Учеба  ->  Среднее образование  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Учет особенностей функциональной асимметрии полушарий школьников как важный компонент повышения уровня мотивации к обучению

Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна узнать его также во всех отношениях.

К. Д. Ушинский

В последнее время психологи, работающие в сфере образования, отмечают заметное увеличение количества детей с отклонениями в психическом развитии. К факторам, которые отрицательно влияют на развитие ребенка, можно отнести ухудшение социальной и экологической обстановки, инфекции, недостаточную «зрелость» психических процессов, несоответствие психолого-педагогических методик обучения психофизиологическим особенностям ребенка, а также алкоголь, наркотики, курение.

По данным Сиротюк А. Л., общее ухудшение социальной и экологической обстановки привело к тому, что в 2000 году здоровыми были признаны лишь 10% выпускников школ и 15% дошкольников. В Москве среди неуспевающих школьников около 50% отстает в своем психическом развитии от нормы. По данным обследования школ и детских садов Санкт-Петербурга, более чем у 40% детей отмечаются различные отклонения в созревании и функционировании нервной системы. Неуспехи в школе формируют у подростков негативное отношение к учебе, затрудняют общение с окружающими. Все это способствует асоциальному поведению, особенно в подростковом возрасте.

«Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения», работающий в городе Новокузнецке четвертый год, занимается воспитанием и обучением подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию (неблагополучие и асоциальность семей, правонарушения и преступления, педагогическая запущенность и школьная дезадаптация и т. п. ).

Большинство школьников перед поступлением в Центр не обучались 1-5 лет в массовой образовательной школе, 73% проходят повторный курс обучения (от 1до 4 раз). 51% наших обучающихся - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Все учащиеся нуждаются в педагогической и психологической помощи, в индивидуальном подходе, в использовании особых методов и средств обучения для достижения положительного результата в обучении и воспитании.

Важную роль в улучшении успеваемости играет учебная мотивация, которая у данной категории подростков не сформирована вообще или имеет низкий уровень развития (по данным школьного психолога). Актуальность проблемы, основанная на вышеперечисленных фактах, послужила основой поиска возможных путей повышения мотивации к обучению.

Одним из способов повышения мотивации к обучению, на наш взгляд, является участие в литературно - музыкальной гостиной «Вдохновение», работающей в нашей школе на протяжении четырех лет. К такому гипотетическому выводу мы пришли исходя из того, что ребята с удовольствием принимают участие в гостиной, участвуют в составлении сценария, в дни репетиций не пропускают занятия, с желанием учат поэтические и прозаические тексты, создают костюмы, танцуют и поют. В каждом мероприятии задействовано более 20 человек. Педагогический коллектив придает работе гостиной большое значение, т. к. в процессе подготовки и проведения спектаклей школьники развивают свои творческие способности, овладевают навыками культуры речи и поведения, приобщаются к богатствам мировой культуры, что способствует формированию личности ребенка.

Что нужно сделать, чтобы развить творческие способности школьников? Действительно ли участие в литературно - музыкальной гостиной способствует повышению мотивации школьников и улучшает успеваемость по предметам, требующим творческих способностей? Эти и ряд других вопросов легли в основу исследовательской работы. Ответ на них мы решили искать в психологических особенностях человека и обратились к специальной литературе по психологии.

Одной из причин существования у человека определенной структуры психики является функциональная асимметрия полушарий. Доминирование левого полушария определяет склонность к абстрагированию и обобщению, определяет словесно - логический характер познавательных процессов. Доминирование правого полушария определяет склонность к творчеству, конкретно - образный характер познавательных процессов. Равнополушарный тип характеризуется отсутствием ярко выраженного доминирования одного из полушарий.

В процессе школьного обучения основную нагрузку несет левое аналитическое полушарие, поскольку основные мыслительные действия, которые выполняет ученик в процессе обучения, касаются анализа, синтеза информации, перевода ее из одной системы в другую. В процессе обучения в школе очень мало затрагиваются чувства ученика, практически целенаправленно не развивается эмоциональная сфера, не развивается образное ассоциативное творческое мышление. Недогруженное работой правое полушарие не развивается в должной мере, что влечет за собой такие последствия как слабо развитая эмоциональная сфера личности, слабо развитая интуиция, низкий уровень развития креативных способностей.

