Производство  ->  Агропром  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Упаковка и типы

Окружающий мир

Наш мир похож на гигантский фантастический музей Вечности, главными экспонатами которого являются Вдохновение, Работа, Мастерство.

Вы смотрите на окружающий мир – и вокруг вас множество разных предметов. Одни и те же предметы выглядят всегда по-разному.

Некоторые частные коллекции хранят произведения, как высокого, так и ничем особенно не примечательные изделия.

Мы провели исследовательскую работу в области, таких, на первый взгляд, непримечательных изделиях, как обертки от конфет и шоколадок, и назвали свою работу «Мой сладкий мир». Зачем же, спросите вы, говорить об этом?

В том- то и дело, что заинтересованность в этом есть, и выводы, основанные на знакомстве с этими изделиями, могут быть достаточно поучительными.

Более простые вещи, на которые многие из вас может быть, никогда не обращали внимания – этикетки на всевозможных коробках, обёртки – всё это рисовали художники. И всё это – прикладная или промышленная графика.

Промышленная графика связана с промышленными изделиями, в рассматриваемой теме – это обёртки от конфет и шоколадок, в простонародье называемые фантиками.

Фантики, это уменьшительная форма слова «фант», у детей: конфетная обёртка как предмет игры (разг. ) Фант: 1. игра, в которой её участники выполняют шуточное задание, назначаемое по жребию; 2. вещь, отдаваемая участникам этой игры для жеребьёвки.

Слово «конфета» произошло от латинского «конфектус», что означает «изготовленный». Более 100 лет назад в России употребляли слово «конфектъ» или во множественном числе «конфекты». Именно так и было написано на всех конфетных обёртках дореволюционной эпохи, которые благодаря коллекционерам дошли до наших дней. Некоторые конфетные этикетки и упаковки – подлинные шедевры прикладного искусства.

На оформление сладкой продукции нередко работали известнейшие художники. Так было и в России, и за рубежом. Не все знают, что логотип популярного испанского леденца на палочке Chupa Chups в 1961 году нарисовал сам Сальвадор Дали. Особой художественной ценностью отличаются старинные коробки для конфет, изготовленные из дерева, металла, картона, с цветной печатью, нередко отделанные шелком, кожей, бархатом. Кстати, способ печати на жести, очень распространенный оформлении кондитерских упаковок в начале XIX века, впервые был применен в России.

Конфетные коробки получили название бонбоньерок, от французского bonbon («конфета»). Самые первые бонбоньерки имели утилитарное назначение: в них хранили рассыпные конфеты, особо же хрупкие шоколадные конфеты переносили в плоских картонных коробках из кондитерской. Плоская картонная коробка и стала основным видом упаковки для шоколадных конфет. Искусство и технология изготовления бонбоньерок постепенно достигли необычайного развития, что и делает их предметом коллекционирования. После национализации, которой подверглись в первые советские годы все кондитерские фабрики, «буржуазные» конфетные упаковки были упразднены. В 1932 году Г. Горощенко в брошюре «Оформление упаковок», изданной ИЗОГИЗом, писал: «Мы знаем, что буржуазные предприниматели в рекламных целях часто завертывают товар в различную хрустящую, вощеную и оловянную бумагу золотой шрифт и золотые поля обертки они используют специально для представления о роскоши, богатстве, исключительном качестве товара»

