Работа  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Все професии хороши

(роль влияния СМИ на формирование у школьников образа человека публичной профессии)

"Информация может быть благом, но она может быть и вредоносна", – фраза, сказанная на одном из выступлений Д. М. Медведевым, заставила нас задуматься о многом. Средства массовой информации Как часто сталкиваемся с ними? Какую роль играют они в современном обществе? Так ли уж важно, какую информацию мы получаем? Вопросов много. А каковы ответы?

Не вызывает сомнения тот факт, что сегодня значение СМИ в жизни современного общества трудно недооценить. Довольно обыденным и привычным для нас стал просмотр полюбившихся программ или сериалов по телеканалу, общение с далёкими друзьями или поиск необходимой информации через Интернет, а по пути на работу или учёбу, захватив журнал или газету, мы окунаемся в мир последних новостей. И представить себе собственного существования без них уже сложно.

Так в современном мире СМИ взяли на себя значительную часть функций по формированию сознания людей, воспитанию вкусов, взглядов, привычек и интересов, воздействие которых на человека начинается в раннем возрасте и продолжается всю жизнь.

Именно поэтому информация, поступающая сегодня по различным каналам, способна значительно изменить жизнь как отдельного человека, так и целого общества.

Чем стали средства массовой коммуникации для нынешних подростков – добрым или злым, развивающим или подавляющим началом? Какую роль играют СМИ при формировании у подростков образа человека публичных профессий? Это те вопросы, которые будут актуальны ещё долгое время.

Цель работы: определить роль влияния средств массовой информации на формирование у школьников образа человека публичных профессий с помощью методов психологического исследования.

Задачи:

– изучение имеющуюся литературу по данному вопросу;

– определить возрастные группы учащихся для проведения исследования;

– выявить, из каких источников и по каким каналам подростки получают информацию;

– составить опросник;

– провести социологический опрос;

– проанализировать полученные результаты.

Объект: средства массовой информации как один из основных источников воздействия на учащихся.

Предмет исследования: влияние средств массовой информации на формирование у школьников образа человека публичных профессий.

Методы исследования:

– метод аналитического чтения;

– метод погружения;

– метод исследования;

– метод сопоставительного анализа.

Гипотеза: если СМИ являются универсальным каналом получения информации, то они в значительной части формируют общественное мнения, а также воспитывают членов общества, прежде всего, подрастающее поколение, формируя у них стиль жизни и такое понятие как престижная и непрестижная профессия.

Практическая направленность исследования заключается в предложениях, способствующих формированию у школьников позитивного образа человека публичной профессии.

РОЛЬ МАСС – МЕДИА В ЖИЗНИ ПОДРОСТКА

С середины двадцатого века наступает эра информатизации. Общество приобщается к ежедневному информационному потоку, выполняющему не только функции информации, просвещения, рекламы и развлечения, но и играющие важную роль как в формировании, так и в развитии общественного сознания в целом. В этот период обращается внимание на восприимчивость человеческой психики к внушению посредством привлечения СМИ, таким образом, информация становится одним из рычагов управления людьми, постепенно заменяющим собой грубую силу и насилие. Так постепенно средства массовой коммуникации начинают влиять на формирование ценностных ориентаций личности и, прежде всего, подрастающего поколения. Причинами этого являются – доверчивость подростков в восприятии информации, слабая сформированность критического мышления, потому что в детскойпсихике еще не успели выработаться механизмы противостояния какой-либо информации.

Сегодняшний ребёнок живет в таком культурном пространстве, которое большей частью направлено на развлечение: засилие pop-музыки, примитивных сериалов, юмористических программ, различных ток-шоу и рекламы. К данным неутешительным выводам пришла, обработав результаты ответов на вопрос: «Какая информация в СМИ Вас привлекает»?

А) познавательная

Б) реалити-шоу

В) новости

В) художественные фильмы

Г) документальные фильмы

Д) развлекательно-информационные программы

Е) интеллектуально-развлекательные программы

И происходит подобное, на мой взгляд, по одной, но самой главной причине – коммерческой, когда телевизионные каналы, Интернет-компании, журнальные и книжные издательства, кино– и телестудии предлагают одинаковую логику рынка для всех. Культурные блага, информация рассматриваются как любой другой товар, а, следовательно, их создание и распространение должны подчиняться общим экономическим законам, главный среди которых – прибыль. Именно поэтому всё больше «заказных» статей и передач, прямой и скрытой рекламы, непроверенных материалов, где СМИ чаще всего выступают не как средство информирования, а как средство манипулирования общественным мнением, эксплуатируя при этом самые простые инстинкты человека и формируя его мировоззрение в определенном направлении.

