Учеба  ->  Науки  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Воображение так же необходимо историку, как и поэту

«Прекрасное воображение столь же необходимо историку, как и поэту, ибо без воображения нельзя ничего увидеть, нельзя ничего понять». Начнем с того, что эту мысль, высказанную А. Франсом, необходимо наполнить конкретным, живым содержанием, обосновать ее фактами – такова задача нашего реферата. Какими фактами мы можем подтвердить это заявление? На наш взгляд, необходимо для этого раскрыть следующие вопросы.

1. Необходимость воображения и его ценность

Воображение – это способность к простому воспроизведению того, что уже было нами воспринято, или к воспроизведению таких образов, которые не представляют копии какого-либо прежнего восприятия.

Различают воображение воспроизводящее (пассивное, которое есть не что иное, как известная форма памяти) и творческое, то есть способность воспроизводить образы в новой комбинации, в какой мы их в действительности не встречаем. К творческому воображению, помимо всего прочего, относится и художественное воображение.

Художественное воображение чаще всего связывается с темой творчества. Оно проявляется, как способность производить различные "превращения" реально существующих предметов и формировать новый вариант - образ, который при всем своем отличии от предмета в его природном виде воспринимается как равнозначный ему. Способность представить естественно невозможное - одна из специфических особенностей воображения.

Воображение играет важную роль в интеллектуальной жизни большинства людей. Физика делается с помощью моделей и гипотез, создаётся абстрактный мир элементарных частиц, а здесь требуется игра воображения, шестое чувство. Эйнштейн утверждал, что для физика воображение важнее, чем знания. Химики пользуются воображением для того, чтобы представить себе молекулярные связи. Модельеры мысленно прикидывают, как будет сидеть платье. Бизнесмены мысленно прикидывают, как изменятся цены на рынке. Гроссмейстеры в уме разрабатывают стратегию игры. Грузчики рисуют мысленную картину подъема рояля на десятый этаж дома.

В своем воображении мы можем слышать звуки, ощущать запах, вкус, а также видеть предметы, которые в данный момент физически отсутствуют. Мы можем представить себе розу, и для этого нам совершенно не требуется держать ее в руках. Кроме физических объектов, в мысленных образах могут воплощаться также и абстрактные идеи, например, мы можем создать в своем воображении образ свободы, власти или красоты.

Мы представляем себе Есенинскую берёзу, даже если её нет под нашим окном: «Белая берёза под моим окном

Принакрылась снегом, точно серебром»

Только поэт с огромным воображением может в таких красочных и ясных метафорах доводить буквально до тактильного осязания и реальной зримости картины родного края.

Воображение - это необходимая способность, без которой, как сказал Кант, мы никогда не смогли бы воспринимать мир вокруг нас. Воображение необходимо в том же самом смысле и для истории. А возможно, что и в большей степени воображение необходимо историку, чем представителю любой другой науки, так как, говоря об исторической науке, часто указывают на ее своеобразие, сложность, уникальность, парадоксальность и многомерность.

2. История как наука особого рода

Понимание истории общества требует тщательного накопления и изучения фактов. Собирание фактов о различных событиях, явлениях и процессах – одна из сторон истории как науки. Вследствие этого в истории значительное место занимают повествование и описание. Однако история как наука не может лишь пересказывать события, не стремясь понять их и объяснить. На основе анализа совокупности фактов историки приходят к пониманию сущности отдельных явлений и процессов в жизни общества, открытию специфических законов его развития, выявлению причинно-следственных связей, особенностей в историческом развитии отдельных стран и народов сравнительно с другими и т. д. Все такого рода открытия истории формулируются в теоретические обобщения. Эти теоретические обобщения, осознание совокупности накопленных и исследованных в зависимости друг от друга фактов и частных выводов – есть вторая сторона истории как науки. Единство этих двух сторон исторической науки неразрывно.

Следует также отметить и тот факт, что на протяжении многих веков не стихают споры: что такое история – наука или искусство?

