Дом  ->  Квартира и дача  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Удивительной красоты край

Определение художественных особенностей кая

Наверное, каждому из жителей Междуреченска доводилось побывать возле озера, расположенного рядом с турбазой «Восход». Теперь это место ничем не примечательно. А ведь оно единственное, где растут рядом и жёлтые кувшинки, и белые лилии. Наверное, поэтому шорцы про это место сложили легенду. Конечно, мы понимаем, что это выдумка, но мне хочется верить, что и на самом деле, на берегу этого озера встречались влюблённые, а теперь от их чистого и светлого чувства остались только цветы да название озера – Ак-Шенди кёл – озеро белой лилии. И ещё осталась легенда, проанализировать которую я попыталась.

Сюжетная линия

Каждое произведение основывается на сюжете. Сюжетная линия кая такова: экспозицией является жизнь девушки по имени Ак-Шенди и юноши Луч Солнца до их встречи. Завязкой послужила встреча молодых людей и мгновенно вспыхнувшая между ними любовь. Развитие действия – Ак-Шенди попадает во дворец Владыки Озера; Луч Солнца пытается спасти свою возлюбленную; камлание шаманов, во время которого люди узнали, что Ак-Шенди «в лапах смерти»; сражение Кама Сурана с Мангысом-Ызыраком и Кёл Ээзи для спасения Ак-Шенди. Кульминацией является момент гибели влюблённых, а развязкой – появление на озере белой лилии и жёлтой кувшинки.

Система конфликтов

Ни одно произведение не обходится без конфликта. Вот и в этом кае есть система конфликтов локальных и субстанциальных. Локальный конфликт – это тот, который решается на страницах произведения, а субстанциальный – это тот, который остаётся для нас загадкой, т. е. не решён в тексте. Первый конфликт – субстанциальный, происходит между Верхним миром и Подземным. Второй – между законами света и законами Мрака, это тоже субстанциальный конфликт, так как отражает вечную борьбу между добром и злом. Третий конфликт – локальный – в нём участвуют Кам-Суран и представители Подземного мира, побеждает в этом конфликте Кам-Суран. Следующий конфликт происходит между помощниками Кама-Сурана и помощниками Владыки Озера. Победили помощники Кама-Сурана, поэтому это тоже локальный конфликт. Помощники Кама-Сурана – это Добрый Дух, зеркальце, Кылыш – шаманский меч. Помощники Владыки Озера – это Кёл-Ээзи – дух озера, Стая голодных рыб, шесть богатырш. Владыка Озера с его Хрустальным мечом, Змеем Мангысом-Ызыраком противопоставлены Шаману, домашнему скоту, айнам, людям племени. Пятый конфликт локальный – это конфликт Ак-Шенди и Луча Солнца с Владыкой Озера, из-за него влюблённые погибли: Ак-Шенди сама бросилась на острогу, а Владыка убил Луча Солнца, когда шесть богатырш заманили его, затем стая голодных рыб обглодала их косточки. И последний конфликт – субстанциальный – это конфликт между запретами и любовью. Молодые люди не должны были любить друг друга, так как были дальними родственниками, но они этот запрет нарушили.

Символика цвета и чисел

Рассмотрим ещё один параметр. Оказывается, используемые в кае цвета имеют определённое смысловое значение. После проведения анализа цветовой гаммы мною получены следующие результаты.

Белый цвет – символ чистоты и невинности, а также цвет траура. В тексте он встречается 8 раз, это Ак-Шенди – имя девушки, что переводится как «белая лилия»; её «белоснежная красота»; «белоликая девушка Ак-Шенди»; «белые ягнята», предназначенные для жертвоприношения; «белая пена ручья» - родника, который помог Лучу Солнца узнать, что Ак-Шенди на дне озера; «белые кости» Ак-Шенди; «белая лилия», в которую превратилась девушка; «белая ива», возле которой встречались молодые влюблённые.

