Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Владимир Галактионович Короленко в Якутии

«Владимир Галактионович Короленко в Якутии

Глава I

Тернистый путь народного заступника-2

Глава II

В амгинской ссылке. -3

Глава III

Произведения Владимира Галактионовича Короленко. -6-7

Заключение-8

Выводы. -9

Список использованной литературы. -10

Приложение. -11

Замечательный русский писатель-гуманист и демократ Владимир Галактионович

Короленко оставил большое литературное наследство, в котором весьма значительное место занимают повести и рассказы о Якутии.

Творчество Короленко падает в основном на третий этап освободительного движения в России, который характеризуется движением самих масс, руководимых единственно до конца революционным классом-пролетариатом, его авангардом – коммунистической партией. Отсюда новое в творчестве Короленко-показ процесса революцинизации народа.

Народный заступник, ненавидевший царское самодержавие, Короленко принимал самое активное участие в общественной жизни своего народа. Господствующей, основной мыслью пишет Короленко в «истории моего современника», - своего рода фоном, на котором я воспринимал и видел явления, стала мысль о грядущем перевороте, которому надо уготовить путь Страшные эти будут дни. Но они будут, если жива душа народа, - а душа его жива».

Вся жизнь Короленко и была «уготовлением пути» грядущему перевороту, который должен был принести свободу и независимость России и её народам.

Тернистый путь народного заступника

В 1876 году за подачу коллективного заявления студентов, направленного против полицейского режима, Короленко в числе трёх депутатов был исключён из Петровско – Разумовской академии. Однако дело не ограничивалось исключением Короленко из числа студентов. Через несколько дней его арестовали, посадили в полицейскую часть и затем отправили в ссылку. Более года он провёл в Кронданте как политический ссыльный.

Дальнейшие попытки получить высшее образование ни к чему не привели. Короленко было отказано в восстановлении Петровской Академии, не смог он учиться и в Петербургском горном институте, куда ему удалось поступить.

В то время Короленко считался «политически-неблагонадёжным», состоял на подозрении у полиции. Вскоре, после того как народники убили шефа жандармов Мезенцева, Короленко был арестован и без всяких на то оснований посажен в тюрьму. С 1879 года в его жизни начинается беспрерывная полоса ссылок. Здесь-то и пригодилось знание сапожного ремесла, как источник существования.

Короленко перенёс тяжкие лишения в Вишневолоцкой тюрьме и Тобольском военно-каторжном каземате, ссылки в Вятскую и Пермскую губернии.

01 марта 1881 года народники убили царя Александра II. Новый царь, Александр III, жестоко расправившись со всеми подозрительными людьми. Чтобы часть политических ссыльных была приведена к специальной присяге на верность его интересам. Короленко, который отбывал в то время ссылку в Перми, на требование присягу- ответил мужественным отказом. Он не подписал присягу царю, власть которую казалось ему несправедливой, направленной против интересов народа. Последствия этого отказа не заставили себя ждать.

В деле «государственного преступника» - «сапожника и живописца» В. Г. Королен- ко – появилась резкая характеристика, требовавшая самых суровых наказаний. Короленко был арестован и отправлен в отдалённую ссылку – в слободу Амгу Якутской области.

По пути в новое место ссылки в течение трёх месяцев Короленко пришлось побывать в Тобольской, Томской, Красноярской, Иркутской и Якутской тюрьмах.

Даже во время коротких передышек в пути его не оставляли на свободе.

24 ноября 1881 года, в сопровождении жандарма и конвойного солдата, он был доставлен в Якутск, а отсюда после пятидневного заключения в тюрьме в сопровождении местного казака направлен на место поселения в слободу Амгу, где и прожил около трёх лет.

В амгинской ссылке

Амга, как в целом вся Якутия в те времена, служила местом ссылки политических преступников. В начале 1880 годов в Амге и неподалёку от неё находилось немало политических ссыльных. Из них наиболее видные: Васильев Н. В. в 1863 году по обвинению в злоумышлении на жизнь Александра III и составлении и распоряжении «возмутительных воззваний» приговорённый к смертной казни, замененной десятью годами каторги, по отбытии которой в 1872 году поселен в Амге; Панин И. И. ,

Вайнштейн И. Я. , и Павлов А. П. сосланные за революционную деятельность, Вырембовский Ю. и Пекарский Л. М. поселенные здесь за участие в польском восстании 1863 года. Здесь же был Ромась М. А. , которого позднее А. М. Горький любовно описал в книге «Мои университеты» и другие.

