Справки  ->  Поиск людей  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Взгляд в историю: опыт генеалогического исследования

Прошли те времена, когда люди не могли говорить о своём историческом прошлом, гордиться тем, что составляет истинную гордость народа.

Обретение независимости Республикой Казахстан, необходимость формирования новой государственной идеологии, предполагает объективность в оценке прошлого народа.

У казахского народа есть много героев, прославленных имён, знакомых каждому. Но иные имена предавались забвению, а многострадальную историю не раз перекраивали в угоду политикам, вычёркивали и вписывали новые главы.

Мы не спорим с политиками, а пытаемся изучить историю, найти ответы в источниках, документальных фактах.

Место человека на Земле определяется генеалогическими корнями, отсчитываемыми по отцовской линии. Поэтому не является праздным вопрос: откуда я родом, какова наша судьба в истории, куда ведут караванные тропы будущего?

В нашей семье хранится ценная историческая реликвия – Мор Шариф – печать хана Уали. Я бережно держу её в руках, рассматриваю каждый сантиметр, материал из которого она сделана. Это – исторический источник XVIII века. Возникает вопрос:- « Как история отдельных эпох отразилась на жизни, деятельности, исторической судьбе моих предков?» С другой стороны, не являясь сторонними наблюдателями, какой вклад внесли они в решение проблем, которые стояли перед страной. Ответить на эти и другие вопросы нам помогает наука генеалогия.

Генеалогия (греч. genealogia – родословная) – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая происхождение и родственные связи исторических лиц, родов, фамилий.

Генеалогия веками вырабатывала нормы оформления сведений о родстве в виде различных таблиц, росписей, досье, карточек. Устанавливались чёткие правила заполнения этих документов: графика, символика, нумерация и так далее.

Благодаря своеобразному языку генеалогии, независимо от того, где составлен генеалогический справочник, прочесть его могут практически везде. Самой распространенной формой, наглядной показывающей родство, является родословное древо.

В ходе генеалогического исследования мы изучили родословную Чингисхана (линия Джучи), познакомились с научными, учебными, периодическими изданиями о Ш. Уалиханове, Е. Бекмаханове, ханах Абылае и Кенесары, записывали и обрабатывали воспоминания родственников, пользовались родословной, составленной Шотой Уалихановым.

« Чингисхан - родоначальник генеалогического древа чингизидов»

Чтобы лучше понять какое-то историческое время, необходимо посмотреть на него с разных сторон. И, прежде всего, какие яркие личности жили в это время. Сердцем и разумом переживаю я за возрождение Казахстана, как мощного государства, гордого своей историей.

История требует личности. Именно через личность история говорит и действует. Украшением моего проекта является генеалогическое древо, составленное Ш. Уалихановым и продолженное моей бабушкой Магофурой Садвокасовной Макеновой.

Согласно данной родословной мы - потомки Чингисхана по линии Джучи. В 2006 году исполняется 800 лет со времени избрания Темучжина ханом.

Родословная самого Чингисхана, согласно «Сокровенному сказанию» монголов, восходит к царям древней Индии и Тибета, к Сынам Вечного Неба.

Тем не менее, 1155 годом датируется начало его жизненного пути, а данное ему при рождении имя Темучжин впоследствии сменилось титулом Чингисхан, ставшим вскоре именем собственным, с которым великий Потрясатель не только Вселенной, но и умов человеческих вошел в историю.

«По мнению ряда востоковедов, титул чингиз происходит от тюркского слова темгиз-море, океан; и композит Чингиз-хан, соответственно, означает «Океан-хан», т. е. «Владыка океана», «Всемирный хан», - отмечают С. Кляшторный, Т. Султанов.

Простой перечень его завоевательных походов способен поразить самое изощрённое воображение. Провозглашенный ханом в 1206 г. он устремил свои взоры за пределы родных степей.

Потеряв, отца Есугея в возрасте 13 лет он должен был стать верховным вождём монголов. Однако многие племена стали отделяться. На увещевания Темучжина вожди племён ответили: «Даже самые глубокие колодцы высыхают, самые твёрдые камни рассыпаются. Почему мы должны оставаться верными тебе?»

Его мать Оэлун не смогла смотреть на то, как ослабевает власть её сына. Она отправила тех, кто ещё оставался верным ему, против отделившихся племён. В результате примерно половина вассалов некогда большой орды Есугея сохранила верность Темучжина. Объединив монгольские племена, около 1190 года был провозглашен ханом, а в 1206 году всемонгольским ханом на курултае р. Онон. Провёл военно-административную реформу, составил свод законов, совершил огромное количество завоевательных походов, создал империю от океана до океана, по его же признанию нужен был год, чтобы пересечь её туда и обратно.

Я не ставлю своей целью перечислять и описывать все походы Чингисхана. Меня больше интересует его человеческие качества, его внешнеполитическая доктрина, стиль управления, характер его реформ в разных сферах, а особенно военной. Благодаря чему этот неграмотный человек стал именно «Потрясателем Вселенной»?

Мы имеем сведения его наружности: высокий рост, крепкое телосложение, широкий лоб, длинная борода. С дарованием полководца он соединял организаторские способности, непреклонную волю, самообладание, которого не могли поколебать ни неудачи, ни оскорбления, ни обманутые надежды. Щедростью и приветливостью он обладал в достаточной степени, чтобы сохранить привязанность своих сподвижников. Не отказывая себе в радостях жизни, он в противоположность своих потомков, оставался, чужд излишеств, несовместимых с деятельностью правителя и полководца, и дожил до преклонных лет, сохраняя в полной силе свои умственные способности. Чингисхан был лишён всякого образования, не имел времени усвоить те знания, которым велел обучать своих сыновей, до конца жизни не знал другого языка, кроме монгольского.

Нет основания, полагать, что он с самого начала стал задаваться обширными завоевательными планами; все его войны вызывались событиями. Смуты, среди которых выдвинулся Чингисхан, не могли окончиться иначе, как объединением Монголии, которое всегда влекло за собой нападение кочевников на Китай, походы на запад были вызваны преследованием, бежавших врагов, необходимостью получать товары с запада.

