Учеба  ->  Среднее образование  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Влияние упражнений аэробики на физическое развитие

Развитие и укрепление здоровья девушек

Сохранение здоровья, творческого роста учащихся является одной из задач физической культуры.

Физическая культура - это совокупность достижений общества в деле создания и рационального использования специальных средств, методов и условий для целенаправленного физического совершенства человека. Не секрет, что в последнее время падает заинтересованность школьников не только к предмету «Физическая культура», но и вырабатывается у них негативное отношение вообще к движениям и далее к самим понятиям «Физические упражнения», «двигательный режим», «Здоровый образ жизни», которые выражают осознанное стремление к физическому совершенству. Особенно падает интерес к предмету «Физическая культура» у девушек в старших классах, поэтому очень важно найти такие средства и методы, которые послужили бы определенным и значительным мотивом к занятиям физической культурой. По-видимому, нужен какой-то стимулирующий или элементарный интерес, чтобы вызвать у школьниц желание или побудительные причины заниматься физической культурой.

Считается, что у девушек вызывается интерес и желание выполнять физические упражнения с музыкальным сопровождением. Например, упражнения танцевального характера, движения, которые характерны для современных танцевальных дискотек. Приближенно этим требованиям могут служить упражнения оздоровительной или (что гораздо сложнее) спортивной аэробики.

Занятия оздоровительной аэробикой с использованием музыкального сопровождения и обязательного контроля за физическим состоянием девушек -старшеклассниц могут способствовать увеличению их двигательной активности, повышению и поддержанию уровня работоспособности, улучшению состояния физического и психического здоровья.

У девушек к 9 - 10 классам происходят возрастные изменения, которые способствуют значительному снижению их физических способностей по сравнению с таковыми в предыдущих классах. Особенно заметен этот контраст на фоне увеличения физических возможностей их сверстников - юношей.

Возрастные изменения опорно – двигательного аппарата, снижение функциональных возможностей кардио – респираторной системы не позволяют в полной мере выполнять упражнения наравне с юношами. Увеличение как сложности упражнений, так и физической нагрузки, могут вызвать болезненные ощущения или чрезмерное напряжение и опорно – двигательного аппарата девушек и функциональных систем всего организма.

На наш взгляд, оздоровительная аэробика является оптимальным и эффективным способом упражнения и поддержания здоровья. По данным Омского врачебно - физкультурного диспансера оценка состояния здоровья старших школьников : только 18% практически здоровые дети, без отклонения в развитии, 28. 7% - это те, кто страдает хроническими заболеваниями, имеют серьёзную врожденную или приобретенную патологию.

Аэробика - это не только стимуляция сердечно - сосудистой, дыхательной и мышечной систем, но и возможность улучшить координацию движений, выправить осанку, сделать походку более элегантной.

Поэтому поиск средств и методов увеличения активности школьниц по урокам физической культуры, увеличение физической нагрузки при занятиях физкультурными упражнениями, а вместе с тем улучшения физического развития и укрепления здоровья старшеклассниц явилось целью нашего исследования.

Мы предполагали, что если девушкам в старших классах предложить на уроках физической культуры заниматься аэробикой, то это повысит их интерес и активность на уроках физической культуры, приведет к увеличению физической нагрузки, а так же послужит увеличению кордиационных способностей (физических качеств), а это послужит причиной улучшения их физического развития и укрепления здоровья.

2. Обобщение и анализ научно - методической литературы по аэробике.

Оздоровительная аэробика - вовсе не легко и просто. Система подготовки складывается из спортивно - гимнастической, акробатической, хореографической, музыкально -ритмической, атлетической, физкультурной подготовки.

Откуда же взялась аэробика? Настоящий бум разразился в 1982 году, когда знаменитая американская актриса Джейн Фонда выступила по телевидению со своей оздоровительной программой. Она первая, благодаря, конечно, рекламе и своей актерской славе, поддержки и помощи специалистов по физической культуре, экспортировала аэробику «по- американски» во многие страны мира.

В 1991 году Джейн Фонда посетила Москву, совершая поездку на Кавказ с организатором игр доброй воли Т. Тернером. Программа, показанная Джейн длившаяся более часа была доступна практически всем. «Аэробика теперь не изнурительное выворачивание мышц и костей наизнанку, - сказала Фонда, - а более мягкая, женственная.

Значит аэробика сегодня это обновленное в духе времени, к сожалению забытое старое. Существует множество направлений в аэробики: рок - аэробика, фанк - аэробика, брейк - аэробика, джаз - аэробика и другие.

