Развлечения  ->  Развлекательные журналы  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Удивительный мир загадок

“Загадка не орех, не разгрызешь”

В народе про загадку говорят “не разгрызешь”. Почему? Очень часто трудно догадаться, надо голову поломать, напрячь память, призадуматься, включить воображение, чтобы найти отгадку.

Я всегда любила разгадывать загадки. Мой дедушка даже подарил «Большую книгу загадок». И мне стало интересно смогу ли я сама сочинить загадку?

Я предполагаю, что ничего трудного в придумывании загадок нет. Так ли это? Попробую узнать.

ЧТО ТАКОЕ ЗАГАДКА?

Сначала я уточнила смысл слова «загадка». В энциклопедии для детей прочитала, что «термин «загадка» - древнего происхождения. В древнерусском языке слово «гадать» означало «думать», «размышлять». Отсюда и произошло слово «загадка». В загадке дается предметное описание какого-нибудь явления, для узнавания которого требуется немалое размышление».

В энциклопедическом словаре написано: «Загадка - жанр народно-поэтического творчества; иносказательное поэтическое описание какого-либо предмета или явления, испытывающее сообразительность отгадывающего».

Из словаря Ожегова узнала, что «загадка – нечто необъяснимое, непонятное; загадка - изображение или выражение, нуждающееся в разгадке, истолковании».

Таким образом, про загадку я поняла следующее: это жанр устного народного творчества. Загадка – маленький текст, в котором очень хитро задаётся вопрос. Слово -отгадка не называется прямо. Цель любой загадки удивить человека, намекнуть на какие-то необычные явления, признаки или свойства предмета. Они создаются, чтобы развивать в человеке догадливость, сообразительность.

ВИДЫ ЗАГАДОК. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ ИХ ПОСТРОЕНИЯ

На следующем этапе работы мне нужно выяснить. какие виды загадок существуют и как строятся. Для этого я стала внимательно читать и сравнивать тексты загадок в нескольких сборниках.

Я обнаружила, что загадки бывают в стихах или в виде обычного предложения.

Был белый дом,

Чудесный дом,

И что-то застучало в нём.

И он разбился, и оттуда

Живое выбежало чудо —

Такое тёплое, такое пушистое и золотое (цыпленок).

(К. Чуковский).

Без рук, без ног, а рисовать умеет (мороз).

В загадке всегда содержится вопрос. В одних загадках он ставится прямо, а в других в скрытой форме. Например:

«Без рук, без топорёнка построена избёнка» (гнездо). Скрытый вопрос.

«Кто пасёт овец и коз там, где луг травой зарос?» (пастух). Прямой вопрос.

Что такое перед нами: две оглобли за ушами, на глазах по колесу и сиделка на носу? (очки).

Загадка с прямым вопросом – это вопросительное предложение и начинается с вопросительного слова. Это загадки-вопросы.

А как строится загадка со скрытым вопросом?

✓ «Маленький, беленький,

По лесочку прыг-прыг!

По снежочку тык-тык!» (заяц). О ком идет речь догадаться не трудно, потому что описывается размер, цвет, действия зайца.

✓ Кафтан на мне зеленый, а сердце как кумач.

На вкус, как сахар, сладок, а сам похож на мяч (арбуз). В этой загадке перечисляются три признака арбуза (цвет, вкус, форма).

✓ « Течет, течет – не вытечет, бежит, бежит – не выбежит» (река).

✓ Идёт по соломе – не шуршит, идёт по воде – не тонет, идёт по огню – не горит (тень). Река и тень описываются через действия.

✓ Деревянная шея, железный клюв, кричит: «тук-тук-тук!» (молоток). Указывается материал и звучание.

✓ Что за зверь: белый, как снег, надутый, как мех, лопатами ходит, а рогом ест? (гусь). Называется цвет, форма, движения.

В этой группе загадок всегда присутствуют слова, которые называют признаки или свойства загаданного предмета. (Величина, форма, цвет, вкус, звучание, движение, материалы, назначение). Это загадки-описания.

А загадка С. Я. Маршака про календарь к этой группе не относится.

«Под Новый год пришел он в дом

Таким румяным толстяком.

Но с каждым днем терял он вес

И, наконец, совсем исчез» (календарь).