Молодежь – это та категория общества, которая по максимуму использует СМИ и жадно черпает из них любую информацию. Именно поэтому респондентам был предложены следующие вопросы: «Охарактеризуйте главные функции средств массовой информации»?

А) развлечение

Б) воспитание

В) обучение

Г) другое

Продолжите высказывание: «Интересная информация для меня – это информация о »

А) жизни на Земле

Б) экономике и политике

В) родителях

Г) знакомых

Д) профессиях

Е) компьютерных играх

Ж) здоровье

З) моде

И) своих правах

И это не случайно, ведь молодые люди очень любознательны и хотят быть в курсе всех событий, происходящих не только в их городе, но и во всём мире. Именно поэтому для поиска новой информации обращаются к современным средствам коммуникаций, что было определено исследованием. Так, на вопрос: «Как часто Вы. » респонденты ответили следующим образом

Как часто Вы смотрите телевизор работаете в Интернете читаете прессу

Часто 52% 55% 16%

Редко 30% 36% 41%

От случая к случаю

18% 9% 43%

Данные результаты лишний раз свидетельствуют о том, насколько прочно в жизнь современного подростка вошло телевидение и Интернет.

Но, с сожалением следует отметить тот факт, что предлагаемая информация чаще всего просто навязывается, и критически осмыслить её, рассмотреть с разных точек зрения ребенку бывает не только трудно, но и не под силу. Впитывая в себя всё то, что нам предлагают: и плохое и хорошее, мы доверяет тем источникам и той информации, что черпаем с экрана телевизора, интернета или газетной статьи, беря её за основу собственных поступков и нравственных ориентиров. Поэтому респондентам был предложен следующий вопрос:

Считаете ли Вы правдивой информацию, полученную из СМИ

да нет частично

7-9 лет 75 % 15% 10 %

10-12 лет 13 % 8 % 79 %

13-15 лет 46 % 0 % 54 %

16-18 лет 77 % 0 % 23%

Всего 47 % 6 % 47%

И здесь важно, насколько точно и правильно будут донесены нравственные принципы до подростка, который, строя собственную жизнь, будет брать их за образец.

Так, выбирая будущую специальность, он станет опираться на имидж профессии, значимость которой для молодого поколения во многом определяется её престижностью. При этом главную роль, на мой взгляд, играют средства массовой коммуникации, потому что именно они обладают сегодня реальной силой убеждения.

Не случайно делаю акцент на профессиональном выборе и роли СМИ в этом. Всего два года отделяет меня и моих сверстников от того момента, когда, закончив школу, должны будем сделать свой первый и очень важный выбор – выбор будущей профессии. Во все времена существовали престижные и не престижные специальности. И мне стало интересно узнать отношение школьников к людям публичных профессий. Почему именно о них? Может, потому, что эти люди сопровождают нас на протяжении всей жизни: от рождения и до смерти. Поэтому среди вопросов, заданных школьникам был и такой: «Кого Вы можете отнести к людям публичных профессий?»

А) бизнесмен

Б) учитель

В) врач

Г) милиционер

Д) политик

Е) другие

На вопрос: «Откуда Вы получаете информацию о людях публичных профессий»

А) от родителей

Б) от друзей

В) от учителей

Г) из книг

Д) из Интернета

Е) из электронных носителей

Ж) с телевизионных программ

Респонденты, подтверждая значимость СМИ, ответили следующим образом:

Решив проверить верность высказывания немецкого социолога Н. Лумана: «Всё, что мы узнаем о нашем обществе и даже о мире, в котором живем, мы узнаем из СМИ», предложила учащимся ответить на вопрос: «Каким чаще всего представлен в СМИ образ публичного человека»?

Каким чаще всего представлен в СМИ образ врача учителя милиционера политика

Умный 68% 82% 38% 55%

Глупый 38% 9% 29% 25%

Добрый 50% 54% 29% 27%

Злой 19% 27% 48% 22%

Талантливый 32% 29% 21% 27%

Успешный 34% 40% 43% 46%

Неудачливый 15% 45% 62% 14%

Так, образ политика представляют двояко: как положительно, так и отрицательно. Такая же картина наблюдается и у медицинских работников. Хуже всего обстоят дела в образовании и юриспруденции, представителей которых считают неудачниками, злыми, не реализовавшими себя людьми.

Почему подобное возможно? Пытаясь найти ответ на выявленную проблему, обратилась к Интернету, где на одном из блогов наткнулась на следующие высказывания взрослых людей:

«Меня все больше беспокоит публичная "порка" учителей в эфире. Где передачи о честных, самоотверженных, инициативных. Где наши журналисты? Где репортеры? Где режиссеры?»

