Учеба  ->  Науки  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Влияние цвета на эмоциональное состояние человека

Исследования в области психологии цвета очень важны, т. к. многие физиологические реакции организма на цвет протекают неосознанно. Человек внутренне определенным образом ориентирован к цветам. Это в первую очередь эмоциональная (оценочная) ориентация, тесно связанная с физиологическим и психологическим состоянием и самооценкой субъекта. Нарушение этой ориентации прямо соответствует нарушению психологической адаптации.

Цвет из внешнего мира воздействует на нашу радужную оболочку, где представлены все внутренние органы, рефлекторно связанные с мозгом. Механизм многих болезней обусловлен нарушением цветовой гармонии, смешением цветов, а также дефицитом определенного цвета, необходимого для жизнедеятельности органов и психической гармонии. Если возвратить недостающий цвет либо очистить его от посторонних примесей, можно восстановить нарушенное равновесие организма.

Оптическим, электромагнитным и химически процессам, происходящих в наших глазах и в сознании при наблюдении за цветом, соответствуют нередко параллельные процессы в психологической сфере человека. Переживания, обусловленные восприятием цвета, могут проникать глубоко в мозговые центры и определять эмоционально и духовное восприятие. Гете неслучайно говорил о чувственно-нравственном воздействии цвета.

Человек неосознанно использует цвета как средство оптимизации процессов эмоциональной регуляции и внутриличностной адаптации. При необходимости поддержать активное состояние предпочитаются теплые цвета, если нужно снизить напряжение – холодные. Аналогично действуют неосознаваемые регуляторные механизмы, компенсаторно изменяющие пороги чувствительности к соответствующим оттенкам цвета.

Переживание цветовых впечатлений обычно сопоставлялось с эмоциональным и психофизиологическим статусом испытуемого, с особенностями его личности. Поэтому нам и важно знать, что означают эти цвета. Какой смысл они несли для наших предков при различных условиях жизни. Какое значение приобрели сегодня в разных культурах. И наконец, какое влияние оказывают на нас в зависимости и от этих условий, и от культур, и от многих других факторов, с которыми мы познакомимся ниже при их соотнесении с цветом.

Психологами установлено, что уравновешенная в цветовом отношении среда привлекает, создает творческую атмосферу, успокаивает и улучшает общение людей между собой. Цвет существенно влияет на психоинтеллектуальное состояние человека. Цвета обращаются к чувствам, а не к логике человека, а именно: вызывают психологическую реакцию; подчеркивают качество, настроение, чувство; создают теплую или холодную среду; отражают времена года и т. д. ; имеют физиологические последствия, как положительные или отрицательные оптические раздражители; прикасаются к ощущениям: удовлетворение, приятный внешний вид и т. п. Совокупность цветов можно использовать не только для диагностики эмоциональных состояний, но и для лечения многих психосоматических расстройств.

Исследование эмоциональной сферы и цветовосприятия очень проблематично, несмотря на то, что человечество эти вопросы привлекают издревле. Много информации не сохранено, т. к. не всегда люди придавали значение таким исследованиям. В связи с этим изучение данной проблемы является весьма актуальной на современном этапе.

Эмоциональная сфера в подростковом возрасте претерпевает существенные изменения, первое на что следует обратить внимание это их эмоциональная неуравновешенность. Довольно часто у них можно заметить быстрый, почти мгновенный, переход от возбуждения и хорошего настроения к депрессивному, от радости к слезам, и наоборот. Так же сильно возрастает эмоциональная чувствительность, поэтому достаточно слабый раздражитель, например вопрос о том, сделаны ли уроки, нередко вызывает у них появление неадекватно сильных аффектов, т. е. реакций взрывного характера, сопровождающихся слезами либо криками и грубостью, в которых подростки плохо контролируют себя. Они как будто «теряют голову» и могут совершить поступки, которыми сами впоследствии будут недовольны. Поэтому взрослым необходимо помнить, что аффективное действие как бы «вырывается» из подростка, не регулируется им, и он не вполне ответственен за его совершение. А в периоды особой эмоциональной неуравновешенности, вызванной усталостью, неприятными событиями, педагогам и родителям нужно следить за своей речью, интонацией, чтобы ненароком не обидеть подростка и не повлечь аффективную вспышку.

Исследователи отмечают нарастание в подростковом возрасте общего возбуждения и ослабления всех видов торможения. К примеру, «разбушевавшийся» класс будет довольно сложно вернуть в спокойное состояние.

Цветовое предпочтение как проявление эмоционального состояния

Мир вокруг нас окрашен во все цвета радуги. Но практически не знаем ни сущности, ни смысла цвета. Влияние цвета на человека в повседневной жизни неоднократно привлекало внимание исследователей.

Цвета не просто привлекают к себе наше внимание, но нередко и ошеломляют нас, они украшают мир, придают ему большую ценность, пробуждая наши эстетические чувства и – что самое важное – являются источниками информации. Благодаря цветам нам легче отличить одну поверхность от другой, они облегчают зрительное обнаружение предметов и их распознавание и, нередко, являются также и признаком, позволяющим идентифицировать многие объекты, что придает окружающему нас миру необходимую стабильность.

В жизни человека многие виды деятельности требуют цветового зрения. На транспорте движение регулируется сигналами различных цветов; в красильной и ткацкой промышленности приходится производить подбор цветовых оттенков; во врачебной профессии для правильного диагноза требуется установить цвет опухоли, кожи, глазного дна и т. п. ; в литейном деле зачастую нужна оценка на глаз цветового оттенка расплавленной металлической массы.

Людей с давних пор интересует цвет. Философы и ученые с глубокой древности пытаются проникнуть в его тайну. Аристотель написал трактат, специально посвященный вопросу о цвете и носящий название "О цветах". Основной интерес, которым руководствовался Аристотель, состоит в выяснении причин образования той или иной окраски в предметах живой и неживой природы. Со времен античности уже сделано, с одной стороны, очень много, с другой — невероятно мало.

В истории культуры цвету часто придавалось символическое значение: черный – горе, красный – величие или страдание, фиолетовый – смирение и раскаяние, зеленый – надежда или красота. Первыми семантику цвета практически использовали люди Древней Индии, где была создана целая система соотношения цвета камня и его воздействующих на человека возможностей. Зеленые камни (изумруды) предписывалось носить и даже употреблять для омолаживания. Красные рубины могли расцениваться как средство повышения энергетики и половой активности. Белый жемчуг считался средством духовного очищения и т. д.

