Культура  ->  Изобразительные искусства  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Волшебные краски

Многие из нас любят рисовать. Это очень хорошее увлечение. Окружающий мир так богат и разнообразен, так много предметов и явлений, которые привлекают ваше внимание своей красотой, вызывают желание нарисовать их.

Вот так рассказывает о своих первых впечатлениях от рисунка великий русский художник Илья Ефимович Репин в книге «Далёкое близкое»:

« Красок я ещё никогда не видел и с нетерпением ждал, когда Трофим (двоюродный брат Репина) будет рисовать красками. Он взял чистую тарелку, вывернул кисточку из бумажки, поставил стакан с водой на стол, и мы взяли устину азбуку, чтобы её некрашеные картинки он мог раскрашивать красками. Первая картина - арбуз – вдруг на наших глазах превратилась в живую, то что было обозначено на ней едва черной чертой, Трофим крыл зелёными полосками, и арбуз зарябил нам в глаза живым цветом; мы рты разинули. Но вот было чудо, когда срезанную половину второго арбузика Трофим раскрасил красной краской так живо и сочно, что нам захотелось даже есть арбуз, и когда красная краска высохла, он тонкой кисточкой сделал по красной мякоти кое – где чёрные семечки,- чудо! чудо!»

Умение рисовать доставляет много радости. Как приятно, когда под вашей рукой на листе бумаги «оживают» различные предметы, когда через рисунок можно передавать другим людям свои мысли, чувства, своё восхищение каким – нибудь предметом или явлением.

Чем же вообще рисуют?

Начнем с самого первого друга любого художника – карандаша. Из чего он состоит? Когда появился?

Когда человек каменного века впервые поднял остывший уголек у костра, горевшего в его пещере, и провел им черную черту на стене – вот тогда им родился предок нашего карандаша. Но прошло еще много-много веков, прежде чем на свет появился настоящий карандаш.

В древнем мире, например в Ассирии и Вавилонии, писали острыми палочками на сырых глиняных дощечках, которые потом сушились. А римляне стали покрывать деревянные дощечки воском и писали по ним специальными палочками, которые назывались «стилус».

Когда же была изобретена бумага, а первая настоящая бумага была сделана примерно в 105 году из пеньки и коры шелковичного дерева, то от палочек пришлось отказаться. Писать ими по бумаге было невозможно.

И вот в XIII веке появились металлические карандаши. Небольшие кусочки свинцовой, серебряной или даже золотой проволоки вставлялись в металлическую оправу. Но такие карандаши не были совершенными: они оставляли на бумаге слабый след и, кроме того, стоили дорого. А поиски продолжались.

Карандаш – прежде всего графит. Именно этим стерженьком, окруженным для прочности деревом, и рисуют. О графите люди знали еще в четвертом тысячелетии до нашей эры.

В ХVI веке, в Англии, нашли крупное месторождение графита. Оказалось, что этот минерал обладал чудесным свойством: палочка, сделанная из него, оставляла на бумаге черную ровную линию. Графит был ценной находкой, но прошло еще много времени, прежде чем научились делать для карандаша деревянную одежку. Англичане оправляли графитовый стержень не только в дерево, но и золото, украшали различными орнаментами. Такие карандаши стоили очень дорого.

Современный, широко распространенный карандаш появился в конце XVIII века и изобрел его французский ученый Н. Конте.

Графитные карандаши отличаются друг от друга твердостью графитового стержня. Сорта обозначаются на карандаше буквой «Т» - твердый, а буквой «М» - мягкий. Жесткие карандаши дают тонкую линию, мягкие – более толстую.

Так рисует мой папа.

Итальянский карандаш – называется также «ретушь» или «негро». Он дает на бумаге глубокий бархатистый черный тон. Им хорошо делать переходы от светлых к темным тонам. Стирать итальянский карандаш надо очень аккуратно и осторожно, чтобы не получилась грязь.

