Учеба  ->  Учебные материалы  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Воспитание «новой породы людей», «прямых граждан полезного общества»

(на примере учебно-педагогической реформы И. И. Бецкого)

Читая художественную литературу, изучая биографии известных личностей, просто общаясь с людьми, я поняла, что воспитание и образование играют очень важную роль в формировании их характера, развитии способностей, во многом влияет на его дальнейшую судьбу. Именно это делает тему образования одной из актуальнейших в современном мире. Ведь очень важно внимательно относиться к тому, как оно осуществляется, потому что самая небольшая ошибка может привести к печальному результату. Чтобы избежать этого, необходимо в том числе и изучить историю образования, одним из самых ярких деятелей которой в России, по-моему, является Иван Иванович Бецкой. Этот одарённейший, почему-то на долгое время забытый историками, да и современным школьникам (ввиду перегруженности учебной программы по истории) знакомый поверхностно, человек при участии Екатерины II создал в России ряд закрытых учебных заведений, желая воспитать в них высоконравственного человека.

Актуальна сегодня еще одна проблема, поднятая Бецким – взращивание «третьего чина людей», занимающихся приращением богатств России, торговлей, промышленностью, ремеслами. Речь идет о так называемом «среднем классе».

Цель работы:

– проанализировать педагогические взгляды И. И. Бецкого.

Поставленная цель потребовала решения следующих частных задач:

– дать панораму образования в России и европейские педагогические теории XVIII века;

– педагогические взгляды И. И. Бецкого;

– описать созданные И. И. Бецким учебные заведения;

– выделив положительные и отрицательные стороны образовательной реформы, понять, могла ли она быть осуществлена полностью;

– на основе проанализированных материалов, исторических документов, определить роль реформы в истории образования России, особо выделив идеи, которыми может воспользоваться образование в современности.

При проведении исследования использованы исторические документы, которые содержатся в литературе, посвященной истории образования в России, интернет-ресурсы, монография П. М. Майкова «Ив. Ив. Бецкой. Опыт биографии», письма Бецкого Екатерине II, изданные в журнале Русская старина, 1896 г. с комментариями П. М. Майкова, а также данные социального опроса.

Материалы работы можно использовать на уроках обществознания (тема – наука и образование, история развития образования), истории, при изучении эпохи правления Екатерины II, а также на классных часах, рассматривая вопрос «Влияние образования на жизнь человека».

Просвещение в России в эпоху Екатерины II

Екатерина II, считавшая себя продолжательницей дела Петра I по формированию России, как великой европейской державы, в целом, в области просвещения развивала идеи, заложенные в первой половине XVIII века. Именно в годы ее правления получила воплощение мысль о создании общеобразовательной школы для широких слоев населения за исключением крепостных крестьян. Российское общество нуждалось в просвещенном человеке, в котором сочетались бы общая образованность с профессиональной выучкой.

Некоторое влияние на взгляды Екатерины II оказали идеи западноевропейских просветителей, в частности, Д. Локка (его сочинение «Мысли о воспитании» являлось ее настольной книгой), а также французских энциклопедистов – Д. Дидро, К. А. Гельвеция и Вольтера. Отрицательную реакцию вызвала у Екатерины II концепция «естественного», «свободного» воспитания, изложенная в книге Ж. -Ж. Руссо «Эмиль, или О воспитании». Программным документом, определившим направление государственной политики в области образования и просвещения второй половины XVIII в. стал так называемый «Наказ Екатерины II».

Согласно этому документу, каждый гражданин страны в зависимости от того сословия, в котором он родился, должен был осознавать и исполнять перед государством и обществом свои обязанности. Задача формирования такого законопослушного гражданина возлагалась на правильное воспитание, которое начиналось с раннего возраста, прежде всего на основе развития глубокого религиозного чувства.

Страх Божий, внушаемый с детства, должен был служить основой приучения ребенка к выполнению функций, соответствующих его сословию, а также формировать чувство патриотизма, уважения к законам и правительству. Одним из главных качеств личности считалось трудолюбие, направленное на благо государства и общества. Важно, чтобы задачу такого воспитания исполнял человек, служащий примером этих качеств.

Принцип сословности воспитания и образования мог быть реализован в учебно-воспитательных учреждениях, предназначенных для разных категорий учащихся. В них должны были воспитываться просвещенные, трудолюбивые, преданные монарху граждане, получавшие знания, необходимые для исполнения своих обязанностей представителем каждого сословия.

В 1783 г. по указанию Екатерины II была издана книга «О должностях человека и гражданина», являвшаяся переводом труда австрийского педагога Иоганна Фельбигера, отредактированного самой императрицей. Книга базировалась на тезисе о богоустановленности существующих общественных отношений, поэтому в основу воспитания должно было быть положено воспитание религиозное, необходимость повиновения монарху и законам. Эта книга стала обязательным учебным пособием для всех созданных в России учебных заведений.

Также Екатериной II были написаны произведения, носившие педагогическую направленность, – «Выбранные российские пословицы», «Продолжение начального учения», которые свидетельствовали о продолжении традиций православного религиозного воспитания, сочетающегося с изучением основ наук.

Эти идеи поддержали и развивали митрополит Платон Левшин (1737-1811), организатор ряда духовных училищ России, православные мыслители XVIII в. Тихон Задонский (1724-1782), Паисий Величковский (1722-1784) и другие.

Педагогические взгляды И. И. Бецкого

Иван Иваныч Бецкий -

Человек немецкий,

Воспитатель детский.

Неизв. Автор

Иван Иванович Бецкой был одним из тех, кто участвовал в реализации идей Екатерины II в области просвещения. Ценившая его ученость и изящный вкус, императрица Екатерина II определила И. И. Бецкому педагогическую сферу деятельности – руководство всеми учебными и воспитательными заведениями. На этом поприще он проявил себя как выдающийся деятель и теоретик просвещения.

Именно ему Екатерина II поручила подготовить проект создания в России системы воспитательно-образовательных учреждений, прежде всего для детей различных сословий.

Личность И. И. Бецкого оценивалась современниками и историками неоднозначно. Он был незаконным сыном князя И. Ю. Трубецкого, но получил хорошее европейское образование и был, несомненно, личностью яркой и незаурядной. Почти сразу по воцарении Екатерины II он стал ее ближайшим соратником и даже советчиком. Дидро называл Бецкого в письме Екатерине II «votre sphinx». Бецкой несомненно обладал важным качеством придворного: способностью внушать монарху идеи, которые властитель постепенно принимал за свои.

