Учеба  ->  Среднее образование  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Вклад учителей и учащихся г. Йошкар-Ола в Великую Победу.

22 июня 1941 года трудящиеся Марийской АССР торжественно отмечали 20-летие автономии марийского народа. В 12 часов дня радио принесло весть о вероломном нападении фашистской Германии на нашу Родину. Юбилейные митинги сменились антифашистскими. Выступавшие на них, давали клятву стойко защищать любимую Родину. Так началась Великая Отечественная война для нашего города. Весь народ вступил в битву с фашизмом, в том числе и наши горожане. Цель нашего исследования рассказать, как помогали делу победы учительство и учащиеся города Йошкар-Олы в 1941-1945 годах. Для этого мы просмотрели отчеты ГОРОНО за 1941-1945 года.

В 1941 году в г. Йошкар-Оле было всего 10 школ. Школы 1 и 3 были начальными. Школы 2 и 8 неполными средними. Школы 6,7,8,10 средними. Школа 10 начала функционировать с 1 сентября 1940 года.

В августовской конференции, проходившей 28 августа 1941 года, в докладе зав. ГОРНО тов. Зуевой Т. И. отмечалось: «что фронт-тыл неотделимы. На совещании были поставлены задачи перед теми учителями, которые оставались на своих рабочих местах и не были призваны в ряды Красной Армии:

1)организовать бесперебойную работу школы,

2)обеспечить охват всех детей школьного возраста обучением.

Много трудностей ждет педагогические коллективы. Наполняемость в классах будет до 50 человек, возможно и больше, т. к. на фронт учителя могут быть тоже мобилизованы. Слили школы 5 с 7; 8 с 10, все школы будут работать в 2 смены, кроме школ 3,2 и 9, где во II смену будут работать по 3 класса. Поставлены задачи учителям: “На своем участке в районе деятельности школы учитель должен знать каждую семью мобилизованного и вести работу в ней. Здесь уместно формировать команды Тимуровцев из учащихся школ города. С родителями работать по-новому. Слово учителя должно звучать в наши дни, как набатный призыв к защите Родины и уничтожению врага. Необходимо шире популяризовать сообщения советского информбюро. Нельзя забывать и о насущных проблемах школы: в первую очередь – это обеспечение всех школ дровами. Необходимо организовать субботники по заготовке и распилке дров. Учебными пособиями обеспечены удовлетворительно. Трудности будут с тетрадями, пока даем 3-5 на ученика, больше нет, использовать для упражнений каждый лоскуток, оберточную бумагу вплоть до газет, а директорам запастись газетами, и будем писать на них, сберегая бумагу для контрольных работ. Обеспечиться надо чернилами.

В процессе всей учебно-воспитательной работы на уроках и во вне урочное время воспитывать в учащихся такие качества советского человека, как героизм, самоотверженность, презрение к смерти, готовность до последней капли крови бороться с врагами нашей Родины.

Огромнейший воспитывающий фактор для детей должен являться личный пример учителя. Учительство своей самоотверженной, напряженной и организованной работой должен звать детей к борьбе за знания, к активному участию в работе по укреплению хозяйственной и военной помощи Родины. Учитель своим личным примером должен показать детям как надо любить свою отчизну, как надо ненавидеть врага.

Внеклассную и внешкольную работу подчинить делу обороны Родины.

Основным руководителем всюду должен быть учитель-классовод, который организует, развивает инициативу, помогает планировать, контролирует, все внеклассные мероприятия. В центре военно-внеклассных занятий должна стоять военно-обороных работа, работа факульт-кружков, занятий по противовоздушной и противохимической обороне, по санитарному делу. В военно-факультативную работу должны быть вовлечены все учителя, учащиеся»

2 июля 1941 было опубликовано постановление СНК СССР «О введении всеобщей обязательной подготовки противовоздушной и противохимической обороне. » Все с 16 до 60 лет должны пройти обучение пользованию средствами индивидуальной защиты при воздушных нападениях. Инструкторами по ПВХО в городе работают 46 человек. Из 1747 учащихся будут обучать в школах 1582 человека. Занятия по ПВХО надо проводить силами учащихся во главе с учителями. В каждой школе должна быть вода, песок, вырытые щели, подготовка специальных защитных комнат и прочих. Привлечение к общественной охране, девочек к подготовке по ГСО

“В прениях к докладу выступали многие собравшиеся. Так военком МАССР товарищ Шмаков отметил, что “особое внимание необходимо обратить на военную подготовку”. Надо включить в санитарное дело девушек, для этого больше часов в школе на это уделить”

В решениях конференции было отмечено, что особое внимание необходимо уделить воспитанию патриотизма школьников, на каждом школьном предмете это подчеркивать.

