Учеба  ->  Науки  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Войлок – традиционный материал в бытовом укладе башкир

Башкирское народное искусство вбирало в себя особенности культуры разных эпох и донесло до нас свои лучшие традиции, в которых народ вкладывал свое понимание красоты, стремление к созданию прекрасного.

Традиционный уклад жизни башкир выработал на протяжении истории свой привычный и необходимый круг бытовых предметов: домашнюю утварь, одежду, убранство коня и снаряжении всадника. Их изготовляли из естественных природных материалов, прежде всего из продуктов кочевого хозяйства: кожи, шерсти, войлока, пряжи, пуха, конского волоса, различных пород дерева.

Войлок, кошма (кейе6), традиционный материал в бытовом укладе башкир. Технология изготовления войлока, область его применения и декоративные традиции в оформлении восходят к искусству древних тюрков. Изготовляли войлок из овечьей шерсти. Кроме ручного способа, башкиры раньше валяли войлок при помощи лошади. Один из основных функций войлока – покрытие каркаса юрты (тирм2) и устройство внутреннего убранства жилища (войлоком застилали пол и нары, завешивали стены). Предпочтение отдавалось белому войлоку «Белая юрта» (а7 тирм2) - распространенный образ в башкирском фольклоре, являющейся символом света, добра, нравственной чистоты. С ней в народе связаны представления о домашнем уюте и благополучии. Войлочные ковры (кошма) были необходимой принадлежностью народных обрядов, праздников, входили в состав приданого башкирской невесты.

Один из наиболее авторитетных исследователей по вопросам народного жилища, автор фундаментальных трудов в этой области Ю. П. Спегальский пишет, что жилище: «Своего рода зеркало, отражающее жизнь народа, которому оно принадлежит. На жилище, его устройстве, компоновке, оборудовании и убранстве сказываются не только природная среда, развитие природных сил и общественный строй, не только характер и уровень цивилизации народа, но и его этнические и национальные черты, его духовные свойства, его верования, его таланты и наклонности, отражаются социальная структура, особенности жизни различных слоев народа, их нравы, привычки, вкусы, понятия».

Народное жилище - одухотворенная, одушевленная среда, предметный мир каждого создавался трудом талантливых мастеров, ремесленников, одаренных художников из народа. И что еще важнее: среда эта создавалась личным участием самих членов семьи и не одного поколения. Что в каждом доме женщины, были в той или иной мере обязательными носителями знаний традиционной культуры и искусства.

Рассматривая простые современные войлоки в интерьере башкирского жилища, нельзя не заметить, что они вносят в него определенный эстетический настрой. Здесь большую роль играет еще природная красота самого материала – плотно скатанной шерсти.

В целом, современные кошмы башкир тесно связаны с интерьером и имеют, прежде всего, функциональное значение. Вместе с тем, они влияют на художественный облик интерьера своей материальной, фактурной, красочной, масштабами и значительностью самой вещи.

Гладкая кошма – белая, черная или пестрая (ала кейе6) из смешанной шерсти – и без орнаментальной обработки. Мягкость, пластичность, небольшой ворс, особая фактура – одновременно выступает и как декоративность. При вваливании узор выкладывали только с одной стороны. Свернутые цветные валики шерсти раскладывали в определенном порядке по поверхности слегка скатанной основы, затем валяли до тех пор, пока между ними не происходило прочного соединения, и кошма не приобрела нужную плотность. Полученный узор отличается мягкостью, благородной размытостью, нежностью орнамента. В отдельных селениях республики в настоящее время изготавливают подобные кошмы, но вместо узора в центре выкладывают цифрами или буквами дату изготовления или имя хозяйки. Иногда изображают символы ислама – полумесяц со звездой.

Свойство войлока – плотно облегать, покрывать форму, разумно использовали в устройстве жилищ. В условиях кочевой жизни трудно было для этой цели придумать такой материал. Башкиры для богатых юрт отбеливали, ради прочности и красоты пропитывали даже иногда известью.

Я тоже очень люблю дома наводить порядок, по-своему создавать интерьер своего дома. И поэтому начала изучать разные виды рукоделия башкирских женщин. Остановилась на самом интересном и старинном виде – изготовление войлока (кошмы). Я знаю, что сегодня возрождается большой интерес к старинным вещам, письменности, рукоделию.

Исследование, выявление традиций.

