Общество  ->  Власть  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Возникновение и становление Московского княжества как центра государственности и духовной культуры

Город чудный, город древний,

Ты вместил в свои концы

И посады, и деревни,

И палаты, и дворцы!

Опоясан лентой пашен,

Весь пестреешь ты в садах:

Сколько храмов, сколько башен

На семи твоих холмах!.

Фёдор Глинка

«Москва стоит на многих горах долинах, по которым возвышенные и униженные стороны и здания многие города представляют, которые в один город соединились если принять три горы за один холм, распавшийся на три, то он вместе с другими главными составит Семь холмов, по коим и сравнивают Москву с семихолмным Римом и Константинополем», как писал М. В. Ломоносов.

« Первый холм есть Кремль и Китай-город

Второй заключает в себя мясницкую и сретенские части

Третий холм - Тверская, простирающийся от Трубы до Пресни;

Четвёртый - три горы (Трёхгорка)

Пятый - Вшивая горка;

Шестой - Лефортовская;

Седьмой – безымянный – на правом берегу

Москвы – реки, где нескучное, коего предложение

Составляют Воробьёвы горы»

В. Н. Бурлак. Москва таинственная.

История Москвы имеет огромное значение для российской государственности, как центра нашей страны, как центра духовной культуры. Каждый житель Москвы и ее окрестностей должен знать историю своего города, любить свой город, с уважением относиться к ее традициям, а также стремиться внести свой вклад в его благосостояние.

Моя работа «Возникновение и становление московского княжества, как центра государственности и духовной культуры» является историческим очерком или небольшим исследованием в области развития древнего государства и истории нашего города, будущей столицы единого Московского, а затем и Российского государства.

При изучении данной темы передо мной стояли следующие задачи:

1. Изучить научно-познавательную и художественную литературу о древней Москве.

2. Познакомиться с историческими местами, памятниками древней Москвы, которые сохранились до наших дней.

3. Составить рассказ-эссе по результатам изученных материалов.

4. Узнать, как мои сверстники интересуются историей своего города, любят ли и знают они нашу Москву, как люблю ее я.

Для решения поставленных задач, я составил анкету для учащихся нашей школы, провел социологическое исследование, изучил литературу о Москве и русской истории. Вместе с ребятами и учителем посещаем музеи города и исторические памятные места Москвы. В своей работе в приложении я поместил несколько фотографий о Москве и музеях, посвященные истории города. В литературе о Москве я обнаружил огромное количество стихотворений о Москве, некоторые я поместил в свою творческую работу.

Я взял в библиотеке и в кабинете истории материалы по Москве: книги, журналы, брошюры, так как у меня дома недостаточно книг по теме. Я использовал следящую литературу:

1) «История Юго-запада Москвы», написанная авторским коллективом под руководством Н. В. Тепцова. В этой книге я познакомился с археологическими находками на территории Москвы, о древних селах Юго-Запада. Книга предназначена школьникам, имеет много иллюстраций и научно-справочного материала.

2) Другая книга, которая мне понравилась Н. Л. Кульчинской «Путешествие по Москве» 1990 г. , в которой рассказывается об истории становления города Москвы, как столицы российского государства с 12-16 вв. в книге прекрасно рассказывается о том, как иностранные путешественники бывали в Москве и наблюдали быт москвичей.

3) Далее меня заинтересовал учебник для 8-9 классов «Наш город – Москва» 1997 г. , коллектив авторов под редакцией С. И. Козленко, в котором я изучал географическое положение Москвы, рельеф города, его реки.

4) Есть замечательная книга А. А. Преображенского «Наша древняя Москва» 1997 г. , посвященная 850-летию Москвы, для юных читателей. Это рассказ о Москве с древних времен и до наших дней.

5) Очень хороший атлас «Москва. Исторические границы». Издание Л. И. Вашутина и В. И. Турманина. Здесь показано, как расширялась наша Москва на протяжении веков.

Исторические места Московии от XIII до XIX века

Я проводил беседу со своими одноклассниками и с ребятами из других классов нашей школы о том, знают ли они историю нашего города. Для этого я сделал анкету из 5 вопросов, выяснил, что ребята очень хорошо знают о князе Иване Калите, о московских реках. Но меня удивило, что ребята младших классов недостаточно знают историю Кремля, а старшеклассники путают, кто был первым московским князем. Материалы анкет я также прилагаю в своей работе. Я очень люблю экскурсии, и посетил памятные места в Москве.

