Авто  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Влияние соревнований по джип-триалу на природу в районе отводного канала Нивских ГЭС

В последние годы в районе Кандалакши проводится много различных соревнований – по велоспорту, автомобильные соревнования, по натурбану и т. д. Одними из самых посещаемых горожанами являются соревнования по джип-триалу. Суть соревнований сводится к прохождению пересеченной трассы с искусственными или естественными препятствиями. В 2007 году в Кандалакше эти соревнования проходили 10 июня на отводном канале Нивских ГЭС.

С сентября 2007 г мы начали собирать данные по теме исследования.

Мы изучили нормативные документы по проведению соревнований. Выяснили, что лица, нарушающие природоохранительное законодательство и причиняющие вред окружающей природной среде и здоровью человека, несут дисциплинарную, административную либо уголовную, гражданско-правовую и материальную ответственность в соответствии с Законодательством Российской Федерации.

Но во время соревнований некоторые положения данных правил были нарушены. И даже спустя 3 месяца после соревнований еще остались следы их проведения – бензиновые пятна, разъезженная тропа, остатки сигнальных лент.

Об исследуемой территории мы решили расспросить зам. директора по НИР КГПЗ к. б. н. А. С. Корякина. Оказывается, что учеты птиц в этом месте проводятся уже около тридцати лет, начиная примерно с 70-ых годов. По мнению Александра Сергеевича соревнования не могли серьезно повлиять на состояние местности. Однако, в связи с тем, что там произрастают некоторые редкие и даже краснокнижные растения (Истод горьковатый), а так же гнездятся и останавливаются на пролете птицы, проведение подобных мероприятий нежелательно. Примером того, что проведение соревнований здесь нежелательно, может служить следующий факт. После соревнований бросила гнездо сизая чайка, которая гнездилась постоянно в течение 5 лет. Он предложил нам подумать над составлением карты этого района и попытаться обратить внимание городской администрации и жителей нашего города на необходимость создания там Памятника природы. Тогда будет возможно ввести некоторые запреты на использование этой территории, а посещаемость оставить полностью открытой.

Мы провели полевые наблюдения на территории отводного канала Нивских ГЭС и обнаружили, что проведение соревнований по джип-триалу не прошли бесследно для данной местности. Соревнования (10. 06. 2007) по джип-триалу проводились в зоне, где произрастают охраняемые растения и останавливаются и гнездятся птицы.

Таким образом, наше исследование – это начало большой и трудоемкой работы. Необходимо собрать нормативные, правовые документы, обратиться в архитектурный отдел администрации, чтобы определить статус территории отводного канала и выяснить есть ли какие-то перспективные планы на нее. Результатом этого может стать экологический проект или исследовательская работа.

В последние годы в районе Кандалакши проводится много различных соревнований – по велоспорту, автомобильные соревнования, по натурбану и т. д. Расположение нашего города таково, что в нем практически нет окраин. По этому большинство соревнований проходит или в непосредственной близости от города, или в самой Кандалакше.

Мы задались вопросом, влияют ли подобные мероприятия, в частности соревнования по джип-триалу, на окружающую нас природу.

В Мурманской области соревнования по джип-триалу проводятся с 2003 г (г. Снежногорск). Суть соревнований сводится к прохождению пересеченной трассы с искусственными или естественными препятствиями. В 2007 году в Кандалакше эти соревнования организовал Карпов А. [2]. Они проходили 10 июня на отводном канале Нивских ГЭС. На данной территории с 1994 г учениками нашей школы проводятся наблюдения за пролетом птиц. По этому нам стало интересно, как соревнования по джип-триалу повлияли на природу данной местности.

Джип-триал - автомобильное соревнование, проходящее на закрытой естественной или искусственной трассе, расположенной на пересеченной местности.

Основным соревновательным фактором джип-триала является безошибочное преодоление препятствий, обозначенных расположенными на трассе курсовыми воротами за минимальное время, не превышающее отведенный лимит времени (установленный Организатором промежуток времени, в течении которого каждый экипаж должен произвести финиш в секции). Нормативными документами соревнований по джип-триалу являются:

- Правила Дорожного Движения, действующие на территории России.

- Кодекс Автомобильного Спорта РАФ (КАС РАФ) и его Приложения.

- Правила организации и проведения соревнований по джип-триалу (ППДТ 05).

- Регламент и информационные бюллетени.

Трасса джип-триала состоит из нескольких специальных участков, называемых секциями. Местом расположения секций выбираются труднопроходимые участки с естественными и искусственными препятствиями: крутые спуски и подъемы, грязь, броды, камни, бревна, покрышки и т. д. Продолжительность соревнования не должна превышать 9-и часов в течение одних календарных суток. При этом спортсмены обязаны позаботиться об окружающей среде: валить деревья, создавать пожароопасную обстановку, оставлять мусор на местах привалов запрещается, за все это полагаются штрафные очки.