Китайская «Книга перемен» – является замечательным памятником древней мудрости. Она состоит из 64 гексаграмм. Основным знакам гексаграмм приписываются цвета: сплошная черта – это знак неба, она синяя, светлая; прерванная черта – знак земли, она желтая, теневая. Гексаграммы «Книги перемен» являются своего рода картинами. В Китае гексаграммы и их сочетание считаются началом живописи т. к. они представляют собой исчерпывающее многообразие цветовых композиций. Основных цветов в Китае насчитывалось пять, всем планетам временам года, стихиям соответствовали их собственные цвета. Цветовая символика была важнейшим принципом изобразительного искусства Древнего Китая.

Цвет служил своеобразной языковой системой, средством общения между людьми и богами. Первые природные красители, которые использовал доисторический человек, были для него своего родом магическими заклинаниями, с помощью цвета человек общался с потусторонним миром богов и демонов. В красном цвете он видел огонь, тепло, солнце, кровь. Изображая силуэт животного, и отмечая на его теле красным цветом раны человек верил, что это кровь и ритуальное изображение поможет ему во время охоты. Белый цвет воспринимался как эквивалент молока, дневного света, с древних времен белый цвет – цвет святости, чистоты. Поэтому белый цвет в противовес черному воспринимался как благо. В представлении человека черный цвет был цветом злого начала. Черный это цвет распада, смерти, ночи. Три основные цвета, использовавшиеся в наскальной живописи периода палеолит – белый, черный, красный.

Особенно ярко в Европейской культуре развивались семантические направления цвета в эпоху средних веков. В V-VI веке в Византии сложилась система символики цвета, связанная с религиозными представлениями. Каждый цвет рассматривается как одна из форм материализации духовного, прекрасного, божественного и воспринимаемого по средствам цветового зрения. Понятием, раскрывающим суть духовной природы человека, было скорее понятие света, которое рассматривалось как духовная категория, но связанное с категорией физической — цветом. Поэтому в Византии складывается особая духовная семантика цвета:

0. пурпурный - царский, вечный небесный, жестокий;

1. красный - пламенность, огонь, божественная энергия, тяжелый, горячий, кричащий, символ жизни, животворное тепло, кровь Христа, знак спасения человечества, радость, праздник;

2. черный - завершение, конец, смерть, пустота, горе, скорбь, могила, ад;

3. зеленый - земной, юный, цветущий, красивый;

4. синий - чувственный, непостижимая тайна, вечный божественный мир, истина, возвышенный, символ высшей праведной жизни;

5. фиолетовый - сопротивление духовной и физической нетрезвости;

6. золотой (желтый) - светоносный свет солнца, божественный свет, святой;

7. серебристо-голубой - таинственный, божественный, трансцендентальный.

Ньютон впервые раскрыл тайну радуги, предложил цветовой круг, в середине которого, как центр тяжести он поместил белый цвет. Этим ученый внес большой вклад в науку о цвете.

Английский химик Пальмер предложил концепцию, согласно которой в сетчатке есть три разных типа частиц, каждая из которых приходит в движение под воздействием красного, желтого или синего цвета. Через двадцать пять лет Юнг независимо от Пальмера предложил такую же теорию цветового зрения. Существования красных, зеленых и синих частиц и соответствующих им нервным волокон. Юнг объясняет что восприятие других цветов возникает благодаря одновременному раздражению нескольких волокон. Например, восприятие пурпурного цвета возникает при одновременно раздражении «красных» и «синих» нервных волокон, желтого – «красных» и «зеленых», белого – всех трех типов волокон. В доказательство этому Томас Юнг провел свой знаменитый опыт по смешению трех пучков света и получил всю гамму цветов.

Через пятьдесят лет Гельмгольц повторяет опыт по смешению цветов. Но, смешав три основные составляющие, он не смог получить некоторые цвета. Гельмгольц засомневался в теории Юнга и сделал вывод, что для получения всей гаммы цветов требуется не менее четырех основных цветов. Но позже он полностью принял гипотезу Юнга. С этого времени трехкомпонентная теория получила широкое распространение и была названа теорией Юнга-Гельмгольца.

Крупнейший художник XX века Василий Кандинский утверждает, что цвет является средством, которым можно непосредственно влиять на душу. «Цвет – это клавиш; глаз – молоточек; душа – многострунный рояль».

В современном мире одним из ведущих специалистов является Макс Люшер. Согласно Максу Люшеру, у людей в процессе исторического развития сформировались определенные цветовые ассоциации с тем или иным видом активности. Так, темно-синий цвет, по Люшеру, связывался у наших пращуров с ночью, когда они укладывались спать. Ярко-желтый — цвет солнечного дня, цвет надежды и активности. Для примитивного человека активность выступала в двух видах: инициативы, "атаки" (он гонится за жертвой)— красный цвет; за ним гонятся, он защищается — зеленый цвет.

Эксперименты, проведенные М. Люшером, показывают, что чистый красный цвет стимулирует нервную систему: артериальное давление у испытуемых поднимается, возрастает частота дыхания и сердцебиения. Чистый синий цвет оказывает успокаивающий эффект: давление падает, дыхание и сердцебиение становится реже.

Воздействие каждого цвета не зависит от отношения человека к нему. Индивидуальные цветовые предпочтения не зависят от психологического воздействия цветов. Цвет может восприниматься как приятный или не приятный, он может нравиться или нет, но влияние, которое он оказывает на психику остается неизменным.

Гавриленко О. Н. выявил связь между цветовым предпочтением, личностной и ситуативной тревожностью у испытуемых-студентов. По его сведениям, лица с высокой личностной тревожностью предпочитают желтый цвет, а с высокой ситуативной тревожностью— предпочитают красный и отвергают синий.

Таким образом, цвет как таковой несёт огромную смысловую нагрузку, своими корнями уходящими в глубокую древность, при этом "бессознательный уровень цветового восприятия идентичен во всех культурах".

Совокупность цветов можно использовать не только для диагностики эмоциональных состояний, но и для лечения многих психосоматических расстройств.

Сказители называют цвета «божествами». Художники – «материальными состояниями души», уравнивая их с человеческими чувствами.

