Культура  ->  Музыка  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Влияние колыбельной песни на сон ребёнка

Детство ассоциируется с ласковыми мамиными руками и нежным голосом. Звучанием тихой мелодии и с успокаивающими словами колыбельной песни:

Баю-бай, баю-бай, уж ты, детка, засыпай.

Ты, собачка, не лай, нашу детку не пугай

Белолапка, не скули, нашу детку не буди.

Текст этой незатейливой песенки прост, но её интонация полна теплоты и заботы, понимания и спокойствия. Первые слова, с которыми сталкивается ребенок, это речь мамы, колыбельная которую она напевает, успокаивая малыша. Песни называются колыбельными, так как поются у колыбели с засыпающим ребёнком. Колыбель – это народный «инструмент» для укачивания младенцев. Люльку (квадратную раму, на которую слабо натянут холст, образующий значительное углубление) или зыбку (ящик, сделанный из луба и имеющий дно из тонких дощечек) подвешивали к потолку на гибком шесте.

Поскрипывания шеста, мерные покачивания люльки, монотонный звук веретена, пожалуй, определили ритм колыбельного напева. Песня матери сливается в общий ритм звуков и движений. В народе сохранилось второе название материнской песни — «байка», происходящее от слова «байкать» (баюкать, укачивать, усыплять). Действующим лицом в колыбельных чаще всего бывает кот. И это неспроста. Кот любит спать. Перед сном он поет песенки, мурлычет, как бы убаюкивает сам себя. Раньше, прежде чем положить малыша в колыбель, клали в нее кота, чтобы он мог передать свою привычку – мирно спать – младенцу. А ещё считалось, что коты разгоняют чертей и злых духов. С тех пор кот считается одним из самых любимых персонажей колыбельных песенок. Обряд со временем забыли, а котик остался жить в колыбельных.

Зыбка поскрипывает, котенька мурлыкает,

Тихо песенки поет, дрему к доченьке зовет.

Дрема к доченьке идет, под головку сон кладет.

Аргументы выбора данной темы:

Мы выбрали данную тему, потому что хотели узнать: во-первых, помнят ли наши одноклассники свои колыбельные песни, кто их им пел; во-вторых, зачем их нам поют; в-третьих, о чём поётся в них?

Поэтому, мы поставили перед собой цель нашей работы: доказать положительное влияние колыбельной песни на сон ребёнка

Задачи:

1. Собрать литературный материал по данной теме.

2. Выяснить истоки колыбельной песни.

3. Сделать обзор сюжетов колыбельных песен.

4. Наблюдать, как влияет колыбельная песня на настроение, на сон.

актуальность темы:

Актуальность: Считаем, что эта тема актуальна потому, что существует взаимосвязь между колыбельными песнями и интеллектуальным уровнем человека, от которого, в свою очередь, зависит уровень образования, познание окружающего мира, развитие мышления и социальный статус.

Мелодия колыбельной звучит как призыв ко сну. Полноценный и здоровый сон необходимое средство для укрепления иммунитета, для нормального роста и развития ребенка.

Гипотеза: колыбельная не только успокаивает. Песня несет в себе воспитательную, познавательную и информативную функцию. Изучение традиционных колыбельных песен дает представление о быте и культуре народа. Ввиду духовного кризиса современного общества и продолжения народных традиций исследование колыбельных своевременно и необходимо.

Методы исследования: анкетирование, поисковый, творческий, сравнительный.

Колыбельная из глубины веков

Происхождение колыбельных песен очень древнее, первым, кто обратил внимание на жанр колыбельной песни, был В. А. Жуковский (автор исследований в области персидского языка и литературы, фольклора, этнографии и истории Ирана) в 1889 году. После многие ученые-фольклористы обращали внимание на этот жанр, но, несмотря на это, колыбельная не изучена до конца. Форма колыбельной песни добывалась многими поколениями матерей. Поскольку ребенок в младенческом возрасте еще не мог понять содержание песни, ее смыслового значения, главным становился ритм, звуковой «образ» песни, который создавался размеренным тактом, однообразной ритмикой; спокойной, усыпляющей мелодикой звучания колыбельной. Эти песни пелись многие столетия всем детям вне зависимости от знатности, богатства (бедные няньки пели колыбельные песни своим богатым воспитанникам) и темперамента. У бедных крестьян не было возможности уделять много времени обучению и воспитанию ребенка, но те редкие минуты общения с малышом, когда мать укачивала его, использовались ею в полной мере. И колыбельные песни в связи с этим обстоятельством приобретали весьма важное (в чем-то даже судьбоносное) значение для детей.