К сожалению, в законодательстве РФ не нашлось статей, регламентирующих подобные мероприятия. Вопросами о выдаче разрешения на проведение соревнований занимается городская администрация. А такие организации как Роспотребнадзор и комитет по экологии г. Кандалакши не регламентируют подобные соревнования.

Гонки на внедорожниках постепенно становятся визитной карточкой города Кандалакши. Открытые клубные внедорожные соревнования «Джип-спринт. За каналом» собирают тысячи зрителей со всего региона. Такого рода соревнования проходят уже несколько лет подряд.

О кандалакшской трассе участники уже наслышаны. Протяженность трассы (например, в 2005 г) составляла около трех километров. В среднем гонщики проходили ее за 3-4 минуты со скоростью 45 километров в час (при норме не более 40 км/час),.

Третий тур открытого чемпионата Мурманской области по джип триалу «За каналом» состоялся в 2007 г 10 июня. Организаторами этих соревнований стал off-road club "КАНДА". Была выбрана новая трасса в районе отводного канала Нивских ГЭС. Соревнования проходили в два этапа на двух разных трассах, третья трасса – для любителей супер-экстрима. Участие в соревнованиях приняли 10 экипажей из Мончегорска, Апатитов, Мурманска, Кандалакши, Рослякова. В составе двух экипажей были 2 женщины.

В соответствие с требованиями к соревнованиям зона прохождения машин была ограждена сигнальными лентами.

К сожалению, на изученных нами сайтах мы не нашли ни одного прямого упоминания о влиянии соревнований на окружающую среду.

Мы провели обследование места соревнований по джип-триалу - отводного канала Нивских ГЭС - в сентябре 2007 г. Мы сфотографировали последствия соревнований, некоторые виды растений и животных – обитателей данной территории, использовав фотоаппарат Canon (Power Shot A340). Измерили (шагами) протяженность трасс. Первая составила около 400 м, вторая приблизительно 800 м.

Мы провели опрос сотрудников Роспотребнадзора, комитета по экологии г. Кандалакши, взяли интервью у заместителя директора по НИР КГПЗ к. б. н. Корякина А. С. Изучили правила и регламент проведения соревнований по джип-триалу с помощью поисковых программ Rambler и Jandex.

Мы благодарим за предоставленную информацию и фотографии членов фенологического кружка нашей школы (руководитель Парфей-Карпович О. А. ) – Травникову М. , Вейсблюм А. , Федотову Е. , Яковлева Д. , Ищенко И.

Характеристика места исследования

Место исследования – отводной канал Нивских ГЭС. В состав этой территории входит лагуна, на которой уже много лет сотрудники Государственного природного Кандалакшского заповедника и ученики нашей школы проводят различные наблюдения, в том числе учеты птиц. Для нас это место представляет особый интерес, так как там произрастают многие интересные для изучения растения, на пролете останавливаются различные виды птиц (в том числе занесенные в Красную Книгу Мурманской области – лебедь-кликун, пеганка, оляпка и др. ), а весной периодически приплывают молодые особи гренландских тюленей.

Это красивое место на берегу Кандалакшского залива Белого моря. Горожане с удовольствием посещают его. Отводной канал расположен между Лесозаводом и улицей Защитников Заполярья г. Кандалакши. На берегу лагуны находятся частные дома и дачи горожан.

Результаты исследования

Изучив правила проведения соревнований по джип-триалу, мы выяснили, что место проведения соревнований должно быть оснащено урнами для мусора и туалетными кабинками.

Лица, нарушающие природоохранительное законодательство и причиняющие вред окружающей природной среде и здоровью человека, несут дисциплинарную, административную либо уголовную, гражданско-правовую и материальную ответственность в соответствии с Законодательством Российской Федерации.

Запрещается оставлять или закапывать любой мусор. Весь собственный мусор и, возможно, мусор других участников необходимо забирать с собой. Запрещена валка живых деревьев. Кроме того, запрещено сливать нефтепродукты и технические жидкости на землю и в водоемы, а также оставлять после себя следы ремонта. Замененные запчасти надлежит забирать с собой.

Но во время соревнований некоторые положения данных правил были нарушены. Например, были «порублены» кустарники, когда вытаскивали одну из застрявших в яме машин.

В сентябре 2007 г нами было осмотрено место проведения соревнований «За каналом». Мы увидели, что спустя 3 месяца еще остались следы проведения данных соревнований – бензиновые пятна (хотя другие машины в этой части города не ездят), разъезженная тропа (по которой постоянно ходят люди на свои дачи), остатки сигнальных лент (которые должны быть по правилам убраны сразу после проведения соревнований).