Мы считаем, что развитие правого полушария ведет к развитию творческих способностей, что способствует повышению мотивации к учению, которая приводит к улучшению успеваемости, что в конечном итоге влияет на успешную адаптацию в обществе.

Актуальность данного исследования определяется необходимостью развития правого полушария у воспитанников «ЦЛПДО». Исходя из этого, была сформулирована тема исследования: «Учет особенностей функциональной асимметрии полушарий школьников как важный компонент повышения уровня мотивации к обучению».

Психофизиологические особенности школьников

Правополушарные люди за лесом не видят отдельных деревьев, а левополушарные — за отдельными деревьями не видят леса,

Б. Белый

Закономерности развития психики и мозга

Известно, что психические процессы не являются содержанием мозга, но являются его функцией. Учение — это сложная познавательная деятельность, которая осуществляется при взаимодействии различных мозговых структур. Своевременность образования и полноценность функциональных систем являются психофизиологической основой высших психических функций, психических форм деятельности и успешности обучения ребенка.

Одним из важнейших свойств индивидуальности, по словам А. Л. Сиротюк, является функциональная асимметрия мозга — она определяет особенности восприятия, запоминания, стратегию мышления, эмоциональную сферу человека. Зная тип межполушарной асимметрии, можно объяснить, почему многие школьники являются неуспевающими по предметам.

Различные структуры мозга достигают зрелости на разных стадиях онтогенеза (индивидуального развития человека от зачатия до конца жизни). Каждый ребенок имеет индивидуальные особенности развития и обучения.

Большие полушария головного мозга, и, прежде всего его кора, представляют собой сложнейшие дифференцированные образования. Дисфункция у детей различных участков головного мозга приводит к соответствующим расстройствам высших психических функций. Они не даны ребенку изначально в готовом виде и проходят длительный путь развития, начиная с внутриутробного периода, когда закладываются их предпосылки. Основными компонентами головного мозга, которые участвуют в формировании высших психических функций, являются лимбическая система и большие полушария.

Функциональная асимметрия мозга

Китаева М. В. в практическом пособии «Успешный учитель – успешный ученик» рассматривает строение головного мозга и особенности межполушарного взаимодействия. Наш мозг состоит из двух полушарий, которые являются основной структурной единицей головного мозга человека. Сверху полушария покрывает кора или неокортекс. Функции, которые выполняют эти полушария, не однозначны.

Левое полушарие, которое, в основном, и получает основную нагрузку при современных методиках обучения, выполняет функцию обработки информации посредством анализа и синтеза, выстраивания структуры, кодирования и декодирования информации.

Правое полушарие отвечает за образное восприятие мира. Мелодика звука, интонация речи, эмоция, обобщенный образ объекта — это правое полушарие.

В процессе школьного обучения основную нагрузку несет левое аналитическое полушарие, так как все, что необходимо школьнику, чтобы успевать по предмету, это добросовестно воспроизводить образец, представленный ему в процессе обучения.

Правое полушарие не развивается в должной мере, что приводит к отсутствию сочувствия, понимания другого, к низкому уровню развития творческих способностей. В целом, при такой однобокости развития человек теряет способность воспринять огромный блок информации, теряет способность создать для себя целостный образ мира.

В возрасте от 7 до 12—15 лет происходит становление межполушарного взаимодействия. Происходит формирование когнитивных стилей личности и обучения, закрепление приоритета лобных отделов левого полушария. Это позволяет ребенку выстраивать собственные программы поведения, ставить перед собой цели, контролировать их выполнение, рефлексировать (рефлексия — самоанализ, процесс познания самого себя), произвольно регулировать свое поведение, эмоции, речь. Человек формирует планы и программы своих действий, следит за их выполнением и регулирует свое поведение. Кроме того, он контролирует свою сознательную деятельность, сличая эффект своих действий с исходными намерениями и корригируя допущенные ошибки.

