Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Война в творчестве коми поэтов - фронтовиков

Великая Отечественная война – это война, которая принесла нашему народу боль и страдания. Великая победа – праздник один на всех. Многое пришлось пережить на пути к ней. Громада немецких армий оказалась бессильной перед волей, стойкостью и самоотверженностью наших защитников. Среди тех, кто встал на защиту страны от смертельной опасности, были и коми поэты.

Нашему поколению от былых времён достались в наследство книги о войне. Они – как уроки истории, как летопись запечатлели на века Великий Подвиг Народа. Мужественные и волнующие стихи и песни тоже боролись с врагом, и их вклад в победу по достоинству оценен. На фронте и в тылу наши люди зачитывались суровой прозой, озаренной огнем народной войны. Писатели и поэты не были «праздными наблюдателями» великой эпопеи, а, в большинстве своём, были ее действующими лицами.

Кто эти люди, сумевшие в редкие минуты отдыха записывать в своих фронтовых блокнотах рифмы и сюжеты, сумевшие слагать строчки под свист пуль и грохот орудий? Меня заинтересовал этот вопрос, и я решила подробно остановиться на том, как коми писатели-фронтовики в своих произведениях изображают войну.

Цель данного реферата – на материале произведений коми поэтов – фронтовиков рассказать юному поколению о солдатах, участниках Великой Отечественной войны. Рассказать, чтобы молодёжь представила себе победителей не как стариков и старушек, приобщившихся к славе, а молодыми, лихими, смекалистыми парнями, девушками, каковыми и были наши героические деды и прадеды, защитившие нашу Родину.

Материалом для исследования послужили произведения коми поэтов – фронтовиков Ивана Вавилина, Серафима Попова.

Изображение Великой Отечественной войны в произведениях коми поэтов-фронтовиков

Война в стихотворениях Ивана Вавилина

Мне жить всегда в своей стране,

Там, где леса, луга и реки;

Смежая в час последний веки,

С землёй родной сольюсь навеки.

Все дорого, все близко мне

В моей родимой стороне.

Эти проникновенные, идущие от сердца, строки принадлежат перу Ивана Михайловича Вавилина. Он родился 21 ноября 1911 года в селе Баяркерос Усть – Сысольского, в семье крестьянина – бедняка.

Почти с первых дней Великой Отечественной войны Вавилин – в действующей армии. В составе расчета гвардейских минометов он участвовал в освобождении от фашистских захватчиков пяти государств - Болгарии, Югославии, Румынии, Венгрии, Австрии; награжден боевыми медалями.

В годы Великой Отечественной войны Иван Михайлович Вавилин выпустил два сборника стихов. Поэт воспевает великий подвиг солдата, его беззаветную преданность Родине, его бесстрашие и мужество в борьбе с фашистами.

Наибольшую творческую активность среди коми поэтов – фронтовиков проявил Иван Вавилин. Тридцать одно стихотворение, напечатанное в дни войны в сборниках «Ни шагу назад», «Советский воин» и в «Репертуарных сборниках», свидетельствуют о слитности слова и дела советского война, о неразделимости солдатского и литературного труда, о росте и возмужании мастерства поэта. В дни войны расширялась, стала разнообразнее тематика его лирики. Он пишет о военных буднях, о мужестве, о труде, о коми земле, связывая военную тематику с темой «родных мест». По – новому раскрывается им характер человека в тяжелых условиях войны. Такой же конфликт лежит в основе стихотворения «Как – то не хорошо, как – то все не так»(1942). Драматизм первого периода войны опять – таки показан через восприятие крестьянина, ставшего солдатом и вынужденного отступать:

Больно сердце сжимается.

Полдень горяч,

Ждет жнеца – хлебороба пшеница.

И так жалко привольную степь,

Что хоть прячь

В мешок ее всю без границы.

Перевод Н. Кутова

В риторическом вопросе: «Разве степь на солдатских плечах унесешь?» - обнажаются тяжелые думы солдата, переживания очень мирного по своей сути человека, изведавшего горечь отступления, боль утрат.

