Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Восприятие героя современным читателем. (По роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин»)

Невозможно представить себе нашу жизнь без А. С. Пушкина. Прекрасно сказал Аполлон Григорьев о роли творчества поэта в русской литературе: «Пушкин - наше все».

Роман в стихах «Евгений Онегин» является центральным пушкинским творением. По-моему, трудно найти среди нас человека, не знающего этого произведения. Здесь читатель увидел все стороны русской жизни: «золотую молодежь» и дворянство, нравы и вкусы поколения 20-х годов XIX века, их пристрастия и занятия. Роман «Евгений Онегин» явился поэтической летописью времени, где «отразился век и современный человек».

Произведение «Евгений Онегин» является достоянием русской литературы, которое известно далеко за пределами нашей страны. Современный человек не может быть вполне современным, если он равнодушно или неуважительно относится к наследию мировой культуры. Как истинные патриоты мы должны знать героев своей страны, а в частности, поэтов и писателей, которые создали произведения, прославившие нашу страну. Актуальность выбранной мною темы заключается в том, что, выступая со своей работой перед публикой, я привлекаю внимание общества к культурным ценностям (в частности, к имени Пушкина и к его знаменитому произведению «Евгений Онегин»), доказываю актуальность проблем, поставленных поэтом в произведении в нынешнее время, ведь, не зная прошлого, нельзя понять настоящее. Ценность работы заключается в том, что мною был проведен большой анализ литературы, собрана самая интересная и нужная мне информация, получены сведения, не опубликованные ранее в информационных источниках (проведен социологический опрос и полный его анализ, написано стихотворение собственного сочинения).

1. содействовать привлечению внимания людей к имени Пушкина и его произведению;

2. узнать о том, как воспринимают главного героя романа «Евгений Онегин» современные читатели;

3. доказать актуальность романа в современном обществе.

А. С. Пушкин и роман «Евгений Онегин»

Невозможно представить себе нашу жизнь без А. С. Пушкина. Можно написать очень много красивых, восторженных слов о Поэте (да, Пушкин поистине является поэтом с большой буквы), и все равно этого будет недостаточно, потому что каждая встреча с его творчеством - это открытие. Прекрасно сказал Аполлон Григорьев о роли творчества Пушкина в русской литературе: «Пушкин - наше все».

Вот уже 200 лет наш национальный характер связывают с веселым, громким именем Пушкин! Именно он научил нас любви к Отечеству, к родной истории.

Пушкин всеотзывчив на всякое явление русской жизни. Его творчество не только определило основные тенденции развития русского литературного языка и литературных жанров, но и стало поистине объединяющим для россиян всех сословий, национальностей, вероисповеданий.

Роман в стихах «Евгений Онегин» является центральным пушкинским творением. Именно в этом произведении Александр Сергеевич как «поэт действительности» встал в полный рост. Трудно найти среди нас человека, не знающего этого произведения. В нашей повседневности можно постоянно вести индивидуальный диалог с Онегиным, цитируя отдельные строчки, а то и целые строфы.

Действие романа "Евгений Онегин" развивается в 1819— 1825 годы. Именно в это время, насыщенное большими политическими событиями в истории России и Европы, сложился тип человека, подобного герою романа А. С. Пушкина "Евгений Онегин". Черты характера главного героя Пушкин взял из жизни, обобщив черты, типичные для целого поколения молодых людей. Это люди, обеспеченные трудом крепостных крестьян, получившие беспорядочное воспитание и образование. Но, в отличие от большинства представителей господствующего класса, эти молодые люди — более умные, чуткие и благородные — испытывали неудовлетворенность и недовольство собой. Они резко выделялись, казались в обществе какими-то странными, но сами продолжали вести пустую светскую жизнь, хорошо понимая ее бессодержательность и не испытывая ничего, кроме скуки и душевных страданий.

В романе читатель увидел все стороны русской жизни: петербургскую «золотую молодежь» и провинциальное дворянство, нравы и вкусы поколения 20-х годов XIX века, их пристрастия и занятия. «Евгений Онегин» явился поэтической летописью времени, где «отразился век и современный человек».

История написания романа

Замечу то, что лишь немногие из тех, кто так или иначе знаком с романом, знают историю его создания. Оказывается, она очень необычна (роман создавался около 7 лет!) и содержит в себе много познавательных моментов.

Работу над своим романом в стихах Пушкин начал во время южной ссылки, в Кишиневе, в 1823 г. Последняя, восьмая глава романа бы написана в Болдине в 1830 г. В своем окончательном виде роман вышел в свет в 1833 г. Лучшие годы жизни Пушкин отдал своему роману.

