Отдых  ->  Хобби  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Возрождение русских и удмуртских традиций через ознакомление и освоение технологий изготовления кукол наших предков

К 450-летию добровольного вхождения Удмуртии в состав Российского Государства посвящается

2008 год объявлен в России годом Семьи. Для Удмуртии 2008 год стал знаменателен ещё одним важным событием. В этом году мы отмечаем 450-летие добровольного вхождения Удмуртии в состав Российского Государства. 450-лет два народа, удмуртский и русский, живут бок о бок, ведут хозяйство, создают семьи, растят детей, живут в дружбе, сохраняя уникальные народные традиции.

В настоящее время многие традиции и обряды наших предков безвозвратно утеряны. Этнографы и народные умельцы по крупицам стараются восстановить историческое наследие наших народов. Игрушки, и в частности куклы, лишь малая часть этого наследия. Однако по ней мы можем судить об истоках верований наших предков, об их быте и традициях, об обрядах и праздниках бытовавших в те далёкие времена.

По материалам археологических исследований и литературным источникам известны куклы древнего Египта – из дерева и ткани, глиняные куклы Китая, куклы и марионетки из слоновой кости античной эпохи. Как правило для изготовления кукол, использовались подручные материалы: солома, глина, дерево, мочало, камыши, початки кукурузы, ткань.

На территории России древнейшие куклы найдены во время раскопок в Радонеже, Коломне, Москве.

В Удмуртии глиняные женские фигурки были найдены на территории Каракулинского района. По-удмуртски кукла – «мунё», что значит сделанная из земли, т. е. из глины.

Народные куклы можно разделить на 3 вида:

1. куклы игровые. Таких кукол использовали дети во время игры;

2. обрядовые куклы. Они применялись для совершения различных магических действий и обрядов;

3. куклы-обереги. Они выполняли роль магических талисманов, защищая людей и отводя от них беду.

К сожалению, до наших времен дошли не все народные куклы. Часто кукол уничтожали во время проведения обрядов. Да и материал, из которого изготавливались куклы, как правило, был недолговечен. Но я попыталась в своей работе рассмотреть основных и наиболее интересных кукол русского и удмуртского народов, а так же обряды и игры, в которых их использовали.

Игровая кукла

Игровая народная кукла имеет свою славную историю и богатые традиции. Простые художественно-выразительные средства куклы позволяли в детских играх с достаточной достоверностью отображать мир взрослых. В игре воспроизводились наиболее значимые события жизни: рождение и смерть, свадьба, праздники и быт.

Самыми распространёнными игровыми куклами были тряпичные, изготавливаемые из лоскутов ношеной одежды, так как ткань доставалась людям не просто, каждый лоскут был на счету.

Как правило, самые древние куклы изготавливались без употребления иглы. В их изготовлении использовались техники скрутки, а детали скреплялись нитками.

Самой древней традиционной куклой считается кукла «полено». Изготавливалась она из обыкновенного деревянного поленца, которое наряжали в стилизованную женскую одежду. Кукла-полено присутствовала в играх и русских, и удмуртских детей.

Еще один вид кукол делали из щепки, которую также обматывали лоскутами. У удмуртов считалось важным, чтобы количество узлов на платке и платье было нечетным.

Позже появились более сложные куклы. Тело такой куклы – это свёрнутый в тугую скрутку кусок ткани, перетянутый в двух местах ниткой. Верхняя перетяжка означала шею, вторая - талию. Эта кукла уже имела «волосы», как правило, кудельную или волосяную косу. Такая кукла, хоть и примитивно, отражала фигуру человека. Её так же как и куклу-полено обряжали в одежду. Одежда с таких кукол не снималась никогда, так как являлась неотъемлемой частью самой куклы.

Ярким примером свёрнутой куклы является кукла «Барыня». Ею играли дети младшего возраста. К туловищу, перевязанному в двух местах ниткой, крепили лоскут ткани, одевая его сверху на «голову» куклы и отделяя ниткой голову.

Из боковых остатков ткани делали ручки, иногда заплетая их косичками. На куклу надевали юбку, передник, а на голову повязывали косынку.

