Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Все о поэзии Маслова

Каждый человек, несомненно, любит свою Родину. Но любить Родину – это значит не только восхищаться её красотами, богатством, но и знать её культуру, традиции, литературу.

В «новой» России изменились ценности. Полки магазинов завалены «бульварной» литературой. Да и наши современные эстрада и кино оставляют желать лучшего. Экраны телевизоров заполонили низкопробные дешевые шлягеры, фильмы, пропагандирующие пошлость и насилие. На задний план отошли произведения классической литературы, искусства и музыки.

Обидно за нашу молодежь, которая променяла Пушкина, Чайковского, Левитана на заграничную безвкусицу. Особенно это ощутимо в российской глубинке, где нет театров, музеев, картинных галерей, поэтому трудно воспитать любовь к настоящему искусству.

Несмотря на это, хочется верить, что Россия будет по-настоящему богата, так как главное богатство страны – это Люди. Вокруг нас немало талантливых людей. Далеко за пределами Амурской области известно творчество амурских художников, писателей и поэтов. Мне интересны стихи амурских поэтов. Они кажутся простыми, но такими близкими, потому что они о нас, о нашей малой Родине, об Амуре и Зее, о нашей уникальной природе. Всему этому посвящено творчество Олега Маслова. Кроме того, о чём бы он ни писал, он свято следует принципу: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан».

Задача моей работы – проанализировать содержание лирики поэта Маслова, выявить основную тематику его стихотворений и определить, каково их нравственное и гражданское содержание. Меня заинтересовала личность этого человека тем, что он, врач-анестезиолог, пишет стихи, которые дороги сердцу каждого амурчанина, стихи, наполненные любовью к своей Родине и гордостью за неё.

Занимаясь исследованием творчества поэта, я работала с периодическими изданиями, анализировала статьи областной газеты «Амурская правда», «Глагола» (литературного приложения к «Амурской правде»), подборки стихотворений Маслова в альманахах «Приамурье», «Амур», в различных сборниках и книжках.

«Мой крест» (литература и медицина в жизни О. К. Маслова)

Олег Маслов – «один из старожилов амурского поэтического «цеха». Он «не нуждается в особом представлении: его читают и любят в Приамурье повсеместно, да и за и пределами его он хорошо известен». Олег Константинович – потомственный врач. Его отец Константин Иванович, талантливый хирург, спас жизни многим и многим амурчанам, мог бы, так сказать, передать сыну секреты своего мастерства, но сын пошел другим путём.

«Я любил хирургию, – говорил он в одном из интервью, – но меня увлекла другая профессия. Тогда, полвека назад, она только развивалась. Возможности анестезиологии были ещё невелики, но вот ещё в чём дело: когда был хирургом, рядом всегда находился кто-нибудь старше меня. Я всегда мог позвать на помощь кого-то, Когда я стал анестезиологом – первым и единственным – уже не на кого было надеяться. Нужно было самому соображать, читать, учиться. ».

Долгие годы упорного труда не прошли даром. Маслов стал первым в Амурской области дипломированным анестезиологом-реаниматологом.

«Каждый должен занимать только своё место, – у Олега Константиновича тихий, спокойный голос, он никогда не довлеет над собеседником и не возвышается над ним. С Масловым легко разговаривать, спорить, рассуждать. – Человек должен находиться именно там, где он больше всего хочет и может. Думаю, что я сумел стать неплохим специалистом».

Любовь к медицине отражается в его поэзии. Первый сборник стихотворений, вышедший более 30 лет назад (в 1973 году), так и назывался «Моя профессия». Процитирую одно из стихотворений:

Всё, чем я счастлив, чем страдаю.

Тебе во всём обязан я,

Моя профессия родная,

Жизнь беспокойная моя.

Я присягнул тебе когда-то,

И навсегда душа верна

Высокой клятве Гиппократа,

Как ни тяжка порой она.