Уголь – очень хороший материал. Он легко ложится на бумагу и холст. Стирается он тряпкой, мякишем белого хлеба. Тон его на бумаге тоже бархатистый, как и у итальянского карандаша. Но уголь толще и грубее, поэтому они хорошо дополняют друг друга. Рисунок углем надо обязательно фиксировать, иначе он быстро осыпается. Портрет Элеоноры Дузе в исполнении Репина выполнен только углем.

Сангина продается в магазинах в виде палочек – это меловые карандаши без оправы. Она красивого красновато-коричневого цвета и при растирании делается сильнее и ярче по тону. Она передает ощущение тепла человеческого тела. Нередко сангину употребляют в соединении с черным карандашом. Так, именно сангиной написан автопортрет Леонардо да Винчи.

Пастель – это не постель, на которой мы спим, это цветные карандаши без обычной деревянной оправы.

Слово «пастель» происходит от итальянского «пастелло» - «паста», что значит «тесто». И для нее действительно приготавливают тесто из красочного порошка, белой глины и клея, а затем изготовляют небольшие цветные палочки толщиной в карандаш.

Еще Леонардо да Винчи рисовал иногда этими цветными карандашами.

Пастель дает удивительно красивые, мягкие и нежные тона. Лучше всего рисовать такими нежными мелками летние пейзажи. Цвета можно перекрывать или смешивать. Для этого пользуются своим же пальцем. А если что-то не получилось, на помощь придут тряпочка, вата или хлебный мякиш. Ластиком же можно понаделать дыр, так что будьте аккуратны.

Сангина, уголь, различные карандаши – все это «сухие» материалы.

Бистр, тушь и сепия – «мокрые» материалы.

Бистр – название французское. Художники получали его из сажи специально обработанной древесины в определенной смеси с клеем. Интенсивный темно-коричневый цвет его при разбавлении водой изменяется, приобретая более светлые и мягкие тона с желтоватым оттенком. Бистр, а позднее и тушь были излюбленными средствами рисования у старых мастеров: Рафаэля, Дюрера, Рембрандта. В конце XVIII века бистр как изобразительный материал постепенно уступает свое место туши и сепии.

Тушь – название немецкое. Вообще же это рисовальный материал, состоящий преимущественно из сажи, образующейся при сгорании масел с добавлением клея. Тушь бывает сухая, в виде плиток, и жидкая. Разбавленная водой, высохнув, она почти не смывается. Цветовые оттенки ее могут меняться от буроватого до серебристо-серого. И бистр и тушь – материалы для рисования пером либо кистью.

Первые краски были исключительно природного происхождения. Сохранившиеся росписи в пещерах первобытного человека выполнены углем и красной охрой, добывавшейся из земли.

Однажды испанский археолог Марселино де Саутуола повел свою дочь в недавно обнаруженную пещеру Альтамира. Никто не знал, что это за пещера и что в ней находится. Они долго шли какими-то коридорами, проходили через большие подземные залы, разглядывая их с любопытством. И вдруг девочка подняла голову и закричала от испуга: прямо над ней был огромный зверь. Крепко упершись ногами в землю, красный бизон поднял вверх голову, как будто собираясь издать победный рев.

На Урале, на реке Чусовой, есть грандиозная пещера, которую называют Каповой. Ее назвали «Наскальный Эрмитаж» из-за большого количества рисунков на стенах - изображений мамонтов, носорогов, лошадей.

Искусство Древнего Египта не мыслилось без ярких и чистых красок. Краски были минеральные. Белая добывалась из известняка, черная – из сажи, красная – из красной охры, зеленая – из тертого малахита, синяя – из кобальта, меди, тертого лазурита, желтая – из желтой охры. На стенах храма царицы Хатшепсут раскарска некоторых рельефов сохранилась до сих пор!

Первые детские краски – это и есть акварель. Латинское слово «аква» - вода. Вот и получается «водяные краски».

Акварель изготовляют так: сухой порошок красящего вещества растирается с каким-нибудь клеем, легко растворимым в воде, туда же добавляется мед и глицерин.