А. В. Ветухов (филолог, фольклорист) рассматривает колыбельную песню как «отображение женской, материнской души». Он считает, посредством колыбельной песни мать передает свои личные переживания (горести и радости), возможность до конца выговориться, высказаться и получить психическую разрядку. А также использует в песне описание предметов, которые её окружают. Тематика песен меняется в зависимости от исторического хода событий. В 19 веке, крестьянка, «простолюдинка» поет песню, чтобы отвести душу и помечтать о лучшем будущем: благопожеланиями богатства, доброты, душевной щедрости.

Спи, мое милое, спи, дорогое!

Вырастешь большо — будешь в золоте ходить,

Нянек да мамок камочками дарить,

Да своих милых подруженек Ленточками.

По мнению М. Н. Мельникова (ученый-фольклорист Сибири), образы, связанные с пищей, появляются в колыбельных песнях в голодные двадцатые, а также шестидесятые и семидесятые годы.

Ой, качи, качи, качи, в головах-то калачи,

В ручках прянички, в ножках яблочки,

По бокам конфеточки, золотые веточки.

Суровая действительность и тоска по счастливой жизни обусловливают появление ярких образов золотой колыбели, образы «сверхсуществ» (сна, угомона, Буки) исчезают с искоренением предрассудков в сознании людей, заменяясь «реальными» образами животных и птиц.

А. Н. Мартынова (фольклорист) предложила классификацию колыбельных по содержанию: пожелания ребенку (сна, здоровья, роста; послушания; смерти). Обращение к различным существам с просьбой (требованием): дать ребенку сон, здоровье, укачать его; не пугать его, не мешать его сну. Песни повествовательные: о самом ребенке; разных людях; животных, птицах, предметах. В группу «Нетрадиционных колыбельных песен» включаются: песни литературного происхождения; песни, заимствованные из других жанров.

Колыбельные татар и казахов

В колыбельных песнях сибирских татар и казахов не встречаются имена, что особенно характерно для славянских колыбельных. Ребенок для матери пылбылым «соловушка», карлығацым «моя ласточка», тайлақ «жеребенок», козы «козленок». Татарским песням свойственны следующие ласковые номинации ребенка: йолдызым «звездочка моя», гузэлемнең гузэге «красивый мой», йөрэгемнең узэге «кусочек сердца моего», чибэрем, чибэрем «прекрасный мой», җомырым, җомырым «круглый мой, пушистый мой», сандугачым, былбылым «соловей мой», зиннэтем син, кадрем син «драгоценный, дорогой мой». Большое значение имеет в татарских песнях звукопись.

В колыбельных песнях мать, простым языком разъясняет и укладывает в детской голове первые знания о мире:

Мама шиге барамын - Мама, я иду за дровами (топливом)

Мамаң саған неберер? А что тебе мама даст?

Ешкi сауып сүтберер - Мама может подоить козу и дать тебе молоко

Лишь затем колыбельная начинает отражать материнские представления о будущем ребенка, об идеалах народной жизни (например, стать ученым, уважаемым человеком, стать настоящим защитником родины):

Усеп пуйға йет əрсең - Вырастишь большим

Ил сакцысы пуларсың - Станешь защитником страны, родины

Сур турəлəр пулырсың - Станешь большим (достойным уважения) человеком

С помощью колыбельной песни идет передача нравственных идеалов одного поколения другому:

əлли-бəлли итəр бу - Баю-баю, засыпай

Мəдрəсəғə китəр бу - Вырастешь, пойдешь в медресе

Тыршып сабақ уқығач - Будешь стараться от души, читать молитвы

Ғалим булып җитəр бу - Станешь мудрым человеком, постигнешь высшее.

Мать обращается к своему ребёнку:

Ғыззəтем син, қадрем син - Ты моя надежда, ты моя вера,

Минем йɵрəк, бəғрем син - Ты мое сердце и душа

Куанычым, шатлығым - Моя радость, мое счастье

Тик син минем, син, син, син - Только ты мой, только ты, ты.