Теория функциональной асимметрии полушарий головного мозга за последние десятилетия прошла ряд этапов развития, накоплен значительный теоретический и практический материал. Основы функциональной специализации полушарий мозга являются врожденными. Однако по мере развития ребенка происходит усложнение механизмов межполушарной асимметрии.

Функциональная асимметрия мозга — это сложное свойство мозга, отражающее различие в распределении нервно-психических функций между его правым и левым полушариями. Формирование и развитие этого распределения происходит в раннем возрасте под влиянием комплекса биологических и социокультурных факторов. Функциональная асимметрия полушарий является одной из причин существования у человека определенной структуры психики.

Типы функциональной асимметрии полушарий мозга

Полушария мозга соединены друг с другом белым веществом, состоящим из моторных и сенсорных аксонов, называемых мозолистым телом, которое осуществляет быстрый доступ информации из одного полушария в другое, способствуя интегрированному мышлению.

Все сенсорно-моторные функции правой стороны тела контролируются левым полушарием, сенсорно-моторные функции левой стороны тела подчиняются правому полушарию.

Основы функциональной специализации полушарий мозга являются врожденными, однако, по мере развития ребенка, происходит усложнение механизмов межполушарного взаимодействия.

Существует несколько типов функциональной организации двух полушарий мозга:

• доминирование левого полушария — словесно-логический характер познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению (левополушарные люди)

• доминирование правого полушария — конкретно-образное мышление, развитое воображение (правополушарные люди)

• отсутствие ярко выраженного доминирования одного из полушарий (равнополушарные люди).

Особенности правополушарных и левополушарных детей

Особенности Правополушарные Левополушарные

Мышление Плохо классифицирует, анализирует, строит умозаключения. Любит классифицировать, анализировать. Хорошо развито

Преобладает конкретно – образное мышление словесно – логическое мышле6ние

Речь Эмоциональна, экспрессивна, богата интонациями, Грамотная, правильно выстроенная. Богатый словарный жестикуляцией. Спонтанная, сбивчивая, бессвязная. Им легче запас. Легко запоминают длинные тексты. Словоохотливы.

диктовать текст, чем писать Им легче писать, чем говорить.

Восприятие Чутки к интонациям, мелодии Менее чутки к интонации

Эмоции Преобладает отрицательный эмоциональный фон: обидчивы, Преобладают положительные эмоции. Внутренний характер внушаемы, способны тонко чувствовать и переживать, приходитьпереработки эмоций. Не хватает гибкости, спонтанности и в состояние гнева и ярости непосредственности в выражении чувств. Развито чувство юмора

Личностные качества Открыты, непосредственны, наивны, доверчивы, общительны, Рациональны, рассудительны, с обостренным чувством контактны. Легко огорчаются долга, принципиальны. С трудом перестраивают свои отношения с людьми

Действия По настроению Просчитывают действия. Предпочитают действовать по заранее составленным схемам, трафаретам. Сначала думают, потом делают

Профессии Литераторы, журналисты, деятели искусств, организаторы, Инженеры, математики, философы, лингвисты, представитель художники теоретических дисциплин

Деление людей на правополушарных, левополушарных и равнополушарных в какой-то мере условно, но позволяет увидеть многое в человеческой личности яснее. Всегда следует помнить, что мозг при специализации полушарий работает как единое целое. Более того, развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта.

Часть вторая.

Повышение уровня мотивации школьников как следствие развития правого полушария

Дифференцированное обучение детей с различной организацией мозга

Обучая левое полушарие, вы обучаете только левое полушарие. Обучая правое полушарие, вы обучаете весь мозг!

И. Соньер

До сих пор многие специалисты переоценивают роль левого полушария и логического мышления в становлении мыслительной деятельности ребенка. А такая продукция правого полушария, как интуиция, ритм, создание образов и др. , в современной школе, к сожалению, не ценится. Школьные методики развивают главным образом левое полушарие, игнорируя вторую половину умственных возможностей ребенка. Однако известно, что именно правое полушарие связано с развитием творческого мышления ребенка. Процитируем ведущих специалистов в области нейропедагогики (наука о дифференцированном подходе к обучению с учетом психофизиологических и нейропсихологических особенностей ученика и учителя).

