Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Взлеты и падения Даниэля Дефо

Жизнь Дефо – это длинная цепь подъемов и падений: приближенность к высоким сферам политики и неоднократные тюремные заключения, популярность боевого публициста и гражданская казнь у позорного столба, невероятный литературный успех и полное лишений существование, в подполье, под чужим именем, в страхе за свою судьбу. Ему было под шестьдесят, за плечами осталось, по меньшей мере, сорок лет литературного труда, фактически жизнь была прожита, когда началась для него совершенно новая жизнь и бессмертие.

Более трехсот пятидесяти произведений принадлежит Дефо. Из этого списка, который сам по себе представляет целую книгу, все знают одно название, одно имя - Робинзон Крузо. Это даже не книга, и не персонаж, а нечто большее: человек-миф. От века к веку он существует, испытывая новые приключения, обрастая легендами. В этих словах прекрасных знатоков английской литературы М. и Д. Урновых по существу дана краткая биография Даниэля Дефо.

И хотя, как подсчитали исследователи, всех его книг, как кирпичей хватило бы на постамент памятника, который увенчала бы фигура человека в странном одеянии, в козлиной шапке и с зонтиком – Робинзона Крузо, героя произведения, обеспечившего Дефо жизнь в веках.

«Длинная цепь подъемов и падений»

Дефо о себе говорил: «Тринадцать раз становился богат и снова беден». «Некоторое время назад, - написал он однажды,- я подвел итог своей жизни в таком двустишье:

С превратностью судьбы я, как никто, знаком.

Тринадцать раз богатым был, тринадцать – бедняком.

Каждая смена правления, которых на веку Даниэля Дефо совершалось пять, отражалось на его судьбе. То славу, то падение приносила ему служба различным министерским кабинетом, враждующим между собой.

На порог тюрьмы приводил его не раз деловой рискДля жизнеописания Дефо трудно подыскать заголовок, более подходящий, чем тот, что начинается со слова «Приключения» Если на самом деле произвести в биографии Дефо некоторые подсчеты, то окажется, что, отдавая силы предпринимательству, политике и литературе, он прожил по меньшей мере три жизни. Каждая из сторон деятельности Дефо насыщена до такой степени, что в отдельности ее хватило бы на целую жизнь незаурядного человека, посвятившего себя только какому-нибудь одному занятию.

Нам показалось важным коснуться некоторых сторон его политической биографии, когда он силой слова поддерживал и защищал буржуазно- парламентский строй от посягательств аристократической реакции, написав памфлеты «Чистокровный англичанин» и «Кратчайший способ расправы с диссидентами».

Хотя бы кратко коснуться и творчества Даниэля, которое составляет целую эпоху в развитии английской прозы. По мнению специалистов английской литературы, являясь первой ступенью в истории просветительского романа, его творчество подготовило и социальный реалистический роман 19 столетия. Дефо явился зачинателем таких разновидностей жанра романа, как роман приключенческий, биографический, роман воспитания, психологический, исторический, роман-путешествие и роман-уголовный.

Даниэль Фо – таково было первоначальное имя Дефо – родился в 1661 году. Отец его, ремесленник, зажиточный мясник и владелец небольшой мастерской по изготовлению свечей, жил в собственном доме в пригороде Лондона. Гордясь необыкновенным дарованием сына, он послал его в очень знаменитую тогда школу в Ньюинг-Тон-Грин, где будущий писатель получил практические знания по истории, математике, географии, изучил французский, итальянский и испанский языки, а также латынь и древнегреческий. Однако стать проповедником он не пожелал и занялся предпринимательской деятельностью и коммерцией. Он был чулочным фабрикантом и торговым посредником по вывозу из Англии тканей и ввозу вин. Побывал, занимаясь виноторговлей, во Франции, Испании, Италии, Португалии. Впоследствии он был даже владельцем черепичного завода. Самые разнообразные коммерческие планы возникали в голове Дефо, он затевал все новые и новые предприятия, обогащался и разорялся вновь. В то же время он принимал активное участие в политических событиях своей эпохи, ибо, «его кипучий, огненный характер не мог остаться равнодушным при тех страшных религиозных смутах, которые так ужасно посетили Англию при Карле II и Якове II. Уже при Карле II он издал свое первое политическое сочинение, в котором с язвительным остроумием бичевал нелепости и жестокости преследований господствующей церкви, недовольными аристократами. В 1682 году он самовольно возвратился в Англию для борьбы против кандидатуры на престол герцога Иоркского. После открытия заговора на жизнь короля и Якова Монмут, предполагаемый глава его, хотя и был прощен отцом, но вынужден был вновь бежать в Нидерланды. По воцарении Якова, Дефо поднял знамя протестантизма, причем, нашел поддержку в английском населении, которому прокламация Монмута, призывающая к восстанию против Якова, тирана и узурпатора, обещала не только свободу вероисповедания, но и реформы. Вскоре к Монмуту присоединились крестьяне южных графств, на его сторону перешла часть неприятельской милиции, и он принял титул короля в Тоунтоне(1685). Разбитый войсками Якова, он пытался бежать, но был пойман и без суда обезглавлен в Тауэре.

