Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Возрождение духовных ценностей в творчестве Н. Е. Палькина

В своей работе я представляю Вашему вниманию творчество Николая Палькина, известного русского поэта, нашего земляка. Яркой особенностью поэтического творчества Н. Е. Палькина является то, что его поэзия необычайно лирична, образна, мелодична, глубоко созвучна русской душе, поэтому на его стихи сложено много песен. Такие песни, как «Не ругай меня, мама», «Полюбила гармониста», «На тропинке, луной запорошенной», «Травушка-муравушка», «Россия», «Спасибо, Волга», «Любит - не любит», необычайно популярны, многие из них считаются народными. Это ли не высшая оценка творчества поэта!

Одной из сквозных тем в произведениях поэта стала тема Отечества, Родины, а важнейшей её составляющей - образ Святителя, Хранителя земли русской. Творчество Н. Палькина, да и сам он, - это подлинное эхо русского поля, эхо народной души, её голос.

Обращение к творчеству такого поэта, как Палькин, представляется весьма актуальным, так как Николай Егорович внес значительный вклад в развитие современной российской литературы. Для того чтобы понять нашу культуру, особенно в настоящий, исторически сложный период, необходимо иметь представление о специфике современной русской поэзии, её лирической и гражданственной составляющих. Очень важно понять механизмы соотношения рационального (разумного) и иррационального, интуитивного, народного (стихийного) в современной отечественной литературе. Без произведений Николая Палькина сделать это невозможно.

Николай Егорович является известным общественным деятелем, членом Союза писателей России, почетным гражданином Саратовской области и города Саратова.

Тема России в поэзии Н. Е. Палькина

«Действительно ль придворный Вы поэт?» -

Не без лукавства Вы меня спросили.

«Да, да, мадам, служу немало лет

Я при дворе её Величества России».

Н. Палькин

Одной из основных тем поэзии Николая Егоровича Палькина является тема Родины, России. Автор гордится её героической историей, болеет душой за настоящее и будущее Родины. Именно в родной земле черпает автор свои силы, простые слова, именно здесь, на этой земле, рождаются его самые лучшие стихи.

Земля отцов!

Иль это только снится:

Когда к тебе иду издалека,

Как облака, в душе восторг клубится,

И тает грусть, как тают облака.

(«Земля отцов», 1965 г. )

Именно эта тема стала ведущей в его творчестве. Он не попал в самое пекло войны, а работал в цехах Балашовской авиационной ремонтной базы. Но автор часто обращается к истории страны, подчеркивает роль русского народа в ней. Русский человек – мирный, но в горький час он «без сомнения и страха вставал с оружьем» и отстаивал наше русское поле («О поле русское!»).

Героическое прошлое страны в поэзии Н. Палькина

Особое внимание в поэзии Н. Палькина уделяется героическому прошлому страны. Он много пишет об истории России, которая началась с топора:

Русь начиналась не вчера.

Русь начиналась с топора.

Сам Петр недаром недуром

Тесал Россию топором.

Тесал России ум и стать,

Чтобы с Европой вровень стать.

(Из «Поэмы о Волге», 1977 г. )

Николай Егорович восхищается красотой русских дворцов, церквей, мастерством русского народа. Но в первую очередь автор восхищается величием духа русского народа:

Смотрю и восхищаюсь вслух:

О, как велик народа дух!

Именно этому народу по плечу не только построить церковь или избу, но и «отечества судьбу». И автор делает вывод в своих произведениях, что «Россия наша – это мы».

Русский народ всегда отождествляет себя с Родиной, между ними существует неразрывная связь. В русском человеке не его эгоистическое «Я» выходит на первый план, а забота о других:

Русскому же по самой природе,

По его изменчивой судьбе

Вечный жребий – думать о народе,

Напрочь забывая о себе.

(«В жизни философия для немца», 2000г. )

В стихотворении «Золотые ворота» (1979 г. ) перед нашим взором проходит вся героическая история России. А движет героизмом нашего народа одно великое, всеобъемлющее чувство – любовь к родной земле. Читая это небольшое по объему стихотворение, мы вместе с автором видим через Золотые ворота основные страницы нашей героической истории. Это и «дикий топот конницы Батыя», и дружина Александра Невского, которая отправляется в «смертный свой поход», и идущая на защиту матушки-Москвы советская пехота. Заканчивается стихотворение очень поэтично:

Взяли все в себя века крутые:

Гнев народа, боль его и кровь.