В стихотворении «Раскрыл я книгу»(1942), коми поэт решает те же идейно – художественные задачи, что и Алексей Сурков в «Песне смелых». Все стихотворение строится на противопоставлении двух типов людей, смелых и трусливых. Постоянное напоминание о том, какой отклик среди людей найдут поведение смелого и поступки труса, усиливает психологизм стихотворения. В нем заключается национальное, народное представление о человеке.

Трусу – всегда достается,

Труса – щенок задирает,

На смелого – лишь собака лает,

Смелого – никто не остановит,

Смелость человеку больше всего подходит,

Смелость в бою – хороший воевода!

Сама тема и идейные задачи определили своеобразие поэтического языка Ивана Вавилина. Коми поэт использует народные поговорки, которые, сохраняя привычное смысловое содержание, окрашиваются новыми оттенками. Автор выступает как самобытный художник, умеющий новаторски подходить к традициям народной поэзии. Использование народных образов и выражений делает его творчество близким и понятным коми читателю.

В стихотворении «С родной стороны,1943» поэт рисует образ Родины – матери, ибо отторгнуты фашистами республики – сестры. Синонимическое сближение понятий «Родина» и «Мать» окрашивает в теплые тона это стихотворение, что, в свою очередь, делает живым, ощутимым образ Родины. В стихотворении выступает второй аспект этой темы. Коми земля для поэта – часть большой родины – матери. Завоевания революции придали понятию «Родина» новый, более широкий смысл – расширил его общественную емкость.

Ненависть к врагу – один из ведущих мотивов поэзии Ивана Вавилина. Омерзительный облик врага выведен им в сатирических стихотворениях «Костыль», «Неоконченное письмо», «Баня». В отличие от М. Лебедева, выступившего в предвоенные годы в основном в жанре аллегорической сатиры, Иван Вавилин использует прием «открытой» сатиры. В одном случае он призывает на помощь выразительный рефрен, в другом – умело пользуется гротеском, в третьем – удачно применяет частушку, детскую шуточную народную песню.

В стихотворении «Костыль» Иван Вавилин разоблачает гитлеровского грабителя. Награбленное добро развращает и семью мародера. Дочь захватчика Марта в мечтах уносится на землю «руссов» к отцу, который должен покорить Русь и вернуться с дорогими подарками. Сарказм достигается резким противопоставлением несбыточной мечты и действительности. Созданные образцы окарикатуриваются благодаря насмешливо – пренебрежительной интонации и игривому ритму стиха, который больше подходит к легкомысленной песенке, чем почтительному гимну, восхваляющему «покровителя Европы». Образ фашистского грабителя выведен в стихотворении «Неоконченное письмо». Начальные строки письма, в которых немец обращается к своей дорогой Кларе, как бы обычны, нейтральны. Но автор постепенно разоблачает неприглядное нутро фашиста, показывая его мерзкие поступки:

Шапка потерялась. Ношу платок,

С головы колхозницы

Он мне подвернулся.

Средством передачи сарказма становится умелое сочетание военной и бытовой лексики:

У одной женщины – я ведь храбрый-

Завоевал теплую кофту.

В произведениях сатирического плана Иван Вавилин сумел выразить свое отношение к врагам, показать их такими, что они вызывают и презрение, и негодование, и смех. Стихи поэта в годы войны пользовались большой популярностью у коми читателей: они звучали со сцены сельских клубов и красных уголков, вошли в школьные хрестоматии.

< h2> Лирический герой поэзии Серафима Попова

В годы Великой Отечественной войны путь ускоренной внутренней эволюции прошел лирический герой поэзии Серафима Алексеевича Попова. Итогом его творческих поисков и раздумий стал поэтический сборник «Фронтовой туй» (Фронтовой путь,1945).

Становление Серафима Попова как поэта проходило в 1938-1945 годы, когда в мире уже запахло порохом, а вскоре загремели залпы орудий и на советской земле. Главный герой его поэзии – новый человек, воспитанник партии, комсомола, строитель – созидатель, который в дни войны надел солдатскую шинель. С тяжелыми боями, теряя друзей по оружию, продвигался коми поэт по фронтовой дороге от снежных просторов к широким степям.

Еще до Отечественной войны вошел в поэзию Серафима Попова образ солдата. В 1940 году поэт написал цикл стихов о Красной Армии и назвал этот цикл: «Оборонные стихотворения». Здесь мы читаем и о танкистах, и о моряках, и о кавалеристах. Перед нами стихотворение «Танкисты»:

Начинается сегодня

Большое и горячее дело!

