Дом  ->  Семья  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Проблема взаимоотношения родителей и детей в произведениях русской литературы

Мама Закрой глаза, прислушайся. И ты услышишь мамин голос. Он живёт в тебе, такой знакомый, родной. Его не спутаешь ни с одним другим. Даже когда станешь взрослым, всегда будешь помнить и мамин голос, и мамины глаза, и мамины руки Мама и папа - самые дорогие тебе люди. Они всегда поддержат и поймут тебя. Как же получается, что между самыми близкими людьми возникает непонимание? В данной работе я попробую это объяснить на примере взаимоотношений между родителями и детьми в произведениях писателей 19-20 веков.

Среди произведений, рассказывающих о трагических взаимоотношениях между родителями и детьми, значительная роль принадлежит повести В. Г. Короленко «В дурном обществе», написанной в 1881-1885 годах и во многом автобиографичной. В ее основу положены воспоминания писателя о его жизни в городе Ровно, названном в произведении Княжье-Вено, а в образе честного, сурового и неподкупного судьи, отца Васи, воспроизведен образ отца Короленко, который умер, когда будущему писателю было 15 лет. Родители его культивировали в детях понятия долга и чести. «Психология человеческого общества и природа самого человека отторгают насилие, оно нарушает естественный, стройный порядок мира», - писал Короленко. Но «стройности» в мире не было. И в борьбе за неё писатель отдавал силы, здоровье, жизнь, он защищал не только человечество, но Человека – от беззакония, насилия, от всего, что нарушало «стройный порядок мира». Почти все рассказы Короленко созданы на основе пережитого или виденного им самим, и в центре их - непокорившийся человек.

В произведении Короленко «В дурном обществе» рассказывается о драме Васи и Васиного отца, которая состоит в ощущении одиночества, вызванного смертью матери. Мальчик любил отца, но не видел в нём родную душу, хотя временами ему очень хотелось, чтобы он его обнял, «посадил на колени и приласкал», хотелось прильнуть к его груди и вместе заплакать об общей утрате. А отец очень любил жену при жизни, не замечая сына из-за своего счастья, а после её смерти не обращал внимания на сына из-за огромного горя. Васе порой жаль отца, он даже однажды попытался броситься к нему, но тот не захотел понять, в очередной раз оттолкнув. И нам, читателям, тоже жаль этого взрослого человека, которому кажется, что он потерял все. Но, страдая, отец забыл о том, что у него есть дети, о которых нужно заботиться. Он не осознавал, что это не только его горе, что двое сирот отчаянно нуждались в нем, особенно уже многое понимавший сын. Может быть, ему стало бы легче, если бы он, взрослый мужчина, разделил свое горе с детьми. Но он остается с ним наедине, по-прежнему считая его лишь своим, он хочет одиночества, отталкивая сына и лишь иногда общаясь с дочерью, так как она напоминает его жену. Внутренний мир ребенка, открытый читателю, был скрыт от отца, не пожелавшего в него проникнуть. В этом причина драматического разлада между отцом и сыном. Преодолеть барьер непонимания и мальчику, и отцу помогли дети подземелья, Валек и Маруся, и Тыбурций. Но почему же ни Вася, ни его отец раньше не делали попыток сближения? Отец считал сына испорченным, негодным мальчишкой, беспризорным оборванцем. Конечно, это мнение навязали отцу люди, не знающие мальчика. А Вася, чувствуя неприязнь отца, думал, что тот не любит и презирает его: «А меня отец не любит, он ни разу не целовал меня». Взглянуть на отца другими глазами помог Васе Валек. Тот считал судью честным и благородным человеком, который, несмотря на холодность с виду, в душе был добрым и любящим отцом: «Всё это заставило меня глубоко задуматься. Валек указал мне моего отца с такой стороны, с какой мне никогда не приходило в голову взглянуть на него: слова Валека задели в моём сердце струну сыновней гордости; мне было приятно слушать похвалы моему отцу, да ещё от имени Тыбурция, который «всё знает»; но вместе с тем дрогнула в моём сердце и нота щемящей любви, смешанной с горьким сознанием: никогда этот человек не любил и не полюбит меня так, как Тыбурций любит своих детей». Так, благодаря Валеку, мальчик смог увидеть отца другим. Отцу же понять свою несправедливость помог Тыбурций - человек недюжинного ума, острой проницательности, небывалой энергии. Происхождение его было покрыто мраком неизвестности. Люди, одарённые воображением, считали его аристократом, пустившимся в бега. «Но наружность пана Тыбурция не имела в себе ни одной аристократической черты. Роста он был высокого; сильная сутуловатость как бы говорила о бремени вынесенных Тыбурцием несчастий; крупные черты лица были грубо - выразительны». Несмотря на свою глубокую начитанность и ум, он оставался нищим бродягой, без рода и племени. Возможно, Тыбурций тоже пережил потерю близкого человека: недаром автор подчеркивает, что глаза его «сохраняли постоянно одно выражение», от которого было жутко, а сквозь кривляния «как будто струилась глубокая неустанная печаль», однако не стал эгоистом, не потерял способности любить детей. И Валек с гордостью повторяет его слова, а вслед за ним и Маруся произносит: «Тыбурций все знает». Да и сам Вася уже при первой встрече почувствовал, что в глазах этого странного человека «смутно мерцало что-то, как будто приникавшее в душу», и дивился тому, что к нему обращаются таким тоном, точно говорят со взрослым. И неудивительно, что именно этот человек помог судье, человеку, занимающему высокую должность, человеку кристальной честности и справедливости, человеку уважаемому, понять сына. Тот, зная Васю, рассказал отцу о доброте мальчика ко всем угнетённым и беспризорным. И во многом это сочувствие к другим людям позволило отцу лучше узнать сына. И хотя отец называет Васю не по имени, не сыном, а «мальчиком» и в голосе слышится «недоумение», но стена, разделявшая их, уже рухнула. Вася понял и простил отца, «с живостью схватил его руку и начал ее целовать», так как знал, что никогда уже тот не будет смотреть на него «теми страшными глазами, какими смотрел за несколько минут перед тем, и долго сдерживаемая любовь хлынула целым потоком».