Похожая загадка:

Его весной и летом мы видели одетым. А осенью с бедняжки сорвали все рубашки. Но зимние метели в меха его одели (дерево) С. Я. Маршак.

В них говорится о предметах, с которыми мы сталкиваемся каждый день. В этих загадках рассказывается о жизни предметов.

Значит, это будут «биографические» загадки.

А вот загадки, в которых сравниваются несколько предметов!

Бела, как снег, черна, как жук, зелена, как лук, вертится, как бес, а повертка – в лес. В этой загадке описывается внешний вид и повадки сороки. Но признаки птицы сравниваются с признаками других предметов. Получается, что сорока похожа и на снег, и на жука, и на лук, и на беса.

«Крылья словно лепестки, усы будто у осы, и летает словно птица. Нас с тобою не боится» (бабочка).

Это загадки-сравнения. В таких загадках называются два предмета: тот, который загадали и тот, с которым сравнивают. Другим признаком таких загадок являются наличие слов: как, словно, будто.

В загадке: "Не ездок, а со шпорами; не будильник, а будит" тоже сравниваются два предмета. У ездока и петуха, будильника и петуха называются не только общие признаки и различия. В загадку включено отрицательное сравнение

Такие загадки легко узнать, так как в них есть слова отрицания. Вот примеры загадок-сравнений с отрицанием:

✓ «Сер, да не волк.

Длинноух, да не заяц.

С копытами, а не лошадь» (осел).

✓ Идёт, а ног нет,

Лежит, а постели нет,

Лёгкий, а крыши ломит (снег).

В следующих загадках, чтобы описание предмета получилось таинственным, секретным, используются слова заменители. Например:

«Крашеное коромысло над рекой повисло». Слово «радуга» заменили коромыслом.

«Стоит Антошка на одной ножке». Слово «гриб» заменено именем «Антошка».

Это еще один способ создания загадок с замещением одного образа другим.

✓ Голубая простыня весь свет одевает (небо).

✓ Один костер весь мир согревает (солнце).

✓ Летел пан, на воду пал. Сам не убился и воды не взмутил (дождь).

Ещё мне удалось найти загадки-рифмовки. Отгадывать их легко. Ведь нужное слово так и просится на язычок. Такие загадки учат подбирать рифму.

✓ Апельсины и бананы очень любят (обезьяны)

✓ У меня пропал носок, утащил его (щенок)

✓ Очень много окон в нем. Мы живем в нем. Это (дом)

✓ Вяжет мама длинный шарф, потому что сын - (жираф)

А вот загадки-рифмовки посложнее:

✓ Спинка в веснушках. Ах, как неловко!" – И покраснела (божья коровка)

✓ Не колючий, светло-синий, по кустам развешан (иней)

✓ Вкус у ягоды хорош, но сорви ее поди-ка:

Куст в колючках, будто еж, вот и назван (ежевика)

✓ Злая, как волчица. Жжется, как горчица!

Что это за диво? Это же (крапива)

А вот стихотворные загадки-рифмовки:

✓ Кто мяукает за дверью, ходит, бродит под окошком?

Ой, пустите в дом скорее нашу серенькую (кошку)

✓ Не олень он и не бык, в жарких странах жить привык,

На носу имеет рог, кто же это?. (носорог)

Лечит маленьких детей, лечит птичек и зверей,

Сквозь очки свои глядит добрый доктор (Айболит)

Есть и загадки-обманки. В них слова тоже рифмуются, но в этом-то и весь фокус. Отгадку нужно подбирать не в рифму, а по смыслу. Если же говорить последнее словечко в рифму – получится смешная чепуха. Например: быстрее всех от страха несется Так и хочется добавить "черепаха", правда? Но, разве черепаха может нестись "быстрее всех"? Конечно, нет. Правильная отгадка – заяц. Подобные загадки учат не поддаваться на хитрый обман. А еще развивают чувство юмора.