О том, как Даниель Дефо оказался в рядах смелого принца Монмута, вознамерившегося захватить колеблющийся трон, биографы писателя расходятся во мнениях. Одни считают, что Дефо, находившийся по торговым делам недалеко от места высадки Монмута, по-видимому, примкнул к восстанию. Когда восстание было подавлено, Монмут казнен, а его последователи подвергнуты жестоким репрессиям. Дефо долго скрывался, опасаясь за свою жизнь. Именно в этот период он впервые изменил фамилию, добавив частицу «Де». Этим, вероятно, он надеялся сбить с толку своих преследователей.

Один из старых биографов Дефо Г. Геттнер, полагает, что он «с одушевлением присоединился к возмутившимся, потому что видел в них верных протестантов и защитником духовной и гражданской свободы». Эта точка зрения кажется мне более логичной и доказательной. Дефо храбро сражался при Бристоле и Бате, и когда войско герцога было разбито, а сам Монмут взят в плен, Дефо, действительно, «пустился в странствования по чужим землям, ожидая благоприятной минуты, которая бы позволила ему воротиться в отечество». Однако его участие в восстании оказалось незамеченным и вскоре мы снова видим его в Лондоне. Между тем, волны церковной борьбы поднимались все выше и выше. Король Яков был довольно лукав: он задумал еще больше перессорить господствующую церковь с диссидентами (сторонниками кальвинизма). Ему казалось, что при этом легче исполнить свой план «окатоличивания всей Англии». Дефо понимал эту борьбу необыкновенно ясно; он виде насквозь и предательские ланы короля и безумное и в эти тяжелые времена вдвойне опасное себялюбие религиозных партий, боровшихся друг против друга и угнетенных в одинаковой степени. Яков II, стремясь усилить католическую партию и подорвать английскую церковь, издал в 1687 году демагогический Закон о веротерпимости, о праве всех противников господствующей церкви занимать государственные посты. Многие пуритане, не поняв смысла этого закона, обрадовались ему. Дефо же проявил удивительную политическую зоркость, заявляя своим единоверцам: «Когда католики займут все видные посты, тогда дни национальной английской церкви будут сочтены и вся страна попадет под иго Рима.

Даниэль Дефо написал в этот период две брошюры, в них с презрением говорил о господствующей церкви, которая со своими униженными и лицемерными речами играла перед своим государством роль Иуды. Но точно также он осуждал и диссидентов, которые в своей ревности к религиозной свободе и независимости забывали о свободе гражданско-политической. Диссиденты отвергли его предложение и публично отреклись от автора. Таким образом, Дефо в двадцать шесть лет стал уже совершенно одиноким, непризнаваемый и проклинаемый всеми партиями одинаково. Как поэтому должен ожить Дефо, когда Яков был, наконец, свергнут, и Вильгельм Оранский высадился на берега Англии. Дефо в составе почетного караула, выставленного богатейшими купцами, присутствовал при триумфальном шествии короля. Король во всех своих церковных распоряжениях твердо и ревностно стремился к тому же соглашению и взаимной терпимости всех религиозных партий, к которой и стремился с молодости Дефо. Он, считали современники, почитал и любил короля, он даже поклонялся ему. «Между тем, случилось одно несчастное обстоятельство. За общественными делами Дефо упустил из виду домашние; торговля шла плохо; он обанкротился,- отмечает его биограф. – Теперь он снова должен бежать из Лондона. Он отправился в Бристоль. Рассказывают, что он был известен там под именем «воскресного господина», - потому что не решался показываться в другие дни: из страха сыщиков, он выходил только по воскресениям; но как рассказывают мемуары того времени, всегда он был одет крайне опрятно и красиво, в изящном волнистом парике, в богатых кружевных манжетах, со шпагой на боку.