Вместо туго скрученного куска ткани часто использовали скрученный из берёзовой бересты столбик. Таких кукол называли «Столбушки», из-за сходства своего берестяного основания с берёзовым столбиком.

Кукла-столбушка была частой участницей игр, в которых дети разыгрывались основные народные обряды, в том числе связанные со свадьбой. Кроме многих других обрядов традиционной русской, а так же удмуртской свадеб был обряд заплетания и расплетания девичьей косы. Девушке расплетали косу, а затем заплетали две, оборачивали их вокруг головы и надевали платок, который символизировал прощание с девичеством.

В воспроизведении этого обряда в играх девочки использовали ещё одну представительницу кукол столбушек – так называемую Архангелогородскую столбушку. Название такое она получила от места её находки. Но ив других частях России такая кукла использовалась детьми для игр.

Отличительной чертой этой куклы было наличие косы.

Архангелогородская столбушка так же относится к свёрнутым куклам. Однако при изготовлении основы такой куклы использовался лоскут холста с выдернутыми до половины нитями, которые в итоге и заплетали в косу.

У удмуртов куклы-закрутки относились к магическим куклам, являясь, прежде всего, оберегами.

Ещё одной русской куклой, изготавливаемой без применения иглы, была Вепсская кукла-кормилка. Эта кукла была воплощением образа замужней женщины. Кукла изготавливалась из лоскутов изношенной одежды, из этой же ткани надёргивались нити для перевязывания куклы.

При своей простоте кукла ярко отражает русский национальный женский костюм, который детально представлен в этой кукле.

Костюм куклы включает рубаху (она же тело), сарафан, передник, пояс, косынку и платок. Рубашку по вороту, подолу и низу рукава украшали вышивкой, которая, по поверью, защищала человека от злых духов. Пояс был обязательным элементом женского костюма. Его повязывали под грудью. Пояс так же защищал женщину от злых духов. Часто пояс украшали магической вышивкой, которая выполняла роль оберега.

Удмурты для изготовления игровых кукол использовали так же репейник. Колючие головки соединялись в человеческую фигуру.

«Все детские куклы являлись одновременно оберегами, которые должны изготовляться без иголок и ниток. Игрушка - «шудон» в переводе с удмуртского означает «счастье». Эта посланница древних времен, эпохи матриархата, готовила девочек к семейной жизни, к материнству. »

Обрядовые куклы и куклы-обереги

Древние верили, что существуют злые духи, которые хотят навредить человеку. В связи с этим, у наших предков было много магических обрядов, в которых использовались обрядовые куклы и куклы-обереги, выполнявшие роль защитных талисманов.

Так, существовало поверье, что кукла-оберег не должна иметь лица. Безликая кукла – неодушевлённое существо, а значит, в неё не могут вселиться злые духи и не могут навредить её владельцу.

Часто такие талисманы изготавливали из ношеной одежды, считая, что при носке, ткань вобрала силу своего хозяина. Считалось, что при изготовлении обрядовых кукол и кукол-оберегов недопустимо использовать колющие и режущие предметы, которыми человек мог пораниться. Поэтому тряпочки и нитки для будущих кукол нужно было не резать, а рвать. Детали кукол обычно скрепляли нитками. Оборачивать нитки вокруг куклы необходимо было по часовой стрелке. Именно так, считали наши предки, движется всё живое в нашем мире.

Куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю. Многие куклы-талисманы бережно хранились в семье, передавались из поколения в поколение вместе с традиционными приемами их изготовления.

В обрядовые куклы никогда не играли. Некоторых из них уничтожали после проведения обряда, имитируя жертвоприношение богам.

Куклы-обереги, напротив, были частыми участницами детских игр, всё время находясь рядом с ребёнком и обеспечивая его защиту от беды.

Одной из самых простых кукол-оберегов является древняя магическая кукла Бессонница.

Когда без видимой причины начинал плакать младенец, мать, чтобы успокоить его и защитить от злых духов, быстро сворачивала из двух лоскутов ткани куклу-оберег и кидала ее в колыбель, приговаривая:

Сонница-бессонница,

Не играй моим дитятком,

А играй этой куколкой.

Такая кукла оставалась в доме навсегда.