Идея всемирного владычества появляется у монголов только при приемниках Чингисхана. Основные начала устройства империи были заимствованы из сферы кочевого быта, понятие родовой собственности перенесено из частноправовых отношений в область государственного права; империя считалась собственностью всего ханского рода; ещё при жизни Чингисхана его сыновьям были назначены уделы. Благодаря созданию гвардии, он имел в своём распоряжении достаточное число испытанных людей, которым мог без опасений поручать военное управление в отдалённых областях. При устройстве гражданского управления он должен был пользоваться услугами покорённых народов. По-видимому, он хотел освободить от этого своих преемников. Иначе как объяснить принятую им меру по обучению монгольских юношей уйгурской письменности. Монголы пользовались услугами персидских, китайских чиновников. Других приобщений к цивилизации народов не было. По его мысли монголы ради сохранения своего военного преобладания, должны были по-прежнему вести кочевую жизнь, не жить ни в городах, ни в сёлах, но пользоваться плодами труда земледельцев, ремесленников.

Военными успехами монголы были обязаны далеко не только численности своего войска, а организацией, дисциплиной и тактикой.

Административная система, созданная при Чингисхане, была приспособлена к осуществлению этих целей. Низшей административной единицей была признана группа аилов, могущая выставить десять воинов. Далее шли группы аилов, выставлявшие по 100 воинов, по 1000 воинов и, наконец, по 10 тыс. воинов. Все взрослые и здоровые мужчины считались воинами, которые в мирное время вели своё хозяйство, а в военное время брались за оружие. Такая организация обеспечила Чингисхану возможность увеличить свои вооруженные силы примерно до 95 тыс. воинов.

Дисциплинированность позволяла атаковать сомкнутым строем и таким образом одерживать верх над численно превосходящими, но плохо построенными рядами противника. Стандартной тактикой монгольского войска был охват целым крылом своего войска фланга противника для нанесения удара с тыла. Папский посланец Иоанн де Плано Карпини, побывавший на родине монголов после их вторжения в 1240 году в Центральную Европу, утверждая, что европейским князьям не устоять перед вторым таким нашествием, если они не заимствуют у врага его методы ведения военных действий. Большим преимуществом была подвижность войска. Во время походов они вели с собой такое количество лошадей, чтобы каждый воин мог ехать на свежем коне в течение трёх-четырёх дней подряд. Как только первоначальное сопротивление противника было сломлено, монголы захватывали его территорию с огромной скоростью. Самые широкие реки не представляли для них серьёзного препятствия, они форсировали их на складных лодках, которые возили за собой как стандартное снаряжение.

Чингисхан решительно отказался от организации войска по родовому и племенному принципу. Разделив своё войско на десятки, сотни, тысячи, тумены, он назначил командиров из приближённых и нукеров. Таким образом, войско было оторвано от старой родоплеменной основы. Это дало толчок к слиянию родов и племён в единую народность.

Специально сформированный вооружённый отряд телохранителей кэшик пользовался исключительными привилегиями и предназначался главным образом для борьбы против внутренних врагов хана. Кэшиктены подбирались из нойонской молодёжи и находились под личным командованием самого хана, будучи по существу ханской гвардией. Для начала в отряде числилось 150 кэшиктенов. Кроме того, создан особый отряд, который должен был всегда находиться в авангарде и первым вступать в бой с противником. Он был назван отрядом богатырей.

Став великим ханом, Темучин превратил маленький гвардейский отряд (кэшик) в десятитысячный гвардейский корпус, сохранив при этом в неприкосновенности все его привилегии и аристократический принцип комплектования. Этот корпус всегда находился при особе великого хана, признавал и выполнял лишь те приказы, которые исходили лично от него: хан был непосредственным командующим кэшика.

После того как Темучин стал всемонгольским повелителем, его политика ещё ярче стала отражать интересы нойонства. Хищным и алчным нойонам нужны были такие внутренние и внешние мероприятия, которые способствовали бы закреплению их господства и увеличению их доходов. Новые завоевательные войны, ограбление богатых стран должны были обеспечить расширение сферы феодальной эксплуатации и укрепление классовых позиций нойонов.

Вся деятельность Темучина отражала интересы нойонов. Стремясь обеспечить себе полную их поддержку, он учредил своеобразный двор с многочисленным штатом придворных чинов, назначавшихся из нойонов разных ро- дов и племён. Так появились заведующие ханскими табунами, ханскими стадами, ханскими кибитками, кравчие, носители ханского стула и т. п. , темучин узаконил институт дарханов – лиц, за особые заслуги освободившихся от всех поборов и повинностей, а также от наказания за девять самых серьёзных проступков.

Отдельные сотни, тысячи и тумены вместе с территорией для кочевания отдавались во владение тому или иному нойону. По своему характеру это было таким же феодальным пожалованием, какие ещё до образования государства стали обычными во взаимоотношениях между нойонами и нукерами. Но теперь это превратилось в государственную систему. Великий хан, считая себя собственником всей земли в государстве, раздавал землю и аратов во владение нойонов, с условием, что те будут за это исправно выполнять определённые повинности. Важнейшей повинностью была военная служба. Каждый нойон был обязан по первому требованию сюзерена выставить в поле положенное число воинов. Нойон в своём уделе мог эксплуатировать труд аратов, раздавая им на выпас свой скот или привлекая их непосредственно к работе в своём хозяйстве. Мелкие нойоны служили крупным нойонам. Так при Чингисхане были заложены основы военно-ленной системы в Монголии.

Чингисхан разделил страну между членами своего рода. Он выделил в удел своей матери и младшему брату в совместное владение 10 тыс. аилов, другому брату - 4 тыс. , третьему - 1,5 тыс. аилов; сыновьям своим он дал, Джучи – 9 тыс. аилов, Джагатаю – 8 тыс. , Угэдэю и Толую – 5 тыс. аилов. Подобные же уделы хан выделил всем своим ближайшим сподвижникам.

При Чингисхане было узаконено закрепощение аратов, запрещён самовольный переход из одного десятка, сотни, тысячи или тумена в другие. Этот запрет означал, уже формальное прикрепление аратов к земле нойонов – за откочёвку из владений арату, грозила смертная казнь.

Организация империи. Система управления империей основывалось на своде законов, называвшемся «Великой ясой». Из сохранившегося фрагмента этого свода законов складывается впечатление, что яса была сплавом монгольского обычного права со сделанными самим Чингисханом дополнениями. К числу первых относится, например, запрет тыкать ножом в огонь, чтобы не нанести оскорбление духу домашнего очага. Особенно интересна яса, освобождавшая священнослужителей побеждённых народов от уплаты налогов, несения военной службы и принудительного труда. Это положение хорошо согласуется с готовностью монголов брать к себе на службу чиновников всех национальностей и верований. Сам Чингисхан держал при себе советниками мусульман и китайцев. Его блестящий первый министр Елюй Чуцай был представителем одного из аристократических родов киданей. Считается, что именно по его совету монголы прекратили поголовное истребление осёдлого населения и стали использовать таланты покорённых народов для управления своей империей. В Персии при Ильханах высоких должностей достигали не только мусульмане, но и христиане, и евреи, а в период правления Хубилая, внука Чингисхана, администраторов набирали по всей империи и в Европе.