✓ С пальмы вниз, на пальму снова ловко прыгает корова (и никакая не корова, а обезьяна)

✓ Кто любит по ветвям носиться? Конечно, рыжая. лисица (белка)

✓ Зимой в берлоге видит сон лохматый, косолапый слон ( мишка)

✓ На заборе поутру кукарекал кенгуру (петух)

✓ Хвост веером, на голове корона. Нет птицы краше, чем ворона (павлин)

✓ В теплой лужице своей громко квакал соловей или муравей (лягушка)

✓ По сосне, как в барабан, застучал в лесу. кабан или баран (дятел)

Загадки на смекалку похожи на задачки. Здесь не помогут рассуждения, нужно просто догадаться. Примерно так и отгадывается известная загадка К. Чуковского «о Кондрате, который шел в Ленинград и встретил ребят». Бесполезно считать, сколько лукошек, котят и кошек несли ребята в Ленинград. Ведь тащили-то они все это добро вовсе не в Ленинград, а в Кострому. И всем известная загадка про "А и Б, которые сидели на трубе" тоже из этой серии.

Примеры загадок на смекалку:

✓ От чего плавает утка (от берега).

✓ За чем язык во рту (за зубами).

✓ Одно яйцо варится 3 минуты. Сколько минут будут вариться 2 яйца (3 минуты).

✓ Могут ли быть на яблоне яйца? (Да, в птичьем гнезде).

✓ Когда курица стоит на одной ноге, она весит 2 кг. Сколько она будет весить, если встанет на две ноги (2 кг).

✓ Когда мальчика называют женским именем? (Когда он соня).

✓ Перечисли пять дней подряд, не называя чисел и дней недели (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра).

А ещё я нашла загадки, где буква заблудилась.

А вот другие загадки:

✓ Куклу выронив из рук, Маша мчится к маме:

- Там ползет зеленый лук с длинными усами!

✓ Жучка будку не доела: неохота, надоело.

Тает снег. Течет ручей. На ветвях полно врачей. (А. А. Шибаев)

✓ Ехал дядя без жилета, заплатил он штраф за это.

Сорвался волос у певца и не допел он до конца.

Мишка дров не напилил. Печку кепками топил.

В результате наблюдений и сравнений я поняла, что виды и способы построения загадок разнообразные.

№ Вид загадки Способ построения Пример

1 Вопрос Одно вопросительное предложение. «Кто над нами вверх ногами?» (мухи)

2 Описание Какой? Что делает? «Два конца, два кольца, посередине гвоздик»

Есть слова, которые называют признаки или свойства (ножницы)

загадываемого предмета. (Величина, форма, цвет, вкус, звучание, движение, материалы, назначение, состав)

3 Биография Как появляется? Мы ходим ночью, ходим днем, но никуда мы не уйдем.

Что происходит потом? Мы бьем исправно каждый час. А вы, друзья, не бейте нас! (часы) С. Я. Маршак

4 Сравнение На что похож? «Крылья словно лепестки,

Кто делает так же? Усы будто у осы,

И летает словно птица.

Наличие слов: как, словно, будто. Нас с тобою не боится» (бабочка)

5 Отрицание На что похож? «Не конь, а бежит, не лес, а шумит» (река)

Чем отличается?

_, а не _-

Как_, но не_-

_, да не_

_, а нет_, есть_, да нет_

_, но не_

Не_, но и не_

6 Замещение Слово-отгадка заменяется другим словом. «Железные избушки прицеплены друг к дружке.

Одна из них с трубой ведет всех за собой» (поезд)

7 Рифмовки Слова отгадки должны рифмоваться «Как зовут меня, скажи. Часто прячусь я во ржи,

Скромный полевой цветок, синеглазый (василек)»

8 Обманки Отгадку нужно подбирать не в рифму, а по смыслу «Кто в малине знает толк? Косолапый, бурый волк »

(медведь)

9 Смекалка До отгадки нужно просто догадаться От чего плавает утка (от берега)

10 Заблудившиеся буквы Замена всего одной буквы в слове Тает снег. Течет ручей.

На ветвях полно врачей.

КАК ПРАВИЛЬНО СОСТАВИТЬ ЗАГАДКУ?

А теперь, когда я поняла, как устроена загадка, попробую сочинить свои загадки. Для этого составлю таблицу-помощницу.