Ученые же выделяют физиологическую и психологическую составляющие воздействия цвета на человека. Или телесную и духовную, составляющие. Еще в XIX веке знали, что эмоции вызывают изменения артериального давления (АД), пульса, дыхания, скорости реакции, силы и др.

И эти же изменения вызывает у нас действие различных цветов.

Все это говорит о прямом действии цвета на тело. И ведомая цветом душа чувствует это. Чувствует язык цвета. В нашем стремлении лучше приспособиться (к другу, к семье, к коллективу) цвет играет роль опредмеченных эмоций.

То есть цветом одежды или машины мы часто передаем все то, что никогда не сможем сказать окружающим. Не из-за боязни чего-либо, а скорее уж потому, что не можем выразить словами все реально ощущаемое, все чувствуемое нами. Словами можно передать осознанное, цветами — неосознаваемое.

Цветовая задача нашей души состоит в устранении или в ослаблении неблагоприятных воздействий. Отвести нас подальше от противного раздражителя. Или его удалить подальше от нас. «С глаз долой — из сердца вон».

Цвет достигает наибольшей выразительности, если рядом с ним поместить немного контрастного цвета. И этот же контрастный, если его будет чуть больше, может «уничтожить» нежелаемый цвет. Так и определяются цвета наших одежд — в выборе цветов желаемых и уничтожении нежелаемых.

Посмотрим на конкретные характеры людей и цветов. И на соответствие между ними. Сравним действие теплых (желто-красных) и холодных (сине-зеленых) цветов на людей определенного темперамента.

Доктор Гейл описывает: «Состояние больных, страдавших от меланхолии, ухудшалось в синих и зеленых комнатах и улучшалось в красных». Об этом же говорит и В. М. Бехтерев и многие другие.

Доктор Бэббитт замечает, что красные цвета освещения (фильтры на окнах, шторы и др. ) противопоказаны сангвиникам и холерикам. Да и педиатры констатируют: «Флегматичные дети лучше учатся при красном цвете своей одежды и стен, тогда как излишне активные— при синих тонах».

С раннего детства ребенок активно воспринимает мир света и цвета. И не ведая того, родители одевают малыша в излюбленные ими цвета. Цвета, определяющие его здоровье в настоящем и жизненный путь в будущем. И ребенок вверяется им.

Однако его склонность к любимым цветам меняется на протяжении жизни. Уже к трем месяцам дитя обращает большее внимание на красные цвета. К полугоду— на желтые, затем на зеленые и позже всего на синие.

У младенца голубые покрытия стен ухудшают настроение, а желтые или салатные улучшают. К 3-5 годам малышу больше нравится красный, к 7-8 годам — снова желтый, позже — зеленый, синий и т. д.

В воспитании детей в Японии сначала выявляются цвета, отсутствующие в их рисунках. Затем восприятие доводится до овладения всеми известными цветами как основой гармонического видения. «Гармония в цвете — гармония в душе — гармония в жизни» — сверхзадача японского педагога.

На Западе же отсутствие какого-либо цвета в детских рисунках считается проявлением творческой индивидуальности. То есть тем, что в японской школе принимают как недостаток.

Разумнее считать, что нормальный, уравновешенный человек находится в гармоничном отношении со всеми цветами. А случаи явного предпочтения одних цветов или откровенной неприязни к другим свидетельствуют о некоторой неуравновешенности.

Предпочтения тех или иных цветов определяются в функциональной психологии путем тестирования.

Многолетнее применение известных тестов Макса Люшера позволяет выделить «нормальную» личную цветовую шкалу, отклонение от которой считается признаком психической ненормальности или индивидуальности.

Так, в 8-цветовом тесте Люшера четыре основных цвета — синий, зеленый, красный и желтый –большинство людей ставит на первые четыре позиции, а серый, фиолетовый, коричневый и черный – на последние.

Человек не только душой, но и своим телом отличает теплые цвета от холодных. К примеру, температура окружающей среды кажется на 2-3 градуса ниже реальной, когда человек одет в сине-зеленые тона. И выше, когда – в красно-оранжевые.

Теплые и холодные цвета

Цветовой круг можно разделить на две части так, чтобы в одну часть вошли красные, оранжевые, желтые и желто-зеленые, а в другую – зеленые, голубо-зеленые, голубые, синие, фиолетовые цвета. Первые из них называют теплыми цветами, вторые – холодными.

Все цвета, которые мы воспринимает в окружающем нас мире, условно принято делить на холодные и теплые, в соответствии с нашим опытом и чувствительностью. Холодными считаются цвета, которые по нашим ассоциациям связаны с прохладой, тенью деревьев, холодной водой, морозом. Теплыми считаются цвета, связанные с жарой, огнем, летом, солнцем.

Понятие о теплоте цвета в известной мере относительно. Любой теплый цвет по сравнению с еще более теплым может оказаться холодным и, наоборот, любой холодный цвет рядом с еще более холодным может оказаться теплым. Так, цвет лимона рядом с цветом яичного желтка кажется холодным.

Издавна мода навязывает пожилым людям всевозможные «старческие» цвета: блеклые, пастельные, сероватые, приглушенные и др. Навязывает с их согласия. Согласно методике Люшера, эти цвета им нравятся.

Цветотерапевт же советует здоровым пожилым людям носить одежды ярких и сочных тонов. И надевая красные, оранжевые, желтые куртки или плащи, они говорят: «Конечно, за молодежью нам не угнаться, но зато чувствуем себя как молодые!»

Цвета, с самого рождения окружающие каждого из нас, оказывают на организм, нервную систему и психику человека объективное, непосредственное влияние, настраивая его в унисон с окружающим миром.

Известный психиатр В. М. Бехтерев утверждает: "Умело подобранная гамма цветов способна благотворнее воздействовать на нервную систему, чем иные микстуры"4. Аристотель пишет: "Все живое стремится к цвету. Цвета по приятности их соответствий могут относиться между собой подобно музыкальным созвучиям и быть взаимно пропорциональными". Ивли Грант замечает: "Чем больше смотришь на этот мир, тем больше убеждаешься в том, что цвет был создан для красоты, и красота эта - не удовлетворение прихоти человека, а необходимость для него".