Чингисхан разделил страну на два «крыла». Во главе правого крыла он поставил Боорчу, во главе левого – Мухали, двух своих наиболее верных и испытанных сподвижников. Должность и звания старших и высших военачальников – сотников, тысяцких и темников – он сделал наследственными в роду тех, кто своей верной службой помог ему овладеть ханским престолом.

Границы империи после Чингисхана не только не сократились, но значительно расширились, и по обширности монгольская империя превзошла все, когда-либо существовавшие государства. Единство империи сохранялось 40 лет после смерти Чингисхана; господство его потомков в государствах, образовавшихся после распадения империи, продолжалось ещё около ста лет. В Средней Азии и Персии и в настоящее время сохранились многие должности и учреждения, введённые в этих странах монголами. Успех деятельности Чингисхана объясняется только его гениальными природными дарованиями; у него не было ни предшественников, которые бы подготовили для него почву, ни сподвижников, которые бы могли оказывать на него влияние, ни достойных преемников. Как монгольские военачальники, так и находившиеся на монгольской службе представители культурных наций были только орудием в руках Чингисхана. Ни один из его сыновей и внуков не наследовал его дарований; лучшие из них могли только продолжать в том же духе деятельность основателя империи, но не могли думать о переустройстве государства на новых началах, сообразно требованиям времени; для них, как для их подданных, заветы Чингисхана были непререкаемым авторитетом. В глазах современников и потомства Чингисхан был единственным создателем и устроителем монгольской империи.

Каждый шаг Великого Потрясателя сопровождался разрушением городов, поголовным уничтожением населения и реками крови. Поголовное истребление населения многих городов и сёл в целях устрашения противника были политикой, сознательным методом ведения войны. В мусульманских источниках зафиксировано более трех десятков «всеобщей резни» при взятии городов. Но зачастую вместе с городом вырезали и всё население в окрестных селениях. Пленные писцы подсчитывали число убитых. Порой только этот подсчёт занимал несколько дней. Даже его старший сын Джучи не одобрял жестокость отца. Поистине нашествие явилось военно-политическим и моральным потрясением средневековья в целом.

Плано Карпини писал: «Во время же войн они убивают всех, кого берут в плен, разве только пожелают сохранить кого – нибудь в качестве рабов».

Массовый террор преследовал цель запугать, деморализовать противника, и такая тактика приносила плоды. Поэтому сила монгольской армии состояла не только в ней самой, но и вне неё.

Таким образом, оценка личности и наследия Чингисхана дело не простое, и не по всем вопросам может быть найдено сразу однозначное решение. Нельзя отрицать его роль в объединении племён, он стал героем эпоса и преданий. Не подлежат ревизии его ум, воля, талант, организаторская и реформаторская деятельность. Если бы силы монгольской народности были направлены на решение не завоевательных целей, то монгольское государство достигло гораздо большего.

Абылай хан - человек тысячелетия

В 1999 году решением Общественного совета, образованного Международным фондом Абылай хана, Казахским обществом охраны памятников истории и культуры и фондом «Алтын Адам» Абылай хан был провозглашён «Человеком тысячелетия». Крупный государственный деятель, прославленный полководец и герой, признанный всеми тремя казахскими жузами, искусный дипломат XVIII века, имя Абылая вошло в энциклопедии многих стран мира, в том числе в энциклопедическом словаре издательства «Брогауз-Ефрона».

Он был ключевой фигурой истории XVIII века. В русских летописях его называли «царевичем сибирским».

С обретением Казахстанской независимости интерес к личности Абылая резко возрос. В августе 1991 года в связи с 280-летием со дня рождения состоялась научно-теоретическая конференция, на который впервые была обоснована необходимость пересмотра стереотипов об этой личности, сложившихся в советское время.

Чтобы понять и оценить характер его деятельности нужно представить эпоху, в которой он жил.

Личность Абылая как государственного деятеля сформировалась в начале XVIII века. К тому времени Казахстан занимал огромную территорию, но не представлял единого централизованного государства. Скотоводство, составлявшее экономическую основу общества, переживало кризис. В упадок пришли города, расположенные по Шелковому пути. Древние караванные по трассы через города Семиречья и Южного Казахстана потеряли прежнее значение в связи с перемещением торговых путей на моря и океаны. Эти районы подвергались грабежу со стороны южных соседних государств.

Следствием этого явилось ухудшение положения шаруа, сокращение поступлений в государственную казну.

Удобное географическое положение, природные богатства сделали Казахстан ареной крупных исторических событий. В связи с ослаблением власти активизировались агрессивные действия сопредельных государств, особенно Джунгарии. Усиление этого государства связано с политикой хунтайджи Цевана Рабтана, который укрепил государственную власть, создал боеспособную армию, поднял экономику, поощряя как скотоводство, так и земледелие. Армия джунгар была сильной в военно-техническом отношении. В этой стране работали заводы по выплавке железной руды и цветных металлов. На вооружении кроме холодного оружия были ружья и пушки. Казахский историк М. Тынышпаев отмечал, что сержант шведской артиллерии Иоган Густав Ренат, попавший в плен к русским под Полтавой, «будучи эвакуирован в Тобольск, принял участие в известной экспедиции Бухгольца вверх по Иртышу,пробыл у калмыков до 1733 года, научил их плавить железную руду, лить пушки, снаряды, устроил даже типографию».

В начале XVIII века джунгары активизировались в Казахстане, так как с севера усилилась колонизация Российской империей, а с востока наступали китайцы. В феврале-марте 1723 года джунгары со страшной силой жестокости обрушились на кочевья Старшего и Среднего жузов. Вся хозяйственная жизнь оказалась парализованной: пустели города, нарушились маршруты перекочёвок, деформировались связи между кочевыми и земледельческими центрами.

В этой ситуации потребовался человек, способный восстановить полуразрушенную систему государственности. Таким человеком стал Абылай.

Согласно многочисленным сказаниям родился он в 1711 году в семье султана Уали, потомка Джучи, старшего сына Чингисхана, а нарекли его именем Абильмансур. Дедом его был Абылай, знаменитый воин.