Выделять, по возможности, в каждом школьном предмете ту практическую направленность, которая необходима защитнику, на пример география – умение пользоваться хорошо картой и компасом, в физике – дать понять учащимся о применении всех законов физики в технике, в военном деле. В условиях войны особое значение приобретает химия, должны учащиеся знать об отравляющихся веществах, их действиях и средствах борьбы с ними, о зажигательных и взрывчатых веществах иметь практические навыки по борьбе с их последствиями. В иностранных языках упор делать на военную лексику. В истории изучать героическое прошлое страны. На уроках культуры воспитывать у учащихся глубокое чувство патриотизма, на уроках физической культуры – прививать выносливость, сноровку, в свободном владении лыжами, плаванием, метанием гранат.

Внеурочную работу, внешкольную посвятить всецело делу обороны Родины. Организовать работу Тимуровских отрядов, которые бы помогали семьям мобилизированных на фронт.

В течение летних каникул рядом школ положено начало организаций общественно-полезного труда, что выразилось в посылке бригад учащихся в колхозы по уборке урожая, сенокосе, прополке огородов и т. п. Это дело расширить с самого начала учебного года.

Начиная с учащихся 4-х классов привлекать к практическому участию в ПВХО и ГСО к оказанию помощи семьям красноармейцам к сбору металлолома. Параллельно учебе организовать помощь пригородным колхозам по уборке урожая.

Воспитывать в учащихся чувство строжайшей экономии и бережливости.

Сбор средств, для помощи фронту

В июне 1941 года вся страна узнала о подвиге Николая Гастелло. Взволнованные героической гибелью отважного летчика, пионеры школы №6 (гимназия №11) решили начать сбор средств на постройку самолета имени Гастелло. Мысль эта возникла у звеньевой 6 ”a” класса Ивановой Лили.

На сборе дружины было принято обращение ко всем пионерам и школьникам г. Йошкар-Олы в нём говорилось: “ Быть похожим на Гастелло, так же горячо любить свою Родину и так же ненавидеть врага – такое мы дали обещание Соберем средства на постройку самолёта его имени. Пусть на этом самолете новые герои прославят свою Родину в борьбе с фашизмом”. О хорошем начинании марийских пионеров рассказали 4 ноября 1941 газета “Комсомольская правда”.

Узнав о патриотическом почине марийских ребят, бойцы воинской части, где служил Николай Гастелло, прислали пионерам школы №6 письмо. Войны писали:

“Дорогие ребята! Сбор средств на постройку самолёта имени Гастелло распространяется от края и до края нашей необъятной Родины. От одного самолёта молодежь нашей страны перейдет к сбору средств на постройку целой эскадрильи грозных бомбардировщиков имени Николая Гастелло. Наш горячий боевой вам привет. Желаем вам отличной учебы. Крепко жмем ваши руки!”

Инициатива школы №6 была подхвачена всеми учениками и учителями г. Йошкар-Олы. Согласно отчетам за период войны было собрано всего 26597 рублей 50 коп на строительство самолёта.

Участвовали учащиеся школы №7 в сборе денег на таковую колонну “народный учитель”

Учителя города периодически отчисляли из своей заработной платы деньги на фонд обороны, а ученики собирали средства на него. Всего по данным отчетов было собрано за годы войны 132 тысячи 608 рублей.

Каждая школа участвовала в сборе посылок на фронт бойцам. Только за период 1941-1942 года было послано 171 посылка, учителя и ученики каждой школы участвовали в сборе теплых вещей для бойцов красной армии.