Бумажные обёртки, или этикетки – изобрели в Германии. Любая этикетка с рисунком, названием, фабричным знаком – это реклама. А потому пионеры русского шоколадного производства – купцы Абрикосовы, Леонов, Эйнем, Тиде, Иванов, Кудрявцев в Москве, а также Борман в Харькове, Конради в Санкт – Петербурге и другие владельцы кондитерских фабрик старались довести упаковку до эстетического совершенства. Рисунки выполняли такие известные художники, как И. Левитан, Э. Маркус, Ю. Клевер, М. Андреев. Этикетки «несли в массы» изображения первых автомобилей и велосипедов, иллюстрации к русским сказкам, пословицам, басням, рисунки животных, цветов, виды городов, рецепты приготовления шоколадных десертов. В моде были вкладыши – своеобразные визитки с рисунками от фирмы – изготовителя сладкого продукта, отпечатанные на прекрасной бумаге. Часто эти небольшие кусочки картона носили просветительский характер, например, рассказывая, как и где растёт дерево какао. Их вкладывали не только под обёртку шоколада, но и под крышки жестяных банок с молотым кофе, какао – порошком, леденцами, в коробки с конфектами – так писали знакомое нам слово вплоть до 1920 года. И всё-таки чаще всего покупатели видели рисунки весёлого (без текста) содержания или иллюстрации к басням и сказкам. По разнообразию названий русскому шоколаду не было да, пожалуй, и сейчас нет равных. Например, названия «Столичный», «Спорт», «Детский», «Ванильный», «Мокко», «Сливочный» пришли к нам из позапрошлого века. Много позже с внесением всё новых и новых ингредиентов шоколаду стали присваивать собственные названия. Так появился шоколад «Буратино», «Школьный», «Алёнка» и т. п.

Особая сложность работы художника здесь вызвана тем, что назначение, размеры и материал заданы заранее. Например, конфета «Ласточка» даны её размеры и форма, обёртка должна соответствовать ей, а значит быть небольшой и прямоугольной формы, затем подбирается материал простая бумага или гладкая блестящая. Потом продумывается рисунок и шрифт, который должен соответствовать названию конфеты. Художник в данном случае ограничен условиями и возможностями полиграфии. Он должен в совершенстве знать особенности различных печатных технологий.

Он ставит своей целью рекомендовать товар, выявить его содержание и назначение, украсить упаковку товара.

В своей работе мы познакомились с примерами очень раннего искусства создания оберток и сравнительно позднего, современного. Возникновение и развитие этих изделий формировалось под воздействием своей эпохи, общества, в котором живут или жили люди. Например, шоколад «Аврора» и «Гвардейский» отражал своё время, названия конфет и шоколадок носили патриотический характер, и в изготовлении обёртки художник использовал очень много красного цвета, актуального в то время.

В 90–х годах популярность передачи «Поле чудес» нашла своё отражение на обёртках шоколада, полюбившихся героев телепередачи «Телепузики» дети также могут встретить на обёртки шоколада

Проведя урок «Дизайн обёртки» мы увидели воздействие времени на учащихся, они рисовали обёртки и давали названия конфетам соответствующие их окружению, времени в котором они живут, например, «Масяня», «Сотик» и др. (приложение 4).

Шоколад «Алёнка» появился очень давно и сначала он имел маленький размер, а на обёртки помещалась фотография маленькой девочки. Со временем шоколадка и её обёртка менялась. Она имела разнообразную форму, а обёртка стала красочной, выразительной и выполнялась в разных художественных вариантах. В настоящее время мы можем увидеть шоколад «Озорная Алёнка», где художник изображает «Алёнку» на скейте, роликах и т. д. , то есть «Алёнку» нашего времени.

Изобразительное творчество многообразно оно знакомит нас:

- с отдельными произведениями живописи, например, шоколад «Вернисаж» - К. А. Коровин «Портрет артистки Т. С. Любатович», шоколад «Охотники на привале» В. Перова, «Богатыри» Васнецова и др.

- с памятниками архитектуры, например шоколад «Золотой фонд» - Новгород, шоколад «Русский шоколад» - Москва 1860 г.;

- с декоративно-прикладным искусством, например шоколад «Золотой фонд» - цветы Гжели, резьба Абрамцевская, конфета «Хохлома»;

Загадки очень редко попадаются одинаковые, поэтому ребёнок сначала может разгадать её сам, а затем использовать фантики, как игру с другими ребятами ;

- сконструировать из обёртки себе игрушку, например: оригами. Обёртка от шоколадки «Лунная невесомость» приглашает ребят в мир фантазии и игры, на обороте этикетки их ждёт сюрприз, схема небольшой фигурки оригами «Вертолёт», а также прилагается игра с использованием этой игрушки.