И стоят ворота Золотые –

Вечные, как к Родине любовь.

Действительно, нет более «вечного» чувства, передающегося из поколения в поколение, чем любовь к Родине.

В стихотворении «26 августа» поэт описывает свое видение победы в Отечественной войне 1812 года. Наполеон - «кумир народов» – побеждал в европейских битвах, но именно в России первый раз на своем пути потерпел поражение, первый раз повернул назад. Не понимал император-чужеземец самого главного: Россия - великая страна, которая может с мечом в руках отстаивать свою независимость.

О, как же мог я ошибиться?

Россия странная страна.

Тут не рассвет Аустерлица,

Тут сумерки Бородина.

Это был крах Наполеона – символа высокомерной Европы. Не один вражеский меч сломался в походах против России. Все вытерпела Родина, её народ, и в тяжелейших боях отстояла свою независимость и свободу.

Именно в служении Отечеству видит поэт смысл жизни русского человека:

В служении отечеству – смысл жизни.

Все остальное – суета сует.

(«Листаю исторические книги»)

Если над Родиной нависает угроза, трудолюбивый русский мужик, сеющий и пашущий от зари до зари, прощается с семьей и берет в руки меч. Не думая о себе, не ища выгоды, он защищает своей грудью Россию. В перерывах между боями он мечтает скорее разбить врага и опять взяться за соху своими огрубевшими от мозолей ладонями. Как такое может быть? Этого не могли понять иностранные завоеватели России.

Поле, вспаханное русским крестьянином, превращалось и в поле жесточайшей битвы:

О поле русское!

Тебе изведать довелось.

И Куликовым ты бывало,

И Бородинским ты звалось.

(«О поле русское!»)

События конца ХХ века в поэтической концепции поэта

Известные события 1991-1993 гг. произвели большое впечатление на Н. Е. Палькина. Он пытается осмыслить их в своих произведениях, оценить их значение. Поэт тяжело переживает крах народных идеалов.

И все то, что с яростью бесовской

Возвели в намереньях благих,

Наподобье башни Вавилонской

Рухнуло в один единый миг.

Созерцаем жалкие обломки,

Ту идею, что лежит в гробу

Что на это скажут нам потомки?

И к какому пригвоздят столбу?

(«Боже, до чего же мы наивны. », июль 2004 г. )

Очень долго Россия была расколота «безумной по сути враждой» («Рассветные колокола», 1996 г. ). Россия падала и возносилась, и прошедший век был очень противоречивым, было много хорошего и плохого. А сколь разнообразны были фигуры вождей! Вот что автор пишет о XX веке:

Минувший был разнообразным,

Он ненавидел и любил,

Он был прекрасным и ужасным,

И белым был, и красным был.

(«Поэма раздумий», 2003 г. )

Вспоминая и гражданскую войну, и Великую Отечественную, поэт размышляет о событиях последних десятилетий прошлого века, которые произвели на него огромное впечатление. Он видит противоречивость исторической жизни России:

Сказать всю правду я обязан.

Обескуражен я весьма,

Что ты, наш век, теряя разум,

Под старость выжил из ума.

(«Поэма раздумий», 2003 г. )

Поэта беспокоит «вражда рас и языков» («Поэма раздумий», 2003 г. ). Эта вражда привела к тому, что в запале политических дискуссий друзья перестали понимать друг друга, стоя «по разные стороны баррикад». Автор с горечью делает вывод:

Все, о чем я отзываюсь плохо,

Самым лучшим кажется ему.

Вот что с нами делает эпоха.

Не дай бог такого никому!

(«И за что душе такая мука», 2003 г. )

Но Н. Е. Палькин подчеркивает, что судьба человека в его руках. Да, события могут складываться по-разному, переживать развал государства тяжело, но именно сам человек - творец своей судьбы. И надо быть не просто пассажиром в этой жизни, а «матросом», стараться хоть что-то сделать своими руками, чтобы жизнь наша стала лучше.

События последнего десятилетия ХХ века не только развели друзей, но и поселили смуту в душе. Автор остро переживает не только развал страны, но и растерянность, которая царит в душах людей:

А что в душе порядка мало,

Что воду в ступе мы толчем-

Так это все плоды развала

(«Масленица», 1994 г. )

Именно проблема нравственного состояния русских людей очень беспокоит поэта. Как преодолеть развал и сумятицу в душах? Где взять силы, чтобы выжить в непростое время? Ответ на эти вопросы мы находим в стихах Палькина о родной земле, о Волге и людях, живущих на ее берегах.