Со всеми политическими у Короленко установились дружеские отношения. В самых хороших отношениях он был и с местным населением. О. В. Аптекман в книге «Общество», «Земля и воля» 70-х годов» говорит, что в Амге вокруг Корленко образовался своего рода идеологический центр, куда съезжались политические ссыльные из разных улусов. «Тут – пишет он, - мы находили отдых, мир, отраду души; тут мы делились своими мыслями, чаяниями и стремлениями, проверяя себя, черпая силу, поддержку в предстоящей многим из нас домом ещё жизни по неволе. Тут же выступали мы с первыми литературными опытами. Короленко прочёл нам «Сон Макара» и «Соколинца».

В Амге Короленко поселился сперва в пустующей нежилой юрте на краю слободы, а затем в доме крестьянина – бедняка Захара Цыкунова, который стал прототипом Макара в широко известном рассказе «Сон Макара». Это произведение, по удачному выражению Розы Люксенбург, одним взмахом поставило Короленко в ряд с большими художниками русской литературы.

Живя в Амге, Короленко занимался сельским хозяйством. В июне 1882 года он писал своему сослуживцу по Перми – Малакову: А. К. «Ведём существование хлебопашцев. Мои товарищи Панин и Вайнштейн имеют хозяйство, к которому примкнул и я. Работы идут успешно. Вспахали сами 14 пудов земли (здесь земля меряется пудами, шесть пудов составляют казённую десятину). Кроме того, имеем огород, где посеяли капусту, картофель и вообще всякую овощь. Теперь отдыхаем до сенокоса, занимаемся работами по дому и огороду. Ждём урожая, интересуемся погодой, ходим или ездим верхом на пашню смотреть всходы».

Короленко занимался, кроме того, педагогической деятельностью, обучая детей местных жителей, а также сапожным ремеслом, охотой и рыболовством.

Жизнь в Амге дала Короленко как художнику много. Природа, местное население, его нравы и быт послужили богатым материалом для его художественных произведений. Такие произведения как: «Сон Макара», «Марусина заимка», «Ат – Даван», «Государевы ямщики», «Соколинец», «Последний луч», «Мороз», «Огоньки» и другие были написаны либо в амгинской ссылке, либо позднее под впечатлением, связанным с Амгой.

Воспоминаниям о якутской ссылке посвящена и почти вся четвёртая книга «История моего современника», в которой Короленко даёт историю целой эпохи, историю целого поколения. Якутская природа во всей её своеобразной красоте особенно привлекала Короленко. Его описания тайги полны непередаваемых поэтических красот и глубокой жизненной правды. Лучшие по своим художественным достоинствам страницы сибирских рассказов Короленко посвятил описанию реки Лены. Но основное место в них занимает описание жизни и быта людей. Человек и его стремление к счастью всегда стояли в центре внимания писателя – гуманиста и демократа.

Множество типов Якутии 1830 – х годов встаёт перед нами со страниц короленковских произведений: станционные смотрители, почтальоны, Ленские ямщики, спиртоносы, Ленские курьеры. Но больше всего привлекают внимание писателя обиженные, притесняемые начальством, эксплуатируемые якутскими тайонами бедняки – труженики. Короленко ужасные бытовые условия якутской бедноты. Например: в их жилище, называемой юртой, «вместо окон две небольшие льдины. Рядом хотон (хлев), двери которого в юрту никогда не закрываются, от этого и коровам идет тепло из хозяйского жилья, а к хозяевам вонь из хлева. Камелёк тоже никогда не закрывается, поэтому ночью у них устанавливается температура ниже нуля. В этом холоде, мраке и вони копошатся люди в будни и праздники».

Семьдесят лет тому назад, живя ещё в царской Якутии, Владимир Галактионович проявлял исключительный интерес к поэтическому творчеству якутского народа. «Вообще у якутов, - писал он – есть большая склонность к поэзии, хотя не в нашем смыслеЯкут изливает в своей песне мимолётное настроение минутыэтим песням никак нельзя было отказать в искреннем горячем чувствеВообще в якутской поэзии, несмотря на отсутствие мелодииесть то, чего у нас нет, - много непосредственности. Якут сразу выливает свои ощущения, без затруднения находя для них и рифмы и своеобразный ритм, то есть то, что мы уже утратили».