С одной стороны – наука, которая изучает и исследует, к сожалению, без возможности проведения эксперимента, без возможности воплотить на практике теоретические знания. Но это и искусство. Она живописует прошлое. И чем ярче и полнее картина прошлого, тем больше она дает материала для обобщенных заключений. Для того, чтобы точно выразить реальность и понять ее, нужен соответствующий язык.

История состоит из множества прожитых индивидуальных и коллективных «историй». Задача историка состоит в том, чтобы выявить эти истории и пересказать их в историческом сочинении. Но реальные события не являют себя в виде готовых историй с началом и концом, их довольно трудно представить в виде связного рассказа, который мог бы претендовать на подлинность. Не случайно сами историки представляют свою деятельность как ремесло, и ремесло довольно сложное. Далеко не каждый работающий с историческими источниками в состоянии написать «правильный» исторический рассказ.

Историку важно знать не только исторические факты, но и понимать связь между событиями. При этом историку приходится решать настоящие логические и аналитические задачи. В интеллектуальном арсенале историка должна быть и гибкость мышления, ибо история изменчива. Один-единственный «всплывший» факт может легко разрушить созданную уже стройную теорию. Историк должен быть всегда открыт для всего нового: он мыслит, исходя из реальности, а не пытается подстраивать реальность под свои мысли.

Профессия историка требует упорного труда, множества различных знаний и реальной интеллектуальной способности: любознательности, упорядоченного ума, логического мышления и склонности к анализу, уменья ясно и четко выразить мысли, и, наконец, воображения.

3. Историческое воображение как необходимое условие познания и представления прошлого.

Историческое воображение отличается от других форм воображения особой задачей – вообразить прошлое. Это прошлое уже не существует в настоящем, но с помощью исторического воображения оно становится объектом нашей мысли.

Историк начисто лишен возможности лично установить факты, которые он изучает. Ни один египтолог не видел Рамсеса. Ни один специалист по наполеоновским войнам не слышал пушек Аустерлица. Итак, о предшествовавших эпохах мы можем говорить лишь на основе показаний свидетелей. Мы играем роль следователя, пытающегося восстановить картину преступления, при котором сам он не присутствовал, или физика, вынужденного из-за гриппа сидеть дома и узнающего о результатах своего опыта по сообщениям лабораторного служителя. Одним словом, в отличие от познания настоящего, познание прошлого (воображение) всегда будет "непрямым". Именно воображение осуществляет всю конструктивную работу в историческом познании.

Кроме того, идеальный историк должен обладать достаточно сильным воображением для того, чтобы сделать свое повествование эмоциональным и живописным. Сходство между историком и поэтом здесь очевидно. Каждый из них занимается своим делом, создавая некую картину, в которую отчасти входят повествования о событиях, а отчасти – описание ситуаций, раскрытие мотивов действий, анализ характеров. Каждый стремится к тому, чтобы сделать свою картину единым целым. Как стихи, так и история должны иметь смысл, ничто не может быть допущено в них, помимо необходимого, и судьей этой необходимости в обоих случаях выступает воображение.

И произведения историка, и произведения поэта, будучи продуктами воображения, не отличаются в этом смысле друг от друга. Разница, однако, в том, что картина, рисуемая историком, претендует на истинность. У поэта только одна задача – построить связную картину, картину, обладающую смыслом. У историка же двойная задача: он должен, как и поэт, построить осмысленную картину, и вместе с тем эта картина должна быть и картиной вещей, какими они были в действительности, и картиной событий, как они случились в действительности.

Разнообразными и пестрыми кажутся факты, изложенные на предыдущих страницах. Но если пристально вдуматься в них, то можно увидеть, что если не все они, то большинство из них служат доказательством одной единственной мысли, которая и связует их в единое целое. Эту мысль провозгласил А. Франс. А я в своём реферате попыталась доказать, утвердить то, что прекрасное воображение так же необходимо историку, как и поэту. На основании собственного исследования я пришла к убеждению и выводу, что здесь не звонкая фраза, не декларация, а подлинное явление действительности.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)