А. Веселова приводит высказывание одного из наиболее ярких и последовательных критиков екатерининской эпохи, князя М. М. Щербатова, который называет Бецкого человеком «малого разума», одновременно сравнивая вельможу с «александринским архитектором», «изобразившим» на алебастре имя царя Птолемея, под которым уже на гораздо более долговечном мраморе запечатлел собственное имя: «Так и Бецкой, хотя показывает вид, что все для славы императрицы делает, но не токмо во всех проектах, на разных языках напечатанных, имя его яко первого основателя является, но ниже оставил монархине и той власти, чтоб избрать правителей сих мест, а сам повсюду начальником деспотом был до падения его кредиту». Действительно, есть все основания полагать, что и манифест об учреждении Воспитательного дома, и прочие документы, подписанные императрицей, составлял Бецкой. Но вряд ли это было бы под силу человеку «малого разума».

Екатерина II уделяла большое внимание воспитанию «новой», как она выражалась, «породы людей», описание которой изложено в педагогических трудах западноевропейских рационалистов Нового времени. Была поставлена задача воспитать поколение «новых отцов и матерей, которые бы детям своим те же прямые и основательные воспитания правила в сердце вселить могли, какие получили они сами, и так следуя из родов в роды, в будущие веки».

Д. Н. Никандров считает, что выполняя поставленную императрицей задачу, И. И. Бецкой, деликатно заимствуя иной раз вовсе не совпадающие друг с другом воспитательные идеи Дж. Локка, Ж. Ж. Руссо и К. Гельвеция, разработал первую в России педагогическую систему. Принимая одни, как ему казалось, нужные мысли и отбрасывая иные, считая их бесполезными, генерал построил эклектическую концепцию воспитания.

Бецкой не скрывал того факта, что многие воспитательные идеи были им заимствованы из трудов известных философов, педагогов и педиатров, и даже выделил в отдельную главу «Краткое наставление, выбранное из лучших авторов с некоторыми физическими примечаниями о воспитании детей от рождения до их юношества».

Так, сама идея возможности создания нового типа людей посредством правильного воспитания была высказана К. А. Гельвецием (трактат «О разуме»), полагавшим, что ребенок являет собою «чистый лист», который взрослые могут заполнять по своему усмотрению. Бецкой, несомненно, разделял эту точку зрения, противопоставленную теории «врожденных идей» Ж. -Ж. Руссо (сформулированной главным образом в романе «Эмиль, или О воспитании»), согласно которой в человека изначально вложены добрые качества, которые могут развиваться или вытесняться в зависимости от среды его обитания. Влияние общества на формирование человека Руссо считал пагубным, и потому, в частности, был против закрытых учебных заведений как замкнутых на себе мини-сообществ, способствующих развитию типичных человеческих пороков.

Очевидно, что, создавая закрытое учебное заведение, Бецкой не мог во всем следовать теории Руссо. Но в рассуждениях Бецкого о необходимости естественного воспитания в игре, в процессе интересующих ребенка занятий, с учетом его темперамента и индивидуальных склонностей, заметны отклики на некоторые руссоистские идеи.

В то же время, говоря о необходимости тесной связи умственного, физического и духовного развития, Бецкой прямо ссылается на «Мысли о воспитании» Джона Локка (первый перевод этого трактата на русский язык был осуществлен в 1759 году).

Наконец, вслед за Дидро, Бецкой отстаивает идею женского образования: «Но мы, мужчины, столь тщеславимся превосходством в крепости сил своих, столь горды и при том столь упрямы и неправосудны, что и в приобретении наставлений, к просвещению разума потребных, препятствуем такому полу, которому мы за все одолжены».

Следует отметить, что попытка согласовать все лучшее, что было к этому моменту сформулировано европейскими философами в области воспитания, привела к некоторой непоследовательности изложения. Поэтому нельзя не согласиться с утверждением А. С. Лаппо-Данилевского: «Бецкой обнаружил большую восприимчивость к ходячим идеям своего века, но не без ущерба продуманности и логической ценности своих рассуждений». К тому же вопросы воспитания перемежались наставлениями в области гигиены, где Бецкой развенчивает одни ложные убеждения (например, доказывая, что «жесткий тюфяк, укрепляя тело, не может повредить душу») и поддерживает другие (в частности, запрещая принимать в Воспитательный дом рыжеволосых кормилиц).

В основе педагогической системы Бецкого – цель создания иного поколения людей, отличных от заурядных современников, порождения социальных условий, весьма далеких от совершенства. Он видел, как росло на Западе нравственное, политическое и особенно экономическое значение так называемого «среднего класса», и сожалел, что в России только «два чина установлены: дворяне и крестьяне», а купцы, мещане, ремесленники и связанные с этими званиями отрасли государственной жизни значения не имели. «В чужих государствах, - рассуждал Бецкой, - третий чин народа, заведенный уже за несколько веков, продолжается из рода в род: но как здесь [в России] сей чин еще не находится, то мнится, в оном и нужда состоит».

В деле формирования особого характера новых людей воспитание явно превалирует над обучением. Именно благодаря воспитанию «даруется новое бытие и производится новый род подданных Российской империи». Исходя из теории Дж. Локка, Бецкой утверждал: не обучение, а воспитание – вот доминирующее занятие педагогики, призванной преобразовать население страны в идеальных граждан.

«Корень всему злу и добру – воспитание», – напишет И. И. Бецкой в «Генеральном учреждении о воспитании обоего пола юношества» в 1764 г. Вслед за почитаемым авторитетом Руссо И. И. Бецкой повторяет, что человек от природы не зол, а добр и его душа подобна воску, на котором можно написать что угодно.

Особая роль Бецкого как первооткрывателя и теоретика социального воспитания выразилась в разработке и внедрении идеи искусственной преграды, чтобы старое поколение, «зверообразное и неистовое в словах и поступках», лишилось возможности своим дурным примером оказывать непедагогическое влияние на молодежь. Решающим условием достижения этой цели становится особый принцип организационно-педагогического устройства – изолированность воспитанников от семьи и решающего влияния родственников, «погрязших в невежестве и пороках».

В этой логике пансионы или интернаты – закрытые, изолированные, узкосословные учебные заведения – должны были стать той искусственной воспитательной средой, в которой под руководством просвещенных наставников дети и юноши стремятся получать достойное воспитание до 18-20 лет, пока не окрепнет их сердце и не созреет ум. Подражая Руссо, Бецкой «полагал надобность следовать по стопам натуры, не превозмогая и не переламывая ее, но способствуя ей».

Таким образом, «если давняя русская школа сливалась с семьей, то новая школа, стремясь опираться на естественные законы, сообразоваться с разумом и самой натурой, начинает дело воспитания совсем неестественным фактом – разрывает насильственно всякую связь с семьей». Важно было при этом образовать в этом направлении сначала первое поколение, «новых отцов и матерей, которые бы детям своим те же прямые и основательные воспитания правила в сердце вселить могли, какие получили они сами, и так следуя из родов в роды, в будущие веки».