Интерес к устному народному творчеству якутов Короленко не утратил и после своего отъезда из Амги. Им же из Нижнего Новгорода Короленко писал Афанасьевой Т. А. близкому другу политических ссыльных, в том числе и самого Короленко в Амгу «Будьте так добры, передайте моим товарищам – просьбу: записать и переслать хоть несколько таких песен, сказок и особенно о завоевании русскимиБуду Вам очень благодарен. У меня начат рассказ, начало которого – очень многих заинтересовалои я не могу продолжать, не имея того, о чём теперь прошу».

В Амге Короленко проявил большой интерес к изучению якутского языка и овладел им так, что мог без посторонней помощи объясняться с местными жителями. В «Истории моего современника» он пишет: «Тогда я уже понимал по-якутски и с любопытством прислушивался». Знание якутского языка помогло писателю ближе познакомиться с жизнью народа, сильнее чувствовать красоту и богатство устного народного творчества якутов.

Срок амгинской ссылки Владимира Галактионовича Короленко кончился в 1884 году. 28 сентября он выехал из Якутии. У него остались очень хорошие впечатления об Амге и якутском народе, в котором он, верно, подметил его гуманность готовность всегда помочь человеку в нужде, честность, гостеприимство, трудолюбие. «Право, об Амге, когда я из неё выехал, у меня сохранилось самое благоприятное воспоминание», - писал Короленко Афанасьевой через несколько лет после окончания ссылки» - вообще все пишите обо всей Амге. Знаете, мне иногда очень хотелось бы побывать ( на время, конечно) опять в Ваших знакомых местах и, если бы мне с какими – нибудь литературными целями предложили поехать к вам, с каким бы удовольствием я принял это предложение.

В другом письме, написанном уже после поездки в Америку и адресованном революционерке Э. Л. Улановской, отбывавшей уже после Короленко якутскую ссылку, он писал: «И все таки если бы мне лично предложили жить в Америке – или в Якутской области ( разумеется с правом приличного передвижения), - поверите ли вы, что я бы вероятнее всего выбрал последнюю».

Годы, проведённые в Амге, Короленко считал «самым здоровым периодом своей жизни».

Сорок лет неустанного труда отдал Короленко литературе. Он связал своё творчество с героическим поколением народа.

Много замечательных по художественной силе к идейной глубине произведений написал Короленко. Но самую яркую группу образуют, безусловно, сибирские рассказы, связанные с пребыванием Владимира Галактионовича в Якутии самой большой их заслугой, как уже было сказано, является то, что Короленко показал процесс революционизирования народных масс. И в этом опять – таки решающую роль сыграло пребывание Короленко в Якутии, в частности, в амгинской ссылке. Именно здесь он по настоящему понял свою «жизненную задачу, свой долг как писателя и гражданина и особенно – свои обязанности по отношению к народу».

Короленко понимал, что иллюзорные народнические представления о какой – то «народной душе» - взор, что нужно активно любить народ, бороться за его счастье, помочь ему выйти на широкую дорогу свободы»Любить этот народ не в этом ли наша задача: А я в то время чувствовал к нему именно – любовь». Эта активная подлинная любовь Короленко к народу, борьба за его счастье и нашла своё яркое выражение в художественных произведениях , особенно в тех из них, которые связаны с якутской ссылкой. А всего повестей, рассказов, очерков, набросков, написанных Короленко на якутскую тему, насчитывается более двадцати.

Произведения Владимира Галактионовича Короленко

Одним из самых сильных произведений Короленко якутского периода, которое принесло ему славу большого художника, несомненно, является «Сон Макара».

Рассказ был написан В. Г. Короленко ещё в 1883 году, в бытность писателя в Амге, а опубликован в 1886 году в журнале «Русская мысль» после возвращения из ссылки. Первоначально он назывался «Сон амгинца», один из черновых вариантов которого начинается словами:: «Я полагаю, прежде всего, не мешает сказать вам, что такое Амга».

После опубликования рассказа «Сон Макара» Короленко упрекал в том, что этот рассказ построен на «чудесном превращении дикого якута в талантливого и красноречивого адвоката».

В ответ на этот упрек Короленко Н. Д. Шаховский: « Тут я считаю себя правым. Люди, никогда не сочинявшие наяву двух рифмованных строчек, во сне импровизируют целые стихотворения, и у них остается впечатления удивления перед своим неожиданным талантом. Якуты-импровизаторы почти все, в этих импровизациях они прибегают к образам песенного и былинного эпоса, рожденного где-то в Средней Азии. И на далеком Севере их пение говорят о никогда невиданных животных и южных плодах и растениях. Мне, конечно, пришлось как- нибудь облечь в словах это ощущение, когда человек становиться выше себя самого. Психологической неправды тут нет».