Цвет, как энергия, необходим для поддержания тонуса ЦНС. Известны случаи «цветового голодания», когда при цветовой бедности окружающего пейзажа и обстановки развивались симптомы астенизации. У детей, длительное время проживающих в условиях «цветового голодания», отмечаются даже задержки интеллектуального развития.

Энергетическая сторона цветового воздействия на ЦНС изучена, явно, недостаточно. Имеющиеся в цветовой психологии факты носят отрывочный, фрагментарный характер. Одним из немногих, достаточно широко освещенных аспектов этой проблемы, являются цветовые предпочтения. Казалось бы, цветовые предпочтения имеют косвенное отношение к вопросу об энергетическом воздействии цвета на ЦНС. Однако, не исключая, другие факторы, влияющие на цветовые предпочтения человека, нельзя отрицать, что на них оказывают существенное влияние энергетические свойства цвета.

Мы испытываем позитивные чувства при виде буйной зеленой растительности и пронзительно-голубого неба. Нас радует и успокаивает песочно-желтый цвет, но мы предпочитаем избегать сочетания желтого с черным, поскольку такие цвета в природе часто являются сигналом опасности. Именно такую расцветку имеют пчелы, тигры, ядовитые растения и грибы.

Цветотерапию для лечения психических больных использует В. М. Бехтерев. Он ставит задачу по поводу использования терапевтического и эмоционального действия цветов на психическое состояние душевнобольных. Он разработал процедуру принятия цветовых ванн. Было установлено, что красный и зеленый цвета вызывают резкое падение кровяного давления, синий сначала повышает давление, затем происходит его резкое падение. Синяя и белая световые волны повышают возбудимость и прочность сочетательного двигательного рефлекса, красный ослабляет рефлексы. Теплые цвета активизируют реакции выбора, счета, ассоциаций. Бехтерев В. М. рекомендовал принимать синюю ванну при неврастениях, истерии, так как она улучшает самочувствие, аппетит, сон, снимает боли, способствует излечению ревматизмов и невралгий. Красная ванна снимает угнетенное настроение у душевнобольных, белая способствует успокоению и оказывает анестезирующее воздействие.

Существует три группы методик цветолечения. Первая – это создание гармоничного цветового окружения. Это одежда, обстановка, окружение. Цвет действует здесь одновременно на душу и на тело. На все компоненты интеллекта.

Вторая группа – это средства собственно цветолечения организма. Сюда относится прием воды или настоек, насыщенных лучами определенного цветного света.

В эту же группу включено воздействие солнечного света, попадающего на больные органы через специально подобранные светофильтры. Цвет здесь действует в основном на тело, на бессознание.

К третьей группе относятся все известные пути цветомедитации. Путем медитации (цветные очки, нахождение в комнате с цветными фильтрами) мы получаем необходимый заряд энергии, специфически воздействующей на определенные функции психики и организма.

Пассивная медитация помогает нам взглянуть внутрь себя путем воображения того или иного цвета. Примерно так воздействуют на нас цветовые образы в храмах.

Активная медитация основана на способности нашего подсознания создавать цветовые образы внутри себя. Эти образы мы соотносим с определенными органами своего тела так, что их взаимодействие и осуществляет лечение цветом.

Психологически важное значение при лечении любой болезни имеет окраска лекарства и даже его упаковки. Отмечены случаи, когда лицам страдающим сердечной недостаточностью, больше помогали таблетки с сине-голубой оболочкой, чем с красной или желтой.

По заключению доктора Бэббитта, цвета воздействуют на те больные органы, которые функционально противоположны им по цвету. То есть подобное лечится противоположным. Расстройство желудка лечится сине-фиолетовым цветом. Пурпурно-сиреневые цветы иван-чая являются вяжущим средством и снимают раздражение. Фиолетовый сок черники, которую все используют как вяжущее и успокаивающее средство.

Вещества, имеющие природную окраску или заряженные на солнце с помощью цветных бутылок, обладают теми же лечебными свойствами, что и лучи данных цветов – считает доктор Бэббитт.

Проверим фиксирующее воздействие цвета на простом примере. Накроем два куска сахара двумя цветными стеклами (один – красным, другой – синим) и выставим под прямые солнечные лучи на 20-30 минут. После того как уберем стекла и дадим «остыть красному» куску или «нагреться синему», независимо ни от чего первый вам покажется тепловатым и приторно-сладким, а второй – прохладным и освежающим. Поэтому заряженные цветным светом лекарства, воду и настойки следует хранить по этим же правилам. Очищающие, рвотные, потогонные, мочегонные и стимулирующие средства – в оранжевой таре. Вяжущие, седативные, жаропонижающие и успокаивающие средства – в таре из синего стекла.

Но в медицине, существуют свои противопоказания и ограничения.

Лечение цветом не рекомендуется непосредственно после приема пищи, при алкогольном опьянении или приеме лекарственных препаратов. Беременным и женщинам накануне (или во время) менструации следует проводить контрольное тестирование для цветовой коррекции каждого последующего сеанса.

Цвет имеет определенный смысл для человека, в том числе и в сфере эмоциональных отношений.

Эмоциональная реакция на цвет может сильно зависеть от того, какой предмет им окрашен. Гете характеризует пурпурный цвет, создающий, по его мнению, «впечатление как серьезности и достоинства, так и прелести и грации», добавляет, что через пурпурное стекло хорошо освещенный ландшафт «рисуется в страшном свете», «такой тон должен расстилаться по земле и небу в день страшного суда». Ф. Биррен приводит пример с зеленым цветом, вызывающим в целом положительные эмоции, но, если, например, им осветить человеческое тело, этот цвет вызывает ужас и отвращение.

Эксперимент по установлению связи между предпочтением цветов и индивидуальными особенностями испытуемых в настоящее время характерен для психодиагностики. Его традиционная цель – не исследовать цвет, а по отношению испытуемого к цвету судить о характере и структуре его эмоциональных установок. Имеется в виду так называемый цветовой тест М. Люшера. Показана зависимость предпочтения цвета от социального положения испытуемых, их образовательного ценза и возраста. Менее образованные слои населения и дети предпочитают более яркие цвета: малиновый, желтый, красный. Взрослые образованные испытуемые (средний класс) и люди пожилого возраста предпочитают более холодные цвета: серый, синий, сине-зеленый. Установлено, что процент предпочтения малинового цвета увеличивается в группах умственно-отсталых детей, а также больных истерией и беременных. Женщины, страдающие избыточным весом, чаще предпочитают синий и сине-зеленый цвета и отвергают желтый и оранжевый.