Хронология работы Пушкина над «Евгением Онегиным»

Часть первая

I глава – Кишинев

II глава - Одесса, 1824

III глава - начата в Одессе, закончена в Михайловском

Часть вторая

IV глава песнь - Михайловское. 1825

V глава -Михайловское. 1825-1826

VI глава -Михайловское. 1826

Часть третья

VII глава - с осени 1827 г. и до осени 1828, Москва и Петербург

VIII глава-Москва, Павловск. , 1829, Болдино.

IX глава — Болдино.

Кроме того, Пушкиным были написаны в 1829-1830 гг. «Отрывки из Путешествия Онегина». Тогда же начата десятая глава, в которой большое место занимает тема декабристов. Эту главу в 1830 г. Пушкин сжег, и до нас дошли лишь отрывки из нее в зашифрованном виде.

«Евгений Онегин», таким образом, писался в течение 7 лет, и даже более - если учитывать поправки, которые Пушкин вносил в текст после 1830 г. За это время многое менялось и в России, и в самом Пушкине. Все эти перемены не могли не отразиться в тексте романа. Роман писался как бы «по ходу жизни». С каждой новой главой он все более становился похож на поэтическую хронику русской жизни, на ее своеобразную поэтическую историю. Белинский недаром назвал роман «Евгений Онегин» «историческим».

Жанр романа и его замысел

Меня заинтересовал вопрос: «Как создавался роман и чем он отличается от многочисленных уже существующих к тому времени романов?» Ответы я отыскала в книге Ю. М. Лотмана «Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин»;

В пору начала работы над романом, 4 ноября 1823 г. , Пушкин писал своему другу Вяземскому: «Что касается до моих занятий, я теперь пишу не роман, а роман в стихах - дьявольская разница. Вроде «Дон-Жуана».

В этих словах заключено не только указание на факт писания романа, но и косвенная характеристика его жанра и замысла. Пушкин особо подчеркивает, что его роман - в стихах, и значит, не похож на известные романы: ведь до сих пор все романы писались, как правило, прозой. Роман в стихах был для него, прежде всего, свободным романом - свободным по характеру повествования, по композиции

Но почему Пушкину так понадобился свободный роман? Это связано с характером его поэтического замысла. «Евгений Онегин» с самого начала мыслился Пушкиным как широкая историческая картина, как поэтическое воссоздание эпохи.

Для такого романа - современного исторического - как раз и нужна была свободная композиция.

Событийная основа романа проста. В кратком пересказе она сводится к следующему: юная героиня встречает героя, которого она давно ждала в своих мечтах. Она влюбляется в него, но тот остаётся холоден и не отвечает на ее чувство. Позднее, спустя годы, герой и героиня снова встречаются, причем героиня уже вышла замуж за другого. На этот раз влюбляется герой, а героиня, хотя и продолжает его любить, отказывается следовать голосу чувство и изменить тем обетам верности, которые она дала мужу и самой себе.

Все это просто, обыкновенно и обыденно. Такое часто встречается в жизни. Вот и появляется первая цепочка, объединяющая время Пушкина с нашим временем. Мы регулярно слышим подобные истории по телевидению, в газетах и журналах.

Мое отношение к герою

Пушкин, «Онегин», я

Родина, Школа, Черкассы.

В классе «Онегин» звучит,

Здесь в наши юные души

Лира поэта стучит.

С легким волненьем читая

Строки из пушкинских строф

Детство свое вспоминаю

Первое чувство - любовь.

Строчки бегут по бумаге,

Будто бы волны реки,

Онегина я вспоминаю -

И возникают стихи.

Сколько же общего с нами,

Детьми современных годов,

Имеют Онегин, Татьяна,

Живущие в прошлом веков!

Жизнь свои двери откроет,

Школьные годы пройдут,

Но, вспоминая порою,

С Пушкиным словно войдут.

Когда в девятом классе мы впервые открыли страницы романа на уроках литературы, главный герой показался мне далеким, ничего общего с его поведением и поведением современных людей я не нашла. Я считала, что герой жил в другое время, в другую эпоху, да и вообще, мысль о сравнении жизни главного героя с жизнью моих современников в тот момент не приходила мне в голову. И вот в десятом классе мне посчастливилось вновь прикоснуться к страницам книги с названием «Евгений Онегин». Сначала меня поразил возраст героя в начале романа - «философа в осьмнадцать лет» (при чтении романа в первый раз на данный факт я не обратила внимания). Так это же наш возраст, возраст моих друзей. Почти двести лет нас разделяют, два века! Меня заинтересовало, изменились ли молодые люди? А какими они были раньше? Какое воспитание и образование они получали, о чем мечтали, чем увлекались, как любили? И вообще, что значила для них любовь, первое признание?