«Родные русские картины»

В творчестве поэта Россия очень часто отождествляется с Волгой. «Для нас, как и для других народов, Волга – исконно русское название, вобравшее в себя столь много, что его с полным правом можно поставить в один ряд с другим святым словом – Россия». Великая русская река вместе с Россией много видела, и многое вытерпела на своем веку.

Больше всех ей выпало на долю

И побед великих, и утрат.

(«Поэма о Волге», 1977-1992 гг. )

В стихотворении «Спасибо, Волга!» (1970 г. ) автор наделяет её свойствами живого существа, благодарит за помощь, за то, что великая река и усталость снимет, и веру поддержит.

Где-то там вдали

Края другие и другие реки.

Ты моя судьба,

Родная Волга, я с тобой навеки.

В изумительных по поэтичности описаниях - восхищение русской природой, огромная любовь к ней человека, который болеет душой за родную землю.

Читаешь простые внешне, незамысловатые строки, и перед глазами встают русские пейзажи: солнечный летний день, прохлада в тени от березы, шум леса, плеск реки - все это наша Родина, наша Россия.

Родные русские картины –

Туман, плывущий по реке,

И при долине куст калины,

И темный бор невдалеке.

(«Родные русские картины», 1965 г. )

Поэта тревожит, что так много осталось ничьей земли, которая погибает без хозяина. В стихотворении «Перекати-поле» (1995г. ) Н. Е. Палькин переживает, что заброшено поле, вымер лес, обмелела река. А кто виноват в этом? Все мы, «творцы». Нашу землю поэт сравнивает с кормящей матерью. Разве можно относиться так к родной земле? Ведь «не выразить словами к ней великую любовь».

Кто не знает широко известную в стране песню «Россия»! С огромной любовью поэт пишет о своей родине:

У моей России

Очи голубые,

Очи голубые,

Русая коса.

Ты живи, Россия,

Ты цвети, Россия,

Милая Россия,

Родина моя.

Неотъемлемая часть России - ее великий и могучий русский язык, музыкальный, песенный. Наш родной язык нужно беречь от «иностранной интервенции», засилья чуждых слов. Поэт очень бережно относится к русскому слову.

Спасибо, народ мой великий,

За то, что умеешь беречь

Жемчужное русское слово,

Державную русскую речь.

(«Уже не однажды пытались»)

Н. Е. Палькин болезненно переживает засилье чужой культуры: появились песни, которые «ни петь невозможно, ни слушать», в них «и язык, и напев чужой». Он спрашивает: «Если песня - душа народа, что же стало с его душой?» («Мне всегда прибавляли силы»).

Больше внимания надо уделять русскому языку. Литературный процесс, по мнению поэта, сейчас в упадке, настоящей литературы мало. Самыми читаемыми в стране оказываются Пелевин и Лимонов, «их матерщина». Где же «великий и могучий русский язык»? Еще Гоголь писал, что со словом надо обращаться честно. А сейчас в литературе много «продукции». Литературная продукция – это жвачка. Ею обогатиться невозможно. Для этого нужна истинная поэзия – глубина образа, состояние души.

Религиозное и нравственное возрождение России в поэтической философии поэта

В размышлениях о России Н. Е. Палькин обозначил еще одну проблему - отсутствие Бога в душе. Губила и губит людей бездуховность, грубая «необразованность души». Русская душа устала верить в призрачную идею, которая была единственной в 20 веке, она потянулась к Богу.

Можно ли поэта назвать верующим человеком? Когда его спрашивают про христианские мотивы в творчестве, он объясняет это своим христианским происхождением. Рассказывает, как он рос, как воспитывался. С одной стороны, пионервожатая в школе призывала: «За дело Ленина-Сталина будьте готовы!», с другой стороны, дома матушка на коленях стояла перед зажженной лампадой и истово молилась.

В беседе с критиком Ю. С. Вороновым поэт открывает нам свой взгляд на православие: «Православие – это духовность. Наивысшая духовность Из чего выросла поэзия? Из молитвы. Из чего возникла литература? Из древних летописей, хранившихся в монастырях» Именно в храме «душа воспаряет». Именно в православии народ черпает любовь и сострадание. Поэтому цикл стихотворений поэта посвящен православию, православным праздникам, ибо немыслима Россия без веры.

Поэт тяжело переживал период, когда русский народ жил без веры:

В нас многое век исковеркал.

Безбожье, конечно, беда.