У каждого исследователя вырабатываются свои способы хождения в круг поставленных им научных вопросов и проблем. Этому предшествует этап объективного изучения и вскрытия всего исторически накопленного материала по рассматриваемой теме: литературных, письменных источников, музейных, архивных материалов.

Вопросы изучения башкирского народного искусства, особенно традиций ковроткачества и тамбурной вышивки неоднократно меня затрагивали. Особенно тема «Войлок» оказался для меня неожиданно богатым и интересным.

Войлок – материал из скатанной шерсти, хорошо удерживающий тепло, в прошлой жизни скотоводов находил разностороннее применение.

Войлочными полостями (кейе6) покрывали юрты (тирм2) и кибитки (7ойма), утепляли стены и пол, застилали нары. Изготавливали войлочные черпаки, переменные сумы, чехлы, молитвенные коврики, упряжи. В зимнее время носили войлочные плащи, чулки, головные уборы. Существовали различные способы украшения войлочных изделий. Особенно нарядными были вещи, предназначенные для убранства гостевой части жилища. Целый набор войлоков готовили к свадьбе.

Особое место отводилось войлочным изделиям в семейных обычаях и ритуалах. Войлоки, часто в комплексе с паласом, традиционно присутствовали в приданом. Узорным ковриком (7ы6ыл т1ш2к) покрывали сундук с вещами девушки. У горных и зауральских башкир невеста ехала на празднично убранной лошади, под седлом был нарядный черпак. При встрече невесты ее приглашали зайти в дом и сесть на войлок, расстеленный на нарах, обещая в дар суягную овечку. Ритуал «сажания невесты на войлок», должен был обеспечить благополучное продолжение рода. Длительное сохранение старинных обычаев способствовало сбережению навыков кошмоделия и развитию войлочного декора.

Для свадебных чепраков (серге) и ковриков-тюфяков характерно торжественное сочетание красного сукна (в покрышке на войлоке) и черной окантовки или рамки. В декоре применялись кускарная вышивка и аппликации. Разноцветные фигуры, вышитые двойным тамбурным, располагались на черной полосе, или во внутреннем поле – в центре, или на «крыльях» черпака. Аппликация была полосной, из мелких ромбиков, зубцов, двойных «рогов», пришитых к цветной ленте. До последнего времени у башкир сохранились древние традиции кошмоделия. Национальное своеобразие декоративных башкирских войлоков заключается в гармоничном соединении аппликации и вышивки, а также во множестве вариантов кускарных узоров.

Большие кошмы для покрытия юрты катали с помощью лошади. Другие войлоки скатывали ногами, руками, вращением рулона веревками и так далее. Узорные войлоки обычно изготавливали женщины, собравшись на коллективную помощь (0м2). Рулон с увлажненной шерстью катали согнутыми в локтях руками с упором на предплечья, стоя на коленях. Из способов декорирования, непосредственно связанные с фактурой материала, практиковалась вваливание в основной слой пучков или прядей шерсти другого цвета. Сочетали светлое и темное руно; предпочтение отдавалось кошмам с белой основой (а7 кейе6). Композиция строилась на выделении центрального поля, огражденной рамкой из прямых линий или зигзагов. Внутри были разбросаны двухцветные пятна, похожие на большие цветы. Украшение войлоков паласами и узорными чехлами (тышлы кейе6) стало традицией. Распространены были также покрышки из разноцветных квадратиков и треугольников. Края войлоков обшивали красной, зеленой, синей, черной полосой. Среднее полотнище покрышки составляли из лоскутков (7орама), при умелом соединении их орнамент получался в виде звезд, елочек, зигзагов, диагональных полос.

Многоцветная мозаика, кроме декоративных свойств, заключала в себе охранную функцию: треугольник воспринимался как оберег. Такие покрышки часто зашивали на войлочные постилки, разложенные у трапезного места.

Орнаментальная композиция на войлоках исполнялась и в технике аппликации. Вырезанные из сукна или фабричной ткани геометрические или роговидные фигуры нашивались на фоновую (обычно красную или зеленую) полосу, которая затем прикреплялась к кошме. Так украшались постилки на нары, черпаки. Декоративными полосами могли украшать войлок на куполе и на стенах юрты.

Выдающиеся люди о войлоке.

Башкирское народное искусство и жилище как единство архитектурного, предметно-пространственного и духовного мира, как некий своеобразный синтез искусства и быта интересовал и интересует многих историков, этнографов, писателей, художников.

