Культура  ->  Музыка  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Влияние музыки на ребенка

Музыка

С давних времен люди заметили влияние музыки на человека. Кто может ответить на вопрос, почему, когда мы слушаем ту или иную мелодию, на глаза набегают слезы, или вдруг сердце переполняет огромное чувство, все вокруг становится радостным и солнечным.

Каждый день большинство из нас слушает разную музыку, которая, так или иначе встретится где-нибудь, независимо от того, хотим мы этого или нет - в машине, автобусе, супермаркете, кинотеатре, на улице, на дискотеке, или ресторане - везде, где бы мы ни находились, нас сопровождают звуки музыки. При этом вряд ли кто-то задумывается, какое огромное влияние она оказывает на наш внутренний мир и поведение.

Своим ритмом, мелодией, гармонией, динамикой, разнообразием звуковых сочетаний и колоритов музыка передает бесконечную гамму чувств и настроений. Её сила заключается в том, что, минуя разум, она проникает прямо в душу, в подсознание и создает настроение человека. В зависимости от содержания музыка может вызывать в человеке самые разные чувства, побуждения и желания. Она может расслаблять, успокаивать, бодрить, раздражать и т. д.

Я много раз слышала о том, что музыка учит ребенка не только видеть, но и воспроизводить увиденное, не только слышать, но и представлять то, что слышишь. Но что означает эта фраза, и как музыка может повлиять на моих сверстников?

Целью моего исследования является установление влияние музыки на ребенка.

Исследование проводилось среди учеников 3 «Б» класса школы № 16 г. Благовещенска, а также среди воспитанников старшей группы детского сада № 60. Всего в исследовании принимало участие 40 детей, из них 23 школьника, 17 детей дошкольного возраста.

Задачами исследования являются определение особенностей влияния музыкальных композиций классического стиля и современной рок музыки на эмоциональное состояние детей 4-5 лет и детей 8-9 лет.

Исходя из цели и поставленных задач, были сформулированы две гипотезы, которые представляют собой следующие предположения:

Гипотеза № 1: Произведения различных музыкальных стилей по-разному влияют наэмоциональное состояние ребенка.

Гипотеза № 2: Восприятие музыкальных произведений детьми разного возраста различно.

В ходе исследования применялись такие методики, как тест-рисунок и анализ информации.

Для проведения исследования были выбраны две музыкальные композиции различных стилей: «Лунная» соната Л. В. Бетховена и «It’s my life» Bon Jovi.

Выбор именно классической музыки и музыки стиля рок обусловлен контрастом данных стилей по отношению друг к другу, а также их широкой распространенностью в настоящее время.

В исследовании детям было предложено прослушать два музыкальных произведения и выразить свои впечатления от прослушанного на бумаге с помощью различных цветов.

По окончанию исследования были получены следующие результаты.

Первоначально детям 8-9 лет было предложено прослушать рок-музыку. Анализ сделанных детьми рисунков показал, что при отображении впечатлений от прослушивания инструментального рока дети преимущественно использовали темные цвета, такие как черный, коричневый, синий.

Из этого я сделала вывод, что данная музыка, имеющая отличительными чертами жесткий ритм и монотонные повторения, воспринимается как нечто угнетающее и мрачное. И лишь на некоторых рисунках мы встречаем более яркие цвета.

Что касается рисунков, выполненных при прослушивании классической музыки, из цветовой диаграммы, сделанной на основе данных рисунков, видно, что в них преобладают более яркие цвета: синий (голубой), зеленный, желтый, оранжевый. Данное изменение использованной цветовой гаммы свидетельствует о смене настроения у детей 8-9 лет при перемене музыки, эмоциональном подъеме и более радостном восприятии услышанного.

Обращаясь непосредственно к содержанию рисунков, я установила, что большое влияние на воображение имеет образное восприятие музыки. При прослушивании инструментально рока, где ведущим музыкальным инструментом является гитара, большинство детей изобразило именно игру на гитаре, некоторые нарисовали танцующих людей и лишь небольшое количество - иные образы.

Я считаю, что данные работы представляют большой интерес с точки зрения исследователя, так как они отражают внутреннее восприятие ребенком мелодии, отражают гнетущее состояние, которое произвела на них музыка. На таких рисунках изображены паутина, черные птицы в лесу, машина скорой помощи, направляющаяся к больной девочке.

Предложенная детям классическая мелодия является более отвлеченной, не навязывает какой-либо определенный образ, о чем свидетельствует большее разнообразие рисунков. Здесь мы видим море, птиц, людей, деревья, цветы, различные природные явления, выполненные в ярких, сочных цветах.

Однако анализ представленных рисунков не позволяет сделать вывод об исключительно положительном восприятии детьми классической музыки. На двух из представленных двадцати трех работ школьников мы видим изображение плачущих людей. Возможно, медленная и мелодичная композиция навеяла какие-то грустные воспоминания, возможно, не понравилась сама мелодия.

Анализируя работы, выполненные детьми дошкольного возраста, я пришла к выводу о том, что на них прослушанные музыкальные композиции оказали более выраженное влияние. На данных рисунках мы не видим конкретные образы, однако используемые краски свидетельствуют о сильном эмоциональном восприятии услышанного.

Первоначально дети прослушали рок музыку

Несмотря на то, что они не использовали в своих рисунках черные краски, сразу обращает на себя внимание яркость и агрессивность используемых тонов. Это и ярко малиновый цвет, и темно синий, зеленый, красный. На диаграмме можно увидеть, какие цвета преобладали в работах детей 4-5 лет, сделанных при прослушивании рок композиции (приложение 3).

Что касается рисунков, сделанных при прослушивании классической мелодии, здесь основными цветами являются красный, розовый, оранжевый. Я считаю, что это означает подъем настроения у детей, радостное восприятие музыки.

Подводя итоги исследования, я пришла к выводу, что прослушивание классической композиции оказывает более благоприятное воздействие на ребенка независимо от его возраста, тогда как рок музыка навязывает более мрачное и тревожное настроение.

Таким образом, было получено подтверждение первой гипотезы: произведения различных музыкальных стилей по-разному влияют на эмоциональное состояние ребенка.

Однако вторая гипотеза не нашла своего подтверждения при проведении исследования. Как было мною установлено, независимо от возраста ребенка, восприятие музыкальных произведений детьми разного возраста было схоже.

В результате проведенного исследования я поняла, что музыка - это столь прекрасное, будоражащее и неоднозначное искусство, что описать её воздействие на психику ребенка в полной мере не представляется возможным. Продолжение исследования по данной теме может не только заинтересовать людей, но и позволит им значительно больше узнать о пользе или вреде своих музыкальных пристрастий.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)