Березницкас А. И. , Бажин Е. Ф. , Эткинд М. А. изучают цветовые соответствия эмоциональным состояниям. Эткинд А. получил цветовые профили основных эмоций, и эмоциональные профили теста Люшера.

Таким образом, темно-синий цвет покоя и пассивности, ярко-желтый цвет активности, надежды. Эти цвета по М. Люшеру, символизируют условия существования человека, поэтому они являются детерминирующими. Красный цвет – является символом охоты, нападения, агрессии. Зеленый цвет символизирует действия самосохранения, цвет окружающей среды (трава, кустарники) служит символом защиты. Все четыре цвета связаны с воздействием, поведением и самоощущением человека. Серый цвет, как отсутствие цвета, символизирует разделение, отгораживание. Черный цвет символизирует отрицание ярких красок жизни и самого бытия.

Я. Л. Обухов в своей статье «Образ-рисунок-символ» отмечает, что символика цвета определяется факторами, как наследуемыми, так и формируемыми при жизни человека

Это позволяет сделать вывод о том, что современное символическое значение основных цветов таких, как красный, синий (голубой), зеленый, белый, черный, до сих пор сохраняет свою связь с истоками первобытных культур. Временные, исторические, национальные и религиозные факторы дополняли и расширяли символические значения цветов.

Таким образом мы выяснили, что посылаем окружающим различные цветовые сообщения. Цвета передают психологические послания, которые воздействуют в первую очередь на подсознание и оказывают огромное влияние на окружающих.

У цветов есть эмоциональная, вызывающая настроение сила, которая влияет на людей, радует, пугает, успокаивает, подбадривает, шокирует. Очень важно, чтобы посылаемые нами цветовые сообщения соответствовали тому, что мы действительно хотим о себе сказать. Передаваемые нами цветовые сигналы тесно связаны с нашими культурными традициями.

Процентное распределение испытуемых по уровню эмоциональности.

Мы видим, что 65% испытуемых имеют среднюю эмоциональность, т. е. они умеют сдерживать свои эмоции, управлять своим поведением в конкретных ситуациях. У 30% испытуемых эмоциональность низкая, что говорит о том, что эти люди характеризуются невозмутимостью, невпечатлительностью, не реагируют на эмоциогенные раздражители, ситуации. У 5% испытуемых очень высокая эмоциональность, что говорит о том, что испытуемые – это чувствительные и впечатлительные люди, отличающиеся глубиной переживаний в области тонких эмоций в духовной жизни человека.

Тест на умственную активность подростков во время интеллектуальной нагрузке при нахождении в двух кабинетах с разным цветом стен.

В процессе эмпирического исследования сделаны следующие выводы: испытуемые, имеющие низкий уровень эмоциональности ,имеют более высокий среднестатистический балл в кабинете с песочным цветом стен, чем с в кабинете с салатовыми стенами.

Испытуемые, имеющие средний уровень эмоциональности имеют допустимый уровень и чувствуют себя более уверенней в кабинете с песочным цветом стен , чем в кабинете с салатовыми стенами.

Испытуемые, имеющие высокий уровень эмоциональности чувствуют себя более уверенней и собранней , проявляют большую и умственную активность, а следовательно имеют высокий среднестатистический балл в кабинете с песочным цветом стен , чем в кабинете с салатовыми стенами (цвет действует на них неблаготворно и отвлекающее).

Тест на умственную активность подростков во время устных уроков при нахождении испытуемых в двух кабинетах с разным цветом стен.

В процессе эмпирического исследования сделаны следующие выводы: испытуемые, имеющие низкий уровень эмоциональности , более внимательны на словах учителя в кабинете с салатовым цветом стен, чем с в кабинете с песочными стенами.

Испытуемые, имеющие средний уровень эмоциональности имеют допустимый уровень успеваемости и чувствуют себя более уверенней и легче усваивают материал урока в кабинете с салатовым цветом стен, чем в кабинете с песочными стенами.

Испытуемые, имеющие высокий уровень эмоциональности чувствуют прилив энергии и наибольшую уверенность в себе, сосредатачиваються и дают больше правильных ответов в кабинете с салатовым цветом стен , чем в кабинете с песочными стенами.

Во время устного урока в кабинете с салатовыми стенами ребята легче шли на контакт с учителем и вступали в обсуждение. Урок проходил в дружественной обстановке, в результате повышалась успеваемость.

В основе проведённых опытов мы выяснили, что для кабинетов, предназначенных для письменных уроков, лучше подходит песочный цвет стен, так как он помогает ученикам сосредоточится, а для кабинетов, предназначенных для устных уроков , лучше подходит салатовый цвет стен, потому что на уроке возникает дружественная обстановка, располагающая к беседе и рассуждениям.

В процессе исследования проблемы эмоций мы выявили, что эмоции выступают как внутренний язык, как система сигналов, посредством которой субъект узнает о потребностной значимости происходящего. Особенность эмоций состоит в том, что они непосредственно отражают отношения между мотивами и реализацией отвечающей этим мотивам деятельности. Эмоции в деятельности человека выполняют функцию оценки ее хода и результатов. Они организуют деятельность, стимулируя и направляя ее.

Изучая условия и факторы, влияющие на формирование эмоциональных особенностей личности мы пришли к выводу, что специфика эмоциональной сферы подростка часто затрудняет взаимодействие с ним взрослых. На подростков влияет как субъективные (семья, школа, общество), так и объективные (личностные характеристики) факторы. Среди этих факторов есть и фактор влияния цвета на эмоциональную и умственную деятельность подростка. При рассмотрении взаимосвязи эмоционального состояния подростка и цветовых предпочтений мы выяснили, что цвета передают психологические послании, которые воздействуют в первую очередь на подсознание оказывают огромное влияние на окружающих. Передаваемые нами цветовые сигналы тесно связаны с нашими культурными традициями. Цвет имеет в своем арсенале необычайную силу эмоционального воздействия на психику человека.

Психологическая характеристика красного цвета.