В скупых строках отчетов из школ за I четверть 1941 мы читаем:

Начальная школа №1: шапок 3, варежек 3 полотенца 4, наволочек 2, носовые платки 1 пара, мужские рубашки 5, тарелки, вилки, стаканы. Школа №6 овечий мех, сукно для костюма, шинель, тулуп. Ученики специально сшили кисеты. Собирали табак, зубной порошок, всего 10 вещей. Школа №1 вещей 83 штуки, школа №9 – валенок 6 пар, свитеров шерстяных 4 штуки, варежки 14 пар, полотенца 4 штуки, шарфы 4 штуки, овчины на 2 полушубка, малахаев 6, портянки. Школа №10: 2,4 кг шерсти, 2 ватных пиджака, 12 штук новых овчин, теплых вещей 57 штук. Школа №7 собрала 641 единицу теплых вещей, школа №9 послали 220 пачек табака, 10 пачек папирос, 120 кусков туалетного мыла. Школа №1 собрала подарков 370 предметов. Такие данные подавались каждую четверть, собирались специально деньги, на которые приобретали вещи и продукты и отправляли на фронт.

Участвовали ученики школ города в сборе лекарственных растений и сдавали их в аптеки. Кроме того, во всех школах проводился сбор денег и вещей для эвакуированных детей и учащихся освобожденных от немецких захватчиков районов. Ребята собирали металлолом, занимались сбором бутылок под зажигательную смесь и медицинских склянок. Лето и осень, учащиеся школ работали на колхозных полях в отчете о работе школ города за 1941-1942 года сообщалось, что учащиеся школ города успешно работали на трудовом фронте.

Пятая трудовая четверть

«Учащиеся школ №10 работали в колхозах: “У Турук”, “Память Свешина”, “Большая Ноля” в первом колхозе 7-9 классы с 4 по 25 августа жали, вязали споры, теребили лён, очищали ток, делали силосную яму. Во втором – бригада девочек. Июль-август пропалывали овощи, бригаде во главе со старшей вожатой Петровой 150 трудодней начислено.

Всеми видами колхозовали за учебных год охвачено 800 человек вместе с учителями.

Учащиеся и учителя школы №9 в колхозе “Искра” бригада из 15 человек убрала сено с площади 10-17 га. В колхозе “Тумер” бригада в 22 человека сжала за 4 дня около 2 га ржи. 35 учеников во главе с учителем Г. А. Дмитровой и П. А. Нестеровым убирали хлеб в “колхозе имени Сталина” в течение 6 дней.

Учащимися школы №7 по одному только колхозу “Искра” было заработано 328 трудодней. 120 человек в деревне Медведево убрали хмель, вязали снопы. В ряде школ проводился сбор золы, запасных частей для с/х машин, гвоздей для колхоза и воинских частей. »

В отчете за 1942-43 год есть особый раздел: “Работа в колхозах”. Так 688 учащихся разбиты на 132 бригады для работы в колхозах Сернурского и Новоторъяльского районах.

По школе №9 бригада Биновича из 14 человек за 42 дня выработали 725 трудодней. Бригада товарища Песниковой из 24 человек за 25 дней 576 трудодней. Бригада Евстафьевой в 8 человек за 32 дней = 100 трудодня. Бригады Бомбициной школа №10 из 11 человек за 45 дней 502трудодня. Во время пятой трудовой четверти уехало из колхозов 91 человек по различным обстоятельствам» Так зам. прокурора Нелидова отозвала свою дочку и ее подругу Веселовскую с работы по семейным обстоятельствам”

Конечно, ребята и их наставники-учителя едут работать в колхозы, но не всегда там для них были организованы приемлемые условия для жизни. Среди официальных бумаг ГОРНО мы нашли письмо к матери девочки школы №10, работающих в Новотроицком регионе в Сухорецком с/с.