Они собирали и собирают материалы об организации башкирского жилища, так в убранстве его интерьера ведущую роль играет предметы из мягких материалов (кожи, войлока) и различных форм текстиля. Первые экспедиции с целью приобретения произведений народного искусства были организованы 1920-1930 годах под руководством В. С. Сырмятникова- пионера, первооткрывателя башкирского народного искусства. В его коллекции представлено резное дерево, ювелирное искусство, но наиболее полно - искусство текстиля: различные виды ткачества, вышивки, кошмы. Материал собранный В. С. Сыромятниковым, является в настоящее время ядром коллекции по народному искусству в собрании Художественного музея М. В. Нестерова.

Русский писатель А. М. Федоров в 1897 году пишет о башкирском интерьере: «Нары во всю длину покрыты чистым войлоком, поверх полосатой кошмой. Гора перин размещалась в углу; на балках висели шубы и платья, на гвоздях – лисьи шапки самых разнообразных форм».

Л. Н. Толстой про юрту, в которой он жил, писал: «Пол юрты по летнему времени был застелен ковелем, в степь вела расписанная деревянная дверка вместо обычной кошмы, посередине было отверстие прямо в небо, отверстие это можно было затягивать при плохой погоде кошмой».

Когда же пол был застлан войлоками, паласами, стегаными подстилками, шкурами животных, - то представлял своеобразную мозаику из мягких материалов. Перед сундуками – в центре жилища – стелили большой палас или узорную кошму. Этим самым обозначался смысловой и композиционный центр юрты – урын. Особенно красивы белые кошмы, с которыми у башкир связаны представления о домашнем уюте и благополучии. Ее белизна олицетворяла нравственную чистоту человека. «Молодухи подстелили под ноги жениху белую кошму и проводили его в дом для новобрачных», - пишет З. Биишева а романе «Униженные», создавая картины из жизни башкир в дореволюционном прошлом. Эстетические качества белого войлока усиливаются в сочетании с другими материалами: кожей, деревом, металлом. Башкирской юрте эти сочетания обязательны.

Д. Никольский, Л. Берхольц писавшие о башкирах отмечали, что свойства войлока – плотно облегать, покрывать юрту. В условиях кочевой жизни трудно было придумать другой материал. Войлок не только утеплял жилище, но в жаркие дни белая войлочная юрта могла защитить от палящего степного солнца. Ее сферическая форма не давала задерживаться долго и солнечным лучам, линевым потокам.

Многие примеры фольклора говорят о том, что сама природа у башкир ассоциировалась с летними кочевками, белой юртой. ,

Долины Урала так прекрасны,

Чтобы кочевать там, в белых юртах.

Технология изготовления войлока.

Самым трудным и ответственным этапом в длинной череде в основном женских работ было сваливание шерсти – изготовление кошмы (кейе6 ба9ыу). Здесь требовались опыт и особенная сноровка. В зависимости от ширины кошмы, одновременно в процессе участвовало от 3 до 5 человек. Участников могло быть и больше, они периодически сменяли друг друга. Одна из женщин грела и подносила в ведре горячую воду. Работой руководила наиболее опытная мастерица: регулировала толщину слоя, формовала узор, следила за краями, устанавливала последовательность и длительность работ.

Качество войлока во многом зависело от подготовительных действий. Шерсть раскладывали равномерно на рогоже, камышевой циновке или старой кошме. Размеры постилки должны были перекрывать размеры нового войлока, так как шерсть давала значительную усадку. Толщина слоя рассчитывалась, в зависимости от назначения изделия и измерялась длиной большого пальца или высотой поставленной на ребро ладони. Обычно получали войлоки от одного до двух сантиметров толщиной. На купольное покрытие юрт и земляные постилки сырья уходило больше. Шерсть накладывали на основу слоями, стараясь более светлой и качественной сделать лицевую сторону. Иногда все же кошмы получались неоднородными, пестрыми; их использовали в качестве подкладки под паласы.

Изготовление кошем предполагало сравнительно высокий температурный режим, периодическое увлажнение волокон и интенсивное механическое воздействие. Шерстяной настил равномерно сбрызгивали горячей водой. Начинали с одного края, закатывая увлажненный слой внутрь; затем продвигались дальше, пока не была «схвачена» вся заготовка. Рулон как можно плотнее обвязывали веревкой (чтобы шерсть раньше времени не сбилась) и в течение получаса катали. После этого развязывали и снова увлажняли, закатывая с другой стороны. Далее в течение полутора – двух часов шла непрерывная напряженная работа по уплотнению и скатыванию шерсти.

