Культура  ->  Музыка  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Влияния музыки на человека

Музыка - это искусство, которое побуждает личность к самопознанию, к осмыслению творческой деятельности. Музыка влияет на настроение и мироощущение, обладает релаксирующим действием. Тема исследования: «Психолого-педагогические аспекты компетентности старшеклассников в выборе музыки» ( на примере обучающихся 10В класса, школы №72, города Новокузнецка).

Теоретические основы психолого-педагогического влияния музыки на человека.

Этическая и воспитательная ценность музыки в Древней Греции.

Музыка – вид искусства, в котором художественные образы формируются с помощью звуков. Специфические особенности музыки позволяют выражать тончайшие оттенки чувств, психическое состояние и воздействовать на внутренний мир человека. Известно, что в греческом языке слово «музыка» означает больше, чем в наше, новейшее время. Оно охватывает вообще все искусства и знания, которые подвластны Аполлону и музам. Миф о музах в образной форме отражает суть реальных явлений. О том, насколько музыка пронизывает все искусства видно из схемы .

В Древней Греции осознавали высокую этическую и воспитательную ценность музыки. В платоновских «Законах» Боги «из сострадания к человеческому роду, рожденному для трудов, установили, взамен передышки от этих трудов, божественные празднества, даровали Муз Аполлона, их предводителя, и Диониса, как участников этих празднеств, чтобы можно было исправить недостатки воспитания на празднествах с помощью Богов» .

Пифагор «установил в качестве первого- воспитание при помощи музыки, тех или иных мелодий и ритмов, откуда происходит врачевание человеческих нравов и страстей . В своих трудах Пифагор проводит мысль о том, что музыка влияет положительно на здоровье человека, если пользоваться ей правильно.

Для другого философа Платона - задачей музыкального воспитания являлась гармонизация индивида с общественной жизнью. На музыку возлагаются определенные функции: техническая, психологическая и моральная. Она считается миметическим или подражательным искусством, и результатом этого подражания является возбуждение этических эмоций, позитивного или негативного характера. По мнению Платона «нет худшего способа разрушения нравов, чем отход от музыки стыдливой и скромной».

Аристотель полагал, что музыка служит добродетели и познанию. В теории мимесиса им была разработана концепция катарсиса. В своем труде «Политика» он пишет: « музыкальные лады существенно отличаются друг от друга так, что при слушании их у нас появляется различное настроение, а мы далеко не одинаково относимся к каждому из них; так, например, слушая одни лады, мы испытываем более жалостное и подавленное настроение, слушая другие, менее строгие лады, мы в нашем настроении размягчаемся; иные лады вызывают в нас по преимуществу среднее, уравновешенное настроение; последним свойством обладает, по-видимому, только один из ладов, а именно дорийский. Что касается фригийского лада, то он действует на нас возбуждающим образом».

Мировоззрения людей на музыку в эпоху Средневековья, Возрождения, Нового времени.

Согласно мировоззрениям людей эпохи Средневековья каждому ритму пульса соответствовало то или иное заболевание, а ритмы эти располагались по порядку музыкальных чисел. Средние века- наиболее длительная культурная эпоха в истории Западной Европы. Это время господства католической церкви, когда христианский мир жил как единая семья с общими патриархальным укладом жизни. Слово, обращенное к Богу, было неразрывно связано с музыкой. Музыка души предназначена для обращения к Творцу, к Создателю всего на земле. Она рождается в молитве, сквозь которую просвечиваются хрустальные образы мыслей, чувств, тревог, возмущений- всего, чем мы воспламеняемся ежедневно, с чем мы боремся постоянно, и, с которыми мы пришли к Богу для душевного успокоения, желание найти промысел Божий в этом нескончаемом потоке жизненных обстоятельств, мы пришли с заветной мечтой, с желанием увидеть истину, ее светлый, яркий луч необыкновенной красоты и правды. Именно с такой музыкой мы обращаемся к Богу.

Музыка эпохи Возрождения развивалась в двух направлениях- церковное и светское. Особая структура чувств человека передана в музыке – гармоничной спокойной и величественной.

В XVII- XVIII вв. музыка была и оставалась досужим развлечением. Она могла быть фоном для великосветских бесед и многие отмечали пользу для процесса пищеварения. Слово, обращенное к Богу, было неразрывно связано с музыкой, с музыкой души. Музыка души предназначена для обращения к Богу, к Создателю всего на земле.