В Москве очень много интересных мест. Например, на Воробьёвых горах есть мемориал, где произошла знаменитая встреча Николая Огарёва и Александра Герцена летом 1827 г. Они дали клятву быть преданными своему городу, посвятить своему городу, посвятиться вою жизнь защите Отечества и бороться за отмену крепостного гнета.

Свято Данилов монастырь, связанный с именем князя Данила Александровича, где он и похоронен.

На Юго – Западе Москвы располагалось село Узкое. Первые сведения о нем восходят к началу 17 столетия. Во второй половине 19 столетия Узкое перешло в собственность князей Трубецских. А до этого принадлежало Петру Александровичу Толстому.

Усадьба Черемушки – название происходит от оврага, заросшего черемухой. Усадьба также сменила несколько владельцев. В их числе был князь Федор Иванович Голицын.

Воронцово – это старинное дворцовое село. При князе Петре Ивановиче Репнине была построена великолепная усадьба и разбит регулярный парк, сохранившийся до наших дней.

Затем я разработал тесты на тему: «История Москвы». Можно сделать вывод, основная часть школьников хорошо знакома с историей Москвы. Учащиеся интересуются не только компьютерными играми и боевиками, но и с удовольствием посещают музеи: Государственный Исторический музей, музей Истории Москвы, «Бородинская панорама», ГМИИ им А. С. Пушкина, музей-усадьба Коломенское, Абрамцево и мн. другие.

О истоках древнерусского государства

Если рассказывать о Древней Москве, нельзя не упомянуть о Руси. Древняя Русь Эти два простых слова вызывают в памяти белокаменные соборы, старинные иконы, просветленные лики фресок Фольклор сохранил былинные сказы о подвигах богатырей. А просторы Руси были столь велики, что их мерили не верстами, а днями и неделями проведенными в пути.

На протяжении столетий князья хаживали на соседей: мечём покоряли новые земли, ставили города, дружина собирала дань

Таким образом, Русь расширялась и укреплялась. Жизнь в древней Руси была совсем не идеальной, а часто даже жестокой. Переломом для Руси стал век10-й, когда Русь приняла новую религию. И вот, годом крещения считается 988 год. Было это в Киеве при князе Владимире 1-ом Святославовиче. Когда было введено христианство – укрепились международные связи Киевской Руси.

«Владимиро-Суздальское княжество – крупнейшее феодальное государственное образование в Северо-Восточной Руси в междуречье Оки и Волги. Сначала здесь жили фино – угорские племена меря. Постепенно эти земли заняли новгородцы и кривичи. Также и на территории Москвы раньше проживали славянские племена вятичей и кривичей. Родоначальником вятичей был легендарный вождь Вятка. Занимались вятичи земледелием, скотоводством и рыбной ловлей. Они выращивали: пшеницу, рожь, ячмень. Осваивали и основные ремёсла: металлургическое, гончарное, ювелирное и другие. А в 10-11 веках появились города: Ростов, Белозерск, Ярославль, Муром, Суздаль. Центром стал город Ростов. В городах ремесло достигло высокого уровня развития: обработка железа, гончарное производство, строительное дело и другие ремесла. Первоначально связь Ростовского края с Киевской Русью выражалось в уплате дани великим киевским князьям. Позже большое значение приобретает Суздаль, куда Владимир Мономах с переходом края в 1093г. в его владение, сажал княжить своих сыновей – Ярополка, затем Юрия. И вот, наконец, в 1108г. Владимир Мономах основал мощную крепость на реке Клязьма – Владимир».

Юрий Долгорукий- князь Суздальский и великий князь Киевский

Он был шестой сын Владимира Всеволодовича Мономаха. Слово князь обозначало вождя племени, а в более поздний период правитель русской земли – удела, поэтому название удельный князь. Старший из князей назывался Великим князем».