И. И. Бецкой предлагал создать такие закрытые заведения, в которых дети находились бы с 5-6 до 18-20 лет при их изоляции от окружающей среды, даже от родственников. В таких условиях И. И. Бецкой предполагал возможным вырастить «идеальных» дворян, не только дав им необходимое образование, но, главное, воспитав в них личные качества (учтивость, благопристойность, трудолюбие, умение управлять собой). Образование без воспитания, по его мнению, лишь портит ребенка, не дает развиться в нем добродетели. Эти «новые отцы и матери» в дальнейшем смогут воспитывать своих детей не по старым традициям, а в соответствии с изменившимися потребностями государства и общества.

Бецкой ратовал заобучение «легкое иестественное». Онписал, что «приводить детей кучению надобно, как вприятное, украшенное цветами поле, атернии, воном находящиеся, только раздражают природу, особливо сначала, асие происходит единственно отнеразумения воспитателя».

Бецкой был уверен, что преподаватели должны учитывать возрастную психологию учеников инезаставлять ихслишком много учить наизусть, перегружая память. Поего мнению, преподаватели должны стараться заинтересовать детей, используя ихестественную детскую любознательность. ЗдесьБецкой возлагал большие надежды нанаглядную методику: детям как можно больше нужно показывать различные предметы, чтобы они изучали «вещи, анеслова». Поэтому онрекомендовал держать вклассах глобусы, чучела, макеты и коллекции камней, а также чаще устраивать сдетьми познавательные прогулки. Тем, кто постарше, надо наблюдать затрудом ремесленников. Выбрав ремесло себе подуше, они сначала будут играть внего, ноименно впроцессе игры усвоят основы труда. Бецкой был против телесных наказаний, считая, что они развивают мстительность ипритворство. Вместо них онставил «осуждение», которое для нравственного человека сильнеерозги.

Педагогические взгляды И. И. Бецкого были изложены им в документах «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества» (1764), «Краткое наставление, выбранное из лучших авторов, с некоторыми физическими примечаниями о воспитании детей от рождения до юношества» (1766).

Таким образом, просветитель сумел выразить весьма актуальное социально-политическое стремление: создать в России образованное сословие – «третий чин людей», или средний класс.

Надо сказать, что реформа была оценена правительством: В 1778 г. Сенат в торжественном заседании поднес Бецкому выбитую в его честь большую золотую медаль (беспримерный случай), с надписью: «За любовь к отечеству». А Г. Р. Державин посвятил ему оду «На кончину благотворителя».

Воплощение педагогических идей

Изначально план Бецкого был следующим: создать училище при Академии Художеств (в Петербурге), а также училища во всех губерниях Российской Империи, и «для двухсот дворянских девиц – училище». Но окончательно модель системы воспитания сформировалась у него лишь к 1772 году. Теперь система образования была организована по сословному признаку: для детей дворян создавались средние учебные заведения, такие как Воспитательное общество двухсот благородных девиц при Смольном монастыре и Сухопутный шляхетский кадетский корпус; для более широких масс – воспитательные дома с низшим образованием, включавшим в себя обучение «фабричным ремеслам»; для самых талантливых мещан – училища со средним специальным (коммерческим, художественным, медицинским, педагогическим и пр. ) образованием.

В число созданных И. И. Бецким учебных заведений вошли:

– училище при Академии художеств (1764),

– Воспитательное общество благородных девиц в Петербурге (1764),

– воспитательные дома в Москве (1764) и Петербурге (1770),

– коммерческое училище (1773).

Все они имели свой устав, в котором общим был индивидуальный подход в оценке способностей, стремление ориентировать педагогический процесс на развитие личности каждого ученика.

Рассмотрим самые значимые из созданных И. И. Бецким учреждений образования.

Организация Воспитательного общества двухсот благородных девиц при Смольном монастыре

Смольный институт был учрежден в 1764 г. в здании Смольного монастыря как закрытое привилегированное учебное заведение для дочерей дворянской знати, рассчитанное на 200 воспитанниц. Позже, В 1765 году в нем открылось также отделение «для мещанских девиц», ставшее родоначальником подготовки учительниц в России; здесь готовили как преподавательниц для самого института, так и домашних воспитательниц.

По Уставу воспитанниц туда принимали раз в три года с 5-6 лет на двенадцатилетний срок обучения. При этом родителям девочек необходимо было предоставить свидетельство о дворянском происхождении и расписку о том, что они не заберут дочь ранее назначенного срока.

Основной задачей Смольного института было правильное развитие воспитанниц сообразно с их природой, «дабы в них укреплялась добрая нравственность». В Уставе рекомендовалось уделять внимание уровню способностей и успехов каждой воспитанницы, уделять внимание уровню умственного развития, преподавать им, «не отягощая излишними понятиями еще незрелый их разум».

На первом плане находилось религиозное воспитание. Далее шло нравственное, включавшее в себя усвоение «светских добродетелей»: кротость, учтивость, благонравное поведение, скромность, великодушие и т. п. (где очень многое зависело от преподавателя и наставниц, которые должны были неотлучно нахолиться при воспитанницах, находить время для разговора со старшими из них, заботиться о благонравном поведении смолянок). Физическое воспитание предполагало соблюдение мер гигиены, прогулки на свежем воздухе, здоровую пищу.

Воспитанниц разделяли на четыре возраста, по три года обучения в каждом. Каждому возрасту соответствовал определенный цвет платья: первому кофейный, второму голубой, третьему серый, а четвертому – белый.

Воспитанницы первого возраста изучали русский и иностранные языки (необходимые им в том числе и для чтения – книг на русском языке тогда было немного), арифметику, рисование, танцы, музыку (вокальную и инструментальную), рукоделие. Во втором возрасте к этим предметам добавлялись география, история, знакомство с домашним хозяйством.

Смолянкам третьего возраста, помимо вышеперечисленных, преподавались словесные науки (чтение исторических и нравоучительных книг) архитектура, геральдика, практика домашнего хозяйства. Четвертый возраст включал в себя повторение пройденного за весь курс обучения, в особенности домашнюю экономику – умение вести счета, выбирать съестные припасы, заботиться о сохранении порядка и чистоты в хозяйстве. Кроме того, выпускницы по очереди назначались для преподавания в младших классах, чтобы быть готовыми к воспитанию собственных детей.

Бецкой был против физического наказания детей, и поэтому главным средством в Смольном было пристыжение провинившихся перед классом. Но и оно применялось лишь в крайних случаях.