Отношение к музыке в России в XIX веке.

Допуская, пение и вообще музыку в школу, уставы всех видов школ не включают музыкальные занятия в число обязательных предметов учебного плана, хотя в аристократических кругах в обществе благородных девиц на музыку ставился большой акцент, т. к. именно она способствовала развитию «светских талантов».

Особенно на высоком уровне музыкальное воспитание было организованно в женских институтах. К примеру, в Московском Елизаветинском институте сольное пение вел Мазетти (вокальный педагог, профессор Московской консерватории), фортепианное обучение было возложено на С. В. Рахманинова. С появлением консерваторий в Петербурге и Москве открывалось все больше музыкальных школ. И уже тогда появились идеи о музыкально-эстетическом воспитании народных масс. И только в XX веке с конца 40-ых годов в странах Западной Европы и США появились музыкально-психотерапевтические центры и школы, которые объединили педагогические и психологические аспекты влияния музыки на личность.

В работах Л. Брусиловского З Матейовой, С. Машутры показаны не только школы и направления музыкальной психотерапии, но даются основные положения и принципы.

В повседневной жизни, в которой человек сталкивается с трудностями, испытывает постоянные стрессы, музыка, может служить не только средством профилактики, но эффективным методом лечения школьных неврозов обучающихся, необходимо только научить школьников правильно подбирать музыку.

Психолого-педагогические аспекты влияния музыки на человека.

Психолого-педагогический потенциал музыки в учебном процессе.

Школьный урок музыки – это прежде всего урок искусства. Одним из принципов проведения музыкальных занятий – их увлекательность, в основе которой лежит связь музыки с жизнью.

Главная цель изучение музыки: воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке, интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира. В соответствии с заявленной целью данная программа определяет следующую главную задачу: Формирование эмоционального отношения к музыке на основе ее восприятия.

Активное восприятие музыки - основа музыкального воспитания. Активное восприятие происходит только в том случае, если эта музыка направлена к слушателю с любовью и положительными эмоциями, если есть наличие этих составляющих активного восприятия то эта музыка будет услышана и будет запомнена слушателем, а может быть и отмечена как очень интересная. Только в этом случае слушатель заинтересован и имеет тенденцию к развитию и пополнению знаний в этом направлении. «Значение музыки в школе далеко выходит за пределы искусства. Также как и литература и изобразительное искусство музыка решительно вторгается во все области воспитания и образования наших школьников, являясь могучим и ничем незаменимым средством формирования их духовного мира» . Таким образом, выдвигая цель «подготовки понятливых культурных слушателей от которых зависит в конце концов прогресс нашей музыки» педагоги осознают роль музыки, значимость ее воздействия на человека, особенно в период его интенсивного развития и становления как личности. Музыкальная потребность – полноправный член среди эстетических потребностей среди эстетический потребностей человека. Продвигаясь от «низших» к «высшим» уровням, «слушатель проходит свой путь потребности в музыке» .

Музыкальная педагогика ставит целью открытие перед обучающимися нового мира – мира музыки, ознакомление школьников с новым эстетическим искусством, помощь в понимании и осознании прекрасного в мире через музыку, но в определенный период – в период становления личности. Конкретных знаний по практическому применению музыки согласно со школьной программой, установленной Министерством Образования РФ, обучающиеся в школе не получают, музыка в последствии приобретает в их жизни очень узкую специализацию по применению, она служит досужим развлечением.

Роль музыкальной психологии в выборе музыки.

Музыкальная психология -древняя наука, с помощью которой можно понять как музыка действует на человека.

Человек – это сложно организованная система, которая помимо отточенного механизма работы органов имеет душу, духовную интуицию и определенное тонкое восприятие. Музыка оказывает влияние на все сферы этой системы. Проблемы музыкальной психологии в нашей стране разрабатывались в трудах Б. М. Теплова, Е. В. Назайкинского, В. В. Медушевского, Г. С. Тарасова, Л. Л. Бочкарева. Большинство ученых соглашаются с мнением Теплова в том, что «основным содержанием музыкальных произведений являются чувства, эмоции и настроение». За восприятие «чувств, эмоций у человека отвечает лимбическая система». За восприятие музыки ответственен таламус, а остальные структуры участвуют в ее переработке. Именно эти структуры копируют ритм музыки, в дальнейшем развиваются согласно этому ритму.