“Добрый день, дорогая Мама! Как вы живете? Работать нас заставляют как лошадей, а живем мы плохо. Все мы заболели чесоткой, а по телу пошли коросты и чирьи. Ходили в больницу – лекарств нет, просим освобождение, но с нами и говорить не хотят. Мама, хорошо было бы, если бы вы как-нибудь хлопотали о возращении нас домой, все мы мерзнем, мокрые и негде просушиться, печь не топят у нас. Мыла у нас нет, в голове и в белье завелись вши. Девочки плачут. Все оборвались, а зашить нечем. Здесь такая плохая погода, руки мерзнут и ноги сырые. Мама! В школу наверно и ходить не придется, боюсь, что чесотку скоро не вылечить и с ней в школу не пустят

По письму данному разобрались, поставили на вид председателю сельского совета. Но это не единичный случай. В ряде колхозов пришлось ребятам пожить на хлебе и картошке. Спать на полу в общей крестьянской избе. Но большинство понимало, что идет война, и героически переносили трудности.

В 1943 году 800 учеников вместе со своими учителями работали на колхозных полях. Работали ударно.

Круглый год работали тимуровские команды, образованные практически в каждой школе, в 1941 их было образовано по городу 25. На пример в школе №9, 3 тимуровских команды в 2х семьях провели распилку дров, нянчили детей, мыли полы, ходили в магазин за покупками. Учителя и ученики как могли, помогали фронту в меру своих возможностей.

Жизнь школы. Учебный процесс

Как жили сами школы города в годы войны. Все испытывали трудности, в том числе и система образования. Отчет о работе школа в 1941/42 учебному году раскрывает ситуацию того времени.

«Часть здания школ №5 и 7 были отданы военным организациям, слиты школы 5 и 7, 8 и 10. Школы с 10 октября 1941 слиты с 9 школой. Занятия в 4 смены. В 1942 году здание школы №9 было занято и 24 класса разместились в начальной школе №3. 7 классов занимались на квартирах, НСШ №2 занимались в 2-х маленьких комнатках. С занятием помещения школы №1, последняя была слита с 7, а в одном здании оказались 1,5,7 школы. В январе 1942 школы стали частично освобождаться и занятия проводились более нормально. 5 января школа №9 перешла в свое помещение, занятия проводились так же в 4 смены, при чем начальные классы занимались только по 3 часа, 4 смену можно было ликвидировать лишь в 4-ой четверти.

Школа №10 перешла в свое помещение с 5 марта 1942 и занятия были организованы в 2 смены. Школа №1 так и не получила своего помещения и была размещена в помещении школы №7, которая в свою очередь вернулась в свое здание 19 января. Совместные занятия 1 и 7 школ проводились в 3 смены, до конца учебного года НСШ №2 перешла в свое помещение в последних числах марта и начала заниматься в две смены. Начальные массы учились по 3 часа. Занимались до 23 часов. Ученики буквально дремали на уроках, боялись в темноте возвращаться, участились пропуски, отсев, снизилась дисциплина, успеваемость».

В 1943 год внес много нового. Прекращение практики соревнований, введение пятибалльной цифровой оценки занятий, правила для учащихся, раздельное обучение:

«Жилищная база школ города Йошкар-Олы предельно сокращенная войной за 1943 год не улучшилась. Строительство школы №5 (на базе завода №297) не закончилось в декабре.

Начальная школа №4, помещенная в здании железнодорожного клуба начала работу с 15-го октября, а 12 января закрылась снова, так как эвакопункт помещения не освободился. Через 35 дней школа №4 возобновила работу в другом помещении этого же дома, занятия продолжаются в три смены начальная школа №1, средняя женская школа №6, 3 четверти; 4 четверти мужская школа №7. Смена длилась 3 часа, урок 40 минут, перемена 5 минут, сократили учебный план, рисование не велось»

Уроки чистописания не проводились из-за отсутствия бумаги. Снабжение школ канцтоварами неудовлетворительны. С учебниками трудности. Особенно остро, с осени 1943 учащиеся (в связи с раздельным обучением), попавшие в новую школу, не получали учебников, а старые учебники остались в старой школе, впоследствии дело изменилось.

«Осуществление раздельного обучения 1943/44 потребовало от ГОРНО нового плана: 2 школы были отведены под мужские, 2 школы под женские. Контингент девочек больше 2200, мальчиков 1453, поэтому под женские школы отведены были новые, более вместительные здания в центре города. Тесные, старые помещения на окраине города – это школы №10 и №7, перевели в них мужчин директоров и более волевых учительниц.