Абильмансур повторил путь основателя родословной. Как и Чингисхан, будучи выходцем, из родовитой семьи, он рано становится сиротой. По некоторым сведениям отец был убит в бою, а других родственников убили враги. Лишь одного Абильмансура спас слуга по имени Ораз. Именно он увёл мальчика в Уренч, затем в Туркестан. Когда Абильмансур станет султаном Абылаем он примет личное участие в судьбе Ораза, потомки которого живы и сейчас живут в Акмолинской области. Под именем Сабалака Абылай скитался в степных просторах, пас скот у Толе-би, работал слугой у султана Абулмамбета, табунщиком у бая Даулетбая. Как распознали в нём знатного юношу? Помогла женская наблюдательность. Жена Толе-би говорила ему: «Этот Сабалак совсем не тот за кого он себя выдаёт. Ты сам это чувствуешь».

Участвуя в сражения, сначала как рядовой воин, он совершал подвиги, проявляя необыкновенную храбрость и хитрость, особенно в единоборствах. Самой крупной победой, принесшей ему всеобщую известность была Аныракайская битва, которая закончилась полным поражением джунгар. Хан Абулмамбет назначает его правителем Среднего жуза под именем Абылай. Так имя деда и боевой клич «Абылай!» превратились в имя, с которым он вошёл в историю. А в 1733 году он избирается предводителем племени аргын того же жуза. Именно этому племени, согласно исторической традиции, поручалась защита рубежей страны, а их тамга доказывает это утверждение.

Его знаменосцем был Татикара (1705-1780) - знаменитый акын, которого во многих учебниках называют жырау. Так Абылай становится влиятельным и авторитетным деятелем казахской степи. Молодой султан оценил соседство Казахстана с Россией и Китаем, что позже вылилось в политику «двойного подданства». Сегодня, обсуждая эту проблему, высказываются разные точки зрения, вплоть до того, что он поступился независимостью государства. Нам представляется, что события последующих лет показали, насколько это был мудрый шаг. На самом деле Абылай знал достоинства и недостатки соседних государств и мастерски лавируя, оставался независимым. Присяга России и Китаю, породнение с джунгарским домом «женитьба на племяннице Галдан-Церена» это шаги не, сколько личных целей а, сколько интересов своего ханства. В 1771 году избирается ханом среднего жуза, власть которого распространялась на всю казахскую степь.

Е. Бекмаханов писал: «В 1731 году он стал помощником хана Абулмамбета, от имени которого он правил страной почти 40 лет, лишь после его смерти Абылай стал ханом, официально признанным как Россией, так и Китаем». 23 февраля 1778 года Абылай просил Екатерину II утвердить его ханом. Однако объединение казахов всех трёх жузов в одно государство не входило в планы царского правительства. Следуя принципу: разделяй, и властвуй, Екатерина II отказалась признавать Абылая ханом всех трёх жузов, а утвердила его ханом лишь Среднего жуза (25 сентября 1778 года). Поэтому он категорически отказывался от принесения присяги в Петропавловске и принятия положенных даров от царского правительства. Масштаб его личности заключается ещё в том, что он стал ханом не по наследству, а благодаря своему авторитету, личным способностям.

Природный ум, воинская отвага, организаторский талант, личные качества позволили ему стать выдающимся государственным деятелем. Он говорил на семи языках. Будучи в джунгарском плену, он выучил их язык, что сыграло роль впоследствии. Он высоко ценил ум, талант, отвагу в других людях и окружал себя такими советниками. Установил справедливые законы, систему управления страной, которая держалась на авторитете самого Абылая. Не случайно после смерти Абылая Казахское ханство распалось на уделы.

При его жизни расцвела приграничная торговля, крайней редкостью стали случаи разбоя и барымты. Он всячески поощрял земледелие, переход казахов к осёдлому образу жизни.

Абылай постоянно укреплял армию, её основу составляла боевая конница.

Он был сыном эпохи XVIII века, выразив чаяния народа в тот исторический период, поднялся над межродовыми распрями. Независимость Казахстана - реалии сегодняшнего дня. Эти веские слова перекликаются с идеалами, которыми руководствовался Абылай хан в XVIII веке.

Шокан и Макы - предки моей семьи

Шокан Уалиханов - один из первых казахских просветителей, демократов, являлся выдающимся учёным - востоковедом. Выходец из среды кочевого народа он сумел подняться до вершин научного и общественного прогресса и занять почётное место в рядах учёных, стать у истоков Казахстана - российского востоковедения. Его научная, общественно - политическая и литературная деятельность приходится на 50-60 годы Х IX столетия.

С детства в нашей семье было много рассказов о нём и его брате Абильмакыжане (Макы). Вот теперь появилась возможность глубже изучить их жизнь, деятельность, мысленно погрузиться в эпоху современниками которой они были.

В нашей семье из поколения в поколение передаются рассказы об Айганым - бабушке Шокана, Макы их братьев и сестёр. Её отец был известен как богослов, окончивший высшую духовную семинарию в г. Бухаре, и как наставник, обучавший детей в медресе. Это учебное заведение окончила Айганым, что в те годы было редкостью.

Когда на неё обратил внимание Уалихан ей шёл 19 год. Разница в возрасте 43 года не очень смущала обоих. Уали переехал с молодой женой в урочище Сырымбет, где прожил до своей кончины в 1819 году. Ханша стала фактическим правителем в Среднем жузе, вплоть до упразднения ханской власти. Она оказала огромное влияние на своего внука Мухаммада-Ханафию, назвав его Шоканом. Именно для неё по разрешению Александра I строилась усадьба в Сырымбете.

Есть в биографии Шокана спорный вопрос - о месте его рождения. В учебниках истории записано - крепость Кушмурун. Однако Кадыржан Кабиденович Абуев в очерке «Ч. Ч. Валиханов и Г. Н. Потанин», ссылаясь, на мнение П. П. Семенова Тянь-Шанского доказывает, что он родился в Сырымбете.

Получив образование в Омском кадетском корпусе, лучшем учебном заведении Сибири того времени, Шокан овладел несколькими восточными и европейскими языками. Ему выпала честь впервые ознакомить русскую и мировую науку с современным политическим положением нашего края, а также собрать ценные сведения по истории и этнографии, экономике, географии и других отраслей знания, касающихся Восточного Туркестана.