«Стихи о профессии врача, – писал кандидат филологических наук Н, Н. Недельский, – определили и название сборника «Передний край». Автору, который, «надев халат врачебный свой», встал «под знамя Гиппократа», «судьба нежданно приоткрылась своей счастливой стороной». Счастливая сторона жизни автора обернулась благодатной основой и для его творчества. Я затрудняюсь назвать другого поэта, кто посвятил профессии врача такие искренние, теплые стихи: «Врач», «Руки врача», «На вызов», «На скорой». Впрочем, в перечислении названий стихов нет особого смысла. Важно другое. Профессиональное начало постоянно подпитывало поэтическое творчество, и беру на себя смелость утверждать – увлечение поэзией способствовало углублению профессионального мастерства.

Я думаю, что это редкое сочетание, сочетание двух творческих начал в одном человеке – поэзии и медицины или какого-то иного сочетания профессионального мастерства с поэзией – непременное условие обогащения самой поэзии. Впрочем, об этом немало написано отечественными и зарубежными исследователями и, несомненно, интерес читателя вызовет оценка такого явления самим поэтом:

В каких бы жизненных теснинах

Я лба себе ни расшибал,

Меня спасала медицина

И ямб крылатый поднимал.

Я полюбил и то, и это

Одной любовью в звёздный час –

И лиру звонкую поэта,

И чашу звонкую врача.

Не погрешу на славословье,

Но утверждать всегда готов:

Нет краше песни, чем здоровье,

Бальзама лучше верных слов.

Трудно усомниться в искренности этих слов».

Не так давно благовещенский композитор Фёдор Воробьёв написал музыку на эти стихи, и появилась песня «Мой крест»:

Мой Красный Крест, тяжелый крест

Навек врученный мне судьбою,

Мне никогда не надоест

Нести тебя перед собою.

Ты кровью светишься во мгле

И утверждаешь, что от века

Одна есть вера на земле –

В земную жизнь и человека.

У каждого над головой

Своя звезда в небесной стыни.

А у меня – мой крест земной,

Моя бесценная святыня.

«Поэзия О. Маслова – поэзия русского интеллигента»

«Поэзия Маслова – поэзия истинно русского интеллигента, человека одарённого и глубоко убежденного в том, что он делал и делает. Откройте его поэтические книжки (первые сборники стихов О. Маслова вышли в Амурском отделении Хабаровского книжного издательства, в городе Благовещенске: «Моя профессия», 1973г. , «Страда земная», 1975г. , «Передний край», 1980г. , «Костёр», 1985г. , «Лицом к лицу», 1989г. ) – вчитайтесь в них. Я уверяю, вы не найдёте ни одной строки, в которой сквозили бы лицемерие, фальшь, истерика. Потому как нет этих черт и в характере автора – скромного, обаятельного, требовательного к себе человека.

Он не боится высоких слов – порядочность, честь, добро. Он верит в существование этих черт в российском характере и доказывает это своим творчеством и своей жизнью, своей принадлежностью к русской интеллигенции, на чьё высокое предназначение в русском обществе указал большой русский интеллигент Г. Успенский: «. Интеллигенция! И слова-то этого множество разглагольствующего народа даже и не понимает путём: тогда как оно должно бы иметь самый определённый глубокий смысл. Интеллигенцию надобно понимать вне званий и состояний, вне размеров благосостояния и общественного положения. Интеллигенция среди всяких положений, званий и состояний исполняет всегда одну и ту же задачу. Она всегда – свет, и только то, что светит, или тог, кто светит, и будет исполнять интеллигентное дело, интеллигентную задачу».

Не менее чётко определение Д. С. Лихачева: «Лишите подлинно интеллигентного человека полностью его памяти. Пусть он забыл всё на свете, не будет знать классиков литературы. , но, если при этом он сохранит восприимчивость к культурным ценностям, эстетическое чутьё. , если он сможет восхититься красотой природы, понять характер и индивидуальность другого человека, войти в его положение, а, поняв другого человека, помочь ему, не проявит грубости, равнодушия, злорадства, зависти, а оценит другого по достоинству, – вот это и будет интеллигентный человек. ».