В свободное от занятий время воспитанницы читали исторические и нравоучительные книги. В Воспитательном обществе ценилось знание французского языка, музыка, особенно игра на арфе, пение, лепные работы, каллиграфия, рисование, вышивание, черчение географических карт. Чтение французских романов должно было пробуждать развитие лучших чувств – трудолюбия, милосердия, сострадания.

Кроме того, некоторое время в институте функционировал любительский театр, где ставились пьесы русских и западноевропейских драматургов. Многие воспитанницы, участвуя в них, отличались особым талантом: Бецкой, в частности, писал Екатерине о девице Пасек, что «она сыграла свою роль как прекрасная актриса».

Условия, в которых жили ученицы, были достаточно строги. Отсутствие общения с родственниками, скромно меблированные, не особенно уютные помещения, в которых они жили, строгое расписание и дисциплина – все это поначалу было для них серьезной психологической травмой.

Минусы были и в образовании. Дело в том, что большинство учительниц были иностранками, плохо знающими русский язык. Соответственно, воспитанницы тоже знали его недостаточно хорошо. Это было исправлено только в 1780-х годах.

Тем не менее, первый выпуск, состоявшийся 30 апреля 1776 г. имел достаточно неплохой результат: из 50 воспитанниц золотой медалью первой величины были награждены пятеро, второй величины – трое, третьей – величины – четверо. Девять получили серебряные медали.

Большим недостатком Смольного института была изолированность воспитанниц: они не знали о том, что ожидает их во внешнем мире. С обществом они сталкивались лишь на редких балах на старших курсах обучения, что давало им неполные, часто неверные представления о нем. В то же время воспитательницы института, часто не имевшие педагогического образования (женщины с трудной судьбой, вынужденные работать), не могли и не умели осуществлять того воспитания, о котором мечтал И. И. Бецкой. Это можно подтвердить, обратившись, например, к пьесам В. В. Капниста «Ябеда» и А. Д. Копиева «Обращенный мизантроп, или Лебедянская ярмарка», в которых смолянки показаны чувствительными и беспомощными, не умеющими постоять за себя. Не думаю, что эти авторы далеко ушли от правды: воспитанные в едва ли не идеальных условиях Смольного, девушки с трудом привыкали к жизни за его пределами. В результате, замкнутость учебного заведения не только не способствовала, но и вредила нормальному развитию воспитанниц.

Формирование Сухопутного шляхетского кадетского корпуса

Сухопутный шляхетский корпус был создан еще при Анне Иоанновне (указом от 29 июня 1731 г. ) для подготовки военнослужащих и гражданских чиновников. Он был размещен в Здании бывшего дома князя Меншикова[33] на Васильевском острове. Иван Иванович Бецкой, конечно, не мог обойти своими реформами это важное для страны учебное заведение, тем более что в 1763 году был назначен его директором.

Изменения, произошедшие при этом в корпусе во многом напоминают, что была сделано Бецким в Смольном институте: мальчиков принимали с пятилетнего возраста, с «достаточным доказательством о дворянстве» и о крещении (так как желающих отдать своих детей на обучение в корпусе было много, рекомендовалось «давать преимущества» детям, чьи «родители или убиты, или ранены на службе отечества ради и коих судьба не одарила достатком»), забирать их раньше окончания обучения нельзя, кадеты так же поделены по возрастам. Только возрастов здесь пять, а продолжительность каждого из них составляет три года.

Кадеты первого возраста (5,6-9лет) находились под присмотром дам, или надзирательниц. Они заботились о здоровье воспитанников, гуляли с ними, прививали хорошие манеры, приучали к иностранным языкам. Там проводились занятия по Закону божьему, русскому языку, было несколько учителей рисования и танцев. Отделение для кадетов первого возраста располагалось в отдельном здании.

Второй возраст объединял детей 9-12 лет и находился под наблюдением гувернеров-мужчин. Вместе с учителями они должны были приучать воспитанников самостоятельно, без чьей-либо помощи себя обслуживать, внушать им «любовь к добродетели и благонравию, примечать в каждом склонность природную и качество разума, дабы тем, кои понятнее других, споспешествовать и в прочих науках». Также от них требовалось, наблюдая за детьми, обращать внимание на то, у кого какие способности развиты больше: к военной или гражданской службе. Во втором возрасте, кроме предметов, начатых в первом, изучали географию, хронологию, историю, мифологию, арифметику, геометрию и старославянский язык.

В третьем возрасте – 12-15 лет – нужно было заботиться «о приведении в совершенство начатых в предыдущих возрастах наук» и, кроме того, изучать латинский язык, основы военной и гражданской архитектуры, а также бухгалтерию. В третьем возрасте заканчивалась общеобразовательная подготовка кадет.

В четвертом возрасте жизнь кадет менялась: они попадали под начало офицеров. Здесь изучались военные науки: фортификация, осада и оборона крепостей, артиллерия, уставы; унтер-офицеры руководили строевой подготовкой. С 1775 года обязательными учебными предметами стали физика и химия. Также кадеты занимались фехтованием и верховой ездой, декламацией.

Кадеты пятого возраста – от 18 до 21 года – заканчивали курсы, начатые в четвертом, занимались повторение пройденного за все годы обучения и определялись со своей специализацией.

Учителям и воспитателям вменялось в обязанность с кадетами «обходиться со всякою тихостью и учтивостью, кои должны быть неразлучными с воспитанном, к чему они не иначе и призваны; если случится, что какое-то воспитанник учинит какую-либо важную погрешность, кого без наказания оставить опасно, то должно донесть о том высшему начальнику сего общества для решения оного»[38]. Тем самым устранялась практика единоличного решения о наказании. Вообще надо отметить, что Иван Иванович Бецкой был ярым противником телесных наказаний и предлагал применять их только в крайних случаях.

Устав кадетского корпуса устанавливал основы нравственного воспитания. Так, надзирателям предписывалось «иметь над вверенными им кадетами радетельное смотрение, дабы они во всех своих поведениях добродеяние, учтивость. всегда чинили, а лжи и неверности и прочия шляхетству непристойные пороки у них весьма искоренены были»[39]. Особое место И. И. Бецкой отводил рисованию, живописи, скульптуре архитектуре, музыке, танцам, фехтованию. Это свидетельствовало о его стремлении готовить всесторонне образованного дворянина и приобщать его к европейской культуре. К выпуску из корпуса кадет должен был научиться играть на одном из музыкальных инструментов. Большой популярностью пользовалось театральное искусство. Огромное значение в воспитании юношей имело личное общение с ними начальника корпуса. Бецкой практиковал приглашения хорошо успевающих кадет к себе домой на чай, и это рассматривалось как поощрение. Малолетних кадет приглашала к себе и императрица Екатерина II, чтобы они играли с ее внуками.