Изготавливалась кукла Бессоница из двух, приблизительно одинаковых квадратных лоскутов ткани. Обязательно без ножниц, лоскуты просто отрывались. (Подробное описание изготовления куклы приведено)

К обрядовым куклам так же можно отнести куклу Кувадку, куклу Пеленашку, используемых в обрядах, связанных с рождением ребёнка. Эти куклы, как бы заменяли ребёнка. С их помощью люди пытались обмануть злых духов и уберечь ребёнка от напасти.

У удмуртов до сих пор сохранились магические куклы, причем разного назначения. Это в первую очередь куклы-закрутки, являющиеся оберегами. Их изготавливали по той же технологии что и русские куклы. Полоску толстой ткани определенным образом закручивают, перевязывают, и получается головка, руки, туловище. На фигурку надевают платок и платье.

Как и русские, удмурты такую куклу клали новорожденному в изголовье, веря в то, что она убережёт ребёнка от порчи.

И конечно же нельзя не упомянуть о свадебных обрядовых куклах.

В русской свадебной традиции во главе свадебного поезда, везущего молодую пару в дом жениха после венчания в церкви, под дугой упряжи подвешивали пару кукол: куклу Невесту и куклу Жениха, чтобы они отводили недобрые взгляды на себя. Эта пара кукол — особенная, она несла глубокую символическую нагрузку, связанную с особенностью изготовления. Женское и мужское начало соединялись в единое неразрывное целое, так как после свадьбы супружеской паре предстояло вместе идти по жизни.

Ещё один замечательный обряд, который был распространён у славян – это обряд «заклинания» зимы. После этого обряда у предков начинался период весенне-летних праздников.

Одним из атрибутов этого обряда была, конечно же, кукла, обычная вязанная из ниток куколка. Поскольку праздник приходился на март, этих кукол называли ласково – «мартинички». Куколок делали парой: одна белая, символизирующая уход зимы, вторая красная, означавшая приход лета. Эти пары куколок развешивались на ветвях деревьев. Ветер раскачивал ярких кукол, что привносило ещё больше радости в этот добрый весенний праздник.

Но у такой куколки было и другое значение. С появлением ребёнка в семье между «Невестой» и «Женихом» на свадебной кукле вешался такой маленький куклёныш, символизирующий прибавление в семье. Свадебную куклу держали в красном углу, как символ крепкой и дружной семьи. При появлении каждого следующего ребёнка, «Невеста» и «Жених» раздвигались всё больше, и на кукле появлялся следующий маленький символ ребёнка.

Ещё одной обрядовой куклой участвовавшей в русской свадьбе была кукла – мировое дерево. Основание этой куклы – берёзовая рогатина, на разветвлениях которой формировались фигурки жениха и невесты. От этого и название куклы.

Дерево символизировало рождение новой семьи, которой надлежало стать деревом с могучими ветвями. Такая кукла устанавливалась в середину свадебного пирога. Куски пирога раздавались родне со стороны жениха и невесты, символизируя объединение двух семей. А середину с куклой получали молодые.

Куклу «Мировое дерево» изготавливали подружки невесты без использования иглы, что бы «счастье не зашить».

Очень важными в древности были обряды, связанные с посевом и сбором урожая, так как хороший урожай в буквальном смысле означал жизнь.

В одном из таких обрядов использовалась кукла «Крупеничка». Назвали её так, потому что основу куклы составлял мешочек с зашитой в него гречихой.

Перед севом самые отборные зёрна доставали из потаённого мешочка, из куклы Крупенички. А после сбора урожая куклу вновь наполняли гречихой.

Русские такую куклу хранили в красном углу, рядом с иконами, дети в неё не играли.

Однако удмурты, напротив, давали эту куклу для игры маленькие дети. Считалось, что во время игры, зёрна наполняются детской чистой энергией и будущий урожай будет отменным.

К концу XIX века обряд был утрачен, и кукла стала использовать как игрушка. Теперь её наполняли горохом и пшеном, отсюда ещё одно её имя – Зерновушка.

Среди магических обрядов у русских были такие, в которых происходило уничтожение обрядовых кукол. К таким обрядам относилось сожжение соломенной куклы Костромы в Масленицу.