Цвет чисто жёлтый означает болезнь, такого в кае нет. А вот золотисто-жёлтый – это символ солнца и божественности, он используется 6 раз; это Луч Солнца – имя юноши; лучи Солнца Кун-Каана, которые ослепили Змея Мангыса-Ызырака и обожгли ему крылья; Стрелы с «золотистым оперением» для сражения с Мангысом-Ызыраком; «золотисто-жёлтая кувшинка Табана-Сарыг», в которую превратился Луч Солнца после смерти; «золотистые кости» Луча Солнца; «золотистая голова» Луча Солнца. Кстати, настоящие древние шорцы имели жёлтый цвет волос. Перламутровый цвет – цвет светлой грусти, он встречается в кае 3 раза. Это «улыбки богатырш»; «лица богатырш» и «глубь озера». Хрустальный цвет выражает холод, неприступность, отстранённость. В кае он встречается 2 раза, это «дворец Владыки Озера» и «меч Владыки Озера».

Жемчужный цвет в зависимости от ситуации может означать холод или тепло. В данном случае это «стены дворца», значит, холод. Лиловый цвет – цвет печали и тревожности – встречается 1 раз: этим цветом окрашен «день, когда встретились кыз (девушка) Ак-Шенди и юноша».

Зелёный – цвет оберега, символ победы жизни над смертью. Он символизирует щедрость и возрождение души через благие намерения. Используется в кае 4 раза: «покрывало», которое обронила Ак-Шенди при встрече; «малахитовая оправа озера», «зелёный мрак озера», которое в кае названо «саркофагом»»; «зелёные оконца мантии» кувшинки и лилии. Чёрный цвет – символ смерти и царства мёртвых; использован 1 раз: «чёрным вихрем вьётся Змей».

Голубой – цвет неба, небесной любви, истины. Используется тоже 1 раз: «луч меча Владыки Озера».

Красный цвет – символ крови, любви или ненависти. Встречается 3 раза: это «огненно-красная повязка Арладаш- Кама; «рыжий конь – изых»; «кровяная мета в межбровии».

Серый – цвет пепла, он символизирует скорбь и смирение, смерть тела и бессмертие души. В кае этот цвет используется 4 раза, это «день последней встречи» влюблённых; «тучи», закрывшие небо; «дни разлуки»; «озёрная вода».

Синий цвет встречается 2 раза: «горная цепь» и «небеса».

Если составить спектр цвета, то можно сделать интересный вывод: несмотря на грустный конец этого произведения, кай оставляет светлые чувства, что подчёркивается аккордной цветовой гаммой. Белый и золотисто-жёлтый преобладают над всеми другими цветами, подчёркивая красоту любви, её верность, желание спасти друг друга.

Очень интересна символика чисел. Вот как она выглядит:

1 – символ единства; в тексте используется один раз, это «одинокая сосна». Так подчёркнута невозможность быть вместе, обречённость чувства.

2 – символ смерти, траура, горя; в тексте кая это число встречается чаще всего: 13 раз! Это «два ягнёнка», «два двойника отражаются в воде», «два возлюбленных сердца», «два белых пятна – привиденья», «двукрылый Змей Мангыс», «два раза выстрелил из лука Кам-Суран, лишив Мангыса его обоняния», «два раза ударил мечом Водяной», «две души», «две косточки», «два цветочка», «два шамана кружат в танце после смерти влюблённых», «два цветка».

3 – Пифагор назвал это число числом завершения, выражением начала, середины и конца, то есть повторения и вечности. Оно используется 6 раз: это «три дня нет Ак-Шенди дома», «три раза дёрнул аркан Луч Солнца», желая спасти любимую; «третьим выстрелом Кам-Суран ослепил Мангыса-Ызырака», «три раненья приняла Ак-Шенди», «трезубец погубил Луча Солнца», «камлают три шамана».

9 – символ силы и могущества, в кае встречается два раза: «девятиликий Кам-Суран», «девять корней у изукрашенной ели», предназначенной для проведения обряда. Но даже такой могущественный шаман не смог помочь влюблённым, несмотря на все попытки.

Нет чисел 4, 6, 7, 8, 10. Почему? Полагаю, что этому есть своё объяснение.

основополагающее число, в кае его нет. И это не случайно: нет основы для любви, потому что юноша и девушка не должны любить друг друга из-за запретов, ведь «Ак-Шенди и Луч Солнца – одной крови».

число – символ творения и совершенства, величия и мудрости, любви и милости. Нет мудрости в нарушении запретов, потому нет и величия. Запретная любовь наказана, несмотря на её красоту и верность.