Из ряда произведений самого Короленко, их его «Дневников», «Записных книжек», из воспоминаний современников и т. д. мы узнаем, что прототипом героя Макара является объякутившийся русский пашенный крестьянин из Амги Захар Цыкунов. Один из политических ссыльных, которым был свидетелем создания «Сна Макара» пишет: « Его Макар» - это хозяин юрты Захар. Он объякутивщийся русский переселенец, грязный, грубый, вороватый, пришибленный. Он привязывается к Владимиру Галактионовичу, ходит к нему, вкладывает все печали своей скорбной, беспровестной трудовой жизни Душа его распахивается перед «хорошим человеком» правда, чужим, т. е. «ссыльным и В. Г. Короленко заглянул в эту душу. И из под его пера вылился рассказ «Сон Макара» - гимн человеческой природе, оправдание высокого знания человека. ».

Таким образом, реально существовавший человек стал прототипом символического, обобщающего образа бедного Макара.

Макар – забитый и обиженный всеми бедняк. Его повседневно преследует нужда, голод. Его гоняют старосты и старшины, заседатели и исправники, требуя подати; гоняют попы, требуя руку гоняют морозы и жары, дожди и засухи; гоняют промёрзшая земля и злая тайга»И вот этот забитый человек к чему – то стремится, что – то ищет. Когда он предаётся единственной радости своей жизни – пьянству, мечтает о какой – то «горе», куда он уйдёт, бросив всё. Какое это горе и где она, он знает, но каждый раз напившись, собирается на эту чудесную гору. Правда, пить ему приходилось нечасто. А в трезвом виде он оставлял мысли о «горе» и безропотно нёс ярмо своей безрадостной жизни. Несмотря на то, что – сюжет рассказа фантастичен, в нём дана реальная правда, горька, правда жизни.

Рассказ кончается фантастической сценой. Бедный Макар предстаёт перед судом великого Тайона. Здесь он должен защищаться. Впредь слишком велики его грехи. Он произносит речь о горькой своей судьбе с такой потрясающей силой, что оказываются растроганными и плачут Тайон и его работники – ангелы. Плачет и сам Макар. Макар побеждает, чаша грехов «подымалась всё выше и выше». Но в «записной книжке» Короленко сохранил конец первой редакции, где завершается всё пробуждением Макара и горькими словами о том, почему он жив и не умер на самом деле.

Кроме того, в «записной книжке» есть другая деталь. В печатном тексте говорится, что Макар забыл, где он, перед чьим лицом предстоит – забыл всё, кроме своего гнева» В редакции же «Записной книжки» сердце Макара переполняется «жестокой яростью». «Как мог он до сих пор терпеливо выносить это ужасное бремя своей жизни?. Он выносил его лишь потому, что вдали перед ним, как звезда, мерцала надежда: он жив, стало быть, может, должен ещё испытать лучшееТеперь он стоял у конца и надежда погаслаТогда во мраке сердце его переполнилось слепою яростью, и он стал засучивать рукава, готовясь вступить в дракуОн знал, что при этом ему страшно достаётся, но даже в этом находил какую – то жестокую отраду: если так, - пусть ж его бьют. Пусть его бьют на смерть, потому, что и он будет битьтоже на смерть».

Эти детали говорят об истинном смысле рассказа. Если вся логика приводит к выводу, что необходимо вступить в самую решительную борьбу с теми нечеловеческими условиями существования, которые окружают крестьянина – бедняка, то сам образ Макара мыслится писателем как образ человека, полного решимости смело борется за своё счастье на земле.

Рассказ «Сон Макара» исполнен глубокой любовью к простому человеку – труженику. Здесь сказалась вера Короленко в сокровенные силы народа, вера в то, что народ победят.

Н. Г. Чернышевский, сам отбывавший якутскую ссылку и хорошо изучивший жизнь и быт якутов, ознакомившись с рассказом Короленко «Сон Макара», «высказывал удивление той верности, с которой так мастерски нарисован якут» и говорил, «что написать так мог только талантливый человек, хорошо изучивший быт и душу якута».