Первые программы аэробики в основном базировались на гимнастических обще развивающих упражнениях. В дальнейшем стали использовать различные танцевальные движения. Удивительно, что упражнения аэробики, шейпинга и других подобных направлений получили в последнее время значительное развитие, и они пользуются большой популярностью у школьниц различного возраста.

Изменение происходящего в школе за последние годы, не сократили число тех социальных проблем, которые связаны с состоянием здоровья детей. В школе отмечается низкий уровень духовно-гармоничного развития учащихся при высоком проценте их заболеваемости. Это все связано как с перегруженностью программ, так и с нарушением гигиенических норм режима дня, учебного процесса. Школьные уроки физической культуры не решают всего дефицита двигательной активности, равно как и регулярные занятия спортом.

Быстрый скачок в развитии, обострение социальных проблем в обществе еще более всего способствует снижению показателя здоровья у старшеклассниц

Одним из оздоровительных мероприятий в нашей школе все более популярной становится оздоровительная аэробика. Простейшие музыкальные композиции, составленные как учителем, так и учениками, с определенными обязательными элементами и их разновидностями поистине служат эмоциональным фоном, создаваемым на уроке.

Систематические занятия физической культурой приводят к адаптации организма к физическим нагрузкам, в основе которой лежат морфологические и функциональные изменения. В результате этих изменений происходит усиление максимальных функциональных возможностей как организма в целом, так и отдельных его систем.

Внося изменения в вариативную часть школьной программы, мы предполагали, что внедрение предложенной нами технологии организации физической культуры в школе для старшеклассниц, а также занимающихся дополнительно во внеурочное время с использованием средств оздоровительной и спортивной аэробики позволит повысить активность и заинтересованность учащихся на фоне повышения эмоциональности занятий и координационной доступности упражнений, и, как следствие этого, увеличить эффективность урока физической культуры, выражающейся в повышении физической подготовленности и функциональных возможностей, укрепления здоровья.

методы исследования

Основная цель нашего исследования - улучшение физического развития и укрепление здоровья старшеклассниц. Задачи исследования:

Выявить интерес к урокам физической культуры.

Определить уровень двигательной подготовленности.

Определить влияние упражнений аэробики на физическое развитие старшеклассниц и их здоровье.

Для решения поставленных задач мы использовали следующие методы. Методы исследования:

Обобщение научно-методической литературы

Методы педагогической диагностики

Анкетный опрос

Тестирование

Педагогический эксперимент

Методы математической статистики

При обобщении научно-методической литературы мы пытались описать всё что известно об аэробике.

При помощи методов педагогической диагностики пытались определить уровень двигательной подготовленности учащихся в начале и конце учебного года, а также определить влияние упражнений аэробики на физическое развитие и здоровье старшеклассниц. Для этого показатели физического развития определяли следующими тестами, принимаемыми нами по традиционной методике.

Рост (см. )

Вес (кг)

Окружность: груди, см; талии, см; бедер, см;

Координация: челночный бегЗ*10м;

Скоростно-силовая выносливость:

прыжок в длину с места, см;

сгибание туловища из исходного положения, лежа на спине (ноги закреплены) до положения седа (руки за головой) количество раз за 30 сек.

Гибкость:

бег 1000, мин.

Функциональные возможности сердечно - сосудистой системы

Степ - тест, ударов в минуту.

Анкетный опрос, проводимый с учащимися 8-11 классов, показал, что 86 баллов - предпочтение занятиями аэробикой, 82 - волейболу, 65 - баскетболу, 58 - лыжной подготовке, 49 - другим видам.

Основные доминирующие мотивы занятиям физической культурой и спортом распределились следующим образом:

желание быть здоровым 62,5%

желание иметь красивую фигуру 22%

рациональное проведение свободного времени 10%

возможность общения с друзьями 5,5%

Далее, при выявлении интереса к урокам физкультуры с музыкальным сопровождением 74,8% учениц ответили положительно, 6,3 % - отрицательно, 7,8% не могли определиться с ответом.

Педагогический эксперимент создал возможность для воспроизведения влияния упражнений аэробики на физическое развитие и укрепления здоровья учащихся.

При помощи методов математической статистики нам пришлось вычислить среднее арифметическое при анкетировании.

Методика разучивания базовых шагов в экспериментальной группе шла по традиционной методике обучения базовых шагов и их разновидностей.