Всеми этими качествами сполна обладает Олег Маслов.

Вопросы истории в лирике Маслова

Как истинного интеллигента и патриота своей Родины его волнуют вопросы истории. Есть у Маслова стихотворения о первооткрывателях Амурской земли:

. в равнинах хлебопашных

По брегам великих рек

Основали предки наши

Сёла русские навек.

И, храня Отчизне верность,

В память дедовской земли

Именами всех губерний

Эти веси нарекли.

Или:Не хочу сказать, что где-то худо.

И неправда, будто я забыл

Земли те священные, откуда

Прадед мой к Амуру уходил.

А вот его обращение к «коломенским дубам», которые «встречали рать Донского»:

С Россией вместе в непогоды

Мужая, ведали они

И славы радостные годы,

И смуты тягостные дни,

Бунты и царские расправы,

Творенья зодчих-мастеров. –

Сама история державы

Свивала кольца их стволов.

Перекликаются с этими стихами и такие:

Ещё с времён Албазина,

Маньчжур атаки отражая,

Моя родная сторона

Была исконно русским краем.

Сейчас в наследство вручена

Нам от отцов, как дар бесценный,

Одна великая страна,

И рубежи её священны.

Мы помним Невского наказ,

И все на свете нынче знают,

Что по достоинству у нас

И друга, и врага встречают.

А кто не верит в это,

Учтёт истории уроки

На том стоит от века Русь –

На западе и на востоке.

Эти строки пронизаны гордостью за свою Отчизну, полны достоинства истинно русского человека.

В 1991 году О. Маслов пытался переосмыслить трудные вопросы советской истории (революция, гражданская война):

Были схватки ошалелые –

Не на жизнь, а насмерть спор.

Были красные и белые –

И остались до сих пор.

По земле кипящей лавою

Всё столетье напролёт

Смертный бой за дело правое

Несмолкаемый идёт.

Поэт понимает, что

. борьба – стихия сложная,

И не сразу разберёшь –

Где тут правое, где ложное,

Где расплата, где грабёж.

Как истинный патриот, он не может спокойно видеть, как «страна, что обагряется кровью собственных сынов, неизбежно превращается в мир голодных и рабов. Перефразируя старые лозунги, он призывает к одному равенству – «жить с другими наравне», «по разуму, по совести», хотя поэт с горечью осознаёт:

Рано ставить точки куцые –

Продолжается она,

Мировая революция.

И гражданская война.

А вот воспоминания о трудных днях Великой Отечественной войны:

И мы по карточкам делили

Бесценный хлеб военных дней.

В стихотворении «Праздник» рассказывается о том, как на Дальний Восток пришло известие об освобождении Киева:

Ноябрь. Шестое. Школьный вечер.

Суровый сорок третий год.

Победа так ещё далече,

Но наши двигались вперёд,

И канонада наступленья

В свинцовость жизни тыловой

Вносила радость облегченья,

А вот стихи и о победе 1945 года:

Победу радио вещало,

И день был светом напоен,

И вся Кивда в тот день пылала

Пожаром флагов и знамён

В стихотворении «Сверстнику» Маслов вспоминает о XX съезде партии:

Ты помнишь день тот светлоликий,

Когда партсъезд нам возвращал

Распятый сталинскою кликой

Наш всенародный идеал?

Он не боится говорить о трудных вопросах нашего прошлого:

Зачарованы, в призрачном зале

Раз по десять — и мал и велик —

Мы с ребячьим восторгом встречали

«Светлый путь», «Волгу-Волгу» и «Цирк».

И не ведали самообмана

В том, что дружно поверили вдруг.

Правде той, что звучала с экрана,

А не той, что царила вокруг.

Однако поэт не мажет советскую историю только чёрной краской. Он признаётся: «Да, такое было время. / И такими были мы – / Новоявленное племя, / Свет творящее из тьмы. » И хотя были у нас в стране «легионы стукачей и палачей, / что пытали, клеветали,/ и вершили скорый суд», которые хотят «снять ответственности бремя,/ всю вину взвалив на культ,/ раствориться, затеряться,/ с головой нырнуть в народ», Маслов считает, что настало время «правды вящей» и нельзя оправдывать свои гнусные дела словами: «Мол, такое было время. ».