Игра «Выше, выше!». Нужно сделать с друзьями вертолеты. Начертить на земле круг. Встать в ряд. Руки вверх! Раз, два, три! Полетели! У кого вертолёт полетит точно в цель?

Теперь и вы готовы вместе с героями мультфильма «Незнайка на Луне» полетать над Луной .

Наша коллекция насчитывает сотни этикеток, собранных по тематическим разделам. Почти в каждом есть рисунки животных. Особенно много собак и кошек – они желанные гости на этикетках шоколада любого сорта. В «Спорте» представлены породистые лошади, а в 1980 году этикетки украсил Мишка – символ московской Олимпиады. На обёртках ванильного шоколада с общим названием «Цирк» «выступают» знаменитые мишки косолапые, львы и тигры, собачки, обезьянки, слоны, морские львы и галопирующие лошади, клоуны, акробаты, гимнасты и др.

Рассматривая, всё это, собирая материал и информацию, мы увидели, что не только дети увлечены коллекционированием фантиков, но и людям разного возраста это занятие не чуждо.

Ведь когда-то шоколадки и конфеты были дефицитом, как говорили в народе «слаще морковки ничего не ели», шоколад вообще был редкостью и продавался только на разновес. В основном продавались конфеты без обёрток: подушечки, драже (горошек), карамельки «Дунькина радость».

Поэтому шоколадные конфеты и плитки шоколада были большой радостью для всех сладкоежек независимо от их возраста. А появление обёртки дало возможность сохранить «сладкую» память о своих любимых конфетах.

Занимаясь исследовательской работой, мы узнали, что в нашем городе (Колпашево) производили конфеты. На базе Горпищекомбината действовал кондитерский цех. Мы нашли человека, который работал там – это Мария Ивановна Якимец, она рассказала нам очень много интересного.

Сначала кондитерский цех располагался на Пристанском переулке, недалеко от реки. В 1951 году его перевели на улицу Ленина. В этом же году 15 апреля Мария Ивановна устроилась туда работать, ей было 20 лет. Коллектив, в который попала Мария Ивановна был небольшой: Орефев Федор, Малькова Ольга, Шестакова Валентина, Астраханцева тётя Феня («обвертчица» конфет) и другие.

Работали дружно, слаженно. Труд был не легким, работали в 3 смены, всё делали в ручную. Кондитерский цех выпускал 12 наименований конфет: «Смородина», «Малина», «Раковая шейка», «Помадка», «Ирис», «Соломка», «Лимонная», «Леденцы», «Петушки», «Клюква», «Дюшес», «Подушечки».

Например, для того, чтобы сделать начинку для конфеты «Малина», специально выращивались кусты малины и рабочие сами собирали ягодку за ягодкой, чтобы впоследствии сварить начинку для конфеты.

Сам процесс изготовления был трудоемким. Карамель варили, используя только натуральные добавки, а её готовность проверяли «на зуб», если карамель прилипала к зубам значит была ещё не готова. Когда карамель сварилась – её остужали и раскатывали большой прямоугольный пласт, пласт сворачивали треугольником, а внутрь заливали начинку. Аккуратно вытянув жгутом карамель с начинкой, её закладывали под специальный ручной пресс, и быстро с силой нажимали, в результате получали конфеты нужной формы, сразу же разделяли их, чтобы они не слиплись.

Конфеты заворачивали в обёртки в ручную, за одну смену обвертчица заворачивала 50 килограмм – это была норма, но тётя Феня заворачивала и 80 килограмм. Обёртки привозили из города Томска.

Наша продукция пользовалась популярностью по всей Томской области.

Мария Ивановна проработала в Горпищекомбинате 30 лет, она любила свою профессию и называла свою работу «сладкой». А дети её звали «сладкой» мамой, так как, приходя домой она приносила с собой весь аромат конфет. Если бы цех работал по сей день, то её дети пошли бы по её стопам, но увы в 1965 году цех прекратил своё существование. Но он был и это наша история, история нашего города. И мы сказали огромное «спасибо» Марии Ивановне за то, что она поделилась с нами своими воспоминаниями. В будущем мы планируем создать видеофильм о конфетном цехе в г. Колпашеве.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)