Комплексы упражнений, осваиваемые нами в школе из них самые простые -элементарные движения основной гимнастики. На подготовительную работу одни комплексы затратят несколько дней, другие несколько недель. Все зависит от индивидуальных способностей и физической подготовки учащихся. Все упражнения выполнялись с музыкальным сопровождением. Выбиралось музыкальное произведение, учитывалось количество акцентов в минуту (ударных долей такта). 50-90 акцентов в минуту - такая спокойная мелодия лучше подходила для упражнений на растягивание, расслабление. 100-200 акцентов в минуту - более быстрая , такая музыка где мы осваиваем упражнения динамического характера на развитие мышц шеи, рук плечевого пояса, и. т. п. 120 - 180 - ритмическая, быстрая мелодия - такие ритмы мы применяли в беге, подскоках, других танцевальных движений. Вначале девушки усвоили движения ногами, затем в этом же упражнении добавлялись упражнения руками, затем темп музыки, по мере овладения данными упражнениями увеличивался.

Все это изучалось на вводных уроках, где разучивались упражнения раздельными способами, согласно общепринятым принципам разучивания обще развивающих упражнений, а затем разучиваем с музыкальным сопровождением.

Результаты исследования

Результаты исследования показали, что смысловые представления о здоровье учащихся следующие: хорошее эмоциональное состояние, физическая подготовка, здоровый образ жизни, увеличение функциональных возможностей организма.

Основные акценты деятельности учителей физической культуры направлены на развивающее обучение учащихся, на оздоровительные технологии при построении занятий, на разработку новых программ при воспитании у учащихся умений и навыков и осмысление ими отношений к занятиям физической культуры.

В экспериментальной группе мы наблюдали значительные изменения в осанке, походке. Заполняя индивидуальную карту, отслеживали изменения антропометрических данных, особенно в весе, окружности талии и бедер. Одно только сформированное умение непринужденно двигаться под музыку и к тому же умение оформить эти движения в определенную композицию, позволяют девушкам быть "на высоте" на школьных танцевальных вечерах. Эти умения увеличивают авторитет и значимость в собственных глазах. Те же эмоции они испытывают на показательных выступлениях, соревнованиях по аэробике, конкурсах, где сами готовят специальные программы, придумывают возможную атрибутику.

Не останавливаясь на достигнутом, занимаются факультативно, самостоятельно, совершенствуют показательные, а в дальнейшем соревновательные, музыкальные композиции.

При занятиях в экспериментальных группах в 1999-2000 г пропуски по болезни снизились на 9%, в контрольной остались прежними (5%).

По результатам эксперимента в экспериментальной группе в прыжках в длину с места увеличение на 1,9 см; поднимание туловища из положения лежа на спине, руки за головой в 1,7 раза; наклон из положения сидя на 2,6 см; бег 1000 м на 0,2 сек; челночный бег на 0,3 сек; вес уменьшился на 2,4 кг.

В контрольной группе в прыжках в длину с места прирост результата незначительный: поднимание туловища на 1,6 раза, наклон из положения сидя на полу на 2,1 см; бег 2000 м "-" 0,8 сек; челночный бег на 0,1 сек; вес на 0,9 кг.

На физические качества, такие как гибкость, координация, скоростно-силовые, выносливость можно смело сказать увеличились за счет занятий аэробикой.

Перспективы и значимость. Упражнения аэробики направлены на развитие у девушек-старшеклассниц отстающих физических качеств, укрепление здоровья.

Теоретическая значимость заключается в обосновании и внедрении в практику данной методики обучения, способствующей увеличению двигательной активности школьниц и повышения эффективности уроков физкультурной культуры, и как в следствии этого, укрепления здоровья.

Увеличился интерес к урокам физической культуры, а также повысилась эффективность уроков

Посещение уроков физической культуры стало осознанным, появилось желание заниматься.

Уровень двигательной подготовки и функциональных возможностей организма увеличился.

Увеличилось влияние упражнений аэробики на физическое развитие и здоровье старшеклассниц что говорит об оздоровительной направленности уроков физической культуры.

Практические рекомендации

С целью повышения эффективности уроков физической культуры мы рекомендуем использовать аэробику для сочетания базовых и вариативных частей программы по физическому воспитанию с направленным развитием двигательных способностей.

Для более объективного и эффективного контроля за музыкально-двигательной подготовленностью занимающихся следует проводить конкурсы, соревнования, оцениваемые по 125 бальной шкале с учетом таких критериев, как техника, музыкальность, координация, осанка у девушек 10-11 классов.

По состоянию здоровья у меня миопия высокой степени. Я вынуждена заниматься в специальной медицинской группе, но мне нравятся занятия, аэробикой, поэтому я начала ходить на уроки, где мои одноклассницы стали выполнять различные движения с музыкальным сопровождением. Участвуя и помогая учителю физической культуры в организации занятий аэробикой, я включилась с интересом в исследовательскую работу, где изучалось влияние упражнений аэробики на состояние здоровья моих подруг.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)