Открытие Училища при Академии художеств

Академия художеств была открыта по указу Елизаветы Петровны, хотя идея создания подобного заведения принадлежала еще ее отцу, Петру I. Царь-реформатор хорошо сознавал, что для осуществления его гениальных предначертаний во благо России необходимо не только распространение образования, но и насыщение народной жизни искусством – важнейшим элементом истинной культуры. Понимала это и Екатерина II, и, взойдя не престол, назначила президентом Академии И. И. Бецкого. Эту должность он, кстати, занимал больше тридцати лет, с 1763 по 1794 год. И конечно же многое изменил в Академии.

В 1764 году был утверждены «Привилегии и устав императорской Академии трех знатнейших художеств: живописи, скульптуры и архитектуры с воспитательным при оной Академии училищем», определившие статус, структуру и штат Академии художеств. Среди главных задач академии, конечно же, значилось: «воспитывать новое поколение Отцов и Матерей нравственно совершенных». Также при ней было учреждено училище для мальчиков.

Правила обучения детей в Академии мало отличались от аналогичных в Смольном институте и Шляхетском корпусе. Детей всех сословий также принимали с пяти-шести лет, учеба подразделялась на возрасты (каждый составлял три года, возрастов было три), главной задачей считалось формирование добродетели. Обучали предметам, которые необходимо было знать для поступления в Академию: российской грамоте, чтению иностранных книг, рисованию, арифметике, геометрии, истории, мифологии, географии, а также копированию гравюр и рисунков. Окончившие училище и сдавшие экзамен поступали в саму Академию. Остальные определялись к различным мастерствам.

При Академии художеств был открыт театр, в котором играли учащиеся (они же изготовляли и декорации к спектаклям). Часто устраивались балы, иллюминации, живые картины. Музыкальное образование воспитанников включало обучение игре на клавесине, скрипке, виолончели, музыкально-теоретические дисциплины и пение. Были сформированы ученический оркестр и хор воспитанников училища.

Каждые три года 12 лучших выпускников отправляли за границу для совершенствования навыков.

В 1772 г. , посетив училище при Академии художеств, И. И. Бецкой с горечью констатировал, что не нашел здесь духа высокого просвещения. Не лучше была охарактеризована им обстановка и деятельность училища при Академии наук и преобразованного им на основе новых педагогических идей Сухопутного шляхетского корпуса. При изучении широкого круга общеобразовательных дисциплин недостаточно внимания уделялось нравственному развитию воспитанников, а его методические призывы «вести детей играя и с приятностью» не приводили к должной образованности.

По мнению А. И. Пискунова, реальное функционирование созданных И. И. Бецким учреждений во многом не оправдало возложенных надежд. Главным недостатком было отсутствие подготовленных учителей, воспитателей. Попытка пригласить их из-за границы не привела к улучшению ситуации. Их некомпетентность и корыстолюбие не позволили решить поставленные воспитательно-образовательные задачи.

Создание воспитательных домов

Особого внимания, по мнению И. И. Бецкого требовали воспитательные дома. Для того, чтобы приступить к практической реализации идеи создания государственных интернатов, необходимо было соответствующее настроение умов. Видимо, таковым оно и было в России в 1763 году, когда действительный тайный советник Иван Иванович Бецкой выступил с инициативой создания Воспитательного дома как первого учреждения в будущей сети институтов, призванных полностью обеспечить процесс воспитания и закрытого образования сирот, незаконнорожденных детей и детей тех родителей, которые по бедности или болезни не могли содержать их и заниматься их воспитанием. Показательно, что идея воспитания, а не только содержания детей была отражена уже в названии учреждения.

Проект создания Воспитательного дома может быть признан наиболее масштабным.

Во-первых, предполагалось не реформирование уже имеющегося института (как это было, например, в случае с Академией художеств), а создание принципиально нового для России типа учреждения.

Во-вторых, система Воспитательных домов в России должна была, по замыслу ее творца, включать в себя не только сами приюты, но и целую сеть сопутствующих институтов, от родильных домов и госпиталей до ремесленных мастерских и ссудных касс.

В-третьих, Воспитательный дом должен был стать местом формирования нового типа людей, так называемого третьего сословия, причем специфика этого сословия должна была определяться не только по признаку профессиональной принадлежности к разряду «купцов, художников, торговщиков и фабрикантов», но и по самой идеологии. В существовании в стране третьего сословия, свободных людей, живущих своим трудом, в том числе интеллектуальным, Бецкой видел залог нравственного возрождения всей нации. Первоначально предполагалось, что становление этой новой генерации третьего сословия будет совершаться в замкнутом кругу, и только после того, как вырастет несколько поколений бывших воспитанников, их влияние начнет распространяться на остальных, идеологически не развитых представителей того же, стихийно складывавшегося, сословия, а затем и на всех остальных: «надеяться можно, что вышедшие из онаго Дома обоего пола люди не только заобычайной уже им трезвой и трудолюбивой жизни своей не оставят, но еще и детей своих равным образом воспитывать станут; и в других примером своим к подражанию тому же охоту возбудят, а по умножении и по рассеянии таковых в обществе может со временем последовать счастливая перемена во нравах и склонностях всей той части народа, к которой они принадлежать будут».

Возможно, в дальнейшем Бецкой даже ожидал постепенного формирования нового типа людей, стоящих выше сословных предрассудков. Не случайно автор проекта так настаивал на том, чтобы выпускники Воспитательного дома оставались вольными: «Все воспитанные в сем Доме обоего пола, и дети их, и потомки в вечные роды останутся вольными и никому из партикулярных людей ни под каким видом закабалены или укреплены быть не могут».

После выпуска питомцы должны были получать паспорт, который необходимо было ежегодно продлевать, потомки же их уже имели бессрочный паспорт. Более того, бывшим питомцам Воспитательных домов было запрещено вступать в брак с крепостными, но если по разрешению помещика или обманом такой брак все же заключался, то супруг или супруга выпускника Воспитательного дома должны были получить вольную. Впрочем, этот вопрос был одним из самых болезненных и спорных. Поэтому, в частности, почти сразу после открытия московского Воспитательного дома было принято решение не принимать детей от крепостных (что, впрочем, противоречило правилу анонимного приема).

К моменту открытия Воспитательного дома в Москве Бецкой подготовил несколько документов, отчасти повторяющих друг друга, где изложил основные принципы содержания детей в таких заведениях. Прежде всего это краткое «Предварительное объяснение предметов воспитания, распоряжений для успеха оных и порядка управления» и обширное «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества», включавшее подробное описание всего проекта и начинавшееся с письма, адресованного императрице.