число, символизирующее сострадание. Нельзя нарушать запреты, для этого они и существуют, нельзя родственникам вступать в брак. Нарушившие запреты не должны искать сострадания среди окружающих и не находят его.

число – символ счастья, восстановления и гармонии. Нарушившие многовековые запреты не могут быть счастливы, поэтому нет продолжения кратковременному счастью, нет гармонии между ними и остальными соплеменниками.

совершенное число, символизирующее порядок и власть. Но нет порядка в нарушениях, потому нет и такого числа.

Символика цвета и чисел очень богата, она тесно переплетается, дополняя и объясняя смысл этой грустной истории. Встреча девушки и парня происходит в серый и лиловый день. Эти цвета тревоги и чего-то неживого символизируют невозможность счастья, ведь Ак-Шенди и Луч Солнца – «родня по крови». Законы запрещают такие браки. Ак-Шенди живёт под оберегом зелёного цвета тайги, лугов, своего зелёного покрывала. Но, встретив юношу, она обронила это покрывало. Теперь защиты – оберега нет, она даёт волю чувствам, забыв о древних Запретах. Не случайно Кам-Суран, узнав, что она «в лапах смерти», говорит, что она «принесена в жертву за нарушение».

Но даже после смерти влюблённые из-за верности друг другу, силы и чистоты любви остаются под оберегом зелёного цвета, только теперь это «малахитовая оправа озера», «зелёный мрак» которого стал для них саркофагом, да зелёные листья – мантии, которые обрамляют их головы, ставшие цветами. Они навеки остались среди хрустального и перламутрового оттенка озёрной воды.

Предвещает обречённость чувства и трагическую развязку символика чисел: 13 раз упоминается число 2, а это, как известно, число смерти, горя, страдания.

Но настоящая любовь всегда красива, у неё нет конца: даже после смерти влюблённые будут вечно вместе. Это подчёркивает число 3 – число начала и конца, единства, вечности, которое упоминается в кае 6 раз. Это светлая, лучезарная любовь, поэтому она окрашена в жёлто-золотистый цвет. Это чистая и возвышенная любовь, способная на самоотречение и самопожертвование во имя возлюбленного. Любовь бескорыстная. Именно поэтому преобладает белый цвет (8 раз!) с перламутровым и хрустальным оттенком. Даже имена влюблённых связаны с этими цветами: Ак-Шенди и Луч Солнца. Но не будем забывать, что белый цвет – это и цвет траура. Символично и то, что Вов время встречи они видят одинокую сосну. А сосна – это дерево, обращённое в потусторонний мир. И гуляют они под сводами белых плакучих ив. А ива – это дерево печали.

Преданная любовь растопила сердце даже сурового главного шамана Сурана, который отправляется на их спасение. Он уже не прерывает речи сородичей о свадебном тое – празднике. Но перед Вечными Законами даже девятиликий Кам-Суран бессилен: влюблённые погибают. И это тоже символично: нельзя нарушать Запреты, на которых держится жизнь.

Художественное пространство

Представленное в кае пространство отличается от известного по другим произведениям. Пространство кая многопланово и населено строго своими героями. Обычно в произведениях устного народного творчества три места действия: небо, земля, подземный мир. В кае же представлено 4 мира: Верхний мир, Средний мир, мир Мрака, Нижний мир.

В Верхнем мире обитают Аба-Кюн – Отец-Солнце, Кюн-Каан – Солнце, Ульген – Главное Божество Верхнего Мира, символ Добра и Света, и Тегри-Каан – Вечное Божество Вечного Неба. Именно к ним взывает шаман, пытаясь помочь влюблённым.

Средний мир – это мир земной. Однако в распределении героев здесь тоже есть свои законы, своя иерархия: возглавляет этот мир Кам-Суран Девятиликий – главный шаман, наделённый самой большой силой. У него в подчинении Дух-Помощник и другие шаманы: Кам-Учук - шаман Летающий и Арладаш-Кам – шаман Очищающий. В этом мире происходит камлание шаманов возле священного дерева с сизымами (лентами), здесь приносятся в жертву изыхи – священные животные. Этот мир живёт по законам Света. Развешав священные ленты на дерево во время камлания, соплеменники так выражали своё сочувствие влюблённым, просили о помощи для них. Именно поэтому шаман пытается помочь влюблённым.