Евгений Онегин стал мне интересен еще и потому, что он «добрый приятель» автора, хотя автор признается:

Всегда я рад заметить разность

Между Онегиным и мной.

Итак, главный герой романа — молодой дворянин Евгений Онегин.

Мы видим его на первых страницах романа юным и расстаемся с двадцатишестилетним Евгением, познавшим горечь жизни.

Воспитание и обучение Евгения были типичными для дворянских детей того времени:

Он по-французски совершенно

Мог изъясняться и писал;

Легко мазурку танцевал

И кланялся непринужденно.

Мое отношение к Онегину противоречиво и меняется по мере развития сюжета. Онегин-эгоист, скучающий в первых главах романа, симпатии, разумеется, вызвать не может. А Онегин, читающий мораль влюбленной Татьяне, вызывает негодование. Как легко он может причинить зло людям просто так, от скуки. И как легко он способен отнять жизнь у другого человека, опасаясь мнимого осуждения общества, которое чуждо ему. Разве в этих сценах Онегин способен вызвать сочувствие? Но, по мере того, как в душе Онегина происходит обновление, мое отношение к нему меняется. Мне уже жаль его, жаль как человека, по сути своей благородного. Крушение всех его надежд, его личное несчастье — справедливы, это расплата за всю его бесцельно прожитую жизнь. Быть может, это приведет его на правильный путь, путь борьбы за счастье народа?

Свобода, творчество, любовь — три стихии духа, прекрасные в человеке, три страсти, делающие его существом поистине благородным, три сферы активности, наполняющие жизнь значением и смыслом. Все они могли быть доступны Онегину, но все они заглушены в нем его окружением, воспитанием, условиями жизни. Онегин чужд высокой страсти свободы, как и страсти творчества, поэзии, неспособен он к возвышенной любви. Это не вина, а беда Онегина. Вина Онегина — невольная, трагическая. Вина Онегина есть вина света. Вина на обществе, которое так несправедливо устроено. Евгений Онегин не нашел своего места в жизни. Он оторвался от светского общества, но не примкнул ни к какому другому. "Светская жизнь не убила в Онегине чувства, а только охолодила к бесплодным страстям и мелочным развлечениям. Онегин не любил расплываться в мечтах, больше чувствовал, нежели говорил, и не всякому открывался. Озлобленный ум есть тоже признак высшей натуры. но силы этой богатой натуры остались без приложения, жизнь без смысла", — писал об Онегине В. Г. Белинский.

Общество, окружение всегда оказывали огромное влияние на формирование характера и личности человека. Оно может, как возвысить человека, так и уничтожить его. Это происходило во времена Онегина и происходит сейчас. Взять, к примеру, телевидение. Многочисленные сериалы, реалити - шоу, боевики не только развлекают нас, но и оказывают отрицательное воздействие на нашу психику, а выпуски «Новостей», научные передачи, исторические фильмы, напротив, воспитают патриотизм, пополняют наши знания.

Проследим всю жизнь Онегина от юности до зрелости.

Юный Онегин близок мне, мне понятно его желание блеснуть, выделиться в свете, быстрее стать свободным. Удивительная перекличка времен! Разве мы не спешим чувствовать и не торопимся жить?

Вот мой Онегин на свободе;

Острижен по последней моде,

Как dandy лондонский одет.

Посмотрите на молодых людей, «вырвавшихся» из школы. Светская жизнь, головокружительный успех у девушек, разные забавы. Но голос мудрого Пушкина предостерегает:

Увы, на разные забавы

Я много жизни погубил!

«Уединенный кабинет» восемнадцатилетнего Евгения – предмет зависти молодых людей. Но здесь никакого намека на труд интеллектуальный! (О физическом и речи быть не может). Для среднего рядового человека эта жизнь, возможно, и интересна. Но не таков наш герой, человек с «резким, охлажденным умом» и «неподражательной странностью». «Однообразная и пестрая жизнь» ему наскучила. «Русская хандра им овладела»3. Он пытается заняться полезным трудом, и первый удар, полученный им от недостатка воспитания:

Хотел писать - но труд упорный

Ему был тошен; ничего

Не вышло из пера его.

Евгений Онегин отправился в деревню к умирающему дяде. Та же скука преследует его. Но в Онегине есть желание что-то изменить, провести реформы в деревне:

Ярем он барщины старинной

Оброком легким заменял.

Он отличается от Петушковых, Буяновых, Скотининых с их разговорами «о сенокосе, о вине, о псарне, о своей родне». Здесь он чужой, и этим он мне нравится.