В имени Костромы слышны старинные русские корни «костерь», «костра», что значит «кора растений». «Кострома» — женское воплощение плодородия, в древности так назывался языческий обряд. Во время празднества сжигали «Кострому» — огромное чучело, деревянное или соломенное, ряженное в белые одежды и украшенное зеленью. Огонь в народе всегда считался очистительной силой.

Ещё один вид кукол – тренога. Это удмуртская кукла. Для ее создания нужна сосновая или еловая ветка с тремя разветвлениями. На ось надевается одежда, из тряпиц делается голова и руки. Бытовали и крестовые куклы. А крест из веток одеть еще легче.

Древние удмурты использовали таких кукол для излечения. Для этого кукла должна быть сделана из вещей больного без применения иглы. Такую куклу приносили в глухое место, давали ей имя и, называя по имени, оставляли, давая кукле наказ вылечить больного.

«До сих пор в некоторых уголках Удмуртии этот обычай жив, – говорит заведующая научно-методическим отделом и заместитель директора Центра ремесел г. Ижевска Светлана Боталова. – Существуют так называемые бросальные места. Я пыталась узнать у своей матери, деревенской жительницы, где находится это место, но она мне запретила об этом даже думать. Потому что побывав там, можно заболеть или принести домой зло».

У русских подобными свойствами обладали куклы Лихоманки. Всего их было 12: Аввареуша, Глазея, Глухея, Желтея, Каркуша, Ледея, Немея, Огнея, Отпея, Пухлея, Трясея, Храпуша. Их изготавливали и одновременно читали заговор. Считалось, что если ворожея не сбилась ни разу и завязала последний узелок при окончании заговора, кукла приобретает чудесные свойства. Накануне Благовещения, ночью, куклы Лихоманки сжигались вместе со старыми соломенными постелями.

Были и другие виды обрядовых кукол. Многие виды кукол нам ещё не известны, поскольку их уничтожали во время обрядов.

К обрядовым куклам относились с почтением, а иногда и с опаской, поскольку они отводили от людей зло, а то и принимали его на себя. С такими куклами детям не позволялось играть. Для игр были специальные куклы, хотя многие из них выполняли роль оберегов.

Сравнительный анализ русских и удмуртских кукол

Сравнительный анализ русских и удмуртских кукол на основе найденных литературных источников приведён.

Сравнительная характеристика народных кукол в русских и удмуртских традициях

Вид куклы Русский народ Удмуртский народ

Игровая кукла

1. Кукла-полено Кукла-полено

2. Кукла в технике скрутки -

3. - Кукла из репейника

Кукла на щепке Кукла на щепке

Зольная кукла Зольная кукла

Обряжали в традиционный русский костюм Обряжали в традиционный удмуртский костюм

4. У куклы не должно быть лица У куклы не должно быть лица

- Нечётное количество узлов на платке и платье

5. С 5-6 лет дети сами делали себе кукол С 5-6 лет дети сами делали себе кукол

6. Игровые куклы несли роль оберегов Игровые куклы несли роль оберегов

Игровые куклы участвовали в процессе воспитания Игровые куклы участвовали в процессе воспитания

Куклы-обереги У куклы не должно быть лица У куклы не должно быть лица

Изготавливались из ношеной одежды человека Изготавливались из ношеной одежды человека

Изготавливались без применения колющих и режущих Изготавливались без применения колющих и режущих предметов предметов

Оборачивались нитями по часовой стрелке -

Кукла бессонница, клали в кровать, когда ребёнок Куклы в технике скрутки – клали в колыбель младенца начинал плакать для защиты от тёмных сил

Обрядовые куклы Свадебная обрядовая кукла -

Кукла «Мировое дерево» -

Куклы «Лихоманки» - для излечения больных. Кукла «Тренога» - для излечения больных. Основание –

Изготовлены в технике скрутки еловая или сосновая ветка

Кукла в технике скрутки использовалась и как Кукла в технике скрутки были обрядовой обрядовая и как игровая

Кукла «Крупеничка» - хранилась в красном углу, дети вКуклу «Крупеничку» давали играть маленьким дети, неё не играли считали, что кукла наполняется чистой детской энергией

Кукла «Мартинички» -

Кукла Кувадка использовалась в обрядах при рождении -

ребёнка

На основе проведённого анализа можно сделать следующие выводы:

1. В традициях русского и удмуртского народа можно выделить 3 вида кукол: игровые, обрядовые и куклы-обереги.