Князь Юрий Долгорукий не мог претендовать на Великое княжение и получил в наследство удельное княжество Ростовское, так как был младший сын Владимира Мономаха. Но княжество быстро процветает, возникает много поселений. Он стремится постоянно захватывать чужие земли, за что его и прозвали «Долгоруким». Присоединил Муром, Рязань, земли по берегам Волги. В 1125г. переносит столицу из Ростова в Суздаль, основывает новые города: Переславль-Залесский, Юрьев-Польский, Дмитров, Звенигород, Городец и другие. Юрий Долгорукий много воевал, присоединял завоеванные земли к своему княжеству, а также оборонял его от болгар. В результате длительной борьбы он добился Киевского престола в 1155г.

«Истории государства российского» описывает Юрия, как властолюбивого, но беспечного человека, прозванного Долгоруким, знаменитого в нашей истории гражданским образованием Восточного края древней Руси. Он строил церкви в Суздале, Владимире, на берегах Нерли. Но Юрий, по мнению Карамзина не имел добродетелей великого отца, не прославил себя в летописях ни одним подвигом великодушия и добросердечия. Он стремился завладеть главным княжеским столом.

Автор П. Загребельный во введении к своему роману «Смерть в Киеве» пишет: «Князь Юрий Долгорукий известен как основатель Москвы. Уже за одно это он заслуживает вечной благодарности потомков».

История возникновения Москвы связана с одной легендой: «Ехал как-то князь Юрий Долгорукий со своей дружиной через леса, села, мимо дубрав. Перед тем как выехать в Москов князю было видение. Ему показалось, что впереди встал туман, напоминавший чудище. Это был «зверь превелик и пречуден» с тремя головами и с пестрой шерстью. Все, кто это видел, очень удивились. Вдруг этот зверь исчез, как и не бывало. С князем был тогда мудрый старец, и он растолковал ему это видение: «Будет в этих местах град велик и будет он треуголен, как было три головы у зверя. А шкура пестрая значит, что соберутся в тот город народы разные со всех сторон».

Князь с дружинниками увидели поселение на берегу реки. «Жил там богатый боярин Степан Иванович Кучка. Есть даже версия, что сначала Москва называлась Кучково. Название это связано с владельцем этих мест. В «Повести о зачале царствующего великого града Москвы» отмечается, что князь Юрий Долгорукий, возвращаясь из Киева во Владимир, остановился в местечке, где находились «села красные» боярина Кучки. Чванливый боярин не оказал князю подобающей чести. Позже он был казнен. Князь женил своего сына Андрея Боголюбского на дочери Кучки Улите».

Для возведения города Юрий выбрал возвышенное место, где река Неглинная впадает в Москву-реку. Сначала был деревянный город. Самое первое упоминание о Москве связано со старинной летописью 1147г. , т. е. с документами той эпохи. Ученые впервые обнаружили слово «Москов». Юрий Долгорукий приглашал к себе в гости Новгород-Северского князя Святослава такими словами: «Приди ко мне, брате, в Москов!» Юрий Долгорукий дал пир в честь гостя. Встреча двух князей состоялась 4 апреля 1147г, о чем и записано в летописи».

Борьба за Великое княжение с племянником Изяславом Мстиславичем была долгой. Три раза входил Юрий в Киев в качестве князя и только в третий раз он добился своей цели и правил до конца своих дней. Князя Юрия киевляне не взлюбили, т. к. Юрий обращался за помощью к половцам, был возмутителем спокойствия в борьбе за престол. По свидетельству летописца, после смерти Юрия, киевляне разграбили его хоромы и перебили его суздальский отряд.

Есть несколько версий по поводу названия «Москва». Так называли реку. На языке славян слово означает «слякотная», «промозглая». Действительно, река, разливаясь, затопляла берега. Местность была болотистая. Строили мостики через речки и болотистые места.

Москва позднее других суздальских городов стала княжеством и стольным городом. В XIII веке при князе Данииле Александровиче Москва быстро поднялась и стала торговым центром Северно-Восточных земель Древней Средневековой Руси. Такой быстрый подъем казался людям загадкой. Это отразилось в сказаниях: «Кто думал, гадал, что в Москве царством быти, и кто же знал, что в Москве Государством слыти?» «Юрий долгорукий, его сын Андрей Боголюбский и другие князя строили города основательно. В старину города были деревянные, но в то время начиналось и каменное зодчество. Например, сын Юрия Долгорукого Андрей Долгорукий недалеко от Владимира построил великолепный каменный дворец, за то и получил прозвище Боголюбского. Ему нравились эти северные Ростово-Суздальские, Владимирские земли. И в 1155 году он становился единовластным правителем этого Удельного княжества, центром которого был Владимир на реке Клязьме.