Герой проходит испытание дружбой и любовью. И хотя Онегин и Ленский более «различны меж собой», чем «лед и пламень», они подружились. Споры молодых людей и их размышления очень напоминают сегодняшние жаркие споры: о судьбе народа, о жизни и смерти, о прошлом и будущем. А. С. Пушкин пишет:

Меж ними все рождало споры

И к размышлению влекло:

Племен минувших договоры,

Плоды наук, добро и зло.

Теперь совершенно по-другому выглядит и кабинет Онегина. Здесь и «груда книг», и «лорда Байрона портрет», и «столбик с куклою чугунной». Ему интересны книги, «в которых отразился век и современный человек изображен довольно верно». Это уже не легкомысленный человек, который знает только «науку страсти нежной». Он пытается разобраться в себе, в своем «озлобленном уме», «кипящем в действии пустом».

Нам тоже интересно знать, какие мы, все хотят на заре юности не пустого действия, а прославить себя и Отечество. «Мы все глядим в Наполеоны». Но есть и тревога. Нужны ли мы обществу, государству? Не превратимся ли мы в «лишних людей»?

Трагедия Онегина усугубляется тем, что он хотя и сверг бремя условий света, но оставался все же светским человеком. И самое трагическое - убийство приятеля на дуэли. Онегин оказался не «мужем с честью и умом», а «мячиком предрассуждений». Сам он сражен этим. И здесь нет ему оправдания.

«Наука страсти нежной» тоже наказывает Евгения. Он проходит мимо настоящей любви. Я не осуждаю героя за его «урок» Татьяне. Он не готов был к семейной жизни из-за своей молодости, Онегин не «созрел» до серьезных поступков и чувств. Ведь и трагедия его возникает потому, что «рано чувства в нем остыли». Потому и берет его под защиту автор:

Зачем же так неблагосклонно

Вы отзываетесь о нем?

Мне искренне жаль героя, который,

Дожив без цели, без трудов

До двадцати шести годов,

Томясь в бездействии досуга

Без службы, без жены, без дел,

Ничем заняться не умел.

Лучше Пушкина не скажешь:

А счастье было так возможно,

Так близко!.

Для Пушкина критерий ценности человека заключается, во-первых, в стремлении к свободе, личной и общественной; во-вторых, в стремлении к творчеству, восприимчивости поэзии, искусства (непреодолимая страсть творить всегда была для Пушкина положительным признаком); в-третьих, любовь — как красота духа, его высокое стремление.

Свобода, творчество, любовь — три стихии духа, прекрасные в человеке, три страсти, делающие его существом поистине благородным, три сферы активности, наполняющие жизнь значением и смыслом. Теперь сравним критерии ценностей нынешнего поколения с поколением Пушкина: стремление к личной и общественной свободе наблюдается в «наше» время (хотя, безусловно, свобода века Пушкина была более ограниченна, чем в наше демократическое время); стремление к творчеству, восприимчивости поэзии, искусства так же присутствует у нашего поколения (мы продолжаем читать книги, смотреть художественные фильмы, ходить в картинные галереи);

«любви все возрасты покорны» - эта пословица знакома каждому, любовь - вечное чувство.

Среди современных старшеклассников, как показало мое исследование, широко бытуют фразы из произведения А. С. Пушкина «Евгений Онегин», ставшие крылатыми. Их употребление происходит наравне с пословицами и поговорками, часто в несколько искаженном виде. Школьники используют эти выражения для обозначения иронического отношения к ситуации или действующим в них лицам. В самых различных ситуациях цитируется фраза «Мой дядя самых честных правил. ». На замечания по поводу излишнего внимания к внешнему виду подростки иногда парируют: «Быть можно дельным человеком / И думать о красе ногтей». Также встречаются фразы: «О, Боже мой, какая скука. », «Судьба Онегина хранила. », «Я Вас люблю, чего же боле. », «Хороший малый, не педант. » и ряд других. Выражения из этого романа использовали также люди, которые, как было точно установлено, его не читали.

Я расстаюсь с героем «в минуту, злую для него». Он стал мне близок. А. С. Пушкин, как мудрый друг, помогает нам размышлять о жизни, сделать все возможное, чтобы не пришлось горевать, что «напрасно была нам молодость дана», ценить любовь, дружбу, благородство. Нет, не растворятся во времени великие творения Пушкина, они всегда с нами, а Онегины жили при нем, живут среди нас, и будут жить еще не один век.

Мнения современных людей об Онегине. Социологический опрос

Опрос проводился среди 98 человек разного уровня образованности, живущих в с. Кинель-Черкассы, распределенных по 2 возрастным группам:

1группа: учащиеся старших классов СОШ №2 (57 чел. );

2группа: жители в возрасте 25-60 лет (41 чел. ).