В стихотворении «В эти дни», написанном 24 августа 1991 года, когда весь мир наблюдал русскую трагедию, разыгравшуюся у стен российского Белого Дома, Олег Маслов спрашивает:

Кто же мы, в чём нынче наша сила? –

Задаём мы вновь себе вопрос.

Дни, когда опять спасла Россия

И себя, и всех, кто к ней прирос.

Заявляя о своём отношении к происходящим в «эти судьбоносные три дня» событиям, поэт говорит: «С кем я был? С народом – это точно», хотя и находился «за семь вёрст от главных дел», потому что «велика Россия, но пристало за неё везде держать ответ».

Как видим, обращаясь к прошлому или современным событиям, которые могут стать достоянием истории, Олег Маслов не просто описывает в своих стихотворениях исторические факты, а, как истинный патриот, даёт им нравственную оценку, извлекает нравственный или философский урок.

По следам путешествий

Олег Константинович Маслов много путешествовал. Он побывал в 16 странах мира и во многих бывших советских республиках. «Общаясь с ним, можно изучить географию некогда большой страны: Грузия. Туркменистан, Узбекистан, Белоруссия, Украина, Прибалтика. В Москве и Ленинграде прожил в общей сложности более двух лет».

Однажды «О. Маслов в составе творческой делегации Амурской области побывал в Туркмении. Впервые увидел необыкновенный пустынный край, знаменитую Кушку, Копет-Даг. За границей – Иран, когда-то загадочная Персия. Закончилась поездка, и спустя какое-то время мы прочли новые стихи, в которых ожили образы златокудрого Есенина, прекрасной Лалы, Шаганэ. В этих стихах весь О. Маслов. Вслушайтесь в них:

И было так желанно

Взглянуть хотя бы раз

На розы Хорасана,

На песенный Шираз,

Услышать звук дутара,

И въявь, а не во сне.

Предаться сладким чарам

Прелестной Шаганэ.

Прекрасно, не правда ли? Только человек совершенно бесчувственный не оценит обаяния этих строк».

В сборнике 1989г. «Лицом к лицу» есть стихи об Испании:

Автобус мчит просторами Ла-Манчи

По красной, зноем выжженной земле.

Где странствовали – Дон Кихот на кляче

И следом Санчо Панса на осле.

Сбылась мечта! Найти пытаюсь сходство

Меж тем, что вижу и воображал,

И не корю себя за донкихотство,

Что, бросив всё, стремглав сюда примчал.

В первой части сборника «Лицом к лицу», которая называется «В гостях и дома», стихи об Испании и Турции соседствуют «с вполне «домашним» стихотворением «Дочка», строки о рыбной ловле в Приамурье – со стихами, воскрешающими историю России: «Коломенские дубы»: «В сени коломенской святыни /Я встретил их, как дар судьбы, – /Стоят на взгорье и поныне /Восьмисотлетние дубы!».

Есть у Маслова и прозаические заметки о путешествиях. Часть их под названием «Улыбки дальних странствий» была опубликована в «Амурской правде» от 9 июля 2000 года и в альманахе «Приамурье-2001».

В «АП» от 8 августа 2002 года тогдашний редактор газеты А. Филоненко рассказал о девятом сборнике «На земле, в небесах и на море» и опубликовал несколько стихотворений из него. В стихотворении «Далянь» Маслов пишет:

И вновь меня пути скитаний

По зову сердца привели

К заветной пристани желаний –

На берег моря, край земли.

Поэт, конечно же, любуется необычным пейзажем: «. Лучистый шар над головою, /А море – глаз не оторвёшь – /Лежит такое голубое, /Что Жёлтым и не назовёшь». Однако не только красоты природы волнуют его, но и вопросы истории, проблемы войны и мира:

Так свеж и ласков встречный ветер,

Так мирно плещется волна,

И не представить, не приметить,

Что даже здесь была война.