Об исследуемой территории мы решили расспросить заместителя директора по НИР Кандалакшского государственного природного заповедника Александра Сергеевича Корякина. В первую очередь мы интересовались, ведутся ли какие-нибудь наблюдения на территории отводного канала Нивских ГЭС. Так же мы хотели узнать личный взгляд Александра Сергеевича на проведение там соревнований по джип-триалу. Оказывается, что учеты птиц в этом месте проводятся уже около тридцати лет, начиная примерно с 70-ых годов. По мнению Александра Сергеевича, соревнования не могли серьезно повлиять на состояние местности. Однако, в связи с тем, что там произрастают некоторые редкие и даже краснокнижные растения (Истод горьковатый – Polygala amarelle Crantz), а так же гнездятся и останавливаются на пролете птицы, проведение подобных мероприятий нежелательно. Примером того, что проведение соревнований здесь нежелательно, может служить следующий факт. После соревнований бросила гнездо сизая чайка (Larus canus), которая гнездилась на камне в лагуне постоянно в течение 5 лет.

Лично Александр Сергеевич негативно относится к тому, что данное место никем не охраняется. К тому же нет никаких нормативных актов, в которых бы ограничивалась эксплуатация такого рода территорий. Он предложил нам подумать над составлением карты этого района и попытаться обратить внимание городской администрации и жителей нашего города на необходимость создания там Памятника природы. Тогда будет возможно ввести некоторые запреты на использование этой территории, а посещаемость оставить полностью открытой.

Мы провели полевые наблюдения на территории отводного канала Нивских ГЭС и обнаружили, что проведение соревнований по джип-триалу не прошли бесследно для данной местности.

Были обнаружены бензиновые пятна, разъезженная тропа, остатки сигнальных лент, вырубленные кусты. После соревнований сизая чайка бросила свое гнездо.

Соревнования (10. 06. 2007) по джип-триалу проводились в зоне, где произрастают охраняемые растения и останавливаются и гнездятся птицы.

Мы выяснили, что проведение таких соревнований, по мнению зам. директора по НИР к. б. н. Корякина А. С. , нежелательно для данной местности.

Такие организации как Роспотребнадзор и комитет по экологии г. Кандалакши не регламентируют проведение соревнований по джип-триалу.

Необходимо продолжить начатую работу.

7. Заключение

Таким образом, наше исследование – это начало большой и трудоемкой работы. Необходимо собрать нормативные, правовые документы, обратиться в архитектурный отдел администрации, чтобы определить статус территории отводного канала и выяснить есть ли какие-то перспективные планы на нее. Результатом этого может стать экологический проект или исследовательская работа.

ТРЕБОВАНИЯ К ТРАССАМ ДЛЯ СОРЕВНОВАНИЙ ПО ДЖИП-ТРИАЛУ

Статья 1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

Конфигурация

1. Джип-триал - это автомобильное соревнование, проходящее на закрытой с искусственными и/или естественными препятствиями трассе, расположенной на сильно пересеченной местности и разделенной на зачетные Секции. Трасса для джип-триала должна содержать сильно пересеченный рельеф, перепады высот, искусственные и/или естественные препятствия. Препятствия должны выбираться таким образом, чтобы после преодоления их участниками, они (по возможности) минимально изменяли свою конфигурацию.

При постройке искусственных препятствий, в их конструкцию необходимо закладывать прочность, достаточную для сохранения их конфигурации на протяжении всего соревнования.

2. Конфигурация каждой Зачетной Секции должна быть такой, чтобы участники не могли бы развить высокую скорость.

3. Ограждение Зачетной Секции служит для закрытия доступа в неё посторонних автомобилей и зрителей. Высота ограждения должна быть не менее 1200 мм и не более 1500 мм. Оно должно быть выполнено с помощью ленты на вешках.

4. Допускается не более двух разрывов в ограждении Зачетной Секции для устройства Стартовых и Финишных ворот.

5. Обязательно двойное ограждение с коридором безопасности не менее 1,5 м. Оно должно быть выполнено:

▪ с помощью ленты на вешках;

▪ рекламных щитов, баннеров или растяжек.

Примечание. Разрешается нахождение в этом коридоре только судей и аккредитованной прессы.

6. Ограждение следует устанавливать таким образом, чтобы оно не ограничивало свободу маневра Участника при преодолении препятствия. Ограждение следует устанавливать на расстоянии не менее 10-и метров от Курсовых ворот везде, где это возможно.