Может быть

Но, да что тужить!(??)

Лети, танкист,

Все мускулы напряги.

Лирический герой этого стихотворения пока плакатен. По сути дела, этот танкист не отражает еще мировоззрения молодого советского человека, его гуманного, но решительного взгляда на события предвоенных лет. Он еще не понимает, что война – нелегкое дело: там придется мобилизовать все свои силы и умение; что об изнурительной борьбе нельзя бездумно – бодрячески говорить:

«Может быть. Но, да что тужить!»

Вскоре началась Великая Отечественная война. Лирическому герою Серафима Попова выпало на долю прошагать длинный и трудный путь солдата. Офицер – коммунист своими глазами видел на фронте героические подвиги простых советских людей, и поэтический глаз Серафима Попова отмечал наиболее важные черты живого человеческого характера.

Интересно сравнивать довоенное стихотворение Серафима Попова «Танкисты» и его же стихотворение военных лет с почти таким же названием «Танкист» он изображает трагическую и в то же время героическую сцену, вводит читателя в накаленную атмосферу боя в самый критический момент. Шесть раз бросалась в атаку танковая бригада. Под непрекращающимся минометным огнем залегла пехота, и танк «на ходу горит, как смолистое дерево, и броня его, словно мягкий воск, тает». Отблеск горящего танка обжигает сердца солдат. Чудом уцелевший в этой страшной схватке с огнем танкист выскакивает из машины и ведет за собой пехоту. Поэт – фронтовик рисует картину, которую он сам видел, пережил, прочувствовал. На поле боя, где – то под Воронежем, «как смолистые дрова» горит советский танк. Нашим бойцам горько видеть, как погибают герои – танкисты: все решают доли секунды, а пехотинцы не близко. Но:

Кто бы мог подумать Танкист

Через люк стремительно выпрыгнул.

-Ребята, вперед

Огонь по врагам!

А за ним бросилась пехота.

Я знаю много интересного о боях.

И разве такое когда – нибудь забудется?

Когда я сейчас встречаю танкиста,

Все думаю, что видел его под Воронежем.

Пусть некоторая плакатность все еще присутствует в изображении этого танкиста, но уже никак нельзя вычеркнуть живые черты в характере лирического героя. Это уже не «вычитанный», а «увиденный» танкист, который значительно отличается от танкиста из довоенного стихотворения Серафима Попова.

Человек познавался Серафимом Поповым на дорогах войны. Это – товарищи по оружию, однополчане, жители прифронтовых сел. Война углубила понимание коми поэтом значения слова «народ». Он вошел в стихотворения Серафима Алексеевича Попова в образах «молодого комбата» и просто «солдата в каске, который поднял над школой алое полотнище», «молодого бойца», проходя мимо которого делает строгое замечание ротный командир; «пехотинцев», «саперов». Но они не одиночки, а члены большой семьи – Красной Армии. Чувство товарищества и взаимной выручки, чувство локтя в бою придают смелость, уверенность в победе. Они мужали и созревали как воины «тогда, когда шли сквозь огонь по дорогам войны».

В стихотворении «Шинель» (1944) заложена мысль о единстве судеб людей разных национальностей, людей различных по возрасту, людей фронта и тыла. Все вместе взятое: «Россия – затянутый ремнем солдат».

Любовь к жизни вызывает в сердце поэта ненависть к фашизму. Рождаются публицистически гневные стихотворения, такие как «Расплата» (1942), «Не овны, фашист тэд, не овны» (Не жить, фашист, тебе, не жить, 1942).

В 1944 году после тяжелой контузии капитан Серафим Попов вернулся в родные края. Начался новый этап в творчестве коми поэта. В поле его зрения оказываются люди туда, бывшие воины – фронтовики, вернувшиеся к мирному делу и участвующие в преобразовании родного Севера ( «Станция Мадмас», «Поезд»). В стихотворении «Станция Мадмас» поэт взволнованно говорит:

Даже лес изменили военные годы

Как приятно родные места оглянуть!

Из расчищенных дебрей сверкнули мне воды,

Ощущением свободы наполнилась грудь.