2. Технологии изготовления традиционных кукол русского и удмуртского народов, за редким исключением, очень схожи.

3. Есть разница в обрядах наших двух народов, в которых используются традиционные народные куклы

4. Куклы имели большое значение в жизни русского и удмуртского народов

Детство наших предков и традиционные детские игры

Первые куклы появлялись у ребёнка сразу после рождения. Как правило, они являлись оберегами. Они изготавливались из ярких лоскутов ткани и были небольшого размера. Такие куколки подвешивались над люлькой новорожденного. Ребёнок следил глазами за качающимися куколками, что способствовало его развитию.

Когда дети подрастали родители или старшие дети изготавливали для них простейшие куклы-скрутки.

Уходя из дома на весь день, родители оставляли детей на «попечение» кукол, зная, что детишки «при деле», и с ними ничего дурного не случится. Таким образом, куклы продолжали выполнять свою роль оберегов.

Кукол деревенские девочки «кормили», умывали, общались с ними, воспроизводя в игре сцены жизни крестьянской семьи. Кукольная игра называлась по-сельски «дочки-матери», как и сейчас.

Для своих подопечных дети делали кроватки, качельки, подушечки, одеяльца — все, что нужно в настоящей семье. Куколок, изображавших в игре, новорожденных, девочки учились пеленать. Таким образом, девочки, чьё основное призвание было стать хорошими хозяйками и мамами, в детской игре перенимали простейшие традиции и обучались необходимым навыкам взрослой жизни.

Часто, по тому, как девочка обращается со своими куклами, судили о том, какой мамой она станет в будущем. Было и такое поверье: если одна из дочерей слишком увлекается куклами – жди в семье прибавления, плохое же обращение со своими куклами предвещало, по древним поверьям, болезнь.

Примечательно, что среди кукол мало кукол-мужчин, а куклы-дети, как правило, представлены запеленутыми «ляльками» на руках у куклы-мамы. Мужских персонажей в играх заменяли собой то простая палочка, то щепка, обёрнутая в ткань.

В такие игры дети обычно играли до 5-6 лет, при чём мальчики тоже принимали в них участие. После этого возраста детей привлекали к ведению домашнего хозяйства, на игры оставалось времени меньше. В 5-6 летнем возрасте у мальчиков и девочек появлялись свои игры, отражавшие их будущие социальные роли мужчины и женщины.

Этнографы утверждают, что к 5-6 годам девочки должны были сами научиться изготавливать себе простейших кукол, перенимая от старших сестёр уроки кукольного рукоделия.

Примерно до 12 лет девочки оттачивали своё мастерство, изготавливая так называемых кукол «на выхвалку», которые являлись экзаменом по шитью и рукоделию. Такая кукла была сшивной, обладала богатым костюмом и требовала значительного терпения при изготовлении.

Каждая девочка старалась как можно быстрее сделать такую куколку, что бы не засидеться в малолетках и вовремя попасть на посиделки, в которых принимали участие старшие дети. Шили таких кукол в основном во время Рождественского и Великого постов, а весной, после Пасхи, хвастались нашитыми куклами на гулянии. В некоторых местностях эти куклы имели своё название: первая изготовленная кукла – «простоволосая», вторая – “кукла с косой’’, третья – “молодуха’’, а четвёртая – “кукла нарядная’’, она и была тем экзаменом, что отделял детство от юности.

Первую похвалу своим куклам девочки слышали от старших сестёр. У них же учились ролевым играм в куклы, к ним же бежали за помощью, советом и утешением.

Часто, по качеству и сложности изготовления куклы, судили о том, какой рукодельницей будет девушка, какого её приданое, которое держали подальше от любопытных глаз. Таким образом, хорошо исполненная кукла, могла презентовать девушку, как завидную невесту в будущем.