Основное качество акварели – это ее призрачность. Работая акварелью, необходимо следить, чтобы сквозь краску, даже в самых темных местах, просвечивала бумага. Существует несколько способов письма акварелью. В один слой по сухой или предварительно смоченной бумаге. При этом цвет берется сразу в полную силу. А можно писать в несколько слоев, постепенно набирая нужную интенсивность цвета. Возможно также сочетание этих способов в одной работе. Акварель очень быстро сохнет, что делает ее удобной для рисования на улице.

Человек открыл для себя водяные краски давным-давно. Еще древние египтяне рисовали акварелью на папирусе. Можно ее увидеть и на средневековых миниатюрах. Особая, прозрачная акварель, которую позже назвали классической, появилась в XV веке. Сначала ею только подкрашивали гравюры и использовали в архитектурных рисунках и чертежах.

В древнерусских рукописях X - XII веков встречаются иллюстрации с использованием акварели.

Но при этом акварель долго еще не воспринималась как что-то самостоятельное. Обращались с ней, как со служанкой. А вот принцессу открыл в ней знаменитый мастер немецкого Возрождения Альбрехт Дюрер. Увлекся ею и великий Рембрандт. Акварельными красками работали М. Врубель, К. Брюллов, В. Серов.

Акварельная живопись – быстрый и в то же время очень симпатичный вид изобразительного искусства. Многие художники делают акварельные наброски с натуры, а затем в мастерской переносят их на холст.

Но, к сожалению, акварельные краски недолговечны – на свету краски быстро блекнут. Так со временем исчезли многие шедевры великих мастеров.

Картина Пабло Пикассо «Акробат и юный Арлекин» - самая дорогая. Ее продали на аукционе «Кристи» в Лондоне 28 ноября 1988 года за 10 миллионов фунтов стерлингов.

Главное – не путать акварель с гуашью. В отличие от акварели при изготовлении гуаши в красящее вещество добавляется не только клей, но и сухие белила. Гуашь тоже растворяется в воде, но она более стойкая и непрозрачная. Ее наносят так, чтобы сквозь слой краски бумага не просвечивала. Для произведений, выполненных гуашью, характерны матовость и бархатистость поверхности. В акварельных красках не нужно использовать белую краску, так как ее роль должна выполнять просвечивающая бумага. Для получения более светлого тона в акварель добавляют воду, а в живописи гуашью - белила.

Изобретателем масляных красок долгое время считали мастера из города Брюгге в Нидерландах Яна Ван Эйка. Однако это не совсем так. На самом деле он лишь усовершенствовал их, но именно тогда масло получило всеобщее признание.

В средние века люди писали клеевыми красками на деревянных досках. Масляные краски появились в Х веке, но ими мало пользовались – они были несовершенны. Масло высыхало чрезвычайно медленно. Картину приходилось держать на солнце несколько дней, а за это время краски блекли и растрескивались.

Художнику Яну ван Эйку это тоже, очевидно, не понравилось. Он решил – и сделал. Он со своим братом Губертом Ван Эйком проделывал опыты, покрывая картины различными лаками и маслами, и вскоре обнаружили, что льняное масло очень быстро сохнет. Они стали смешивать сухой красочный порошок с этим маслом и увидели, что полученные краски очень яркие и сочные. Около 1410 года эксперименты увенчались успехом. Была получена густая краска, легко высыхающая даже в тени. Высохнув, такие краски не теряли своей яркости, становились прочными и долговечными. На солнце масляные краски горели и переливались, напоминая россыпь драгоценных камней.

Краски Яна Ван Эйка практически сразу распространились по Европе. Особую популярность они приобрели у венецианских живописцев.

Работая масляными красками, можно переделать неудавшееся место, если оно еще не высохло. Специальным инструментом – мастихином – или ножом нужно снять ненужную краску. Но можно также дать сначала краскам высохнуть, а потом переписать заново место, которое не нравится. Сохнут масляные краски день, два, а то и больше, в зависимости от влажности воздуха, толщины слоя и состава краски. Преимущество масляных красок еще и в том, что они позволяют брать цвет в полную силу сразу: ярко и сочно.

Чем бы мы не рисовали, все средства хороши!!! Дерзайте мои друзья, ищите себя в этом безграничном мире цвета и красок!!!

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)