Горе может стать уделом любого. Неважно, кто ты. Самое главное, чтобы ты не забыл, что человек, и не утратил достоинства, не бросил в беде своего ребенка, не разучился быть сострадательным и добрым.

Взрослые не должны забывать, что дети ранимы, что они нуждаются в любви, заботе, понимании, что они такие же люди, только маленькие и беззащитные. Взрослый уже может сам защититься от несправедливости, а ребенка так легко обидеть любому. Дети, наконец, отражение своих родителей. Любовь рождает любовь, ненависть порождает только ненависть – таков урок Короленко взрослым. Любовь и терпение, глубокая духовная связь, разумная строгость помогут родителям и детям стать по-настоящему близкими людьми.

Но не одного Короленко интересовали причины непонимания между близкими людьми. Это извечная проблема всего человечества. Непонимание, разочарование, неприязнь - так или иначе это коснется всех. И очень важно в нужный момент быть готовым к этому.

Ситуацию взаимоотношений в произведении Короленко во многом повторяет повесть М. Горького «Детство» В ней история рассказывается от лица мальчика Алёши Пешкова. Максим Горький - лишь творческий псевдоним автора. Поэтому эта повесть интересна не только конфликтной ситуацией, но и тем, что всё происходящее, как и в предыдущем произведении, реально. «Детство»- это практически мемуары писателя. Мать Алеши, любившая отца, перенесла часть любви и на сына, но после смерти мужа все чувства к ребёнку отошли на второй план. Безусловно, сын напоминал ей о прежних, счастливых временах, и женщина в некоторой степени страшилась этих воспоминаний, поэтому она и стремилась бросить его, забыть и начать новую жизнь. Равнодушие, граничащее с безразличием - вот, что мать чувствовала к Алёше. Маленький ребёнок, не зная причины этих чувств, видел их результат. Он становился для матери обузой, от которой нужно было избавиться. Поэтому мать и отдала мальчика на воспитание к своим родителям. А сам мальчик чувствовал к матери любовь вперемешку с безграничным уважением и обожанием. Но, к сожалению, ни мама, ни мальчик не поняли, насколько нужны друг другу.

Маму и папу Алёше заменили бабушка и дед. Все самые счастливые детские воспоминания у мальчика были связаны с бабушкой.