После 12 лет девочки помогали готовить приданое старшим сёстрам, знакомясь с традиционными видами одежды, попутно подбирая что-то и для своего приданого, начинали принимать участие в девичьих посиделках и ролевых играх.

Как правило, в ролевых играх разыгрывались самые яркие события крестьянской жизни тех времен: свадьбы и похороны, рождение детей, различные обряды и праздники.

Наивысшим проявлением поэтического и музыкального творчества народа выступала традиционная русская или удмуртская свадьба. Свадебный обряд — это целое представление, длительное, многоактное ритуальное действо, сопровождавшееся песнями и присказками. Закрепленная последовательность исполнения требовала знания традиции от всех участников обряда. Поэтому в девичьих играх с куклами часто разыгрывались различные свадебные эпизоды. В них куклы становились главными действующими лицами: их обряжали к венцу, им посвящали величальные песни, за них исполняли причитания невесты. Куклы становились наперсницами крестьянских девушек в их надеждах и мечтаниях.

Куклы бережно хранились. Они следовали за женщиной через всю ее жизнь, часто составляя часть приданого — матери дарили своих девичьих кукол дочерям на свадьбу. По свидетельству этнографов начала XX века, в некоторых крестьянских домах насчитывалось до сотни кукол Столбушек, именно они становились персонажами разыгрываемых обрядовых сценок.

Традиционные народные куклы играли важную роль в жизни как русского, так и удмуртского народов

1. Кукла выполняла роль оберегов, даря веру на излечение от болезней и защиту от тёмных сил

2. Игровые куклы помогали в подготовке детей к их будущей взрослой жизни, в освоении роли хозяев семьи и будущих родителей

3. Игровые куклы участвовали в процессе обучения народным традициям и обрядам

4. Куклы, которые дети изготавливали сами, участвовали в процессе развития навыков рукоделия и творческих способностей детей

5. Куклы помогали формированию у детей терпения, усидчивости, аккуратности

6. Кукла играла огромную роль в формировании семейных ценностей, определении мировоззрения людей.

Заключение

В этой работе описаны лишь некоторые куклы, которые были частью жизни наших предков. Мир народной куклы очень богат. Трудность восстановления традиций народной куклы связан и с тем, что многие виды кукол уничтожались во время обрядов, многие просто не дожили до наших времён в связи с недолговечностью материалов, из которых они изготавливались.

Анализируя источники информации, можно сделать следующие выводы:

• кукла занимала значимое место в жизни как русского, так и удмуртского народов. Она участвовала в процессе воспитания, являясь как бы проводником детей во взрослую жизнь, связующим звеном поколений. Росли дети – усложнялись куклы и игры, в которых их использовали. В процессе игры, дети обучались основным навыкам, которые были необходимы в быту, перенимали традиции своих отцов и дедов. Так без книг сохранялось наследие предков, передаваясь из уст в уста, от бабушки внучке, от отца сыну. В процессе игры дети знакомились с основными обрядами, которые часто были очень сложными. Они обучались народному творчеству, становясь и сами участниками этого занимательного процесса, передавая частичку своей души.

Обрядовым куклам так же придавалось огромное значение. В таком большом мире, где много опасного и непонятного, куклы становились единственными защитниками людей, помогая им справляться с тяготами жизни. Вера в чудесную силу куклы помогала выстоять перед опасностью, раскрасить тяжёлую жизнь, привнести в неё праздник.

• Я поняла, что обряды русского и удмуртского народов часто схожи, так же, как схожи куклы, в которые играли дети.

Думаю, что, живя рядом, оба народа привносили в культуры друг-друга что-то свое, обмениваясь традициями, при этом сохранили свою уникальность.

• Жизнь русской семьи и удмуртской семьи были схожи. Насущные заботы: посев и сбор урожая, рождение и воспитание детей, болезни и смерть. Всё это отражалось и в играх детей.

• В процессе изучения кукол я освоила технологию их изготовления. Некоторых из описанных кукол я смогла сделать сама, других - с помощью мамы.

Процесс изготовления народных кукол очень увлекателен. Из небольших лоскутов ткани с помощью нитей получаются весёлые и забавные куклы. Настоящие детские игрушки.