Уже в этом письме воспитание рассматривается как решающий фактор формирования высоконравственной личности. В опубликованном в 1789 году «Генеральном учреждении» сразу за этим письмом следовала гравюра, изображавшая ребенка, обнимающего за шею льва, с надписью: «Воспитание укрощает нравы».

Опираясь на понимание психологии ребенка, склонного к подражанию, Бецкой предлагал воспитывать детей положительным примером и одновременно «удалять от слуха и зрения все то, что хотя тень порока имеет». Вводился в практику соревновательный принцип; вопреки распространенным приемам воспитания с помощью нравоучений предполагалось воспитание в игре. Всячески подчеркивалась связь физического состояния ребенка с его нравственным развитием: рекомендовалось днем запирать спальни, чтобы дети не могли лежать и предаваться лени и праздности, а больше находились на улице и в движении, потому что «леность, уныние и грусть» – «предшественники дурных нравов». Категорически осуждались телесные наказания, взамен которых предлагалось наказывать детей «выговором и осуждением». Особое внимание уделялось воспитанию трудом.

Вопреки существующему заблуждению, тезис Макаренко о трудовом воспитании был выдвинут задолго до советской эпохи: «праздность – мать всех пороков, а трудолюбие – отец всех добродетелей», – писал Бецкой.

В письме 1796 года, обращенном к Опекунскому совету, императрица Екатерина рекомендовала на основные воспитательные должности «определить людей, провождающих жизнь во всех обстоятельствах соответственную тому положению, к каковому предопределяются воспитанники, дабы они из примера их приуготовили себя не к роскоши, а к рукоделию и трудам, и для того всем им назначить жалованье на безбедную, а не на роскошную жизнь; для лучшего же примера воспитанникам нужно бы иметь надзирателей и надзирательниц и других, при них находящихся, людей ремесленных, как-то: портных, швей разных, то есть золотом, шелком, чулочниц и прочих тому подобных, чтоб дети с самого младенчества, не приступая еще к рукоделиям, видя своих приставников, обращающихся всегда в оных, почитали их необходимыми».

В данном случае воспитатели преследовали и практическую цель – приучить детей к тому виду труда, который должен был обеспечить их дальнейшее благополучие. Поэтому минимальная образовательная программа (Бецкой был сторонник обучения «легкого и естественного»), в которую входили арифметика, география, рисование, домоводство, Закон Божий и иностранный язык, считалась дополнительной «сверх разных ремесел и рукоделий, которые надлежит почитать за основание». При Воспитательном доме планировалось создать сеть ремесленных мастерских и лавок, где воспитанники могли бы работать и продавать плоды своего труда.

Манифест об учреждении Императорского воспитательного дома в Москве «общим подаянием» был обнародован 1 сентября 1763 года. Его торжественное открытие, сопровождаемое крестным ходом, произошло 21 апреля 1764 года. Первые принятые в Дом младенцы, которых именовали «несчастнорожденными», получили имена Екатерина и Павел. Прием детей должен был осуществляться анонимно, причем принимали детей как законных, так и незаконных, как по сиротству, так и по бедности и болезни родителей. Приносящий ребенка не обязан был объявлять себя и мог, по желанию, сообщить сведения о крещении и имени младенца. Если же информации о крещении не поступало, ребенка крестили и заносили в специальную регистрационную книгу, после чего его поручали кормилице.

Воспитательный дом не получал государственного финансирования и должен был существовать на пожертвования, но имел различные льготы – в частности, он был освобожден от уплаты пошлин при заключении контрактов, имел дозволение беспошлинно покупать и продавать земли и дома, заводить фабрики, устраивать лотереи и получать четверть от доходов с театральных представлений, балов и игорных предприятий. В 1770 году было принято решение об открытии Петербургского отделения Императорского Воспитательного дома. Вскоре были открыты Воспитательные дома и в некоторых других крупных городах.

Но благие начинания устроителей Воспитательного дома не вынесли столкновения с жизненной реальностью. Штат служащих не справлялся с потоком поступающих детей.

Один из первых биографов Бецкого, Петр Майков, с сожалением констатировал: «Поступавшие в Воспитательный дом дети, вообще говоря, умирали в немалом количестве, оставшиеся в живых далеко не получали того воспитания, какое предполагал им дать учредитель дома; они не делались полезными гражданами, не составили собою третий чин в государстве». Сэтим согласна исовременная исследовательница Александра Веселова: «Воспитательный дом довольно скоро стал местом многочисленных злоупотреблений, которые особенно участились в последние годы жизни Бецкого. Детей принуждали много работать, а изготовленные ими вещи продавались за бесценок».

Впрочем, эти злоупотребления иногда разоблачались. Одним из самых громких скандалов стало дело некоего надзирателя петербургского Воспитательного дома Книпера: «Опекунский совет нарушил контракт и отобрал от него всех питомцев и питомиц по следующим причинам: Книпер не уплачивал положенного жалования питомцам, до крайности плохо кормил и до того плохо отапливал здание, что питомцам приходилось выносить страшную».

Проект Бецкого был, обречен на поражение вследствие его нежизнеспособности. Тем не менее он представляет собой интереснейший образец реализации рационалистической утопии, столь характерной для XVIII столетия.

Заключение

И. И. Бецкой мечтал оновом дворянстве – просвещенном итрудолюбивом. Нопод «новой породой» Бецкой понимал нетолько новое дворянство.

Оншел дальше ипредложил воспитать вРоссии «третий чин людей», необходимый для торговли, промышленности иремесел. Иными словами, русскую просвещенную буржуазию, которая былабы стольже трудолюбива, как изападная, нопри этом былабы воспитана неналюбви кденьгам, аналюбви клюдям. Если пофантазировать, это был хороший фундамент для построения капиталистического общества «счеловеческим лицом». Более того, Бецкой считал, что из«третьего чина» должны выйти нетолько коммерсанты ифабриканты, ноилюди, живущие интеллектуальным трудом, тоесть интеллигенция.

ИдеиБецкого опередили время почти насто лет: и буржуазия, иинтеллигенция вРоссии XVIII века тольконарождались.