Существовала несколько способов катания войлока. Повсюду было распространено катание ногами, когда три-четыре (в зависимости от ширины войлока) на ровной местности толкали перед собой рулон, покрывая иногда значительное расстояние и возвращаясь обратно. Работа обычно организовывалась на берегу реки, за околицей деревни или на летовке. Однообразный труд оживляли шутки и меткие замечания присутствующих. Время от времени работающих угощали кумысом, преднамеренно проливая немного напитка на войлок. Уставших охотно сменяли сильные и проворные из круга собравшихся сельчан. Заведомо знали, что после выполнения работы участников ждет приготовленное хозяевами угощение.

Способом, выглядевшим со стороны забавной, было «перетягивание» кошмы волосяными длинными арканами, которыми обматывали рулон в нескольких местах, оставляя концы по обе стороны. Валяльщики, стояли друг против друга, ритмично тянули каждый за свой конец, заставляя сверток с шерстью перекатываться то в сторону одних, то других. Если войлок был широким и длинным (а следовательно – тяжелым), работу выполняли, сидя верхом на лошадях. Периодически вращение прерывали и все собравшиеся били рулон ногами и топтали.

До наших дней в южных башкирских аулах сохранились не менее древние навыки выработки войлоков вручную. Так выделывали прежде всего небольшие узорные кошмы. Это было исключительно женское занятие и его осуществляли в любое время года, в обычных домашних условиях.

Башкирские орнаменты и узоры в кошмах.

Естественным способом орнаментации кошмы было сочетание темной и светлой шерсти в процессе скатывания войлока. Обычно шерсть, предназначенную для узора, слегка светлую в жгуты или поделенную на пряди, пучки, «внедряли» в разложенный основной слой. Элементы композиции состояли из узких полос и цветовых пятен и располагались свободно, оставляя незакрытым большое фоновое пространство. Разметка орнамента производилась на глаз. Предусматривалась симметричное построение узора, но при уплотнении волокон отдельные элементы слегка смешались, полосы теряли жесткую линейность. Получался трогательный в своей простоте живой и теплый на восприятие рисунок.

В войлоках юго-восточного Зауралья было принято зигзагообразной линией (киртл2с), расположенный у самого края или в некотором отдалении, ограничивать центральное поле, заполненное цветными кругами и кольцами. Иногда зубчатая рамка обводилась прямыми линиями.

В 50-60-е годы в южных и юго-восточных районах Башкортостана для орнаментации кошем использовали также шерсть, крашенную в красный, малиновый, желтый, оранжевый цвет. Принцип составления орнамента был то же, что и на черно-белых кошмах.

Исследователи декоративно-прикладного искусства башкир Р. Г. Кузеев и Н. В. Бикбулатов, выделив в традиционном орнаменте шесть разновременных пластов (комплексов), определили, что два из них, наиболее ранние, связаны с формированием культуры тюркоязычных племен в пределах Центрально-Азиатского и Южно-Сибирского регионов. Именно они лежат в основе орнаментации башкирских войлоков.

Первый комплекс включал простейшие геометрические фигуры: треугольники, ромбы, квадрата, круги, вписанные друг в друга окружности, уголки; из них составлялись бордюры, цепочки, зигзаги. Все эти элементы присутствуют на кошмах с вкатанными узорами и в аппликации на войлочных покрышках у юго-восточных башкир. Мозаичные чехлы из клинышков и квадратов тканей также вписываются в этот комплекс.

Второй орнаментальный комплекс составляли узоры из спиралей, роговидных фигур, «бегущих волн». Условно этот комплекс можно назвать «кускарным», хотя некоторые композиции приближались к растительному орнаменту, а кускары сочетались с треугольниками-амулетами. Все перечисленные особенности присутствовали в аппликации и вышивке на войлочных чехлах. Иногда они включались в вкатанные орнаменты. Самыми распространенными орнаментами и узорами являются следующие ярко-выраженные мотивы:

В башкирском орнаменте существуют следующие ярко выраженные группы мотивов: кускар – символ завитых бараньих рогов и символ трав – тематика кочевого скотоводче5ского народа и более поздние его модификации: спиралевидные и S - образные завитки, а также ромбы с его многоплановыми вариациями.

Кускар – символ производительной деятельности человека, плодородия. Все остальные орнаментальные фигуры кускарного происхождения получаются в силу природного таланта башкир к импровизации за счет дополнительных спиралевидных завитков.