Таинство колыбельной песни

Колыбельные песенки по древним языческим верованиям защищали ребенка от злых сил и поэтому играли охранительную роль. Колыбельные была своеобразным оберегом, защищающим малыша от сглаза, проблем, бед, болезней. В мотивах колыбельных песен слышится пожелание сна, здоровья, хорошей жизни, заговоры-обереги.

Баю-баю, мой малыш, сладко спи, родной!

Буду я, пока ты спишь, твой беречь покой.

Буду песенкой своей горе отгонять,

От печалей и скорбей зорко охранять.

Злого времени рука сон похитит твой.

А сейчас усни пока, баю-бай, родной!

Наши предки считали, что колыбельная обладает особой магией. Неспроста в колыбельку укладывали различные ритуальные вещи, выполняющие охранительную функцию: коготь медведя, ломоть хлеба, железный предмет, зерна ячменя, ржи. Считалось, что они помогут малышу вырасти сильным, крепким, здоровым, удачливым. Колыбельные и заговоры — самые древние песни человечества, обладающие огромной силой внушения. Ханты, селькупы, татары, казахи, населявшие Сибирь до Ермака, придавали колыбельным мистическое значение. Для каждого младенца колыбельная была своя - ее при рождении ребенка сочиняла мать. Потом эта пеня всю жизнь была его оберегом.

Для устрашения зловредных духов некоторые народы пели над маленькими детьми грозные песни, в которых угрожали силам зла страшными карами за покушение на душу младенца. Колыбельные в старину пели ребенку до двух лет, то есть в то время, когда его качали в люльке. После двух лет ребенок считался уже «совсем человеком», и его клали спать на взрослую кровать.

Помимо этого колыбельная песня, выполняет ещё и ознакомительную роль. Сначала в ней преобладают «мотивы, посвященные исключительно ребенку», которого необходимо познакомить с окружающим миром. Появляются песни, которые описывают мир животных, их поведение (кот, голуби, воробей, бычок). А также «неодушевленные и отвлеченные предметы», окружающие ребенка (интерьер избы). Потом в песню вводят персонажей, сон и дрему, как вымышленных, но имеющих человеческое обличие. Таким образом, мать, начиная с простого, разъясняет и укладывает в детской голове первоначальные познания.

Современные мамы просто не знают колыбельных песен и уж тем более не догадываются об их значении. Им намного удобнее, когда младенец засыпает под звуки телевизора или радиоприемника. С самого раннего возраста «приучая» своих детей находиться в постоянном шуме (работающий телевизор, включенный компьютер), родители подвергают ребенка дополнительной шумовой нагрузке, что оказывает негативное влияние на весь детский организм. Замена колыбельных песен телевизором, компьютерными «стрелялками» или записями рок-групп может привести к развитию у ребенка «синдрома дефицита внимания». Наукой доказано, что дети, которым не пели колыбельных песен, вырастают более эгоистичными и злыми, менее успешными и подвержены психическим расстройствам. На Востоке даже есть такая поговорка про злого человека: «Видно, ему мама в детстве не пела колыбельных песен».

Счастливый сон

Чтобы успокоить и усыпить ребенка поют колыбельную песню, в которой преобладает однообразная, зачастую монотонная мелодия, сладко обволакивающая малыша. Ведь малыш в раннем детстве еще не в состоянии воспринимать слова, он воспринимает только звуки, интонации. Поэтому в колыбельной важным является размеренный ритм, однообразная, спокойная напевность. Для этого даже ударения в словах подчиняются определенному ритмическому рисунку, схожему с раскачиванием люльки:

Баю, баю, баю.

Тебе песенку спою я про серого кота.

Как у серого кота колыбелька золота, позолоченная.

К тому же в текст таких песен входят слова с большим количеством шипящих и свистящих звуков, как бы усыпляющих малыша. Например: «Шла наша Дрема, зашла наша Дрема. » или «Шиш вы, куры, не шумите, мою детку не будите. » Мамам не обязательно обладать отличным голосом или безупречным слухом. Тембр голоса, мягкость исполнения, лиричность звучания является для ребенка важным и главным. И ему все равно, кто поет колыбельную - мама, папа, бабушка или дедушка. Главное, - чтобы от души.