Один из самых драматичных периодов его жизни - путешествие в Кашгарию. Знакомство с материалами этого эпизода словно приключенческий роман увлекает с первых страниц. Подготовка к путешествию, само путешествие, сбор материалов - это гражданский поступок Шокана, направленный на «добы- вание» ценной, доселе неизвестной научной информации.

Путешествие готовилось в обстановке строгой секретности и планировалось на конец весны начало лета 1858 года. Но только в сентябре с риском для жизни в составе торгового каравана Шокан в течение нескольких месяцев собирал уникальный материал, который и сегодня не утратил своего научного значения. Написанные после возвращения труды по глубине анализа, новизне исторических и иных фактов, мастерскому литературному изложению явились крупным вкладом в мировое востоковедение, в изучение Центральной Азии.

4 мая 1860 года в квартире Русского географического общества близ Певческого места в г. Санкт-Петербурге действительный член общества Ш. Уалиханов сделал сообщение о своём путешествии в Кашгар.

«Очерки Джунгарии» принесли Уалиханову научную и литературную известность, на них обратили внимание европейские учёные, откликнулась европейская печать, прежде всего немецкая.

В Германии, Франции, Англии велись работы по переводу с иностранных языков и изданию наиболее важных трудов, посвящённых Средней Азии и Казахстану. Профессор Берлинского университета Георг Адольф Герман (1806-1877) организовал «Архив научных знаний о России», где в 50-60-х гг. XIX века печатались материалы по истории и культуре народов Средней Азии и Казахстана. В одном из них сообщалось о посещении её Уалихановым Ш. Там же, приведены выдержки из его работ.

В романе Ж. Верна «Клодиус Бомбарнак» (1893) сообщается о казахах, упоминаются исследователи и путешественники, писавшие о Казахстане. Ему была известна трагическая судьба крупного учёного Адольфа Шлагинвейта (1829-1857), погибшего во время кашгарского путешествия. Осведомлённость известного фантаста о гибели учёного наводит на мысль о знакомстве писателя с сообщениями Ш. Уалиханова о Кашгарии.

Французский публицист Эмиль Жанво писал: «благодаря трудам русского офицера Уалиханова мы имеем теперь драгоценные данные для истории, и уяснения политического положения Китайской Татарии».

Работая над капитальным трудом о родословии казахов, Шокан сопоставлял сведения из восточных источников, из русских летописей с казахскими преданиями.

С большой тщательностью восстановил в своём труде родословное древо казахских ханов и султанов, начиная от Барака. Он также изобразил и родословное древо хана Уали, включив туда своих братьев и себя - Мухаммада-Ханафию. До сих пор исследователи пытаются найти документы, свидетельствующие о поездке Шокана в Париж. У этой версии есть свои союзники и противники.

Из Кашгарии он привёз четыре рукописных текста: «Тазкиран Султан Сутук Бугра - хан», «Тазкиран Туглук Тимурхан», «Рашахат айнель хаяты» («Капли просачивающиеся из источника жизни»); «Абу - Муслим Марузи» - роман подлинных исторических событиях в Хорасане и Мерве. Несмотря на научные заслуги, правительство устраивает за ним слежку. Его денщик Сей- фулмулюков был платным агентом царской охранки. Об этом Шокан пишет в письме 18 июня 1859 года.

А ведь Шокану впервые после Марко Поло (1603) удалось побывать в этой малоизвестной стране и написать знаменитый труд «О состоянии Алтышара». Труд был высоко оценен востоковедами и переведён на английский язык.

Ш. Валиханов был вызван в Петербург, встречен как отважный путешественник и знаток жизни народов Средней Азии и Казахстана, награждён Орденом св. Владимира и повышен в должности.

Нашлись «доброжелатели», которые очернили этот период жизни, якобы в Кашгарии Валиханов не был, жил в горах, а, возвратившись в Омск, сочинил чепуху.

«Я вижу теперь, что трудно одному бороться со всеми, что истина, как бы ни была светла, не может изгнать самых неверных заблуждений, когда они освящены временем».

Шокан смотрел далеко вперёд и утверждал, что для процветания народу нужны свобода и знания. Независимый Казахстан прокладывает своей настоящей историей именно этот путь. Когда-то наш предок не выдержал военных сцен, устраиваемых в родных для Шокана местах, разошелся во взглядах с полковником Черняевым и вернулся в Верный, не продолжив аулиеатинского похода. Потому что он, глубоко зная историю своего народа, уважая обычаи и традиции, много сил отдал служению в его благо.

У Шокана был божественный дар художника. Не получив специального образования, он превосходно рисовал. Его рисунки в основном иллюстрировали его научные статьи. Впечатляет достоверность каменных изваяний на реке Аягуз и у гробницы Козы Корпеш и Баян Сулу, типы уйгуров Туркестана, одежда, причёски женщин и т. п. Оставляет огромное впечатление рисунок городских ворот Кашгара, где на столбах прикреплены клетки с отрубленными головами. А сколько карт и схем, прорисованных выразительно и достоверно.

Шокан имел необычайно широкий круг общения, легко сходился с людьми. Он чувствовал сильных и талантливых людей, тянулся к ним. В дружбе сохранял верность, во взаимоотношениях - искренность. Гений русской литературы, тонкий психолог Ф. М. Достоевский, поэт Апполон Майков, писатель и поэт Всеволод Владимирович Крестовский - были друзьями учёного.

Достоевский писал ему: «Вы первый казах - образованный по-европейски вполне. Судьба же Вас сделала вдобавок превосходным человеком, дав Вам душу и сердце». Или ещё « Я Вам объявляю без церемонии, что я в Вас влюбился, я нигде и ни к кому, даже не исключая родного брата, не чувствовал такого влечения, как к Вам, и Бог знает, как это сделалось».

Его труды получили заслуженное признание его современников и потомков. В них есть точные заключения и непосредственные наблюдения, сохранившиеся в народной памяти сведения о событиях прошлого. Он был, сыном своей земли зная традиции, народные предания, имел документальные материалы. Это дало ему возможность глубоко и правдиво осветить самые трагические и малоизвестные моменты истории Казахстана.

Шокан прожил до обидного мало - всего двадцать девять лет. Но оставил после себя литературное и научное наследие. Его произведения нужно читать и перечитывать и каждый раз открывать новые грани суждений, человечность и гуманность выводов.

Академик Н. И. Веселовский восхищался переводом эпоса «Манас»: «Как превосходно усвоил Валиханов русский язык, и до какой степени силы и образности умел передавать по-русски сжатую киргизскую печать».