В этом уединении он написал одну из своих знаменитейших и наиболее влиятельных книг, - свой первый памфлет «Опыт о проектах», - которая дала важнейший толчок для развития новейшего учения о политической экономии; даже Франклин, великий герой северо-американской свободы, признавался, что эта книга имела самое решительное влияние на его нравственные и политические взгляды. Его «Опыт о проектах» предлагал англичанам целый ряд реформ экономического порядка, рекомендовал ослабить средневековую строгость законов и проявить известную долю гуманности к беднякам.

Дефо выступал с предложением об организации банковского кредита и страховых компаний, об улучшении путей сообщения; развивал мысль о создании академии, которая занималась бы вопросами норм литературного языка; писал о насущной необходимости женского образования. Вильгельм Оранский также обратил внимание на эту книгу и помог автору расплатиться с долгами. С этого времени Дефо жил исключительно политикой. В 1701 году он написал стихотворный памфлет «Чистокровный англичанин». Это стихотворение было направлено против тех многочисленных нападок, которым подвергался Вильгельм Оранский единственно потому, что был иностранец. Дефо с несравненным остроумием, развивал положение о том, что и сами англичане народ совершенно смешанный и именно этому обстоятельству обязаны они главнейшими своими преимуществами. Ведь английская нация сформировалась в ходе истории из самых различных племен. В нее вошли норманны, англосаксы, шотландцы, французы, датчане.

Братец чистокровный? – В это верю еле!

Насмешка на словах и фикция на деле.

С наибольшей резкостью Дефо обрушивается на английских аристократов, гордящихся «древностью рода». Недавние выходцы из буржуазии, они приобрели гербы и титулы, за деньги. Дефо восклицает:

«Так, где же рыцари? Их нет у англичан.

Бесстыдным золотом здесь куплен пэров сан!»

Стихотворение приобрело огромную известность; его скоро стали петь на всех улицах, и оно совершенно неожиданно произвело глубокое впечатление на все население страны. «Сам король оказывал автору с тех пор свое полное расположение, - пишет биограф. – Дефо получил свободный вход в рабочий кабинет короля, и ему, часто поручалось исполнение самых важных дел». Но судьба, словно зло, смеялась над талантливым публицистом и политиком!

В 1702 году Вильгельм III Оранский погиб, сброшенный на землю конем, что дало повод его недругам, сторонникам Стюартов, пить «за здоровье жеребца его величества» и повести атаку на Дефо, который, защищая Оранского, написал второй памфлет «кратчайший способ расправы с диссидентами». Хотя он и был опубликован без подписи, автора узнали. Дефо в нем выступил в защиту веротерпимости, прибегнув к приему мистификации, призывая к расправе с диссидентами, автор по существу выступал их сторонником. Этим он навлек на себя недовольство правительства, которое решило покарать сатирика, «кощунственно смеявшегося над официальной английской церковью».