Профессор Т. П. Хризман (Россия): «Исчезают правополушарники — генераторы идей. Вопрос стоит серьезно: надо спасать нацию».

Боб Самплс (США): «Мы обнаружили, что если реализуются функции правого полушария, то неизбежно произойдет развитие качеств, связанных с левым полушарием».

Согласно теории Говарда Гарднера, существуют семь типов интеллекта, которые необходимо использовать при обучении детей: логико-математический, вербальный (языковой), музыкальный, визуально-пространственный, телесно-кинестетический, межличностный и внутрилич-ностный. В школе, к сожалению, используется в основном логико-математический и вербальный интеллект. Нужно учитывать, что правое полушарие успешно справляется с невербальными, пространственными задачами. Поэтому важно не заставлять детей использовать языковые средства как способ мышления, необходимо больше внимания уделять творческому мышлению и приложению знаний к реальным ситуациям.

Исследование волновой активности мозга детей, успешных и неуспешных в обучении, показало, что неуспешные дети отличаются более низкой общей активностью левого полушария даже при выполнении вербальных и знаковых заданий. Кроме того, у них значительно меньшая частота переключений с одного полушария на другое при выполнении заданий, которые требуют разной стратегии мышления. Объясняется это либо несформированностью мозолистого тела мозга, обеспечивающего переключаемость в работе полушарий, либо стрессовым состоянием, разобщающим работу полушарий. Неуспешные дети в такой ситуации могут использовать только симпатическую нервную систему, стволовые структуры мозга и правое полушарие. Левое логическое полушарие задействовано не в полной мере.

Выявление индивидуального профиля функциональной асимметрии мозга

Для определения типа функциональной асимметрии полушарий обучающихся экспериментальных групп мы использовали тест И. П. Павлова «Методы определения типа функциональной асимметрии полушарий» и тест «Определение стиля обучения и мышления (форма Б)», разработанный на кафедре психологии обучения в Университете Джорджии (Авторы: Поль Торранс, Сесил Рейнолдс,Теодор Ригель, Орлоу Болл). Тестирование проводилось среди обучающихся 8-9 классов МОУ «ЦЛПДО», в котором участвовало 30 человек. В каждом вопросе были описаны три разных стиля обучения и мышления. Учащимся было предложено обвести один, который лучше всего описывает их сильные стороны и предпочтения. Результаты проведенного эксперимента показали следующее: среди обучающихся 8-9 классов преобладают левополушарные, их 47 %, правополушарных 43 % и 10 % равнополушарных.

Методика работы учителя по повышению активности правого полушария на уроках литературы

Из приведенных выше научных источников мы пришли к выводу, что правое полушарие связано с развитием творческого мышления подростка, которое наиболее активно проявляется на уроках литературы. Но так как большинство обучающихся имеют более развитое левое полушарие, учитель на уроках литературы в течение 4-х месяцев (сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь) проводил упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия. Упражнения проводились на каждом уроке литературы в течение 3-4 минут.

Выявление и анализ изучения мотивов обучения и творческой активности школьников в результате работы по развитию межполушарной асимметрии мозга

На начальном этапе эксперимента (в сентябре) и на завершающем (в декабре) мы провели анкетирование обучающихся с целью определения мотивов обучения по Урунтаевой, Афонькиной. Результаты показали, что количество школьников, посещающих школу по принуждению родителей, уменьшилось на 22 %. До 50 % возрос учебный мотив, а ребята, которые ходят в школу, потому что им интересно на уроках, также вырос (на 21 %). Существенные изменения произошли у старшеклассников в отношении морально - нравственной мотивации и социальной.

Мотив обученияСентябрь (%)Декабрь (%)
1Внешний4321
2Учебный3650
3Личностный5071
4Позиционный66
5Социальный71100
6Оценочный3643
7Игровой5079
8Самоутверждения2929
9Морально - нравственный3650
10Трудовой3636

Анкета «Мои художественно - эстетические потребности» позволила выявить, что художественно - эстетические потребности у учащихся МОУ «ЦЛПДО» в полном объеме присутствуют только у 14 % школьников. Нас также интересовал вопрос, касающийся работы литературно - музыкальной гостиной, поэтому мы внесли в анкету вопросы, позволяющие определить роль данной формы творческой работы в жизни учащихся.