Безусловно, реформа Бецкого была прогрессивна для России XVIII в. , хотя и не нова для Европы. Если ранее учебные заведения в нашей стране были ориентированы только на получение знаний, то Иван Иванович поручил педагогам и моральное развитие детей, да и само получение знаний во многом упорядочил. Лихачева, выдающаяся исследовательница женского образования в России, например, так говорит об этой реформе: «. нельзя не проникнуться глубоким благоговением к основательнице его (Екатерине II) и его исполнителю— Бецкому. Весь устав дышит такою гуманностью, сердечною любовью к детям, уважением к их природе, боязнью в чем-нибудь помешать правильному и свободному ее развитию, что перед этим все заблуждения и ошибки, обусловленные иными временами и иными взглядами на воспитание, исчезают бесследно. Если даже теперь, когда сравнительно со временем Екатерины и Бецкого мы так далеко ушли в педагогике, нашлись бы такие исполнители духа устава, каких Екатерина и Бецкий думали создать путем особо составленных наставлений и инструкций, идеалы Екатерины и Бецкого, их педагогические приемы и принципы не потеряли бы и для нас своей цены. Но и теперь, как и сто двадцать пять лет назад, воспитатели, даже самые лучшие из них, все-таки остаются людьми, а устав Бецкого для полного осуществления требовал ангелов»

Воспитательные стратегии, изложенные Бецким, во многом остаются актуальными и по сей день. Отчасти это объясняется тем, что именно в XVIII веке были заложены основы современной педагогики. Однако, по данным социального опроса немногие учащиеся согласились бы на такое обучение. Респонденты объясняют это тем, что несмотря на высокий уровень образования и отсутствие негативного влияния общества, после выхода из подобного учебного заведения могут возникнуть сложности в социальной адаптации, да и влияние семьи на современных школьников очень велико[55]. Хотя стоит отметить, что в России существуют подобные учебные заведения. Это, например, закрытая школа для детей военных (девочек) из отдаленных гарнизонов, открытая в сентябре 2008 года при Генеральном штабе в Санкт-Петербурге. Там они имеют возможность получить достойное образование, а также познакомиться с культурной жизнью северной столицы: посетить музеи и проч.

Результаты соц. опроса

Среди учащихся восьмых и девятых классов средней школы г. Северодвинска был проведен социологический опрос, целью которого было выяснить отношение современных школьников к идее закрытого обучения с воспитанием в человеке нужных государству качеств, а также их осведомленность в области истории образования. Количество опрошенных – 85 человек.

В первом вопросе нужно было назвать эпоху, в которую появилась идея воспитания человека с заданными качествами. Были предложены следующие варианты ответов: а) античность, б) средневековье, в) XVII век, г) XIX век. Соотношение полученных ответов представлено в диаграмме (см. ниже). Я думаю, что такие противоречивые результаты вызваны, в первую очередь, недостаточным освещением темы образования в курсе истории.

Далее опрашиваемым было предложено подумать и определить самостоятельно, каким образом можно воспитать человека с нужными государству качествами. На диаграмме (см. ниже) показаны самые популярные предложения. По этим ответам можно сделать вывод, что если государство считает нужным формировать какие-либо качества у своих граждан, оно должно их четко определить; формировать их с детства с помощью системы домашнего и школьного воспитания.

Ответы на третий вопрос показали, что семья оказывает очень большое влияние на все стороны жизни человека.

Респондентам также было предложено выявить плюсы и минусы воспитания в закрытых учреждениях. Ответы также представлены на диаграммах (на следующей странице). То есть, главными положительными чертами были названы высокий уровень образования и отсутствие негативного влияния общества, а главной отрицательной – сложности в социальной адаптации.

Плюсы Минусы

На вопрос «Согласны ли вы воспитываться в учреждении закрытого типа (при условии хорошего образования)?» 80% опрашиваемых ответили нет, и только 20% - да. Видимо, это связано с тем, что современным школьникам сложно представить самостоятельную жизнь без поддержки родителей, без влияния общества. Хотя стоит отметить, что в России существуют подобные учебные заведения. Это, например, закрытая школа для детей военных (девочек) из отдаленных гарнизонов, открытая в сентябре 2008 года при Генеральном штабе в Санкт-Петербурге. Там они имеют возможность получить достойное образование, а также познакомиться с культурной жизнью северной столицы: посетить музеи и проч.

ГЕНЕРАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ О ВОСПИТАНИИ ОБОЕГО ПОЛА ЮНОШЕСТВА конфирмованное Ея Императорским Величеством 1764 года марта 12 дня

Всепресветлейшая, Державнейшая, Великая государыня, Императрица и Самодержица Всероссийская. Всемилостивейшая Государыня!

Редко великие Государи о таких делах крайнее имеют попечение, которых плоды медлительны и которые, чем большую обещают пользу для потомства, тем большего труда и неистощимого великодушия требуют. Слава скоротекущих дел чаще упражняет самые величайшие души: в ней находят они и скорое подвигов своих воздаяние, и новое к оным поощрение.

Преодолеть суеверие веков, дать народу своему новое воспитание и, так сказать, новое порождение есть дело, совокупленное с невероятными трудами, а прямая оных польза остается вся потомству. В сем, однако ж, наибольшее изволите Ваше Императорское Величество прилагать старание, и при славе Вашего Государствования не имеет к тому иного поощрения, кроме обитающих в особе Вашего Величества Божественных дарования и Материнского к подданным Вашим благоутробия, и при всей тягости государственного правления не находит иного подкрепления, кроме Вашей твердости и великодушия.

Таково точно учреждение в Москве Воспитательного дома под Монаршим Вашего Императорского Величества покровительством. Там прозорливое Ваше намерение к тому клонится, чтобы бедных и неповинных младенцев от пагубы, а немилосердых убийц от смертного избавить греха и таких людей обществу полезными сделать, кои были в тягость оному своими пороками и своею жизнию.

Таковы и ныне вновь Монаршие попечения, о которых не знаю, изъяснил ли я слабым моим слогом Вашего Императорского Величества намерения, каким образом учредить в России Воспитательные училища, но то знаю, что все меры употребил, тщательно стараясь изобразить изустно повеления и высокие мысли Августейшей моей Монархини как следует:

«С давнего уже времени имеет Россия Академию и разные училища, и много употреблено иждивения на посылку российского юношества для обучения наукам и художествам, но мало, буде не совсем ничего, существительных от того плодов собрано. Разбирая прямые тому причины, не можем мы жаловаться на Провидение и малую в Российском народе к наукам и художествам способ ность, но можно неоспоримо доказать, что к достижению того не прямые токмо пути избраны были, а чего совсем не доставало, о том совсем и помышляемо не было.

Из посланных еще при Государе Императоре Петре Великом дворяне с хорошими возвратились успехами в том, чему они обучаться назначены были, но по возвращении, имея путь и право к большим чинам и заслугам, не могли они в том упражняться.

Другие, из простого народа к наукам взятые, также весьма скоро успевали в оных, но скорее еще в прежнее невежество и небытие возвратились, отчего и людей такого состояния, которое в других местах третьим степенем или средним называется, Россия до сего времени и произвести не могла.