Магия песни

Колыбельную песню можно назвать заговором-оберегом. Слова и музыка обладают волшебной силой и способны усыпить, успокоить, уберечь, охранить. Текст песни помогает ребенку изучать родной язык, понять значение первых слов, а размеренная плавная мелодия прививает любовь к музыке с раннего детства. Колыбельные песни – это совершенно особые песни, они закладывает прочный фундамент физического, психического и нравственного здоровья человека.

Может показаться, что все колыбельные песни похожи, однако это не так. Например, существуют песни, для мальчиков и для девочек, несущие в себе большую смысловую нагрузку и содержащие своеобразное руководство к действию.

Колыбельная для девочки содержит такие слова:

Закрывай принцесса глазки, баю баю, ангел мой.

Верь, когда-нибудь из сказки принц придет и за тобой.

Золоченая карета повезет тебя к мечте -

К встрече с утренним рассветом, к ясной утренней звезде.

Песня для мальчика определяет историческое предназначение мужчины:

Баиньки, баиньки, спи, покуда маленький.

Будет время - подрастешь, на работу пойдешь,

Станешь лес рубить, рыбку в озере ловить,

Дрова возить матушке, избу чинить батюшке.

Станешь всем помогать, будет некогда поспать!

Неспроста в колыбельных песнях использовались слова «люли», «люшеньки-люли», кроватку малыша - колыбельку - называли люлькой, а малыша, который спал в колыбельке, - лялей, лялечкой. Детей же не просто нянчат, а лелеют. Оказывается, это производные от имени дочери славянской богини Лады - Лели. Леля у славян была богиней весны, первых ростков, цветов. Наши предки считали, что она покровительница проклюнувшихся ростков, новорожденных малышей. Поэтому в колыбельке, баюкая ребенка, наши прапрабабушки обращались к покровительнице. Например, «Люшеньки-люли, спи, дитя мое, усни. » Иногда в колыбельных упоминается богиня Лада - богиня лета, счастья материнства - и очень часто - птицы. «Птицы у древних славян - это вестники Бога, которые помогают заботиться о малыше:

Ай, люли-люленьки. Прилетели гуленьки.

Сели гули на кровать. Стали гули ворковать.

Стала Таня засыпать

Снять напряжение и тревожность у маленького ребенка помогут ласковые и нежные слова, мелодичный напев, неторопливый ритм колыбельной песни. А легкое покачивание малыша еще усиливает этот эффект. Малыш быстрее засыпает и видит только хорошие сны, когда мама тихонечко поет колыбельную. Колыбельная мелодия – это постоянное повторение и звучное рифмование слов, она погружает слушателя в состояние транса. Колыбельная исходит от самого родного, самого дорогого человека – матери, поэтому воспринимается малышом с магической силой. Ритм колыбельной песни, схож с ритмом дыхания и сердцебиения матери и ребенка, поэтому играет важную роль в их душевом единении.

Взрослым людям, страдающим бессонницей, поможет колыбельная песня, а также снимет стресс и тревожность, благодаря своему мягкому и ненавязчивому звучанию. Получается, что колыбельные учат нас спать.

Сила волшебства колыбельной песни

Главное предназначение колыбельной успокоить малыша. Песня состоит из плавного ритмичного звучания часто повторяемых слов, которые запоминаются ребёнком на уровне подсознания. В дальнейшем знакомые слова всплывают в его памяти, тем самым облегчая первые попытки ребенка, изъяснятся с помощью издаваемых звуков. Тем самым колыбельная песня способствует восприятию речи, которую слышит ребёнок, помогает быстрее научиться разговаривать

Колыбельные песни снимают тревожность, возбуждение, напряжение. Помогают ребенку успокоиться после утомительного и насыщенного дня. Малыш не может контролировать свои психические процессы, он впечатлителен, полон эмоций, и ему трудно перейти в более спокойное состояние. А колыбельные песни, баюканье отвлекают и усыпляют.

Через колыбельные песни ребенку передается положительная информация, которая впоследствии воздействует на него. Это теплые пожелания и добродетели, блага, которые мама вкладывает в смысл своих слов и пожелания, чтобы такими качествами обладал её малыш. Сюда относится здоровье, мудрость, богатство, ум. Колыбельные никогда не бывают бессмысленными. На современном этапе те же самые вещи (заговоры, заклинания) называются кодом, механизмом психологического внушения и программирования.