Упоминание о ритме, его воздействии на человека есть у античных философов. У Пифагора в учении об эвритимии эта важная особенность человека и музыки: ритм. «Через нахождение верного ритма человек мог войти в ритм своего города, а затем подключиться к ритму мирового целого» Главным составляющим музыкального восприятия является ритм, который заключен в мелодии, которая написана в определенном ладу или стиле. По характеру волны биоритма можно установить определенные особенности поведения человека. Но в процессе восприятия музыкального ритма биоритмы мозга непроизвольно настраиваются на его частоту. Поэтому музыкой, ее ритмами можно управлять людьми. Так, Платон считал, что «могущественность и сила государства напрямую зависит от того, какая музыка в нем звучит, в каких ладах и каких ритмахчерез распущенные ритмы и лады в души людей проникает такое же постыдное и распущенное начало». Второй составляющей музыкального восприятия является лад или стиль, в котором исполняется мелодия. В наше современное время есть множество различных видов музыки – рок, рэп, популярная. Но к числу серьезной и мужественной музыки можно отнести только классику, остальные же являются развлекательными. Тем не менее ритм этих развлекательных мелодий «навязывает» определенное отношение к миру и к людям.

Главными составляющими в восприятии является ритм, лад или стиль, а мелодия не имеет большого значения.

Музыкальная психология изучает воздействие на человека различных ладов, стилей и ритмов, проникает в процессы восприятия музыки человеком и выявляет аспекты воздействия музыки на людей.

Первый констатирующий эксперимент.

Потребность современного мира – это мобильные, динамичные люди, умеющие разрабатывать информационные системы, способные подстраиваться под изменение быстрого потока информации, умеющие находить и разрабатывать перспективы виртуального мира. Современная музыка должна отвечать на все эти требования.

Первый констатирующий эксперимент проводился в 2004-2005 учебном году . Мы начали свое исследование с анкетирования в 10-11 класса школы. Из 620 человек,70% составили девушки, возрастная группа 16-17 лет. 37% из опрошенных респондентов закончили детские музыкальные школы, 3% продолжают заниматься в городском джаз-клубе «Геликон»,2% посещают хоровую студию «Надежда» при ДТ им. Н. Крупской. В последнее время наблюдается повышенный интерес к рэп-музыке и рок- музыке. Нами были найдены сведения о негативном влиянии рок-музыки на человека. Рок- музыка «деструктивно влияет на духовный и физиологический мир ребенка». Из-за высокого уровня звука происходят систематические сенсорные стрессы, разрушающие генетическую основу человека. Но, результаты анкетирования 2005-2006 годов показывают повышение уровня заинтересованности в классической музыке, что говорит о том, наша работа заинтересовала людей.

Современное время – это время информационных технологий, где требуются высококвалифицированные специалисты. Но в бесконечном круговороте событий, человек сталкивается со стрессами, напряжениями, которые приводят к сбою активного настроя на работу, к снижению работоспособности, к упадку интереса к своему делу. В этом случае человеку необходимо использовать знания о влиянии музыки на человека.

Музыка известно как успокаивающее, тонизирующее и релаксирующее средство еще со времен античных философов. , ее целительные свойства использовались в Древнем Китае и Древней Греции. И сейчас музыкотерапия имеет большую популярность среди методов лечения различных заболевания, она активно используется в различных странах мира. Помимо всех целительных свойств музыка имеет большую роль в становлении и развитии личности, в развитии внутреннего мира человека, в образовании жизненных ценностей, граней между хорошим и плохим поступком, музыка также является опорой человека в жизни, также влияет на выбор друзей и на выбор профессии.

После проведения данного исследования в школе №72 старшеклассники стали более внимательно осуществлять подбор музыки, многие полностью изменили весь список прослушиваемой ими ранее музыки.

Мы старались, как можно больше дать информации о возможностях музыки во время проведения исследования, чтобы люди использовали эти знания в различных жизненных ситуациях. Мы надеемся, что проделанная нами работа не бесполезна, и людям музыка откроется в полном диапазоне ее возможностей.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)