Искусство доказало, что один только украшенный или просвещенный науками разум не делает еще доброго и прямого гражданина, но во многих случаях паче во вред бывает, если кто от самых нежных юности своей лет воспитан не в добродетелях, и твердо оные в сердце его не вкоренены, а небрежением того и ежедневными дурными примерами привыкает он к мотовству, своевольству, бесчестному лакомству и непослушанию. При таком недостатке смело утверждать можно, что прямого в науках и художествах успеха и третьего степени людей в государстве ожидать всуе и себя ласкать.

По сему ясно, что корень всему злу и добру Воспитание, достигнуть же последнего с успехом и с твердым исполнением не инако можно, как избрать средства к тому прямые и основательные.

Держась сего неоспоримого правила, единое токмо средство остается, то есть произвести сперва способом Воспитания, так сказать, новую породу или новых отцов и матерей, которые могли бы детям своим те же прямые и основательные воспитания правила в сердце вселить, какие получили они сами, и от них дети предали бы паки своим детям, и так следуя из родов в роды в будущие века.

Великое сие намерение исполнить нет совсем иного способа, как завести воспитательные училища для обоего пола детей, которых принимать отнюдь не старее как по пятому и по шестому году. Излишно было бы доказывать, что в те самые годы начинает дитя приходить в познание из неведения, а еще нерассудительнее верить, якобы по прошествии сих лет еще можно поправить в человеке худой нрав, чем он уже заразился, и поправляя его, те правила добродетелей твердо в сердце его вкоренять, кои ему иметь потребно.

И так о воспитании юношества пещися должно неусыпными трудами, начиная, как выше показано, от пятого и шестого до осьмнадцати и двадцати лет безвыходного в училищах пребывания. Во все же то время не иметь им ни малейшего с другими сообщения, так что и самые ближние сродники хотя и могут их видеть в назначенные дни, но не инако как в самом училище, а то в присутствии их Начальников. Ибо неоспоримо, что частое с людьми без разбору обхождение вне и внутре онаго весьма вредительно, а наипаче во время воспитания такого юношества, которое долженствует непрестанно взирать на подаваемые примеры и образцы добродетелей.

При сих воспитательных учреждениях первое прилагать должно старание, чтобы вселять в юношество страх Божий, утверждать сердце в похвальных склонностях и приучать их к основательным и приличествующим состоянию их правилам: возбуждать в них охоту к трудолюбию, и чтоб страшились праздности как источника всякого зла и заблуждения, научить пристойному в делах их и разговорах поведению, учтивости, благопристойности, соболезнованию о бедных, несчастливых и отвращению от всяких предерзостей, обучать их домостроительству во всех онаго подробностях, и сколько в оном есть полезного, особливо же вкоренять в них собственную склонность к опрятности и чистоте как на самих себе, так и на принадлежащих к ним; одним словом, всем тем добродетелям и качествам, кои принадлежат к доброму воспитанию и которыми в свое время могут они быть прямыми гражданами, полезными общества членами и служить оному украшением.

Такие и тому подобные правила, когда посеются в сердцах воспитываемого юношества, надеяться можно, тем лучший плод произведут, что согласоваться будут с младостью и непорочностью их возраста. Просвещая при том их разум науками и художествами по природе, полу и склонности каждого, обучаемы быть должны с примечанием таким, что прежде, нежели отрока обучать какому художеству, ремеслу или науке, надлежит рассмотреть его склонности и охоту и выбор оных оставить ему самому. Душевные его склонности всемерно долженствуют в том над всеми прочими уважениями преимуществовать: ибо давно доказано, что не предуспеет он ни в чем том, чему будет прилежать по неволе, а не по своему желанию.

При том весьма еще важное примечание иметь должно в сих воспитательных Училищах, то есть дабы для юношества все то наблюдаемо было, что к жизни, целости здравия и крепости сложения служить может, как-то: в построенных жилищах приводом чистого воздуха, неупотреблением всякого звания медной посуды, также и всякими невинными забавами и играми оное юношество увеселять и чрез то мысли его приводить всегда в ободрение, а напротив того, искоренять все то, что токмо скукою, задумчивостью и прискорбием называться может; и сего правила из памяти не выпускать.

От сих первых учреждений зависит все воспитание, которое дано будет первому от оных новой породы происхождению. Почему само собою понятно, какая потребна осторожность и благоразумие в выборе Учителей и Учительниц, а особливо главными над воспитательными училищами Директоров и Правителей. В последних сих вся важность и затруднение состоит: им надобно быть всем известной и доказанной честности и праводушия, а поведение их и нравы долженствуют быть наперед ведо мы и непорочны, особливо же надлежит им быть терпеливым, рассмотрительным, твердым и правосудным и, одним словом, таковым, чтобы воспитывающееся юношество любило их и почитало, и во всем добрый от них пример получало.

Сего ради остается в дополнение изъяснить, что все сие единственно зависит от особливого учреждения и даваемых наставлений, кои надлежит сочинить с великим размышлением и осторожностию, дабы все соображено было ясно, внятно и точно, и чтоб ничего того пропущено не было, что надлежит до Учителей, Учеников, до поведения тех и других и до общего в сих училищах наблюдаемого порядка. Ибо при начинании сего надобно сперва за точное принять правило: или делать, и делать целое и совершенное, или так оставить и не начинать».

Таковым премудрым узаконением Генерального сего Учреждения Ваше Императорское Величество достигнете самых истинных и единственных причин благополучия Российского рода. Ваше Величество доказываете сие точно данным мне повелением представить Себе вследствие того надобные регламенты и инструкции к исполнению высочайшего намерения Вашего о учреждении таковых воспитальных училищ, во-первых, в Санкт-Петербурге при Академии художеств, второе, во всех губерниях Российской Империи, третье, для двухсот дворянских девиц, определяя для последних часть знатного здания, построенного Ея Величеством Государынею Императрицею Елизаветою Петровной, Вашею любезнейшею Теткою незабвенной памяти, яко монумент Ея набожности и благочестия; соединяя Ея намерения и пользу государства таким образом, что сугубо тем прославляема будет пекущаяся о нас премудрость Божия.

Свет будет удивляться великости и премудрости намерений Ваших, всемилостивейшая Государыня! А потомки будут в Вас прославлять неумирающую Мать их блаженства и просвещения. Но как теперь не остается ко изъявлению чувств нашей благодарности и признания иного способа, как содействовать по мере наших сил и состояния толиким о нас Монаршим промыслам и усердные воссылать желания, то да увенчает всемогущая рука Божия все намерения Ваши такими успехами и славою, как непостижимо и чудесно Провидение его увенчало Вас короною.

Вашего Императорского Величества всеподданнейший

Иван Бецкой

На подлинном собственною Ея Императорского Величества рукою написано тако:

Быть по сему.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)