей рукописи «Эпопея Чистюньки» Н. Н. Баранский описывает небольшой случай, который произошел незадолго до его приезда, в 15 верстах от Чистюньки к северу, в деревне Фунтики. Там сложились особенно сложные отношения между старожилами и новоселами. В деревне жило до 100 дворов старожилов «киржаков» (т. е. староверов), до 200 дворов причисленных новоселов и около 100 дворов новоселов, позже пришедших и еще не причисленных. Получилась борьба в три угла.

Описывает он и такой случай. « Непричисленных облагали «полетками», т. е. податями с раскладкой по полтине с души, со скотины и с десятины. А непричисленные платить отказались. Они установили дежурства на колокольне, откуда было видно далеко в степь, так как Фунтики располагались на горке. Караульный должен был, как только заметит большую пыль на дороге из волостного села Чистюньки, ударить в набат. И вот, когда волостной старшина из Чистюньки отправился в Фунтики собирать полетки, дежурный, заметив пыль на дороге, ударил в набат: непричисленные сбежались с кольями и вилами и толпой ринулись на подъезжавшего старшину с горки. Тот повернул назад и с испугу скончался.

Все это говорит о находчивости и смекалке новоселов. Был там и такой случай, подтверждающий, что среди них нередко встречались достаточно умные и в то же время хитрые люди.

Новоселы в Фунтиках удивительным образом построили для себя церковь. Они быстро сообразили, что из-за религиозного расхождения со старожилами могут извлечь для себя политический капитал и многие богатые выгоды. Они послали в Томск архиерею Макарию примерно такую телеграмму: «Ваше преосвященство, мы православные новоселы попали к киржакам, жить без церкви не можем, отхлопочите у господина нам билет в лес, чтобы построить церковь». Тот похлопотал, и они получили билет. По нему построили для себя не только церковь, но и прекрасные дома. Подпаивая объездчиков водкой, можно было по билету рубить лесу сколько хочешь. Вокруг этой церкви новоселы организовывались, еще будучи непричисленными, так что параллельно с легальным сходом старожилов новоселы собирали свой нелегальный сход у церкви и заставляли старожилов принимать ими продиктованные решения.

Результаты работы Н. Н. Баранского в Чистюньке

В Чистюньке для него открылся совсем новый мир, мир таинственный и очень важный, ведь крестьянство составляло тогда почти 9/10 всего населения. Он много услышал о прежней жизни России, о дороге в Сибирь, об отношениях с переселенческими чиновниками и полицией.

Баранский Н. Н. устраивает собрания, записывает ответы на вопросы опросных листов. Он выяснял причину переселения людей и увидел, что в большинстве случаев они переселялись, только потому, что надо было где-нибудь прокормиться.

Для подворной переписи села Чистюньки Н. Н. Баранским был составлен подробный бланк; передняя часть его давала современное состояние, а задняя ( для новоселов) состояние на родине до переселения, так что можно было ясно выявить результаты переселения. Этот бланк отражал и все условия переселения.

Кроме поселенного бланка (подворки), он составил 12 подробнейших бюджетов: кулак, середняк, бедняк; старожилов – каждой категории по 2 и переселенцев тоже по два. Бюджеты дали ему чрезвычайно много для понимания типов хозяйства, видов заработка, взаимных отношений и массы тонкостей крестьянской жизни.

Закончить до конца программу обследования волости Баранский Н. Н. тогда не смог, но итоги переписи были опубликованы в 1907 г. в седьмом выпуске «Алтайского сборника». Сборник был напечатан в количестве 300 экземпляров. Материалы Н. Н. Баранского были переданы представителю Юридического общества при Томском университете Н. М. Трегубову. Весь текст основан на материалах Баранского Н. Н. , это оговаривает составитель, но им использованы и подворные переписи 1905 г

В начале 1902 года молодой революционер уезжал из Чистюньки со значительно расширенным политическим кругозором. Теперь он прекрасно разбирался в социальном расслоении сибирского крестьянства.

Николай Николаевич Баранский действительно очень интересная неповторимая личность, таких великих и неординарных людей на Земле очень мало.

Он говорил, что науки из Чистюньской эпопеи вынес больше, чем из Университета и всех книжек. Для политического самоопределения ему было необходимо познать крестьянство на собственном опыте, из личных впечатлений. Именно благодаря «Чистюньской эпопее» он окончательно укрепился в большевистской позиции.

Для нас ценно то, что именно в Чистюньке Н. Н. Баранский начал заниматься научной деятельностью, выполнил свою первую географическую работу. Из бесед с российскими переселенцами он познакомился с особенностями положения крестьян. Также вполне уверился в том, что крестьянская масса как никак поддержит близкую уже революцию.

В заключение хотелось бы повторить слова Виктора Семеновича Ревякина: «Ни до, ни после Н. Н. Баранского личности, подобной ему, не было и нет».

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)