Цель опроса: обобщить и сделать более отчетливыми читательские позиции, выявить разноголосье оценок и суждений, найти особенно волнующие людей вопросы, касающиеся романа, узнать отношение и впечатления граждан.

1. Знакомо ли вам произведение А. С. Пушкина «Евгений Онегин»?

2. Когда впервые познакомились с произведением?

3. Сколько раз перечитывали?

4. Знаете ли вы наизусть строчки из этого произведения?

5. Ваше отношение к Онегину.

6. Находите ли вы что-либо общее между вами и главным героем произведения? Если да, то что?

Ответившие на вопрос утвердительно говорили, что находят сходство в отношении к любви, дружбе, природе, искусству, заметили, что в современном обществе так же, как и в обществе времен Онегина, распространены такие черты характера, как эгоизм, непостоянство, лицемерие.

7. Какие вопросы возникают у вас при чтении романа?

Анализируя ответы на данный вопрос, я пришла к выводу, что при чтении романа людей интересует: почему Онегин сразу не полюбил Татьяну? Полюбил ли Онегин Татьяну только за то, что она имела вес в высшем свете или в нем проснулась былая любовь? Почему Татьяна все же любила Онегина? Ведь она знала, что Евгений не любит ее по-настоящему. Почему Онегин не отказался от дуэли с Ленским? Что стало с Онегиным после встречи с Татьяной? Что было бы с Ленским, если бы Онегин не убил его на дуэли?

Как видно, вопросы эти разнообразны, но основное направление их лежит в области взаимоотношений героев друг с другом. Особенно настойчиво повторяется вопрос об изменении чувств Онегина к Татьяне: «Почему он сначала отверг любовь Татьяны, а потом так страстно полюбил ее?» Его-то и можно сделать центральным вопросом проблемного анализа.

Таким образом, исходя из результатов данного опроса, можно сделать вывод о том, что интерес к «Евгению Онегину» не затухает, а нарастает со временем. 100% опрошенных граждан утверждают, что, так или иначе знакомы с произведением.

Рост критического сознания десятиклассников выразился в колебании между различными оценками Онегина Белинским, Достоевским, Писаревым (отзывы о романе вы можете прочесть в приложении №1). Однозначно негативное отношение к герою романа сходит на нет (3% опрошенных). 57 % учеников принимают сочувственную в целом оценку Белинского. В этом сочувствии Онегину у десятиклассников проявляется отчетливое сознание «меры вещей», и, как многие современники Пушкина, нынешние школьники видят в герое романа человека не исключительного, а обычного. В этом наверняка сказался опыт изучения «героя нашего времени», где Печорин наделен поразительной незаурядностью, принципиально важной для Лермонтова: если даже такой человек, как Печорин, не может одолеть своей судьбы, стало быть, причина трагедии не в личной недостаточности героя, а в общественных условиях. Пушкин же дает, действительно, героя не исключительного по своим способностям и душевным свойствам, но характерного для умонастроения времени.

Число учеников, согласных в определении характера Онегина с Достоевским, - около 40 %.

Вот ответ одной из участниц опроса: «Я, безусловно, согласна с мнением Достоевского, Онегин - человек неглупый, но его поверхностное образование, уклад жизни сделали его ненужным человеком. Он ничем не способен серьезно заниматься. Трудиться он не был приучен, ничто его не интересует. Чтобы как-то скоротать время и развлечь себя, он обязан менять обстановку и занятия. Поэтому он и становится скитальцем».

Объять необъятное невозможно, как нельзя затронуть сразу все стороны жизни героя, реферат получился бы достаточно объемным. В своей же работе я затрагиваю лишь самые интересные для меня моменты из жизни Онегина. Роман «Евгений Онегин» явился своеобразным «мостиком» между веком Онегина, Татьяны и нынешним XXI. Это величайшее творение мастера не потеряло значения и в наши дни. Поэт обращается непосредственно к каждому поколению: «Я с вами знал все, что завидно для поэта: забвенье жизни в бурях света, беседу сладкую друзей».

По моему мнению, я достигла всех целей, поставленных мною в начале работы. Выполнив данный реферат, я пополнила свои знания в области литературы, истории, психологии. Выступая перед публикой, я привлекаю внимание слушателей к творчеству А. С. Пушкина, его произведению, тем самым способствую воспитанию патриотизма, культуры, интереса к прошлому, возможно, заставляю участников опроса и слушателей моего выступления по-новому взглянуть на произведение «Евгений Онегин».

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)