№ вопроса Вопрос Ответ (%)

16 Считаю, что участие в драматическом кружке развивает творческие способности 79

18 Я хотел бы участвовать в литературно - музыкальной гостиной «Вдохновение» 86

20 Участие в литературно - музыкальной гостиной «Вдохновение» развивает коммуникативные 71

способности

23 После участия (или просмотра выступления) в литературно - музыкальной гостиной 86

изменилось мое отношение к художественной литературе.

29 Мне нравятся спектакли, выступления литературно - музыкальной гостиной. 79

31 Мне кажется, что участие в драмкружке дисциплинирует, способствует улучшению 64

успеваемости по отдельным предметам (литература, музыка, изо)

Из приведенной выше таблицы видно, что большинство учащихся хотели бы участвовать в литературно - музыкальной гостиной и у них изменилось отношение к художественной литературе в лучшую сторону (86%). 79 % обучающихся нравятся спектакли, выступления литературно - музыкальной гостиной и столько же человек считают, что участие в драматическом кружке развивает творческие способности. О развитии коммуникативных способностей, об улучшении успеваемости по отдельным предметам (литература, музыка, изо) говорят соответственно 71 и 64 % школьников.

Анализ качества успеваемости учащихся 8 - 9 классов по литературе

Для того чтобы определить, насколько развились творческие способности школьников по сравнению с прошлым годом, до проведения кинезиологических упражнений, и каково соотношение правополушарных и левополушарных детей, занятых в литературно - музыкальной гостиной, мы проанализировали два мероприятия.

За основу мы взяли два мероприятия, проведенных в прошлом году («Осенние грезы», «Как встречают Новый год люди всех земных широт») и 2 спектакля этого года («Отговорила роща золотая», «Сказки Нового года»). Данные мероприятия близки по тематике (осень, Новый год), по времени проведения (1 полугодие учебного года), по количеству участников (около 20 человек).

В прошлом году в двух мероприятиях было задействовано 5 человек из экспериментальных групп, в этом - 15, т. е. активность выросла в 3 раза

Нас также интересовал вопрос, какое количество левополушарных ребят было задействовано в этих спектаклях. Результаты оказались следующими: из 5 человек 40 % левополушарных, и из 15 также 40 % детей имеют наиболее развитое левое полушарие. Таким образом, мы пришли к выводу, что было задействовано равное количество правополушарных детей.

Анализ итоговых оценок по литературе также показал заметное повышение качества знаний. Для сравнения были взяты итоговые оценки обучающихся экспериментальных групп, участвующих в литературно - музыкальной гостиной (15 человек) за прошлый учебный год и первые две четверти текущего года. В прошлом учебном году качество знаний составило 40 %, в I четверти - 80 %, а во II - 93%.

Выводы исследования

Нами было исследовано 30 обучающихся 8-9 классов на предмет влияния повышения активности правого полушария посредством специальных упражнений на уроках литературы на изменение мотивации к обучению и творчеству.

Эта группа школьников, по данным психологической диагностики, проводившейся педагогом - психологом МОУ «ЦЛПДО» в сентябре 2007 года, характеризуется ограниченностью объема и продолжительностью запоминания информации (21 %). Большинство детей не умеют пользоваться приемами опосредованного запоминания логически связанного материала.

Объем внимания у обучающихся снижен. У 28% подростков снижена концентрация внимания, у 21% средний уровень концентрации внимания.

Снижена и общая осведомленность подростков, что свидетельствует о достаточно узком кругозоре. У 21% обучающихся 8-9-х классов возникают некоторые затруднения при выполнении операции обобщения, у них недостаточно развита и способность к абстрагированию.

Низкий уровень развития учебной мотивации у 43%. Данные психологической диагностики по тесту Филлипса показывают, что у 57% обучающихся повышенная школьная тревожность.