Сколько бы высоких знакомств ни заводил в Петербурге правнук Аблая, штабс - ротмистер султан Уалиханов, сколько бы он ни рассказывал о кашгарских приключениях, восточном деспотизме, он и пальцем не пошевелил ради своей карьеры.

В Петербурге Шокан отказался от первоначального плана поступить на восточный факультет университета. Ему там незачем терять время - всё, чему учили на факультете, он успел постичь, либо, зная как можно постичь, не высиживая на студенческой скамье. Поэтому он записался лишь на некоторые университетские лекции.

Публицист Н. М. Ядрищев описывает его портрет «Узенькие глаза его сверкали умом, они смотрели как угольки, на тонких губах всегда блуждала ироническая улыбка, Это придавало ему нечто Лермонтовское и Чайльд-Гарольдовское. Разговор всегда отличался остроумием. Острил он зло, я редко встречал человека, с таким острым, как бритва языком». Г. Н. Потанин сравнивал своего друга с солнышком, которое закатилось, когда уехал Шокан. Шокан отвечал друзьям взаимностью.

В этот круг он вводит своего брата Макы, который был младше его. Он обучался в Санкт-Петербурге в Императорском Воспитательном доме и являлся прадедом моего отца. Получению Макы блестящего образования способствовал его гениальный брат. Макы прекрасно рисовал, занимался резьбой по дереву, каллиграфией и многими видами прикладного искусства. По свидетельству Г. Потанина, Макы «в Петербурге пробыл 11 лет, так что из всех сыновей султана Чингиса это был самый «обруселый». Когда он наезжал домой в Кокчетав, в русском клубе его принимают за приятного гостя: его любят за общительный характер и его галантное обращение. Не случайно Крестовский В. В. (автор романа «Петербургские трущобы») интересовался портретом Макы: «Я взял портрет Макы для снятия с него фотографии», - писал он Чокану. К сожалению, архив В. В. Крестовского до настоящего времени не сохранился. А сколько бы интересных сведений о Шокане и Макы, о петербургском периоде их жизни мы узнали!

Макы - единственный из Уалихановых не кочевал, предпочитая жить в Сырымбете.

Григорий Потанин, друг Шокана, оставил воспоминания о том, что надеялся подружиться с Макы, что он будет ближе ему из всех четырёх братьев Шокана. Но, увы, они не подружились. Потанин объяснил это тем, что он не умеет говорить знаками с глухонемыми.

Остаётся только сожалеть об этом, в противном случае мы имели бы больше информации о первом казахском скульпторе и художнике.

Работы Макы демонстрировались на Петербургской выставке ориенталистов. Он решил, было поехать на выставку сам, но затем отказался, сославшись на слабое здоровье и домашние обстоятельства.

Макы был одарённым от природы, и только физический недостаток - помешал в полной мере раскрыться его таланту. В письме Степному генерал-губернатору сам Макы писал: «Моё природное призвание-это собственное искусство: рисование, черчение и каллиграфия, которым я даже горжусь».

Наследием Шокана и Макы интересовался Ярослав Игоревич Крестовский (внук В. В. Крестовского). Их «святое семейство» (по выражению Ярослава Игоревича) имеет богатую историю: но это уже другое исследование. Важно, что и в 21 веке тянется связь, основанная Макы и Шоканом.

В связи со 170-летним юбилеем Шокана в ноябре 2005 года полностью повторён маршрут его экспедиции. Это сделали учащиеся школы №8 г. Текели под эгидой акимата Алматинской области.

I. Повторение маршрута 1856 года, который проходил по Алма-атинской области.

II. Поездка в Омск, Лепсинск и Капал.

III. Участники повторили киргизскую часть маршрута 1856 по р. Чилик; до Бартогайского водохранилища, затем по долине реки Женешке, далее по рекам Мерке и Каркара, через перевал Сынтас в Киргизию, к реке Тюп, через перевал Саты (3275м). В планах этой группы - повторение маршрута двух китайских экспедиций.

Связь времён продолжается. Эхо отдалённых эпох раздаётся и в наши дни. Через генеалогию мы узнаём о переломных моментах истории, в которых участвовали наши предки. Занятия этой наукой восполняют проблемы в сфере воссоздания преемственности прошлого и настоящего.

Генеалогическое древо, составленное Шотой Едрисовичем Валихановым.

Исследуя генеалогическую схему, составленную Магофурой Садвокасовной Макеновой, удалось подтвердить, что исторические явления разных эпох отразились на судьбах наших родственников. Среди них есть участники Великой Отечественной войны, работники тыла, государственные служащие, медики, учителя, инженеры.

Макы имел трёх сыновей: Едриса, Касыма, Садвокаса.

Едрис учительствовал около пятидесяти лет. У него было два сына: Турсын и Шота. Турсын прекрасно рисовал, был признанным лидером среди сверстников. Ранняя смерть (в 22 года) не дала возможности раскрыться его таланту. Шота - художник, архитектор, общественный деятель. Он стоял у истоков Союза Архитекторов Казахстана, является президентом «Общества охраны памятников Казахстана» и Международного фонда «Абылайхан», поэт, драматург. Шота Уалиханов - исследователь в области истории и литературы. Он наладил связь с потомками друзей Шокана - Достоевскими и Крестовскими.

Им разработаны варианты флагов, гербов, орденов, медалей Независимого Казахстана. Свой талант и умение он приложил в создание Герба Республики Казахстан, утверждённого Верховным Советом 4 июня 1992 года.

Касым был рабочим, не получил образования, так как рано умер. Его ветвь продолжает сын Хайролла, участник Великой Отечественной войны, награждённый орденами Красной Звезды, Отечественной войны II степени. Его линию продолжают сын Сабит - работник КГБ, ныне пенсионер, внуки Орал и Тимур.

Садвокас был рабочим. Имел двух сыновей Калтая и Рашита. У Калтая - четверо сыновей. Рашит имеет троих сыновей - Турсун, Ерсын, Журсын.

Фамилия Макеновы нам досталась от имени Макы, как называли Абильмакыжана.

Оценка потомков зависит от масштабов личности, её деяний. Примечательной чертой наших предков является вклад в развитие Казахстана в протяжении нескольких веков. Работа над проектом заставила восхищаться и переживать, анализировать и сравнивать. Появилась огромное желание постигать то, что оставили очевидцы потомкам. А нам дана возможность пользоваться этой информацией. Особенный интерес возник к тем явлениям и процессам, которые прежде замалчивались, либо очернялись или наоборот покрывались сияющим глянцем.