Такие проблемы вставали перед родителями и детьми в 19 веке. На первый взгляд кажется, что можно всё списать на нравы. Но вот произведение Ю. Яковлева, жившего в 20 веке, с непривычным названием «Он убил мою собаку». Казалось бы, за век должны были измениться и нравы, и взаимоотношения. Но нет, камнем преткновения в отношениях отца и сына стала собака. Найдя на улице бродячую, бездомную собаку мальчик пожалел её и полюбил всей душой. Он окружил её заботой и вниманием. Мальчик привязался к псу, который стал ему настоящим другом. Ребёнок создал свой особый мирок, где всегда находилось место только для него и его четвероного брата. А отец одним выстрелом растоптал все чувства сына. Я думаю, тяжело совершить преступление, но ещё тяжелее стать его свидетелем, когда осознаёшь свою беспомощность. Жестокость отца, увиденная мальчиком, несомненно, повлияет на его жизнь в дальнейшем. Отец был виноват. Убив собаку, он потерял доверие и любовь сына. Но Таборка был виноват ещё больше. Он оттолкнул от себя отца, возненавидев его. По-моему, на свете есть две вещи, которые нельзя делать: убивать и причинять боль другому. Переступив эту черту, человек вряд ли остановится. Совершив преступление, может и не раскаяться. Но и, возненавидев близкого человека, уже не сможет простить. Отца нет, есть «он». Что может быть страшнее этого?

Мне кажется, что с ростом детей растут и родители, именно так, не стареют, а растут. Во всяком случае, должны расти, чтобы быть на высоте к тому времени, когда у подростков начинает происходить переоценка ценностей. Но родители не всегда понимают и осознают это. Каждодневная опека, дозволенная и неизбежная в детстве, давит тяжелым, стесняющим грузом на того, кто почувствовал себя взрослым, даже если ему только кажется, что он взрослый. Она настораживает: проверяют каждый мой шаг - не доверяют; стараются чересчур помогать - сомневаются в моих силах; поучают без конца - не считают способным к самостоятельности. А в ответ начинают задавать вопрос: «Ты требуешь от меня, а какой ты сам?» Авторитет родительской власти кончается. Теперь будет действовать авторитет человеческой личности. Только он. Значит, наступила пора, когда что-то в отношениях приходится перестроить. И самому перестроится. Так бывает всегда, и нельзя, чтобы это заставало врасплох. Отцовские чувства и отцовская роль сами требуют определенного воспитания и обучения. Подростковая запальчивость всегда находит крайние определения. Взрослые стараются понять до конца своих детей. Великое счастье, когда это удается. А если не удается, порой необходимо им просто поверить.

Подростки, в свою очередь, невнимательны к родителям вследствие своего возрастного эгоизма. Поглощенные собой, они видят своих родителей только в каких-то определенных и подчас не самых привлекательных ипостасях, разбить которые может только новая информация, высвечивающая привычный образ «предка» с какой-то неожиданной стороны. А родители от выросших детей ждут тепла и понимания и вместе с тем смертельно боятся обнаружить свои человеческие слабости, которые детям давно известны. В любящих душах родителей живет иллюзия, что они нужны выросшим детям в том же качестве, что и в раннем детстве. И здесь особенно трудно приходится отцам. Сегодня отцовская роль стала особенно сложной и проблематичной. Не говоря уже о том, что во многих семьях они вообще отсутствуют, их влияние на детей большей частью ниже, чем влияние матерей.

Многие родители, привыкнув распоряжаться детьми, болезненно переживают ослабление своей власти. Спешка, неумение и нежелание выслушать, понять то, что происходит в сложном юношеском мире, постараться взглянуть на проблему глазами сына или дочери, самодовольная уверенность в непогрешимости своего жизненного опыта - вот что в первую очередь создает психологический барьер между родителями и растущими детьми. А хорошие родители знают о своем ребенке значительно больше, чем кто бы ни было другой, даже больше, чем он сам. Ведь родители наблюдают ребёнка изо дня в день на протяжении всей его жизни. Но изменения, происходящие с подростком, часто совершаются слишком быстро для родительского глаза. Ребенок вырос, изменился, а любящие родители все еще видят его таким, каким он был несколько лет назад, причем собственное мнение кажется им непогрешимым. «Главная беда с родителями - то, что они знали нас, когда мы были маленькими», - заметил 15 - летний мальчик.

Из всего выше сказанного следует, что проблемы взаимоотношений между родителями и детьми остро вставали и в 19, и в 20 веке, но не менее актуальны и в наши дни. Однако стоит только прислушаться к своему сердцу – и они исчезают, как наваждение.

Закрой глаза, прислушайся. И ты услышишь мамин голос. Он живёт в тебе, такой знакомый, родной. Его не спутаешь ни с одним другим.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)