«Очень много телепередач посвящено учителям и во всех них учителей "опускают" ругают по-всякому. Меня это расстраивает, т. к. итак дети не очень уважают учителя, а теперь ещё и дома обсуждают учителей по-всякому и телевидение поддакивает. жаль.

«Сейчас на первом месте - материальные ценности, поэтому образ профессии складывается и из материального вознаграждения, которое представитель профессии получает за свою работу. Чем выше материальное вознаграждение, тем престижнее профессия. Зарплата учителя, врача, милиционера по сравнению с большинством профессий слишком низка. А тут еще и средства массовой информации создают отрицательный образ: отражают негативные ситуации, появляются различные юмористические сюжеты и сериалы, изображающие людей этих профессий либо негодяями, либо дебилами, либо взяточниками. До тех пор, пока государство не обеспечит им достойную жизнь, пока в средствах массовой информации будут поливать их грязью, в сознании людей будет существовать отрицательные образы людей перечисленных профессий.

Что до создания "положительного образа учителя в СМИ", то это не прибыльно. Как и любой позитив, за исключением "высоких достижений руководства". Но тема актуальна, точно!

Неужели всё, о чём высказано на этом форуме, правдиво? Может, не всё так плохо, и наши СМИ показывают и положительные образы людей публичных профессий? Отсюда сформировались и вопросы к школьникам: Перечислите известные Вам фильмы и сериалы об учителях или милиционерах и перечислите известные Вам ток-шоу, посвящённые людям этих профессий.

Анализируя ответы, пришла к выводу, что сегодня, к сожалению, следует отметить тот факт, что высказывания в Интернете оказались правдой, так как 81% перечисленных фильмов, сериалов и ток-шоу создают негативный образ людей публичных профессий. Продолжая исследования, предложила ученикам следующий вопрос:

«Как Вы считаете, влияют ли СМИ на Ваше отношение к людям публичных профессий?»

В) частично

Г) не задумывался об этом

Полученный результат показал, что роль средств массовой информации в формировании толерантных или интолерантных установок относительно создания имиджа той или иной профессии достаточно высока. Так, 59% опрошенных утвердительно ответили на поставленный вопрос, а 17% - вообще не задумываются об этом, что является свидетельством бездумного смотрения телевизора или времяпрепровождения в Интернете.

Как показал опрос, в психике подростка формируются определённые устойчивые механизмы (паттерны поведения), образы в соответствии с которыми на ту или иную жизненную ситуацию он уже будет реагировать в соответствии с теми установками, что дают ему СМИ.

И можно, по-моему, говорить о том, что в последующем, при возникновении схожих ситуаций уже в жизни самого индивида, смотревшего подобные передачи, он будет бессознательно мыслить и совершать поступки, а также выбирать профессию в русле установок, заложенных раннее в его подсознание средствами массовой коммуникации.

В народе принято говорить: "Кто войдет в мир знания один, тот один оттуда и выйдет. " Известно, что с самого рождения человек воспринимает окружающую действительность не на основе собственного опыта, которым он фактически ещё не обладает в юном возрасте, а делает это под влиянием взрослых, обладающих, на его взгляд, престижем и компетентностью.

Сегодня же роль проповедника, наставника, информатора выполняют средства массовой коммуникации, которые, с одной стороны, информируют и просвещают аудиторию, оказывая непосредственное воздействие на формирование ценностных ориентацией своих зрителей, слушателей и читателей, создавая и воспроизводя культурные мифы, характерные для данного общества.

С другой стороны, они транслируют объективную информации, но при этом, занимая несколько субъективную позицию, выражают интересы читателей.

Другой вопрос, что эти интересы могут быть диаметрально противоположными, потому что, будучи частью современной действительности, со всеми её противоречиями, конфликтами и неурядицами, СМИ в той или иной форме воспроизводят их.

Поэтому потоки информации нередко состоят из множества противоречивых, часто взаимоисключающих друг друга сообщений и материалов. Именно поэтому сегодня существуют не два-три телеканала, а значительно больше, так СМИ пытаются учесть различные интересы зрителей, ту же картину можно увидеть и в Интернете, и в прессе.

В ходе исследования было определено, что сегодня средства массовой информации являются наиболее эффективным и универсальным каналом изучения и одновременно формирования общественного мнения, а также воспитания членов общества, прежде всего подрастающего поколения, формируя у них определённый стиль жизни и такое понятие как престижная и непрестижная профессия.

К сожалению, сегодня к последним молодёжь относит профессии врача, учителя и милиционера, и немалую роль в этом играют СМИ: так, в сознании юных граждан России формируются отрицательные, комические образы представителей данных профессий. Развлекательные шоу, художественные сериалы, публицистические программы настойчиво распространяют негативный, вызывающий жалость, осуждение или смех образ учителя, врача или милиционера.