Спектрально чистый красный выражает чувство сильного возбуждения. Красный цвет возбуждает, а поэтому импонирует наблюдателю. Возбуждающее действие красного может проявиться как в любви, так и ярости. Красный как удовольствие – это любовь аппетит, сила. Красный как неудовольствие – это ярость, отвращение, перевозбуждение.

Гете давая определение красному цвету, говорит, что он создает впечатление «как серьезности и достоинства, так и прелести и грации».

Василий Кандинский в своей работе «О духовном в искусстве» дает описание красного цвета – "безграничный характерно теплый цвет; внутренне он действует, как очень живая, подвижная беспокойная краска, которая, однако, не имеет легкомысленного характера разбрасывающееся на все пиропы желтого цвета, и, несмотря на всю энергию и интенсивность, производит определенное впечатление почти целеустремленной необъятной мощи".

В таблице помещенной в книге Н. В. Серова «Логичный хроматизм» красный цвет характеризуется как – волевой, жизнеутверждающий.

В красный цвет окрашивают предметы, указывающие на угрожающую опасность.

В религиозной символике красный цвет является символом пылкой любовной страсти, которая возникает как пламя в головах освященных духом.

Красный цвет соответствует античному элементу «огонь», холерическому темпераменту, а по времени – современности.

Красный используется для лечения ветряной оспы, скарлатины, кори и некоторых кожных заболеваний; на короткое время увеличивает мускульное напряжение, повышает кровяное давление, ускоряет ритм дыхания. «Теплый и раздражающий. Он стимулирует мозг, эффективен для меланхолии»- такое описание красному дает М. Дерибере.

При подмешивании красок в основные цвета психологическое воздействие основного цвета может, существенно изменятся.

Оранжевый цвет. Дерибере дает свою характеристику этому цвету: «стимулирует чувства и слегка ускоряет пульсацию крови. Не влияет на кровяное давление; создает чувство благополучия и веселья. Имеет сильное стимулирующее действие, но не утомляет». У Серова оранжевый – это теплый, уютный цвет, у Люшера оранжевый – это раздражение. В раздражающем оранжевом действие красного становится бесцельным и изнурительным состоянием возбуждения.

Коричнево-красный цвет. Темный цвет – это спокойствие. Темно-красный цвет – это успокоение раздражения. При повышенном предпочтении этого цвета врач констатирует у пациента переутомление и истощение.

Сине-красный цвет. Пурпурный – изысканный, претенциозный. В данном сочетании жизненная энергия красного цвета накапливается и тормозится. Отсюда возникает величественное великолепие пурпурного цвета, а в сине-красном – нежная сдержанность и утонченность.

Пурпурные цвета даже в чистом и ярком виде вызывают различные реакции. Это объясняется двойственностью их природы.

Розовый цвет. Нежный, внушает некоторую таинственность. Белизна розового цвета уничтожает энергетическую силу красного. Но в отличие от примеси в красном синего, в данном случае она не тормозится, а освобождается от целенаправленной энергии, т, к. белый лист означает свободу. Розовый - это свободная, ни к чему не обязывающая возбудимость.

Психологическая характеристика синего цвета.

«Синий – это самый глубокий из цветов. Взгляд погружается, не встречая препятствий, и теряется я бесконечности как перед печной уловкой цвета. Синий наиболее холодный из цветов и в своей абсолютной ценности наиболее чистый, исключает всеобщую чистоту белого, нейтрального. В приложении к объекту синий цвет уменьшает объем предметов. Поверхность, окрашенная синим, перестает быть поверхностью, синяя стена перестает быть стеной. Движения и звуки, как и форма, исчезают в синем, как птица в небе».

Синий отражает физиологическую и психологическую потребность – покой. Для усиления чувства покоя Люшер использует темно-синий цвет. Темно- синий вызывает безмятежный покой. Вегетативное успокоение наступает в результате созерцания темно-синего. Нервная вегетативная система настраивается на замедленную (трофотропную) работу. Пульс, давление крови, частота дыхания и функции бодрствования снижаются. Потребность в синем цвете объясняется заболеванием или переутомлением. Выражением биологической потребности при темно-синем цвете является: физиологически – покой, психологически – удовлетворение.

Синий цвет выражает единение, отвечает всем силам чувственности. Синий известен как повышенная восприимчивость, является предпосылкой способности проникновения эстетических переживаний и глубокомысленных размышлений.

Древние египтяне называли синий – цветом истины, это священный цвет.

Символически синий цвет соответствует спокойной воде, флегматическому темпераменту, женскому началу, левой стороне, горизонтальному направлению. Вкусовое ощущение синего цвета – сладость, чувственное восприятие нежность, а его орган – кожа.

Темно-синий цвет насыщен, его предпочитают люди склонные к ожирению. Синий выражает вечность, а по этому традиции.

Светло-синий (голубой) цвет. Уводит в пространство, направляющий.

Психологическая характеристика голубого цвета – беспечность, беззаботное веселье. О светло-синем цвете Гете говорил – это «очаровательное ничто».

Голубой – это успокаивающий цвет. Организм реагирует на воздействие голубым цветом трофотропной реакцией. Дерибере относительно голубого цвета отмечает: «Антисептический цвет. Он уменьшает нагноение, может быть эффективен при некоторых ревматических болях, при воспалениях и даже при лечении рака. От стишком долгого облучения голубым светом возникает некоторая усталость или угнетенность».

Голубому соответствует тип темперамента флегматик.

Красно-синий цвет. При красно-синем к синему, который означает глубину, самоуглубление, душевный покой, присоединяется возбуждение красного. Отсюда возникает нарушение душевного покоя. Красно-синий это – внутреннее возбуждение, душевное вдохновение т. е. то, что можно выразить словами: сердечность, задушевность. Красно-синий это любимый цвет Шагала, картины которого часто затрагивают тему задушевности.

Зелено-синий цвет. Любой синий передает сферу душевности, самоотдачи. Но при зелено-синем зеленый цвет приносит оттенок напряженности и самоутверждения и блокирует чувство самоотверженности. В темном зелено-синем цвете гордость перехода в замкнутость, оригинальничание и упрямое самовозвеличивание. Светло зелено-синий является цветом гигиенической стерильности

Психологическая характеристика фиолетового цвета.

Фиолетово-синий воплощает в себе противоречие и чередование дня и ночи или мужского и женского, - которые и соизмеряют ритм человеческой жизни.