Среди обучающихся 8-9 классов преобладают левополушарные, их 47%, художественно - эстетические потребности у учащихся 8-9 классов в полном объеме присутствуют только у 14 % школьников

В специальном разделе психологии, называемом кинесиологией, установлено, что занятия специальной гимнастикой мозга, создающей условия для равномерного развития обоих полушарий, дают обнадеживающие результаты. Дети, отстающие в учебе и имеющие делинквентное поведение, меняются на глазах. Повышается успеваемость, изменяется поведение, ребенок активно начинает проявлять познавательный интерес.

Считаем, что проведенное исследование является подтверждением выдвинутой нами гипотезы:

  • количество школьников, посещающих школу по принуждению родителей, уменьшилось на 22 %
  • до 50 % возрос учебный мотив, а ребята ходят в школу, потому что им инте6ресно на уроках, (увеличение на 21 %)
  • большинство учащихся хотели бы участвовать в литературно - музыкальной гостиной и у них изменилось отношение к художественной литературе в лучшую сторону (86%)
  • 79 % обучающихся нравятся спектакли, выступления литературно - музыкальной гостиной и столько же человек считают, что участие в драматическом кружке развивает творческие способности
  • о развитии коммуникативных способностей, об улучшении успеваемости по отдельным предметам (литература, музыка, изо) говорят соответственно 71 и 64 % школьников
  • активность участия старшеклассников в литературно - музыкальной гостиной выросла в 3 раза
  • качество знаний по литературе у участвующих в спектаклях литературно- музыкальной гостиной повысилось в 2,3 раза

Анализируя полученные результаты, можно убедиться, что активность функции правого полушария ведет к развитию творческих способностей, что, в свою очередь, способствует повышению мотивации к учению, которая улучшает качество знаний по предмету, требующему креативности.

Рекомендации учителям: на уроках необходимо проводить для обучающихся специальные развивающие упражнения, которые способствуют активизации функции правого полушария.

Упражнения на развитие логического и творческого мышления

Программа формирования нейропсихологического пространства проблемного ребенка

- развитие высших психических функций;

- стабилизация межполушарного взаимодействия

❖ «Колечко». Поочередно и как можно быстрее ребенок перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале методика выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

❖ «Кулак—ребро—ладонь». Ребенку показывают три понижения руки, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет упражнение вместе с инструктором, затем по памяти в течение 8—10 повторений моторной программы. Упражнение выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками вместе. При затруднениях в выполнении инструктор предлагает ребенку помогать себе командами («кулак—ребро—ладонь»), произносимыми вслух или про себя.

❖ Коммуникативное упражнение «Имя». Дети садятся в один большой круг. Первый произносит свое имя и делает какое-то движение руками, ногами, телом. Вся группа хором повторяет его имя и движение, сделанное им. Затем инициатива передается соседу справа или слева.

❖ Когнитивное упражнение «Чаша доброты» (эмоциональное развитие). Инструктор поясняет: «Сядьте удобно, закройте глаза. Представьте перед собой свою любимую чашку. Мысленно наполните ее до краев своей добротой. Представьте рядом другую, чужую чашку, она пустая. Отлейте в нее из своей чашки доброты. Рядом еще пустая чашка, еще и еще. Отливайте из своей чашки доброту в пустые. Не жалейте! А сейчас посмотрите в свою чашку. Она пустая, полная? Добавьте в нее сволей доброты. Вы можете делиться своей добротой с другими, но ваша чашка всегда будет оставаться полной. Откройте глаза. Спокойно и уверенно скажите: "Это я! У меня есть такая чашка доброты!"»

❖ «Лезгинка». Ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой левой руки (6—8 смен позиций). Необходимо добиваться высокой скорости смены позиций.

❖ Коммуникативное упражнение «Комплимент». Дети садятся в круг. Каждый участник говорит соседу справа (или слева) фразу, которая начинается со слов: «Мне нравится в тебе. » Упражнение помогает ребенку увидеть свои положительные стороны и почувствовать, что он принимаем другими детьми.

❖ Коммуникативное упражнение «Сороконожка». Участники группы встают друг за другом, держась за талию впереди стоящего. По команде инструктора «сороконожка» начинает двигаться вперед, затем приседает, прыгает на одной ножке, проползает между препятствиями и т. д. Главная задача участников — не разорвать цепочку и сохранить «сороконожку».