Писатель попытался скрыться. Был объявлен розыск по всей стране. В «лондонской газете» появилось объявление о правительственной награде в 50 фунтов стерлингов тому, кто выдаст Дефо. «Человек среднего роста, около 40 лет от роду, смуглый, с темно-русыми волосами, носит парик, у него крючковатый рост, острый подбородок, серые глаза и большая бородавка около рта», - такие объявления появились на площадях Англии. И хотя за сообщения его местонахождения обещали большую награду, желающих выдать Дефо не находилось. Тогда арестовали издателя и типографа. Узнав об этом, Дефо посчитал свое бегство «несогласным больше с требованием чести» и явился перед судом, чтобы, как он говорил, «удержать бурю». Дефо был заключен в Ньюгейтскую тюрьму, а его памфлет сожжен на площади палачом. Дефо был должен заплатить 200 марок, присужден к троекратному стоянию у позорного столба (29, 30, 31 июля 1703г) в разных местах Лондона и к 7 годам тюрьмы. Еще находясь в тюрьме, он написал «Гимн позорному столбу», в котором заявил, что он гордится своей участью. Гимн этот был распространен его друзьями, продавался на улицах мальчишками и вскоре был у всех на устах. Народ появление Дефо у позорного столба превратил в триумф, народ усыпал то место, где он стоял цветами, ему бросали венки за венками, а сам столб украсили гирляндами. Тогда министр правевшей королевы Анны Роберт Гарли решил привлечь талантливого сатирика на свою сторону. Ему было предложено стать тайным агентом правительства, разрешено издавать свою газету «Обозрение французских дел» (Англия в то время соперничала с Францией). Лорд Гарли, по утверждениям биографов, отныне использовал Дефо «для важных дипломатических поручений». «Мало того, событие, которое главным образом ознаменовало правление королевы Анны, - политическое соединение Англии и Шотландии, есть всего больше дело нашего Дефо», - пишет Г. Геттнер. Министры выбрали его посредником в этом важном деле, потому что едва ли в целой Англии мог найтись другой человек, который бы с такой любезной личностью и таким ловким пером соединял такие обширные сведения и понимание в торговых делах и сношениях.

В октябре 1706 года Дефо прибыл в Эдинбург, в феврале 1707 г. соединение обоих королевств было, к всеобщему удовольствию, счастливо окончено. В 1709 г. Дефо написал историю этого присоединения Шотландии и сегодня имеющую «прочные достоинства, как по ее драматической живости, так и по ее документальной верности». Все биографы – и наши, и английские,- сходятся на том, что этот период жизни Дефо был «самым блестящим временем внешней славы и значения Дефо. Он был самым положительным любимцем и правительства, и народа». Через 10 лет – в 1719 г. – вышел в свет, его знаменитый «Робинзон Крузо», принеся писателю мировую славу. А до этого – им была написана «Всеобщая история торговли», а немного ранее – в 1715 году – его последнее политическое сочинение «Appeal to Hoper», - воззвание к чести и справедливости, которое, по его собственному выражению, должно было быть открытым и правдивым изложением его общественной деятельности. «Я жил слишком долго, я слишком много видел свет,- писал Дефо,- чтобы много ждать от его честности. Меня постыдно оскорбляли, и даже диссиденты, которых я защищал с опасностью своей жизни, никогда не простили мне того, что – я был справедлив и честен. Но я стоек. Пусть, однако, толпа не расточает своей ненависти против человека, который пресытился жизнью, равнодушием к наградам, да равнодушен и к наказаниям. Моя жизнь уцелела только чудом; бедность преследовала меня по пятам, не убивая меня. Я узнал блеск и ужасы света, потому что из тюремного каземата я переходил в кабинет короля. Я потерял свое имение и доброе имя, чтобы спасти свою честь и убеждения, и я не чувствую никакого раскаяния об этом. Теперь я живу, бедный и презираемый, и презираю это презрение. Радость и мир наполняют мое сердце. Мои первые несчастья, большое семейство, мои физические страдания, неблагодарность моих сограждан, нападки моих завистников, угрозы правительства, воспоминания о том, что я вытерпел, не мешают мне иметь ясное и готовое на все расположение духа, твердое и покорное сердце»

Через 12 лет после выхода «Робинзона Крузо», в 1731 г. одна из лондонских газет напечатала сообщение:

«Несколько дней назад скончался Даниэль Дефо – старший, весьма известный своими многочисленными сочинениями».

Смерть настигла писателя, когда он – который раз в жизни? - скрывался от кредиторов.

Сохранились горькие строки, отправленные близким: «Горе мое приумножено невозможностью, видеть вас, - сетует он в письме. – Я вдали от Лондона, в Кенте. Сейчас я слаб, мучает лихорадка, изнурившая меня. Но те горести еще хуже. Я не видел ни сына, ни жены, ни малюток уже много времени и не знаю даже, как мне увидеть их. Морем они не решатся добираться ко мне, а на сухой путь экипажа нет. И я вовсе не знаю, что делать».

Отпевали его в том же приходе, где числился прихожанином Джеймс Фо, когда родился у него сын, сегодня известный всем как Даниэль Дефо, автор прославленного на весь мир «Робинзона Крузо».

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)