А ведь была, и не однажды,

И не чужая, а своя,

И там, в России, знает каждый

Про эти дальние края.

Поныне в памяти и песне –

Цусима, Порт-Артур, «Варяг».

Прошла гроза над Ляодунем,

Рассеян дым, развеян мрак,

И над Далянем и Люйшунем –

Китайский пятизвёздный флаг.

И хорошо под мирным солнцем,

Не помня зла, встречаться здесь

И россиянам, и японцам,

Когда хозяин истый есть,

Который встретит и приветит,

И даже вырастит цветы,

Чтобы врагов вчерашних дети,

Сейчас живущие на свете,

Могли их павшим принести.

Впрочем, эти вопросы всегда волновали поэта:

Змеится в барханах дорога:

На Хост, Кандагар и Герат

Ушло вас, солдатики, много,

А сколько вернётся назад?

Без жертв не работают пушки,

И всё ж возвращайтесь, друзья,

Живыми, хотя бы до Кушки –

Она ведь родная, своя.

Маслов – поэт лирический, поэтому философское осмысление жизни человеком является главным стержнем его лирики. «Великий Гете в «Гимне природе» создал прекрасные образы тонкой диалектической связи жизни и смерти, единых у «величайшей художницы» – природы. «Действие, которое она разыгрывает, – писал Гете, – всегда ново, ибо она непрерывно поставляет себе новых зрителей. Жизнь – прекраснейшая из выдумок. Смерть – художественный прием для создания новых жизней».

Удивительно! Свежо! Вечные и, без сомнения, главные проблемы. Ни один поэт не может пройти мимо, не пытаясь разгадать извечную тему бессмертия человеческого духа. Не проходит мимо и Олег Константинович Маслов. С большой искренностью эта попытка воплощена в следующих строках:

Когда я начал сердцем понимать

То, что умом давно постиг,

На свете

Не стало мне роднее слова – мать.

Не стало мне дороже слова – дети.

Мне как-то вдруг открылось, и сполна,

Что наша жизнь не бег, но эстафета

Добра и счастья, разума и света,

Что нам самой природой вручена.

Я в ней свое бессмертье ощутил.

Не приобщаясь ни к какому чуду, –

И то, что до рожденья в предках был,

И – что в потомках после смерти буду.

Одно нашел, другое – потерял.

Прощай, покой!

Взамен пришла тревога:

Ведь срок, для дел отпущенный, так мал,

А сделать надо так безмерно много.

Жизнь – эстафета добра и счастья. Лирический герой Олега Маслова мыслит нравственными категориями: долг, счастье, добро, сердечность, стойкость, жертвенность, сострадание. Эта этическая углубленность в человеческую природу органически входит в образную ткань стиха, придавая ему особое нравственно-эстетическое своеобразие. Многие из его стихов пропитаны какой-то особенной солнечностью («. и так душа по-детски ликовала»), озарены улыбкой, просты по форме. Но они трогают вашу душу глубиной проникновения в такие, казалось бы, неразрешимые тайны бытия, как вечность. И поскольку перед нами поэт, то эти тайны решаются поэтическими средствами — подбором всем понятных слов, упругим ритмом, точно расставленными акцентами, и все таким образом (а в этом и заключён секрет мастерства), что вслед за автором мы начинаем ощущать «жизнь волшебством и солнце — божеством».

И что удивительно, простые слова, кажется уже затертые от повседневного употребления, начинают заново блистать каким-то новым блеском:

Не сетуй, человек,

На жизни скоротечность,

Пусть короток твой век.

Но ведь за веком – вечность,

И жизнь твоя – не миг,

А вечности частица,

К которой ты приник,

Чтоб навсегда с ней слиться.

Строки взяты из стихотворения «Песнь земли», которое с полным правом вслед за Гете можно было назвать «Гимном природе». Но это противоречило бы поэтике автора, и он нашел ему единственно точное название.