Эти элементы никогда не повторяются у мастериц в композициях узоров, а все время варьируются, превращаясь то в сплошной ковровый узор, то в причудливое сочетания фантастических образцов.

Ромбический мотив составляет земледельческую основу башкирского орнамента, а ромб постепенно становиться идеограммой Жизни и Блага. Ромб также как и кускар, интерпретируется то в своей плоскости, то за своими пределами, превращаясь в многоплановые модификации.

Происхождение орнамента и его систематическое значение связаны с религиозным мировоззрением людей, стремившихся украшением одежды, предметов быта умилостивить злых духов, сберечься от сглаза или придать себе силу.

Одним из элементов башкирского орнамента является солярный знак, упрощенное изображение солнца в виде окружности с лучами или вихревой розетки, которыми украшаются в основном еляны, в этом элементе мы также видим тамгу кубалякского рода, названную «кругом» или «чашу» у теляукского рода. Элемент свастика, встречающийся в башкирском орнаменте, являются символом плодородия, солнца, скрещенного молота, молний, используется как орнаментальный мотив в народном искусстве многих древних культур, в античном мире, в Центральной и Южной Америке, Средневековой Европе. Ему придавали определенный смысл оберегателя, охранителя от злых сил, символа солнца, жизни и добра. Элемент в виде сердечка, обозначающий гостеприимство , также свойственен другим народам.

Названия элементам давали и мастерицы, причем в разных районах иногда по-своему на основе ассоциаций с предметами и явлениями. Например, кое-где крупный ромбический элемент называют «поднос», отростки ромба - «птичьи головки», мелкие элементы в виде столбиков и квадратов «клоп» это и буква рунического письма, ромб типа русского репья «цветок», узор из попарно соединенных ромбов – «талия муравья», косой крест с маленьким ромбом в центре – «рак», полоса из соединенных углами ромбов – «ветка бадьяна» и. т. д.

Искусство орнамента, создание тамги и руническая письменность – это грани одного явления изобразительной деятельности, что подтверждается древностью и общностью эволюции графического языка. От простейших реалистических изображений к стилизованным схематическим и наконец, превращение их в знаковые и декоративно-магические символы. Украшая свои изделия, народ рассказывал о себе, своем роде, об окружающей жизни, природе, поэтому можно дать еще одно определение орнаменту – это символико-графический язык народа, выражающий его чувства, понятия.

Декоративные кошмы.

Самобытность декора подчеркивали нечеткий, как бы размытый, не строго симметричный рисунок, несложные композиции из прямых линий, зигзагов и простейших геометрических фигур. В старинных паласах, как и в старинных войлоках, чаще сочеталась некрашеная шерсть. Во второй половине XIX в. распространились многоцветковые ковры. Для башкирского коврового декора, особенно в юго-восточном регионе, характерна теплая гамма в сочетании коричневых, красных, оранжевых, зеленых тонов. Редко вводились малиновый, лиловый, синий цвета. В 20 веке в юго-западных придемских, прибельских аулах распространились ковры с звездами и растительными мотивами. Здесь, на территории интенсивного ковроткачества, в 20 веке не существовало иных способов украшения кошем, как сочетание их с паласами.

По-другому был решен крупный геометрический декор на белой основе двухслойной кошме. Поставленные на угол два темных квадрата в центре и темные треугольники в углах кошмы выполнены способом наката. В таких случаях на слабо скатанную еще сырую основу накладывались полуготовые заготовки необходимой формы; оба слоя соединялись в процессе окончательного уплотнения войлока. Орнамент украшал лицевую сторону.

Одним из способов украшения войлоков было использование аппликации из сукна или плотной ткани. Геометрические фигуры (треугольники, ромбы) или «кускарные» узоры, вырезанные из фабричных или домашних тканей, сгруппированные в полосу, нашивались непосредственно на кошму или на фоновую основу, которая в готовом виде прикреплялась к кошме.

Нашивную аппликацию чаще располагали на войлоке каймой. Узкий и широкий орнамент на цветной (чаще красной, иногда зеленой) полосе обрамлял кошму, выявляя в центральном поле теплую фактуру редкостного по своей природе материала - уплотненной шерсти.