Затем следует мир Мрака, где обитает Кёл-Ээзи – Хозяин Озера, Дух Озера. Увидев Ак-Шенди на берегу озера, он был поражён её красотой и решил увлечь в свой мир, чтобы сделать своей прислужницей. Ему удалось с помощью ягнят-привидений заполучить Ак-Шенди, однако ни Мангыс-Ызырак – Кусачий Змей, ни Богатырши не смогли заставить девушку выполнить волю своего Хозяина: Ак-Шенди предпочла сама убить себя, бросившись на острогу, но осталась верна своему возлюбленному. Законы этого мира жестоки и коварны, как и его Хозяин.

Завершает систему миров Нижний мир, где правят Эрлик-Кан – Главное Божество Нижнего Мира и Кан-Юзут – Дух Нижнего Мира, похищающий души умерших, ближайший помощник Эрлик-Кана. Эрлик-Кан наделён правом распоряжаться душами умерших: забирать их в Нижний мир, и тогда человек умирал навсегда, или возвращать обратно, и тогда человек оживал. Чтобы человек никогда не смог вернуться в Средний мир, достаточно похитить хотя бы одну его косточку, что и делают айны – злые Духи. Так произошло с Ак-Шенди и Лучом Солнца. Сражаясь за спасение своей возлюбленной, он тоже погиб. Не успел шаман унести из Нижнего мира их тела, айны, украв по одной их косточке, навеки оставили влюблённых в Нижнем мире, только белая лилия и жёлтая кувшинка, появившиеся на поверхности озера, напоминают теперь о трагической судьбе молодых людей.

Средства художественной выразительности (схема № 5)

Любое произведение украшено художественными средствами. Этот кай не стал исключением. Однако, несмотря на то, что это произведение устного творчества, в отличие от русских сказок, система художественных средств достаточно богата и разнообразна. Можно выделить эпитеты, метафоры, олицетворения, гиперболы, повторы, просторечные и устаревшие слова.

Эпитеты можно разделить на три группы. Первая группа эпитетов – изобразительные: хрустальные струи, остудное утро, огромные зерцала (глаза), заискрились белоснежно. Вторая группа – это эмоциональные эпитеты: милая пастушка, счастливая улыбка, ласковое солнце, чарующая улыбка, всесильная любовь, изумлённые очи, цветок прекрасный. И последняя группа – эпитеты метафорические: поток проворный, обнажённые скалы, туман зыбкий, звонкая песня, ослепительные края, голос ясный.

Метафоры: косяк широких юрт, прятался шатёр, напевы рек, переливы струй, стадо туч, оконце света среди туч, подари голос, бросила взор, дева заискрилась.

Олицетворения: бежит поток, улыбка отражает солнца луч, небо прячет жаворонка и наполняет песней, расползается туман, дева раскрылась, любовь посетила, любовь бродит, девушка затрепетала, разлетелось стадо туч.

Гиперболы: от улыбки девы «расползалось стадо туч» и «расползался туман»; сражённый любовью наповал, влюбился без памяти, сгорая от любви.

Сравнения классические: «шатёр, будто чёлн под парусами», красавица жила, «будто майский день цвела», «раскрылась, как цветок», «как цветок, наполнилась любовью дева», «любовь бродит, как вино». Сравнения, выраженные творительным падежом имени существительного: «бежала лёгким ветерком», «явилась чудом».

Повторы: быстро – спешно, гнал – гонял, мчать – ловить, красть – ловить, гнал – гонял.

Просторечья: умыкнуть, зацапал.

Устаревшие слова: зерцало, страшилась, дева, взор, восседает, ратные дела, преисполнен долга.

Помощники и враги (схема № 6)

В русских народных сказках есть помощники и враги. Есть они и в кае.

Помощники:

Это река Томь, она помогла Ак-Шенди перейти через мелководье на другой берег. В русских сказках помогает спастись от погони речка с кисельными берегами.

Ель с девятью корнями помогает при камлании – яблоня в русских сказках тоже помогает героям.

Кылыш – шаманский меч в кае, а в русских сказках это меч-кладенец.