(«Рассветные колокола», 1996 г. )

Он переживает за разрушенные храмы, считает и себя виноватым в этом. Он скорбит, что «жертвы классовых раздоров цвет солнца заменили цветом крови, икону перепутали с плакатом». («Рассветные колокола», 1996 г. ) В небольшом стихотворении Палькин выражает свое отношение к разрушению Веры:

Храм разрушен – город обезглавлен.

Ни святой иконы, ни креста.

Был когда-то верою он славен,

Но, увы! - душа его пуста.

Каменною серостью задавлен,

Позабыл он даже вкус травы.

Храм разрушен – город обезглавлен.

Так мы и живем без головы.

(«Храм разрушен – город обезглавлен», 1992 г. )

Когда в личной беседе мы коснулись темы православия, Николай Егорович вспомнил слова З. Бжезинского, который говорил, что после уничтожения коммунизма главный враг Америки - русское православие. Поэтому нам, в первую очередь, надо поддерживать свою веру. Соорудить храм, принять участие в его восстановлении – это дело святое. Не случайно у Николая Егоровича появился своего рода православный цикл стихов.

Мне казалось - уже не дождаться

В этой жизни воскресного дня,

Только вижу: стал храм возрождаться,

Светом веры наполнив меня.

Мне казалось - нам зла не осилить,

Не разрушить бесовских препон.

Слава богу, плывет над Россией

Колокольный врачующий звон.

(«Слава Богу»)

Постепенно «народ поднимается к Богу», приобщается к духовности, божественным звоном исцеляется родной край.

«Плывет. И над Саратовом плывет. Но, рождаясь над Волгой, не долетает он до отдаленных окраин огромного города». Поэтому и строятся новые церкви.

Когда Николай Егорович возвращался с градостроительного совета, который решил вопрос о строительстве храма в поселке Солнечный, «на душе светлело оттого, что совершили действо, угодное Богу. Шел и повторял про себя:

Слава Богу, я слышу моленье,

Как предвестье благих перемен.

И Россия, упав на колени,

Оживает, вставая с колен».

Русь встает. Нынешние перемены радуют. Конечно, есть много негативного: бомжи, безработные, сироты. Но уже заметно движение вперед, к духовному возрождению страны.

Заключение

Современная русская литература имеет много разных направлений и имен. Традиционно сильным было и остается реалистическое направление, связанное с темой российской «почвы», продолжающее линии классиков русской литературы ХIХ века. Его можно условно назвать своеобразным «постреализмом», который соединяет в себе элементы традиционного и социалистического реализма, модернизма и даже постмодернизма. Ярким именем этого направления, конечно, является Николай Егорович Палькин.

В своей работе мы постарались раскрыть поэтическую индивидуальность Н. Е. Палькина, охарактеризовать отдельные аспекты его творчества, роль в поэтическом процессе современной России. Для этого понадобилось изучить не только литературные источники, но и литературоведческие и критические работы, посвященные современной русской поэзии, труды самого Николая Егоровича. В итоге мы пришли к выводу, что Н. Е. Палькин принадлежит к знаковым фигурам современного литературного процесса, знаменующим собой переход в следующее столетие нашей литературы.

В ряде своих работ автор с глубокой художественной выразительностью переосмыслил ряд извечных тем: история страны, судьба России, русский вопрос.

В 90- е годы в творчестве Н. Е. Палькина наметился определенный поворот от «чистой» лирики к определению собственной гражданской позиции, сложному осмыслению исторической судьбы России, русского народа и государства, поиску через художественные образы ответов на вечные русские вопросы.

Одновременно с творчеством Николая Егоровича Палькина удалось найти и изучить работы доктора филологических наук, профессора, лауреата премии имени М. В. Ломоносова Юрия Сергеевича Воронова. Этого ученого можно назвать биографом поэта. В его работах содержится глубокий научный анализ поэзии Н. Е. Палькина.

Хотелось бы посоветовать каждому человеку, который любит родной край, восхищается матушкой Волгой, которому не безразличны судьбы России, читать стихи нашего национального поэта – Николая Егоровича Палькина. В его поэзии каждый найдет для себя самые сокровенные строки, которые помогут по-новому взглянуть на окружающую нас природу, прошлое и будущее нашей страны, задуматься над проблемами, стоящими перед ней. С помощью его стихов все мы станем немного лучше, будем бережнее относиться к природе, стараться сделать хоть маленькую толику для процветания своей Родины, родного края.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)