Культура  ->  Театры  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Исследование влияния театральной деятельности на развитие музыкально-творческих способностей

Однажды мы с мамой пошли в театр музыкальной комедии на спектакль «Муха-цокотуха». В этом спектакле принимали участие известные актёры и дети, которые занимаются в театральной студии при театре. Спектакль нам очень понравился. Долго мы делились своими впечатлениями с нашими знакомыми. Наконец, мы решили: а не попробовать ли и нам, ну точнее, мне, позаниматься в такой же театральной студии. Мы выбрали музыкальную школу, которая находится недалеко от нашего дома и в которой существует театр-студия.

Театральная студия оказалась необычной. В спектакле обязательно появлялись разные музыкальные инструменты, на которых играли актёры. Мне было тогда 6 лет, и я ещё не занимался в музыкальной школе. Мама хотела отдать меня учиться игре на фортепиано, так как она и моя старшая сестра окончили музыкальную школу по этому классу. На первом спектакле я играл на ложках и металлофоне. Это была небольшая роль гнома. Но вдруг в нашем театре появился аккордеонист, а в спектакле требовался дуэт аккордеонистов. Эту роль предложили мне, и я с радостью согласился. Я играл всего четыре ноты, но чувствовал себя «настоящим музыкантом с таким большим инструментом в руках»*. В следующем спектакле я уже солировал. А когда пришло время выбирать музыкальный инструмент, вопросов уже не было. Конечно, аккордеон!

Аккордеон – инструмент западного происхождения, применяется преимущественно в эстрадной музыке. Правая клавиатура у аккордеона такая же, как и у фортепиано, а левая – такая же, как у баяна, то есть кнопочная. Звук получается от того, что струя воздуха, как и в фисгармонии, проходя через отверстие, заставляет колебаться в нем металлический язычок.

Итак, занятия в театральной студии мне помогли осознанно и, главное, самостоятельно выбрать музыкальный инструмент, который я стал постепенно осваивать. Сейчас я учусь во втором классе Детской музыкальной школы № 3 города Екатеринбурга. В первом классе я принимал участие во многих концертах. Это академические концерты, выступления в спектаклях, где я играл уже несколько ролей, конечно, со своим другом аккордеоном. Также были концерты в общеобразовательной школе, концерты «Волшебная сила искусства» в музыкальной школе.

На концерте школьных династий «Яблонька» я играл в дуэте со своей сестрой. Выступал на концерте в Администрации района, где присутствовали директора театров города и школ искусств, на концерте, посвящённом юбилею школы, в театре музыкальной комедии. Запомнилось выступление перед ветеранами в издательстве «Уральский рабочий», посвящённое 65-летию Победы. Также выступал на выставке «Мать и дитя». Принимал участие в районном конкурсе «Фантазии звёзд» в номинациях: «ансамбль» и «сольное выступление», и получил Диплом III степени. Участвовал в Городском фестивале «Первые шаги». В этом учебном году я вместе со своим педагогом О. В. Черкасской также готовлю насыщенную программу для конкурсов и выступлений. А на ежегодном конкурсе «Первые шаги» буду играть дуэтом вместе со своим другом по театру и одноклассником Ильёй Трапезниковым. И здесь опять надо сказать «спасибо» театральной студии. Работать вдвоём не так-то просто. Нужно уметь слушать друг друга, чувствовать. За время занятий в студии мы с ребятами научились этому. Ведь в спектакле используются оркестровые номера. Каждый играет на своём инструменте. Ребятам, которые не занимаются в театре, играть в ансамблях гораздо сложнее. Стремясь передать мысли и чувства своего героя, я учусь находить контакт со слушателями, в разговоре чувствую нюансы интонации и эмоции собеседника, угадываю тон и темп беседы, пытаюсь почувствовать мысли и настроение автора, музыкальное произведение которого я исполняю. Музыка учит не только слушать, но и слышать, не только смотреть, но и видеть, а видя и слыша, чувствовать. Конечно, ещё бывают сложности, но мы стараемся их преодолевать. Из вышесказанного следует вывод, что занятия в театральной студии помогают более успешной игре на инструменте в оркестре или ансамбле.