Все родители хотели обучать детей в школах, расположенных в центре города. Поэтому в школах №6 и №7 перешли на 3х сменные занятия»(11)

До 1944 года в отчетах не упоминается о питании детей, только в отчете ГОРОНО за 1944/45 и 1945/46 год говорится о питании. «В школе №7 были организованы горячие завтраки, продуктов хватило на 2 месяца. В конце учебного года всех учащихся города обслуживали буфеты. Учащиеся ежедневно получали 50 грамм хлеба, иногда булочку.

Во время испытаний по линии городской торговли, учащиеся ежедневно получали 50 грамм хлеба, 4 блинчика, учащиеся 4-х классов получали по 3 яйца, учащиеся 5-6 классов по 5 штук, 7-9 – 6 штук, 10 классов по 12 штук. 500 человек учащихся прикреплены к столовой.

Горячих завтраков в школах нет, но во всех школах имеются школьные буфеты, через которые дети получают сладкое и через день булочки.

Санитарное состояние не вполне удовлетворительно (недостаток топлива, плохое его качество). Нехватка технических служащих и отрывах на погрузку и загрузку дров отражается на чистоте уборки помещения»

Трудности с учебными принадлежностями продолжались и в 1945 году. В отчете дальше читаем:

«Перьями и карандашами учащиеся обеспечены, было выдано по 14 перьев на каждого ученика, по 5 карандашей (качество карандашей очень плохое), по 7 тетрадей на ученика. Чернильный порошок очень плохого качества. При имеющихся перьях плохих чернилах нельзя добиться чистого хорошего письма учащихся. Острая нужда в учебниках».

Внеклассная работа

Из-за отсутствия лишних помещений в школах трудно организовать внеклассную кружковую работу. Работали разнообразные кружки: стрелковые, авиаконструкторов, гранатометчиков, снайперов, телефонистов, хоровой, рукоделия. Во всех школах организованы занятия по ПВХО. В школе №10 “Юный Спартак” организовали команды футболистов и волейболистов. Жизнь школьная продолжалась, но война постоянно вносила свои коррективы.

С началом войны в городе появилось много эвакуированных, в том числе и ребят школьного возраста. Всех надо было принять в школу, для того, чтобы они продолжали обучение. Но у многих ребят не было одежды, обуви в связи с этим они не могли посещать школу. В связи с этим в каждой школе собирали для них вещи, образовывали фонды помощи. В отчете ГОРОНО города Йошкар-Олы за 1941/42 учебный год: “Всего в 1942 году в I полугодие обучались 4517 человек, по плану 4842 ученика. Отсев в I полугодии в основном из-за отсутствия обуви, одежды” На протяжении всех военных лет в годовых отчетах можно найти подобные данные.

Кроме эвакуированных школьников, в город прибывали и эвакуированные учителя. И всем необходимо найти работу. Но и учителя – Йошкар-Олинцы были призваны в ряды РКА и мобилизованы на фронт. В докладе зав. РОНО на августовском совещании 1944 года прозвучали такие факты “Всего по городу 154 учителей, с высшим образованием 59, незаконченным высшим 26, средним 69, вновь принято 34, из числа эвакуированных”

Учебная и воспитательная работа школ города была перестроена в соответствии с обстановкой и задачами военного времени. Разрабатывались меры в 1942 году, когда в любое время суток в каждой школе по цепочке можно было собрать каждый класс. Для этого необходимо иметь точные адреса ребят, и конечно всех учителей. В отчетах ГОРОНО отмечалось работа школ в условиях военного времени. Ученики стали более дисциплинированны. Педагогические коллективы школ были мобилизованы на кропотливую систематическую работу по воспитанию в классе и вне класса сознательной дисциплины. В отчете за 1941/42 учебный год отмечалось “ что 4 человека исключено за дисциплину из школы, меньше всего случаев не дисциплины учащихся было в школах №1 и №3, больше всего в школах №10 и №9.

В школах организовано социалистическое соревнование школа №7 со школой №9. Победа осталась за школой №7; школа №10 соревновалась со школой №6, победила 10 школа»

Однако при всех позитивных позициях состояние всей учебно-воспитательной работы в школах города не отвечает еще в полной мере тем требованиям, которые предъявляются школам в условиях времени: a) не выполняется постановление о всеобуче.