Экология природы и «экология души» в лирике Маслова

Олег Маслов – неравнодушный человек, он не может спокойно относиться к бездумному отношению человека к природе. В стихотворении «Соль земли» поэт бьет тревогу по поводу прорытого канала, который дает возможность «зреть щедрому урожаю». Однако растут «соляные, белые поля средь зелени – как бедствия сигналы» – назревает экологическая катастрофа:

Опять беспечность даром не прошла,

И наша скороспелая удача

Природы обернулась горьким плачем,

Вновь преподав урок добра и зла.

Олег Маслов призывает людей к «сыновнему поведению» по отношению к земле:

О человек, ты сын земли родной,

Но джинном злым становишься ты сразу,

Как только власть теряют над тобой

В общенье с ней родство, любовь и разум.

В стихотворении «Весна в Приамурье» поэт с болью вопрошает:

Край ты мой, Приамурье родное,

Что же мы сотворили с тобой,

Что во всем нашем праведном быте —

Недобор, недохват, недород,

Что багульник – и тот в дефиците,

Под охраной закона цветет?!

А ведь горы сдвигали, дерзая,

И твердили везде, где могли,

О щедротах любимого края.

Да любовь на слова извели.

В песнях славили предков заветы,

Только жили потомкам во вред,

Как последние люди планеты,

У которых грядущего нет.

Как говорится, комментарии излишни – поэт предупреждает не только об экологических проблемах, но и о нравственной катастрофе. «Пробудятся ль душевные недра и придет ли бездумью конец?. » – спрашивает Олег Маслов, и заканчивает стихотворение словами:

И взывает земля к человеку:

– Полюби ты меня, полюби.

Волнует Маслова и такая проблема, как «экология души». В стихотворении «Элегическое» он пишет о всеобщем равнодушии к «святым, миром чтимым местам»:

Горько, совестно и странно,

Но не бред и не обман:

Меркнет Ясная Поляна,

И в Шахматове – бурьян.

Там отходы комбината

Травят парки и леса,

Там осваивает стадо

Заповедные места,

Где кренится набок крыша,

Где и вовсе крыши нет.

Возмущаемся и пишем,

Но на всё готов ответ.

Редкое стихотворение поэта обходится без попытки сделать философский или же художественно-обобщающий вывод. В стихотворении «В детстве слышал я песенку эту. » Маслов призывает нас не забывать о бережном отношении к Земле. Обращаясь к ней, он говорит:

Ты одна лишь на свете жилая,

На которой и нам довелось

Попытать свое счастье, желая

Жизнь избавить от горя и слез.

2. 6 Философские проблемы и нравственная тематика.

«Все стихи Олега, чему бы они ни посвящались, стали фактом его биографии и как первопричина их появления на свет, и как следование выработанным им же самим рецептам (медик же!) поведения в этой жизни. У него нет вовсе придуманных стихов, он все прожил и прочувствовал, продумал и выстроил, пропустил через себя. В известном смысле его поэзия – лирический дневник одного конкретного человека. Но человека крупного, масштабного, вселенски мыслящего. И при этом замечающего такие детали, без которых время потеряло бы свои приметы».

Каждый человек стремится к каким-либо высотам: к богатству, к карьере, к славе. А нужно ли ему все это? Вот что пишет об этом О. Маслов. Он тоже, преодолевая трудности, «все коленки уже ободрал», «карабкался выше и выше», но, достигнув своей «высоты», «понял вдруг, что счастливей не стал». И, хотя он не отказался от стремления к высотам, зато осознал, что есть душа, которой надо держаться за землю, а главное – это нравственные ценности:

И безветрие отчего дома,

И приветное слово друзей.

Именно его приятель (стихотворение посвящено Виктору Колыхалову), с которым они плыли «по вспененной реке» «на утлом рыбацком вертком обласке», дает поэту еще один нравственный урок:

Как бы ковчег наш ни качало,

Ты за борта лишь не берись

И, хоть тонуть начнем, – нимало

Не паникуй, не суетись!