Сделав Вепсскую куклу-кормилку я поняла состав русского женского костюма. Так и дети тех времён перенимали традиции своих предков во время игры с этими незатейливыми, но такими важными куклами.

Кукла-пеленашка, которую я так же сделала сама, научила меня правильно пеленать младенца. Оказалось, это не так просто! Для девочек тех времён игра с такими куклами была важна для их будущей роли мамы. Ни книг, ни телевизора, ни больниц тогда не было. Только так, от бабушки к маме, от мамы к дочке передавались знания и навыки.

В современной жизни все обряды древних потеряли свой первоначальный смысл. В лучшем случае они сохранились в качестве праздников. Да и тем игрушкам, которыми играли наши предки, пришли на смену новые современные: яркие и красочные, механические и электронные, их изготавливают из современных материалов по новейшим технологиям. Сейчас нет необходимости изготавливать игрушки самим, полки магазинов пестрят разнообразием детских игрушек.

Но мне хочется надеяться, что и в нашей современной жизни найдётся место милой и простой, скромной народной кукле, которая является символом наших корней, нашей связи с предками. И, что в нашу жизнь вернётся традиция изготавливать таких кукол вместе с мамой, передавать кукол, сделанных своими руками, которым отдана частичка своей души, своим детям, укрепляя связь поколений и целостность семьи.

В процессе изготовления таких кукол можно ближе узнать быт и обычаи древних народов, освоить многие виды рукоделия, да и просто изготовить удивительный и необычный подарок для своих близких.

Все мы знаем, что 2008 год объявлен годом Семьи и в этом же году мы отмечаем 450-летие добровольного вхождения Удмуртии в состав России. Именно к этим двум замечательным событиям мы с мамой изготовили подарочных стилизованных кукол, основываясь на древних народных традициях.

Это кукла, которая может стать символом года Семьи: папа, мама и двое детей – крепкая и дружная семья.

Ещё одна кукла. Символ 450-летия добровольного вхождения Удмуртии в состав России. Две женские фигурки в костюмах русского и удмуртского народов крепятся на одной «руке», символизируя неделимость русского и удмуртского народов.

Кукла Бессонница

Материалы:

2 одинаковых квадратных лоскута ткани.

Техника изготовления:

Один платок складывают пополам по диагонали. На противоположных его концах туго затягивают узлы. Затем платок разворачивают и в центр его закладывают клубочек из спутанных обрывков нитей или тонких полосок ткани или комок льняной или пеньковой кудели.

Платок снова складывают пополам. Плотно обжав вложенный комок, перекручивают платок в центре один раз по часовой стрелке. Свободные концы платка вновь расправляют. Придерживая большим и указательным пальцами скрутку в центре платка, один из свободных концов платка оборачивают по часовой стрелке вокруг скрутки. Пропустив конец платка в образовавшуюся петлю, затягивают плотный узел.

Расстелив и расправив второй платок, на одной из его сторон расправляют заготовку из первого платка. Диагональ с завязанными узелками накладывают параллельно на сторону второго платка. Оставшийся свободный конец первого платка расправляют на втором платке. Кончик от узла по скрутке тоже расправляют в середине платка в сторону свободного конца.

Получившуюся из первого платка деталь будущей куклы пеленают вторым платком. Для этого правый верхний конец платка оборачивают слева от скрутки первого платка и выводят из-под первого платка вновь на правую сторону ниже узла, завязанного на диагонали первого платка. Таким же образом левый конец второго платка оборачивают справа от скрутки. Оба конца платка стягивают плотным прямым узлом. Скрутку расправляют.

Описание технологии изготовления куклы взято из книги

Отчёт о проведённой работе:

1. Два лоскута ткани я изготовила путём отрывания, без использования ножниц, т. к. кукла Бессонница – оберег.

2. Основываясь на вышеприведённом описании без употребления иглы и нити изготовила куклу Бессонницу.

3. Полученный результат

4. Вывод

Техника изготовления куклы Бессонницы требует не больших усилий. Кукла проста в изготовлении, не требует навыков шитья. Однако каждый шаг требует внимания и аккуратности.