Андрей Боголюбский стремился быть в дружбе с духовенством, в котором предвидел будущую громадную силу. Жил он благочестиво, часто молился даже по ночам, щедро раздавал милостыню нуждающимся.

У Москвы было выгодное положение. В центре густой речной сети, вблизи водораздела Волги и Днепра. Около Москвы сходились важные для славян торговые пути.

В Древней Средневековой Руси «Заложить град не» значило просто построить город, речь шла, прежде всего, о новой крепости, которой предстояло обезопасить древнее селение на Боровицком холме. Недавно была обнаружена находка в слоях земли под Благовещенским собором Кремля - остатки сосуда дьяковского типа. Поэтому появились версия, что Москве насчитывается около 2500 лет

На территории Юго-Запада Москвы археологи имеют дело с археологическими памятниками. Чаще всего встречаются курганы. Это холм земли, насыпанный древними людьми над своими умершими сородичами или в их честь. Признаки Московских курганов XI в: высота около 1 м. , округлой формы, располагались группами. Самая крупная курганная группа – 4-я Коньковская, в ней 22 кургана.

По берегам Москвы-реки стояли поселения – городища, окруженные деревянными стенами».

В результате исследования многих городищ, особенно Дьякова городища в Коломенском, удалось понять систему хозяйства людей, живших 1,5-2,5 тыс. лет назад. Хозяйство было очень устойчивым. Люди занимались земледелием, держали домашний скот: коров, свиней, овец, лошадей. Вятичи занимались охотой, особенно на бобра, так как речек на территории Москвы всегда было много. Древнейшее село Ясенево – связано с имением Ивана Калиты. Сёла Воробьёво и Деревлёво – название связано с родственниками Тверского князя. Например, в честь княжеского сына Семена Жеребца появилось село Семеновское, на территории которого сейчас находится Ломоносовский район Юго-Запада.

«Укрепляя Москву, Юрий Долгорукий имел в виду подступы к реке Клязьме со стороны рек Яхромы и Москвы. По сравнению с другими укрепленными поселениями Северо-Восточной Средневековой Руси, у Москвы были особые преимущества, и с течением времени она стала приобретать всё большее значение в жизни славянских земель».

На территории Москвы много рек, больших и малых, всего около 150. Вот некоторые из них: Неглинная, Яуза, Котловка, Сходня, Химка, Сетунь, и, конечно река Москва и другие.

Сын Александра Невского – Московский князь Даниил Александрович

Только спустя 1сто лет после Юрия Долгорукого Москва получила право иметь собственного князя. Им стал сын Александра Невского - Даниил. Даниил Александрович родился в 1261 году, был младшим сыном Александра Невского. Московским князем стал в детстве. Из уважения к отцу юного князя никто не мог обидеть. В 15-ти летнем возрасте получил от брата Дмитрия Московский удел. С этого времени, с 1276 года начинается отсчет самостоятельности Москвы. Владение было незавидное - на задворках княжества, было отдалено от других княжеств, но это продолжение истории Московии, начало которому положил Юрий Долгорукий. Даниил Александрович имел 4 сыновей - Юрия, Александр, Бориса, Ивана. И младший сын Иван Даниилович Калита (1283-1328-1340гг) вошел в историю, как собиратель земель вокруг Москвы.

Даниил Александрович стремился присоединить к крошечной Москве новые земли. За годы его правления город был впервые обнесен деревянными стенами. Он основал Свято-Данилов монастырь в 1282 г. , где и был похоронен. Даниил Александрович умер 5 марта 1303г.

Москва становится все более самостоятельным государством.

Иван Данилович Калита и митрополит Петр

Иван Данилович Калита правил с 1328 года по 1340 год. Его называли в народе «собиратель земли русской». Словом «калита» называли кошелек, сумку. И он раздавал милостыню бедным людям. Иван Калита получил право собирать дань с других княжеств для Золотой Орды.