Снова время пришло для охотничьих странствий,

Мы с войны возвратились в родные края.

К новой станции поезд примчал меня

-Здравствуй, станция Мадмас, родная моя!

Перевод И. Молчанова

Вместе с тем горячий материал, накопленный коми поэтом в годы войны, озарил новым эмоциональным светом и углубил содержание всей послевоенной лирики Серафима Алексеевича Попова. Главной темой в его произведениях становится тема горячей любви к матери – Родине. Достойное место среди таких произведений занимает поэма «Без вести пропавший». Великая Отечественная война была суровой школой для советского народа, но самые тяжкие испытания на себе и лишения пришлось вынести тем, кто прошел через фашистский плен. Тяжело раненный Семен – простой коми парень – герой поэмы Серафима Попова испытал на себе все тяготы и лишения.

Поэму открывает эпиграф: «Потеряешь друга – три года плачешь, потеряешь Родину – всю жизнь придется плакать». Сюжет поэмы характеризуется исключительно острым драматизмом, который позволяет поэту усилить лирическую энергию всей поэмы.

В весеннем небе стая гусей

На север держит знакомый путь.

Люди хуже и злее зверей

Связали мои перебитые крылья.

-Коммунист?

Зло орет один.

-Комиссар?.

Хочет знать другой.

Свободные, гордые птицы летят на Север, на Родину. А люди «хуже зверей» изуверски пытают бойца. Раненые руки солдата поэт сравнивает с перебитыми крыльями. Но на север летят свободные птицы, а человек остается в неволе. Лицом к лицу сведены свет и мрак, жизнь и смерть. Таким образом, Серафиму Попову удается резче подчеркивать состояние своего героя. В поэме «Без вести пропавший» контрастные поэтические образы во многом определяют эмоциональный накал всего произведения.

Будто чистый солнечный луч

В темную яму тайком проник,- так проникло к узникам ободряющее слово коммуниста, который и в фашистском концлагере ведет борьбу.

И вот Семену, герою поэмы, чудом удалось вырваться из плена, «из темной и тесной ямы». Сейчас он по – новому, по – юношески, восторгается безбрежными просторами и красотой родной земли:

Так широко наша река,

Говорят, никогда не разливалась,

В воду забрели нагие ивы,

Над ними плывут светлые облака,

Нет конца, ни края земле родной,

Ее просторы и мысленно не окинешь.

Родная река кажется невероятно широкой, нагие ивы выглядят нежными – нежными, а облака светлыми и чистыми, как совесть солдата.

Образную ткань поэмы «Без вести пропавший» с начала до конца пронизывает высокая эмоциональность, романтическая приподнятость. Поэтому совершенно естественным и уместным кажется употребление поэтических гипербол. Гиперболичность поэтических образов вообще свойственна лирике Серафима Попова. Дождь у него льется как из ковша, не как из ведра, а так, что «на землю обрушится целое море». А вот как описывает в поэме «Без вести пропавший» состояние своего героя, который только что выдержал очередную фашистскую пытку:

Ведро воды из большого ковша

В эту минуту я бы один выпил.

Поэт до предела усиливает художественный образ, чтобы он был ярким и выпуклым.

Образ матери, женщины в произведениях коми поэта – фронтовика Серафима Попова

Образ женщины был и остается одним из любимых образов коми поэзии. Любящая мать, верная подруга – такой предстает она в операх Михаила Лебедева, поэмах Виктора Савина, Анания Размыслова, стихотворениях Василия Лыткина. Серафим Попов обогатил эту галерею женских образов новым, соединившим в себе великий подвижнический труд с поэтичностью натуры, силу духа со скромностью, беззаветную любовь к Родине с огромной материнской привязанностью. Все эти качества коми женщины раскрылись в короткий, но очень насыщенный событиями период предвоенных годов и трудных лет войны.

Одна из особенностей творчества Серафима Попова – реализм. В основе его произведений лежат реальные события.

Я хочу подробно остановиться на поэме Серафима Попова «Машук»(1959).