Подорожник в кае. Когда Луч Солнца целовал следы Ак-Шенди и плакал, вдоль тропинки вырастал подорожник, чтобы указать путь, по которому ушла девушка. В русских сказках это разрыв-трава, папоротник, которые помогают найти клад.

Стрелы с золотистым оперением для поражения Мангыса-Ызырака, двкрылого Змея. В русских сказках это стрелы, с помощью которых царевичи ищут себе невест, например, в сказке «Царевна-лягушка».

Родник. Он родился, чтобы сказать юноше: «Там на дне твоя Ак-Шенди. Путь тебе я указал». В русских сказках это живая вода.

Дым костра во тьме разгоняет айнов – злых духов. Ток – Добрые Духи, хранители рода. Изыхи – священные животные, предназначенные для жертвоприношения, например, кураганы – ягнята до одного года; рыжий конь – сжигают лучшие куски, чтобы с поднимающимся дымом задобрить силы Верхнего мира: Ульгена, Аба-Куна, Тегри-Каана. В язычестве также было жертвоприношение.

В кае есть помощники, которым нет аналогов в русских сказках:

тоелга – место камлания.

помощник Кама-Сурана, который мог летать, превращаясь в орла, и мог находиться в воде, превращаясь в рыбу.

Мангыс-Ызырак – двукрылый одноголовый змей. В русских народных сказках это трёхглавый Змей Горыныч.

Богатырш, которые живут в воде озера. В русских сказках это русалки

Айны – злые духи. В русских сказках это черти.

Барашки-привиденья, которые в болоте заманивают Ак-Шенди. В русских сказках это болотные огни.

Стая хищных рыб, которые обгладывают косточки Ак-Шенди и Луча Солнца, чтобы они больше никогда не смогли вернуться в Средний мир. В русских сказках аналогичных персонажей нет.

Кроме всего перечисленного, можно провести сравнительный анализ кая «Ак-Шенди кёл» и былины «Садко».

В кае про Ак-Шенди обрядом и обычаем стало камлание, а в былине – это колдовство.

Запреты сказания и былины одинаковы: это запрет кровного брака.

Схожи существа Верхнего мира: в кае это самое главное Божество Ульген, затем Аба-Кюн, Кюн-Каан, Тегри-Каан. В былине это Бог и ангелы.

В среднем мире обитают тоже сходные герои: в кае это Хозяин Озера Кёл-Ээзи, озёрный владыка, его помощницы 6 богатырш. В былине «Садко» это морской царь и русалки.

Примерно одинаковые герои населяют Нижний мир. В кае это Эрлик-Кан, Канн-Юзут, айны. В былине это черти. Змей из кая одноголовый, пылает огнём, ест людей. В былине змей трёхголовый, но тоже пылает огнём и ест людей.

В кае «Озеро белой лилии и жёлтой кувшинки» (так в переводе звучит это название) в подводное царство спускался Луч Солнца. В былине в подводное царство попадает Садко.

Проведя определённую работу, я выяснила, что кай это произведение, которое содержит приметы и устного, и авторского текста, в частности, богатство изобразительно-выразительных средств в большей мере свойственно авторскому тексту, нежели произведению устного народного творчества. Таким образом, гипотеза моя подтвердилась. Интересно было обнаружить параллели между каем и русскими народными сказками в персонажах, врагах и помощниках. Из истории известно, что русские и шорцы жили в разных географических местах, не могли контактировать. Откуда тогда это сходство? Это тоже тема для исследования, но уже другого.

Актуальность работы заключается не только в том, что я совершенствовала навыки сравнительного анализа текстов по заданным параметрам, главное, что я получила много новых сведений о тех местах, где родилась и живу. Это позволило мне по-другому относиться к моей малой родине, такой богатой и красивой не только природой, но и поэтическим отношением к ней людей, живших так давно, но умевших быть внимательными и творческими людьми. Я поняла: мы живём не на пустом месте: здесь когда-то была очень богатая культура, от которой на сегодняшний день остались только названия да пять книжечек с загадочным названием «АЛТЫН-ШОР».

Практическая значимость работы. Думается, что эта работа может быть полезна и интересна как ученикам, так и учителям, студентам филологического факультета да и просто любителям природы нашего края.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)