Употребление глагола и его особых форм в художественном тексте
Слова умеют плакать и смеяться,
Приказывать, молить и заклинать,
И, словно сердце, кровью обливаться,
И равнодушно холодом дышать.
Призывом стать, и отзывом и зовом
Действительно, русский язык – это богатый, многообразный и красивый язык. Сколько слов, самых разных по значению, имеется в нем!
Ученые установили, что имена существительные, например, появляются в речи ребенка в числе самых первых слов, так как ребенок жадно смотрит на мир и пытается понять, как называются окружающие его предметы. А все они имеют свое наименование и играют большую роль в языке: имена существительные помогают точно выразить мысль. Их умелое использование придает речи выразительность и красоту. Но человек постоянно стремится не только дать название предмету, но и оценить его, показать его свойства, отличающие конкретный предмет от множества других, имеющих то же название: дом – деревянный, каменный; одноэтажный, пятитэтажный; маленький, большой; ветхий, новый; современный, любимый, отчий. То есть, без имен прилагательных наша речь не могла бы быть точной и меткой. Употребление имен прилагательных придает речи выразительность.
Имя существительное по количеству употребляемых в речи слов занимает первое место, имя прилагательное – третье, а второе место – глагол, – так сказано в учебнике русского языка для учащихся 6 класса. Меня эти данные очень заинтересовали. Ведь когда мы говорим или просто читаем, мы не задумываемся, какой частью речи является то или иное слово. Мне захотелось поработать с каким-нибудь художественным текстом, чтобы убедиться, что действительно это так. Особый интерес вызывает у меня такая часть речи как глагол, наверное, потому, что эта часть речи мне кажется наиболее удивительной (да в общем-то и трудной): ведь только она имеет особые формы – причастие и деепричастие, - которые некоторые ученые называют даже самостоятельными частями речи.
Ученые отметили, что глаголу в разных стилях речи отводится неодинаковая роль по частоте употребления: в официально-деловом стиле - примерно 6 % глаголов, в научном – около 10 %, в художественном тексте – до 15 %.
Я поставила цель: проверить на конкретном художественном тексте количество употребления глаголов и его форм, понаблюдать, какие грамматические категории глагола употребляются наиболее часто.
Я взяла сказку Александра Сергеевича Пушкина, своего любимого поэта, «Сказка о попе и работнике его Балде», пересчитала количество слов вообще. Общее количество слов составило 899. Затем я выписала все глаголы, их в тексте 203. Диаграмма. Методом отбора глагола из всего текста сказки, сопоставления известного мне теоретического материала по теме «Глагол», я попыталась определить роль глагола в данном художественном тексте.
Итак, из всех слов, употребленных в «Сказке о попе и работнике его Балде» глагол составляет 25%.
Глагол – это часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? Это вопросы начальной формы глагола или, как еще называют эту форму, инфинитива. В инфинитиве глагол в данном тексте употребляется 24 раза, в том числе глаголы морщить и тягаться употребляются по два раза. На вопрос что делать? отвечают глаголы несовершенного вида, то есть, действие еще не завершено, таких глаголов – 16 (служить, почёсывать, делать, морщить, требовать и так далее). На вопрос что сделать? Отвечают глаголы совершенного вида, то есть, действие совершено, закончено, их число составило 6 (найти, удалить, вывихнуть).
Глагол как часть речи может обозначать: реальное действие (нянчит, вынырнул, приподнял), состояние (печалится, спит, присмирел, смутился), процесс мысли и речи (думает, призадумался), проявление и изменение признака (во всей сказке не встретилось ни одного глагола с этим значением), взаимоотношение людей (сладит, не любит), движение (идет, пошел, вылез, залез), звуковое явление (замяукал, покрякивает)
Глаголы с суффиксом –ся (-сь) называются возвратными глаголами, то есть они обозначают действие предмета, которое как бы возвращается на этот предмет. Таких глаголов в тексте 24: поднялся, взыскался, призадумался, не нахвалится, обязались, гонялись, испугался,
А поп, завидя Балду, вскакивает,
За попадью прячется,
Со страху корячится
Так же два возвратных глагола подряд употребляется при описании моря, когда на нем Балда поднял целую бурю:
А Балда наделал такого шуму,
Что всё море смутилось
И волнами так и расходилось
Мне кажется, что в данном отрывке использование этих возвратных глаголов придает контексту некоторую иронию, показывая, как же страшно стало бедному попу в ожидании расплаты.