Фиолетовый цвет соединяет эффект красного и синего Цвета красный и синий, а также их сочетание, фиолетовый имеют тесную связь с различными формами любовных переживаний. Красный цвет отождествляется с мужским (патриархальным), синий цвет с женским (матриархальным) началом. Оба цвета красный и синий стремятся к единению и слиянию в цвете любви – фиолетовом. Фиолетовый – это слияние противоположностей. Красный и синий, активный и пассивный – эти две противоположности в фиолетовом уничтожаются.

Фиолетовый в некоторых случаях производит угнетающее действие на нервную систему. Психолог Вильгельм Вундт приписывал фиолетовому цвету – склонность к мрачно-меланхолической серьезности и взволнованно-тоскливому настроению.

Всевозможные оттенки фиолетового цвета от светлых, резких, с их пикантно-эротическим воздействием, до темных, выражающих глубокомыслие, раскаяние, смирение и мистику, имеют одну и туже цель, один и тот же смысл: чувственное отождествление.

В средневековых витражах готических соборов, а также в римско-католическом церковном культе фиолетовый цвет являйся символом, искреннего раскаяния, смирения, кротости, святого уединения, воздержанности.

Социально-психологические исследования по предпочтению цветовых оттенков показывают, что положительная реакция на восприятие фиолетового цвета чаще наблюдается в низших слоях материального и духовного развития населения. А высшие слои населения отклоняют фиолетовый почти в два раза чаще, чем низшие. Научные этнологические экспедиции проводившиеся в различных частях земного шара показали, что среди нетронутых современным культурным влиянием местное население (аборигены Африки, индейцы центральной Бразилии) отдаст предпочтение фиолетовому цвету. В Средней Европе и Северной Америке оттенки фиолетовою цвета отвергаются особенно часто интеллектуально развитыми людьми и людьми искусства. Отсюда психологами делается вывод, что чем выше и рациональнее культура, тем меньше присуща человеку способность к счастливому слиянию, ибо тем чаще он отклоняет фиолетовый цвет. В современной культуре фиолетовый цвет, как отождествление чувственности, не находит широкого распространения.

По поводу физиологического воздействия фиолетового Дерибере пишет: «Действует на сердце, легкие и кровеносные сосуды, увеличивает выносливость ткани. Аметистовый свет имеет стимулирующее действие красного и тоническое действие голубого».

Психологическая характеристика зеленого цвета.

Гете в работе «Учение о цветах» говорит о том, что если смешать желтый и синий, то получается цвет, который мы называем зеленым. Наш глаз находит в нем реальное удовлетворение. Если оба исходных цвета смешать в равных пропорциях, чтобы ни один из них не выделялся, то глаз и душа отдыхают на этой смеси, как на чем-то простом. Не хочется и нельзя двигаться дальше.

В зеленом цвете растворяются: выступающее, раздражающее действие желтого и противоположно направленное ему отступающее, успокаивающее действие зеленого цвета.

Об этом и говорит Кандинский когда дает психологическую характеристику зеленому цвету (в книге «О духовном в искусстве»): « Синий цвет, как движение совершенно противоположного порядка, тормозит действие желтого, а при дальнейшем прибавлении синего цвета к желтому оба эти противоположные движения, в конце концов, взаимно уничтожаются и возникает полная неподвижность и покой. Возникает зеленый цвет. В зеленом скрыты желтый и синий цвета, подобно парализованным силам, которые могут вновь стать активными. Далее он продолжает: «Абсолютный зеленый цвет является наиболее спокойным цветом из всех могущих вообще существовать; он никуда не движется и не имеет призвуков радости, печали или страсти; он ничего не требует, он никуда не зовет. Это постоянное отсутствие движения является свойством, особенно благотворно действующим на души усталых людей, но после некоторого периода отдыха, легко может стать скучным. Картины, написанные в гармонии зеленых тонов, подтверждают это утверждение».

Чем больше добавляется к зеленому затемняющего синего, тем сильнее «холодное», напряженнее и строже психологическое воздействие цвета. И наоборот, чем больше добавляется осветляющего желтого, тем легче, «теплее», расслабленнее, мягче и гармоничнее действует зеленый.

Различные оттенки зеленого в цветовом тесте Люшера показывают разнообразное отношение к самому себе. Чистый как кристалл сине-зеленый цвет предпочитают люди, которые предъявляют к себе жесткие требования, это высшая степень волевого напряжения. Люди, которые предпочитают чистый зеленый цвет, стремятся к самоуверенности, в действительности они выглядят обывателями. Те люди, которые выбирают желто-зеленый либо коричнево-зеленый добиваются возбуждения извне: при светло желто-зеленом – посредством новых встреч, при коричнево-зеленом – посредством наслаждений.

Зеленый – физиологически оптимальный; уменьшает кровяное давление и расширяет капилляры. Дерибере пишет: зеленый – это «болеутоляющий, гипнотизирующий цвет. Эффективен при нервной раздражительности, бессоннице и усталости, понижает кровяное давление, подымает тонус; создает ощущение тепла, расширяя капилляры. Облегчает невралгии и мишени, связанные с повышенным кровяным давлением. Зеленый успокаивает, и его употребление не дает никаких вредных последствий».

Зеленому соответствует меланхолический тип темперамента, античный элемент «земли».

Сине-зеленый цвет. У Серова психологическое воздействие, оказываемое этим цветом характеризуется как изменчивость. Сине-зеленый цвет подчеркивает движение.

Бирюзовый, или светлый сине-зеленый один из самых холодных цветов. По этой причине его уместно использовать там где необходимо создать оптическую иллюзию прохлады, свежести. Его уместно использовать для моделирования цветового климата в производственных цехах исполъзующих высокотемпературные технологии, с удушливым запахом.

Складывается впечатление, что в холоде светлого сине-зеленого гибнут все биологические организмы, поэтому он кажется таким стерильным.

Темный сине-зеленый приобретает жесткость и тяжесть упрямого своенравия, внезапной изоляции и закоренелой гордости. На заводах в этот цвет окрашивают массивные несущие конструкции, если такие опоры находятся в непосредственной близости со стеной из красноватого кирпича или серого бетона.