Вепсская кукла

Материалы:

• 1 белый х/б лоскуток 20х20 см – для рубашки,

• 3 цветных х/б лоскутка 15х15 см – для сарафана,

• полоска х/б ткани или ленточка – для косынки,

• 1 цветной х/б лоскуток 15х15 см – для платка,

• лоскут 4х7 см – для передника,

• х/б нитки красного цвета – для связывания деталей,

• шерстяные нитки двух цветов – для пояса,

• вата или синтепон – для набивки.

Если в точности следовать традиции, то лоскуты ткани и нитки нужно отрывать руками. Изготовление «кормилки» сводится к шести этапам.

1. В середину белого лоскута положите плотно скатанный комочек набивки, обтяните его тканью и обмотайте красной ниткой. Получится голова.

2. Расправьте уголки лоскутка по диагонали, загните их внутрь и перевяжите нитками, сформировав ручки.

3. Перемотайте свободные концы лоскутка так, чтобы получилась талия куколки. Талия должна быть достаточно высоко, но ручки при этом должны быть свободными.

4. С двумя цветными лоскутками (для сарафана) поступите так же, как с головой – получатся груди. Оба шарика примотайте к талии куколки, а сзади прихватите третий сарафанный лоскут, сложив его поперек пополам. Перематываем вокруг талии и крест-накрест между грудей. Сарафанчик готов.

5. Из двух шерстяных ниток делаем поясок: их можно скрутить или, взяв третью нить, заплести косичкой. Длина нитей для пояска – 50-60 см, чтобы хватило привязать передник. Передник прикладываем к куколке, подняв его вверх, подвязываем пояском, затем отгибаем и повязываем концами пояска. Пояс завязывается двойным узлом слева сбоку.

6. Сложенной пополам полоской ткани (или лентой) обтягиваем голову куклы, сзади завязываем узлом. Затем, поверх косынки, повязываем платок «по-бабьи»: концы платка скрещиваем под подбородком и завязываем сзади двойным узлом. Из-под платка должна быть видна косынка.

Описание технологии изготовления куклы взято из литературы [1] и [4]

Отчёт о проведённой работе:

1. Исходные материалы взяла согласно описанию

2. Выполнила все 6 шагов.

3. Полученный результат

4. Вывод

Техника изготовления основания вепрской куклы сходна с техникой изготовления куклы Бессонницы. Кукла действительно изготавливается без иголки и при этом имеет все элементы русского народного костюма замужней женщины. В процессе изготовления поняла устройство костюма и головного убора.

Кукла требует аккуратности. Но возможно выполнение всех работ самостоятельно.

Кукла Пеленашка

Материал:

1. Кусок светлой однотонной ткани для скрутки 16 х 30 см

2. Шнур

3. Лоскут ткани для платка 10 х 10 см

4. Лоскут ткани для пелёнки 12 х 15 см

5. Узкая полоска ткани или тонкая лента длиной 30 см

Техника изготовления:

1. Самый большой лоскут сложить пополам и закрутить в тугую скрутку

2. Туго перетянуть скрутку посередине, завязать крупный узел. Перетянуть скрутку ещё в одном месте, отступив 1/3 сверху.

3. Повязать на голову платок. Для этого небольшой кусок ткани согнуть по диагонали. Платок накинуть концами крест-накрест, концы завести за спину, не завязывая узла.

4. Скатку уложить на прямоугольный кусок ткани, чтобы часть с подвязанным платком выступала над его длинной стороной. Один из верхних углов ткани завести наискосок за скатку.

5. Другой угол также завести наискосок за скатку крест-накрест первому. Свободную нижнюю часть ткани накинуть на Пеленашку сверху и обтянуть за скатку.

6. Пелену закрепить узким длинным отрезом ткани. Из-за спины крест-накрест куклу плотно обернуть свивальником в верхней части и внизу

Отчёт о проделанной работе:

1. Изготовила основание куклы в технике скатки, перетянув его в двух местах

2. Одела кукле платок, завернула в пелену, обвязав вокруг куклы свивальник.

3. Полученный результат

4. Вывод.

Куклу можно изготовить самостоятельно, без помощи взрослых. Основная сложность заключается в аккуратном пеленании куклы.

Кукла «Мартинички»

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)