Глаголов с отрицательной частицей не насчитывается в сказке 10, из них глагол не было употребляется два раза: не будет, не любит, не приголубит, не гонялся, не смог. А для усиления отрицания и для показа усиливающегося страха попа используется отрицательная частица ни:
О расплате думает частенько,
Время идет, и срок уж близенько.
Поп ни ест, ни пьет, ночи не спит:
Лоб у него трещит
Глагол имеет три наклонения: изъявительное наклонение, обозначающее действие, которое происходит, происходило или будет происходить на самом деле (мыслит, взял, затопит, вышлю); условное наклонение, обозначающее действия, желаемые или возможные при определенных условиях (в тексте встречается только один глагол в этом наклонении, когда Балда в конце сказки советует попу: «Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной»); повелительное наклонение – глаголы, которые выражают побуждение к действию, просьбу или приказ.
Глаголы в повелительном наклонении употребляются обычно в форме 2-го лица единственного и множественного числа: верь, сделайте. Александр Сергеевич Пушкин в «Сказке о попе и работнике его Балде» использует для образования глаголов повелительного наклонения частицу –ка и в двух случаях частицу –тка: поживи-ка, собери-ка, подожди-ка, попляши-тка, подыми-тка, обгони-ка:
Видишь: там сивая кобыла?
Кобылу подыми-тка ты,
Да неси ее полверсты
При обработке текста я обратила внимание на неоднократное употребление глагола стать, который употребляется в разных вариантах: стал почёсывать, стало невмочь, стало веселее, стал крутить, стал думать, стали в кружок.
Я обратилась к «Толковому словарю русского языка» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведова. Глагол стать – многозначное слово, которое имеет несколько лексических значений:
1. Встать, принять вертикальное значение (такого значения в тексте нет).
2. Остановить, прекратить движение (тоже нет).
3. Ступив на какое-нибудь место, остановиться на нем (тоже отсутствует).
4. Расположиться, поместиться (стали в кружок)
5. Приступить к работе, деятельности (стал почёсывать, стал крутить, стал думать).
6. Переход из одного состояния в другое (стало веселее, стало невмочь).
Призадумался поп,
Стал почёсывать лоб
Стало на сердце попа веселее,
Начал он глядеть на Балду посмелее
Пошел, сел у берега моря,
Там он стал веревку крутить
Да конец её в море мочить
Используются в сказке и особые формы глагола – причастия и деепричастия, а также одно отглагольное прилагательное:
Есть же мне давай варёную полбу (отглагольное прилагательное, так как нет зависимого слова и приставки).
Причастия: Вынырнул подосланный бесёнок,
Замяукал, как голодный котенок
Деепричастий в тексте больше – 11: не зная, не споря, говоря, обежавши, завидя, утираясь, видя, мысля.
Наибольшее число деепричастий используется при описании бедного бесёнка, когда он соревнуется с Балдой:
Вот море кругом обежавши,
Высунув язык, мордку поднявши,
Прибежал бесёнок, задыхаясь,
Весь мокрёшенек, лапкой утираясь
Итак, поработав с текстом А. С. Пушкина, я убедилась, что действительно, глагол – одна из самых больших частей речи в русском языке. Каждая его грамматическая категория выполняет свою функцию и имеет в тексте огромное значение. Кроме того, я убедилась, что никакая другая часть речи не имеет столь богатой и сложной системы грамматических форм. Естественно, я не все формы брала в своём исследовании, так как считаю еще недостаточной свою теоретическую базу, но есть желание впоследствии продолжить эту работу. Подобная работа с текстом позволила мне расширить знания, поработать с текстом, анализируя использование глагола и глагольных форм могу порекомендовать своим сверстникам проводить подобную исследовательскую работу для более углублённого изучения различных частей речи.
Комментарии