Генеалогия должна быть связующей нитью между прошлым и настоящим, помогать будущему.

Гражданский подвиг Е. Бекмаханова

Память потомков пристрастна. Одних исторических деятелей она превозносит, наделяет необыкновенными достоинствами и усматривает в каждом шаге признаки величия. Других, напротив, безоговорочно предаёт забвению. Но бывает, что знаменитая некогда личность забывается по приказу «сверху», под давлением идеологических догм.

Так случилось сразу с двумя представителями нашего генеалогического древа. Хотя их разделял вековой отрезок времени, но забыты они были одновременно. Причина столь необычного явления в том, что часто принято делить исторические личности на «положительные» и «отрицательные», когда сталкиваемся с деятелями, не укладывающимися в эту схему, определённую официальной идеологией, теряем объективность. Однако когда восторжествовала справедливость, их яркие образы надеемся, будут принадлежать векам последующим.

Ермухан Бекмаханов гражданин и историк с большой буквы. В год его 90-летия и накануне 70-летия кафедры истории Казахстана в Казахском национальном университете им. Аль-Фараби следует обратиться к биографии учёного. В его жизни был невероятный клубок политических, научных и человеческих перипетий, которых бы хватило на остросюжетный роман. В наше время его называют человеком – легендой, сильной личностью и верным своим принципом историком. И нет среди столь высоких определений ни одного такого, которое не соответствовало бы истине.

В годы Великой Отечественной войны в Алма-Ату из Москвы и Ленинграда был эвакуирован большой корпус советских историков. Тогда было принято решение готовить фундаментальное издание «История Казахской ССР» с древнейших времён до настоящего времени, то есть до 1943 года. Координатором между ними и отделом пропаганды ЦК КП Казахстана стал историк республиканского Наркомпроса 26-летний выпускник Воронежского педагогического института Ермухан Бекмаханов. Он вливается в ряды исполнителей фундаментального труда, с блеском пишет главу о национально-освободительном характере движения Кенесары Касымова против колониальной политики царизма и защищает кандидатскую диссертацию в 1943 году в г. Москве. Затем, развивая тему, пишет книгу «Казахстан в 20-40 годы XIX века». В октябре 1946 года в Институте Истории, АН СССР защищает докторскую диссертацию. На защите присутствовали знаменитые земляки-казахстанцы: Бауржан Момыш-улы, Малик Габдулин. А когда вошёл в зал Каныш Сатпаев « сидящие в президиуме историки в звании академиков – Греков, Дружинин, Панкратова – склонили перед ним головы.

Как вспоминает супруга учёного: «Все члены диссертационного совета, за исключением одного, проголосовали «за»». Но утверждения докторской ему пришлось ждать долгих два года, потому что сразу после защиты лавиной по шли анонимки». Его обвиняли и в идеализации хана Кенесары и в плагиа- те. Большую роль сыграла поддержка К. И. Сатпаева, который хотел, чтобы в республике во всех областях науки появились по-настоящему талантливые учёные.

После блестящей защиты Е Бекмаханов был удостоен учёной степени доктора и звания профессора первым не только в Казахстане, но и в Средней Азии. В том же году его назначают заместителем директора новообразованного Института истории, археологии и этнографии только что открывшейся Академии наук Казахской ССР. Это был поистине триумфальный взлёт молодого дарования и заслуженное признание его исторической концепции в освещении истории Казахстана XIX века.

Однако обстановка в Казахстане и в Москве складывалась не в пользу. Это была эпоха «холодной войны» и всё громче звучала идея добровольного присоединения «малых народов» к России и прогрессивных последствий этих актов. Настоятельно требовалось приглушить тему экспансии, начиная с истории. Колониальная политика царизма отходила на второй план, и какие бы то ни было выступления против них, считались реакционными. А освободительные движения, входящих в Российскую империю народов и поднимавших вопрос сохранения государственности квалифицировались как феодально-монархические. В духе злобных нападок была написана небольшая брошюра Т. Шоинбаева «Против националистических извращений в освещении реакционного феодально-монархического движения Кенесары Касымова», который писал, что «Правда» разъяснила и показала, как надо правильно, с марксистско-ленинских позиций ставить и разрешать вопрос о национальных движениях в Казахстане.

Личность Кенесары Касымова почти на полвека была либо вычеркнута из учебников истории, либо освещалась однобоко с националистических позиций. А между тем он выступил на историческую арену как продолжатель дела Абылай-хана в условиях, когда наступление царских войск угрожало независимости трёх жузов Казахстана которые, несмотря на принятие «Устава о сибирских киргизах» и «Устава об Оренбургских киргизах», продолжали сохранять политическую обособленность. Кенесары понимал, что борьба с такой могущественной державой как Россия, требует объединения сил трёх казахских жузов.

Восстание носило прогрессивную роль в истории народа.

Бекмаханов в своей книге раскрыл национально-освободительный характер движения, показал массовое участие в нём казахского народа.

Таким образом, антиколониальное восстание султана Кенесары не укладывалось в прокрустово ложе, продиктованной сверху официальной истории, и Бекмаханов угодил в поборники буржуазного национализма.

Не помогла высокая, убедительно аргументированная оценка ведущих историков страны-академиков Панкратовой и Грекова, входивших с ними в группу создателей «Истории Казахстана ССР» Дружинина, Вахрушина, Вяткина, Кучкина и других, высказанная во время специально организованной в Институте истории АН СССР (Москва) дискуссии. Анна Михайловна Панкратова писала секретарю ЦК КП Казахстана Иль- ясу Омарову: «Среди ряда историков существует переменное стремление ухудшить историю казахского народа вопреки исторической правде». Я совершенно не понимаю, почему грузинские цари или узбекские ханы могут считаться при аналогичных исторических условиях прогрессивными деятелями, а казахи должны чернить Аблая и Кенесары Касымова? Я ни в коем случае не могу стать на антиисторический путь оценки этих виднейших деятелей казахской истории, тем более что наши критики не подтверждают свои выводы решительно никакими документальными и историческими фактами.

Необоснованные преследования советских историков, Бекмаханова в частности, обсуждались в зарубежной печати. Э. Саркисянц, Б. Шпулер подчёркивают масштабы движения, характеризуют личность Кенесары, как внука Аблай хана « затмившегославу своего деда».