Неужели это делается целенаправленно? Мне хочется верить, что это только забота о рейтингах программ и публикаций, а не преднамеренное эмоциональное воздействии на создание подобного имиджа людей данных профессий.

Плохие специалисты есть, конечно, в любой сфере человеческой деятельности. Есть плохие сапожники и плохие министры, к счастью, не так уж часто встречаются плохой учитель, плохой врач или плохой милиционер, и не они определяют лицо профессии.

Что необходимо сделать сегодня, чтобы уважение к людям, которые нас лечат, учат и защищают, возросло? Какие меры необходимо предпринять, чтобы возрос их имидж, и молодёжь, выбирая эти профессии, с гордостью могла сказать: «Я буду врачом, учителем, милиционером?»

Хочу предложить своё видение решения этой проблемы.

Во-первых, на мой взгляд, подростки сами должны участвовать в подготовке, производстве, анализе предназначенной для них информации. Пришла к этой мысли не случайно, так как являюсь журналистом молодёжной студии «Перемена», существующей при содействии коммерческого канала «Канал 7», который освещает события, происходящие в регионе с точки зрения молодого поколения.

Во-вторых, необходимо создание социальной рекламы и интернет-порталов, где будет показан положительный образ людей публичных профессий, потому что всё большое место в жизни подростков занимают Интернет, компьютерные игры. Именно поэтому было бы разумно реализовать возможности этого канала для общения с подростками.

В-третьих, разработка компьютерных игр, в которых будут в форме игры представлена возможность быть учителем, врачом или милиционером, а также смоделированы реальные жизненные ситуации, возникающие в профессиональной деятельности представителей публичных профессий. Преимущество такого продукта, на мой взгляд, в том, что последствия сделанного выбора можно увидеть и оценить сразу, во время игры.

В-четвёртых, требуется особая государственная политика, направленная на поддержание имиджа людей публичных профессий.

Это разработка и законодательное оформление государственных механизмов регулирование информационных потоков, адресованных детям и подросткам.

Это и представление времени под детские и юношеские программы, причём в часы, удобные для семейного просмотра, как это делается за рубежом.

Это и создание новых достойных детских и подростковых программ.

Это и разработка государственной программы поддержки детских средств массовой информации за счёт государственного бюджета.

Средства массовой информации. Можно ли сегодня обойтись без них? Ответ очевиден. Так давайте сделаем их «окном в мир», источником просвещения и средством, помогающим нам стать культурными людьми!

ТЕЗАУРИС

СМИ – 1. Под средствами массовой информации, согласно закону РФ «О средствах массовой информации» понимаются периодические печатные издания, радио-, теле-, видеорпограммы, кинохроникальные программы, иная форма периодического распространения массовой информации.

2. В законе «О средствах массовой информации» под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы.

СМК – Сре́дство ма́ссовой информа́ции (СМИ) — средство донесения информации (словесной, звуковой, визуальной) по принципу широковещательного канала, охватывающее большую аудиторию и действующее на постоянной основе.

РЕСПОНДЕНТ – (англ. respond - отвечать, лат. responsum - ответ) - участник социологического опроса, который отвечает на вопросы анкеты или интервью и является источником устной или письменной информации. Эквивалент - опрашиваемый, опрошенный.

ИМИДЖ – «Имидж – целенаправленно сформированный образ (какого-либо лица, явления, предмета), выделяющий определенные ценностные характеристики, призванный оказать эмоционально-психологическое воздействие на кого-либо»

ИНТЕРНЕТ – (произносится [интэрнэ́т]; англ. Internet) — всемирная система объединённых компьютерных сетей, построенная на использовании протокола IP и маршрутизации пакетов данных. Интернет образует глобальное информационное пространство, служит физической основой для Всемирной паутины и множества других систем (протоколов) передачи данных. Часто упоминается как «Всемирная сеть» и «Глобальная сеть». В обиходе иногда говорят «Ине́т».

ПАТТЕРН (психология):

1. Набор стереотипных поведенческих реакций или последовательностей действий;

2. Объединение сенсорных стимулов как принадлежащих одному классу объектов.

БЛОГ (англ. blog, от web log — интернет-журнал событий, интернет-дневник) — веб-сайт, основное содержимое которого — регулярно добавляемые записи, содержащие текст, изображения или мультимедиа. Для блогов характерны недлинные записи вре́менной значимости, отсортированные в обратном хронологическом порядке (последняя запись сверху). Отличия блога от традиционного дневника обусловливаются средой: блоги обычно публичны и предполагают сторонних читателей, которые могут вступить в публичную полемику с автором (в комментарии к блогозаписи или своих блогах).

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)