Главную героиню поэмы «Машук» судьба наградила красотой, трудолюбием, жизнерадостностью. Она наполнила ее жизнь высоким смыслом, но слишком мало было отпущено радостных дней коми женщине. Гитлеровские полчища нарушили мирный труд советских людей, разрушили недолгое семейное счастье Машук. Страшное горе обрушилось на коми женщину, как и на всю страну. Но в эти минуты она раскрылась в своей человеческой красоте, давая доброе материнское напутствие защитникам Родины. До огромного символа Родины – матери вырастает образ Машук – сама Россия вот так же скорбно и твердо провожает своих сыновей. Эта твердость равна подлинному мужеству. Ведь женщина острее, чем мужчина, чувствует, острее переживает все превратности войны. Любая боль острее ранит ее чуткое сердце:

Извечно бывало так:

Если разразится на земле война,

Жена и мать первые почувствуют,

Насколько остр наконечник пули.

В годы войны женщины, подобные Машук, были главной опорой в родной деревне, в которой остались только дети и старики.

Маша все жнет и носит,

Возит на ферму дрова,

Хоть и сильно болит грудь,-

Но нет, не увидишь тебя без работы!

Ведь на плечи женщины

Легли заботы о целом колхозе.

Работа была показателем нравственной и социальной зрелости женщины, в труде проявлялась любовь коми женщины к своей Родине, ее готовность пойти на любые испытания во имя счастья и свободы своего народа.

Образ Машук в поэме Серафима Попова – это образ, отличающийся высокой человечностью. Несмотря на драматизм судьбы, светлое материнское начало определяет ее характер. Материнская любовь помогла Машук воспитать своего сына, обрести душевное равновесие, преодолеть невзгоды, встретившиеся на ее пути.

Поэма Серафима Попова «Машук» лирична. Она продолжает традиции жанра и вместе с тем несет в себе новые черты, черты времени. Но в поэме есть и другое. Это драматизм повествования. Рассказывая о суровых годах Великой Отечественной войны, поэт не боится показать настоящую правду. А, правда войны – это горькая правда утрат, потерь и удивительной силы характера людей.

В поэме «Самая тихая ночь войны!» Серафим Попов расширяет горизонты своего анализа и рисует широкую картину жизни тыла в дни войны.

Перед читателем встают люди удивительной духовности, нежности, внутреннего обаяния и цельности. Юный солдат и молодая женщина открываются в своей глубинной красоте. Они тянутся друг к другу.

Образ Тани – символ женской верности, чистоты. Чистота любви, над которой не властна война. Рыцарское благородство воина, которого до этого «два года силились убить, в Дону топили безуспешно», но который назло смертям остается человеком:

Будь счастлив дом, где я обрел случайно

Богатство человеческого тепла!

Спасибо, ночь, что ты такой была.

Спасибо, Таня, что ты осталась тайной.

В творчестве поэтов – фронтовиков меня особенно затронула тема сыновней любви к матери. Эта тема хорошо прослеживается в стихах Серафима Попова «Мать» и «У памятника женщине – матери».

Стихотворение «Мать» по содержанию – целая поэма, прекрасный лирический гимн, посвященный женщине, матери. Мать лирического героя идет к сыну «через степи», «сквозь ветер» и находит его «среди спящих вповалку солдат». И хотя мать выступает не как реальное лицо, а символ (она снится солдату), в ней подчеркнуто животворящее начало. Материнская ласка, любовь придают мужество и силу солдату. «Уцелев на железном ветру! , лирический герой твердо верит отныне:

Я не верю ни снам, ни приметам,

Истолковывать их не могу,

Но о сне замечательном этом

Память я до сих пор берегу.

В этот сон я поверил –

Не скрою,-

Уцелев на железном ветру,

Мать увидать перед боем –

Это к жизни,

К победе,

К добру.

Перевод Г. Петрова

Победу над врагом ковали живые люди. И солдату, которому из года в год, изо дня в день приходится смотреть смерти в глаза нужна поддержка друга и теплота материнской любви:

Материнской любовью ведома.

Отыскала меня средь огня,

Обняла меня мама,

Как дома,

Будто в детство вернула меня.

Серафим Попов сделал главным объектом поэтического изображения духовный мир солдата. Это хорошо видно из замечательного стихотворения «У памятника женщине – матери». Боль невосполнимой утраты и совсем угасающая надежда женщины, потерявшей сына на войне, пронизывают каждую строку:

Теплоход постоял и отчалил,

И опять не сошел ты на берег

Я слабею, впадаю в отчаяние.