В то время митрополитом был Петр, который жил во Владимирове. «Митрополит – высшее духовное лицо митрополии, т. е. главного города, области или княжества. Русь в XIV веке была единой митрополией, а митрополита назначали в Константинополе. Местопребыванием митрополита сначала был Киев, с XIII века – Владимир и, наконец, Москва». Иван Данилович Калита уговорил Петра перебраться в Москву. Это было очень важно, т. к. власть митрополита распространялась на все русские княжества. Москва при правлении Ивана Калиты превращается в политический центр.

Причины:

1. Перенос в Москву резиденции митрополита.

2. Расширение территории княжества, скупка земель Иваном Калитой.

3. Иван Калита получил от хана Золотой Орды право на сбор дани со всех русских земель.

Москва становится самым спокойным, безопасным княжеством. В Кремле построили главные православные храмы. Их называют Соборами, а площадь, на которой они стоят – Соборной. Первым собором из камня стал Успенский собор, заложенный в 1326г. Он является кафедральным храмом и усыпальницей русских митрополитов. Затем был построен Архангельский собор. Если при Иване Калите Кремль был из дуба, то уже при Дмитрии Донсков Кремль становится из белого камня.

Дмитрий Иванович Донской (1350 – 1389г. г. )

Москва при Дмитрии Донском в 1374 году стремится воспользоваться смутой в Золотой Орде и прекращает выплачивать дань. Князь Дмитрий собирал полки из русских земель, и они вышли навстречу ордынцам, собравшись в единую силу в городе Коломна. Они двинулись в Куликовскую степь. 8 сентября 1380 года победили темника Мамая, разбив его войско. Победа русских дружин подняла авторитет Москвы и русских земель. В народе окрепла уверенность в неизбежном скором падении монгола татарского ига. Это произошло в 1480 году при правлении князя Ивана III(1480 – 1505 г. г. ) За победу на Куликовом поле Дмитрий Иванович получил прозвище «Донской» , как и Александр Всеволодович «Невского» за победу над шведами на реке Неве в 1240 году. Умер Донской в 40 лет. Был причислен к лику Святых.

Иван III – сын Василия II Темного. ОН приказал выстроить мощную крепость из красного кирпича. Она стоит до сих пор – это нынешний Кремль. При нём были построены и соборы Кремля.

В заключении я делаю вывод, что Москва – это древняя столица, объединившая русские земли с XII по XV века. При Иване III процесс объединения земель пошёл ускоренными темпами.

Например, в состав Московии входят:

1468г – Ярославское княжество

1471г – Новгород

1473 – Ростовское княжество

Хан Ахмат в 1480г. бежит от Угры в ноябре, потому что внутри Орды происходит раскол и русские рати наносят удар в Поволжье, и он отступает от Москвы. В 1485г. Москва присоединяет Тверское княжество и в этом году Иван III объявляет себя «Государем Всея Руси».

Москва в начале XVI века становится «III-Римом» потому, что в 1453г. Византийская Империя захваченная турками прекращает свое существование. Единым православным государством была Россия. Да и сам игумен Псковского Елиазаровского монастыря в своем послании к Василию III (1505 – 1533) писал, что падения Византийской Империи Москва превращается в Центр Мирового Христианства. «Два Рима пали, а третий стоит, а четвертому не бывать!»

Василий III продолжил дело отца и присоединил к Московскому княжеству в 1510 году – Смоленск, в 1521 году – Рязань.

Российский герб был заимствован у Византии в 1497 году при Иване III, и двуглавый орел символизирует единство Европейской и Азиатской части России. А еще в 1467 году Иван III женился на византийской принцессе Зое Палеолог (впоследствии её называли Софьей). Она привезла в Россию прекрасную библиотеку, культуру и знания Византии.

Москва на протяжении веков стремилась стать центром всех важных событий и центром Духовного наследия. Москва всегда стояла на защите всего Отечества и давала отпор врагам, которые приходили с жестокими намерениями. История Москвы связана с прославленными личностями князей, царей, духовенством. Также историю создавали прекрасные мастера, зодчие, художники, ученые, полководцы. Нужно обязательно сохранять памятники архитектуры – ведь это наша история.

В настоящее время Москва продолжает расти и благоустраиваться.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)