Лирический герой этого стихотворения сумел преодолеть страх и научился управлять лодкой. Однако не это главное, а то, что это пригодилось «и на речных, и на озерных, да и на жизненных волнах»:

И то же правило спасало:

Лицом к опасности держись

И — наше где ни пропадало –

Не паникуй, не суетись!

О привычке все встречать «лицом к лицу» он пишет в стихотворении «Мы автобусом ехали в горы. », где проводит интересную параллель, что

. дорога без радости встречи

Чем-то прожитой жизни сродни:

Ни открытий, ни встречного ветра;

Только склоны, да хвост пылевой.

Поэт не хочет быть в жизни «задом к нови»:

Не люблю я обратного места,

Да и прежде его не любил.

Можно сделать вывод, что Олег Маслов не боится трудностей, препятствий, ошибок, ему скучна жизнь, если в ней все заранее известно.

Нет, уж лучше отступлюсь;

Но судьбой не поступлюсь:

Пусть при собственном участье

Чем богат – тому и рад,

Будь то счастье ли, несчастье,–

Но свое, не на прокат, – утверждает О. Маслов в стихотворении «Кабы знать бы наперед. »

«Люди всегда выше всего ставили нравственность, меру и красоту, – писал в «Амурскую правду» один из ее читателей из с. Белогорье А. Рожин, – все эти качества присутствуют в стихах Маслова:

Какая ж сила приобщила

Меня к стихии мук людских

И словно пологом закрыла

Палитру радостей земных?

Такие стихи мог написать только человек со всепобеждающей добротой к людям».

Олег Маслов – врач, поэт, человек

Нравственным лидером амурских литераторов можно считать О. К. Маслова. «Кандидат медицинских наук, он всю жизнь служит и медицине – врачеванию людских тел, и литературе – просвещению умов и возвышению духа. Маслов-медик борется за жизнь пациента, Маслов-поэт, на том же переднем крае, с полным использованием творческого арсенала ведёт борьбу за душевную красоту и чистоту человека». И во всех книжках, в подборках стихотворений О. Маслова всегда находятся стихи о движении жизни, о вечном споре со смертью; стихи о прошлом и настоящем своей родной дальневосточной стороны: гражданская, любовная и пейзажная лирика. Всякое проявление живого и всякая примета движения в деле, во времени, в судьбах людей – всё это магнитное поле поэтического сердца О. Маслова, человека беспокойной души, современника сегодняшних дней.

Поэт по творческой сути, Маслов пишет с неменьшим успехом и рассказы, и очерки («Улыбки дальних странствий»), и мемуары («Как это начиналось»), и заметки в газеты, и критические статьи о театре, и рецензии на книги товарищей по перу. Он занимался исследованием жизни и творчества русских писателей-эмигрантов, проживавших в Китае (в частности – Всеволода Никаноровича Иванова, автора известных романов «Чёрные люди», «Императрица Фике», «Александр Пушкин и его время» и других). В «Вестнике Пекинского педагогического университета» опубликована статья О. К. Маслова «Года изгнанья и тоски», посвящённая «Беженской поэме» В. Н. Иванова, написанной в 1922 году в Мукдене. Вместе с секретарём Амурской писательской организации Игорем Игнатенко Маслов побывал в Харбине на презентации пятитомного издания «Серия литературы русских эмигрантов в Китае».

О. К. Маслов – лауреат Амурской премии в области литературы и искусства. В 1998 году ему присвоено звание «Почётный гражданин города Благовещенска».

Привлекательность творчества О. Маслова объясняется его стремлением к высоте человеческого и гражданского долга, к пробуждению в душе читателя чувства добра, сопричастности происходящему в мире и рядом, постоянства сердечного беспокойства. Ещё в первом своём поэтическом сборнике «Моя профессия», выпущенном Хабаровским книжным издательством в 1973 году, как бы заключая его главную суть, поэт говорил: «Как ни суди житьё-бытьё,/ Одно в веках проверено: / Что людям отдано – твоё,/ Что спрятано – потеряно».

Этим чувством пронизана вся лирика Олега Маслова.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)