Волнуемся ли мы перед выступлением? Конечно, да. Пережить эстрадные волнения нам помогают наблюдения за выступлениями других учеников, артистов, педагогов. Воспитанию артистизма способствуют посещения конкурсов, фестивалей, концертов, выпускных экзаменов, где особенно велик накал волнения. я нашёл интересные вопросы для изучения волнения у детей перед выступлением. Мне стало интересно. Я ответил на эти вопросы сам и предложил ответить на них моим друзьям, затем изучил с помощью анкетных вопросов отзывы самых разных по возрасту и уровню подготовки учеников об их ощущениях перед выступлениями и на сцене .

Это незатейливое исследование среди 30 учеников от 7 до 9 лет дало интересные выводы:

Дети, занимающиеся в театральной студии Мои одноклассники в музыкальной школе, не Мои одноклассники в общеобразовательной школе,

«Увертюра» ДМШ № 3 занимающиеся в театральной студии. 10 не имеющие отношения к искусству. 10 человек

10 человек человек

Ребята из театральной студии волнуются меньше. Все дети, не занимаю-щиеся в театральной Дети из моего класса считают, что выступать -

Они привыкли к большой сцене, и поэтому она их студии, волнуются за 5-6 часов до выступления, это совсем не сложно. Готовиться к выступлению не так пугает. Они всегда чувствуют поддержку больше боятся техни-ческих эпизодов, не лю-бят не нужно. Но каждый из них вспомнил случай, педагогов, родителей и друг друга. Ведь в играть в очень боль-ших залах, мечтают о когда он не готовился к выступлению на уроке, а создании спектакля принимают участие все. И, концертах для сверст-ников, друзей. Младшие при выходе к доске не смог сказать и слова по конечно, все очень любят выступать. ждут поддержки от ро-дителей, старшие любят данной теме.

настраиваться в одино-честве. Переживают за неудачи, потому что разочаровали педагога, близких.

На занятиях в студии ученики тренируют в себе навыки естественного поведения в предлагаемых обстоятельствах. Простые и интересные упражнения и игры помогают нам в этом. Надо научиться концентрировать свое внимание на окружающих предметах, на партнерах и уметь менять свое поведение в связи с изменившейся обстановкой. И все это перед глазами зрителей, в окружении декораций, световых приборов и всего того, что мешает обычному человеку. «В такой обстановке обычный человек делает вид, что слушает, но не слышит, смотрит, но не видит, волнение переполняет его. На сцене мы учимся производить те действия, над которыми как-то не задумываемся в повседневной жизни: открыть дверь, сесть, встать, налить стакан воды, посмотреть на часы и т. д. Работаем над сценками из детской жизни: детский сад, школа, улица, дом. Наблюдение над животными – еще один элемент обучения актерскому мастерству»*. Итак, занятия в театральной студии помогают мне и другим ребятам справляться со своими эмоциями. Кроме того, для того, чтобы спектакль прошёл успешно, всем нам приходится изрядно потрудиться. Выучить роль, выучить музыкальную партию и партию для голоса, ведь герои спектакля ещё и поют. Приготовить вместе с родителями и педагогами костюмы, которые помогут войти в образ. Итак, все мы привыкли добиваться успеха своим трудом. Именно в театре я впервые ощутил это чувство. Поэтому, когда я занимаюсь на аккордеоне, я понимаю, что, чем больше я вложу в это занятие сил, труда, терпения, тем успешнее получится моё выступление. Не хочется, чтобы обо мне думали, что я лентяй. « После особо удачного выступления и учитель, и я окрылены, хочется верить добрым словам, восторгам, напутствиям, закрепить успех»*. Но, благодаря своему педагогу, Черкасской О. В. , я учусь сразу «уходить в труды». Вспоминаю не блестящий успех, а путь к нему, чтобы захотеть вновь пройти его. И я хочу повторять этот путь снова и снова.

После моих наблюдений и исследований можно сделать вывод: гипотеза, выдвинутая мною, подтвердилась. Занятия в театральной студии помогают мне и моим друзьям быть коммуникабельнее. А также приучают меня к ежедневному труду, воспитывают терпение, силу воли и усидчивость, совершенствуют эмоции, дают особое видение окружающего мира. А значит, делают меня счастливее.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)