В случае если Организатор желает ограничить свободу маневра, следует устанавливать дополнительное препятствие или дополнительные Курсовые ворота.

7. Лимит времени рекомендуется устанавливать таким образом, чтобы участники имели достаточный запас времени для преодоления секции. В любом случае он не должен быть менее двух минут на одни курсовые ворота.

Характеристики грунта

Трасса может быть расположена на любом грунте за исключением: торфа, зыбучего песка, ила или иных слабых грунтов, которые заведомо не предоставляют Участникам равных условий прохождения по одной траектории.

1. 3. Курсовые ворота.

1. Ворота должны располагаться либо непосредственно за препятствием, либо, непосредственно на препятствии. В любом случае, для прохождения ворот участнику должно быть необходимо преодолеть препятствие.

2. Ширина Курсовых ворот может варьироваться в пределах 2300 мм –2450 мм. При этом ширину ворот следует подбирать с учетом препятствий, траекторий, характеристик грунта и состава участвующих в соревновании автомобилей. При необходимости верхний предел может быть увеличен по решению Руководителя Гонки.

3. Общее количество курсовых ворот в секции должно быть не менее 1 и не более 5.

При возможности установки большего числа ворот, такую секцию следует разбивать на две.

Стартовые и финишные ворота. Стартовая и финишная зона

1. Стартовые и финишные ворота не должны совпадать.

2. Для обеспечения беспрепятственного старта и финиша участников, необходимо огораживать лентой или рекламными щитами зоны, протяженностью не менее 5 м, примыкающие непосредственно к соответствующим воротам. Ширина этих зон должна быть не менее ширины ворот, к которым они примыкают.

Статья 2. МЕРЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

1. Во время проведения соревнований в секции на ее старте и/или финише должны находиться не менее двух огнетушителей с общей массой огнегасящего состава не менее 8 кг.

2. Обязательно наличие мобильной бригады скорой медицинской помощи.

3. Обязательно наличие не менее одного эвакуатора, оснащенного лебедкой, либо иным оборудованием, способным эвакуировать автомобиль Участника из секции (например, кран с грузоподъемностью стрелы не менее 3500 кг. ).

4. Так как джип-триал является зрелищным мероприятием, проводящимся на ограниченной территории, вызывающим большое скопление зрителей, необходимо для обеспечения безопасности и правопорядка, привлекать правоохранительные органы. По периметру секции рекомендуется выставлять оцепление, по возможности из расчета 1 чел. на 10 м. периметра секции. Ни в коем случае не рекомендуется возлагать обязанности оцепления секции на судейский персонал.

Статья 3. МЕРЫ САНИТАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

1. Место проведения соревнований должно быть обеспечено урнами (контейнерами) для сбора мусора и туалетными кабинками.

2. В случае общей продолжительности соревнования более 6 часов рекомендуется привлекать предприятия общественного питания для обеспечения зрителей и участников пищей.

3. Рекомендуется организация стоянок для автомобилей зрителей вне зоны проведения соревнования, чтобы свести к минимуму количество посторонних автомобилей в этой зоне.

4. Расположение трассы относительно парк-стоянки должно по возможности обеспечить минимальное передвижение автомобилей участников.

Статья 4. ТРАССЫ ДЛЯ ЗАЧЕТНЫХ ГРУПП Д1 И Д2

1. Трасса для категорий Д1 и Д2 должна соответствовать Статье 1 настоящего приложения.

2. Трасса должна быть сконфигурирована таким образом, чтобы максимальный угол подъема не превышал 300 при общей длине не более 7 м. Угол спуска не должен превышать 300 при общей длине не более 7 м, при обеспечении закругления в конце спуска таким образом, чтобы исключить упор бампером могущего вызвать фронтальное опрокидывание автомобиля.

3. Угол поперечного крена не должен превышать 200, при этом длина склона в сторону от внешнего края комплектного колеса верхней по склону стороны автомобиля не может превышать 3,5 м.

4. Высота преодолеваемого на въезд уступа не должна превышать 400 мм.

5. Глубина преодолеваемых бродов не должна превышать 400 мм. Броды разрешаются при наличии твердого дна и выезда.

Статья 5. ТРАССЫ ДЛЯ ЗАЧЕТНЫХ ГРУПП Д3 – Д5

Трасса для категорий Д3 – Д6 должна соответствовать Статье 1 настоящего приложения. Так как автомобили этих зачетных групп представляют собой технику, специально подготовленную для джип-триала, то трасса для них должна содержать препятствия, заведомо не преодолимые для автомобилей категорий Д1 и Д2. Возможно применение подъемов 450 и более, спуски до 500, косогоры до 300, стенки высотой более 400 мм, камни, бетонные блоки, деревянные препятствия.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)