Но ведь каждая мать ждет и верит!

Поэт с большой любовью рисует образ старой матери, сравнивая ее с «белой чайкой над Эжвой».

То не чайка белеет над Эжвой –

Это старая мать в белой шали

С угасающей смотрит надеждой

В лиловые тихие дали.

Серафим Алексеевич Попов умело проводит контрастную грань между спокойной мирной последовательной жизнью и неизмеримым материнским горем:

Дням тоскливым давно уж нет счета.

Где ж пропал ты? В Германии? В Польше?

Сколько к морю воды утекло – то?

Но я слез пролила еще больше.

Оба стихотворения объединяет одна мысль – преклонить головы перед матерями, пережившими военные лихолетья и оберегавшими в трудные дни своим сердцем близких и родных.

Коми писатели с честью выдержали испытания военных лет и доказали свою преданность Родине и на поле боя, и активным участием в общественно – политической жизни в тылу. В самые тяжелые дни войны они были вместе с народом. В лучших произведениях тех лет была показана правдивая и суровая картина фронтовой жизни, изображались стойкость и мужество людей. За каждым литературным героем люди видели родных и близких, детей и отцов, грудью вставших на защиту Родины, видели сражающуюся страну, физически ощущали ее страдания, и полнились сердца чувством праведной мести.

Лучшие произведения, созданные во время войны, давно вошли в духовную сокровищницу народов, стали классикой.

Книги о войне – это музей человеческой памяти, славная летопись Отечества.

Стихи коми поэтов проникнуты гуманизмом – постоянной готовностью не только любить, но и вставать на бой за свободу. Заботы поэтов о мире не напрасны, так как есть еще люди, которые все время норовят «отобрать счастье и тишину земли»:

Пусть тот, кто в этот час

Тянет добрую сеть, наполненную живым серебром,

Бережет эту землю, эту воду,

Как берегут самую лучшую песню.

Разве это возможно?! Да, если объединить все добрые силы на земле. На это не жаль потратить жизнь, даря людям мир.

Меня поразил тот творческий подъем, который пережили многие писатели в годы войны. И не только писатели – профессионалы. Читая стихи, написанные в окопах, в траншеях, под огнем противника, стихи, пробитые пулей и найденные на груди поэта – бойца после смерти, нельзя ни восхищаться.

Я прочла множество стихов, написанных в годы войны, на меня большое впечатление оказала сатира Ивана Михайловича Вавилина. В ней он открыто высмеивает фашистов. Прочитав такие произведения, как «Костыль», «Неоконченное письмо» и другие, в фантазии вырисовывается образ врага, который может убить слабого: ребенка, женщину, старика, но он трусом убегает от бесстрашного русского воина. Конечно, такие произведения оказывают сильное впечатление на народ. Начинаешь верить в то, что одолеть врага не будет стоить больших усилий. Может быть, поэтому эти произведения жадно читались как в тылу, так и на фронте. И мы победили!

Русский солдат – не завоеватель, он защитник родной земли, семейного крова. Он – живой человек с неожиданными раздумьями, воспоминаниями, с трогательными, порой сентиментальными чувствами:

Мне все в тебе –

Любимое, родное:

И лес дремучий,

И могучий люд,

И солнца жар.

И небо голубое,

И в золотистом поле

Дружный труд – такие строки есть в стихотворении коми поэта – фронтовика Василия Елькина «Счастливая земля». Да, такое поэты слышали, видели, и такое искали с сердечной симпатией, улавливая тончайшие движения души. Казалось бы, незначительные на фоне баталий эти чувства, подмеченные поэтом, но они до боли знакомы миллионам. Из них складывается единое ощущение Родины.

. Поэтические этюды, нежные акварели, едва заметное движение кисти, неуловимый штрих – и картина души и сердца народа. Народ – на войне Ничего сочиненного! Болеть чужою болью, жалеть до слез, сполна отразиться в другой судьбе – вот чему присягали поэты. И обещанное исполняли в стихах, берущих за душу, в стихах, изваянных из правды, из будней, просто, даже будто не ново. Что шло от сердца, то было высоко духом, полно философской глубины.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)