Западные историки указывают на то, что некоторые вопросы истории Казахстана освещаются « в соответствии с той или иной концепцией присоединения Казахстана к России».

Всё шло согласно веянию времени. Новая волна репрессий, начатая с разгрома журналов «Звезда» и «Ленинград», открыла путь политическим репрессиям против интеллигенции. Нападки на Бекмаханова становились всё настойчивее и упорнее. В том числе группа казахстанских историков старалась доказать, что в лице наука приобрела буржуазного националиста, а книга оказывает вредное влияние, как с научной, так и с политической точки зрения. Тридцать три вызова на «ковёр», выговоры, разносы, дискуссии и обсуждения, требования подчинения и покаяния – такова статистика мытарств учёного. Апогеем этой эпопеи была пятидневная дискуссия в родном академическом институте. Это была не дискуссия, а судилище, стенограмма которого уложилась на 12 печатных листа. Только пять лет назад Халима Адамовна – супруга Бекмаханова, опубликовала данную стенограмму, которая показывает расстановку сил в ходе упомянутой дискуссии.

Т. Ж. Шоинбаев и С. Е. Толыбеков больше употребляли ходовые ярлыки – «национализм», «меньшевизм», «донкихотство». В их выступлениях досталось и московским историкам за их позицию на стороне Бекмаханова.

И. У. Будовниц, Е. Д. Дильмухамедов, наоборот, хвалили книгу. Н. А. Нусупбеков; Б. Аспандияров отличались аналитическим подходом к монографии.

Ясно одно, что 20-30-е годах XIX века в Казахстане – один из сложнейших периодов в истории казахского народа. Сам автор книги вёл себя достойно. « На пути больших и трудных исканий,- сказал он в заключительном слове,- могли быть промахи и недостатки. Тем более что среди моих коллег – историков – казахов – мне выпала честь первым, набравшись смелости, пробежать марафонскую дистанцию по очень сложному и запутанному вопросу. Мне думается, что это не последний суд моей книги».

В последних словах была надежда на аргументированную оценку монографии. Но этого не случилось. Дискуссия перешла в разбирательство, а разбирательство в судебный процесс. Теперь больше говорили не о книге, а о самом историке. Приближением апогея была статья в газете «Правда» Шоинбаева, Айдаровой, Якунина с обсуждением её на партсобраниях, учёных советах, кафедрах Вузов, педсоветов школ и учебных заведений. Затем последовало изгнание из университета, исключение из партии, высылка из Алма-Аты, арест.

Весной 1951 года его сослали рядовым учителем в Нарынколь. Там он проработал всего одну четверть. Затем власти посчитали, что ему опасно проживать рядом с китайской границей и сослали в Ново - Троицк Жамбыльской области. Здесь он проработал полтора года, а 5 сентября 1952 года его взяли прямо с урока.

В результате – 25 лет лишения свободы с отбыванием срока в одном из лагерей ГУЛАГа. В лагерях он находился полтора года. Из г. Бодайбо, Иркутской области он писал первому секретарю ЦК Компартии Казахстана Шаяхметову Ж. с просьбой помочь добиться свободы и «на деле оправдать свою вину перед партией и Родиной истинным трудом». Однако, даже человек, наделённый столь большой властью, не смог помочь учёному.

Только смерть «вождя всех народов» позволила сократить срок, и приблизить реабилитацию. Его вызвали в Москву, извинились, реабилитировали. Первый свой визит он нанёс А. М. Понкратовой, которая в первую очередь позаботилась о его внешнем виде: «Чтобы ваши недруги не подумали, что вы пали духом, вы должны появиться одетым как денди». В Казахстане учёному пришлось начинать всё с нуля. Лишённый всех званий, он начал работать рядовым преподавателем. Московские друзья советовали вновь защищать диссертацию. С привлечением новых архивных материалов в 1957 году вышла книга «Присоединение Казахстана к России», которую посчитали докторской диссертацией. Ермухану Бекмаханову вернули звание профессора и кафедру истории Казахстана, которую он сам организовал.

Последние 10 лет жизни были самыми плодотворными: написаны монографии, школьный учебник по истории Казахстана, подготовлено несколько десятков учеников. В 1962 году за крупный вклад в развитие науки был избран членом-корреспондентом АН Казахской ССР. В его планах была работа над учебником по истории Казахстана для ВУЗов, монография о Чокане Валиханове, исследование истории Алаш-Орды.

Бекмаханов ушёл из жизни очень рано, а одной из главных причин этого явились годы репрессий.

Два представителя нашего генеалогического древа Кенесары Касымов и Ермухан Бекмаханов явились объектами травли. В настоящее время их имена возвращены народу. Нас радует, что историческая справедливость пришла на смену истории «забытых» имён и «белых пятен» истории.

Проведение данного исследования представляется нам очень своевременным, так как юность - это период, когда личность утверждается в жизни. Время, когда интенсивно идет выработка идеалов, стремлений, вырисовываются перспективы жизни, намечается путь по которому нужно войти в жизнь.

Не последнюю роль в процессе самоидентификации и становлении личности способен сыграть опыт предков.

Сведения о своем происхождении, полученные путем проведенного генеалогического исследования несут глубокий личностный смысл и личностную значимость в качестве положительного примера. Примеры, подчеркнутые в результате анализа жизни и деятельности представителей данного генеалогического древа ценны своей наглядностью и конкретностью.

Стремление воспитывать у себя сильную волю - одна из задач самовоспитания. Особое значение в качестве вдохновляющего примера приобретают вновь открытые в ходе нашего исследования конкретные факты образцов высоконравственного поведения предков. Это были сильные социально - значимые личности, действовавшие в разные исторические эпохи. Они воздействуют на нас не только личным примером, но и авторитетом, показывая образцы патриотизма.

Патриотизм (от греческого patrio- родина) - чувство человека, которое означает любовь и преданность к своему Отечеству. Согласно научным данным чувство имеет предметный характер.

Генеалогия, как знание родства, появилась вместе с человеческим обществом и живёт на всех этапах его развития. История чингизидов донесла до наших дней богатейшее наследие.

И сейчас, когда началось восстановление исторической памяти, необходимо помнить, что каждое поколение, вступающее в жизнь, требует собственного переосмысления прошлого. Сердцем и разумом переживаем мы за возрождение Казахстана как мощного государства, гордого своей историей, своим народом. В настоящее время благодаря трудам историков исчезают «белые пятна истории», народу возвращаются «забытые имена». Ведь именно через личность история говорит и действует.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)