В юго-восточном Башкортостане постилки и праздничные кошмы покрывали разноцветным чехлом из маленьких треугольников и квадратных лоскутков, собранных в мозаичный узор – техника «корма». Края войлока обрамляли черной, красной, зеленой полоской ткани, иногда дорогого бархата или сукна. В искусстве «корма» важной была цветовая подборка материала: с помощью близких по тону лоскутков компоновались ромбы, звезды, уступчатые диагональные узоры, вписанные друг в друга контрастные зигзаги. В узорах лоскутной мозаики, наряду с художественными достоинствами, выявлялась магическая символика. Двойной оберег (узоры определенной смысловой конфигурации на шерстяной основе) охранял в жилище места для приема пищи и сна.

В юго-восточных районах республики при оформлении войлочных изделий получило развитие искусство мелкой аппликации и сложной «кускарной» вышивки. Чаще всего узоры наносились на тканевую покрышку (тышлы кейе6). В свадебный комплект включались два похожие по оформлению предмета: узорный черпак под седло (серге, сергетыш) и нарядный коврик (Кызыл т1ш2к), который снаряжая коня невесты, перебрасывали через седло. Первый меньший по размерам, трапециевидной формы, украшался орнаментом на свешивающихся концах, иногда имел бахрому. В Зауралье сложился своеобразный ареал с устойчивыми декоративными признаками в украшении свадебных кошем. Для этих мест характерно применение двойной или тройной аппликации, использование простейших фигур геометрического орнамента, соединенных в ряды и заключенных в полосу или рамку. Почти всегда на горизонтальной оси симметрии находились ромбы часто укрупненные, по предмету – зубчатые линии (к2рт2 – ограда поля). В расцветке преобладали контрасты.

Башкиры находясь на периферии культурного ареала, связанного с евроазиатским кошмоделием. Окраинное положение, с одной стороны, способствовало сохранению здесь древних, порой архаичных, декоративных средств, с другой – делало закономерным появление местной специфики.

Этническое своеобразие создавалось у башкир сочетанием аппликации и вышивки, предпочтительным отбором орнаментальных мотивов, их многообразием. Среди тюркских народов только у башкир-скотоводов вышивка для украшения войлоков имела преимущественное распространение. Ограниченное соединение «кускарной» тамбурной вышивки с мелкой аппликацией – художественный прием, получивший развитие среди юго-восточных (горных и зауральских) башкир. Юго-восточные узорные войлоки вписывались в целый комплекс атрибутивных обрядовых вещей, оформленных в одном декоративном стиле.

К большому сожалению, в наше время многие не знают об этом замечательном искусстве и не увлекаются им. Лишь в отдельных селениях Башкортостана занимаются этим искусством. Но в то же время этот вид рукоделия возрождается. Проводятся различные конкурсы и выставки по изготовлению войлока.

Как сказал Максим Горький «не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего».

Изучая эту тему, я для себя открыла, очень много нового о быте, жизни моего народа. Много материалов изучила об убранстве и традиционном укладе жизни башкир и очень много изучала об истории, развитии башкирского кошмоделия. Лишь в отдельных районах Башкортостана изготавливают войлок. Научилась валять войлок. Важный слой художественной памяти народа в народном искусстве составляет орнамент. Поэтому я изучала орнаменты башкирского народа, которые симметричны, узоры расположены бордюром, розетками или сплошной сеткой. Все эти элементы я использовала в изготовлении войлока. После данной работы поставила для себя цель: не останавливаться на достигнутом, а продолжать дальше изучать и расширять свои знания в изучении башкирских народных традиций и народного искусства.

Последние годы единомышленников по изучению башкирских традиций, по рукоделию растет, я себя тоже считаю одной из них. И уверена – башкирский войлок, учитывая свои физические свойства (теплозащитность, гигроскопичность и воздухопроницаемость) займет достойное место в современном интерьере жилища.

С развитием человечества больше почитаются в обществе предметы, выполненные в эстетичном стиле, куда вложено тепло человеческих рук.

Например, у казахов валяние войлока сохранилось и до наших дней. Американцы, немцы и другие, увидев валяние войлока, поразились. Чтобы стать обладателями этих вещей они не жалеют своих денег. Нам тоже нужно с вниманием относиться к этому ремеслу, открывать для себя новое.

Рекламируя войлок, я хочу высказать следующие строки.

«Войлок-вещь ведь знатная,

Издавна принятая,

Для постели, для сукна и

Для обуви нужна.

Очень мягко и тепло-

Он полезен всем.

Все болезни нипочем,

Если будешь спать на нем. »

Я убедилась, что новое – хорошо, забытое – старое.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)