Предмет или явление, которое Слова-признаки Слова-действия Такой же предмет или предмет, который загадываю (Какая? Какое? Какой?) (Что делает?) делает то же самое

1 Герань Много цветков на одном стебельке; Приятно пахнет, очищает шарики, фонарики, чашечки душистый; воздух, цветочки белые, красные цветет круглый год

2 Кошка Усатая, хвостатая, полосатая, любит, чтобы ее гладили, мышка, острые коготки часто умывается мягкая игрушка, тигр живет в доме

3 Дождь Прозрачный, красивый, маленький падает, конфетти, снег поит растения, все от него намокает

4 Радуга Разноцветная, красивая, необычная радует, сияет мостик, полбублика

5 Зонтик Яркий, расписной защищает от дождя гриб, крыша

Мои загадки- описания:

1. Душистые фонарики очищают воздух,

На ножке болтаются и создают уют,

На окнах зеленеют, круглый год цветут (герань).

2. Живой тигренок в моем домике живет,

Ласково мурлыкая, песенки поет (кошка).

3. Конфетти упало с неба, напоило все цветы,

Очень радуются дети с появлением радуги (дождь).

4. Полбублика откушенных над городом висит,

Необычно сияет и детей веселит (радуга).

5. Яркий купол расписной от дождика спрятал нас с тобой (зонтик).

Загадки – вопросы:

Составлю теперь загадки про те же предметы и явления, но уже с вопросом.

1. Какие душистые фонарики в доме моем живут и круглый год цветут? (герань)

2. Кто с усами родился и в нашем доме поселился? (кошка)

3. Что льет с неба и радует детей? (дождь)

4. Что на небе разноцветное сияет после дождика? (радуга)

5. Какой купол прячет нас от капелек с неба? (зонтик)

Загадки- сравнения:

Теперь попробую составить загадки по другому: разделю каждую пару слов, которые расположены в каждой строчке, союзом “как”, и получу загадки со сравнением:

1. Висят на ножке, как фонарики, красивые, как радуга (герань).

2. С усами, как дядя, полосатый, как тигр, живет в доме, как собака (кошка).

3. Падает с неба, как снег, поливает цветы, как дворник (дождь).

4. Висит на небе, как мостик, разноцветный, как огоньки (радуга).

5. Прячет нас, как домик, на ножке, как грибок (зонтик).

Загадки- отрицания:

А теперь составлю загадки про эти же предметы, используя сравнение с отрицанием и замещением.

1. Висят на ножке, а не фонарики, красивые, а не радуга (герань).

2. С усами, а не дядя, полосатая, а не тигр, живет в доме, а не собака (кошка)

3. Падает с неба, а не снег, поливает цветы, а не дворник (дождь).

4. Висит на небе, а не мостик, разноцветный, а не огоньки (радуга).

5. Прячет нас, а не домик, на ножке, а не грибок (зонтик).

Проанализировав сочиненные тексты, я убедилась, что это загадки, потому что загаданный предмет я не называю, а рассказываю про него через сравнение, описание, замещение.

В результате работы над темой исследования:

• составила «портрет» загадок:

Что такое «загадка» Это маленький вопрос, который задается стихами или обычными предложениями с целью получить короткий и точный ответ.

Задача Весело учить угадывать задуманное, развивать воображение.

Объем Короткие и длинные

Форма Проза и стихи

Типы Описание, вопрос, биография, сравнение, отрицание, замещение, рифмовки, обманки, смекалки, заблудившиеся буквы.

• выяснила, какие виды загадок бывают;

• узнала, признаки построения загадок;

• составила таблицу и с ее помощью научилась составлять свои собственные загадки.

Оказывается, сочинять загадки можно буквально обо всем. Больше всего мне понравились загадки-отрицания. Когда я училась составлять загадки и искала нужные слова, то я получала огромное удовольствие и теперь я могу придумать любую загадку. И мне кажется, что я получила большой опыт: в тренировке внимания, памяти, училась наблюдать окружающий мир, выделять существенные признаки предметов. Я даже представить не могла, сколько разнообразных удивительных сравнений можно придумать для самых обычных предметов.

В итоге я опровергла своё предположение, что загадки составлять очень просто – совсем нет – это очень кропотливое, но очень увлекательное дело.

Теперь, когда я умею составлять загадки самостоятельно, я могу загадывать их сестренке, одноклассникам. На дне рождения для гостей проведу конкурс «Разгадай мою загадку». Это сделает праздник веселей и интересней.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)