«Сон Макара» принадлежит к числу тех произведений,; которые глубоко вошли в жизнь русского и якутского народов, которые оказывают непосредственное влияние на жизнь и укрепляют дружбу русского и якутского народов. И потому совсем не удивителен тот факт, что в 1917 году, когда наша Родина отмечала 85 – летие со дня рождения В. Г. Короленко, амгинцы. В стихотворении «Огоньки», как и в других произведениях Короленко, ярко отразилась туманная, человеколюбивая личность самого писателя, вечно устремлённая в прекрасное будущее.

На якутскую тему Короленко написал более двадцати повестей, рассказов и очерков, над которыми он трудился в течении всей своей жизни, возобновляя свои познания о Якутии переписной с якутными якутянами и политическими ссыльными, томившимися здесь после него. Это было своего рода выполнение того плана, который великий писатель наметил ещё в 1882 году, будучи в Амге.

За сорок лет неустанной заботы Короленко показал себя великим писателем – гуманистом, выдающимся общественным деятелем, поборником правды. Его решительные выступления против самодержавия и всего реакционного, косного, против ложных теорий народничества сделали его выдающимся писателем нашей родины. Отмечая большие заслуги Короленко, А. М. Горький утверждал, что никто другой из русских писателей не сделал так много в качестве народного правозаступника, как Короленко. Он – писал Горький – как бы видел и ощущал справедливость, как всё лучшие мечты наши он крепко верил в близкий расцвет творческих сил страны всю жизнь, трудным путём героя, он шёл навстречу дню, и неисчислимо всё, что сделал В. Г. Короленко для того, чтобы ускорить расцвет этого дня».

В. И. Ленин называл Короленко «прогрессивным писателем». Особенно велики заслуги Короленко перед якутским народом, которому он посвятил так много художественных произведений, правдиво показал в них жизнь и быт Якутии, выразил чаяния и стремления её народов.

Своими сибирскими рассказами, большинство которых связано с Якутией, Короленко создал целую «школу» сибирских писателей: П. Л. Драверт, С. Я. Елпатьевский и др. В статье « В. Г. Короленко и сибирская школа писателей» Богорав – Тан писал: «Он был учителем и вместе пионером, деканом факультета общественных наук сибирского университета, куда поступали по Владимирской дороге, после предварительного стажа.

Несомненно, большое влияние Короленко отдавал и на развитие местной якутской художественной литературы, как до октябрьской, так и советского периода. Также видные писатели Якутии, как Н. Мординов, С. Кулечиков – Влляй, Н. Якутский и др. воспитавшиеся на произведениях классической русской литературе, старательно учатся на художественных творениях В. Г. Короленко правдивости, максимальной добросовестности в изображении жизни и высокому художественному мастерству.

Сформировавшись как писатель – гуманист и демократ в Якутии В. Г. Короленко в своих художественных произведениях с большой глубиной сумел показать жизнь целого края. Он продолжил и поднял на новую, высшую ступень лучшие традиции классиков, писавших о Якутии. В своих рассказах и очерках Короленко выступил защитником угнетённых, поборником просвещения и дружбы народов. Всё это даёт нам право назвать его подлинным певцом Якутии.

Когда народное собрание г. Якутска в начале февральской революции 1917 года отправило своему писателю – другу поздравление, В. Г. Короленко в своей ответной телеграмме с благодарностью писал: «Глубоко тронут приветом народного собрания. В свою очередь шлю привет знакомым и незнакомым друзьям, желаю, чтобы свет свободы осиял в далёком крае города и села, дальние наслеги и одинокие юрты»

Мечты великого русского писателя сбылись. Ему посчастливилось быть свидетелем, как народы его родины в дружном сотрудничестве сбросили гнет царизма и капиталистической эксплуатации и вступили на путь строительства новой свободной жизни!

1. Одна из главных тем художественного творчества В. Г. Короленко - путь к «настоящему народу». Раздумья о народе тесно связаны с вопросом, который проходит через многие его произведения «Для чего, в сущности, создан человек?» - «Человек рождён для счастья, как птица для полёта» и «Как бы ни враждебна жизнь, всё-таки впереди – огни!»

2. Тема «назначения жизни» волновала В. Г. Короленко не только потому, что он стремился изображать в своих произведениях картины жизни с целью показать богатый и своеобразный мир народа. И потому, что, с одной стороны, он хотел, чтобы не было несчастных людей, с другой стороны, чтобы те лучшие человеческие качества, которые присущи людям, сохранились.

3. В каких бы «угрюмых берегах» не текла жизнь, всё-таки впереди огни! Необходимо «принимать её (жизнь) такой, какая она есть, и не склонять голову перед трудностями.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)