С колыбельной песней малышу передаются основы нравственности, стереотипы поведения. Младенческий возраст является наиболее чувствительным для закладывания в человека базовой морали. Это проверенное веками средства. Из поколения в поколение передавали наши предки этот опыт. Эта традиция стоит того, чтобы ее поддерживали. Абсолютно все колыбельные песни программируют исключительно на мудрость, удачу, благо.

Через колыбельную для более взрослых детей малыш начинал понимать заботы семьи, назначение отдельных предметов. Одним словом, колыбельные песни были универсальным средством для всестороннего развития малыша. Конечно, сегодня трудно представить себе, как пелись колыбельные песни в старину: мы не можем до конца прочувствовать старинную колыбельную песню, уловить тончайшие нюансы ее ритма, мелодии. В наши дни этот жанр, во всем его многообразии и уникальности, к сожалению, уходит из повседневной жизни. А жаль! Ведь раньше колыбельным песням обучали еще с раннего детства: детей учили правильно «байкать», прививая им навыки материнского поведения.

Старинные народные заговоры и колыбельные песни имеют одинаковую структуру и очень близки по содержанию (имеют особый тип исполнения, схожее строение, магические элементы). Колыбельная песня поется не только, как заклинание с целью дать ребенку блага в будущем. Но еще и несет знахарский текст, имеющий целью поправить здоровье ребенка в том случае, если он болен, или как оберег от сглаза. Главное отличие колыбельной от заговора заключается в том, что колыбельная песня несет воспитательную функцию.

Ученые установили, что целительным действием обладают только колыбельные песни на родном языке человека с древним напевом: иностранные слова, чужеродные мелодии и ритмы непонятны нашему подсознанию. Современные авторские песни, несмотря на хорошие стихи и мелодию, не имеют подобной силы.

Многие психологи, социологи и культурологи сейчас сходятся на том, что многие стрессы сегодняшнего дня коренятся не в сумасшедшем темпе жизни, а в противоречиях и шаткости установок, которые дети воспринимают от родителей.

Что дало мне изучение данной темы

Казалось бы, что колыбельная – простые слова, переложенные на музыку нужна лишь для укачивания, успокоения ребёнка. Перед нами открылось великое предназначение колыбельной. Она имела первостепенное значение у мам народов всего мира! Колыбельная песня является талисманом для малыша и несет стереотипы поведения. Закладываются моральные установки и жизненные принципы, посредством поучения и примеров. Русские народные колыбельные песни складывались веками, и в них – самое оптимальное соотношение мысли, движения и настроения. Эти песни нераздельно соединены с народной практикой воспитания детей, находящихся как раз в том самом нежном возрасте, когда ребенок – еще беспомощное существо, требующее постоянного заботливого внимания, любви, нежности и ласки, без которых он просто не выживет. Основой для ее создания послужило практическое знание специфики детского возраста, которое накапливалось в народной культуре годами и столетиями, и было закреплено в многообразных приемах воспитания детей на разных этапах жизни.

Можно сделать вывод: колыбельная песня имеет фундаментальное и решающее значение и необходима на раннем развитии ребенка. Она пробуждает в человеке чувство родной земли, родного языка и материнской любви. Благодаря колыбельной песни осуществляется неразрывная связь между мамой и ребенком, происходит становление близких отношений.

Гипотеза: колыбельная не только успокаивает. Песня несет в себе воспитательную, познавательную и информативную функцию. Изучение традиционных колыбельных песен дает представление о быте и культуре народа. Ввиду духовного кризиса современного общества и продолжения народных традиций исследование колыбельных своевременно и необходимо - подтвердилась.

Исходя из данных анкетирования по СОШ № 7 г. Салавата мы получили следующие результаты:

- Школьники начальных классов не помнят и не знают колыбельных песен, вероятно, потому что родители их им не пели.

- Школьники средних и старших классов знают от 2 до 4 колыбельных песен.

При проведении анкетирования среди учащихся мы выявили, что традиционные колыбельные песни не забыты, они нужны, и до сих пор употребляются. В современных колыбельных песнях изменились образы, форма исполнения, поэтика, ритм, мелодия и их роль до конца не выяснена. Они практически не употребляются. Среди опрошенных детей никто не знает современных колыбельных песен, потому что они отошли от своего традиционного назначения.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)