б) низкая успеваемость по русскому языку 88%, алгебре – 84%.

В отдельных классах успеваемость не превышает 72% и это объясняется еще и тем фактом, что нет постоянного упорного навыка в трудовом процессе и любви к труду. Обремененность учащихся в семье хозяйственными работами, посылкой за хлебом в очередь, за обедом в столовую, за дровами. Отсутствия для занятий дома места, тесные комнаты, нет света, холодно. Часть учителей работает по старинке, не перестроились. Плохо работают библиотеки, слабая связь с родителями. Созданные родительские комитеты почти не работают”

Несмотря на военное время, жизнь продолжалась. Учителя города хорошо организовали внеклассную работу. В первую очередь это политинформации. Они были посвящены советским информбюро. В 1941 году темы политинформаций “Речь Сталина по радио 3го июля”, “Герои отечественной войны”, “Партизанская борьба”, “Чего хочет Гитлер и что он получит?”, “Родина зовет” и другие В каждой школе выпускаются общешкольные стенгазеты по 7-8 номеров в год. В школах 7,10,9 и 6 выпущены фотогазеты: монтажи, посвященные героям Великой Отечественной войны. Проводились в масштабах города олимпиады по художественной самодеятельности. В школах проводились праздники к красным датам календаря, и выпускные вечера, новогодний бал.

В город Йошкар-Олу с первых месяцев войны были эвакуированы различные предприятия. Они взяли шефство над школами “ так завод № 298 надо школой №10, УВС-48 над школой №9, ГОИ – над школой №6, завод 185 над школой №1. У ГОРОНО были большие проблемы со зданием школы №5. Еще в 1943 году начал строительство школы завод №297. Школа №5 начальная начали заниматься в одном здании с эвакопунктом 1942 г, но дети начали болеть, началась эпидемия, т. к. они заразились от эвакуированных школ, с января по март 1943 года не учились весной 1944 года, завод №297 построил здание школы к маю 1944, но не сделал внутренней отделки. К началу учебного года школа начала функционировать.

Все школы в период всего венного лихолетья не закрывались из-за отсутствия дров. Летом дрова заготавливались. Каждой школе своевременно дрова доставлялись через Нужъяльскую ветку железной дороги. Как правило, на разгрузку вагонов с дровами отправлялись учителя и технические служащие школы. А уж силами учителей и учеников их пилили и кололи. С 1943 года начинается реэвакуация. Численность учеников сокращается, уезжают и учителя. Но ГОРОНО всегда своевременно направляло новых учителей, там, где это было необходимо.

В 1945 году произошла реорганизация школ города. Появилась школа №11, реорганизованы школы №10 в школу №7. Восстановлены довоенные школы.

22 июля 1941 началась Великая Отечественная война.

Всё отечество поднялось на защиту нашей Родины. В нашей республике все кто мог ушли на фронт. В город прибыло много эвакуированных заводов вместе с рабочими. И жители города Йошкар-Ола ковали победу над врагом. Среди них были учителя и ученики школ города. Они внесли непосильный вклад в победу над врагом.

Школьники и учителя города собирали средства на постройку самолётов. Собирали посылки на фронт. Ухаживали за ранеными в госпиталях. Собирали лекарственные травы для лечения раненных. Собирали бутылки для зажигательных смесей Летом и осенью работали на колхозных полях. Круглый год работали тимуровские команды.

Несмотря на то, что была война, жизнь в тылу продолжалась. Работали эвакуированные заводы в нашем городе. Во всех школах проходили занятия, в начале войны даже в четыре смены.

Усилиями педагогических коллективов и учащихся в самый лютый мороз было относительно тепло. Хотя и не хватало карандашей, перьев, чернил, бумаги, занятия продолжались. Интересна была и внеурочная жизнь тогдашних учеников. Военное лихолетье заставило всех изучать ПВХО, медицину, НО работали и кружки. В каждой школе выпускали стенгазету, проводили вечера, конкурсы. Было организованно социалистические соревнования между школами.

В каждой школе ребята изучали военное дело, готовились быть достойными защитниками Родины. Везде, во всех делах с ними были их наставники – учителя. Трудно победить народ, где все от мала до велика, вносят свой клад в победу над врагом.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)