❖ Коммуникативное упражнение «Компас» (на доверие). Дети выстраиваются друг за другом «паровозиком» и кладут руки на плечи впереди идущего. Глаза должны быть закрыты. Ведущий — «Компас» — идет с открытыми главами первым по комнате, меняя направление. Он должен так вести группу, чтобы все находились в безопасности. В роли ведущего поочередно могут быть все играющие. В конце упражнения обсуждаются ощущения детей в ролях ведущего и ведомого.

❖ Когнитивное упражнение «Скажи слово наоборот» (формирование речевого звукоразличения). Детям предлагает по очереди сказать предложенное инструктором слово с конца. Начинать необходимо с коротких слов (кот, дом), постепенно переходя к более длинным.

❖ Когнитивное упражнение «Колпак мой треугольный» (старинная игра). Дети садятся в круг. Все по очереди, начиная с ведущего, произносят по одному слову из фразы: «Колпак мой треугольный, треугольный мой колпак. А если по треугольный, то это не мой колпак». Затем фраза повторяется, но дети, которым выпадает говорить слово «колпак», заменяют его жестом (легкий хлопок ладошкой по голове). Затем фраза повторяется еще раз, но при этом на жесты заменяются два слова: «колпак» (легкий хлопок ладошкой по голове) и «мой» (показать рукой на себя). При повторении фразы в третий раз заменяются на жесты три слова: «колпак», «мой» и «треугольный» (треугольник изображается руками).

Ключ к опроснику, обработка результатов и выводы

О художественно-эстетической потребности говорят ответы «да» по утверждениям 3, 15, 16, 18, 20, 21,23, 24-28, 29, 30, 31, 32 и ответы «нет»—по утверждениям 1, 2, 4-14, 17, 19, 22

Каждый ответ оценивается в 1 балл. Сила потребности определяется суммой набранных баллов за ответы «да» и «нет» по указанным утверждениям.

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

Аудиалъный — относящийся к органам слуха.

Афферентный (от лат. afferens — приносящий) — несущий к органу или в него; передающий импульсы от рабочих органов (желез, мышц) к нервному центру.

Вербальный (словесный) — обозначение форм знакового и речевого материала, процессы оперирования с этим материалом.

Визуальный — относящийся к органам зрения.

Девиантное поведение — поведение, отклоняющееся от принятых в данном обществе норм и правил.

Дендрит — ветвящийся отросток нейрона, воспринимающий сигналы от других нейронов, рецепторных клеток или непосредственно от внешних раздражителей. Проводит нервные импульсы к телу нейрона.

Депривация (социальная) — недостаточная востребованность социальной среды.

необходимо усвоить в течение определенного отрезка времени.

Дивергентное мышление — мышление, нацеленное на выработку возможно большего числа вариантов решения проблемы.

Доминантное полушарие — полушарие, преобладающее в активности.

Индивидуальный латеральный профиль (профиль латеральной организации) — индивидуальное сочетание функциональной асимметрии полушарий, моторной и сенсорной асимметрии.

Литерализация — процесс, посредством которого определенные функции локализуются в левом или правом полушарии.

Межполушарная асимметрия мозга — неравноценность, качественное различие «вклада» правого и левого полушарий мозга в каждую психическую функцию.

Межполушарное взаимодействие — особый механизм объединения левого и правого полушарий мозга в единую интегративно целостную систему, формирующийся в онтогенезе.

Мозолистое тело — толстый пучок нервных волокон, соединяющих два полушария, обеспечивает целостность работы головного мозга.

Невроз — выраженное нарушение функционального состояния нервно-психической сферы.

Нейропедагогика — наука о дифференцированном подходе к обучению с учетом психофизиологических и нейропсихологических особенностей ученика и учителя.

Онтогенез — индивидуальное развитие человека от зачатия до конца жизни.

Рефлексия — самоанализ, процесс познания самого себя),

Симптом — внешний признак какого-либо явления.

Функциональная асимметрия полушарий — неравноценность, качественное различие того «вклада», который делают правое и левое полушария мозга в каждую психическую функцию.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)