Желто-зеленый цвет. Этот оттенок зеленого обозначает обновление, раскрепощение. Желто-зеленый вызывает у нас в памяти воспоминания связанные с молодой весенней зеленью растений. Поэтому он также обозначает - распускаться, раскрываться, устанавливать контакт, желать встречи с новым, неизвестным.

Коричнево-зеленый цвет. При коричнево-зеленом цвете маслин к чистому зеленому подмешивают, например, желтый и черный, но не синий. Таким образам, оливково-зеленый раскрывается благодаря желтому. В результате одновременного затемнения он приобретает дополнительное значение чувственной пассивности. Поэтому коричнево-зеленый выражает ощущение собственного тела и чувственные восприятия У Серова оливковый цвет – успокаивающий, смягчающий.

Психологическая характеристика желтого цвета.

Желтый цвет – контактирующий, лучезарный. В природе солнце редко окрашивается в желтый цвет, и все же представление о желтом цвете легко у нас увязываются с солнцем. Желтый цвет воспринимается нами как солнце, светлом и сверкающим. Желтый цвет – легкий, сияющий, возбуждающий и поэтому согревающий.

Желтый цвет беспокоит человека, колет будоражит его и обнаруживает характер заключающегося в цвете насилии, которое в конце концов, действует нахально и назойливо на душу – вот так характеризует Кандинский этот цвет. А вот какую характеристику дает желтому цвету Гете: «Этот цвет наиболее близок к дневному свету, В своей высшей чистоте он всегда несет с собой природу светлого, ему присущи радость, бодрость, нежное возбуждение. Из практики известно, что желтый производит очень теплое, приятное впечатление.

Кандинский описывает эксцентрическое движение желтого как то, что желтый круг излучает, приобретает движение от центра и почти видимо приближается к человеку, желтый круг как бы пронзает глаз. Далее он продолжает свою мысль, что первое движение желтого цвета – устремление к человеку; оно может быть поднято до степени назойливости (при усилении интенсивности желтого цвета); а второе движение, – стремление перепрыгнуть через границы, рассеять силы в окружении и бесцельно растечься во все стороны.

В тестировании, желтый цвет выражает основную психическую потребность – раскрыться. Желтому оказывают предпочтение люди, которые ищут изменившихся, освобождающих отношений, чтобы разрядить ожидаемым способом возбужденное напряжение и иметь возможность раскрыться, достичь желаемого. Предпочтение желтого цвета остальным означает поиск освобождения, способного сделать счастливым, ибо таковое отсутствует.

Желтый цвет стимулирует мозг. Может быть эффективен при лечении умственной недостаточности.

Желтому соответствует тип темперамента сангвиник, античный элемент «воздух», по времени указывает на будущее.

Зелено-желтый цвет. Кто предпочитает зеленоватый лимонно-желтый, тот тормозит движущие импульсы, контролирует себя, наблюдает за другими и за своим поведением, чтобы не вступать в конфликт.

Желтые (также как и зеленые) цвета вызывают наибольшее разнообразие ассоциаций. Это объясняется тем, что в данной области спектра глаз различает наибольшее количество оттенков. Каждый из оттенков желтого (или зеленого) связывается в сознании с определенным предметом или явлением, отсюда и богатство ассоциаций.

Коричнево-желтый цвет. Охра – смягчает рост раздражения. Противоположное действие оказывает янтарный медово-желтый (охра). Коричнево-желтый выражает чувственною приятность, удовольствие. Предпочтение этого цвета говорит о потребности в счастливом, полном наслаждений пребывании.

Красно-желтый цвет. Благодаря красному желтый становится полнее и весомее. Он выражает стихийное, сладострастно-радостное ощущение и переживание.

Золотой цвет. Если желтый цвет есть выражение освобождения и счастья, то именно его значение усиливается благодаря блестящей поверхности золота. Золото выражает чувство лучезарного счастья.

Психологическая характеристика коричневого цвета.

Коричневые тона действуют вяло, инертно. Коричневый теряет активный экспансивный импульс и жизненную ударную силу красного. У коричневого остается только жизненное состояние. Эта жизненность в коричневом, теряя активность, становится пассивной – так описывает психологическое действие этого цвета Люшер.

В цветовом тесте субъект, который отклоняет коричневый как не симпатичный, игнорирует жизненное состояние тела. Другие интересы, потребности или притязания доминируют на столько сильно, что не обращается должного внимания на свое физическое состояние. Кто в тесте отклоняет коричневый цвет, тот стремится стать выше зависимых от потребностей инстинктов и утвердиться в качестве индивидуальной личности.

Темно-коричневый цвет. Серов характеризует воздействие темно-коричневого цвета как смягчающий раздражение. Мрачному, тусклому коричневому цвету часто в тесте Люшера отдают предпочтение люди, которым кажется, что конфликтная ситуация, в которой они находятся, неразрешима. Чтобы заглушить голос рассудка, они ищут убежище в примитивных инстинктах (коричневый).

Психологическая характеристика серого цвета.

Серый цвет – не вызывает раздражения. Промежуточный серый не является ни цветным, ни светлым, ни темным. Он не вызывает никакого возбуждения и свободен от какой-либо психической тенденции.

В цветовом тесте люди, ставящие серый цвет на первое место, не хотят дать познать себя, ограждают себя от всяческих влияний. При сильном переутомлении защитной реакцией часто служит склонность к серому цвету. Отрицающий серый цвет, в силу готовности к возбуждению сам предлагает свои услуги и боится быть обойденным.

Светло-серый цвет действует легко. Темно-серый воздействует также, как и темно-синий, спокойно, полно, тяжело.

В античном понимании ахроматических цветов серый цвет соотносится с настоящим временем (Н. В. Серов).

Психологическая характеристика белого цвета.

Белый цвет гасит раздражение. Белый как эксцентрическое растворение отражает бегство. Белый означает абсолютную свободу от всех препятствий и свободу для всех возможностей. Белый цвет является символом физической смерти, если его считать началом нового воплощения или погружением в нирвану. Белый – это согласие, поэтому знамя мира белого цвета. Белый соотносится с прошлым временем в античной мифологии и философии.

Психологическая характеристика черного цвета.

Черный цвет способствует сосредоточению. Черный как концентрическое сгущение отражает агрессивное упорство. Черный – это отрицание, и не случайно знамена нигилистических и анархических союзов были черными. В античном понимании черный соотносится с будущим временем.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)